Четвертый фактор производства в инновационном процессе
The fourth factor of production in the innovative process
Абдуллина Саре Нури д.э.н., профессор
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
e-mail: [email protected]
Павлова Аделия Вадимовна д.э.н., профессор, член-корр. РАЕ ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья повещена вопросам отсутствия теоретической базы анализа и синтеза такого фактора производства как предпринимательство. Авторами выдвинута гипотеза о том. Что в теорию стоимости феномен предпринимательства следует вводить не обособленной составной частью, а органически связанной со всеми традиционными факторами производства, посредством механизма коэффициентов. И предложено измерять изменение основных факторов производства посредством определения коэффициента ускорения их развития.
Abstract.Articledevoted to questions of absence of theoretical base of the analysis and synthesis of such factor of production as business. Authors have pushed a hypothesis about that. That the phenomenon of business should be ente-redinto the cost theory not isolated component, and integrally connectedwith all traditional factors of production, meansof the mechanism of coefficients. Also it is offered to measure change of majorfactors of production by means of determina-
tion of coefficient of accélération of their development.
Ключевые слова: факторы производства, предпринимательство, теория стоимости, коэффициент ускорения развития факторов производства
The key words areproduction factors, entrepreneurship, cost theory, coefficient of acceleration of development of factors of production
Давно признано, что предпринимательская функция является жизненно важным компонентом процесса экономического роста. В послании Президента Федеральному Собранию в 2014 году В.В. Путин отметил: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства - это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны» [1].
В институциональных и прикладных дискуссиях большое внимание предпринимательству уделяется в инновационном плане развития. Ранние научные труды носили скорее описательный, нежели теоретический характер. Подобно Р. Кантильону1, для Ф. Найта [4], главное состоит в том, что деятельность предпринимателя неразрывна с принятием на себя рисков. Ж. Б. Сэй [5], чуть позже, в отличие от Кантильона, выделяет производителей трех типов: ученых, предпринимателей и рабочих. Он утверждает, что любая успешная экономика нуждается в представителях трех групп и улучшается во всех трех направлениях, каждый из которых связан с риском.
Нельзя не согласиться, что особенно это проявляется в современной российской действительности, когда ни одна из групп не имеет должных условий для развития. В трудах экономистов-классиков встречаем определения предпринимателей как эфемерных фигур, не имеющих четко определенных форм и функций. Только Й. Шумпетер[6] и Ж. Б, Сэю, в своей теории факто-
:Ричард Кантильон (ок. 1680, Беллихейг — 14 мая 1734, Лондон) — экономист, банкир и демограф, «Очерк об общей природе коммерции» (1755г.)
ров производства, определяют предпринимателей в качестве специфической задачи инновационной деятельности. Таких как организация новых фирм и рискованные инвестиции. Й. Шумпетер и некоторые другие его последователи создали основы пригодной для использования в «теории предпринимательства», определив его как четвертый фактор производства. В книге У. Баумоля предлагаются начальные основы теоретической структуры предпринимательства к мейнстриму теории стоимости [2].
Строго говоря, в простейшей теоретической форме, необходимо сделать выбор между альтернативными стоимостями относительно небольшого количества переменных, а именно ценой; объемом выпуска; инвестициями в производственное здание, оборудование и другое оснащение. Менеджеры должны анализировать издержки и денежную выручку, затем рассчитывать оптимальные значения для всех учитываемых в процессе принятия управленческих решений переменных. Оперируя этими переменными исследуют их динамику, определяют методы анализа, синтеза, прогнозирования на которых базируется методика предпринимательства, а,следовательно, и теория.
И так, необходимо определиться с теорией вопроса. То, что предпринимательство является четвертым фактором производства, не оспаривает ни один исследователь, и, именно, на этой основе, предпринимательство приписывается к теории стоимости. Однако, этот фактор не имеет самостоятельности развития, без традиционно определенных факторов производства. В результате, согласны, не проявляется ни форма, ни функции и гипотеза о том, что предпринимательство является четвертым фактором производства, не выдерживает проверки практикой, так как применяются такие же методы анализа, как для традиционных факторов производства.
В условиях необходимости ускорения технического прогресса в ряде отраслей, очень важно, на наш взгляд, определить метод анализа и синтеза в теории этого вопроса. Это позволит предпринимателям в прикладных вопросах нарастить свои знания для принятия решения в области инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Сегодня мы живем в мире постоянно растущих ожиданий. Возрастают потребности клиентов, определяющих спрос.Мы наблюдаем ускоренное развитие информационных технологий, которые открывают доступ к гораздо большему объему знаний об изделиях, услугах, рынках.
На этом фоне возрастают требования клиентов в области:
- снижения цен на приобретаемые изделия;
- своевременности поставок;
- сокращения длительности циклов разработки изделий и появления их на рынках;
- надежности и низких затратах на обслуживание изделий;
- разнообразия спектра изделий.
Эти требования клиентов в российских условиях не выполняются в достаточном объеме, так как нет механизмов управления инновационным предпринимательством. В процессе распада «советской империи», последующей приватизации собственности активизировалась квази предпринимательская деятельность, которая обесценила научную составляющую производства и привела его в линейное, простое состояние, лишенное развития. Нарушилась связь трех составляющих (ученый, предприниматель, рабочий), активизирующих факторов производства.
На наш взгляд, существует ряд исследовательских теоретических элементов, которые исследователи не принимают во внимание. А именно специфические характеристики ресурсов инновационного предпринимателя, которые затрудняют исследования и препятствуют устранению имеющихся недостатков теории данного вопроса. Проблема обусловлена, в том чис-ле,системой выдачи патентов и лицензий, которая чрезмерно бюрократизирована. Также как и нестыковкой старых и новых законодательных положе-ний,увы, создающих условия для квази-предпринимательской деятельности.
В капитальном труде У. Баумоля «Микротеория инновационного предпринимательства» ясна цель автора [2]. Имеется в виду его предложение включить предпринимательство в стандартные модели фирмы. Автор пре-
тендует на основы новой микротеории, отражающей значение инновационного предпринимателя для экономического роста и процветания, связывая эту модель с теорией благосостояния.
На пути перехода микроэкономического анализа от статики к динамике автор также называет предпринимательство как недооцененный четвертый фактор производства [2].
Какая же теория жизнеспособна, какая гипотеза оправдана?
Нам представляется такая, которая выдерживает (или нацелена) проверку практикой. Значит, исследователь просчитал последствия, а это предполагает возможность анализа, эффективности инвестиций в инновационный проект. Прогнозы на спрос, измеряемые объемом продаж, где составляющие объема и цены определяют выручку. Значит, в теории вопроса должны быть заложены принципы здравомыслия. Теория в принципах должна быть ориентирована на методы анализа, синтеза и прогноза. С этих позиций подойдем к решению этих дискуссионных вопросов.
Во-первых, может ли предпринимательство иметь специфическую теорию в микроэкономике, отличную от традиционной, если у нее, нет четко выраженных форм, функций и методов реализации на практике? Разумеется, нет.
Во-вторых, насколько предприниматели в своих прогнозах используют методы теории стоимости, есть ли разница между инновационным подходом или репликаторы пользуются совсем другими методами? Разницы нет.
В-третьих, прослеживается привязка и к теории благосостояния и ее применение в отношении предпринимательского поведения. И здесь придется иметь в виду социальный аспект, что будут созданы новые рабочие места (которые потребуют обучения инновационным решениям) и какие слои населения будут обеспечивать спрос на инновационные товары, доступные по цене. Методов аргументации для инновационных факторов нет, используются общепризнанные методы анализа и синтеза.
Исходя из органической связи предпринимательства с факторами произ-
водства, нами выдвигается другая гипотеза.
В теорию стоимости феномен предпринимательства следует вводить не обособленной составной частью, а органически связанной со всеми традиционными факторами производства, посредством механизма коэффициентов. Анализ этих коэффициентов, сначала качественных, позволит в дальнейшем определять их «количественно». Это позволит анализу развиться до прогнозов ускорения развития всех факторов производства, способствующих усилению синергетического эффекта.
Реакция компаний на требования клиентов должна учитывать изменяющееся окружение. Производственные компании находятся в поисках путей сокращения длительности циклов разработки новых модификаций изделий. Известен опыт работы японских компаний, сокративших цикл разработки в десятки раз за счет применения блочного метода совершенствования новых, новейших способов внесения изменений в конструктивные решения. Одновременно ведется поиск улучшения контроля над реализуемыми у себя программами, чтобы систематически выполнять обязательства по поставкам и соблюдать календарные графики. С этим связан и поиск более дешевой и интеллектуальной рабочей силы, необходимой для уменьшения затрат и ускорения выпуска инновационной продукции.
Известно, что повышение качества изделий всегда сопряжено с вводом новых операций, способов их выполнения, что почти всегда вызывает увеличение затрат. Поэтому, в управленческих решениях всегда взвешивается оценка приобретенных новых свойств изделия и затраты, с ними сопряженные. Здесь ценовая оценка новых свойств ц' всегда должна быть больше, чем затраты, с ними сопряженные з'. Тогда соотношение инновационных решений выглядит как ц'> з'. А так как это, по сути, инновационные решения, предлагается их измерять коэффициентом ускорения (К'), что по каждому фактору производства будет представлять отношение ц'/з' и оно должно быть больше единицы или около нее на начальных этапах наблюдения. Вся сложность этого, на наш взгляд, простого решения заключается в трудностях
оценки вновь приобретенных свойств изделия. Так, к примеру, усовершенствованный кипятильник Tefal не включается без воды или отключается автоматически после кипения. Этот ценовой фактор оценивается клиентами увеличением объема продаж нового кипятильника. Имеется в виду, что освоение инновационного изделия непременно вызовет совершенствование традиционных факторов производства. И эти изменения призван учитывать коэффициент ускорения применительно к каждому фактору. А предложенный механизм определения^"' учитывает и пропорциональность этих изменений по факторам.
Тогда суммарные затраты в модели производства могут быть представлены с учетом инновационного коэффициента ускорения, следующим образом (см. формулу 1).
YZ3' = £ЗО' * К'у + £ЗС' * к'2 у + £ЗТ' * К'Зу
X - сумма традиционных затрат,
X' - с инновационными,
ЗО - затрат на оборудование, инструментарий,
ЗС - затрат сырьевых (природных, п/ф)
ЗТ - трудовые затраты.
Нам представляется, что накопительная информация в пределах до включения в международные стандарты качества позволит предпринимателям ориентироваться в направлении дальнейших совершенствований производства и реализации инновационной продукции (ИП).
Процесс разработки инновационной продукции, как правило, сопряжен с изменениями потребностей компании, что связано с изменениями внутри компании. Имеется в виду изменение производственной мощности внутри самой компании или же у внешних поставщиков, входящих в цепочку поставок. Самое главное определить, где в инновационном процессе закладываются основные затраты, начиная от разработки изделия до его производства и реализации.
В области разработки изделий компании тратят огромные суммы денег,
но во многих случаях это не приводит к денежной отдаче или иным выгодам. Например, согласно исследованиямкомпанииБуз, Аллен и Гамильтон, 46% всех затрат на разработку изделий приходится на ошибки и неудачи [7]. Поэтому крупные компании, владеющие патентами на новые технологии, предпочитают передавать эти функции малым и средним предприятиям.
Катализатор успеха предпринимателя - способность органично обеспечить синхронное ускорение развития факторов производства на модернизированной инновационной основе. И начинается этот процесс проектирования, сроки которых мониторингом должны быть сжаты.
Стремительное развитие технологий в сопряжении с нано, био и информационными технологиями, на междисциплинарном уровне, учитывают степень их развития и позволяют прогнозировать их сингулярность. Сингулярность развития технологий достигается в точке колоссального технологического ускорения, как это видно на рисунке 1.
Время
Рис 1. Сингулярность технологического ускорения
Эта закономерность подтверждается практикой современного роботостроения.
Прогнозируются:
- изобретение глубоко интеллектуальных машин;
- разработка передовых нанотехнологий, позволяющих трансформировать вещество, генерировать большое количество экологически чистой энергии;
- создание материальных объектов (как графики на компьютере);
- фантастические медицинские достижения и т.п.
Однако, все эти направления развития получат инвестирование только при устойчивом потребительском спросе и в условиях динамического развития рынка технологий. На сегодня ускоренным развитием и признанием спросом характеризуются информационные технологии. И именно они, в первую очередь, смогут быть катализаторами предпринимательского успеха в инновационном развитии факторов производства.
Инновационное предпринимательство - это самое загадочное явление, трудное для понимания в рамках теории экономического анализа. Для решения этой задачи нам необходимо принять во внимание различия в степени доступности предпринимательских талантов и в движущих ими мотивацион-ных механизмах. Имеются в виду условия окружения.В дискуссиях о документальной истории теории предпринимательства исследователи единодушны в том, что в трудах экономистов-классиков были заложены ее основы, но в эпоху неоклассицизма предприниматель был изгнан из научной литературы. Критический обзор литературы привел нас к мысли о необходимости пересмотра сложившихся воззрений. И здесь теория может рассматриваться как аналог машины, позволяющей генерировать пригодные для использования предложения, согласно которым увеличение значения одной переменной, при неизменности всех остальных условий, неизбежно ведет к новому равновесию и уменьшению значения другой переменной в модели затрат на инно-вации.Например, применение новых способов производства с использованием лазерной техники снижают долю трудовых затрат и увеличивают долю оборудования - равновесие факторов производства сохраняется. Данное положение было четко сформулировано Й. Шумпетеромв 1936 году и И. Киру-неромв 1979 году. Оно же продемонстрировало, что устойчивое равновесие не допускает существования инновационных предпринимателей в той же степени, в которой не допускается существование устойчивого неравновесия. Это поиск прибыльных возможностей, согласно которому, утверждает впо-
следствии И. Кирунер [3], предприниматель обладает важнейшей способностью - с расторопностью распознавать в любом неравновесии возможность, приносящую прибыль, извлечение выгоды для ценовых различий. Согласны, что этот механизм, в основе которой непрерывная промышленная эволюция и революция, непригоден для построения стационарных моделей. Там нет места инновационным затратам, которые в определенной части будут дублировать традиционные для фирмы затраты. По существу, неоклассическая модель является инструментом оптимальным для хорошо структурированных проблем, и все же, мысчитаем неоправданным исключение из нее предпринимателя. Речь идет о форме его присутствия в модели. Например, в виде коэффициента ускорения - К', роль которого акцентировать инновации.
Чаще всего в теоретических разработках изучаются отдельные факторы производства. При этом неизбежно признаются различия между землей, трудом и капиталом, но как абстракция. Однако их количество и качество имеет огромное значение и может быть представлена как переменная. Это еще одно обозначение производственной функции, следовательно, могут быть и первая, и вторая производные - как взаимосвязь переменных. Именно такое взаимодействие факторов производства позволяет отнести их элементарное происхождение к теории предельной производительности, как основы теории стоимости, теории распределения и использования ресурсов. Согласно этой теории на процесс разработки изделий влияют многие факторы, в числе которых и потребности клиента, и рыночные тенденции, и затраты, и технологии, и своевременность выхода данного изделия на рынок, и такие понятия как творческий потенциал человека и его нацеленность на инновации, и многое другое. Но не вызывает сомнения, что значительная доля фактической стоимости изделия закладывается на самых ранних стадиях процесса его разработки.
Воздействие проектирования изделия на его стоимость установлено анализом постадийного движения затрат. Принятие общей концепции изделия сопряжено с 5% затрат полной ее стоимости и приблизительно 50% уже ее-
фактической стоимости. Когда процесс переходит к проектированию предопределено, что 70% стоимости изделия зависит от конструктивных особенностей. И здесь полезно вспомнить о тех нововведениях, которые сокращают сроки проектирования для скорейшего выхода нового изделия на рынок. Это одновременно и инженерно-технические проработки на совмещение сроков технического и рабочих проектов, и использование блочного метода проектирования, новых инструментов проектирования. Это особенно характерно для японских компаний, которые ратуют за технологичность производства изделий, его функциональную пригодность, надежность и удобство обслуживания.
Уровень и типы инновационной деятельности, утверждает Уильям Бау-моль(претендующий на вклад в теорию), изменяется в зависимости от отраслей и различных типов фирм [2]. Эти атрибуты инновационной деятельности правомерны лишь тогда, когда установлены критерии, их определяющие и измерители, что укрепит позиции теории на поверку практикой. Уровень и типы инновационной деятельности, установленные в динамике, могут учесть стремительно меняющуюся среду геоэкономики.
Конвергентные науки и технологии стремительны, темпы их развития особенно характерны для таких отраслей как информационные, нано, био и когнитивные технологии. Они являются локомотивом, технического прогресса. Именно в этих областях знаний чаще всего появляются новые открытия, а изобретения претворяются в жизнь. К инновациям, как правило, стремятся и огромные фирмы, и отдельные изобретатели, и их партнеры - предприниматели. Однако различаются форма их участия в инновационном процессе. На небольшие по размерам фирмы (>500 чел.) приходится непропорционально-высокая доля важнейших изобретений, они принимают на себя риски и трудности, связанные с новыми открытиями. В то же время владельцами инноваций все же выступают крупные фирмы. Таким образом, на инновационном рынке присутствуют два основных класса частных поставщиков: крупные фирмы и изобретатели-предприниматели. Исторически сложи-
лось, что в конкуренции первые вытесняют с рынка вторых. Для новых условий геоэкономики прослеживается и не конкуренция, а партнерство между крупными фирмами, которые минимизируют риски и малыми предприятиями, принимающими на себя риски и неудачи. Информационный обзор этого процесса содержится в работе С.ванПраага и П. Верслоота[8]. Но здесь же упоминается о еще двух источниках важных инноваций, группах, находящихся за пределами рыночного сектора: о государственных организациях и об университетах. Сегодня на долю частного бизнеса преимущественно крупных компаний приходится около 70% расходов из НИОКР. Характерно, что еще в 2000 г. в США инвестиции в НИОКР осуществлялись более, чем 30 тыс. фирм. Из них 167 компаний в общем объеме НИОКР составила 46%. Резкое увеличение расходов на исследования и изобретение частного бизнеса особенно характерны в период с 1953-1998 гг. [8]. Как установлено по результатам исследования У. Баумоля, прорывные изобретения чаще всего делаются на небольших или на вновь образованных предприятиях. Тому приводится яркий пример, достигнутый корпорацией Intel в создании и производстве компьютерных микросхем [2]. Но, тем не менее, только частный сектор не мог обеспечить столь революционное научно-техническое достижение. В анализе движущих сил технических изменений и экономического роста следует выделить действия, которые направляются не прямыми, а косвенными воздействиями рыночных сил. Это университеты и государственные агентства. Вклад этих институтов, как правило, отражается на результатах фундаментальных исследований. Ответственность за проведение фундаментальных исследований берет на себя государство и университеты, которые обеспечивают основу прикладных инноваций или стимулируют их. Представление должной правовой защиты благоприятствует развитию предпринимательства и инвестициям в инновационный процесс. Отдельная проблема в российской действительности - создание и функционирование технопарков, механизм их деятельности.
В целях приближения к российской действительности выскажем свое
мнение о месте и роли российских университетов в аспекте их укрупнения, и перехода ведущих из них в ранг федеральных университетов.
Нужно сделать так, чтобы престижно было в них работать, и чтобы на первом месте была исследовательская функция преподавателя, имеющего меньшую учебную нагрузку и стимулирующую к фундаментальным исследованиям.
Каждый руководитель молодых ученых должен быть озадачен проблемой, в которой он преуспел, иметь связи с компаниями, где могут быть реализованы его гипотезы. Каждая кандидатская диссертация может быть основой курса по выбору студента. Большое внимание должно быть уделено практике студента, нацеленной на будущую работу в этой же компании. Федеральный университет должен быть объединяющим началом на вверенной ему территории, координирующим научно-исследовательские центры и университеты по отраслям для установления органичной связи компаний, научно-исследовательских центров и университетовс целью проведения фундаментальных и прикладных исследований и стимулирования развития кадров новой формации, заряженных научно-исследовательской деятельностью.
Итак, подведем итоги теории и практики, в области инновационных, прорывных наук и технологий. Предлагаем, не умоляя, а наоборот, акцентируя влияние предпринимательской активности учитывать, измерять изменение основных факторов производства посредством определения коэффициента ускорения развития основных факторов производства.
Список литературы
1. Послание Президента Федеральному Собранию на 2015 год - электронный ресурс // режим доступа:http://www.kremlin.ru/transcripts/47173
2. Баумоль, У. Микротеория инновационного предпринимательства / У. Баумоль / М.:Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, 2013.
3. Кирунер, И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирунер / Пер с
англ. Под ред. Проф. А. Н. Романова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт / М.:Дело,
2003
5. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж-Б.Сэй / М.: Дирек-тмедиаПаблишинг, 2008.
6. Шумпетер, Й. История экономического анализа. В 3-х томах / Й. Шумпетер / М.: Экономическая школа, 2012.
7. Closed Defense Criminal Investigative (DCIS) Service investigations listed in the Defense Central index of Investigations concerning (DCII) concerning Booz Allen Hamilton,2014// электронныйресурс- режимдоступа: http://www.governmentattic.org/10docs/DCIS-DCII BoozAllen 1987-2012.pdf
8. Mirjan van PraagC. The Economic Benefits and Costs of Entrepreneurship / C.Mirjan van Praag, Peter H/ Versloot - Publishers Inc. USA, 2008.