ИННОВАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ INNOVATIONS AND THE MENTAL POTENTIAL IN SMALL BUSINESS: ESSENCE, METHODICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION
Л.Ю.ФИЛОБОКОВА, доктор экономических наук, профессор Кисловодский институт экономики и права e-mail: filobokova@list.ru
Filobokova L.U, professor, Kislovodsk institute of Economiks And Low.
Аннотация
Под инновационным развитием автор понимает целенаправленную деятельность, направленную на обеспечение долгосрочной экономической устойчивости социальноэкономических систем посредством эффективного использования потенциала к преобразованию условий хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства. Инновационное развитие детерминировано с интеллектуальным потенциалом и нуждается в методическом обосновании их оценки, наиболее объективно учитывающей особенности малого предпринимательства Ключевые слова: малое предпринимательство, инновации, интеллектуальный потенциал
Abstract
The author understands the purposeful activity directed on maintenance of long-term economic stability of social and economic systems by means of an effective utilization of potential to transformation of conditions of managing according to tendencies of development of public requirements and manufacture as innovative development. Innovative development is determined with a mental potential and needs a methodical substantiation of their estimation which are most objectively considering features of small business Keywords: small business, innovations, a mental potential
Еще в конце 30-х годов ХХ века американский экономист Й.Шумпетер выдвинул общую теорию циклов разной продолжительности, которые при своем сочетании обеспечивают определенную амплитуду макроэкономических колебаний. Взаимосвязь циклов разной продолжительности проявляется в том, что пик фазы подъема полувекового цикла (длинной волны) наступает тогда, когда к такому же состоянию подходят циклы меньшей продолжительности. Циклы предприятий (хозяйственные циклы) образуют циклы отраслей, а последние, в свою очередь, формируют длинные волны макроэкономики. Следовательно, траектория длинной волны полностью зависит от циклов предприятия, которое выступает первоисточником циклических колебаний.
Установив, что «первоначальной силой, вызывающей волнообразные движения, выступает предприниматель- новатор», Й Шумпетер полагал, что ключевой категорией экономического развития являются инновации, которые представляют собой новые комбинации производственных сил и неразрывно связанны с функцией предпринимателей.
В 1911 году Й Шумпетер отмечал: « главное в предпринимательстве -инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы
собственности. Главное « делать не то, что другие и не так как это делают другие..» ( ). Предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции
инноватора, и утрачивает этот статус, как только переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса.
Под инновациями Й. Шумпетер предлагал понимать внедрение нового изделия или улучшение существующего; внедрение нового производственного метода; открытие нового рынка; использование нового источника производственных факторов; и т.д., являющихся более выгодными относительно существующих комбинаций в силу того, что они обеспечивают снижение расходов и являются источником прибыли предпринимателя, который использует еще не внедренные в производство изобретения. Как процесс, предпринимательство представляет собой сложную цепочку последовательных действий, начиная от зарождения идеи, затем воплощения и, наконец, предоставления результатов потребителю. Этот процесс заканчивается получением прибыли.
Следовательно, предпринимательство как процесс — есть целеустремленная деятельность, направленная на удовлетворение запросов субъектов рынка с целью получения прибыли, которую А. Маршалл назвал предпринимательским доходом ( ). Постиндустриальная стадия развития общества с характерным для нее ростом роли новаторства и социализации производства, установила иные приоритеты хозяйствования. Не рационализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования становится ключевым звеном деятельности предпринимателя. Целевые устремления связаны не с максимизацией частного результата, а с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной организации. Ключевую роль играет не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства.
Поэтому в постиндустриальной экономике инновационная деятельность становится определяющим признаком предпринимательства, а само оно начинает играть главенствующую роль в общественном производстве.
Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р), в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
В современных условиях оздоровление экономики, формирование механизмов устойчивого и динамичного экономического развития должно идти снизу — от бизнеса и от регионов. Функция национального правительства — не в том, чтобы самостоятельно определять и реализовывать долгосрочные приоритеты (это было возможно 40 лет назад, но практически невозможно в современном глобальном и динамично изменяющемся мире), а в том, чтобы создавать условия для мобилизации ресурсов и реализации тех возможностей, которые есть у частного бизнеса. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешная интеграция в глобальный рынок все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов — или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня. Для современной экономики становится нормой, когда малые предприятия, ранее ориентировавшиеся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран и неуклонно увеличивают свою долю экономических выгод.
Особенность перехода к инновационному социально -ориентированному типу экономического развития России состоит в том, что стране предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Необходимо отметить, что основное системное отличие стран с инновационной экономикой от российской заключается в том, что в России нет оборота интеллектуальной собственности, нематериальных активов (если в европейских странах с развитой инновационной экономикой, в США от 40 до 70 % от совокупных активов составляют нематериальные активы, которые являются рыночными носителями, агентами, кровью рынка
инновационных технологий, то в России же, по данным Счетной палаты, нематериальные активы составляют около 0,3%).
Как полагает автор, вопрос об инновационной политике необходимо ставить более системно. Постановка вопроса должна заключаться в оценке эффективности региональной инновационной политики. Вопрос оценки эффективности региональной политики непрост как концептуально, так и методологически, прежде всего, в силу того, что региональная экономика - сложная система управления, выступающая, в свою очередь, объектом управления по отношению к системам более сложного порядка -национальная и мировая экономика.
По мнению заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений Натальи Ивановой, в России уже используются почти все возможные инструменты, обеспечивающие трансформацию национальной экономики на инновационный социально-ориентированный тип экономического развития. Но не все инструменты работают. Так, в России слабо развито малое инновационное предпринимательство.
Отсутствие правового поля в области понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационное развитие», «национальная инновационная система», «региональная инновационная система», «инновационно - активное малое предпринимательство» приводит к разному пониманию проблем инновационной деятельности, политики и развития экономики регионов и ее подсистем.
Автор предлагает под дефиницией «инновационное развитие» понимать целенаправленную деятельность, направленную на обеспечение долгосрочной экономической устойчивости социально-экономических систем посредством
эффективного использования их потенциала к преобразованию условий хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства.
Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Субъекты малого предпринимательства в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.
Во-первых, субъекты малого предпринимательства, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.
В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.
В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.
Способность использовать интеллектуальные ресурсы и создавать новые решения для удовлетворения человеческих потребностей начинает занимать центральное место в экономике, основанной на знаниях.
Человеческое знание и возможности всегда были в ядре создания стоимости, но этот трюизм стал более очевиден в век информации, где умственный компонент работы становится всё более и более важным. Традиционно при анализе индивидуального и
общественного производства не уделялось особого внимания интеллектуальному капиталу, рассматривались более осязаемые материальные активы, и компонент знания в цепочке создания экономической выгоды был затенен тенденцией определения бизнеса как преимущественно материальной деятельности. Однако потенциальные преимущества, выражающиеся в том, что интеллектуальный капитал формирует больший доход (в частности посредством использования лицензионных технологий) со временем изменили этот подход. Интеллектуальные активы существуют в различных формах, и их эффект ограничен только способностями людей использовать его. Возможности управления человеческим интеллектом и конвертации его в полезные товары и услуги становится критической компетенцией в современном бизнесе. Применение знаний для обеспечения конкурентоспособности стало все более и более важным в организационных стратегиях. Возрастает интерес к интеллектуальному капиталу, творческому потенциалу, инновациям и организационному обучению.
Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, в том числе и в признаваемых малыми предприятиями. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный или организационный капитал, клиентский капитал (рис.1).
Рисунок 1. Структура интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л.
Эдвинссона
В представленной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал — это то, что остается в компании после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки). Процессный капитал — это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).
Методические подходы к оценке интеллектуального капитала (и соответствующие модели) могут довольно значительно отличаться в разных по масштабам бизнеса компаниях, поэтому сложившаяся основная структура интеллектуального капитала
постоянно дополняется новыми подходами и попытками точнее учесть нефинансовые факторы роста стоимости.
Подавляющее большинство авторов признают наличие самостоятельных элементов интеллектуального капитала — человеческого, организационного, клиентского, как бы они ни назывались. Вместе с тем, в настоящее время существует множество терминов, так или иначе связанных с неосязаемыми активами: брэнд, деловая репутация (гудвилл), интеллектуальная собственность, нематериальные активы, расходы на НИОКР).
Какова взаимосвязь этих терминов с понятием интеллектуального капитала? Упорядочение и систематизация терминов становится актуальным вопросом, от которого, в частности, будет зависеть способ отражения неосязаемых активов в отчетности, признаваемой бухгалтерским сообществом.
Содержание нематериальных активов, рассматриваемых в учетном смысле, и интеллектуальной собственности определено в нормативных актах. Но такие авторитетные ученые-экономисты как А.Н. Козырев и В.Л. Макаров считают, что категория «интеллектуальный капитал» шире, чем более привычные понятия интеллектуальной собственности и нематериальных активов, подчеркивая, что понятие интеллектуального капитала нигде в мире не закреплено ни одним законодательным актом, и это позволяет исследователям высказывать самые неожиданные точки зрения без оглядки на юридические ограничения ( ).
Интеллектуальный капитал — это активы, представляющие собой мысленные (tacit) знания, то есть не отделимые от сотрудников, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структурах, интеллектуальной собственности, клиентах и др). При этом не имеет значения, приобретен объект интеллектуальной собственности (например, патент) у третьих лиц или создан в компании, поскольку основным признаком является то, что он является результатом мыслительной деятельности.
Представляется, что с позиции учетных аспектов категория «интеллектуальный потенциал», ее количественная оценка в малом предпринимательстве должны рассматриваться в составе экономико-финансового потенциала управляемой системы -«малое предпринимательство региона» (табл. 1).
Таблица 1 - Система локальных индикаторов, рекомендуемых для оценки
экономико-финансового потенциала субъектов малого предпринимательства
Показатели Алгоритм расчета
Экономико- финансовый потенциал
Имущественный потенциал
1.К1-доля стоимости чистых активов в общем объеме совокупных активов Стоимость чистых активов: стоимость совокупных активов
2.К2-доля основных средств в общем объеме совокупных активов Стоимость основных средств: стоимость совокупных активов
3.К3-доля активной части основных средств Стоимость активной части основных средств: стоимость основных средств
4.К4- коэффициент годности основных средств Остаточная стоимость основных средств: первоначальная стоимость основных средств
Финансовый потенциал
1.К5- коэффициент абсолютной ликвидности Абсолютноликвидные активы: наиболее срочные и краткосрочные обязательства
2.К 6- коэффициент текущей ликвидности Текущие активы, за минусом дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются к погашению более чем через 12 месяцев: наиболее срочные и краткосрочные обязательства
3.К7- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Собственные оборотные средства: оборотные средства
4.К 8- коэффициент автономии Собственный капитал: совокупный капитал
Интеллектуальный потенциал
1.К 9- коэффициент соответствия уровня профессионального образования Фактический уровень профессионального образования: нормативный уровень профессионального
образования
2.К 10- доля затрат на образование и повышение квалификации персонала Сумма затрат на обучение и повышение квалификации персонала: расходы по обычным видам деятельности
3. К11- коэффициент текучести ведущих специалистов 1/Среднесписочная численность ведущих специалистов, уволившихся по собственному желанию: среднесписочная численность ведущих специалистов
4.К 12- коэффициент обновления ведущих сотрудников Среднесписочная численность принятых на работу ведущих специалистов профильного образования: среднесписочная численность служащих
Расчет и оценку динамики интеллектуального капитала малых предприятий предлагается осуществлять посредством расчета индекса интеллектуального капитала (ПпР) с использованием следующего алгоритма:
ПпР =
^ (х1 ) , где хi - компоненты, формирующие интеллектуальный потенциал (К
г=1
9-12) (1).
Финансово-экономический потенциал (EFP) определяется агрегированием компонентов, его формирующих:
EFP= ПmP* Пт!* * ПnP (2).
Слабая информационная оснащенность- одно из наиболее уязвимых мест малого
предпринимательства, одна из причин, препятствующих его ускоренному развитию. Для
решения проблемы информационной обеспеченности требуется единение мер внешней
среды (создание сети консалтинговых центров и насыщение бизнес-инкубаторами) и
внутренней среды (повышение уровня экономического образования и качества
финансового менеджмента в системе).
Для оценки информационного потенциала представляется целесообразным расчет и использование индекса информационного потенциала (Ш).
(хі ) , где хі - компоненты, формирующие интеллектуальный потенциал :
V ¿=1
Кб-доля бизнес-инкубаторов в расчете на 1000 единиц субъектов малого предпринимательства в регионе;
К о- доля охваченных обучением на спецкурсах и в программах от общего числа работающих (3).
Таблица 2 - Система локальных индикаторов, рекомендуемых для оценки потенциала устойчивости сотрудничества субъектов малого предпринимательства
Показатели Алгоритм расчета
Клиентский капитал
К1- коэффициент сегментации отраслевого рынка Объем продаж (в натуральном выражении) субъекта малого предпринимательства: общий объем продаж, приходящийся на систему «малое предпринимательство» в регионе
К2- коэффициент частоты повторяющихся заказов (договоров) Число повторно заключенных договоров : общее число заключенных договоров
КЗ-темпы роста числа потребителей товара, услуг, работ во внешней бизнес-среде Число покупателей (потребителей) товара, работ, услуг за отчетный год : соответствующий показателей базисного периода
Институциональный капитал
К4-темпы роста общего числа заключенных договоров Число заключенных договоров за отчетный год: соответствующий показатель базисного периода
К5-темпы роста участия в общественных Количество встреч за отчетный год : соответствующий
организациях, показатель базисного периода
конференциях,
выставках, семинарах,
и.т.д.
В статье представлено авторское понимание сущности, взаимосвязей инноваций, интеллектуального потенциала малого предпринимательства и предложены неформальные подходы к методике расчета и оценки экономико-финансового потенциала и формирующих его элементов у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в малых организационно-экономических формах.
Список литературы
1. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х т.:Пер. с англ./Под ред.
В.С. Автономова.-СПб: Экономическая школа. 2001
2. Козырев А.Н. Интеллектуальная собственность в науке//»Законодательство о науке. Современное состояние и перспективы развития» М. : Норма. 2004
Cited Literature
1. Шумпетер J.Istorija of the economic analysis. In 3 т.:Пер. With English / under the editorship of V.S.Avtonomova.-Spb: Economic school. 2001
2. Козырев A.N.intellectual propert in a science//»the Legislation on a science. A current state and development prospects» М: Norm. 2004