Научная статья на тему 'ЧЕТВЕРТЫЙ БРАК: О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КНЯЗЯ С. И. ШАХОВСКОГО'

ЧЕТВЕРТЫЙ БРАК: О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КНЯЗЯ С. И. ШАХОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. И. ШАХОВСКОЙ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ФИЛАРЕТ / РОССИЯ XVII ВЕКА / РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпин Д. А.

В статье рассматриваются обстоятельства частной жизни князя С. И. Шаховского (конец XVI - 1655), выдающегося писателя, поэта, публициста, религиозного деятеля первой половины XVII в. С. И. Шаховской был женат четыре раза, вопреки действовавшим в это время запретам русской православной церкви, разрешающей только три брака. Его четвертый брак вызвал конфликт с патриархом Филаретом Романовым в 1622 г., после которого писатель отправился в ссылку в Тобольск. Однако вскоре он был прощен и даже возвращен в Москву на государственную службу. В своих мемуарах («Домашних записках») князь, вспоминая о жизни, опустил этот эпизод. Однако слухи о том, что четвертый брак был официально расторгнут, были сильны в кругу его многочисленной родни. В 1662 г. сын С. И. Шаховского Федор начал тяжбу со своими родственниками, которые обвиняли его в незаконнорожденности и просили лишить земельных владений. Следствие в итоге не смогло найти документальных доказательств того, что С. И. Шаховской был официально разведен с женой. Автор делает выводы о том, что отказ от развода с четвертой женой и официальное оправдание этого деяния являются своеобразными свидетельствами ухода средневековых традиций в прошлое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOURTH MARRIAGE: ABOUT THE FAMILY LIFE OF PRINCE SEMEN SHAKHOVSKY

The article deals with the circumstances of the private life of Prince Semyon Shakhovsky, an outstanding writer, poet, publicist, religious figure of the first half of the 17th century. It is known that Semyon Shakhovskoy was married four times, contrary to the prohibitions of the Russian Orthodox Church. The fourth marriage caused his conflict with Patriarch Filaret, after which the writer went into exile in Tobolsk. However, he was soon forgiven and returned to Moscow to work for the patriarch. In his “Home Notes”, the prince, recalling life, omitted this episode and hid the fact of the fourth marriage. However, rumors that the fourth marriage was officially aned by the patriarch were strong. In 1662, the son of Semyon Shakhovsky, Fyodor, began a lawsuit with his relatives. They accused him of being illegitimate and asked him to deprive his father of his land holdings. The investigation ultimately failed to find evidence that Prince Shakhovskoy was officially divorced. The author concludes that the refusal to divorce the fourth wife and the justification of this act are evidence of the departure of medieval traditions into the past.

Текст научной работы на тему «ЧЕТВЕРТЫЙ БРАК: О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КНЯЗЯ С. И. ШАХОВСКОГО»

Ляпин Д. А.

(Елец)

УДК 821.161.1

ЧЕТВЕРТЫЙ БРАК: О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КНЯЗЯ С. И. ШАХОВСКОГО

В статье рассматриваются обстоятельства частной жизни князя С. И. Шаховского (конец XVI - 1655), выдающегося писателя, поэта, публициста, религиозного деятеля первой половины XVII в. С. И. Шаховской был женат четыре раза, вопреки действовавшим в это время запретам русской православной церкви, разрешающей только три брака. Его четвертый брак вызвал конфликт с патриархом Филаретом Романовым в 1622 г., после которого писатель отправился в ссылку в Тобольск. Однако вскоре он был прощен и даже возвращен в Москву на государственную службу. В своих мемуарах («Домашних записках») князь, вспоминая о жизни, опустил этот эпизод. Однако слухи о том, что четвертый брак был официально расторгнут, были сильны в кругу его многочисленной родни. В 1662 г. сын С. И. Шаховского Федор начал тяжбу со своими родственниками, которые обвиняли его в незаконнорожденности и просили лишить земельных владений. Следствие в итоге не смогло найти документальных доказательств того, что С. И. Шаховской был официально разведен с женой. Автор делает выводы о том, что отказ от развода с четвертой женой и официальное оправдание этого деяния являются своеобразными свидетельствами ухода средневековых традиций в прошлое.

Ключевые слова: С. И. Шаховской, православная церковь, Филарет, Россия XVII века, Русское Средневековье.

The article deals with the circumstances of the private life of Prince Semyon Shakhovsky, an outstanding writer, poet, publicist, religious figure of the first half of the 17th century. It is known that Semyon Shakhovskoy was married four times, contrary to the prohibitions of the Russian Orthodox Church. The fourth marriage caused his conflict with Patriarch Filaret, after which the writer went into exile in Tobolsk. However, he was soon forgiven and returned to Moscow to work for the patriarch. In his "Home Notes", the prince, recalling life, omitted this episode and hid the fact of the fourth marriage. However, rumors that the fourth marriage was officially annulled by the patriarch were strong. In 1662, the son of Semyon Shakhovsky, Fyodor, began a lawsuit with his relatives. They accused him of being illegitimate and asked him to deprive his father of his land holdings. The investigation ultimately failed to find evidence that Prince Shakhovskoy was officially divorced. The author concludes that the refusal to divorce the fourth wife and the justification of this act are evidence of the departure of medieval traditions into the past.

Keywords: S. I. Shakhovskaya, Orthodox Church, Filaret, Russia, XVII century, Russian Middle Ages.

DOI: 10.24888/2410-4205-2022-33-4-20-24

Биография выдающегося поэта, писателя и религиозного деятеля князя Семена Ивановича Шаховского (конец XVI в. - 1655) известна в общих чертах благодаря работам С. Ф. Платонова и М. П. Лукичева [3; 2]. Однако до сих пор в ней остается много пробелов, особенно это касается семейной жизни этого неординарного человека. Сам князь в своих мемуарах, написанных после 1649 г., сообщал о трех своих женах [6, с. 61], но на самом деле он был женат четыре раза, причем в молодом возрасте (до 1620 г.). В 1622 г. четвертый брак С. И. Шаховского был поставлен под сомнение патриархом Филаретом и вызвал его большое негодование. Об этом известно из послания патриарху от самого князя, в котором тот рассказал, что его первые три жены слишком рано умерли, и,

будучи еще молодым (около 30 лет), он решился в 1620 г. на четвертый брак и за прошедшие два года у них родились дети [8, л. 20 об.]. Он также написал Филарету небольшое стихотворение-молитву «Против разлучения супружества»:

Помилуй, господи царю, и сохрани жену мою. Аще и незаконно поях ю, и чада моя,

еже еси даровал, презря

моя согрешения.

Соблюди их, владыко, и помилуй,

и долгоденьствия даруй.

Во здравии и спасении

посети, владыко, милосердием своим

Во веки, аминь [7].

Вероятно, в это время С. И. Шаховской взялся за создание истории жизни святого царевича Димитрия Углицкого, сына Ивана Грозного от седьмой жены, в канонизации которого принимал участие сам Филарет Романов [2; 4]. Но ничего не помогло князю и в 1622 г. он был отправлен в ссылку в Тобольск, хотя менее чем через год возвращен назад в Москву и поступил на государственную службу.

Быть может в своих воспоминаниях о жизни («Домашних записках») С. И. Шаховской намерено скрыл информацию о конфликте с Филаретом опасаясь, что его дети могут быть обвинены в незаконнорожденности и лишены земельных владений. Такая практика в России XVII в. была хорошо известна из описания Г. К. Котошихина:

«А у которых бояр, и думных людей, и у иных чинов людей, будут прижиты дети от наложниц, от вдов или от девок, а после того на тех своих наложницах поженятся, или и не женаты помрут, а после их смерти останутся дети, которые прижиты по закону, а другие дети выблядки, или после смерти их останутся одни те выблядки: и по их смерти даются поместья, и вотчины, и животы, сыновьям их и дочерям тем, которые по закону прижиты; а которые прижиты не по закону, и тем поместей и вотчин и животов никаких не делят и не дают ничего... и в службу царскую ни в какую не принимают» [1, с. 80].

Опасения С. И. Шаховского относительно возможных последствий четвертого брака для судьбы детей были ненапрасными. В 1662 г. Захарий Иванович Шаховской с братьями подали в Разряд челобитную, где сообщали о незаконнорожденности сына писателя Федора и просили на этом основании передать его земли в Вологодском уезде в их пользование [4, л. 250-252 об.]. В ответ Федор подал челобитную с уверением, что он является законным наследником своего отца и все обвинения на этот счет беспочвенны. «Будто я родился не ведомо после какого разводу отца моего с матерью» - сетует Федор в своей челобитной - «и хотят меня от честь от рождения моего» [4, л. 251]. Главный аргумент Федора заключался в том, что документальных свидетельств о разводе его отца с матерью не сохранилось. Родственники уверяли, что расторжение четвертого брака С. И. Шаховского было хорошо известным фактом, и существовала также какая-то челобитная, подтверждающая это обстоятельство.

Обратимся к тексту «Прошения к Филарету» 1622 г., написанному С. И. Шаховским. Не отрицая своих прегрешений и плотских желаний, князь сообщает, что его три жены умерли в «маловременной године», более того, в силу обстоятельств он редко проводил с ними время («только очими своими видех»). С первой, по его словам, он прожил три года, со второй полтора, а с третьей женой всего девятнадцать недель, в итоге «плоцкого сладострастия не могу одолети» - жалуется С. И. Шаховской патриарху, и, продолжая свои раз-

мышления, указывает, что из опасения впасть в «блудодеяние» женился вновь два года назад (1620) и прижил уже детей [8, л. 21об.].

Из текста этого посланияя не явствует факт развода. Между тем, Федор был средним из трех детей поэта, кроме него были еще Михаил и Иван. Обвинения их в незаконнорожденности не известны.

Федор Шаховской в своей челобитной указывал на то, что до недавнего времени (1662) никаких проблем с правами на земли отца у него не было. По последним переписным книгам князя А. Н. Трубецкого он записан как владелец «поместьица» в Вологодском уезде. Кроме того, сын поэта уже просил ранее подтвердить свою законнорожденность в Патриаршем приказе. Туда из Поместного приказа был отправлен запрос, который, правда, ни к чему не привел. Митрополит Сарский и Подонский преосвященный Питирим велел разыскать сведения о правах Федора на землю в переписных книгах, а также в архивах патриархии. Эти поиски не дали результата, на что Федор указывал как на успех, ведь «никакого разводного дела не сыскано» [4, л. 252 об.].

В итоге, в своей челобитной Федор («по рождению от отца своего прямой сыниш-ко») подчеркивал, что давно и верно служит царю Алексею Михайловичу, как служил его отцу, а также просил объявить своему родственнику Захарию и его родне, что он рожден в законном браке, а их нелепые обвинения бросают тень бесчестья на весь княжеский род Шаховских.

Челобитная Федора Шаховского в Разряд с просьбой разобраться в деле о четвертом браке его отца и подтвердить официально отсутствие развода стала основанием для справки («памяти») в Поместный приказ подьячему Ф. К. Елизарову [3, л. 253-254]. Он составил очередной запрос в Патриарший приказ, где ответили, что в переписных книгах ничего о разводном деле не найдено, а доступные им документы начинаются с 1658 г., «как Никон патриарший свой престол оставил», но здесь никаких документов о разводе князя С. И. Шаховского найти не удалось. Это неудивительно, ведь речь идет о деле 1622 г., которое могло сгореть в большом пожаре 1626 г. Тогда были утрачены сотни архивных дел.

Итак, реальность развода князя С. И. Шаховского по требованию Филарета после 1622 г. достаточно вероятна. Следствием этого стала короткая ссылка князя, о которой сам он в «Домашних записках» писал пространно: «Сослан я князь Семен в Тобольск в опалу в чужом деле, но того ж году пожалован взят к Москве» [6, с. 61]. По всей вероятности, патриарх слишком ценил способности С. И. Шаховского, и после возвращения тот взялся за составление обширного поэтического послания к персидскому шаху Аббасу [9]. Очевидно, С. И. Шаховской был прощен и получил возможность беспрепятственно жить в четвертом браке. Но эти события были памятны для него, и потому он решил включить свое обращение к Филарету в итоговое собрание сочинений, составленное им на закате жизни.

Послание, наполненное выдержками из священного писания на тему покаяния за «блудодеяние», но все-таки оправдывающее четвертый брак, свидетельствует о постепенном уходе в прошлое средневековых представлений о жизни как исключительно божьем промысле. В рамках традиционных представлений о человеческой судьбе смерть трех жен С. И. Шаховского могла быть истолкована как проявление божественной воли, неизбежное страдание, которое нужно принять как вызов с целью самосовершенствования, как шанс жить в миру монахом, приняв «ангельский образ». Но в XVII в. человек уже не стремится строить свою жизнь подобным порядком. Ничуть не стесняясь, С. И. Шаховской заявлял публично о своей немощи и преследующих его грешных помыслах («плотского сладострастия не могу одолети»). Его желания заключались не в том, чтобы строго и во всем следовать божественной мудрости, постичь которую невозможно, но жить полной жизнью здесь и сейчас, на этом свете.

Не менее показательна реакция патриарха Филарета: интересы государства и политики он поставил выше возможности спасения души «несчастного грешника». Монастырская келья - обычное когда-то в таких случаях наказание, князю даже не угрожала, а вместо

сибирской ссылки его быстро вернули на государственную службу. Таковы были набиравшие обороты реалии новой эпохи. Конечно, семь браков Ивана Грозного, хотя и не воспринимались обществом как норма, но все же были фактом [10]. Тем не менее, Quod licet Iovi, non licet bovi. Теперь же ситуация дозволенности для высшего общества стала гораздо шире, хотя в деле о четвертом браке Шаховского не последнюю роль сыграл, конечно, государственный интерес.

Список источников и литературы

1. Котошихин, Г. К. (2000). О России в царствование Алексея Михайловича. Москва: РОССПЭН, 272 с.

2. Лукичев, М. П. (1982). Новые материалы к биографии С. И. Шаховского // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. В. И. Буганов. Москва: Наука. С. 99-107.

3. Произведения князя С. И. Шаховского: Житие царевича Димитрия и Повесть о мнисе, как послался от Бога на царя Бориса // Платонов, С. Ф. (1888). Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века. СПб.: Типография В. С. Балашова. С. 231-245.

4. РГАДА. Ф. 210. Оп. 6 а. Д. 13.

5. Серова, И. Ю. (1990). К вопросу о влиянии «Летописной книги» на Повести о Смуте С. И. Шаховского // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Ленинград: Наука. Т. 43. С. 338-346.

6. Шаховской, С. И. (1830). Домашние записки // Московский вестник. № 5. С. 61.

7. Шаховской, С. И. (1989). Молитва против разлучения супружества // Виршевая поэзия (первая половина XVII века). Москва: Советская Россия. С. 93.

8. Шаховской, С. И. Торжественное моление к великому во отцах отцу святейшему Филарету Никитичу патриарху Московскому и всея Руси о разлучении супружества, зело умильно // Сочинения князя Семена Шаховского (рукопись) // Отдел рукописей РГБ. Ф. 173.1 № 213. Л. 19 об.-24.

9. Keenan, E. L. (1988). Semen Shakhovskoi and the Condition of Orthodoxy // Harvard Ukraine Studies. Vol. 12/13. P. 795-815.

10. Keenan, E. L. (2010). Ivan the Terrible and His Women // Russian History. № 37. P. 322-359.

References

1. Kotoshihin, G. K. (2000). O Rossii v carstvovanie Alekseja Mihajlovicha [About Russia in the reign of Alexei Mikhailovich]. Moscow, ROSSPJeN Publ. (in Russian).

2. Lukichev, M. P. (1982). Novye materialy k biografii S. I. Shahovskogo [New materials for the biography of S. I. Shakhovsky] in Issledovanija po istochnikovedeniju istorii SSSR dookt-jabr'skogo perioda: sbornik statej / Akademija nauk SSSR, Institut istorii SSSR; otv. red. V. I. Bu-ganov. Moscow, Nauka Publ., 99-107. (in Russian).

3. Proizvedenija knjazja S. I. Shahovskogo: Zhitie carevicha Dimitrija i Povest' o mnise, kakposlalsja ot Boga na carja Borisa [Works of Prince S. I. Shakhovsky: The Life of Tsarevich Dimitri and the Tale of the Mnis, as sent from God to Tsar Boris] in Platonov, S. F. (1888). Drev-nerusskie skazanija i povesti o Smutnom vremeni XVII veka. St. Petersburg, Tipografija V. S. Ba-lashova, 231-245. (in Russian).

4. RGADA. F. 210. Op. 6 a. D. 13. (in Russian).

5. Serova, I. Ju. (1990). K voprosu o vlijanii «Letopisnoj knigi» na Povesti o Smute S. I. Shahovskogo [On the issue of the influence of the "Chronicle Book" on the Tale of the Troubles by

S. I. Shakhovsky] in Trudy otdela drevnerusskoj literatury (TODRL). Leningrad, Nauka Publ. T. 43, 338-346. (in Russian).

6. Shahovskoj, S. I. (1830). Domashnie zapiski [Home notes] in Moskovskij vestnik, 5, 61. (in Russian).

7. Shahovskoj, S. I. (1989). Molitva protiv razluchenija supruzhestva [Prayer against the separation of marriage] in Virshevaja pojezija (pervaja polovina XVII veka). Moscow, Sovetskaja Rossija Publ., 93. (in Russian).

8. Shahovskoj, S. I. Torzhestvennoe molenie k velikomu vo otcah otcu svjatejshemu Filare-tu Nikitichu patriarhu Moskovskomu i vseja Rusi o razluchenii supruzhestva, zelo umil'no [Solemn prayer to the great father in the fathers, the most holy Filaret Nikitich, Patriarch of Moscow and All Russia for the separation of marriage, very touchingly] in Sochinenija knjazja Semena Sha-hovskogo (rukopis') in Otdel rukopisej RGB. F. 173.1, 213, 19 ob.-24. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.