Научная статья на тему '"ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ..." (К 775-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ "ФЕОДОРОВСКАЯ")'

"ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ..." (К 775-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ "ФЕОДОРОВСКАЯ") Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / КООСТРОМА / РОМАНОВЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE MOST HONEST CHERUB..." (TO THE 775TH ANNIVERSARY OF THE FINDING OF THE MIRACULOUS ICON OF THE MOTHER OF GOD, CALLED "FEODOROVSKAYA")

Keywords: FEODOROVSKAYA ICON OF THE MOTHER OF GOD, KOSTROMA, ROMANOV

Текст научной работы на тему «"ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ..." (К 775-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ "ФЕОДОРОВСКАЯ")»

БОГОСЛОВСКИЙ ОТДЕЛ

Епископ Костромской и Галичский Ферапонт (Кашин)

«ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ...» (К 775-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ФЕОДОРОВСКАЯ»)

Боголюбивый читатель!

Вы держите в руках второй выпуск сборника научных трудов Костромской духовной семинарии «Ипатьевский вестник».

В нынешнем 2014 году православная Кострома отмечает 775-летие обретения чудотворной иконы Божией Матери, именуемой

«Феодоровская».

Так благоволил Господь Иисус Христос, чтобы с именем Пречистой Его Матери, Богородицы и Приснодевы Марии, было связана вся сознательная история Русского государства от времён Крещения Руси и до наших дней. Её участие в судьбе нашей Родины глубоко вплетено в ткань отечественной истории. Множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы прославлено на Руси, и одним из самых известных образов своих Она благословила Богохранимый Костромской край.

Искупление рода человеческого от смерти и греха -поворотный момент исторического развития всего человечества. Христос, Сын Божий, воплощенный от Девы Марии, истинный Бог и истинный Человек, приемлющий на себя грехи всех людей и своей Любовью побеждающий смерть, приходит в мир как человек, по таинственному милосердию Своему приняв на себя наш образ, «зрак раба приим» (Фил, 2:7), со всем тем, что сопутствует немощной человеческой природе, кроме греха. И для того, чтобы дело Божественного Домостроительства могла совершиться, понадобился длинный путь Ветхозаветной истории, труд многих праведников, своим свободным произволением избирающих искреннее служение Богу и постепенно, из века в век, реализующих тайну замысла

Божия, пришествия в мир Слова Христа Бога. И Матерь Божия является плодом этого союза Божественного и человеческого в борьбе за Спасение от смерти, явившись в мир как результат усилий многих и многих людей.

«Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим» (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 404). «Да будет мне по слову Твоему» (Лк 1:37). -как можно ещё полнее выразить то доверие, с которым юная Дева принимает данное Ей обетование о воплощении Спасителя, Матерью Которого Бог благоволил Ей стать? Здесь, в этом ответе архангелу Гаврилу раскрывается глубина человеческой свободы, когда мы видим, что тайна Боговоплощения совершается с вольного согласия кроткой Девы. И через этот диалог с вестником Божиим мы также узнаём о той радостной возможности, которая через следование воле Отца небесного позволяет нам самим явить своей жизнью тайну Боговоплощения, к которой призваны мы все, без исключения, в своей способности к созидательному изменению мира вокруг нас, к творчеству, к нелицемерной любви через принятие в свою жизнь Христа Спасителя также самозабвенно и ясно, как приняла Его когда-то Дева.

С тех пор прошло много времени, мир сильно изменился, но слова Пречистой, слова согласия с волей Божией до сих пор, словно бы эхом, отзываются во всей вселенной, призывая всякого скорбящего, озлобленного, страдающего от насилия греха человека войти в Царство Небесное, путь в которое открыла крестная Смерть и Воскресение Спасителя.

В истории России Богородица часто проявляла свою особую милость к русскому народу через Свои святые иконы, помогая побеждать врагов, благословляя воинство на ратные подвиги, исцеляя больных и окрыляя благодатной надеждой и помощью всех скорбящих и обремененных людей, чад Церкви Христовой, являя Себя милостивой Заступницей перед Своим Божественным Сыном. Особым уделом Её мы можем по праву считать наш благословенный костромской край, где вот уже 755 лет находится чудотворный образ Божией Матери, именуемый Феодоровским. С именем этого образа связано становление Российского государства, избрание на царство боярина Михаила Фёдоровича Романова. Этот важный для нашей родной истории момент положил конец эпохе Смуты, когда начался благоприятный период царствования дома Романовых, становления

гражданского общества, время торжества Церкви Божией, расцвета и укрепления нашего государства.

Мы с вами тоже живём во времена, которые можно, в каком-то смысле, назвать Смутными. Иерархия вечных христианских ценностей по всему миру сознательно разрушается антихристианскими силами. Средства массовой информации вместо того, чтобы обогащать людей нужной для жизни и полезной информацией сеют неуверенность, злобу и обман, сталкивая людей и целые народы друг с другом, из-за диктата невежества, которое возводится в норму. Разрушаются семьи, и, как следствие, школа здорового семейного воспитания детей перестаёт приносить свои благие плоды, разрушаемая в самом своём основании. В это время, время неспокойное, тревожное, время сложных перемен, мы особенно нуждаемся в молитвенном покрове Матери Божией.

Многим из нас известны именования, которые даны Богородице в акафистах и пениях духовных: «Стена и Помощь, крепкое Пристанище, Скоропослушница, Милостивая избавительница...» Действительно, велико сопереживание Матери Божией нашему народу, нашей многострадальной Родине, но радуется сердце наше, когда мы понимаем, какая великая святыня дарована нам в образе Фёдоровской иконы Богородицы. И тем паче, раз так благоволит к нам Господь, нуждаемся мы в постоянном обращении к Его Пречистой Матери с просьбами о том, чтобы помогла Она нам исцелить наши изъяны душевные, исправить жизненные пути, осознать наше единство. Мы, обращаясь к Ней, молимся, чтобы Она помогла каждому объединить свой, пускай малый круг, семью, общину, вокруг храма Божия и Евангельской жизни, пусть малыми шагами, но искренне и настойчиво следуя по пути личного возрастания в святых заповедях Христовых, главными из которых являются любовь к Богу и к ближнему.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22:36-40)

Действительно, если нашей постоянной опорой будут являться эти слова, если они станут основным мотивом нашего действия в мире то, конечно, не оставит нас милость Божия. И тогда перемены в нашей жизни, как бы трудно они не происходили, будут для нас, наших детей, наших ближних, всего нашего Отечества —

переменами к лучшему, благоприятными переменами нашего ума, взгляда на окружающий мир и на самих себя. Только искреннее стремление реализовать евангельский идеал в своей жизни открывает перед человеком путь выхода из эгоистического пространства современного мировоззрения, где один только глагол «потреблять» имеет ценность. Оно дает человеку иное качество внутренней жизни, где получает особое значение другой глагол -«отдавать», глагол созидания, способный сделать из сыновей века сего чад Божиих.

Каждый из нас имеет уникальную возможность взять за пример тот способ взаимоотношений с миром, который нам показала кроткая Дева, Матерь Спасителя нашего: доверие к Богу, доверие Его спасительной Воле. Но не пассивное, а деятельное принятие Воли Божией, когда каждый, находясь на том месте, где он промыслом Божиим был поставлен, несмотря на обуревающие ум сомнения и внешние силы, стремящиеся нарушить душевный мир, не ропщет, не унывает, но искренне ищет, чем он может послужить своему Создателю.

Желаю, чтобы чтение «Ипатьевского вестника», который был с терпением и любовью создан усилиями многих людей, принёс зримую пользу и вам.

Призываю на Вас Божие благословение, с любовью о Господе,

Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.