УДК 72.01
ЧЕРТЫ МОДЕРНИЗМА, ЯПОНСКОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА И СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (50-70-Х ГГ.) И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ МИНИМАЛИЗМА
Т.В. Гудкова, К.С. Каряка
В этой научной статье, на основе архитектуры модернизма, японского традиционализма и японской современной архитектуры (до 80-х годов ХХ в.), выделяются черты, получившие развитие в минимализме.
Ключевые слова: Минимализм, архитектура Минимализма, Минимализм в архитектуре, истоки Минимализма, черты архитектуры Минимализма.
Общеизвестным фактом является то, что Минимализм (англ. minimalism) как стиль в искусстве сформировался в США в первой половине 60-х гг., а в профессиональной практике первое использование термина «минимализм» принадлежит Р. Уолхейму, во второй половине 60-х гг. применившего его к анализу творчества дадаиста М. Дюшана и деятелей искусства «поп-арта». О минимализме в архитектуре заговорили позже.
Как архитектурное направление, он оформился в 80-е годы XX века. На это указывают такие архитектурные теоретики, как А.В. Иконников, И.А. Добрицына, И.А. Азизян, Д. Глазырин, К. Райтер, Ф. Урспранг (Philip Ursprung), А. Руби (Andreas Ruby), А. Сачс (Angeli Sachs), Ф. Бэртони (Franco Bertoni) и т.д. Но выше упомянутые авторы также отмечают, что даже в архитектуре Греции, Романского стиля, Возрождения и Неоклассицизма, мы можем обнаружить минималистические черты, хотя понятие «минимализм» еще не существовало. А.В. Иконников, например, отмечает, «что современное минималистиче-ское направление, при очевидности объединяющего принципа, внутренне разнородно. Так как к простоте формы, которая в 90-е годы вновь стала восприниматься как ценность и наделяться разными смыслами, подводили различные тенденции, и значения в нее закладывались разные» [1, с. 520].
Нами была поставлена задача выделения в архитектуре черт на основе идеи простоты, которая была трансформиррована в Минимализме в идею минимизации. С этой позиции изучалась архитектура модернизма, японский традиционализм и, в некотором аспекте, современная японская архитектура, а, кроме того, работы теоретиков, изучавших эти направления в архитектуре. На основании изученного материала нами были
выделены черты, объединяющие минимализм с этими направлениями.
В научных исследованиях модернизм (функционализм, рационализм, конструктивизм), чаще всего, определяется как предтеча минимализма. И, действительно, в минимализме отражены типологические характерные композиционные «каноны» архитектуры модернизма. Так, например, И.А. Азизян, И.А. Добрицыной, Г.С. Лебедевой были выделены следующие «каноны» [2, с. 266-290]:
• фукциональность;
• непрерывность пространственного взаимопроникновения, свободный план;
• открытая форма;
• структурность.
Все эти «каноны», как объединяющие принципы (по А.В. Иконникову), можно проследить и в минималистической архитектуре, что роднит ее с архитектурой модернизма (рисунок 1).
Рисунок 1 - Мис ван дер Роэ, Комплекс на Лейк Шор Драйв (Lake Shore Drive Apartments), Чикаго, 1948
Кроме «канонов» модернизм имел и черты, которые также определяют его родство с минимализмом. При анализе зарубежной и отечественной литературы нами было выяснено, что, в первую очередь, именно в поисках идеи простоты, интерпретированной по-новому, архитекторы-минималисты обращались к творчеству архитекторов-модернистов.
К чертам архитектуры модернизма, которые сопоставимы с чертами архитектуры минимализма и получили в ней дальнейшее развитие, относятся:
• Геометрически простая форма выражалась через рациональное конструктивное решение, отсутствие деталей и элементов мелкого масштаба в виде декоративных элементов, орнамента, украшений, однородные (гомогенные) поверхности, индустриальные материалы - черты, которые наиболее полно проявлены в объектах Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, В. Гропиуса, К. Мельникова и д.р. (рисунок 2); они были заимствованы архитекторами-минималистами и отражены в архитектуре Минимализма в 80-е годы XX века и не менялись вплоть до настоящего времени. В настоящее время в объектах минимализма идея минимизации в основном выражается через моноформу с гомогенными поверхностями.
Рисунок 2 - Мис ван дер Роэ , Краун-холл (S. R. Crown Hall) в Институте технологии Иллинойса
• Связь архитектуры с природой была представлена в объектах органической архитектуры Ф.Л.Райта, которая решалась за счет взаимосвязи внутреннего и внешнего, визуального перетекания внутренних пространств в окружение. Минималистов привлекла эта идея Райта. Также в модернизме идея простоты была выражена как топографиче-
ская непрерывность и была свойственна объектам Мис ванн дер Роэ. В 80-е гг. эта идея усилилась за счет исчезновения границ путем расширения взаимосвязи внешнего и внутреннего, а также их топографической непрерывности (стеклянные стены), но не с наружи, а во внутренней части дома при внешней изолированности объема здания от среды (монолитный фасад без окон). А в 90-е гг. взаимосвязь внутреннего и внешнего проявилась уже за счет полной иллюзии растворения границ между внутренним и внешним пространством (стеклянные, зеркальные навесные фасады).
• Упрощение функциональных связей. свойственное архитектуре Модернизма нач. ХХ в., впервые было воплощено за счет частичного объединения зон (гостиная, столовая, кабинет) в вилле Савой и вилле в Герше Ле Корбюзье, а позже за счет максимально единого пространства в объектах Мис ван дер Роэ (жилой дом Фарнсуорт, жилой дом на Лейк-Шор-Драйв). Данная черта также характерна для минимализма, в 80-е гг. за счет частичного упрощения функциональных связей, а с 90-х гг. за счет максимально единого пространства (полной зональной открытости). Здесь также можно констатировать, что идея простоты (функциональной упрощенности) трансформируется в идею минимизации (полную зональную открытость).
Кроме периода Модернизма существенное влияние на формирование минимализма оказал японский традиционализм. Так считают зарубежные теоретики - Д. Майер (James Meyer) [Meyer J.], Э. Кастилло (Encarna Castillo) [Castillo E.], М. Фуруяма (Masao Furuyama) [Furuyama M.], Ф. Джоди-дио (Philip Jodidio), Т. Андо (Tadao Ando), [Ando T.], а также отечественные исследователи, В.А. Сидоров, Н. Владимирова, Н.С. Николаева, И.А. Панова, В.М. Бадлуева, О.А. Бельтюкова, Р.А. Недоступов. Нами были выделены черты архитектуры японского традиционализма, которые сопоставимы с чертами архитектуры минимализма и получилив ней дальнейшее развитие:
• Совокупность рациональности и простоты отражена
1) в простой форме объектов японской традиционной архитектуры (прямоугольная форма - стоечно-балочный каркас) и проявлена в традиционной японской архитектуре через
2) единое внутреннее пространство дома, т.е. упрощение функциональных связей.
ГУДКОВА Т.В., КАРЯКА К.С.
В минималистической архитектуре, начиная с 80-х гг. XX в., эта особенность представлена в виде
1) простой геометрической формы (монолитный куб или прямоугольный параллелограмм), в основе которой лежит рациональное конструктивное (монолитное) решение. Также она проявлена через
2) упрощение функциональных связей за счет частичного объединения зон; а с 90-е гг. - за счет максимально единого пространства.
• Природность или связь с природой в традиционной японской архитектуре проявлялась в том, что сад, как гармония человека и природы, являлся продолжением дома или же в условиях плотной застройки был расположен внутри двора. Архитектура Минимализма 80-х гг. ХХ в. характеризовалась связью с природой за счет наличия внутреннего двора. А с 90-х гг. ХХ в. это проявляется у одних объектов за счет полностью стеклянных фасадов, у других - фасадов с максимально разреженными проемами. В результате чего, природа становится частью внутреннего пространства дома. В настоящее время в объектах минимализма данная черта начала проявляться как идея экологичности.
• Утилитарность (прямая вещественная польза) характерна архитектуре традиционных культур, в том числе и японской. Мини-малистические объекты 80-х гг. XX в., заимствуя идею утилитарности, выражают её уже совершенно по-другому - через образы аскетизма, создавая внешнюю иллюзию строгого образа жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий. Утилитарность, выраженная в аскетизме функций, форм, фактур, транслируется через архитектурные объекты в виде монолитных кубов, через гомогенность стен, пола, крыши, единое нерас-члененное пространство внутри здания, в которое закладываются простые функции и используются только необходимые для жизни предметы. Некоторые элементы интерьера целенаправленно маскируются, создавая иллюзию их отсутствия. Образ аскетизма в ми-нималистичной архитектуре проявляется подчеркнутой экологичностью через эколо-гичность используемых материалов, технологий и функуионирования здания (отсутвия вреда для окружающей среды).
• Пустота, как категория интерьерного пространства лежит в основе не только традиционного японского жилища, но и его философии, что привлекло в свое время внимание минималистов. Идея простоты выражена через пустое пространство. Она транс-
лируется в минималистических объектах через достаточно большие площади и высоты интерьерного пространства, причем максимально свободного и беспредметного, что создает иллюзия полного отсутствия границ. В связи, с чем элементы быта преднамеренно скрываются в подсобных помещениях, либо во встроенных шкафах. Человек в таких пространствах становится его обладателем, владельцем.
Японская современная архитектура (50-70-х гг.), обладающая чертами национального своеобразия, а, именно, не механической прозападной логичностью, простотой и утилитарностью, возведенных до уровня эстетических категорий, также оказывала влияние и продолжает воздействовать на современный минимализм во всем мире.
Черты, проявленные в архитектуре минимализма с 80-х гг. XX - по настоящее время, в основе которых лежат идеи японской современной архитектуры:
• Сокращение до минимума и сбережение пространства - черта, характерная для современной японской архитектуры в условиях модернизации, из-за государственной проблемы отсутствия свободных для проживания территорий и увеличения численности населения в японских городах, и, как результат, маленькой жилой площади на человека («Капсула», 1972 г. Курокава Кисе). Данная идея проявилась через образ аскетизма (сведение к минимуму необходимого пространства) в объектах японского минимализма с 80-х гг. XX века.
• Внешняя замкнутость (изоляция) объекта и сохранение связи архитектуры с природой за счет внутреннего двора -это черта, которая была характерная жилым японским домам с 50-х - по 70-е гг., в условиях модернизации, из-за небольшой площади застройки, чтобы жилой дом не воспринимался изолированным, так как он, по сути, имел только один фасад, а с трех других сторон примыкал к соседним домам (рисунок 3). При этом связь с природой (традиционная черта) была интерпретирована и проявилась во внутреннем дворе. А с 80-х гг. внешняя замкнутость объекта - интровертность, как стилистическая особенность и связь с природой за счет внутренних дворов, как композиционно-пространственная особенность - «вжив-ленние» природы в архитектуру, проявились в минималистических объектах, как японских авторов, так и западных.
Рисунок 3 - Башня "Капсула" в Токио,
Кисе Куракава, 1972 г.
Таблица 1 - Черты модернизма, японского традиционализма и современной японской архитектуры (50-70-х гг.) и их трансформация в Минимализме
Модернизм ^ Минимализм
Геометрически простая форма из единого материала Минимизированная, внешне простая, но многослой-ная(сложная внутри) форма, без деталей, сложных фактур
Связь архитектуры с природой «Вживление» природы в архитектуру и иллюзия растворения границ, открытость (экстра-вертность)
Упрощение функциональных связей Полная зональная открытость внутри здания
Японский традиционализм ^ Минимализм
Совокупность рациональности и простоты в форме и функции Моноформа здания, единое пространство внутри
Природность Экологичность, как включенность в природу
Утилитарность Аскетизм и экологичность материалов, технологий, функционирования здания
Пустота как категория интерьерного пространства Иллюзия полного отсутствия деталей интерьера, гомогенность внутреннего пространства
Японская современная архитектура > Мимнимализм
Сокращение до минимума и сбережение пространства Аскетизм как «необходимый минимум» пространства
Внешняя замкну-тость(изоляция) и сохранение связи архитектуры с природой за счет внутреннего двора Максимальная внешняя закрытость (интровертность) при связи с природной средой и «вживление» природы внутрь дома
В ходе проведенного анализа было выявлено, что Минимализм, как архитектурное направление, параллельно развивался в двух «цивилизациях» - западной и восточной с влиянием на первую - японской традиционной и современной архитектуры (до 80 -х гг. ХХ в.).
Было установлено, что идея простоты (разумной естественности образа жизни, поведения) заменяется на идею минимизации (пре-
Рисунок 4 - Джон Павсон - Клаудио Сильвестрин, Neuendorf house, 1989 г.
образование структуры системы с целью уменьшить число входящих в них элементов или упростить связи между этими элементами), которая становится способом проектного действия (основное проектное действие - минимизация) при проектировании архитектурных объектов Минимализма. Идея минимизации направлена на трансляцию новых социальных ценностей, внедряемых в сознание человека, через архитектурные объекты Минимализма. Это и минимизация границ в объекте, и минимизация функций, и минимизация форм и фактур, выраженная разными способами («минимизация как максима» -достижение минимума или приведение к нему как основное правило поведения, принцип) (таблица 1, рисунки 4, 5).
Рисунок 5 - SANAA Kazuyo Sejima + Ryue Nishizawa, Park Cafe, Кода, Ibaraki, Japan 1996-98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность / А.В. Иконников - 1-е изд. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с.,1055 ил.
2. И.А. Азизян, И.А. Добрицына, Г.С. Лебедева Теория композиции как поэтика архитектуры - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 568 с.
Гудкова Т.В. - к.арх., профессор; Каря-ка К.С. - магистрант, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, E-mail: [email protected].