АРХИТЕКТУРА
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО МИНИМАЛИЗМА
Гудкова Татьяна Валентиновна
Доцент, кандидат архитектуры, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия,
г.Новосибирск
CURRENT TRENDS OF ARCHITECTURAL MINIMALISM
Gudkova Tatiana Valentinovna, Associate professor, candidate of architecture, Novosibirsk State Architectural Art Academy, Novosibirsk АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются Мета-минимализм, Транс-минимализм и Эко-минимализм, как часть эволюционирующей тенденции архитектурного минимализма. ABSTRACT
The article deals with Meta-minimalism, Trans-minimalism and Eco-minimalism, as a part of evolving tendency of Architectural Minimalism.
Ключевые слова: минималистическая архитектура, минимализм, архитектурный модернизм, модернистская архитектура, модернистское движение, Мета-минимализм, Транс-минимализм, Эко-минимализм.
Keywords: minimalist architecture, minimalism, architectural modernism, modern architecture, modern movement, Meta-minimalism, Trans-minimalism, Eco-minimalism.
Архитектурный минимализм, который сложился в 80-ые годы XX века, является неоднородным явлением. Обширный анализ авторов, которые выделяют основные связи архитектуры минимализма с некоторыми культурами, сделаны Стефанович (V.Stevanovic, 2013) [10]. Им выделены Таки (Taki), Эйвон и Врагнейз (Avon and Vragnaz), Ауэр (Auer), Виц (Vice), Поусон (Pawson), Кастилло (Castillo), Т.Андо (Tadao Ando), в том числе и через критический регионализм, Фрамп-тон (Frampton), которые утверждают о связи японской традиции с модернистской эстетикой и как следствие с минималистической архитектурой; доказывают подтверждение связи минимализма со средиземноморскими культурами - Эйвон, Врагнез (Avon, Vragnaz), Ме-луиш (Melhuish). Кастилло (Castillo,2004) [1] указывает на то, что о минимализме можно говорить только как об эстетике, которая существовала всегда. Юбелинг (lubeling, 1998) [5], Макартур (Macarthur, 2002) [7], Дженкс (Jencks,2002) [6], Салингарос (Salingaros,2014) [9] рассматривают минимализм как нео-модернизм, новый модернизм, высокий модернизм, истоки которого лежат в функционализме, конструктивизме и интернациональном стиле. Появились теоретики, которые относят минималистическую архитектуру к коммерческому проекту, считая, что она утратила модернистскую «утилитарность». Глансей (Glancey, 1998) [2], Макартур (Macarthur 2002)[7] Гимшоу (Grimshaw, 2004) [4] утверждают, что минималистическая архитектура не является наследницей модернизма в полной
мере, а относится к обществу потребления, потому что архитектура стала товаром, а поясняющие тексты теоретиков и критиков, а также заявления архитекторов-минималистов, которые публикуются в глянцевых журналах, создают мифы для того, чтобы она хорошо продавалась.
Ранее нами было выявлено, что большинство авторов сходятся в ведущих качествах минимализма, по которым он узнаваем: единое, не подвергнутое редукции пространство и монолитная, нерасчлененная форма здания; гомогенность поверхностей и отсутствие деталей; строгость и простота в интерьере и внешней форме здания; важность света и пустоты в интерьере; монохромность/нейтральность используемых цветов (черный, белый, серый); использование высоких технологий в строительстве и привлекаемых для строительства материалов; технические инновации при оснащении здания[4].
С 80-х годов 20 века архитектурный минимализм претерпел значительные изменения. Аутентичные черты можно видеть и в современных архитектурных объектах минимализма, но появилось и продолжает появляться большое количество зданий, заметно отличающихся от той архитектуры, которая считается подлинным минимализмом.
Такую архитектуру зарубежные авторы[8] относят в одной из распространенных классификаций к течениям внутри направления Минимализма: Мета-Минимализму, Транс-Минимализму и Эко-минимализму.
Рис.1. Мета-минимализм. «Дом на песочном пляже», Перу, Javier Artadi
Архитектура Мета-Минимализма(рис.1) - это экс- формы объекта за счет стеклянных навесных панелей, тровертная (открытая) архитектура, которая раство- растворение границы между внутренним и внешним ряется в среде (городской, природной) за счет про- пространством - безграничность (связь с городом, при-ницаемых границ здания (стеклянных, зеркальных, родой), топографическая непрерывность (максималь-навесных фасадов, а также фасадов максимально с ная связь с природой), полная зональная открытость и разреженными оконными проемами). открытость приватных зон («неприлично открытое проДля нее характерна открытость (экстровертность) странство»), дорогие отделочные материалы.
Рис.2. Транс-минимализм. «Водный куб», Крис Босс, Пекин, 2003-2007
Архитектура Транс-Минимализма(рис.2) - это ар- ствительностью при помощи используемого в объекте хитектура, которая также растворяется в среде или «неуловимого материала», за счет компьютерных ин-сама среда растворяется в объекте за счет иллюзии новационных технологий и уникальных инженерных отсутствия границ между виртуальной и реальной дей- механизмов.
Ее отличительными чертами стали новые компьютерные инновационные технологии и то, что невозможно отнести к материалам, но это формирует поверхности здания: сенсорные панели, све-тодиоды, «вживленные» датчики, медиа-фасады,
фасады-экраны. Это все создает в таком здании растворение границ между реальной и виртуальной действительностью, вовлекая зрителя в игру и с самим зданием, и тем, что в нем содержится.
Рис.3. Эко-минимализм. Жилой дом Нулевой энергии от компании Zoka Zola, Чикаго,2010
Эко-Минимализм(рис.З) - это архитектура, которая ориентирована на ценности природы, изучение и учет климатических и условий, особенностей и использование их при организации объектов.
К отличительным чертам этого течения можно отнести экологичность (экологически чистые стройматериалы, энергосберегающие технологии), максимальную связь здания с природой или ее коннотациями в самом объекте, что дает ощущение «природности», а также - сверхрациональность и экономичность.
В настоящее время мировая архитектура вступила в такой исторический период, когда практики архитектуры экспериментируют с огромной палитрой средств и приемов. Это расширяет их возможности, но в тоже время стирает границы между архитектурными направлениями и течениями. Данная ситуация привела к тому, что четко обозначенное в начале 80-х гг. ХХ в. направление Минимализма начало не только активно развиваться, но и, на первый взгляд, терять свои стилеобразующие черты. Наступил момент, когда в теории архитектуры настало время необходимости проведения исследований, основанных на синтезе исторического и теоретического материала, посвященных анализу происходящих перемен в рамках Архитектурного Минимализма.
Список литературы:
1. Castillo E.(2004). Minimalism Designsource. Scranton, Penn.: Harper Design.
2. Glancey J., Bryant R. (1998). The New Moderns: architecture and design for living. San Francisco: Soma.
3. Grimshaw M. (2004). Soft Modernism: The World of Post-Theoretical Designer. Theory online journal, article 140, Date Views 23.07.2014 Available from: www.ctheory. net/articles.aspx?id=418#_ednref24 [Accessed 04/10/15].
4. Gudkova T. (2014). Minimalist Architectural Space as a Carrier of Connotations of Social Benefits (High Quality of Life). Review of European Studies, Vol. 6, No. 3, December 2014.
URL: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2013_04_1/ pdf/062gudkova.pdf [Accessed 04/10/15].
5. Ibelings H.(1998). Supermodernism : Architecture in the Age of Globalization. Rotterdam: NAi.
6. Jencks Ch. (2002).What is post-modernism Jencks. Critical Modernism: Where Is Post-Modernism Going? [5th ed.]. ed. Chichester: Wiley-Academy.
7. Macarthur, J. (2002).The look on the object: minimalism in art and architecture, then and now, Architectural Theory Review (7:1) 137-148.
8. Ruby I., Ruby, A., Sachs A., Ursprung P. (2003). Minimal Architecture. Munich: Prestel.
9. Salingaros N. (2014). Modernism is more than just a style. Date Views, 23.01.2014. Available from: http:// buildotechindia.com/focus-modernism-is-more-than-just-a-style [Accessed 04/10/15].
10. Stevanovic, V. (2013). A reading of interpretative models of minimalism in architecture. METU JFA, 30(2): 181-194.