DOI: 10.31249/kgt/2022.02.10
Через тернии к звездам: национальная Космическая программа Турции
Алина Игоревна СБИТНЕВА
научный сотрудник Отдела Ближнего и Постсоветского Востока Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН),
117418, Нахимовский проспект, д. 51/21, г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-9196-9348
ЦИТИРОВАНИЕ: Сбитнева А.И. (2022). Через тернии к звездам: национальная космическая программа Турции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 15. № 2. С. 191-208. DOI: 10.31249/kgt/2022.02.10
Статья поступила в редакцию 20.03.2022. Исправленный текст представлен 07.04.2022.
АННОТАЦИЯ. Запуск первого турецкого спутника связи в конце прошлого столетия положил начало освоению Турцией космического пространства. С приходом к власти Р.Т. Эрдогана в 2014 г. произошло заметное ускорение «космизации» Турецкой Республики, связанное с началом поэтапной реализации намеченных планов. Активизация подобных процессов стала логичным продолжением установленной ранее неофициальной идеологии «неоосма-низма», ориентированной на повышение международного авторитета и влияния Турции в различных областях. С целью изучения аспектов деятельности Анкары на данном направлении в статье проводится комплексный анализ работы ключевых государственных и негосударственных структур, ответственных за реализацию космической политики страны, а также стратегии по достижению Турцией космической независимости.
Автор рассматривает спутниковую программу государства, представ-
ляющую собой один из наиболее успешных проектов страны. Особое внимание уделено рассмотрению деятельности Космического агентства Турции, его стратегическим документам, а также анализу национальной Космической программы страны. Кроме того, затронуты нюансы международного сотрудничества Анкары в области космических технологий, в частности с Россией и США, а также другими государствами и международными космическими организациями.
По итогам исследования автор приходит к выводу, что современная Турция только начинает путь своего независимого существования в космосе и по-прежнему в определенной степени зависит от иностранных партнеров как в контексте поставок комплектующих, так и отсутствия собственных космодромов для проведения запусков. Кроме того, труднореализуемыми в условиях экономического кризиса и существенного ослабления турецкой лиры выглядят амбициозные
космические планы Турции, выполнение которых предусмотрено в рекордно короткие сроки. При этом для России открываются дополнительные возможности по вовлечению Анкары в свою «орбиту» - как в прямом, так и в переносном смысле.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Турция, Р.Т. Эрдоган, «неоосманизм», космос, технологии, аэрокосмическая промышленность, Космическое агентство Турции, Космическая программа Турции, спутник, «лунная миссия».
Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX в., оформила глобальный переход к постиндустриальному обществу, где статус одного из важнейших ресурсов приобрела информация. Сопутствующим фактором повышения ценности информации стало развитие различных средств ее передачи, что в конечном итоге привело человечество к необходимости освоения космического пространства с целью разработки универсальных средств связи и его дальнейшего использования как для гражданских, так и для военных нужд.
Сегодня «космизация» общественно-политической жизни стремительно развивается, а уровень национальных космических технологий становится значимым критерием, позволяющим судить о степени прогрессивности конкретной страны и ее конкурентоспособности на международной арене. В связи с этим в процессы по исследованию космоса вовлекаются всё больше мировых и региональных государств, преследующих цель выйти на новую ступень развития. В последнее десятилетие всё увереннее на этот путь становится Турецкая Республика, которая в 2021 г. обнародовала свою первую в истории национальную Космическую программу, тем самым обозначив на-
мерение в ближайшем будущем пополнить ряды космических держав.
В отличие от таких мировых лидеров, как Россия и США, современная Турция является развивающейся страной в космической отрасли. Свои первые шаги на данном направлении официальная Анкара сделала довольно поздно - в начале 1990-х годов - и на тот период времени уступала не только передовым российским и американским технологиям, но и, например, Израилю с Индией, которые в 19601980 гг. уже осуществляли космические разработки [ЕтЬо^а, 2019, р. 322]. Как отмечает исследователь С. Йылмаз, Турция, наряду с такими странами, как Бразилия, Таиланд, Малайзия и Южная Африка, начала свой путь в космос с разработки экономически рентабельных программ передачи космических технологий и установления сотрудничества с более развитыми странами [Yilmaz., 2016, р. 335].
Такое положение дел было обусловлено прежде всего сильнейшим экономическим кризисом, охватившим Турцию в 90-е годы XX в. [Спад..., 2019], и, следовательно, критической нехваткой средств на аэрокосмическую промышленность. К тому же турецкие производственные системы в те годы были преимущественно сосредоточены на авиастроении - развитие космонавтики, в свою очередь, являлось важной, но не первостепенной задачей. При этом первые отраслевые научно-технологические организации и промышленные предприятия начали появляться в Турции еще в начале 1970-х годов, однако значимых успехов многие из них достигли позднее. Сегодня наиболее известными являются следующие: Исследовательский институт космических технологий (ТиВ1ТЛК UZAY), компании ТиБЛ$/ТЛ1, ЛБЕЬБЛЫ, ЯОКЕТБЛЫ, ШУЕЬБЛЫ, ТиЯКБЛТ, СТЕСН, а также научные институты: Ближневосточ-
ный технический университет (ОйТО) и Технический университет Стамбула (1ТЦ).
С приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 г. ситуация в космической области несколько изменилась. Очертания курса на «космизацию» со временем стали просматриваться в официальных документах правящей партии. Так, в Декларации ПСР о всеобщих выборах от 2007 г. было объявлено, что Турция начала реализацию программы спутниковой и космической политики, в связи с чем был дан старт ускоренному созданию спутников, а также были достигнуты существенные прорывы в рамках национальных исследований в области космоса [Партия... Киги1и§и^ап..., 2018, р. 464].
Космическое агентство Турции
Освоение Турцией космического пространства до определенного времени существенно осложнялось отсутствием специализированной структуры, а именно национального Космического агентства, разговоры о создании которого велись с 2007 г. Турецкий исследователь М. Серен отмечает, что в партийной Декларации ПСР от 2011 г. было заявлено, что к 2015 г. будет создана Космическая организация Турции и разработана структура международного представительства для проведения централизованной политики и координации всех проводимых космических операций [Партия. Киги1и§ип-dan..., 2018, р. 464]. Однако уложиться в установленные сроки не удалось. Законопроект «О создании Космического агентства Турции и регулировании деятельности, относящейся к космосу» был внесен на рассмотрение Великого национального собрания Турецкой Республики только в 2017 г.
Космическое агентство Турции (Ttir-kiye Uzay Ajansi - TUA), в свою очередь, было создано годом позднее на основании Указа президента № 23 «О Космическом агентстве Турции» от 13 декабря 2018 г. Учрежденное Космическое агентство является ведомством, обладающим определенной административной и финансовой автономией, но при этом связанным с Министерством промышленности и технологий Турецкой Республики. Среди многочисленных задач и полномочий, возложенных на структуру, представляется важным отметить следующие:
- подготовка и реализация национальной Космической программы;
- разработка стратегических планов, включающих среднесрочные и долгосрочные цели и приоритеты в сфере аэрокосмической науки и технологий, основные принципы и подходы, показатели эффективности, методы их реализации и механизмы распределения ресурсов;
- развитие конкурентоспособной аэрокосмической промышленности, расширение использования отраслевых технологий в соответствии с общественным благом и национальными интересами, развитие научно-технической инфраструктуры в аэрокосмической области, создание средств и технологий, которые обеспечат независимый доступ в космос;
- ведение учета объектов (от имени государства), запускаемых в космос в соответствии с международными договорами, осуществление их регистрации или выдача разрешений на регистрацию в ООН;
- выполнение или координация проведения коммерческих, научных и научно-исследовательских космических операций, а также операций по пилотируемому и беспилотному доступу к космосу и исследованию космоса;
- предоставление разрешений на запуск, вывод на орбиту и возврат спутников и других космических аппаратов, отправляемых в космос государственными и частными организациями;
- поддержка интереса к аэрокосмической науке и технологиям на территории страны, подготовка публикаций о деятельности Агентства и контента для СМИ всех видов, а также организация мероприятий с целью поощрения данной деятельности1.
По своей структуре Космическое агентство Турции состоит из Совета директоров (высший орган, принимающий решения), Директората, а также ряда профильных подразделений и служб. Штаб-квартира Космического агентства Турции располагается в Анкаре, однако, согласно соответствующему законодательству, Агентство может открывать рабочие офисы в пределах страны и представительства за рубежом2.
В Совет директоров входят семь человек, включая председателя, который одновременно является главой Космического агентства. Кворум для принятия решений составляет четыре человека (простое большинство). Директорат включает в себя главу Агентства и его двоих заместителей3. При этом один из них отвечает преимущественно за административную работу структуры, другой - за техническую составляющую.
Бюджет Агентства формируется за счет следующих статей дохода:
- ежегодные поступления из государственного бюджета;
- средства, связанные с разрешениями/лицензиями, выданными Агентством;
- средства, полученные в обмен на консультационные услуги;
- средства, связанные с правами на изобретения (вероятно, имеются в виду патенты);
- все виды финансовой помощи и пожертвования (факт интересен тем, что данный вид финансирования допускается применительно к Агентству как к государственной структуре);
- средства, полученные от движимого или недвижимого имущества, принадлежащего Агентству;
- средства от публикаций/трансляций и другой деятельности4.
Отдельно стоит подчеркнуть, что часть бюджета Космического агентства Турции составляет сумма средств, перечисленных дирекцией Научно-исследовательского института космических технологий (TUBiTЛK-UZЛY) до конца января следующего года в размере 20% от доходов, полученных Институтом в предыдущем году. Более того, схожим образом процент от годового дохода Агентству отчисляют Главное управление гражданской авиации Турции и Министерство транспорта и инфраструктуры государства. Эти финансы используются преимущественно для поддержки исследований и разработок в области аэрокосмической промыш-ленности5. Согласно официальному отчету о деятельности Агентства за 2021 г., в период с января по декабрь этого года было потрачено в общей сложности 290 295 573,78 турецких лир, 93,52% от
1 23 Sayili Türkiye Uzay Ajansi Hakkinda Cumhurba^kanligi Kararnamesi. Madde 4 // Türkiye Uzay Ajansi. - 2018. - December 13. -URL: https://cdn.tua.gov.tr/5fc4bf997e9b8.pdf (дата обращения: 05.03.2022).
2 Ibid. Madde 5.
3 Ibid. Madde 6-7.
4 Ibid. Madde 8.
5 Ibid. Madde 8.
которых составили капитальные трансферты [Отчет. idare ..., п/у].
Одним из главных документов Космического агентства Турции, очерчивающих приоритетные направления деятельности структуры, является Стратегический план на 2022-2026 гг., подготовленный Департаментом стратегического планирования. План охватывает ключевые задачи и цели в области развития космических технологий по выводу Турции в ранг передовых космических государств, а также предоставляет прогнозы и риски, связанные с процессом их достижения.
В плане содержатся четыре фундаментальные задачи, каждая из которых подразделяется на более мелкие подзадачи. Так, первая - укрепление институционального потенциала - предполагает создание системы управления человеческими ресурсами; дальнейшее укрепление финансовой и улучшение технологической, вычислительной и социальной инфраструктуры; развитие возможностей управления корпоративными рисками и практик внутреннего контроля; повышение коммуникативных возможностей организации [Стратегический. 2022-2026., п/у].
Вторая задача - развитие космической и авиационной отрасли и экосистемы Турции, а также обеспечение ее конкурентоспособности в мире -предполагает появление оригинальных инновационных идей/продуктов; увеличение квалифицированных кадров, необходимых для аэрокосмической отрасли и экосистемы; подготовку в сотрудничестве с заинтересованными сторонами и в соответствии с международными стандартами национального законодательства; укрепление на национальном уровне технологических возможностей и инфраструктуры [Стратегический. 2022-2026., п/у].
В рамках третьей задачи - повышение национальной и международной эффективности Космического агентства Турции - предусматривается управление двусторонними, региональными и многосторонними контактами с целью увеличения национальных возможностей и защиты интересов Турции [Стратегический. 2022-2026., п/у].
Последняя задача - лидерство в развитии интереса к аэрокосмическим наукам и технологиям по всей стране - должна быть достигнута за счет повышения осведомленности об Агентстве в обществе и среди заинтересованных сторон, внесения вклада в развитие науки и повышения информированности общества, развития отраслевых, региональных и национальных партнерских отношений по проектам социальной осведомленности [Стратегический. 2022-2026., п/у]. Ряд конкретных проектов реализуется Агентством во исполнение пунктов Космической программы Турецкой Республики.
Космическая программа Турции
Одним из главных итогов деятельности Космического агентства Турции в 2021 г. стала подготовка первой в истории страны национальной Космической программы, включающей в себя десять достаточно амбициозных целей по увеличению турецкого присутствия в космическом пространстве и снижению зависимости от технологий других стран. Стоит подчеркнуть, что своевременно обнародованная Программа во многом коррелирует с «неоосманским» курсом Анкары и призвана акцентировать внимание мирового сообщества на Турции как новом центре силы.
Программа была презентована 9 февраля 2021 г. президентом Р. Т. Эр-доганом под девизом «Если хочешь увидеть Луну, посмотри на небо» (тур. «Gokyuzune bak Ay'i gor») [Ekici, 2021, p. 14]. Примечательно, что именно эти строки были рунами высечены на обнаруженном за несколько дней до этого и широко освещаемом в СМИ стальном монолите неизвестного происхождения в Гёбекли-Тепе6, который, вероятно, являлся частью пиар-кампании Космической программы.
Согласно первому пункту Программы, к году 100-летия Турецкой Республики (конец 2023 г.) Анкара планирует совершить жесткую посадку на Луну с помощью оригинальной гибридной ракеты национальной разработки, которая будет запущена на низкую опорную орбиту путем международной кооперации. На втором этапе (к 2028 г.), запуск будет произведен усилиями собственных ракет с двигателями отечественного производства, а также будет осуществлена мягкая посадка модуля на Луну [Национальная... Milli___, n/y].
По словам министра промышленности и технологий Турции М. Варанка, разработкой гибридной ракеты занимается турецкое предприятие DeltaV. В апреле 2021 г. министр сообщил, что в рамках реализации «лунной миссии» были успешно испытаны двигательная установка ракеты FireSonda (SORS) и ракетный двигатель RocketHibrit7.
При этом некоторые эксперты, в числе которых сотрудник NASA турецкий астрофизик У. Йылдыз, скептически относятся к такого рода планам, подвергая сомнениям возможность до-
стижения поставленной цели в установленные - столь короткие - сроки [Yildiz, 2021, p. 34].
В соответствии со вторым пунктом перед Турцией стоит задача собрать воедино спутниковую продукцию и реализовать программу развития собственной спутниковой связи. Для этого турецкие ученые будут работать над созданием товарного знака, способного конкурировать с миром в области разработки спутников следующего поколения. Кроме того, планируется создание единой национальной компании по производству спутниковых аппаратов, учрежденной при координации с Космическим агентством. При этом отмечается, что конечная цель по достижению независимости спутниковых технологий будет достигнута путем минимальных ресурсных затрат [Национальная... Milli___, n/y].
На данном этапе наиболее значимых успехов на аэрокосмическом поприще Турецкая Республика достигла именно в вопросе создания спутников. Так, в период с 1994 по 2022 г. Турция вывела на орбиту в общей сложности восемь спутников связи (TURKSAT1B, TURKSAT 1С, TURKSAT2A, TURKSAT ЗА, TURKSAT 4A, TURKSAT4B, TURKSAT 5A, TURKSAT 5B), три из которых (TURKSAT 1B, TURKSAT 1С и TURKSAT 2A) по состоянию на 2022 г. деактивированы. Запуск еще одного телекоммуникационного спутника следующего поколения запланирован на 2023 г. Вместе с тем в арсенале Турции имеются спутники зондирования Земли и разведывательные космические аппараты, используемые так-
6 'Ay'i görmek istiyorsan gökyüzüne bak' olayinin sirri gözüldü // Hürriyet. - 2021. - February 9. - URL: https://www.hurriyet. com.tr/gundem/ayi-gormek-istiyorsan-gokyuzune-bak-olayinin-sirri-cozuldu-erdogan-gundeme-damga-vuran-olayi-bu-sozlerle-acikladi-41736618 (дата обращения: 05.03.2022).
7 Турция провела успешные испытания гибридного двигателя ракеты для миссии на Луну // ТАСС. - 2021. - 11 апреля. - URL: https://tass.ru/kosmos/11116675 (дата обращения: 05.03.2022).
же и для нужд ВС Турции. В их числе - спутники BÏLSAT (деактивирован в 2006 г.), RASAT, а также GOKTURK-1 и GOKTURK-2 [Военная., 2021, с. 245].
При этом стоит отметить, что все вышеперечисленные выведенные на орбиту спутники, за исключением RASAT и GOKTURK-2, были произведены зарубежными компаниями, и лишь в некоторых случаях участие в разработках принимали турецкие инженеры. Ожидается, что разрабатываемые в настоящее время TURKSAT 6A, GOKTURK-3, GOKTURK-1Y, 1MECE и LAGARl станут аппаратами, полностью произведенными усилиями турецких компаний.
Отдельного внимания заслуживает символизм, прослеживающийся в названиях некоторых турецких космических технологий, призванных отдать дань наследию Османской империи и лишний раз подчеркнуть величие турецких достижений в рамках распространяемой государством идеологии «неоосманизма».
Так, например, спутники серии GOKTURK, предположительно, названы в честь мифического протогосудар-ственного объединения тюрков Средних веков, называвших себя Gokttirkler (с тур. - «небесные тюрки»). Спутник LAGARl, в свою очередь, официально унаследовал имя Лагари Хасана-че-леби - османского «авиатора», который, как считается в турецком научном сообществе, в XVII в. совершил первый пилотируемый полет на пороховой «ракете» на 300 м8, что, однако, является весьма спорной и дискуссионной с точки зрения своего правдоподобия гипотезой.
Третий пункт Программы посвящен созданию региональной системы позиционирования и синхронизации времени (Bolgesel Konumlama ve Za-manlama Sistemi (BKZS)), с помощью которой Турция получит возможность независимой спутниковой навигации. В рамках системы также будут разработаны собственные приложения, обеспечивающие точную навигацию, в частности в сфере обороны, сельского хозяйства, градостроительства и автономных транспортных средств [Национальная. Milli___, n/y].
По информации турецких СМИ, система является проектом Вооруженных сил Турции по передаче данных и будет широко использоваться при проведении военных операций, что, как ожидается, сведет риск прерывания военных кампаний и дезинформации военных к минимуму. По мнению турецкого аналитика по оборонной политике Т. Огуза, BKZS станет аналогом японской региональной квазизенитной спутниковой системы QZSS и индийской NavIC (до 2016 г. -IRNSS). При этом он отметил, что такого рода процессы являются чрезвычайно дорогостоящими, что объясняет их наличие лишь у шести стран мира9 (имеются в виду российская ГЛОНАСС, американская GPS, система Евросоюза как наднационального образования GALILEO, китайская BEIDOU, а также обозначенные выше региональные системы Японии и Индии).
В одном из интервью для TRT Haber эксперт объяснил необходимость создания национальной спутниковой навигационной системы отсутствием ка-
8 ¡^te Lagari Hasan ^elebi uydusunun göreve ba^layacagi zaman // istiklal. - 2017. - November 24. - URL: https://www.istiklal. com.tr/haber/iste-lagari-hasan-celebi-uydusunun-goreve-baslayacagi-zaman/346434 (дата обращения: 05.03.2022).
9 Yerli ve milli konumlama sistemi riskleri ortadan kaldiracak // TRT Haber. - 2021. - February 11. - URL: https://www.trthaber.com/ haber/gundem/yerli-ve-milli-konumlama-sistemi-riskleri-ortadan-kaldiracak-555494.html (дата обращения: 06.03.2022).
ких-либо гарантий относительно того, что системы других стран будут стабильно работать в рамках критически важных операций и в условиях войны и не будут отключены в самый нужный для Турции момент. Аналитик подчеркнул, что, несмотря на использование Турцией систем России, США и Европы, благодаря исследованиям, ведущимся с 2011 г., Турецкая Республика уже применяет новый подход к позиционированию и использованию получаемой от этих систем информации, в том числе с помощью национального проекта ШтЫуе и1ы$а1 БаЬЫ СЫББ Л^г (ШБЛСЛ-Лкй/)10.
ТиБЛСЛ-ЛШ/ представляет собой высокоточную систему мгновенного предоставления информации о геолокации в режиме реального времени, которая способна распознавать необходимое количество спутников Глобальных навигационных спутниковых систем (СЫББ) по всей территории Турции, а также Турецкой Республики Северного Кипра11.
Разработка проекта была начата ТиВ^ЛК еще в 2005 г. в рамках «Программы поддержки научно-исследовательских проектов государственных учреждений» и продолжалась до 2008 г. По итогам ее реализации на территории Турции функционируют 146 стационарных СРБ-станций, осуществляющих работу в режиме реального времени. Эксплуатация системы осуществляется из центров управления Главного управления земельного кадастра (ТКСМ) и Главного командования картографии (НСК). Материалы, собранные со всех станций, передаются в центр обработки данных, где
рассчитываются параметры их коррекции, а затем направляются непосредственно пользователям [История. ТйгЫуеИе..., 2011, р. 5].
Отдельного внимания заслуживает четвертый пункт Космической программы, затрагивающий особенно актуальный для Турции вопрос беспрепятственного доступа к космосу и создания космодрома.
С начала своей деятельности в области освоения космоса при осуществлении запусков Турецкая Республика была вынуждена прибегать к помощи своих партнеров. Так, запуск спутников ТиЯКБЛТ 1В, ТиЯКБЛТ 1С, ТиЯКБЛТ 2А, ТиЯКБЛТ ЗА, СОКТЖК-1 был осуществлен с космодрома Куру во Французской Гвиане; ТиЯКБЛТ 4А, ТиЯКБЛТ 4В были запущены с арендуемого Россией космодрома Байконур, расположенного в Казахстане; ТиЯКБЛТ 5А, ТиЯКБЛТ 5В - с космодрома на мысе Канаверал в США, арендуемого американской БрасеХ; СОЯТиЯК-2 -с космодрома Цзюцюань в Китае; BiLБЛT - с космодрома Плесецк в России, ЯЛБЛТ - с российской пусковой базы «Ясный» [ЕтЬо^а, 2019, р. 325330]. При этом их доставка на орбиту также осуществлялась при помощи зарубежных ракет-носителей.
В Космической программе Турции отмечается, что первоочередной задачей является определение наиболее подходящих места запуска и технологий, а также создание инфраструктуры пусковых установок и производство национальных ракет. В рамках вопроса поиска площадки запуска, как отмечается, будут рассмотрены возможности международно-
10 Ibid.
11 TUSAGA-Aktif Sistemi // Türkiye U lu sa l Sabit GNSS Agi - 2011. - URL: https://www.tusaga-aktif.gov.tr/ (дата обращения: 07.03.2022).
го сотрудничества [Национальная. Milli..., n/y].
По причине плотности населения, а также геолого-географических особенностей Турции, в частности ее местами гористого рельефа, расположения на стыке литосферных плит и высокой сейсмической активности речи о строительстве космической станции на территории страны (пока) не ведется. В соответствии с официальной картой опасности землетрясений Турции, подготовленной в 2019 г. Управлением по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций при МВД Турции (AFAD), наиболее устойчивым в этом плане является район Центральной Анатолии и его небольшая южная часть, граничащая со средиземноморским регионом (провинция Караман)12. Однако строительство АЭС «Аккую» в соседнем Мерси-не является заведомо неблагоприятным фактором для проведения в регионе каких-либо испытаний.
В этом плане сохранение определенной зависимости Анкары от других государств видится неизбежным. Известно, что Турция рассматривает вариант строительства космодрома в одной из экваториальных стран, в частности в Сомали, где Турецкая Республика уже имеет военную базу. По словам главы Космического агентства Турции С.Х. Йылдырыма, содействие в разработке и строительстве пусковой площадки ей может оказать Россия13.
При этом весьма важным для Турции остается финансовый вопрос. В условиях сильнейшего за последние
десятилетия экономического кризиса и рекордного падения курса турецкой лиры (до 17,04 за доллар в декабре 2021 г.14) проблема возможной нехватки средств на возведение, аренду и эксплуатацию зарубежного космодрома обретает все более реалистичные черты.
Пятый пункт Программы посвящен технологическим исследованиям «космической погоды». В его рамках предполагается, в частности, повышение инвестиций в изучение метеорологии, поддержка исследований ионосферы в рамках проектов систем позиционирования, интеграция в проекты исследований в области «космической погоды», разработка радиационно стойких полупроводников и инфраструктуры радиационного тестирования.
Помимо этого, запланировано создание специализированного подразделения, собирающего наблюдения в этой области и уполномоченного работать с международными организациями. Одна из главных целей данной деятельности - обеспечение устойчивости и безопасности операций Турции как на земле, так и в небе [Национальная. Milli., n/y].
Шестой пункт - наблюдение и отслеживание космических объектов с Земли - в первую очередь предусматривает слияние в единую национальную исследовательскую структуру Национальной обсерватории TÜBITAK (TUG) в Анталье и Восточно-Анатолийской обсерватории (DAG) в Эрзуруме. Кроме того, с целью улучшения качества наблюдений предполагается установка оптических систем с учетом
12 Türkiye Deprem Tehlike Haritasi indeksi // T.C. ¡g^leri Bakanligi Afet ve Acil Durum Yönetimi Ba^kanligi Deprem Dairesi Ba^kanli-gi. - URL: https://deprem.afad.gov.tr/deprem-tehlike-haritasi (дата обращения: 15.03.2022).
13 Россия может принять участие в создании турецкого космодрома // РИА Новости. - 2021. - 18 июня. - URL: https://ria. ru/20210618/kosmodrom-1737504295.html (дата обращения: 15.03.2022).
14 Курс турецкой лиры упал до рекордных показателей // ТАСС. - 2021. - 20 декабря. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13244235 (дата обращения: 15.03.2022).
метеорологических условий в разных регионах страны, а также запуск мелкомасштабных проектов по разработке технологий для неоптических систем.
Ожидается, что в эксплуатацию будут постепенно вводиться радиочастотные и лазерные наземные системы, а в среднесрочной перспективе будут внедрены и космические системы. Благодаря такой деятельности, а также разработанным радиотелескопам турецкие ученые смогут изучать также радиоволны и быстрые радиовсплески, тайна которых, как отмечается в тексте Программы, «не разгадана до сих пор» [Национальная. Milli___, n/y].
Следующий, седьмой, пункт затрагивает вопрос развития экосистемы космической промышленности. Отмечается, что с этой целью будут разработаны законодательство и политика, уточняющие и разграничивающие роли между пользователями, частным сектором, исследовательскими институтами и университетами. Вместе с тем будут упорядочены правила в отношении интеллектуальной собственности, что предоставит новые возможности мелкому предпринимательству, а также будут облегчены механизмы, касающиеся частных венчурных инвесторов (так называемых бизнес-ангелов) и венчурного капитала.
Отдельного внимания заслуживает план создания Зоны развития космических технологий, призванной облегчить процесс интеграции и сотрудничества сторон. Среди ожидаемых итогов названы увеличение объемов производства, осуществление комплексных работ с промышленными кластерами в космической сфере, экспорт продукции/услуг и использование разработанных технологий в других сферах, что будет способствовать процветанию страны [Национальная. Milli___, n/y].
В связке с предыдущим в тексте Программы отдельно обозначен вось-
мой пункт, касающийся Зоны развития космических технологий, которая вскользь упоминалась ранее. Отмечается, что такого рода пространство, где смогут разместиться отечественные и зарубежные инвесторы, будет создано совместно с Ближневосточным техническим университетом (ODTU). С помощью механизмов стимулирования в Зону развития технологий будут допущены малые и средние предприятия, в особенности те, которые впоследствии могут быть вовлечены в сферу освоения космоса.
Помимо этого, будут приняты законодательные акты, позволяющие космической отрасли Турции максимально использовать данную площадку. В качестве одного из итоговых преимуществ при этом вновь подчеркивается возможность увеличения экспортных возможностей космической промышленности Турецкой Республики [Национальная... Milli___, n/y].
Предпоследний, девятый, пункт посвящен вопросу осведомленности о космосе и развитию человеческих ресурсов. Стратегия в данной области предусматривает формирование учебных программ в университетах в соответствии с потребностями страны, организацию международных летних школ, курсов и семинаров для поддержки профильного образования, поощрение отраслевой научной и общественной деятельности, присуждение стипендий магистрантам и аспирантам в четко определенных областях, оказание содействия проектам высших учебных заведений, повышение интереса детей и молодежи к космосу, в том числе за счет доведения необходимой информации до воспитателей/учителей [Национальная... Milli___, n/y].
Завершает Космическую программу Турции, вероятно, один из самых амбициозных пунктов - отправка в космос турецкого космонавта и осуществле-
ние научной миссии. Внимание на себя обращает тот факт, что покорять космическое пространство, согласно Программе, должен турок не по происхождению, а именно по гражданству, на что указывает преднамеренное употребление в тексте словосочетания Türk vatandap (с тур. - гражданин Турции).
Отмечается, что вопрос отправки турецких космонавтов в космос будет обсуждаться в рамках программ международного сотрудничества. Кроме того, Турция планирует аккумулировать рекомендации от университетов и исследовательских организаций для проведения в космосе экспериментов. При этом научно-общественная работа космонавтов, как заявлено в Программе, будет планироваться заранее. По итогам проделанной работы Турция, как ожидается, получит возможность пользоваться инфраструктурой Международной космической станции (МКС) и проводить научные космические исследования [Национальная. Milli., n/y].
Международное сотрудничество
При оценке фундаментальной по своему содержанию Космической программы Турции представляется важным отметить, что ряд ее пунктов - во всяком случае на данном этапе - труднореализуемы без поддержки международного сообщества. Об этом, в частности, свидетельствуют отдельные формулировки Программы, в которых особая роль всё же отводится международной кооперации.
Стоит отметить, что в правовом поле современная Турция является страной-подписантом следующих нормативно-правовых актов международного характера, инициированных ООН: Соглашение «О принципах, регулирующих деятельность государств в области разведки и использования космоса, включая Луну и другие небесные тела» от 27 января 1967 г., Соглашение «О спасении космонавтов и возвращении космонавтов и транспортных средств, запущенных в космос» от 27 апреля 1968 г., Конвенция «О международной ответственности за ущерб космическим объектам» от 29 марта 1972 г., Договор «О регистрации объектов, запущенных в космос» от 12 ноября 1974 г., а также Соглашение от 18 декабря 1979 г., регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах15.
При этом Турецкая Республика активно развивает практические межгосударственные связи с передовыми странами в области освоения космоса, одной из которых является Российская Федерация. Как уже отмечалось, турецкая сторона осуществляет запуски спутников с российских космодромов и, особенно в условиях планомерного ухудшения отношений с Западом, всерьез рассчитывает на сотрудничество с Москвой в области строительства собственной пусковой площадки. Россия, в свою очередь, демонстрирует готовность к выстраиванию двусторонних контактов.
Так, в интервью турецкому агентству АпайаЫ еще в 2019 г. глава Госкорпорации «Роскосмос» Д. Рогозин четко обозначил заинтересованность России в сотрудничестве, а также готовность
15 Uzay // Türkiye Cumhuriyeti Di^leri Bakanligi. - URL: https://www.mfa.gov.tr/uzay.tr.mfa (дата обращения: 17.03.2022).
оказать Турции содействие в поставке комплектующих, в частности ракетных двигателей, и даже подготовке турецких космонавтов и других специа-листов16.
О намерении развивать взаимодействие говорит и рабочий визит делегации Роскосмоса и организаций ракетно-космической промышленности во главе с директором Госкорпорации, специальным представителем президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в космосе Д. Рогозиным в Турецкую Республику, состоявшийся 22-23 ноября 2021 г. С турецкой стороны в переговорах участвовали министр промышленности и технологий Турции М. Варанк и глава Космического агентства Турции С.Х. Йылдырым.
В ходе встречи, на которой обсуждались перспективы сотрудничества, особое внимание было уделено подготовке межправительственного соглашения между Россией и Турцией о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, призванного заложить договорно-правовой фундамент выстраиваемой в дальнейшем работе. В пресс-релизе Роскосмоса по итогам встречи отмечено, что соглашение позволит развивать взаимодействие в таких сферах, как пилотируемая космонавтика, создание космической техники, научные космические исследования, планетарные исследования, дистанционное зондирование Земли, мониторинг космического пространства, спутниковая навигация, телекомму-
никация и связь17. Примечательно, что практически все из названных направлений сотрудничества отражены в Космической программе Турции.
США и другие страны Запада также представляют для Турции партнерский интерес в вопросе предоставления в пользование своих космодромов и совместного развития технологий. Один из первых договоров - «О космическом и промышленном сотрудничестве» - был подписан между Анкарой и Вашингтоном еще в 2005 г. [Овсепян, 2010, с. 48]. В последнее время наблюдается особая заинтересованность Анкары в сотрудничестве с частной американской компанией SpaceX. К примеру, 16 декабря 2021 г. лидер Турции Р.Т. Эр-доган в режиме видеоконференции провел переговоры с главой компании И. Маском, в ходе которых проинформировал предпринимателя о национальной Космической программе страны, а также о намерении развивать сотрудничество в сфере разработки технологий и запуска спутников18.
При этом Россия и США не являются единственными партнерами Турции. По информации Космического агентства Турецкой Республики, с момента своего основания структура выстроила сотрудничество с двадцатью странами, пятью международными фирмами, а также семью международными учреждениями и организациями. В частности, были проведены или продолжаются переговоры о сотрудничестве с компаниями Blue Origin, AXIOM, Lockheed Martin, Rocket Lab.
16 Интервью Дмитрия Рогозина агентству «Анадолу» // Роскосмос. - 2019. - 18 сентября. - URL: https://www.roscosmos. ru/26870/ (дата обращения: 17.03.2022).
17 Россия и Турция обсудили перспективы сотрудничества в исследовании космоса // Роскосмос. - 2021. - 23 ноября. - URL: https://www.roscosmos.ru/33436/ (дата обращения: 17.03.2022).
18 Эрдоган обсудил с Маском сотрудничество в космосе и рынок электромобилей // ТАСС. - 2021. - 16 декабря. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13221083 (дата обращения: 18.03.2022).
Более того, Турция сотрудничает с Азиатско-Тихоокеанской организацией по космическому сотрудничеству (АРБСО), Комитетом по космическим исследованиям (СОБРАЯ), Сетью космических наук и технологий исламских стран (1БЫБТ), Европейской ассоциацией международного космического года (БиШБУ), Азиатско-Тихоокеанским региональным форумом космических агентств (APRБAF), Управлением ООН по вопросам космического пространства (иЫООБА), Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях (СОРиОБ), Международной астронавтической федерацией (1АР), а также является активным участником встреч Лидеров космической экономики (БРАСБ20) в рамках С20. Также известно, что Турция изъявила желание стать участником космической программы Евросоюза [Отчет. 1<^аге ..., п/у].
В рамках двустороннего взаимодействия Турцией подписаны соглашения с Украиной (2019 г.), Венгрией (2019 г.) и Казахстаном (2020 г.), а также подготовлены тексты аналогичных документов с Японией, Пакистаном, Азербайджаном, Россией, Индонезией и Китаем. Вместе с тем с Испанией, Италией, Францией, Индией, Катаром, Южной Кореей, Узбекистаном, Чили и Австралией осуществляются предварительные переговоры о возможности двустороннего сотрудничества19.
Помимо перечисленных стран и регионов, в космическую плоскость свое сотрудничество Турция стремится вывести и с государствами так называемого тюркского мира, представляющего собой отдельное направление внешнеполитической деятельно-
сти Анкары по реализации идей пантюркизма. Так, например, в стратегическом документе Организации тюркских государств (ОТГ) под названием «Видение тюркского мира 2040», принятом в ноябре 2021 г., целых четыре пункта посвящены взаимодействию в космической области, а именно: развитию в сфере спутниковых технологий, обмену накопленными знаниями и опытом, партнерству между космическими агентствами и другими профильными учреждениями стран - участниц ОТГ, созданию механизма сотрудничества между странами-членами с целью использования общей космической инфраструктуры, проведению совместных исследований с привлечением университетов, научных и других космических центров и т.д. [Видение. Тигк., п/у].
Внимания заслуживает тот факт, что аналогичные планы по сотрудничеству с функционирующей под эгидой Турции ОТГ отражены и в отдельном разделе Стратегии Космического агентства Турции на 2022-2026 гг. В связи с этим нельзя исключать, что в реализации турецкой Космической программы в роли младших партнеров в перспективе будут задействованы тюркские государства Центральной Азии и Закавказья, а явление пантюркизма обретет
новую - космическую - грань.
***
Процессы, связанные с формированием полицентричного миропорядка, не могли не затронуть космическое измерение, где в последние годы между мировыми и региональными игроками развернулась серьезная борьба за
19 Uluslararsi i^birlikleri //Türkiye Uzay Ajansi. - URL: https://tua.gov.tr/tr/uluslararasi-faaliyetler/uluslararasi-isbirlikleri (дата обращения: 18.03.2022).
место на околоземной орбите. В «космическую гонку» оказались вовлечены страны Востока, еще вчера не имевшие убедительных «сухопутных» технологий, но уже сегодня уверенно стремящиеся к покорению космического пространства.
Турецкая Республика, несмотря на активное встраивание в космические процессы и достигнутый в этом деле прогресс, по-прежнему далека от так называемого клуба космических держав. Проектирование и строительство искусственных спутников Земли -единственное направление, где Турция преуспевает в практическом смысле; однако и на данном треке многими своими успехами она обязана зарубежным производителям комплектующих, в большей степени - европейским и американским поставщикам. В связи с этим остается актуальным вопрос их дальнейшего взаимодействия в контексте неоднозначных отношений Турции с западными партнерами в целом и государствами «объединенной Европы» в частности. Так, например, за свое сотрудничество с Россией в рамках приобретения ПВО С-400 «Триумф» Турция уже лишилась американских газотурбинных двигателей, используемых на турецких боевых вертолетах Т129, немецких дизельных двигателей для танков ЛЫау, а также канадских электронно-оптических систем, применяемых на турецких БПЛА ВаутаЫат ТВ-220. На данный момент нет никаких гарантий, что эта же участь не постигнет и аэрокосмическую промышленность Турции.
В своей статье «Турция и космические разработки» от 2013 г. Б.А. Йыл-маз - на тот момент руководитель
структурно-спутниковой группы
ТША§ - писал, что потребности Турции в разработке и производстве спутниковой системы могут быть удовлетворены на 25% за счет внутренних ресурсов. Эксперт прогнозировал рост данного показателя до 50% к 2020 г., отмечая, что после 2025 г. предполагается повышение уровня использования отечественного оборудования в космических проектах, главным подрядчиком которых будет в основном выступать ТиБЛ§, до 65% [Уг1шаг, 2013, р. 252]. Тем не менее в реальности технологии развиваются не такими быстрыми темпами, как ожидалось. На данный момент Турция имеет лишь два полностью произведенных усилиями турецких предприятий спутника (ЯЛБЛТ и СОКТиЯК-2), а все другие обнародованные «громкие» национальные проекты находятся лишь в стадии разработки. При этом всё же стоит отметить, что «спутниковое ремесло» является наиболее развитым направлением космической деятельности Турции, и она находится в шаге от перехода к следующему этапу, призванному освободить ее от «оков» западных технологий.
Тем не менее развитие турецкой аэрокосмической отрасли осложняется отсутствием собственных космодромов и, несмотря на амбициозность принятой Космической программы, весьма туманными перспективами их появления в краткосрочной перспективе. Проблема в данном случае заключается не в отсутствии технического потенциала как такового, а в финансовых сложностях, испытываемых Анкарой по причине экономического кризиса, больно ударившего по курсу лиры.
20 Турция наказана за покупку российских С-400 // Ведомости. - 2020. - 18 декабря. - URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2020/12/17/851476-turtsiya-nakazana (дата обращения: 18.03.2022).
В существующих условиях маловероятной выглядит не только возможность строительства пусковой площадки за рубежом, но и аренда действующих иностранных космодромов. Более того, в случае дальнейшей девальвации национальной валюты нельзя исключать вероятность существенного пересмотра (в сторону сокращения) бюджета, ежегодно выделяемого на нужды Космического агентства Турции. По этой причине стоит также иметь в виду, что размещение пусковой площадки на территории удаленного от страны иностранного государства обяжет Турцию регулярно продумывать логистику в условиях динамично меняющихся политических реалий и предусматривать расходы по транспортировке туда своих изобретений.
Вопрос, выдержит ли «космический запал» Турции натиск международной конкуренции, так же остается открытым. Сегодня в борьбу за звание космических гигантов второго эшелона наряду с Анкарой активно вступает Тегеран. И если достижения Ирана в этой области пока достаточно скромны и не представляют особых поводов для беспокойства, то, например, соперничать с опытным космическим триумфатором в лице Израиля Анкаре как минимум будет нелегко. Для России, в свою очередь, открывается новое поле возможностей для вывода двусторонних российско-турецких отношений в космическую плоскость и вовлечения Турции в орбиту своего влияния, которые необходимо использовать.
В целом Космическая программа Турции является неотъемлемой частью «неоосманского» курса Анкары и плотно вплетена в политическую канву. Вместе с тем она не лишена противоречий: так, например, проходящая красной нитью сквозь весь текст Программы заявка на самостоятельность
Турции слабо соотносится с реальными ресурсами Анкары и ее стремлением найти выгодных партнеров, без которых и так сомнительная реализация намеченных целей становится практически невозможной.
Современная Турция осознает, что без освоения космоса невозможно получить статус надрегиональной державы, к обретению которого она так стремится. Более того, феномен планомерной «космизации» Турецкой Республики уже давно стал очередным популистским инструментом в умелых руках президента Р.Т. Эрдогана, использующего космическую тематику для консолидации масс вокруг турецких достижений любого масштаба. В том числе по этой причине цель занять определенную нишу в космическом пространстве входит для Турции в разряд стратегических.
Однако помимо увлеченности космическими инициативами, правящей элите Турции в равной степени не стоит забывать о делах «земных», в числе которых - в первую очередь восстановление турецкой экономики и доверия потенциального электората, в определенной степени подорванного дорогостоящими космическими программами, трансграничными военными операциями и другими действиями, реализуемыми на фоне социальных протестов и нестабильной экономической ситуации.
Список литературы
Военная разведка / Пухов Р.Н., Робинсон П. (ред.). - Москва : Центр анализа стратегий и технологий, 2021. -376 с.
Овсепян Л. Турецко-американское сотрудничество в контексте модернизации турецких ВВС // Регион и мир. -2010. - № 1 (1). - С. 46-54.
Спад в экономике Турции - угроза для долгосрочного развития страны. Бюллетень о текущих тенденциях в мировой экономике / Григорьев Л. [и др.] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - Май 2019. - № 4. - 23 с. - URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/ a/22293.pdf (дата обращения: 20.02.2022).
Yilmaz S. Space and Turkey // Open Journal of Political Science. - 2016. -№ 3 (6). P. 323-337. - DOI: 10.4236/ ojps.2016.63029.
Видение тюркского мира 2040. Türk Dünyasi 2040 Vizyonu // Türk Devletleri Te^kilati. - n/y. - Турец. яз. - URL: https:// www.turkkon.org/assets/pdf/haberler/ turk-dunyasi-2040-vizyonu-2396-98.pdf (дата обращения: 18.03.2022).
История стационарных станций GNSS в Турции и национальная сеть стационарных GPS-станций TUSAGA-AKT1F. Türkiyede Sabit GNSS Istas-yonlarinin Tarihi ve Türkiye Ulusal Sa-bit GPS Istasyonlari Agi-Aktif (TUSAGA-AKT1F) / Aktug B. [et al.] // TMMOB Harita ve Kadastro Mühendisleri Odasi. 13. Türkiye Harita Bilimsel ve Teknik Kurultayi, April 1822, 2011. - Ankara. - P. 1-9. - Турец. яз. -URL: https://obs.hkmo.org.tr/show-media/ resimler/ekler/870afe91ce1dea0_ek.pdf (дата обращения: 10.03.2022).
Йылдыз У Космические приключения Турции. Yildiz U. Türkiye'nin Uzay Macerasi // Uzay Atlasi. - 2021. - № 335. -P. 32-34. - Турец. яз.
Йылмаз С. Космическая безопасность. Yilmaz S. Uzay Güvenligi. Istan-
bul : Milenyum Yayinlari, 2013. - 360 p. -Турец. яз.
Национальная космическая программа. Milli Uzay Programi // Türkiye Uzay Ajansi. - n/y. - Турец. яз. - URL: https://cdn.tua.gov.tr/60227c3d5f551.pdf (дата обращения: 05.03.2022).
Отчет о деятельности администрации за 2021 г. Idare Faaliyet Raporu 2021 // Türkiye Uzay Ajansi ; Türkiye Uzay Ajansi Strateji Geli^tirme Daire Ba^kanligi. - n/y. - Турец. яз. - URL: https://cdn.tua.gov.tr/62274745a7c66.pdf (дата обращения: 05.03.2022).
Партия справедливости и развития с момента основания до наших дней: внешняя политика. Kurulu^undan bugü-ne AK Parti: di§ politika / Inat K. [et al.]. -Istanbul: SETA Kitaplari, 2018. - 552 p. -Турец. яз.
Стратегический план на 20222026 гг. 2022-2026 Stratejik Plani // Türkiye Uzay Ajansi. - n/y. - Ту-рец. яз. - URL: https://cdn.tua.gov. tr/621f7a02307bf.pdf (дата обращения: 05.03.2022).
Экиджи О.К. Обнародована дорожная карта Турции в области космических исследований. Ekici Ö.K. Türkiye'nin Uzay Qah^malarindaki Yol Haritasi Ac^klandi // TÜB1TAK Bilim ve Teknik Dergisi. - 2021. - № 640 (54). -P. 14-16. - Турец. яз.
Эрбога А. Возможности стратегического оружия Турции. Erboga A. Türkiye'nin Stratejik Silah Kapasitesi. - Istanbul : SETA Kitaplari, 2019. - 348 p. -Турец. яз.
DOI: 10.31249/kgt/2022.02.10
Through Hardship to the Stars: Turkey's National Space Program
Alina I. SBITNEVA
Researcher
Department of Middle and Post-Soviet East
Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (INION RAN)
117418, 51/21 Nakhimovskiy prospekt, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-9196-9348
CITATION: Sbitneva A.I. (2022). Through Hardship to the Stars: Turkey's National Space Program. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 15, no. 2, pp. 191-208 (in Russian). DOI: 10.31249/kgt/2022.02.10
Received: 20.03.2022. Revised: 07.04.2022.
ABSTRACT. The launch of the first Turkish communications satellite at the end of the last century marked the beginning of Turkey's exploration of outer space. Noticeable acceleration of Turkish Republic's "cos-mization" occurred with R.T. Erdogans coming to power in 2014. The intensification of such processes has become a logical continuation of the unofficial "neo-Ot-tomanism" ideology focused on increasing Turkeys international authority in various fields that started much earlier. In order to study the aspects of Ankara's activities in this area, the article provides a comprehensive analysis of the key state and non-state space-oriented structures' work, as well as Turkey's strategy for achieving space independence.
The author scrutinizes Turkish state satellite program that is one of the most successful projects of the country. Special attention is paid to the Turkish Space Agency, its strategic documents and country's National Space Program. Moreover, the article exam-
ines the details of Ankara's international cooperation in the field of space technologies in particular with Russia and the United States as well as other actors and international space organizations.
The author concludes that modern Turkey is just beginning the path of its independent existence in space and still to a certain extent depends on foreign partners, both -in the context of the components' supplies and the lack of its own spaceports. In addition, Turkey's ambitious space plans seem to be difficult to implement due to the economic crisis, significant weakening of the Turkish lira and rather tight deadlines. At the same time, Russia can use arising opportunities to involve Ankara in its "orbit" -both literally and figuratively.
KEYWORDS: Turkey, R.T. Erdogan, "neo-Ottomanism", space, technologies, aerospace industry, Turkish Space Agency, Turkish space Program, satellite, Lunar mission.
References
Ekici O.K. (2021). The Roadmap of Turkey's Space Studies has been Announced. Ekici O.K. Turkiye'nin Uzay Qah^malarm-daki Yol Haritasi Apklandi. TUBITAK Bilim ve Teknik Dergisi, no. 640 (54), pp. 14-16 (in Turkish).
Erboga A. (2019). Turkey's Strategic Weapons Capability. Erboga A. Turkiye'nin Stratejik Silah Kapasitesi. Istanbul: SETA Kitaplari, 348 pp. (in Turkish).
Istoriya... Turkiye'de... (2011). The History of Fixed GNSS Stations in Turkey and the Turkish National Network of Fixed GPS Stations (TUSAGA-ACTIVE). Turkiye'de Sabit GNSS Istasyonlarinin Tarihi ve Tur-kiye Ulusal Sabit GPS Istasyonlari Agi-Ak-tif (TUSAGA-AKTlF). TMMOB Harita ve Kadastro Muhendisleri Odasi. 13. Turkiye Harita Bilimsel ve Teknik Kurultayi, April 18-22, Ankara, pp. 1-9. Available at: https://obs.hkmo.org.tr/show-media/res-imler/ ekler/870afe91 ce 1 dea0_ek.pdf, accessed 10.03.2022 (in Turkish).
Natsional'naya... Milli... (n/y). National SpaceProgram. Milli UzayProgrami. Turkiye Uzay Ajansi, available at: https://cdn. tua.gov.tr/60227c3d5f551.pdf, accessed 05.03.2022 (in Turkish).
Otchet... idare ... (n/y). Annual Report of the Administration 2021. Idare Faaliyet Raporu 2021. (n/y) Turkiye Uzay Ajansi; Turkiye Uzay Ajansi Strateji Geli^tirme Daire Ba^kanligi, available at: https://cdn. tua.gov.tr/62274745a7c66.pdf, accessed 05.03.2022 (in Turkish).
Ovsepyan L. (2010). Turkish-American cooperation in the context of modernization of the Turkish Air Force. Region and the world, no. 1 (1), pp. 46-54 (in Russian).
Partiya... Kurulu^undan... (2018). AK Party since its foundation. Foreign policy (2018). Kurulu$undan bugüne AK Parti: di§ politika. Istanbul: SETA Kitaplari, 552 pp. (in Turkish).
Spad... (2019). The downturn in Turkish economy is a threat to the long-term development of the country. Bulletin on current trends in the global economy. Analytical Center under the Government of the Russian Federation, May, no. 4, 23 pp., available at: https://ac.gov.ru/archive/ files/publication/a/22293.pdf, accessed 20.02.2022 (in Russian).
Strategicheskiy... 2022-2026... (n/y). 2022-2026 Strategic Plan. 2022-2026 Stratejik Plani (n/y). Türkiye Uzay Ajan-si, available at: https://cdn.tua.gov. tr/621f7a02307bf.pdf, accessed 05.03.2022 (in Turkish).
Videniye... Türk... (n/y). Vision of the Turkic World 2040. Türk Dünyasi 2040 Vizyonu. Türk Devletleri Te^kilati, available at: https://www.turkkon.org/as-sets/pdf/haberler/turk-dunyasi-2040-vizyonu-2396-98.pdf, accessed 18.03.2022 (in Turkish).
Voennaya ... (2021). Military Intelligence, Pukhov R.N., Robinson P. (eds.). Moscow: Center for Analysis of Strategies and Technologies, 376 pp. (in Russian).
Yildiz U. (2021). Space Adventure of Turkey. Yildiz U. Türkiye'nin Uzay Mace-rasi. Uzay Atlasi, no. 335, pp. 32-34. (in Turkish).
Yilmaz S. (2013). Space Security. Yil-maz S. Uzay Güvenligi. Istanbul: Milen-yum Yayinlari, 2013, 360 pp. (in Turkish).
Yilmaz S. (2016). Space and Turkey. Open Journal of Political Science, no. 3 (6), pp. 323-337. DOI: 10.4236/ ojps.2016.63029.