Научная статья на тему 'ЧЭНЬ ДУСЮ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КИТАЯ (1903-1922 гг.)'

ЧЭНЬ ДУСЮ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КИТАЯ (1903-1922 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
марксизм в Китае / китайская журналистика / коммунистическая печать Китая / Чэнь Дусю / «Новая молодежь» / демократическая печать / Синьхайская революция / Marxism in China / Chinese journalism / Chinese communist press / Chen Duxiu / “New Youth” / democratic press / Xinhai Revolution

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Сюй

В статье освещены основные вехи деятельности видного революционного демократа, а затем организатора и деятеля Коммунистической партии Китая, ее первого Генерального секретаря Чэнь Дусю. Автор рассматривает главным образом его деятельность как журналиста, организатора и редактора ряда демократических и коммунистических изданий. Центральное внимание сосредоточено на истории становления Чэнь Дусю, как просветителя, автора и редактора демократических изданий, начиная с основанного в 1903 году «Национального ежедневника» («Гоминь Жибао») и «Аньхойских Вестей» («Аньхой Сухуабао») в 1904-1905 гг. Освещая роль Чэнь Дусю в создании культового журнала «Молодежь» / «Новая Молодежь» («Циннянь» / «Синь Циннянь») автор показывает его роль в распространении национально-патриотических, социалистических, а затем и марксистских идей. Специально рассмотрен вопрос о руководящей роли Чэнь Дусю в создании первых изданий Коммунистической партии Китая. Обоснован вывод о том, что создание и редактирование журнала «Новая Молодежь», а также последующее руководство созданием первых печатных органов Коммунистической партии Китая, таких как «Путеводитель», стало вершиной журналистской деятельности Чэнь Дусю, превратило в поистине ключевую фигуру в истории китайской журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEN DUXIU: ON THE QUESTION OF THE ORIGINS OF COMMUNIST JOURNALISM IN CHINA (1903-1922)

The article highlights the main milestones in the activities of the prominent revolutionary democrat, and then the organizer and activist of the Communist Party of China, its first General Secretary Chen Duxiu. The author examines mainly his activities as a journalist, organizer and editor of a number of democratic and communist publications. Central attention is focused on the history of the formation of Chen Duxiu as an educator, author and editor of democratic publications, starting with the National Daily (Guomin Ribao) founded in 1903 and the Anhui News (Anhui Suhuabao) in 1904-1905 . Highlighting the role of Chen Duxiu in the creation of the cult magazine “Youth” / “New Youth” (“Qingnian” / “Xin Qingnian”), the author shows his role in the dissemination of national-patriotic, socialist, and then Marxist ideas. The issue of the leadership role of Chen Duxiu in the creation of the first publications of the Communist Party of China is specially considered. The conclusion is substantiated that the creation and editing of the magazine ";New Youth", as well as the subsequent leadership of the creation of the first printed organs of the Communist Party of China, such as the "Guide", became the pinnacle of Chen Duxiu's journalistic activity, turning him into a truly key figure in the history of Chinese journalism.

Текст научной работы на тему «ЧЭНЬ ДУСЮ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КИТАЯ (1903-1922 гг.)»

//https://www.researchgate.net/publication/277990496_Science_and_Technology_Policy_Reforms_in_China_A_Critical_Assessmen t (date of access 01.07.2023).

20. Yaping T. The Father of Nuclear Energy in China - Hoff Lu // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. No. 394. 042003. 10.1088/1757-899X/394/4/042003. URL:

https://www.researchgate.net/publication/326903871_The_Father_of_Nuclear_Energy_in_China_-_Hoff_Lu (date of access 01.07.2023).

АСТАНИНА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - доктор исторических наук, ректор, Московский институт современного академического образования (astanina@mail.ru).

НОВИКОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, департамент общегуманитарных дисциплин, Московский институт современного академического образования

ASTANINA, LARISA V. - Doctor of Historical Sciences, Rector, Moscow Institute of Modern Academic Education. NOVIKOVA, IRINA V. - PhD in History, Associate Professor, Department of General Humanitarian Disciplines, Moscow Institute of Modern Academic Education (novikova@mail.ru).

УДК 94(510)091:929.2Чэнь Дусю DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-68-82

ВАН СЮЙ

ЧЭНЬ ДУСЮ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КИТАЯ (1903-1922 гг.)1

Ключевые слова: марксизм в Китае, китайская журналистика, коммунистическая печать Китая, Чэнь Дусю, «Новая молодежь», демократическая печать, Синьхайская революция.

В статье освещены основные вехи деятельности видного революционного демократа, а затем организатора и деятеля Коммунистической партии Китая, ее первого Генерального секретаря Чэнь Дусю. Автор рассматривает главным образом его деятельность как журналиста, организатора и редактора ряда демократических и коммунистических изданий. Центральное внимание сосредоточено на истории становления Чэнь Дусю, как просветителя, автора и редактора демократических изданий, начиная с основанного в 1903 году «Национального ежедневника» («Гоминь Жибао») и «Аньхойских Вестей» («Аньхой Сухуабао») в 1904-1905 гг. Освещая роль Чэнь Дусю в создании культового журнала «Молодежь» / «Новая Молодежь» («Циннянь» / «Синь Циннянь») автор показывает его роль в распространении национально-патриотических, социалистических, а затем и марксистских идей. Специально рассмотрен вопрос о руководящей роли Чэнь Дусю в создании первых изданий Коммунистической партии Китая. Обоснован вывод о том, что создание и редактирование журнала «Новая Молодежь», а также последующее руководство созданием первых печатных органов Коммунистической партии Китая, таких как «Путеводитель», стало вершиной журналистской деятельности Чэнь Дусю, превратило в поистине ключевую фигуру в истории китайской журналистики.

WANG XU

CHEN DUXIU: ON THE QUESTION OF THE ORIGINS OF COMMUNIST JOURNALISM IN CHINA (1903-1922)

Key words: Marxism in China, Chinese journalism, Chinese communist press, Chen Duxiu, "New Youth", democratic press, Xinhai Revolution.

The article highlights the main milestones in the activities of the prominent revolutionary democrat, and then the organizer and activist of the Communist Party of China, its first General Secretary Chen Duxiu. The author examines mainly his activities as a journalist, organizer and editor of a number of democratic and communist publications. Central attention is focused on the history of the formation of Chen Duxiu as an educator, author and editor of democratic publications, starting with the National Daily (Guomin Ribao) founded in 1903 and the Anhui News (Anhui Suhuabao) in 1904-1905 . Highlighting the role of Chen Duxiu in the creation of the cult magazine "Youth" / "New Youth" ("Qingnian" / "Xin Qingnian"), the author shows his role in the dissemination of national-patriotic, socialist, and then Marxist ideas. The issue of the leadership role of Chen Duxiu in the creation of the first publications of the Communist Party of China is specially considered. The conclusion is substantiated that the creation and editing of the magazine "New Youth", as well as the subsequent leadership of the creation of the first printed organs of the Communist Party of China, such as the "Guide", became the pinnacle of Chen Duxiu's journalistic activity, turning him into a truly key figure in the history of Chinese journalism.

Вступление человечества в эпоху империализма радикально изменило мировую общеполитическую ситуацию. С одной стороны, процессы завершения раздела мира и начало его передела между ведущими империалистическими странами остро поставили вопрос об

1 Статья выполнена в рамках проектов, финансируемых Фондом научных исследований постдокторантов Китая (73-й пакет финансирования) под эгидой проекта «Российские ведущие СМИ: формирование национального образа и эффективность международного вещания» (Код проекта: 2023M731607), а также в соответствие с Программой выдающихся постдокторантов провинции Цзянсу за 2022 год в рамках проекта «Анализ создания национального образа в основных российских медиа, ориентированных на зарубежную аудиторию, и эффективности их международного распространения» (Код проекта: 2022ZB58); The article was carried out within the framework of projects funded by the Postdoctoral Research Foundation of China (73rd funding package) under the auspices of the proj ect "Russian Leading Media: Formation of a National Image and the Effectiveness of International Broadcasting" (Project Code: 2023M731607), as well as in accordance with the Outstanding Postdoctoral Program Jiangsu Province for 2022 within the framework of the project "Analysis of the creation of a national image in the main Russian media aimed at foreign audiences and the effectiveness of their international distribution" (Project code: 2022ZB58).

актуализации агрессивных милитаристских практик, наиболее значительным отражением чего стала Первая мировая война. С другой стороны, ответом на вызовы эпохи империализма стало нарастание масштабного революционного и национально-освободительного движения.

Данные тенденции в полной мере определяли историю превращенной в объект безжалостного империалистического разграбления поздней империи Цин, колониальная агрессия в отношении которой уже в 1894-1995 гг. по существу дала старт Первой мировой войне [1, с. 8789], а также вызвала к жизни неуклонно нараставшее массовое революционное движение, на рубеже веков вылившееся в восстание ихэтуаней (боксерское). Это грандиозное народное движение, в 1900-1901 гг. безжалостно подавленное объединенным союзом империалистов, с огромным сочувствием было встречено передовой общественностью планеты. В частности, в самом первом номере газеты российских социал-демократов «Искра» В.И. Ленин решительно и категорично разоблачил «русское правительство, вместе с холопствующими перед ним газетами», вещавшими о своей «цивилизаторской миссии» в Китае, критикуя «эту безумную политику» [2, с. 378].

Поистине критические для страны дни стали временем формирования выдающейся плеяды ее лучших представителей, особенно из числа молодых, стремящихся к радикальным переменам людей. Одним из них был уроженец города Аньцин (провинция Аньхой) Чэнь Дусю (1879-1942) -известный политический деятель современного Китая, вошедший в историю в качестве ученого и педагога, организатора образования и журналиста, признанного лидера масштабного культурного «движения 4 мая», одного из первых марксистов и основных лидеров КПК в период основания и становления этой партии, ее первого генерального секретаря (до1927 г.).

1. Период становления.

Исследователи биографии Чэнь Дусю в китайской академической среде уделяют основное внимание его роли как признанного «политика» общекитайского масштаба, и уже не одно десятилетие спорят о том насколько он был (или не был) марксистом и коммунистом. Однако нужно видеть, что он также оказал значительное влияние на современное образование, культуру и даже журналистику. Собственно, именно в контексте истории журналистики фигура Чэнь Дусю и должна, на наш взгляд, рассматриваться в первую очередь. Ведь он занял довольно важное положение в сфере журналистики уже на излете правления династии Цин, а затем приобрел поистине общекитайскую известность в эпоху Китайской республики.

Еще в 1901 году Чэнь Дусю занимался газетами как спонсор и дистрибьютор «Переводов для стимуляции учебы». На волне нараставшего антиманьчжурского движения, в мае 1903 года он создал «Аньхойский патриотический союз», после чего преследования со стороны властей вынудили его перебраться в Шанхай. Однако и здесь в 1903 г. он участвовал в издании революционной демократической газеты «Гоминь Жибао» («Национальный ежедневник»), основанной им 7 августа 1903 года совместно с Чжан Ши Чжао и Чжан Цзи. По своим революционным целям она являлась продолжением газеты «Су бао», ранее издававшейся Чжан Ши Чжао. Как отмечал Чжан Ши Чжао: «После закрытия «Су бао» я и Чэнь Дусю продолжили выпускать «Гоминь Жибао», чтобы распространить ее идеи» [3, с. 152]. Участие в создании и редактировании «Национального ежедневника» стало началом систематической журналистской деятельности Чэнь Дусю. И хотя, в отличие от более резкой и прямолинейной «Су бао», тональность данной газеты была более умеренной, тем не менее она была запрещена властями, после чего Чэнь Дусю вновь вернулся в Аньцин, где в 1904-1905 гг. редактировал «Аньхой Сухуабао» («Аньхойские вести» / «Аньхойская разговорная газета»), завоевавшую значительную популярность.

Газету «Аньхой Сухуабао» Чэнь Дусю основал в марте 1904 года, воплощая высказанную им еще в 1903 году идею о «пробуждении патриотического духа в умах людей». В первом же номере газеты была опубликована его статья под названием «Разделение Китая». В ней, в частности, подчеркивалось, что агрессия со стороны великих держав усиливается с каждым днем, и угроза потери независимости страны становится все ближе. Автор призывал читателей: «Пришло время взять себя в руки. Те, у кого есть средства, пусть вложат их, а те, у кого их нет, пусть вложат свои усилия... Наша страна обширна, население многочисленно. Если мы все объединимся и приложим максимум усилий, то сможем быстро сделать нашу страну богатой и

могущественной» [4]. Таким образом, темы и тональность его публикаций в это время определялись, прежде всего, общедемократическими убеждениями патриота.

Особенно примечательно, что, в отличие от «Гоминь Жибао», в этой газете Чэнь Дусю сделал акцент на простом и понятном языке, ориентированным на обычных жителей провинции Аньхой. Это было обусловлено двумя причинами: во-первых, влиянием других аналогичных местных газет и, во-вторых, осознанием принципа народности печатных изданий и особенностей провинции Аньхой. Как отмечал в этой связи Чэнь Дусю: «В Шанхае есть «Китайская разговорная газета», в Ханчжоу - «Ханчжоуская разговорная газета», в Шаосине - «Шаосинская разговорная газета», в Нинбо - «Нинбоская разговорная газета» ... и я подумал о нашей провинции Аньхой ... у нас еще нет такой газеты на разговорном языке». Наряду с этим, Чэнь считал, что чтение газеты позволяет «получить знания, понять текущие события», но поскольку в провинции Аньхой «территория действительно велика, и мало кто учится», следовательно, «глубокие и сложные выражения, полные архаизмов, не будут понятны тем, кто мало читал». Между тем, он хотел использовать новую газету как эффективный инструмент социальной мобилизации, применяя максимально гибкий подход [5].

Хотя Чэнь Дусю ориентировал газету на население провинции Аньхой, его интересы не ограничивались только местными вопросами и проблемами. Он стремился прояснить связь между патриотизмом к родному краю и любовью к стране в контексте системы «дом - государство». В колонке «Обсуждение» он, в частности, опубликовал такие проблемные статьи как «О государстве» и «О падении государства», указывая, что государство состоит из определенной территории, населения и суверенитета [6]. Одной из главных угроз единству Китая в это время он считал «национальный характер» («взлеты и падения страны зависят от хороших или плохих изменений в национальном характере»). Проблему «национального характера» Китая Чэнь связывал с тем, что люди «знают о своем доме, но не знают о своей стране», «они знают, как следовать воле небес, но не знают, как приложить человеческие усилия». Усилия, целью которых является пробуждение патриотического сознания [7].

В сравнении с многочисленными публикациями «Гоминь Жибао», «Аньхойские Вести» значительно лучше отражали идею Чэнь Дусю о пробуждении патриотического духа нации. Причем эта идея, в сравнении со взглядами активных участников Патриотического образовательного общества Шанхая, такими как Чжан Шичжао, в гораздо большей степени сосредотачивалась на нижних слоях общества, используя ярко выраженный региональный стиль в качестве инструмента патриотического просвещения.

Однако Чэнь Дусю недолго занимался изданием газеты в своем родном крае. После того как в 1905 году газета перестала выходить, Чэнь начал организовывать реальные революционные действия в провинции Аньхой, основав такие революционные группы, как «Общество Юэван». Эти действия вызвали беспокойство у династии Цин. В 1907 году губернатор Аньхоя Энь Мин пытался привлечь его к ответственности, что вынудило Чэня снова покинуть Аньхой и отправиться в Японию, где он в течение года являлся слушателем Университета Васэда, а после своего возвращения - учительствовал в Ханчоу.

2. Зрелый революционный демократ: от патриотической пропаганды к созданию журнала «Молодежь».

Под влиянием Синьхайской революции Чэнь Дусю активно включился в общественно-политическую жизнь. В 1912 году он становится генеральным секретарем администрации Аньхой. Однако в 1914 году, после участия во «Второй революции», направленной против Юань Шикая, Чэнь снова был вынужден бежать в Японию, где он помогал Чжан Шичжао в редактировании журнала «Цзяинь» (т.е. газета «Тайгер»). Этот опыт помог ему в следующем году, когда он основал знаменитый журнал «Молодежь», ставший подлинным символом своей эпохи.

Создание и редактирование журнала «Молодежь» («Циннянь») - «Новая Молодежь» («Синь циннянь»), а также последующее руководство созданием первых политических органов Коммунистической партии Китая, таких как «Путеводитель», безусловно, стало вершиной журналистской деятельности Чэнь Дусю. В решающей степени именно благодаря участию в этих изданиях он стал поистине ключевой фигурой в истории китайской журналистики.

Обращаясь к периоду становления Чэнь Дусю как признанного журналиста, педагога, ученого, необходимо видеть, что он отличался очевидной противоречивостью и был связан с его

эволюцией как испытавшего влияние различных научных течений и школ революционного демократа, а также с все более активной практической деятельностью, невзирая на все трудности, гонения, аресты. Как отмечалось, выступая за последовательное развитие принципов Синьхайской революции (1911) и занимая последовательно демократические позиции, секретарь правительства провинции Аньхой в 1913 г. принял участие во «второй революции» против Юань Шикая, за что подвергся аресту. На наш взгляд, уже в это время Чэнь являл собой классический пример китайского революционного демократа, характеризуя которых на примере Сунь Ятсена, В.И. Ленин, в частности, отмечал: «Боевой, искренний демократизм ... Полное понимание недостаточности «расовой» революции». ... Цельный демократизм» и пр. - «действительно великая идеология действительно великого народа» [8, с. 401].

Особо отметим, что как «революционный демократ, полный благородства и героизма» [8, с. 402], Чэнь Дусю уже тогда, на наш взгляд, подобно Сунь Ятсену, обнаруживал характерный для китайских демократов «субъективный социализм», в силу которого «идеология боевого демократизма сочетается у китайского народника, во-первых, с социалистическими мечтами» [8, с. 403].

Кстати, это тоже вызывало искреннее сочувствие российских большевиков, уже в начале 1912 года в резолюции VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП констатировавших «мировое значение революционной борьбы китайского народа, несущей освобождение Азии и подрывающей господство европейской буржуазии». Приветствуя «революционеров-республиканцев Китая», они беспощадно клеймили колониальные планы российских либералов, выражая «полную симпатию» народу Китая [9, с. 155].

Последовательный революционный демократизм в 1915 г. опять привел Чэнь Дусю в Шанхай, где он вновь сосредоточился именно на журналистской деятельности, начав издание журнала «Циннянь» («Молодежь»), реорганизованного затем в «Новую Молодежь» («Синь Циннянь»; до 1926г.). В конечном счете, именно данные издания принесли Чэню широкую известность, как одного из наиболее прогрессивных национальных деятелей.

Основание в сентябре 1915 года журнала «Молодежь» (переименованного затем в «Новую Молодежь») стало не только поворотным моментом в журналистской карьере Чэнь Дусю, но и началом массового движения за Новую культуру. И если «Гоминь Жибао» и «Аньхойские Вести» концентрировали внимание вокруг патриотического воспитания национального сознания, то основная идея «Молодежи» («Новой Молодежи») не ограничивалась только патриотизмом. Ключевым для журнала стали пропаганда «демократии» и «науки», усиление оппозиции феодальной политической системе, ее вывод на более высокий уровень культурного и интеллектуального бытия. Чэнь Дусю утверждал, что «государство принадлежит народу», а потому «тысячелетнее наследие бюрократической деспотии и индивидуальной политики» не является для Китая фундаментальным. По его мнению, основой возрождения страны должно было стать «этическое пробуждение». Этическое пробуждение, в свою очередь, неизбежно касалось сфер традиционной литературы, искусства и т.д.: «чтобы поддерживать Демократию и Науку, необходимо противостоять национальной сущности и старой литературе» [10].

Размышляя над тем, почему Чэнь Дусю, который десять лет оставался в тени в сфере общественного мнения, решил создать журнал «Молодежь», считаем необходимым выделить несколько ключевых факторов.

Во-первых, социальные корни изменения направления его журналистской деятельности следует искать в политическом контексте реформ и революционных потрясений конца династии Цин, в политическом консенсусе передовой общественности, в начале XX века увлеченной идеей создания демократической республики. Политические изменения конца династии Цин связаны с выбором между реформой и революцией, обусловленным различиями в выборе политической системы (конституционная монархия или демократическая республика). По мнению Чэнь Дусю, после революции 1911 года, когда народ уже выбрал демократическую республику, главной темой эпохи являлся уже не вопрос о выборе политической системы, а о том, как «эпоха реализации конституции Республики Китай» может стимулировать сознательное и полноценное участие граждан в политике. Общественное сознание новой эпохи не может основываться на отношениях зависимости между подданными и монархом в феодальном этическом порядке, оно должно строиться на отношениях между гражданами и правительством, правительством и государством в

современном этическом порядке свободы и демократии. Чэнь Дусю отмечал, что если конституционное правление не происходит из сознания народа, а основано на надеждах на «доброе правительство» или «мудрую политику», то такое конституционное правление не отличается от традиционных политических идей о «правлении святого монарха и мудрых министров» [11].

Во-вторых, с точки зрения политической ситуации начала XX века и медийной экологии, журнал «Молодежь» обсуждал основные политические вопросы с точки зрения культуры и мышления, что являлось как временной мерой против манипуляции общественным мнением правительством Юань Шикая, так и косвенным сопротивлением духу феодализма. Юань Шикай, стремясь к диктатуре и императорскому титулу, использовал двойную стратегию подавления и подкупа в отношении контроля над общественным мнением.

Тогдашний главный редактор газеты «Пекин-Тяньцзинь Таймс» Сюн Шаохао констатировал: «В эпоху подготовки к новой империи: когда партия Гоминьдан была полностью разгромлена, а Юань Шикай был полон амбиций, он решил провозгласить себя императором, поэтому он поручил Ян Ду и Сунь Юйцзюню создать комитет безопасности. Хотя большинство газет партии Гоминьдан были в то время закрыты, имелись и другие независимые органы печати. В отношении тех, кто был против империи, Юань Шикай снова использовал свою старую тактику подкупа. Те же, кто не хотел присоединиться к нему, были арестованы, а их газеты были закрыты, как это раньше проделали с прессой партии Гоминьдан» [12, с. 436].

Чэнь Дусю, как непосредственный участник «второй революции», решительно выступал против Юань Шикая, и ему было хорошо известно о манипуляциях с общественным мнением. С учетом этого Чэнь сделал ставку на журнал «Молодежь», включив его в культурный и интеллектуальный контекст эпохи. Уже в первом номере он писал: «Когда наша страна находится в упадке, и наша культура и образование утратили свою ценность, ответственность за выход из кризиса лежит на молодежи. Цель этого журнала - обсудить с молодыми людьми пути самосовершенствования и управления страной». С другой стороны, он косвенно сопротивлялся диктатуре Юань, активно противостоя старой этике и культуре. Основой правления Юань Шикая было противопоставление пути Конфуция идее демократической республики. В ответ на это Чэнь Дусю заметил: «Если мысли народа не пройдут основного пробуждения, нет причины критиковать правительство. Все политические тенденции последних лет стремятся следовать китайским законам и учениям древних императоров, сохраняя национальную сущность и подвергаясь критике. Трудно назвать это правительством!». По существу, он указывал на то, что правление Юань Шикая по-прежнему представляет собой практику «дворцовой» власти [13].

Активная просветительская деятельность Чэнь Дусю в рамках журнала «Молодежь» определялась его политическими взглядами. Как отмечалось, еще переходя от «Гоминь Жибао» к «Аньхойским Вестям», Чэнь Дусю, стремясь «пробудить патриотические чувства в умах людей», подчеркивал важность национального сознания, или «национального характера». Это существенно отличалось от расистской пропаганды «против маньчжуров», которая была распространена в среде революционеров в конце династии Цин. Именно по этой причине в публикациях Чэнь Дусю уделялось особое внимание вопросам литературы, искусства и другим культурным аспектам, имеющим важное значение для трансформации «национального характера». В период «Гоминь Жибао» Чэнь Дусю вместе с Су Маньшу переводил роман Виктора Гюго «Отверженные». В «Аньхойских Вестях» Чэнь Дусю также публиковал статьи по общекультурной проблематике. К примеру, в статье «О театре» он указывал, что театр «является величайшим учителем в мире», и предлагал реформировать его путем «постановки большого количества новых пьес, которые способствуют культурному развитию», «принятия западных методов» и «отказа от пьес о богах и демонах» для воспитания «энергичных, образованных людей»

[14].

Путь просвещения в журнале «Молодежь» также начинался с проблем этики и морали, переходил к литературе и искусству, а затем - к национальной политике, что являлось отражением влияния ранних политических взглядов Чэнь Дусю. Однако теперь его понимание восточных и западных наук стало более глубоким, ясным и системным. Причем он все активнее знакомился с идеями социалистического толка, что стало для него самого своего рода подготовительным

классом, поскольку: «Марксистские идеи, как известно, приникли в Китай в общем потоке литературы по анархизму и утопическому социализму» [15, с. 68].

С трансформацией журнала «Молодежь» в «Новую Молодежь» формируемое им культурное и интеллектуальное движение приобретали все более сильную политическую направленность. Его критика старой этики и культуры была, в определенной степени, косвенной стратегией сопротивления давлению суровых реалий информационной политики правительства Юань Шикая. Тем не менее, Чэнь Дусю не намеревался ограничивать свою журналистскую деятельность только рассмотрением проблем языка, культуры и философского мышления. Сохраняя определенную отстраненность от вопросов текущей политики, он всегда хорошо понимал их значение для просвещения народа.

После падения Юань Шикая и погружения республики в хаос войн между милитаристскими кликами, в частности, противостояния между севером и югом, когда частные газеты получили определенное пространство для обсуждения вопросов политики, начиная с второй половины 1916 года Чэнь Дусю, руководя обновленным журналом «Новая Молодежь», с одной стороны, продолжил продвигать культурное движение в различных областях, исследовать вопросы культуры, литературы и искусства, а с другой стороны, все чаще обращался к проблемам текущей политики, комментируя и разъясняя злободневные политические темы.

3. Пекинский университет и «Движение 4 мая».

Впрочем, ожидавшая Чэнь Дусю огромная популярность, связанная с критикой консервативных черт китайской жизни, в том числе конфуцианской системы образования, а также с пропагандой достижений западной модели с ее демократизмом, правами человека, индивидуализмом и пр. пришла к нему далеко не сразу. Ориентация на массового читателя, акцент на использование повседневного китайского разговорного языка байхуа, конечно, сыграли в этом важную роль. Однако подлинный прорыв в жизни Чэня произошел лишь тогда, когда он нашел свою адресную аудиторию в лице студентов Пекинского университета, где в 1917 году он занял пост декана филологического факультета, получив приглашение от выдающегося просветителя своего времени Цай Юаньпэя, осенью 1916 года занявшего пост ректора этого университета и привлекшего к работе в нем целую плеяду прогрессивных мыслителей.

С весны 1917 г. новоиспеченный декан филологического факультета Пекинского университета Чэнь Дусю перевел в Пекин редакцию журнала «Новая Молодежь». При этом он не просто органично влился в коллектив лучших профессоров, но и сумел привлечь к работе интереснейших специалистов. Прежде всего, здесь нужно отметить одного из пионеров китайского марксизма Ли Дачжао.

С Чэнь Дусю, который был активно вовлечен в публикацию политических статей, Ли Дачжао, вступивший в Пекинский университет в 1918 году, имел много общего, что добавило ему сил в издании журнала о текущих событиях. Чэнь и Ли познакомились еще когда редактировали журнал «Цзяинь» в 1914-1915 годах. В 1917 году Чжан Шичжао и Ли Дачжао основали ежедневную газету «Цзяинь», «целью которой была коррекция текущей политической тенденции, не имеющей отношения к учению и идеологии, которые они придерживались» [16]. После смерти Юань Шикая, Чэнь Дусю, Ли Дачжао и Чжан Шичжао были нацелены на серьезную активизацию научного обсуждения текущей политической ситуации. В 1918 году, когда Чжан Шичжао стал профессором и директором библиотеки Пекинского университета, он не был особо заинтересован в роли директора и предложил занять это место Ли Дачжао. Чжан вспоминал: «Я предложил Ли Дачжао заменить меня, так как он, безусловно, был бы лучше меня. Тогда ректором был Цай Юаньпэй, а деканом факультета гуманитарных наук - Чэнь Дусю. Оба они высоко ценили Ли Дачжао, и, конечно, его кандидатура была принята без колебаний» [16, с. 83].

Концентрация в университете столь серьезных сил литераторов не могла не принести самых выдающихся результатов. С этого времени получил новое дыхание журнал «Новая Молодежь», а также появились новые издания. Известно, к примеру, что 27 ноября 1918 года Чэнь Дусю провел в своем кабинете на факультете гуманитарных наук совещание, на котором присутствовали Ли Дачжао, Чжан Шэнфу и ряд других деятелей, чтобы обсудить создание журнала «Еженедельное Обозрение» («Мэйчжоу Пинлунь»; под редакцией Чэнь Дусю).

В качестве небольшого издания, в основном публикующего комментарии к текущим событиям, «Еженедельное Обозрение» оперативно реагировало на быстро менявшуюся

внутреннюю и внешнюю обстановку. Напомним, что время его основания пришлось на период окончания Первой мировой войны и начало Парижской мирной конференции, с одной стороны, а также некоторого смягчения противостояния Юга и Севера Китая, когда между ними возобновились переговоры - с другой. Не случайно в своем вступительном слове к этому изданию Чэнь широко цитировал послевоенные лозунги о «победе справедливости над силой». Развивая их, он настаивал: «Во-первых, ни одна страна не должна использовать свою силу для нарушения равенства и свободы другой страны. Во-вторых, ни одно правительство не должно использовать свою силу для нарушения равенства и свободы своих граждан» [17]. Тем самым он фокусировал внимание читателей на борьбе за равенство и свободу как на межнациональном, так и на гражданском уровнях.

Впрочем, как известно, надеждам такого рода в тех условиях не суждено было осуществиться. Хотя Китай вступил в мировую войну на стороне Антанты, Парижская конференция вновь подтвердила его откровенно колониальный статус. Это вызвало колоссальное возмущение в Китае, дав толчок мощному патриотическому и антиколониальному движению сопротивления, вошедшему в историю под названием «Движения 4 мая».

Во многом именно благодаря Чэнь Дусю Пекинский университет (Бэйда) стал не только «колыбелью движения за новую культуру в Китае» [18, с. 53], но и одним из наиболее значимых очагов «Движения 4 мая». Заметим, что немалую роль в этом сыграл журнал «Новая Молодежь», именно с 1917 года обретший по-настоящему большую известность. В частности, современники особо отмечают появление в январе 1917г. в .№5 второго тома журнала статьи Ху Ши «Мое мнение о реформе литературы» и в №26 статьи Чэнь Дусю «О революции в литературе», с которых «журнал привлек к себе широкое внимание студентов» [18, с. 55]. Авторы журнала дружно ратовали за доступный народный язык байхуа, означавшего «для развития мышления и повышения образовательного уровня то же, что отказ от бинтования ног означал для женщин». Таким образом, дав старт началу большой полемики между старой и новой литературой, «Чэнь Дусю высоко поднял знамя революции в литературе»: «Начавшееся с литературной реформы движение за новую культуру выступало за свободу научных знаний и мысли в Китае» [18, с. 55].

Примеру «Новой Молодежи» и «Еженедельного Обозрения» в 1918 году последовали многие местные газеты. Собственно, именно это и стало стержнем движения на новую культуру, в рамках которого постепенно все более известными становились и разнообразные социалистические концепции.

Тем не менее, в организационном плане данное движение оставалось довольно рыхлым. Следует видеть, что в данный период работы в «Новой Молодежи» и сам Чэнь Дусю, несмотря на свой статус редактора, высказывал в принципе индивидуальные политические взгляды, лишь иногда представляя некий коллектив. Причем во время «Движения 4 мая» некоторые коллеги по «Новой молодежи» были довольно скептически настроены к политическим взглядам Чэнь Дусю. И все же, даже тогда он открыто объявлял: «Та политика, о которой я говорю сейчас ... это основные политические вопросы, касающиеся основ существования нации и государства» [19].

Это показывает, что индивидуальные ценностные ориентации и мнения внутри коллектива не мешали друг другу. В журнале наблюдался известный плюрализм мнений. И лишь когда «Новая Молодежь» столкнулась с критикой со стороны консервативных сил, Чэнь Дусю, как лидер журнала, должен был выступить уже от имени коллектива. Так, в 1919 году он опубликовал от своего имени, но по существу и от имени коллег «Ответ на обвинения в преступлениях нашего журнала».

4. Трудный переход к марксизму.

В 1918-1919 гг. во взглядах Чэнь Дусю произошел радикальный поворот благодаря знакомству с марксистами кружка Ли Дачжао. С другой стороны, большая популярность «Новой молодежи» позволила широко презентовать идеи марксизма. Посвященный им специальный номер журнала вышел в 1919 г, и именно за этот номер, посвященный марксизму и активной роли в организации «Движения 4 мая» Чэнь Дусю был в последующем отправлен в отставку с поста декана, подвергнут аресту и тюремному заключению. Собственно, на этом пекинский период его творчества, как последовательного революционного демократа, завершился. После освобождения из тюрьмы, обеспеченного мощным движением солидарности (прежде всего, студенческого), Чэнь Дусю уезжает в Шанхай, где в основном завершается его становление как марксиста.

Как известно, летом 1920 г. он создает здесь марксистский кружок, а в 1921 г. доводит дело до I съезда Коммунистической партии Китая, на котором избирается секретарем Центрального бюро (вместе с Чжан Готао - его студентом в Пекинском университете, в 1921 г. возглавившим также Всекитайский секретариат профсоюзов; и философом-марксистом Ли Да); с 1925 г. -официально генеральный секретарь ЦК КПК.

На наш взгляд, следует особо подчеркнуть, что в это непростое время становления Коммунистической партии Китая особенно востребованным оказался журналистский талант Чэнь Дусю. Как известно, общая логика формирования партии нового типа в свое время была определена еще большевистской партией. При этом на рубеже Х1Х-ХХ вв. В.И. Ленин выработал новаторский план создания общепартийной газеты, как организационного инструмента создания партии, на долгие годы предопределивший особое значение партийной печати РКП(б)/ВКП(б) [20], особенно возросшее в условиях развертывания Великой российской революции [21].

Подобно тому как в имперской России рождение социал-демократии - прежде всего большевистской партии - было связано с развитием печати, в Китае мы видим схожие процессы. В условиях радикального изменения политического строя страны, Синьхайской революции и пр., когда общедемократические течения, отражая реалии новой эпохи, тем не менее уже не могли дать ответы на вызовы современности, в страну приходит и получает распространение марксизм, естественно, с учетом китайских условий. И в этом творческом, далеком от начетничества и догматизма, сложном и противоречивом процессе усвоения и одновременно адаптации в основе своей западной доктрины к условиям Востока, огромнейшую роль сыграла коммунистическая печать, в становлении которой выдающуюся роль сыграл Чэнь Дусю.

Как известно, ядром, вокруг которого происходило оформление КПК, стала организованная в 1920 г. в Шанхае Чэнь Дусю группа, которая не только являлась одной из первых коммунистических организаций, но и на этом этапе, в определенной степени, сыграла роль ведущей организационной структуры, объединившей коммунистические группы, действовавшие в разных регионах Китая. В частности, после создания этой группы именно Чэнь Дусю обратился к работавшему в Пекине Ли Дачжао с предложением о создании Коммунистической партии, и именно он предложил ее название как «Коммунистической партии» [22, с. 19]. Несколько позднее, в ноябре 1920 года его группа в Шанхае также разработала «Манифест Коммунистической партии Китая», который стал «стандартом для принятия членов партии» [23, с. 21]. Кроме того, создание местных коммунистических групп в разных регионах также было напрямую связано с деятельностью Чэнь Дусю [24, с. 94].

В то время как создавалась организационная структура КПК, Чэнь Дусю умело использовал реорганизацию «Новой Молодежи» как инструмента выработки теоретической и пропагандистской платформ в период создания партии. Во-первых, с опорой на «Новую Молодежь», было создано издательство «Общество новой молодежи», ставшее издательством, ориентированным на выпуск марксистской литературы. Во-вторых, расширение редакционного состава «Новой Молодежи», включая членов коммунистической группы Шанхая, таких как Ли Ханьцзюнь и Ли Да, стало центральной частью пропагандистской деятельности партии. Расширение редакции имело важное значение для пропагандистской работы в период создания партии. В-третьих, «Новая Молодежь» уделяла постоянное внимание популяризации прогрессивных книг и культурных учреждений, созданных или влияющих на коммунистические группы в разных регионах, объединяя пропагандистскую деятельность партии в этот период.

Нужно особо отметить, что «Движение 4 мая» максимально усилило радикализм общественных настроений и создало более благоприятные условия для распространения марксизма в Китае. Как отмечают современные китайские исследователи, под его влиянием в 1918-1920 гг. появилось более 400 новых публикаций о марксизме [25, с. 535]. Среди них были и первые оригинальные произведения китайских марксистов. К примеру, Ли Дачжао 1 июля 1918 г. опубликовал по существу первую крупную работу такого рода - «Сравнительное исследование французской и русской революций», в которой определил Великий Октябрь «как зарю новой мировой цивилизации» [25, с. 534].

С 1920 г. эта работа получила дополнительный импульс благодаря процессам самоорганизации китайских коммунистов, с одной стороны, и деятельности прибывшей в Китай в апреле 1920 г. группы Коминтерна во главе с Г.Н. Войтинским. В итоге, уже 17 августа 1920 г.

Г.Н. Войтинский направил в Секцию восточных народов при Сиббюро ЦК РКП(б) отчет о результатах работы в Китае, из которого следовало, что в Шанхае уже организовано Революционное бюро из 5 человек (4 китайца и сам Войтинсий) в составе 3-х секций (издательская, информационно-агитационная и организационная), а также Русско-китайское информбюро, работавшее с 31 китайской газетой (акцент на переводы из русской печати, прежде всего из дальневосточных газет) [25, с. 529].

На этом фоне особенно показательно, что истинный лидер формирующейся партии на этом этапе - «Чэнь Дусю уже с самого начала принял именно ленинский вариант марксизма», с его идеями диктатуры пролетариата («ленинская диктатура труда»), «классовой войны» и революционного насилия [25, с. 535].

После «первого большого» съезда КПК в сентябре 1921 года Чэнь Дусю был назначен генеральным секретарем Центрального комитета КПК. После «второго большого» съезда под руководством Чэнь Дусю Центральный комитет КПК основал ряд центральных партийных газет. В сентябре 1922 года была основана официальная газета Центрального комитета КПК «Путеводитель», ставшая первой политической газетой КПК. После того как Чэнь Дусю стал генеральным секретарем Центрального комитета КПК, его деятельность в области журналистики претерпела значительные изменения в связи с эволюцией от свободного обсуждения в качестве интеллектуала к роли лидера раннего коммунистического революционного движения. Этот переход изменил контекст его журналистской деятельности, что проявилось на двух уровнях. Во-первых, его позицию характеризовал переход от индивидуальной или коллективной точки зрения к представлению позиции КПК, как организации, и классовой позиции, которую эта организация представляла. Во-вторых, в качестве лидера КПК Чэнь Дусю действовал как некое связующее звено между Коминтерном и политикой КПК, как отделения Коминтерна.

Ранняя политика КПК в основном разрабатывалась под руководством Коминтерна, а партийные газеты КПК были ее пропагандистами и агитаторами. В широком смысле слова Чэнь Дусю, как лидер КПК, в значительной степени, отражал позицию Коминтерна. Порой это делалось даже вопреки мнению китайских коммунистов, хотя в определенные моменты и по определенным вопросам Чэнь Дусю оказывал влияние на Коминтерн в духе политики КПК.

В данной связи на «втором большом» съезде КПК была утверждена программа национально-демократической революции, после чего началась пропагандистская кампания под лозунгами «национальной революции» и «национального движения». Накануне основания «Путеводителя» Г.Н. Войтинский писал Чэнь Дусю: «Мы должны безоговорочно поддерживать уничтожение военной диктатуры и неустанно обсуждать этот вопрос на всех наших платформах, а также разоблачать правительство и те национальные буржуазные группы и партии, а также интеллектуалов, которые не решительно борются с военной диктатурой и действуют в соответствии с интересами определенных военных диктаторов» [26, с. 117-118]. По существу, это была прямая установка Коминтерна. Затем, когда Гоминьдан в союзе с КПК начал свой северный поход, Г. Войтинский убедил Чэнь Дусю написать статью, в которой он высказался против этого похода, хотя до этого и Чэнь Дусю, и руководство КПК всегда поддерживали наступление на Север. Такие моменты демонстрируют сложную ситуацию, в которой находился Чэнь Дусю в своей журналистской и партийной деятельности.

В этот период Чэнь Дусю, будучи на передовой политической борьбы, активно использовал печать как инструмент для распространения коммунистической идеологии и мобилизации масс. Он понимал, что в условиях политической нестабильности и социальных изменений печать может служить мощным оружием в руках революционеров. Под его руководством КПК активно укрепляла свою пропагандистскую машину, создавая новые печатные издания, организуя курсы для журналистов и расширяя сеть корреспондентов.

В общем, с момента создания партии и до Великой революции 1925-1927 гг. Чэнь Дусю в журналистике прошел путь от опоры на журнал «Новая Молодежь» к созданию ряда партийных изданий, таких как «Путеводитель». Глубокое содержание этого изменения заключалось в том, что Чэнь Дусю перешел от статуса журналиста и просветителя, находящегося вне партии, к статусу профессионального революционера. В этом контексте журналистская деятельность Чэнь Дусю, связанная с руководством КПК на раннем этапе ее истории, не сводится просто к тому, какие газеты были основаны или какие мнения были высказаны. Он стал и главным

конструктором, и реальным лидером ранней журналистской и пропагандистской деятельности КПК. Его миссия в области публицистики развивалась в контексте развития организации КПК, руководства Коминтерна китайской революцией и его личного взгляда на текущую политику и стратегию. Теперь, в качестве лидера КПК, Чэнь Дусю не представлял собой индивида или автора какой-либо публикации, а выражал коллективное мнение КПК и ее классовую позицию, которую эта организация представляла. В его речах и статьях этого периода фразы вроде «наши убеждения» и «мы, китайские коммунисты» отражают его измененную самоидентификацию.

Выступая в роли организатора и руководителя ранней журналистской системы КПК, Чэнь Дусю опирался однако же и на прежний опыт, что проявлялось на двух уровнях. Во-первых, он был имел ясное понимание и четкую позицию по вопросам политического направления политики партии в области журналистики. В определенной степени это облегчило Чэнь Дусю понимание концепции партийной прессы, основанной на политической пропаганде. Во-вторых, в практике журналистики он уделял большое внимание проблеме дифференциации печати, в зависимости от специфики аудитории и разнообразия газетно-журнальных жанров, что напрямую повлияло на его идеи о систематической работе партийной прессы в ранний период. Однако очевидно, что опыт Чэнь Дусю в области индивидуализированной журналистики не был повышен до уровня размышлений о журналистской системе с точки зрения организации партии.

Ключевым фактором, который заложил основу представлений Чэнь Дусю о журналистской системе КПК, стала его увлеченность идеей построения агитационно-пропагандистского аппарата по примеру Коммунистической партии большевиков и концепцией партийной прессы В.И. Ленина, что впоследствии выразилось в его идеях о создании «мощной революционной партии» во время Великой революции. В этом контексте Чэнь Дусю, как одного из ключевых основателей и руководителей ранней КПК, можно рассматривать не только как журналиста или редактора, но и как стратега и планировщика в области журналистики и пропаганды. Его вклад в разработку и реализацию стратегий и планов КПК в области журналистики и пропаганды был огромным, и его роль в этом процессе не может недооцениваться.

Как известно, после Октября 1917 г. система информации РКП(б)-ВКП(б) играла ключевую роль в процессе создания системы информации коммунистических партий в разных странах мира. Основной чертой этой системы информации была централизованная система управления органами печати через Центральный комитет партии [27, с. 744]. С созданием Коминтерна эта система информации стала образцом для вновь создававшихся коммунистических партий.

Признание системы информации КПСС группой коммунистов Шанхая, во главе с Чэнь Дусю было возможным благодаря активному распространению документов, связанных с революцией в Советской России и Коммунистической партией, через Коминтерн. Исследователи отмечают, что, хотя марксистская теория была под влиянием «Движения 4 мая» широко распространена в Китае, конкретные большевистские постулаты были мало известны китайцам [28, с. 40]. В данной связи приезд в апреле 1920 года в Китай группы Григория Наумовича Войтинского имел значение не только в плане его встреч с Чэнь Дусю, Ли Дачжао и другими марксистами. Важным было и то, что она привезла большое количество материалов, связанных с революцией в России и большевистской партией. Китайский ежемесячный журнал «Коммунистическая партия» после этого регулярно публиковал переводы, полученные из Коминтерна [29, с. 233].

Орган группы коммунистов Шанхая «Новая Молодежь» также начал систематическое изучение современной ситуации в Советской России и документов, связанных с Коммунистической партией, включая информацию о пропаганде и информации. Например, в номере «Новой Молодежи» была опубликована статья «Организация труда в Советской России», которая упоминала «Рабочую газету». В том же выпуске была опубликована статья «Образование Красной армии», которая сообщала: «Система распространения информации в Советской России очень активна и хорошо организована», «Толкование большевизма написано простым языком и очень понятно. Литература, искусство, газеты и другие идеи широко распространены. Большевики считают систему распространения информации своим главным оружием». Статья также перечисляла семь периодических изданий, существующих в Красной армии, их тираж и особенности.

Знакомство с системой информации РКП(б)-ВКП(б) открыло Коммунистической партии Китая ценный опыт для создания своей системы информации. Тем более, что ранняя стадия создания системы информации КПК была важнейшей частью процесса создания организационных структур партии. Будь то конкретные публикации или система управления пропагандой и информацией, все это отражало принципы и идеи создания организационной структуры КПК.

Как отмечалось, ключевым моментом для Чэнь Дусю стало его знакомство с идеями РКП(б)-ВКП(б) и большевистскими принципами и нормами партийных публикаций. Чэнь Дусю было ясно, что успех революции в России тесно связан с организационной дисциплиной в партии. Соответственно, он высказывался за создание «организационно сильной революционной партии». По мнению Чэнь Дусю, для создания «организационно сильной революционной партии» было необходимо использовать принципы «демократического централизма» и организационной дисциплины большевиков. Система информации КПК должна была строиться на строгой дисциплине в области пропаганды и информации, что было особенно важно для Чэнь Дусю. Дисциплинарные требования к работе по пропаганде и информации КПК были отражены, в частности, в решении «Первого большого съезда КПК» по вопросам «Пропаганды» [30, с. 7]. На этом съезде Чэнь Дусю, как известно, не присутствовал. Но на «Втором большом съезде КПК» в следующем году, который возглавлял Чэнь Дусю, были приняты «Устав Коммунистической партии Китая» и другие документы, которые предъявляли более четкие и конкретные дисциплинарные требования к местным организациям партии и членам партии в области пропаганды: «Все высказывания каждого члена партии, вне зависимости от времени и места, должны быть высказываниями партии... они не должны отражать индивидуальные или местные интересы, отличные от интересов партии»; «Все члены партии, нарушающие любой из перечисленных пунктов, должны быть исключены местным исполнительным комитетом: недопустимы высказывания или действия, противоречащие манифесту партии, уставу или решениям больших съездов и исполнительных комитетов» [31, с. 91, С. 96-97].

Создание системы средств информации Коммунистической партии Китая в 1920-е годы шло поступательно - начиная с создания сети пролетарских изданий в Шанхае под руководством Чэнь Дусю во времена основания партии и до построения центральной системы органов информации после «Первого большого съезда КПК», а затем постепенного совершенствования системы управления пропагандой и информацией. И работа этой системы зависела во многом от ключевых фигур в области пропаганды. Чэнь Дусю не только искал единомышленников среди студентов, привлеченных журналом «Новая Молодежь» во времена «Движения 4 мая», но также стремился использовать ресурсы Коминтерна для подготовки специалистов в области теоретической пропаганды. Возглавляя Центральный комитет КПК, через трехуровневую систему создания партийной прессы - структуру партийных изданий, регламентацию их работы и подготовку ключевых кадров, Чэнь Дусю внес большой вклад в дело формирования ранней системы информации КПК.

5. Некоторые особенности эволюции от буржуазной демократии к марксизму.

Ключевым моментом в воздействии современных западных буржуазных демократических идей на политические реформы в Китае было переосмысление отношений между монархией, правительством и подданными, что привело к созданию новой концепции или структуры для рассмотрения политических вопросов. Журналистская концепция Чэнь Дусю также складывалась поначалу в этом контексте. Общественное мнение является отражением воли народа, и многие журналисты конца династии Цин и начала Республики, такие как Лян Цичао, обсуждали отношения между печатью и общественным мнением.

Чэнь Дусю всегда подчеркивал важность общественного мнения с позиций конституционного права, считая, что печать является представителем общественного мнения. Свобода слова являлась ядром либеральной журналистской концепции и политическим лозунгом в борьбе между демократической и монархической политикой. В конце династии Цин и в начале Республики, Чэнь Дусю утверждал, что свобода слова должна быть абсолютной и не подлежать ограничению государством или правительством.

Обращают на себя внимание три ключевых аспекта его представлений на данном этапе. Во-первых, свобода слова является основным правом человека, предоставляемым конституционным строем. Чэнь Дусю высоко ценил западные либеральные идеи о правах человека. В 1914 году в

предисловии к книге Чжан Шичжао «Двойная шахматная доска» («Шуан Пинцзи»), он писал: «Заявляя о свободе прав человека перед государством и о свободе прав индивида в обществе... создание организаций направлено на поддержание и развитие прав индивида. Если права индивида не существуют, то нет необходимости в существовании организации» [32, с. 144-145]. Свобода слова в этом контексте была основным правом человека, которое государство должно гарантировать. В своей статье в «Новой Молодежи» он писал: «Свобода мысли и высказывания направлена на развитие индивидуальности. Перед законом все люди равны. Права на свободу индивида, закрепленные в конституции, не могут быть отняты национальным законодательством, это так называемые права человека» [33].

Свобода слова представлялась важным условием для социального прогресса, а потому «должна существовать абсолютная свобода, превышающая действующее законодательство». В 1919 году Чэнь Дусю написал в «Еженедельном Обозрении»: «Свобода мысли и высказывания -это первое и важнейшее условие цивилизационного развития» [34]. Закон может ограничивать действия людей, но не может ограничивать их речь и мысли: «Закон создан для сохранения современной цивилизации, а свобода слова - для создания будущей цивилизации; современная цивилизация и современное законодательство также происходят из свободы слова прошлого, критики и противостояния его современному законодательству и культуре... Закон должен ограничивать действия людей, но не их речь; потому что речь должна иметь абсолютную свободу, превышающую действующее законодательство, чтобы обнаружить недостатки современной цивилизации и законодательства» [35].

Высоко ценя абсолютную свободу слова, Чэнь Дусю также утверждал, что пресса должна служить платформой для свободного обсуждения. В качестве главного редактора «Новой Молодежи» он открыл колонки «Корреспонденции» и «Форум читателей», в которых в основном публиковались тексты читателей. Однако он подчеркивал, что свободное обсуждение в прессе имеет свои границы, и эти границы не законодательные, а интеллектуальные. Со временем данный тезис приобрел в его философии центральное значение. По мнению Чэнь Дусю, в конкуренции между старыми и новыми идеями нет необходимости предоставлять свободу обсуждения тем, кто отстает в мышлении. Это также отражает революционную позицию Чэнь Дусю на арене политического обсуждения в прессе.

С переходом на коммунистические позиции ключевое значение для Чэнь Дусю приобрела теория классовой борьбы Маркса. Анализируя исторический процесс человечества с точки зрения «класса», он перешел на позиции критики абстрактной теории демократии и свободы буржуазии. Уже в начале создания Шанхайской коммунистической группы Чэнь Дусю пытался проанализировать классовую природу новостей и общественного мнения с точки зрения теории классовой борьбы.

1 сентября 1920 года, после реорганизации «Новой Молодежи», первый выпуск ее восьмого тома открывался статьей Чэнь Дусю «Мое мнение о текущей ситуации», в которой он, в частности, отмечал: «В каждой стране есть только классы, и внутри классов есть партии. Я считаю, что 'национальное' - это просто пустое имя, и оно не существует на самом деле... потому что интересы, надежды разных классов и партий внутри страны различны, их общее мнение не только не может быть выражено, но и не существует на самом деле». Это фактически указывает на абстрактность «национального» и «общественного мнения», а также на то, что они не могут быть действительно выражены. Так называемое «общественное мнение» на самом деле является теперь для Чэнь Дусю мнением класса или партии. С этой точки зрения он считал, что газеты, которые утверждают, что они представляют общественное мнение, на самом деле этого не могут делать; если газеты находятся в руках капиталистов, то «общественное мнение» контролируются небольшим числом капиталистов.

1 ноября 1920 года Чэнь Дусю написал в третьем выпуске восьмого тома «Новой Молодежи»: «В республике, конечно, следует уважать общественное мнение, но общественное мнение часто меняется под влиянием большинства или влиятельных газет. Скажите мне, какая газета в республиках мира не контролируется капиталистами? Сколько газет готовы говорить от имени большинства бедных? Капиталисты создают газеты, газеты создают общественное мнение... на поверхности - это республиканская политика, на самом деле - это политика золота». Учитывая это, Чэнь Дусю также скорректировал свои предыдущие понятия о свободе слова. С

одной стороны, он все еще признавал, что свобода слова относится к категории основных гражданских прав; «Коммунистическая партия не только активно продвигает гражданские права (требования свободы собраний, ассоциаций, публикаций, свободы слова), но и ее гражданская программа (освобождение рабочих и крестьян) более радикальна, чем политическая программа любой другой партии» [36]. С другой стороны, он подчеркивал, что свобода слова также имеет классовую природу, и революционное правительство должно отменить свободу слова контрреволюционных групп: «гражданские права - это то, что мы должны поддерживать... но мы не одобряем тот факт, что контрреволюционеры могут использовать гражданские права и свободу слова в качестве щита» [37].

Как один из ранних марксистов Китая и один из основателей Коммунистической партии Китая, Чэнь Дусю глубоко размышлял о журналистике. Его взгляды на журналистику занимают важное место в истории китайской журналистики. Особенно нужно отметить его исследование диалектических отношений между «народностью» и «партийностью», которое дало ценный опыт для последующего развития китайской журналистики.

В течение длительного времени политические стремления Чэнь Дусю были основаны на индивидуальных правах, а не на организационном уровне партии коммунистов. Он всегда выступал за просвещение и независимость личности. Октябрьская революция в России принесла Китаю новые идеи, и Чэнь Дусю стал одним из первых, кто поднял знамя марксизма-ленинизма в Китае.

Непросто сложился его путь после осуществленного Чан Кайши апрельского переворота 1927 г. и создания Нанкинского правительства Гоминьдана. Тогда на Чэнь Дусю была возложена главная ответственность за поражение коммунистов. ЦК КПК был реорганизован. В него ввели целый ряд новых работников. Конференция КПК 7 августа 1927 г. в Ханькоу отправила Чэнь Дусю в отставку. После этого он уже не смог найти своего места на новом этапе революционного движения, эволюционируя отчасти к троцкизму, к анархо-социализму, а затем вернувшись к философским штудиям и изучению древнекитайской филологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По существу, на Чэнь Дусю в значительной степени списали многие из допущенных в то время ошибок. Однако известный китайский ученый академик Чен Энфу справедливо писал, «что, хотя Коминтерн совершил ряд ошибок ..., он предоставил китайской революции идеологическое оружие марксизма-ленинизма и внес чрезвычайно важный вклад в окончательное становление Мао Цзэдуна как ядра руководства партии. Его достоинства явно перевешивают его ошибки» [38, с. 994]. Но если так мы относимся к Коминтерну и его политике, то вряд ли будет справедливо более критично воспринимать деятельность стойкого проводника его политики в Китае -генерального секретаря КПК Чэнь Дусю. Как писал представитель Коминтерна в Китае в 19261927 гг. Моисей Рафес, характеризуя борьбу за политику Коминтерна, против капитулянтства правого крыла Гоминьдана: «Большую роль в этом отношении сыграли статьи вождя китайской компартии т. Чен-Ду-Сю в партийном еженедельнике (печатается в нескольких изданиях до 50.000 экземпляров)» [39, с. 76].

В целом, обращаясь к наследию Чэнь Дусю, мы видим трудный путь большого мыслителя - от просветителя к политическому деятелю, от радикального, революционного демократа к марксисту, а затем - к свободному мыслителю без партийной принадлежности. При этом Чэнь Дусю всегда ставил в центр своей деятельности пробуждение народа и демократические права народа. Именно это позволило ему на определенном этапе сыграть важную роль в создании КПК. Это важно всегда учитывать, поскольку история развития Коммунистической партии Китая, более столетия назад взявшей на вооружение идеологию марксизма-ленинизма, является также историей формирования и развития китайской журналистики нового типа.

Литература и источники

1. Турицын И.В. Феномен мировых войн: проблемы историко-теоретического осмысления // Современная научная мысль. -2022. - №5. - С. 78-104.

2. ЛенинВ.И. Китайская война // Полн. Собр. Соч. Т. 4. 1898с- апрель 1901. - М., 1967. - С.378-383.

3. л 2000^,^152^=

Чжан Шичжао: "Рассказ о случае с «Су Бао»", см. в "Полное собрание произведений Чжана Шичжао, том восьмой", Шанхай: издательство «Вэньхуэй», 2000.

4. , СШШШШЙ, 1904^3^3100

Чэнь Дусю, "Разделение Китая", "Аньхойские вести"(Аньхойская разговорная газета), выпуск 1, 31 марта 1904 года.

5. , СШШШ^-Й, 1904^3^3100

"Причины создания 'Аньхуйских вестей' ", "Аньхойские вести"(Аньхойская разговорная газета), выпуск 1, 31 марта 1904 года.

6. I, 1штж))ш5т, 1904^ 14 в»

Чэнь Дусю, "О государстве", "Аньхойские вести"(Аньхойская разговорная газета), выпуск 5, 14 июня 1904 года.

7. 1Ш:<["£ИШ , Ш^ЖШ, 1904^7^270 , 8Д110, 8Д250„

Чэнь Дусю, "О гибели государства", "Аньхойские вести"(Аньхойская разговорная газета), выпуски 8, 9, 10, 27 июля 1904 года, 11 августа 1904 года, 25 августа 1904 года.

8. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае // Полн. Собр. Соч. Т. 4. 1898 - апрель 1901. - М., 1967. - С. 400-406.

9. Ленин В.И. VI (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП. 5-17 (18-30) января 1912 г. О китайской революции // ПСС. Т. 21. Декабрь 1911 - июль 1912. М., 1968. С.155.

10. 1919^1Я15Во

Чэнь Дусю: "Защитное заявление по делу о нашем журнале", "Новая молодежь", том шестой, выпуск первый, 15 января 1919 года.

11. • 1916^2ЯП5 0О

Чэнь Дусю, "Наше последнее осознание", "Журнал молодежи", том первый, выпуск шестой, 15 февраля 1916 года.

12. 1986^,0436

Шо

Сюн Шаохао: "Краткий обзор северных газет за последние пятьдесят лет", см. в Ян Гуанхуэй и др. (ред.): "Обзор развития современной китайской прессы", Пекин: Издательство Синьхуа, 1986 год.

13. 1915^9Я15 0О

"Сообщение", "Журнал молодежи", том первый, выпуск первый, 15 сентября 1915 года.

14. ШШЩ :«гёЖЙ» 1904^9^10 0»

Чэнь Дусю, "О драматическом искусстве", "Аньхойские вести"(Аньхойская разговорная газета), выпуск одиннадцатый, 10 сентября 1904 года.

15. Влияние Октябрьской революции на Китай. - М., 1959.

16. 2000^,Щ83Шо

Чжан Шичжао, "Предисловие к биографии господина Ли Дачжао", см. в "Полное собрание произведений Чжана Шичжао, том восьмой", Шанхай: Издательство Вэньхуэй, 2000.

17. ШТУШ 1918^12^22 0»

"Редакционное слово", "Еженедельный обзор", выпуск первый, 22 декабря 1918 года.

18. Чжан Го-тао. Становление Коммунистической партии Китая. 1921-1927. Автобиография. В 2 т. / Пер с англ. Т.1. - М.: Прогресс, 1975. - 631 с.

19. 1918^7Я150о

Чэнь Дусю, "Политические проблемы современного Китая", "Новая молодежь", том пятый, выпуск первый, 15 июля 1918 года.

20. Турицын И.В. Власть и пресса в Советской России: проблема взаимоотношений и взаимовлияния в 20-е годы. - М., 1998. - 248 с. XXX с.

21. Турицын И.В. Великая российская революция 1905-1927 гг.: от исторических клише - к новому пониманию феномена // Современная научная мысль. - 2017. - №6. - С.30-39.

22. 1991^,019ШО

Исследовательская группа по истории партии ЦК КПК, главный редактор Ху Шэн: "Семьдесят лет Китайской коммунистической партии", Пекин: Издательство по истории КПК, 1991.

"Пропаганда Китайской коммунистической партии" (ноябрь 1920 года), см. в Исследовательская группа по истории партии ЦК КПК, Центральный архив: "Избранные документы Первого Всенародного съезда КПК", Пекин: Издательство по истории КПК, 2015.

24. 2004^,094Шо

Чжан Готао: "Мои воспоминания. Часть первая", Пекин: Издательство "Восток", 2004.

25. Чжоу Гочан, Сунь Ичжи. Первая брошюра об Октябрьской революции на китайском языке: рукопись «Что дала нам Октябрьская революция» // Новейшая история России. - 2021. - Т.11. - №2. - С. 528-529.

1997^,Ш117-118Шо

"Письмо Г. Войтинского Центральному комитету КПК" (август 1922 года), см. в переводе первого исследовательского отдела ЦК КПК: "Архивные материалы Коминтерна, ВКП(б) и китайской революции. Том первый", Пекин: Издательство Пекинской библиотеки, 1997.

27. 1988^,0744Шо

Жу Синь (главный редактор): "Новый словарь социальных наук", Чунцин: Издательство Чунцин, 1988.

28. 2006^,040Шо

Ёсихиро Исикава (Япония), перевод Юань Гуанцюань: "История создания Китайской коммунистической партии", Пекин: Издательство китайских социальных наук, 2006.

29. 2013^,Щ233Шо

Тан Баолинь: "Полная биография Чэня Дусю", Пекин: Издательство литературы социальных наук, 2013.

30. 1989

"Первое решение Коммунистической партии Китая" (июль 1921 года), составил Центральный архив: "Избранные документы Центрального комитета КПК, том первый", Пекин: Издательство Центральной партийной школы ЦК КПК, 1989.

1989^,091Ш^Ш96-97Шо

"Резолюция о статуте организации Коммунистической партии" (июль 1922 года), составил Центральный архив: "Избранные документы Центрального комитета КПК, том первый", Пекин: Издательство Центральной партийной школы ЦК КПК, 1989.

32. 2009^,0144-145^0

Жэнь Цзяньшу (главный редактор): "Избранные произведения Чэня Дусю, том первый", Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2009.

33. шш:<ш&тштт2.шт> 1915^12^15 в о

Чэнь Дусю, "Различие в фундаментальных идеях между восточными и западными нациями", "Журнал молодежи", том первый, выпуск четвертый, 15 декабря 1915 года.

34. ЩШ ■ «ШЙРЮ 1919^3Я2Во

Чэнь Дусю: "Грехи старой партии", "Еженедельный обзор", выпуск одиннадцатый, 2 марта 1919 года.

35. 1919^1Я15Во

Чэнь Дусю, "Размышления о самоубийстве господина Лян цзюйчуана", "Новая молодежь", том шестой, выпуск первый, 15 января 1919 года.

36. ШШП: , «Й#>^139$, 1925^12^20 В о

Чэнь Дусю, "Реакционные тенденции нового правого крыла Национальной партии", "Навигатор", выпуск 139, 20 декабря 1925 года.

37. ШШП , «Й#>^175$, 1926^10Я12Во

Чэнь Дусю, "Призыв за гражданские права от 'антинациональных революционеров'", "Навигатор", выпуск 175, 12 октября 1926 года.

38. Энфу Чен. Китайский новаторский марксизм: избранные произведения. - М.: Родина, 2021. - 1056 с.

39. РафесМ. Революция в Китае и предательство Чан Кайши. - М.-Л.: Московский рабочий, 1927. - 148 с.

ВАН СЮЙ - кандидат социологических наук, постдокторант факультета русского языка Института иностранных языков, Нанкинский университет (КНР) (info@helry.com).

WANG XU - PhD in Sociology, postdoctoral student of the Faculty of Russian Language, Institute of Foreign Languages, Nanjing University (People's Republic of China) (info@helry.com).

УДК (94(470.621).084.6:364.446«1928/1932» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-82-88

ЯХУТЛЬ Ю.А.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ 19281932 ГГ.: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ2

Ключевые слова: адыги, Адыгейская автономная область, модернизация, образование, здравоохранение.

Статья посвящена социалистической модернизации социальной сферы Адыгейской автономной области, реализованной в годы первой пятилетки 1928-1932 гг. Выделены такие направления как образование и здравоохранение, которые стали приоритетными, ввиду необходимости улучшить качество жизни населения области. Особенности и проблемы модернизационных процессов в горском обществе были обусловлены историческими особенностями развития региона, обычаями и традициями адыгов (черкесов). Отсутствие собственной экономической базы не позволяло Адыгейской автономной области использовать внутренние ресурсы, и в ходе реформ приходилось рассчитывать только на помощь общесоюзного бюджета. Эти отрасли социальной сферы практически отсутствовали в дореволюционный период в местах компактного проживания черкесов (адыгов).

YAKHUTL', Y.A.

MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL AND MEDICAL SPHERE OF THE ADYGEA AUTONOMOUS REGION DURING THE FIRST FIVE-YEAR PLAN OF 1928-1932: FEATURES AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Key words: adygea, Adygea Autonomous Region, modernization, education, healthcare.

2 Исследование проведено при поддержке Общественной Организации Региональный культурно-просветительский центр Краснодарского края «Адыгэ Хасэ (адыгский (черкесский) совет)», в рамках работы ее структурного подразделения «Научно-просветительского центра Адыгэ Хасэ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.