Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СССР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КИТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ХУ ШИ И ЧЕНЬ ДУСЮ)'

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СССР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КИТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ХУ ШИ И ЧЕНЬ ДУСЮ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ / ХУ ШИ / ЧЕНЬ ДУСЮ / СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жуйци Сюй

Географические образы - это системы идей, концепций и стереотипов, которые представляют определённую территорию в сознании людей. Географический образ является одним из важнейших средств описания и понимания страны. Изучение географических образов имеет большое практическое значение и вносит вклад в различные аспекты внешней политики, региональной политики, межкультурной коммуникации и туризма. Цель данного исследования - проанализировать образ СССР 1920-1930-х гг. в произведениях китайских писателей движения за новую культуру на примере ведущих представителей движения - Чэнь Дусю и Ху Ши. Ху Ши и Чэнь Дусю больше волновал политический имидж Советского Союза, и их взгляды были тесно связаны с их собственными политическими позициями и взглядами. После Октябрьской революции марксизм широко распространился в Китае, и в этот период Ху Ши и Чэнь Дусю восхваляли Советский Союз как великий политический эксперимент, заслуживающий похвалы и открывший новые пути для развития человеческого общества. Однако по мере того, как недостатки и проблемы советской системы становились очевидными, отказ Чэнь Дусю и Ху Ши от марксистских идей изменил их взгляды на Советский Союз, они начали критиковать его проблемы и диктаторское правление Сталина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE GEOGRAPHICAL IMAGE OF THE USSR IN THE PRESENTATION OF CHINESE WRITERS (ON THE EXAMPLE OF HU SHI AND CHEN DUXIU)

Geographical images are systems of ideas, concepts and stereotypes that represent a particular territory in people's minds. Geographical image is one of the most important means of describing and understanding a country. The study of geographical images is of great practical importance and contributes to various aspects of foreign policy, regional politics, intercultural communication and tourism. The aim of this study is to analyze the image of the USSR of the 1920s and 1930s in the works of the writers of the New Culture Movement on the example of the leading representatives of the movement, Chen Duxiu and Hu Shi. Hu Shi and Chen Duxiu were more concerned with the political image of the Soviet Union, and that their views were closely linked to their own political positions and views. After the October Revolution, Marxism spread widely in China and during this period, Hu Shi and Chen Duxiu lauded the Soviet Union as a great political experiment that deserved praise and opened up new avenues for human society. However, as the shortcomings and problems of the Soviet system became apparent and Chen Duxiu and Hu Shi's rejection of Marxist ideas changed their views of the Soviet Union, they began to criticize its problems and attack the dictatorial rule of Stalin.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СССР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КИТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ХУ ШИ И ЧЕНЬ ДУСЮ)»

Псковский регионологический журнал. Том 18. № 4 / 2022 УДК 910.26 DOI: 10.37490/S221979310021909-2

Сюй Жуйци

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

г. Москва, Россия E-mail: xu19991221@qq.com

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СССР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КИТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ХУ ШИ И ЧЕНЬ ДУСЮ)

Географические образы — это системы идей, концепций и стереотипов, которые представляют определённую территорию в сознании людей. Географический образ является одним из важнейших средств описания и понимания страны. Изучение географических образов имеет большое практическое значение и вносит вклад в различные аспекты внешней политики, региональной политики, межкультурной коммуникации и туризма. Цель данного исследования — проанализировать образ СССР 1920-1930-х гг. в произведениях китайских писателей движения за новую культуру на примере ведущих представителей движения — Чэнь Дусю и Ху Ши. Ху Ши и Чэнь Дусю больше волновал политический имидж Советского Союза, и их взгляды были тесно связаны с их собственными политическими позициями и взглядами. После Октябрьской революции марксизм широко распространился в Китае, и в этот период Ху Ши и Чэнь Дусю восхваляли Советский Союз как великий политический эксперимент, заслуживающий похвалы и открывший новые пути для развития человеческого общества. Однако по мере того, как недостатки и проблемы советской системы становились очевидными, отказ Чэнь Дусю и Ху Ши от марксистских идей изменил их взгляды на Советский Союз, они начали критиковать его проблемы и диктаторское правление Сталина.

Ключевые слова: географический образ, движение за новую культуру, Ху Ши, Чень Дусю, СССР.

Для цитирования: Сюй Жуйци. Эволюция географического образа СССР в представлении китайских писателей (на примере Ху Ши и Чень Дусю) // Псковский регионологический журнал. 2022. Т. 18. № 4. С. 53-70. DOI: https://doi.org/10.37490/ S221979310021909-2

Xu Ruiqi

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: xu19991221@qq.com

EVOLUTION OF THE GEOGRAPHICAL IMAGE OF THE USSR IN THE PRESENTATION OF CHINESE WRITERS (ON THE EXAMPLE OF HU SHI AND CHEN DUXIU)

Geographical images are systems of ideas, concepts and stereotypes that represent a particular territory in people's minds. Geographical image is one of the most important means of describing and understanding a country. The study of geographical images is of

great practical importance and contributes to various aspects of foreign policy, regional politics, intercultural communication and tourism. The aim of this study is to analyze the image of the USSR of the 1920s and 1930s in the works of the writers of the New Culture Movement on the example of the leading representatives of the movement, Chen Duxiu and Hu Shi. Hu Shi and Chen Duxiu were more concerned with the political image of the Soviet Union, and that their views were closely linked to their own political positions and views. After the October Revolution, Marxism spread widely in China and during this period, Hu Shi and Chen Duxiu lauded the Soviet Union as a great political experiment that deserved praise and opened up new avenues for human society. However, as the shortcomings and problems of the Soviet system became apparent and Chen Duxiu and Hu Shi's rejection of Marxist ideas changed their views of the Soviet Union, they began to criticize its problems and attack the dictatorial rule of Stalin.

Keywords: geographical image, new culture movement, Hu Shi, Chen Duxiu, USSR.

For citation: Xu Ruiqi. (2022), Evolution of the geographical image of the USSR in the presentation of Chinese writers (on the example of Hu Shi and Chen Duxiu), Pskov Journal of Regional Studies, vol. 18, no. 4, pp. 53-70. DOI: https://doi.org/10.37490/ S221979310021909-2

Введение. Имажинальную географию можно рассматривать как одну из основных отраслей гуманитарной географии, занимающуюся изучением формирования и характеристик географических образов. Географические образы являются частью географического представления, сформированного определённой культурой. Они возникают в процессе человеческой деятельности на уровне повседневного, профессионального и экзистенциального сознания. Изучение географических образов помогает глубже погрузиться в область географического страноведения.

Цель исследования — проанализировать образ СССР 1920-1930-х гг. в произведениях китайских писателей движения за новую культуру, а именно, Чэнь Дусю и Ху Ши.

В качестве информационной базы исследования выступают «Избранные сочинения Чэнь Дусю», «Собрание сочинений Ху Ши» и «Собрание дневников Ху Ши».

Возглавляя движение за новую культуру, Ху Ши и Чэнь Дусю внимательно следили за международными политическими изменениями. После Октябрьской революции оба писателя написали множество политических эссе, в которых выражали свои взгляды на Советский Союз.

Исходные предпосылки. Понятие образа прямо или косвенно изучается и используется в географии с середины XIX в. Изучение географического образа СССР является достаточно популярной темой, и многие учёные рассматривали его с различных точек зрения. Например, Д. В. Ильин исследовал трансформацию образа СССР в представлениях американских законодателей (1939-1941 гг.) [4]. Г. Н. Канин-ская изучал образ Советского Союза во Франции [5], Т. В. Зонова исследовала образ СССР в Италии конца 40-х гг. ХХ в., Э. В. Клоос — в американском кинематографе первого этапа холодной войны 1946-1953 гг. [7].

Методика исследования. В процессе работы использовался метод контент-анализа текстов литературных произведений, на основе которого были построены образные карты СССР.

Имажинальная география и географический образ. Имажинальную географию чаще всего рассматривают как основное направление гуманитарной географии. Имажинальная география (география образов, образная география) изучает особенности формирования и организации географических образов (систем понятий, представлений и стереотипов, характеризующих в сознании людей определённую территорию). Географические образы являются частью географического представления, сформированного определённой культурой в процессе человеческой деятельности на уровне повседневного, профессионального и экзистенциального сознания. Изучение географических образов имеет большое практическое значение и способствует развитию различных аспектов внешней политики, региональной политики, межкультурной коммуникации, туризма и т. д.

Термин «Гуманитарная география» был предложен российским культурологом и географом Д. Н. Замятиным, который объединил ряд самостоятельных научных направлений, имеющих много общих черт в методологии исследований, в единую комплексную дисциплину. Современная гуманитарная география представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных направлений географии, изучающих закономерности формирования и развития систем представлений о географическом пространстве (в сознании отдельных людей, социальных, этнокультурных, расовых групп и др.), согласно которым человек организует свою деятельность на конкретной территории.

В настоящее время в гуманитарной географии Д. Н. Замятин выделяет следующие направления исследований: «феноменологический и онтологический анализ образов географического пространства, геоисторический и историко-географический анализ образов пространства, мифологические, филологические и семиотические исследования географических представлений, изучение образов географического пространства в градоведении, социологии и психологии, анализ географических образов в культурной географии, географии искусства и искусствознании, исследования образов пространства в теоретической географии, исследования образов в геополитике и политической географии, изучение образов стран и регионов в географическом страноведении и межкультурной коммуникации» [2, с. 21]. В зависимости от используемой методологии эти направления исследований объединяются в четыре большие группы: философские, гуманитарно-научные, гуманитарно-географические и естественнонаучные.

Понятие образа прямо или косвенно изучается и используется в географии с середины XIX в. К концу данного столетия в трудах К. Риттера и А. Геттнера земное пространство впервые стало предметом автономного научного интереса. Немецкие философы Э. Гуссерль и М. Хайдеггер рассмотрели вопрос о бытии и времени, и их исследования напрямую были связаны с попытками создания фундаментальных образов географического пространства. В середине ХХ в. во французской феноменологии образы географического пространства стали непосредственной основой философии и некоторых методологий. Во второй половине ХХ в. французские структуралисты и постструктуралисты, например, Ж. Делез, Ф. Гваттари, и Ж. Л. Нанси, продолжили и развили эту тенденцию.

В геополитике, региональной политике и социологии образ различных регионов, стран и континентов стал самостоятельным предметом изучения. Первоначальный импульс исследований, связанных с проблематикой географических образов, возник в сфере географического страноведения. Во второй половине XIX и начале

XX вв. географический образ стал методологическим и теоретическим инструментом научного изучения географии [2].

Существует несколько способов классификации географических образов. Первый способ основан на источнике формирования географического образа. Здесь выделяются следующие классы: 1) географические образы, создаваемые и/или реконструируемые в СМИ (в газетах, журналах, радио, телевидении, Интернете и т. п.); 2) географические образы, создаваемые и/или реконструируемые в нарративных (повествовательных) текстах, обладающих разветвлёнными образно-символическими структурами; 3) географические образы, создаваемые и/или реконструируемые в научных и учебных (образовательных, научно-популярных) текстах; 4) географические образы, создаваемые и/или реконструируемые в результате анализа массовых источников систематизированной информации — социологических опросов, сборников статистических данных; 5) географические образы, создаваемые и/или реконструируемые в результате полевых (экспедиционных) исследований одним или несколькими исследователями [2, с. 270].

Второй способ основан на содержании географических образов. Выделяются следующие классы географических образов: культурно-географические образы (КГО); историко-географические образы (ИГО), политико-географические образы (ПГО), социально- и экономико-географические образы (СЭГО). Как инвариант описанной выше содержательной классификации географических образов рассматривается классификация, включающая следующие категории: геокультурные образы, геоисторические образы, геополитические образы и геосоциальные и геоэкономические образы [2, с. 271].

Географические образы также классифицируются по масштабу. Они делятся на следующие категории: 1) на микроуровне — это географические образы местностей, городов, отдельных ландшафтов, небольших районов; 2) на мезоуровне — географические образы регионов и стран (государств); 3) на макроуровне — географические образы континентальных и межконтинентальных регионов (например, цивилизаци-онных или политико-географических), а также географические образы мира, или мирового развития в целом [2].

Выделяется три позиции, которым соответствует три класса образов: 1) внутренняя позиция (географические образы, созданные внутри собственными силами); 2) внешняя позиция (географические образы, созданные иностранцами или чужаками); 3) трансграничная позиция (географические образы, созданные с использованием разных позиций).

Как правило, географические образы имеют ядро и несколько оболочек. Ядро географического образа обычно составляют наиболее важные, основные и стабильные знаки и символы. Ядро включает давно существующие исторические, культурные и природные архетипы, знаки и символы реального пространства. А оболочка обычно является политическим и социально-экономическим знаком и символом.

Движение за новую культуру в Китае. Движение за новую культуру было идеологическим освободительным движением против феодализма, организованным передовыми интеллектуалами в Китае в начале ХХ в. В сентябре 1915 г. Чэнь Дусю основал «Молодёжный Журнал», который позднее был переименован в «Новую Молодёжь» в Шанхае: так началось движение за новую культуру. Его основным лозунгом было продвижение демократии и науки. Прогрессивные интеллектуалы атаковали фе-

одальную власть с точки зрения политических взглядов, академической мысли, этики и морали, литературы и искусства. Они сосредоточились на критике учения Конфуция, которое поддерживало феодальную диктатуру. В то же время они начали литературную революцию, выступая за просторечие и против старого литературного языка.

Движение за новую культуру стало одной из интеллектуальных вершин ста школ мысли в истории Китая. После поражения Синьхайской революции участники Движения за новую культуру яростно нападали на старую культуру, страстно выступали за раскрепощение индивидуальности и активно внедряли западную культуру, формируя кульминацию беспрецедентного в истории Китая интеллектуального движения. Участники Движения, в полной мере пропагандируя западные идеи науки, демократии, равенства и свободы, также переосмысливали и развивали их в соответствии с потребностями своих стран, что привело к появлению богатой интеллектуальной продукции. Они не только сосредоточились на теоретическом анализе, но и опирались на идеологическую теорию, чтобы инициировать практику национального спасения [40]. Хотя участники Движения за новую культуру нападали на старую китайскую культуру, Движение за новую культуру не было откровенно антитрадиционалистским. Хотя Движение за новую культуру действительно ставило перед собой задачу критики Конфуция, его участники также открыли ресурсы современности, содержащиеся в древней китайской культуре, разрешая противоречия и напряжённость между традиционной китайской культурой и современностью, создавая при этом современную китайскую духовную традицию [41].

Более того, Движение за новую культуру не было изолированным историческим событием, а было тесно связано с мировой историей, а именно, на его формирование повлияла Первая мировая война. В начале ХХ в. начинается длительный путь Китая к обновлению и независимости, к прогрессу и достижениям в науке и общественно-экономических преобразованиях, закончившийся к началу XXI в. взлётом в науке, технике, ведущей ролью в мировой политике [9].

Все участники Движения за новую культуру были прогрессивными интеллектуалами того времени в Китае. Основными авторами «Новой молодёжи» были Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Лу Сюнь, Ху Ши, Цянь Сюаньтун, Лю Ханон, Гао Ихань, Чжоу Цзуорен, И Байша и У Юй. Среди наиболее влиятельных и известных участников Движения были Чэнь Дусю, Лу Сюнь, Ху Ши, Ли Дачжао и Цай Юаньпэй.

В январе 1917 г. известный педагог Цай Юаньпэй стал президентом Пекинского университета и провёл ряд реформ в университете. Некоторые из основных участников Движения за новую культуру были наняты для преподавания в Пекинском университете, в частности, Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Ху Ши и Лу Сюнь. Это привело к переезду журнала «Новая молодёжь» из Шанхая в Пекин и формированию лагеря Движения за новую культуру при Пекинском университете, ядром которого стала редакция «Новой молодёжи», что способствовало расширению движения.

После Октябрьской революции в «Новой молодёжи» было опубликовано много статей, пропагандирующих Октябрьскую революцию и социалистические теории. В период существования Движения за новую культуру выдающиеся китайские писатели создали множество выдающихся произведений, которые не только оказали огромное влияние на умы людей своего времени, но и влияют на современных китайцев сегодня.

Результаты исследования. Образ СССР в 1920-30-е гг. в произведениях Чэнь Дусю. Собственное имя Чэнь Дусю, Чэнь Цинтун. Он родился в 1879 г. в провинции Аньхой в интеллигентной семье. Его отец умер, когда ему было два года. Он был воспитан дедом и старшим братом и получил домашнее образование. Чэнь Дусю был великим китайским мыслителем, политиком, лингвистом, одним из главных лидеров Движения за новую культуру, одним из главных основателей Коммунистической партии Китая и её первым генеральным секретарём.

Чэнь Дусю большое внимание уделял политике. И его политическая карьера никогда не была отделена от его писательской деятельности. Его основными формами участия в политической жизни были написание, организация, редактирование текстов и издательская деятельность. Во время пребывания на посту Генерального секретаря Коммунистической партии Китая он не бросал писать, лично написал и опубликовал 800 000 слов различных текстов, редактировал и руководил созданием и редактированием восьми газет и периодических изданий [1].

Эволюцию политической мысли Чэнь Дусю можно разделилась на три этапа: на первом этапе он был радикальным демократом, на втором превратился в марксиста, а на последнем этапе своей жизни снова поддерживать капиталистическую демократическую политику и стал либералом.

И взгляды Чэнь Дусю на Советский Союз также были тесно связаны с его политической позицией. Взгляды Чэнь Дусю на СССР разделились на два этапа. На первом этапе он полностью принял Маркса и ленинизм, высоко оценил советскую модель и хотел создать в Китае государство, подобное советскому. В этот период он завершил превращение из демократа в марксиста.

В своём эссе «Русская революция и пробуждение нашей нации» он писал: «Революция в России была направлена не только на победу над русской царской семьей, но и против монархизма и агрессивности во всем мире. Я не думаю, что новая Россия будет империалистическим или агрессивным государством» [37].

Чэнь Дусю действительно стал марксистом после Движения четвёртого мая, и с тех пор он написал много статей, изучающих и пропагандирующих марксизм и Советский Союз.

В глазах Чэнь Дусю Советский Союз был страной, которая принесла человечеству новую надежду, совершенно отличную от любой другой страны мира. «Я думал, что в мире есть только две страны: страна капиталистов и страна рабочих, но сейчас, за исключением России, страна рабочих всё ещё находится под страной капиталистов» или «Россия — единственная страна в мире, отказавшаяся от империализма.» [28].

Перед лицом очернения Советского Союза в мире Чэнь Дусю написал несколько статей в защиту СССР. «Мы, китайские коммунисты, очень хорошо знаем Российскую коммунистическую партию. Советская Россия с Российской коммунистической партией у власти никогда бы не вторглась в другую страну. Именно иностранные захватчики являются общим врагом русского и китайского народов»; «Некоторые говорят, что Россия по-прежнему является самодержавием. Советская Россия организована как государство с областями, федерациями и автономными округами, и в её границах национальности свободны. В настоящее время в мире нет более свободной и демократической страны» [36].

Чэнь Дусю считал, что хотя Советский Союз не был страной, достигшей коммунистического общества, его уровень экономического и политического развития был

хорошим, а его жители были счастливы. «Коммунистическое и свободное общество — это не то, что может быть достигнуто в одночасье в любой стране с развитой промышленной культурой, не говоря уже о России, где промышленная культура является отсталой». «В настоящее время России не хватает только материалов для продвижения к коммунизму, но что касается общего политического строительства, то оно не только лучше Китая, но и лучше любой другой страны Европы и Америки. Не было экономической паники; не было безработицы; не было политических интриг и подковёрной борьбы; финансы страны держались на строгом бюджете; города и сельская местность были самодостаточны в жизненно необходимых вещах, и за шесть лет не было взято ни одного внешнего долга» [38].

Чэнь Дусю также высоко отзывался о Ленине. После смерти Ленина он написал статью, посвящённую его памяти. «Сердце Ленина было полно слез сочувствия к угнетённым всего мира, не только к угнетённым рабочим и крестьянам, но и к угнетённым и малым народам. Он руководил не только классовой борьбой в мире, но и национальной борьбой в мире». «То, что национальные движения всех угнетённых колоний и угнетённых стран мира, то есть полуколоний, могут быть полностью разрешены и могут быть действительно свободными только в том случае, если они будут действовать в соответствии с такими великими и продуманными советами, как советы Ленина, — это вопрос совершенно определённый» [26].

Более того, присутствие Советского Союза не только принесло счастье советскому народу, но в глазах Чэнь Дусю влияние СССР было всемирным. «Советская Россия оказала помощь многим слабым и угнетённым народам Ближнего и Дальнего Востока, таким как Китай, Турция, Персия, Египет, Афганистан и т. д., и создала домашнюю базу угнетённых всего мира против их угнетателей — международного империализма» [32]. «Движения за национальную независимость, пронизывающие сегодня весь мир, поддерживаются Советским Союзом» [27]. «Прошло девять лет после Октябрьской революции. В течение этих девяти лет Советская Россия продолжала дело Октябрьской революции Ленина, помогая национальному освобождению и свержению милитаризма и империализма во всём мире» [31].

В 1932 г. Чэнь Дусю попал в тюрьму и начал размышлять о своих политических идеях и своём прошлом. Размышления Чэнь Дусю начались со сталинской системы. В течение пятнадцатилетнего периода размышлений Чэнь Дусю постепенно отказался от сталинистского большевизма, который он принял на предыдущем этапе, и в итоге снова стал либеральным демократом.

Во-первых, он признавал, что быть социалистическим государством не означает, что общество свободно от бюрократических классов и угнетения. «Хотя социальная революция в Советской России изменила отношения собственности и классовый характер государства, а прибавочный труд номинально был передан государству трудящихся, класс высших служащих и паразитирующих бюрократов, которые на самом деле намного лучше среднего рабочего в плане зарплаты и средств к существованию, по-прежнему существует, так что нельзя сказать, что капиталистическая система эксплуатации человека человеком разрушена. Не следуйте примеру номиналистов, которые уважают социализм, когда слышат о нём, но боятся капитализма, как змею, и ненавидят его, как личинку» [24].

Чэнь Дусю признал ухудшение уровня жизни людей в Советском Союзе, социальные волнения и недовольство населения режимом. «Реальная экономическая

ситуация в Советском Союзе сейчас ухудшается, цены растут, реальная заработная плата рабочих падает, труд за последний год стал более интенсивным под лозунгом семичасового дня, а забастовки и безработные растут так, как не наблюдалось со времён Октябрьской революции. Среднее крестьянство в сельской местности, подстрекаемое богатыми крестьянами, проявляло всё большее недовольство советским правительством» [30].

Чэнь Дусю считал, что Советский Союз отошёл от демократии при Сталине и что бюрократия уничтожила демократию. «Бюрократическая организационная линия проявилась в устранении Демократии из партии с помощью системы делегирования и абсолютного командования» [30]. «Существует множество заблуждений относительно демократии. Самый поверхностный из них — считать демократию уделом буржуазии» [35]. В тюрьме в Нанкине Чэнь Дусю однажды сказал своему другу Пу Цинцюань: «Не странно ли, что вы всегда поклоняетесь автократии как божеству, а демократию считаете демоном? Сейчас в Советском Союзе существует диктатура пролетариата, диктатура по отношению к реакционерам, которую я поддерживаю обеими руками, но является ли диктатура народа, даже внутри партии, тем, чего хотели Маркс и Ленин? Это ошибка, которая принижает демократию» [33].

Правление Сталина также отходило от первоначальных намерений Маркса и Ленина, постепенно предавая пролетариат. «Иная ситуация сложилась при Сталине, главной особенностью которого был рост власти дуалистических бумаг. Непролетарские элементы и их сознание постепенно набирали силу, так что пролетариат, захвативший власть, теперь остался позади... Эти другие элементы день за днем формируют большой бюрократический аппарат... Их привычки и образ мышления отделены от пролетариата... Эти непролетарские элементы и их сознание даже вторглись в партию и, по штату партии, сформировали мощную бюрократию, которая злоупотребляла государственным аппаратом для закрепления своих привилегий и развращения партии» [30]. «Краеугольные камни марксизма, основные методы Октябрьской революции и главные уроки ленинской тактики были серьёзно пересмотрены Сталиным в угоду удобству и гордости нарождающейся мелкой буржуазии, как внутри, так и вне партии, и их желанию избежать революционной глупости» [30].

Однако, несмотря на критику сталинской диктатуры, Чэнь Дусю не приписывал все её недостатки самому Сталину. Он считал, что недостатки советской демократической политической системы привели к диктатуре Сталина. «Все грехи Сталина были результатом развития безудержной диктатуры. Если демократия не будет восстановлена, то человек, который придёт после Сталина, также станет диктаторским извергом. Поэтому обвинять Сталина во всём плохом в Советском Союзе, вместо того, чтобы искать коренные причины плохой советской диктатуры, как будто всё остальное в Советском Союзе было прекрасно и без Сталина, такое предубеждение фетишизации личности и принижения системы — это не путь беспристрастных политиков. Опыт Советского Союза в течение двух десятилетий, и особенно болезненный опыт последнего десятилетия, должен заставить нас задуматься. Если мы не будем искать недостатки в системе и извлекать уроки, а только слепо выступать против Сталина, мы никогда не достигнем просветления. Если падёт один Сталин, в России и других странах родится бесчисленное множество других» [33]. «Уроки двух десятилетий Советской России должны быть усвоены без предрассудков, а ценность большевистской доктрины и её лидеров должна быть переоценена научно, а не

религиозно. Нельзя всё сваливать на Сталина, например, вопрос о демократии при пролетарском режиме» [33]. «Отсутствие демократии как дезинфицирующего средства для бюрократии оставило мир с некоторыми сталинскими бюрократиями» [29].

Таким образом, можно выделить два этапа с принципиально различными взглядами Чэнь Дусю на Советский Союз. В соответствии со взглядами меняется и образ страны — от позитивного к негативному (рис. 1).

Рис. 1. Эволюция образа СССР в произведениях Чень Дусю Fig. 1. The evolution of the image of the USSR in the works of Chen Duxiu

На первом этапе он восхвалял Советский Союз. Основными компонентами образа СССР являются:

- Советский Союз был страной, которая принесла человечеству новую надежду;

- СССР спас советских людей от угнетения и обеспечил им более высокий уровень жизни;

- Советский Союз вдохновлял и поддерживал дело освобождения угнетенных народов во всем мире;

- Чэнь Дусю ценит и высоко отзывается о Ленине.

На втором этапе Чэнь Дусю основными компонентами образа страны являются:

- угнетение и бюрократический класс всё ещё существуют в Советском Союзе;

- в СССР не было высокого уровня производительности труда, уровень жизни народа ухудшился, были социальные волнения и недовольство режимом;

- Советский Союз — недемократическая страна;

- сталинское правление отклонилось от первоначальных намерений Маркса и Ленина;

- недостатки советской политической системы привели к диктатуре Сталина.

Образ СССР в произведениях Ху Ши. Ху Ши родился 17 декабря 1891 г. в уезде Чуаньша провинции Цзянсу. Он великий китайский мыслитель, писатель и философ.

Для выражения своих идей Ху Ши использовал литературу и политические труды. Он сосредоточился на таких вопросах, как литературная реформа, унификация национального языка, улучшение образования и совершенствование театра, и сфокусировал своё внимание на массах, впервые выдвинув на первый план миссию освобождения простого народа от суеверий и мракобесия [24].

В 1906 г. он начал писать для журнала «Конкурирующие предприятия» и научился писать стихи. В 1908 г. Ху Ши принял участие в редактировании журнала «Конкурирующие предприятия». В то же время он публиковал статьи в «Национальный журнал на современный язык» и «Аньхойскую газету на современный язык». В 1914 г. Ху Ши получил премию Браунинга за эссе «Об оптимизме английского поэта Браунинга».

Ху Ши предложил реформу поэтического стиля, который не требовал строгого соблюдения синтаксиса и слога, позволяя большему количеству людей понять, что пытался сказать поэт, и его пропаганда внесла большой вклад в инновационное развитие новой поэзии [7].

В 1916 г. Ху Ши начал экспериментировать с простонародной поэзией, а 19 августа того же года он выдвинул «основные положения новой литературы».

В 1917 г., после того, как Чэнь Дусю занял должность профессора в Пекинском университете, он написал Ху Ши письмо, в котором пригласил его преподавать в университете. После получения докторской степени Ху Ши вернулся в Китай и занял должность профессора в Пекинском университете, а также принял участие в составлении сборника «Новая молодёжь», став одним из защитников нового культурного движения и литературной революции.

В 1918 г. статья Ху Шиха «Литературно-революционная теория строительства» была опубликована в журнале «Новая молодёжь». В этой статье он утверждал простонародную литературу и конкретно предлагал реформировать старую литературу, начав с восьми вещей, чтобы добиться литературных изменений и прояснить цель литературной революции. Эта статья — платформа для литературной революции.

В 1919 г. вспыхнуло Движение четвёртого мая, и Движение за новую культуру, поддерживаемое этой политической активностью, быстро распространилось по всей стране, а Ху Ши и Чэнь Дусю стали представительными фигурами Движения четвёртого мая.

В июле 1926 г. Ху Ши отправился в Великобританию в качестве китайского делегата для участия в Китайско-британской генеральной конференции. Во время своего путешествия он проезжал через Москву и пробыл там три дня. Этот короткий визит в Москву дал Ху Ши хорошее впечатление о Советском Союзе и высокую оценку его политики, экономики и тяжёлой работы советских людей.

В 1932 г., перед лицом японского вторжения в Китай и роста фашистских сил по всему миру, Ху обратил всё своё внимание на поиск пути спасения страны. 6 декабря он выступил в мемориальном зале Чжуншань в Чанша с речью «Путь, по которому мы должны идти», выступая за «академическое спасение страны». В 1933 г. он стал членом Китайской лиги гражданских прав. В 1937 г., когда Япония ускорила своё вторжение в Китай, Ху Ши попросил Чан Кайши отправиться в США, чтобы заручиться американской поддержкой Китая. В 1938 г. Ху Ши официально занял пост посла в США. Он трижды посещал Рузвельта и выступал с активными речами, призывая правительство США поддержать Китай и противостоять фашизму.

В 1945 г., после капитуляции Японии, он ушёл в отставку с поста посла в США, чтобы сосредоточиться на академических занятиях. Ху Ши был приглашён обратно в Китай, чтобы занять пост президента Пекинского университета. Ввиду своей тесной личной дружбы с Чан Кайши, он также поддержал Гоминьдан в борьбе между Китайской коммунистической партией и Гоминьданом, и отправил телеграмму Мао Цзэдуну, в которой говорилось, что он требует от Китайской коммунистической партии отказаться от сопротивления силой и выбрать мир с Гоминьданом, став второй по величине партией в Китае.

В апреле 1949 г. Ху по просьбе Гоминьдана отправился в США, надеясь, что американское правительство поддержит Гоминьдан и вмешается в гражданскую войну в Китае, но к моменту его прибытия в Сан-Франциско коммунисты уже захватили гоминьдановское правительство в Нанкине. С тех пор Ху Ши сосредоточился на образовании и академической деятельности, работая в США и на Тайване.

Ху Ши внезапно умер от сердечного приступа в 1962 г. на Тайване.

Подобно Чэнь Дусю, образ СССР в работах Ху Ши сильно эволюционировал. На первых этапах его творчества это был преимущественно положительный образ страны, на последнем — отрицательный.

В марте 1917 г., когда в России произошла Февральская революция и царский режим был свергнут, Ху Ши был так взволнован этим, что написал поэму о рождении новой России. В своём дневнике он писал: «Я думаю, что это одна из самых приятных вещей в последнее время, что Россия наконец-то становится демократией» [19]. Однако демократическое государство, которое представлял себе Ху, не было создано в Советском Союзе, и после победы Октябрьской революции советский режим ввёл однопартийную диктатуру. Вскоре после этого Ху Ши вернулся в Китай из США с десятками русских революционеров на борту, которые не понравились Ху Ши. «Они очень грубы и любят хвастаться социализмом или анархизмом, когда видят людей, но они говорят только о теориях, о которых мало что знают. Некоторые из них были особенно высокомерны и хвастались тем, насколько успешной была Октябрьская революция, а когда они видели людей из других стран, то призывали их вернуться в свои страны и начать социалистическую революцию, как это сделали русские» [20].

В 1919 г. Ху Ши написал статью под названием «Проблемы и доктрины», утверждая, что высокие слова русских о социализме повлияли и на мышление китайских интеллектуалов. «Вместо того, чтобы изучать вопросы жизнеобеспечения водителей рикш, мы говорим о социализме... Самая большая опасность доктрины заключается в том, что она заставляет людей чувствовать удовлетворение от того, что они нашли радикальное решение всех своих проблем и что им не придётся утруждать себя конкретными решениями» [10]. В ответ на опровержение Ли Дачжао своего мнения он написал эссе «На этой неделе». «В мире произошли две крупные революции: одна во Франции, другая в России. На поверхности казалось, что они вообще решают проблемы страны, но внутри у них оставались всевозможные специфические проблемы» [14]. Ху Ши считал, что необходимо смотреть на советский режим с благоразумием и объективностью, а не считать, что Россия решила все свои проблемы и является идеальной страной только из-за названия «социализм». Кроме того, Ху также выступал против классовой борьбы в Советском Союзе. «Это непреднамеренно порождает классовую ненависть. Это не только заставляет лидера думать, что капиталист — его враг, но и заставляет капиталиста думать, что лидер — его враг. Результатом этой

вражды является то, что две силы в обществе, которые должны помогать друг другу и могут помочь друг другу, становятся двумя противоборствующими лагерями друг против друга. Она сделала невозможными многие способы построения общества и привела к многим трагедиям в истории, которые не должны были произойти» [22].

Тем не менее, Ху Ши считал, что присутствие Советского Союза поможет миру в борьбе с империализмом. «Советская Россия — оплот сопротивления империализму и добрый друг наших угнетённых народов» [12].

В 1926 г. Ху Ши посетил Советский Союз, и эта поездка заставила его изменить свой прежний консервативный взгляд на Советский Союз и начать его восхвалять.

Находясь в Москве, Ху Ши написал письмо Чжан Вэйсюэ. «Люди здесь — политики с идеалами и идеализмом. Хотя те из нас, кто любит свободу, не могут полностью разделить их идеалы, их твердая воля — это то, чем мы должны восхищаться. Они проводят здесь беспрецедентно большой новый эксперимент в политике. У них есть идеальность, план и абсолютная уверенность». «Я экспериментатор и восхищаюсь масштабными политическими экспериментами в Советской России... Никогда ещё в истории мировой политики столь масштабный утопический проект не имел возможности быть проверенным на практике» [16].

Находясь в Москве, Ху Ши посетил Мерриама, профессора Чикагского университета в США. Беседа с Мерриамом изменила его взгляд на советскую диктатуру. «Авторитаристы никогда не желали отказываться от своей власти, и их политика часто была направлена на политику глупости. Несмотря на то, что в Советской России была установлена диктатура, они упорно работали над новым образованием и изо всех сил пытались создать новую эру социализма. Если эта тенденция сохранится, за Советским Союзом может последовать переход от автократии к социалистической системе народного правления» [16].

В декабре 1934 г. Ху Ши написал работу «О демократии и диктатуре как ответ господину Дин Цзайцзюню», в которой рассказал о том, как действовал внутриполитический контроль в Советском Союзе. «Сущность диктатуры в том, чтобы увековечить диктатуру, лишить большинство людей права голоса. В двадцатом веке, однако, это было нелегко сделать, потому что люди восставали. Итак, современный дьявол диктатуры придумал хороший способ заставить некоторых людей вывесить знак диктатуры, пока они диктуют под этим знаком. Двухмиллионная Коммунистическая партия в России и четырёхмиллионная Фашистская партия в Италии были инструментами долгосрочной диктатуры... Эти люди считают себя хозяевами диктатуры и не только родились в хорошие времена, чтобы иметь право голоса, но и каждый день видят себя кадрами, отстаивающими диктатуру и притесняющими еретиков... Но эти люди в диктатуре имеют право говорить только "да", а не "нет"» [11].

Ху Ши также начал сомневаться в подлинности того, что он увидел во время своего визита в Советский Союз. «Сейчас мы видим, как Советский Союз подавляет индивидуальное свободомыслие. Но давайте также подумаем, были ли 100 000 революционеров, заключённых в сибирские тюрьмы, авангардом новой России. Трогательный музей революции, который мы увидели в Москве, особенно раздел о жизни Ленина, убедил нас в том, что новое общество, новая страна всегда строится людьми, которые любят свободу и правду, а не кучкой лакеев» [18].

С 1936 г. в Советском Союзе начались массовые чистки, которые, по мнению Ху, повлияли на прочность страны. «Шокирующие новости о чистках в Советской Рос-

сии в последние несколько дней вновь занимают первые полосы мировых газет. Это заставляет нас заново оценить, насколько основательным является этот грандиозный эксперимент в новой стране» [17].

К 1940-м гг. Ху Ши считал, что советская политическая система пошла против хода истории. 1 августа 1947 г. Ху Ши выступил по радио с обращением: «Если мы посмотрим на тенденции мировой культуры в истории, то тенденция к демократии и свободе является одной из самых больших целей, одним из самых чётких направлений в последние три-четыре столетия. Антисвободная, антидемократическая коллективная авторитарная тенденция последних тридцати лет представляется мне лишь небольшим поворотом, небольшим противотоком... Российский метод классовой борьбы создал невыносимо антилиберальную политическую систему, что я считаю крайне неудачным событием в истории. Эта антисвободная, антидемократическая политическая система была плоха, и для её поддержания приходилось полагаться на насилие, что привело к трём десятилетиям жестокого угнетения и уничтожения оппозиционных партий, которые в итоге превратились из однопартийной диктатуры в диктатуру одного человека» [13].

Кроме того, Ху считал, что Советский Союз становится агрессивным и будет представлять угрозу для Китая. «После сентября 1939 года раздел Польши и вторжение в Финляндию — это то, что заставило меня начать подозревать Советский Союз... Но известие о Ялтинском соглашении, подписание китайско-советского договора, разделение трёх восточных провинций — всё это пробило себе дорогу... Надо сказать, что Советская Россия стала очень грозной агрессивной силой» [11].

Таким образом, в творчестве Ху Ши образ Советского Союза менялся, при этом можно выделить три этапа его эволюции (рис. 2).

Легко мыс ленные революционеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СССР обостряет социальную напряжённость

СССР помотает миро бой &орь&е против империализма

Новый великий политический эксперимент

See ирей еле нтиого мае штп 5а_

Однопартийная диктатура отвечает национальным интересам

Советским Союз в конечном итоге станет демократическим государством

Диктатура

Великая чистка повлияла на прочность страны

Политическая система СССР оросила вызов ходу истории

Советский Союз стал а грес < нвным г осударс гвалт

Рис. 2. Эволюция образа СССР в произведениях Ху Ши Fig. 2. The evolution of the image of the USSR in the works of Hu Shi

На первом этапе он придерживался более консервативного, даже негативного взгляда на Советский Союз. Его основными компонентами являются:

- некоторые из советских революционеров были слишком самонадеянными и легкомысленными;

- он выступал против классовой борьбы, считая, что она обостряет социальную напряжённо сть;

- он считал, что присутствие Советского Союза помогает мировой борьбе против империализма;

На втором этапе он высоко ценил Советский Союз. Основными компонентами образа государства в этот период являются:

- Советский Союз был новым великим политическим экспериментом беспрецедентного масштаба.

- однопартийная диктатура в Советском Союзе была направлена на благо нации и в конечном итоге страна станет демократическим обществом.

На третьем этапе Ху яростно критиковал СССР, считая, что:

- Советский Союз — диктатура, которая лишила большинство своего народа прав;

- великая чистка повлияла на прочность страны;

- политическая система СССР бросила вызов ходу истории;

- Советский Союз стал агрессивным государством.

Выводы. Географический образ являются важным способом понимания страны. Советский Союз, одно из самых влиятельных государств ХХ в., является популярным и ключевым объектом исследования географических образов. Движение за новую культуру было первым интеллектуальным просветительским движением ХХ столетия в Китае, и его участники были сильно озабочены международными политическими изменениями и различными политическими идеями. СССР, первое в мире пролетарское государство, привлекал участников Движения за новую культуру ещё в первые годы его строительства. И Ху Ши, и Чэнь Дусю восхваляли Советский Союз как великий политический эксперимент, заслуживающий похвалы и открывший новые пути для развития человеческого общества. Однако по мере того, как недостатки и проблемы советской системы становились очевидными, отказ Чэнь Дусю и Ху Ши от марксистских идей изменил их взгляды на Советский Союз, они начали критиковать его проблемы и диктаторское правление Сталина.

Литература

1. Вэй Цзяньмэй. Исследование газетной деятельности Чэнь Дусю и его газетной идеологии [Ш^1^.

[Электронный ресурс]. URL: ШШШЖЖШШ^ -ФЩ^ИЙ (дата обращения: 16.02.2016).

2. Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 500 с.

3. Зонова Т. В. Образ СССР в Италии конца 40-х годов ХХ века // Вестник МГИМО университета. 2010. № 5 (14). С. 53-56.

4. Ильин Д. В. Трансформация образа СССР в представлениях американских законодателей (19391941 гг.) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4-1. С. 68-75.

5. Канинская Г. Н. Образ СССР во Франции в 1945 г. // Вестник МГИМО университета. 2010. № 5 (14). С. 48-52.

6. Квок Пенни. Анализ сходств и различий между литературными произведениями Лу Сюня и Ху Ши // Молодые литераторы. 2020. № 26. С. 17-18.

7. Клоос Э. В. Образ советского союза в американском кинематографе первого этапа холодной войны 1946-1953 гг. // Артикульт. 2021. № 2 (42). С. 69-75.

8. Королёва Н. А. Первая мировая война и «Движение за новую культуру» в Китае // Метаморфозы истории. 2014. № 5. С. 43-55.

9. У Ханьцюань. Социальные изменения в современном Китае и подъём «Движения за новую культуру» — социальная интерпретация исторических причин возникновения движения за новую культуру —шхшшщтшмшшт] // Научный журнал Сюйчжоуского нормального университета [^ИМЖА^^Ш]. 2006. Т. 32. № 2. С. 70-74.

10. Ху Ши. Вопросы и доктрины [ВДМ. ЙМ^^Х] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 2. Пекин: Издательство Пекинского университета 2013. С. 251-252.

11. Ху Ши. Два вопроса в международной ситуации — письмо господину Чжоу Юйшэну [ВДМ. Ш^Ж ^МЮМФЙМ—пДШг^^Ю—Й^й] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 25. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство 2003. С. 318-320.

12. Ху Ши. Дипломатия великого народа [ВДМ. АШйЮ^ЬХ] // Еженедельный отчёт об усилиях [^ ЛДШ]. 1923. Т. 70.

13. Ху Ши. Культурные тенденции в современном мире [ВДМ. Ш'ИШ-^Х'ЛЮЙЙ ] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 22. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство

2003. С. 693-694.

14. Ху Ши. На этой неделе [ВДМ. Ж—Д] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 3. Пекин: Издательство Пекинского университета 2013. С. 401.

15. Ху Ши. О демократии и диктатуре как ответ господину Дин Цзайцзюню [ВДМ.

^^ЙЖ] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 22. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство

2003. С. 233-234.

16. Ху Ши. Письма из путешествия по Европе [ВДМ. // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 4. Пекин: Издательство Пекинского университета

2013. С. 41-42.

17. Ху Ши. Послесловие к Независимому обзору № 239 [ВДМ. «Й^№г£»^239^ШЕ] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 22. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство

2003. С. 571-572.

18. Ху Ши. Свобода личности и социальный прогресс [ВДМ. // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 22. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство

2003. С. 285.

19. Ху Ши. Собрание дневников Ху Ши. Т. 2. Хэфэй, Аньхойское образовательное издательство [ВДМ.

2001. С. 556.

20. Ху Ши. Собрание дневников Ху Ши. Т. 2. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство [ВДМ.

2001. С. 608-609.

21. Ху Ши. Собрание дневников Ху Ши. Т. 4. Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство [ВДМ.

2001. С. 235-236.

22. Ху Ши. Четвёртые говорят о проблемах и доктринах [ВДМ. // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 2. Пекин: Издательство Пекинского университета [ВДМХ®,®—^.

ЖМ±], 2013. С. 277.

23. Цзян Ихуа. Ху Ши и китайское культурное движение двадцатого века [^Х^. ШХЛё^] // Журнал Университета Тунцзи (гуманитарные науки)

]. 1991. № 1. С. 13-21.

24. Чэнь Дусю. Давайте не будем бояться капитализма [ШЙ^1. Й^П^^Ш'ЮЙ^^Х] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 5. Шанхай: Шанхайское народное издательство [ШЙ^^^Й^^Е

±Ш:±ЖАЙЙМ±], 2009. С. 278-282.

25. Чэнь Дусю. Ленинизм и китайское национальное движение [ШЙ^1. ^Т^Х^ФШйЖё^] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 3. Шанхай: Шанхайское народное издательство

±Ш:±ШАЙШШ±],;2009. С. 458-462.

26. Чэнь Дусю. Ленин и

Китай [ШЙ^. ЭДХ^ФШ] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 3. Шанхай: Шанхайское народное издательство ±Ш:±ШАйЖМ±], 2009. С. 419-421.

27. Чэнь Дусю. Мировые революции и национально-освободительные движения Китая [ШЙ^. ^^^ФШйЖЖЙё^] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 4. Шанхай: Шанхайское народное издательство ±Ш:±ШАйЖМ±], 2009. С. 75-79.

28. Чэнь Дусю. Мой взгляд на ситуацию [ШШ^1. Х^^В^МЙЙЯ] //Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 2. Шанхай: Шанхайское народное издательство [

±±], 2009. C. 258-259.

29. Чэнь Дусю. Моё основное мнение [ШШ^1. ЙЙ1ЙЖЖЙ] //Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 5. Шанхай: Шанхайское народное издательство ±?®:±ШЛЙйМ±], 2009. C. 358-361.

30. Чэнь Дусю. Наше политическое мнение [ШШ^1. Й^ПЙЙ^пМЙ^] //Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 4. Шанхай: Шанхайское народное издательство . ±Ш:±ШЛ йЖМ±], 2009. C. 430-454.

31. Чэнь Дусю. Октябрьская революция и Восток [ШШ^1. // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 4. Шанхай: Шанхайское народное издательство i?®: ±ШЛйЖМ±], 2009. C. 158-160.

32. Чэнь Дусю. Октябрьская революция и национально-освободительное движение Китая [ШШ^1. + Я^^^ФШЙ^ЖЙ®^] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 3. Шанхай: Шанхайское народное издательство ±Ш:±ШЛйЖМ±], 2009. C. 537-540.

33. Чэнь Дусю. Письмо к Сэйрю [ШШ^. ^МШЮ^Д] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 5. Шанхай: Шанхайское народное издательство ±Ш:±ШЛйЖМ±], 2009. C. 352-357.

34. Чэнь Дусю. План Коммунистической партии Китая по решению текущих практических проблем [ШШ^. // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 2. Шанхай: Шанхайское народное издательство ±Ш:±ЖЛЙЙМ±], 2009. C. 488-492.

35. Чэнь Дусю. Пролетариат и национальное движение [ШШ^. Ж^^^^й^®^] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 4. Шанхай: Шанхайское народное издательство

±Ш:±ШЛЙЙШ±], 2009. C. 219-222.

36. Чэнь Дусю. Пропаганда, направленная на разделение чувств россиян и китайцев [ШШ^. Й'Ш^Я^] // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 2. Шанхай: Шанхайское народное издательство

±«:±«ЛЙЙМ±], 2009. C. 493-494.

37. Чэнь Дусю. Русская революция и пробуждение нашей нации [ ШШ^.

// Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 1. Шанхай: Шанхайское народное издательство [ШШ^^ ±«:±«Лй^Ш±], 2009. C. 322-324.

38. Чэнь Дусю. Шестая годовщина образования Советской России [ШШ^. // Избранные сочинения Чэнь Дусю. Т. 3. Шанхай: Шанхайское народное издательство

±Ш:±ШЛЙЙШ±], 2009. C. 138-139.

39. Чэнь Тинсян. Движение за новую культуру: веха в китайской интеллектуальной инновации [ШЙЖ.

// Общественные науки Китая 2015. № 11.

С. 5-13.

40. ЯнХунъюй. Критика, открытие, реконструкция: осмысление и изучение древней китайской культуры движением за новую культуру

М&^ЖЭД] // Решение и информация -^йЖ]. 2022. № 3. С. 19-34.

References

1. Wei Jianmei. A Study of Chen Duxiu's Newspaper Activities and His Newspaper Ideology (In Chin.). URL: ШШШШЖЖШШ^ - (Accessed: 02/16/2016).

2. Zamyatin D. N. (2006), Culture and space: Modeling of geographical images, Moscow, 500 p. (In Russ.).

3. Zonova T. V. (2010), Image of the USSR in Italy in the late 40s of the XX century, Bulletin of theMGIMO University, no. 5 (14), pp. 53-56 (In Russ.).

4. Ilyin D. V. (2013), Transformation of the image of the USSR in the views of American legislators (1939-1941), Bulletin of the Vyatka State University for the Humanities, no. 4-1. pp. 68-75 (In Russ.).

5. Kaninskaya G. N. (2010), Image of the USSR in France in 1945, Bulletin of the MGIMO University, no. 5 (14), pp. 48-52 (In Russ.).

6. Kwok Penny (2020), Analysis of similarities and differences between the literary works of Lu Xun and Hu Shi, Young Writers, no. 26, pp. 17-18 (In Russ.).

7. Kloos E. V. (2021), The image of the Soviet Union in American cinema of the first stage of the Cold War 1946-1953, Artikult, no. 2 (42), pp. 69-75 (In Russ.).

8. Koroleva N. A. (2014), The First World War and the "Movement for a New Culture" in China, Metamorphoses of History, no. 5, pp. 43-55 (In Russ.).

9. Wu Hanquan (2006), Social change in modern China and the rise of the "New Culture Movement" — a social interpretation of the historical causes of the New Culture Movement, Scientific Journal of Xuzhou Normal University, vol. 32, no. 2, pp. 70-74. (In Chin.).

10. Hu Shi (2013), Questions and Doctrines, Collected Works of Hu Shi, vol. 2, Beijing, Peking University Press, pp. 251-252. (In Chin.).

11. Hu Shi (2003), Two Issues in the International Situation - Letter to Mr. Zhou Yusheng, Collected Works of Hu Shi, vol. 25, Hefei, Anhui Educational Publishing House, pp. 318-320. (In Chin.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Hu Shi (1923), Great Nation Diplomacy, Weekly Effort Report, vol. 70. (In Chin.).

13. Hu Shi (2003), Cultural Trends in the Modern World, Collected Works of Hu Shi, vol. 22, Hefei, Anhui Educational Publishing House, pp. 693-694. (In Chin.).

14. Hu Shi (2013), This Week, Collected Works of Hu Shi, vol. 3, Beijing, Peking University Press, p. 401. (In Chin.).

15. Hu Shi (2003), On Democracy and Dictatorship as a Response to Mr. Ding Zaijun, Collected Works of Hu Shi, vol. 22, Hefei, Anhui Educational Publishing House, pp. 233-234. (In Chin.).

16. Hu Shi (2013), Letters from a European Travel, Collected Works of Hu Shih, vol. 4, Beijing, Peking University Press, pp. 41-42. (In Chin.).

17. Hu Shi (2003), Afterword to Independent Review no. 239, Collected Works of Hu Shi, vol. 22, Hefei, Anhui Educational Publishing House, pp. 571-572. (In Chin.).

18. Hu Shi (2003), Individual Freedom and Social Progress, Collected Works of Hu Shi, vol. 22, Hefei, Anhui Educational Publishing House, p. 285. (In Chin.).

19. Hu Shi (2001), Collection of Diaries of Hu Shi, vol. 2, Hefei, Anhui Educational Publishing House, p. 556. (In Chin.).

20. Hu Shi (2001), Collection of Diaries of Hu Shi, vol. 2, Hefei, Anhui Educational Publishing House, pp. 608-609. (In Chin.).

21. Hu Shi (2001), Collection of Diaries of Hu Shi, vol. 4, Hefei, Anhui Educational Publishing House, pp. 235-236. (In Chin.).

22. Hu Shi (2013), Fourth talk about issues and doctrines, Collected Works of Hu Shi, vol. 2, Beijing, Peking University Press, p. 277. (In Chin.).

23. Jiang Yihua (1991), Hu Shi and the Twentieth Century Chinese Cultural Movement, Journal of Tongji University (Humanities), no. 1, pp. 13-21. (In Chin.).

24. Chen Duxiu (2009), Let's not be afraid of capitalism, Selected writings of Chen Duxiu, vol. 5, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 278-282. (In Chin.).

25. Chen Duxiu (2009), Leninism and the Chinese National Movement, Selected Works of Chen Duxiu, vol. 3, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 458-462. (In Chin.).

26. Chen Duxiu (2009), Lenin and China, Selected works of Chen Duxiu, vol. 3, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 419-421. (In Chin.).

27. Chen Duxiu (2009), World revolutions and national liberation movements in China, Selected works of Chen Duxiu, vol. 4, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 75-79. (In Chin.).

28. Chen Duxiu (2009), My View of the Situation, Selected Writings of Chen Duxiu, vol. 2, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 258-259. (In Chin.).

29. Chen Duxiu (2009), My main opinion, Selected writings of Chen Duxiu, vol. 5, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 358-361. (In Chin.).

30. Chen Duxiu (2009), Our Political Opinion, Selected Writings of Chen Duxiu, vol. 4, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 430-454. (In Chin.).

31. Chen Duxiu (2009), The October Revolution and the East, Selected Works of Chen Duxiu, vol. 4, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp.158-160. (In Chin.).

32. Chen Duxiu (2009), The October Revolution and the National Liberation Movement of China, Selected Works of Chen Duxiu, vol. 3, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 537-540. (In Chin.).

33. Chen Duxiu (2009), Letter to Seiryu, Selected writings of Chen Duxiu, vol. 5, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 352-357. (In Chin.).

34. Chen Duxiu (2009), The Chinese Communist Party's Plan to Solve Current Practical Problems, Selected Writings of Chen Duxiu, vol. 2, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 488-492. (In Chin.).

35. Chen Duxiu (2009), The Proletariat and the National Movement, Selected Works of Chen Duxiu, vol. 4, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 219-222. (In Chin.).

36. Chen Duxiu (2009), Propaganda aimed at dividing the feelings of Russians and Chinese, Selected writings of Chen Duxiu, vol. 2, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 493-494. (In Chin.).

37. Chen Duxiu (2009), The Russian Revolution and the Awakening of Our Nation, Selected Works of Chen Duxiu, vol. 1, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 322-324. (In Chin.).

38. Chen Duxiu (2009), The Sixth Anniversary of the Formation of Soviet Russia, Selected Works of Chen Duxiu, vol. 3, Shanghai, Shanghai People's Publishing House, pp. 138-139. (In Chin.).

39. Chen Tingxiang (2015), The New Culture Movement: A Milestone in Chinese Intellectual Innovation, Social Sciences of China, no. 11, pp. 5-13. (In Chin.).

40. Yang Hongyu (2022), Criticism, Discovery, Reconstruction: Understanding and Studying Ancient Chinese Culture by the New Culture Movement, Decision and Information, no. 3, pp. 19-34. (In Chin.).

Сведения об авторе

Сюй Жуйци — бакалавр Шанхайского университета Иностранных Языков, г. Шанхай, Китай; магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия. E-mail: xu19991221@qq.com ORCID: 0000-0001-6182-6402

About the author

Xu Ruiqi, Bachelor's degree from Shanghai International Studies University, Shanghai, China; Master's degree from Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: xu19991221@qq.com ORCID: 0000-0001-6182-6402

Поступила в редакцию 07.09.2022 г. Поступила после доработки 08.10.2022 г. Статья принята к публикации 10.11.2022 г.

Received 07.09.2022.

Received in revised form 08.10.2022.

Accepted 10.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.