Научная статья на тему 'Чему учить? Школа как зеркало перемен'

Чему учить? Школа как зеркало перемен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чему учить? Школа как зеркало перемен»

(в,отношении к чеченцам) составляет 0,4. У руководителей — 0,5,^; у17квалифициррванныхирабочих » 0,6,,, у неквалифицированных,.рабочих..и .пенсионеров^— ,0,8;.и.

0.9; в отношении к азербайджанцам,^соответственному-

'руководителей и служащих — 0;6г*рабочих*— 1,3; пенсионеров-——1,6; к цыганам: у-служащих-—' 0,'4;--руковЬди-' тел1еи:—10,6*' специалистов' -г- 0;7, квалифицированных рабочих 4- 0,9, неквалифицированных — 1,5. ;

■—'•’Следует заметить-,- что- эта'-зависимость просматривав— ^ется прежде-всего, в -отношении-ктем - национальным • 'труппам, которые сравнительно недавно стали объектом ^неприязни (армяне,-чеченцы, цыгане и др.),. выражением 'волны недавнего роста-ксенофобии. Фигуры рутинного .этнического, негативизмаевреи, узбеки, ..татары, эс-=_. ,,тонцы, украинцы и! др. ^ не дают: такой дифференциации.,"(по отноше'™^ к ним маркирующим или социально . ■дифференцирующим-признаком служит-именно наличие-’позитивных установок!).,.. . _ . , ____ ./ ____

Основную массу этнического негативизма по-прежне-му образуют антйкавк^скйе установки и ксенофобия в~ отношении к цыганам (в'сумме это' составляет.примерно. ■'две трети всех ответов респондентов, в которых выраже-■ны те или иные неприязненные или фобийные реакции в ' ^отношении людей других национальностей), хотя есть'

, некоторая, надежда1 на .т.о, что они' начинаю^ уменьшатьг . *ся^ Другие разновидности фоновой, рутинной или традиционной ксенофобии (по (отношению к узбекам, евреям,

1,татарам-и-др:)-имеют гораздо более длительные циклы -■ изменений, несвязанные непосредственно с'актуальными социальными изменениями. В противоположность к ним отношение к эстонцам и чеченцам отражает колебания-в •установках-идеологических институтов, в -первую -очередь властей и СМК/ Смена тональности государст-;‘венной политики в отношении прибалтийских стран, происходящая под-воздействием национал-патриотичес-'ких-~сил -и-номенклатурного ,-национализма, постепенно принимается населением, по1крайней мере, его частью. Среди ЭТИХ респондентов . выделяются социально) периферийные группы, сохраняющие'традиционно советский

:образ мысли,..—.пожилые.люди, неквалифицированные 'рабочие, жители малыхОгородов и регионов, входящих; в "красный пояс" областей, голосовавших за коммунистов' ипрежнее начальство; или, напротив, немолодые люди с -

высшим образованием.-. ‘ ...З1' - __ . . I . 1 .

! Но'если общие этнические, установки населения мало изменились, то довольно значительные подвижки происходят в! среде тюлитическигзаинтересованной части насе-ления.. В целом’. 'можно. сказать,ычто совокупная? масса ксенофобических' йли::негативных;,национальных-: реакций у аполитически возбужденной ;части населения несколько выше, ,.чем .у тех,!,КТО ^заявил О своей индиффег N рентности или разочаровании гВ' Полйтике:оПоследние.1 в .целом, несколько, ближе.по своим установкам к.толерант-нрсти^.прежнихчдемркратрв^ чем к их консервативным национальногйдеологи^еским ■ оппонентам. Сопоставим коэффициенты этнических установок,, полученных как частное позитивного,и.негативного отношения к тем или иным этнонациональным группам, у сторонников-различи ных'политических пар;гий.|(табл. 3).., . -

.—.Если .суммировать, эти коэффрщиентьь этнических установок (исключая, показатели отношения, к самим, себе, т.е. к русским, ;и к украинцам,, мало отличающегося от’ отношения 1? русским),■характеризующих респрндеетов с разными политическими ^ориентациями, цто по .уррвню ] эт.; : ческой терпимости политические партии могут, быть распределены следаощим образом:' первое место:т-р "ЯБЛоко"; второе

— Аграрная ^партия России; третье "Выбор России"; четвертое ПРЕС; пятое -г- /'Женщины России"; шестое

■ —,ЛиберальнрГ5емркратическая партиЯ| России; седьмое

— Демпартия России; восьмое — Компартия Российской г; федерации.,(Другиейпартии;,не могли.в данном .случае . учитываться.из^за,мадргргкрличества1р)еспондентов, объявивших себя их сторонниками, а срответственно очень

■ больших статистических колебаний:) ' -»«■-■'*•. —*.•

• За, прошедшие полтора года у респондентов, образую-щих электоральные'.ресурсы АПР, КПРФ и ПРЕС,‘значительно вырос уровень общей этнической неприязни (или, "иначе говоря,—уменьшился потенциал этнонацио-нальной толерантности)--^ примерно в два' раза; в’мень-I шёй степени-у "Женщин России",. ЛДПР и "ЯБЛока". Однако ни!у кого он'не, остался на прежнем уровне. Можно - сказать, что это-является-ценой-укрепления государствен-. нической идеологии, поддержки силовой и державно-наци-оналистической правительственной политики в -^ечне и в ' ближнем зарубежье, возврата" к официально провозгла-шенным^идеям России как великой державы.- > -

— ---------- ---- - -..... Л.Д.Гудков

1 : ' г * ! ‘ р Л < ’ г . : -V

5. Чему учить? Школа как зеркало перемен - ---- - - ..— ,----- - ’ '

Школа не'могла избежать” измененйй/которые стали характерной чертой, жизни-России-.последнйх лет. Из года в год она "воспитывала" и формировала поколения ,советских людей. Теперь эти люди стали думать о том, как изменить школу — один из наиболее консервативных институтов советского общества. ______:2._ .

В эпоху всео’бщего среднего образования никто не избежал опеки классным руководителем и -завучем. Потом тоже самое повторялось с .детьми, племянниками, внуками... Думая о.будущем школы, люди, как правило, в своих желаниях отталкиваются от воспоминаний,, .опыта прошлого. И хотя речь идет только об образовательном аспекте, в ответах - респондентов на вопросы- анкет ВЦИОМ просматриваётся,' какое будущее -мыслится

ИМИ. '

гДважды за последние годы’— в* июне 19927г. и'июле 1994 г. — в'опросах'ВЦИОМ-задавался вопрос о том, преподаванию каких школьных -предметов,’по»'мнению респондентов, сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание’. В'"Омнибусе" Т992 г..было'опрошено,3549 чет ловек, в июльском-мониторинге 1'994; г. ---.2957.' человек (табл. 4). ' - I • . ; *. ; ' ■ V

"Ройной 'язык," Снимающий’ первую строчку списка 1994 г„ 'выступает''здёсь'в ролй^ некбй 'святынй; ''и, как 'представляется, сколько бы ни улучшалось его ^преподавание,■ недовольство'его'уровнем останется, пока не сменится поколение (молодые в значительно меньшей степени;' чём бблеё^ старшие' пбкблёния,-1 высказывают нёдо-вольство уровнёмёгб'преподавания).- Это подтверждается’ итогами 'Дёкабрьскогр’опрЬсачВЦ'ИОМ' 1:994 т: Большую часть тех '19%'рРссиян'; у кого с мыслью о русском народе йсс6'циируётся-1Гв! пёр'вую бчёрё’дь> именно'' русский язык, составляют молодые -й^наиболёе • образованные люди,1 проживающие,' однако/ не в столицах.^Недовольство же' уровнем 'преподавания в- российских шко-лах родного языка и литературы высказывают не1 молодые респонденты,'^" рёспбндёнты среднего ‘возраста, образованные,’-проживающие'либо >в 'Москве и Санкт-Петербурге, либо в селах, женщины чаще, чем мужчи-

^НЫ.-гт.;- I о >Г, ... »« . • ? - г

.-За два-года —г с 1992 по 1994 г.:-—по мнению-россиян, ■значительно выросла1'необходимость' в' улучшений преподавания лишь иностранных языков и истории. Нёльзя 'не' заметить,- что это именно те отрасли знаний, в которых советская школа бь1ла'чтрадиционн6 слаба,'где единственному изучаемому (и часто даже. назначаемому

, ■ г ; -Таблица.4

. Как Вы считаете, .преподаванию каких школьных ,-. предметов сейчас ^следовало, бы уделить наибольшее , "внимание?.(В % к..числу.опрошенных.)

Варианты ответов ' ‘ , •'т.' -V./ , Июнь'.1 ' 1992 г. .Июль -1994‘г.

ИСТОРИИ , ;. - . ,гс , ". .15 ’,:-Ж

’ Общественным'наукам ’_ ' '‘: :? - 13- М2 "

Философий ’ Л. . 5 ........ 4,

,, Основа^ религии 16 12

Математике ■ 1 17 ' 18

Компьютерной грамотное™ ’ '* ’ ’ ‘1 / У'и 24 ; : У • ’26-!

■ ,1|Г ь Физике, химии,’биологии ' - 6' ■ сIV) у «\

Родному языку 1и.;.•_ - . • -''--и',- ■ 28 , - 29

' Русскому языку (запределами Россйи) - ' ' 5’' “* ’ б';

| .--Иностранным языкам-.,, .р, . , . - ]8 25,,

| Искусству - • ' ‘ • г,“ ' . • '8 ,ч .у .'

1 Физкультуре., . ... 7 •• п - - 19.. 12

| • Гйгйене сексуальных-отношений • :• 18 10-

| -Трудовому воспитанию , ,)п , ' 32. ' ■ > , г ... , 15

Домоводству " 29 V. ■ .И.о.

. _1 >и' .1 .\Г | Бухгалтерии, делопроизводству Ь. .ц '7

сверху") иностранному .языку отводился в старших классах всего один час в неделю, а языковые спецшколы были так же недоступны, как и. "заграница,".: .... (1, д

,"Открытие".России4по отношению к Западу и, наоборот, ^встречный "прворот" Запада к России .ставят россиян перед жизненной необходимостью знания иностран-ВР1Х языков. Во многих европейских странах школьники, как правило,, изучают три-четыре иностранных языка помимо родного. У нас же сложилось. такое положение — особенно , в маленьких. горрдах ,и сельских. районах, ,-п когда даже "смесь, французского с^ нижегородским", кажется прогрессом. Всего, 0,9% россиян, по данным июльского, опроса 1994 г., ,заявляют, ..что свободно владеют хотя бы одним европейским языком, 3% читают и могут изъясняться на нем "достаточно свободно",; 21% — только при помощи словаря, а подавляющее .брльшинство (74%) практически или совсем, им не владеют. Естественно, что владение иностранными^ языками, растет по мере приближения к.столицам,,и чаще всего ,их знают наиболее образованные и состоятельные люди., £ ..

По сравнению, с 1992 г., в, 1994 г.делание, улучшить преподавание иностранных', языков высказывалось , в полтора .раза даще. И со (временем потребность в, них будет только расти, поскольку пока неудовлетворительность их преподаванием отмечается, в-основном в, Москве, Санкт-Петербурге, (в 1,6 .раз чагце, чем в среднем.по выборке) и других больших городах. В селах эта цифра пока что в полтора раза меньше. Но постепенно эта волна языковой "вестернизации" дойдет, вслед з.а> фильмами, жевательными резинками,, пивом и всякого,рода "колами", и до, периферии. ,. уг, , .

А вот с трудовым воспитанием произошла -обратная перемена:, необходимость его преподавания.в.школах, а тем более стремление улучшить,его, упала,в два раза, ,3а этот предмет выступает только старшее поколение, проживающее в основном в селах,, и, наименее образованные из респондентов. Молодежь^лица с высшим образованием, и прежде всего учащиеся, отвергают трудовое воспи-

тание как.школьный предмет (учащиеся называют его в-13. раз реже^ем? среднем по выборке и. в-21-раз реже, чем пенсионеры). , ... • . ., ' . .. ... .. 0 ■

,ч Печальную судьбу трудового, воспитания -разделяет традиционный для девочек курс домоводства ("упавший" на 15% по, сравнению с ,1992 г.) .и, правда В; намного меньшей, степени,,'.основы религии (снижение на ,4%), основы бухгалтерии и делопроизводства (на 3%). :г. , и

Вряд ли-это объясняется ,тем, .что,в период с 1992 по 1994 г. произошли какие-то значительные изменения,в преподавании этих предметов в российскихшколах, — скорее всего, к ним упал интерес. Школа стала, с одной стороны, болёё'- свободной и, если можно так выразиться, демократичной, и вместе с обязательной школьной формой' канули в Лету и- предметы, призванные "облагородить в труде", а по сути.— приучить к послушанию..С другой стороны, ‘изменился взгляд на-школу: она больше не "второй дом" для детей, на нее стали смотреть с практической точки зрения — какую пользу,' если' не выгоду, она сможет принести в будущем. .... , . . •■ .1

Уменьшилась в целом и значимость таких предметов, как преподавание ’физкультуры и гигиены сексуальных отношений (соответственно на 7 и 8%), против которых яростно выступают пенсионеры, наименее образованные, проживающие в1 основном в селах.

Стремление .улучшить, преподавание в школе ; основ компьютерной грамотности в течение последних двух лет практически не изменилось. И в опросе, проведённом в прошлом году,- и в опросе трехлетней давности этот предмет — один из первых в предполагаемом респонден- ’ там списке. В первую очередь за него выступает городское население во’всех1 регионах России (при этом лидируют наиболее активные-группы — лица, 1 занимающие высокое служебное положение, занятые в частном секторе'экономики, молодые, образованные). ' ,

Хотя далеко не во всех высших учебных заведениях имеются, компьютеры,, оснащенные современным программным обеспечением (тем более их нет в обычных школах), вчерашние школьники и амбициозная молодежь- больших городов считают, что; после окончания школы :они оказываются перед жизненной необходимостью :знания хотя бы азов компьютерной грамотности, от этого^зависит прием на работу или продолжение учебы (особенно если есть возможность учиться, за границей).. ’ • (.г., ■ ;;

-I Что касается-мнения самих учащихся:(в выборке мы имеем дело с учениками старших классов школы и чаще —:со студентами дневных отделений вузов)-,: их-пожелания выглядят-следующим образом: чаще всего (и настой ятельнее, 1 в. сравнении: со всеми -прочими , предметами) они высказываются за-улучшение преподавания философ ' фии. и, только после-этого,— компьютерной грамотности' и .'.физкультуры. Явно преувеличенная роль философии выдает-романтические установки-молодежи: томление по готовой "мудрости", представление о том; что где-то есть тайное знание "как надо правильно .жить". .Далее следуют, иностранные ;языки, гигиена сексуальных, отношений, общественные науки. Меньше всего они выражают желание,, чтобы с ними, занимались трудовым; воспитанием, математикой, основами религии. Сильнее других категорий опрошенных они. выступают'против, преподавания в школах за'пределами: России русского! языка-, поскольку им легче, чем всем остальным, примириться с потерей влияния России в "ближнем, зарубежье

- Радикализм молодежи ^сталкивается с,-консерватизмом старшего поколения — даже не "отцов", а "дедов". > .Если следовать пожеланиям последних; мы получим совершенно перевернутую картину. „Пенсионерам труднее .всех расстаться с . идеалами, советской :эпохи,'они

живут ещё в-том' временй, 'поэтому счйтйют-просто'обя-затёльным* преподавание русского языка'* за’ пределами России, уделение, большего внимания трудовому1 воспитанию, ведению домашнего хозяйства/ но вмёстё с тем не видят особой необходимости в йно'стр'анных языках; компьютерной грамотности-,-искусствё;фйлЬсофиий, ёстест-вённо, в таком прёдмётё, как гигиена сексуальных отношений.

’ Предпочтения школьник ‘предметов у учащихся и пенсионеров выглядят'так: • . !

’"^-У^дщнеся ' ' ■ " " ’ • 'Пенсионеры^- ' ~ '

, 1. Философия ,.. ,1 .-.Трудовое^воспитание \ . т >

■ 2. Компьютерная'гграмотность'■ -2. Русский язык-(эа пределами 1'

Л',' и'" 'России) 1 1

ГЗ. Физкультура и спорт ' ' 3. Ведение домашнего

> ."у !• ‘.'.'1'. .* И*'" * , 1С—- ! \ 4 И

1 • ' хозяйства

4. Иностранные-языки - , 4.Дстория ■ -

5. Гигиена сексуальных отношении ’ 5'. Математика '" ■

и- ■'.) ' ‘ '■ ! ' '/_ : *1 .. ' ' -' ■1 I;’. /К'-’’

6. .Общественные.науки ^ , ... .-6- Религия !Г .. . . .

•'7. Бухгалтерия '’ ’ Л-’''-' - '^^Фйзйка,’Химия; биология''

' .. ;.г»: .....г. ^ г’. - .-."г он,~

8. История ,1. (8. Родной язык й литература ,.

•9.->Искусство-'- г .’ ‘Ч >'« -’ 9.1 Бухгалтерия ’ .'-и;. -тЪ

1 ■ ■ и. . '.' •’ УУ.' >’ ЛКО1}

^10, .Физика, химия, биология . ^ _ 10. Физкультура, и спорт^

;1'1/Родной язык.. 1 - Ь Философия-" 1 кг-г .^г,л ■

12: Вёдение'домашнего хозяйства ' ' 12‘ Общественные науки V *

.’’.Г’,.,-, . ;. .'10- '• - к- -•.•••••'•• .• '

. <13; Религия '. I ... , ^ •; < ,13. Иностранные.языки...'!,

/14’. Математика 1 ' ' ’14. Искусство ’ {

15. Русский язык (за пределами,- ... 1.5. Компьютерная,грамотнрсть3,

- России).. . . , д. ..... ... '• 4,.о; '

16. Трудовое воспитание - • .16. Гигиена сексуальных•

- Г ' ! .1 отношений1 1

: •’ %и '•у-'.’: ••:'?.!. ?>- II-'- п.- Х'-т,■■■■,<и'

Отвечая на вопрос^о том, каким школьным предметам , следовало бы уделить-наибольшее внимание; российское общество достаточно четко, разделилось наг,два противот положных лагеря, которые можно условно: назвать ”-"но-ваторами". и ’’консерваторами". . ;: -.

Первые — это чаще всего молодые, имеющие высшее (либо. незаконченное 'высшее) образование,:; проживающие в больших: городах, имеющие .высокий социальный статус (руководители: предприятий, высококвалифицированные специалисты) И, СООТВеТСТВеННО, ВЫСОКИе 1ДОХО-: ды, занятые в (частном секторе экономики.: (Пол респон-: дентов не ;является решающим признаком/ когда фечь идет об их принадлежности к-тому: или.иному "лагерю".’) "Новаторы" выступают за улучшение- преподавания ком-; пьютерной грамотности;! иностранных языков,-философии,' общественных наук, искусства. С искусством; впрочем,’дела обстоят.особо —^ чаще других на него призывают обратить;внимание образованные женщины (среднего возраста), а-.также: респонденты, проживающие в; столик цах,-1: имеющие высокие доходы: Среди : них 'особенно высок, процент,тех; у кого большая домашняя библиотека (насчитывающая-болееЛ ООО книг). "Новаторы" легко’при-нимают-'измененйя/в-постсоветской.России и:не. смотрят назад/ • } ’’,.1 .; ■;;;/• ,И’ ... ‘-чу-

У "консерваторов."’ противоположные- '{новаторам'::хае рактёристики, и, понятное дело,- онюгорой стоят за’предметы,-которые последние, незаслуженно недооценивают, —г. трудовое; воспитание, ведение: домашнего хозяйства, из наук — толькоГхочные/ Это пожилые люди, •как-'.праё вило, с'низкими доходами; с низким1 же. уровнем: образо-

ванйя,’!проживающие в малых городах и селах, чаще всего —'пенсионеры, гнеквалифицйрОванные’'рабочиё:» Оглядываясь /в; пр6шл6ё;-они' только ’там' вйдят/положи-тельные * йдёалы. Их' по^штйчёские симпатии; на'стороне аграриев и коммунистов. ... ,, '

В,этих "лагерях" противопоставлены друг другу',с Годной стороны; учащаяся молодежь, лица с высшим образованием, жители больших городов, занятые в частном секторе экономики, ‘а с другой —1 сельские жители, чаще . всего "малообразованные пенсионеры либо 'работающие 'надгосударственных.предприятиях...... .... vU ,

г- ... ........... Т.3.3ура6иги:аили

6.:Как население намерено . ;

использовать свои сбережения? „ ' li

? ^Активно формирующийся финансовый рынок -России все чаще обращает, свои взоры,к частным сбережениям населения. В них нуждаются приватизируемые предприятия, выбрасывающие на' рынок свои’акции.' Сбережения населения все чаще становятся объектом интереса со ртороны коммерческих банков, которые начинают пони-: мать, что те из них, кто сможет привлечь_к: себе больше частных вкладчиков, усилят в .будущем, свое положение

'на финансовом'рынкё.... ..... ' ' . , 1

t .Каковы же финансовые-возможности 'и .’намерения Самого населения? . .

.Переход к 'рыночным принципам ‘ценообразования, начатый в, 1992 г.у привел к .многократному росту цен и открытой инфляции по сравнению с "дореформенными" временами: В результате за 'прошедшиё^трйтода денёж-ныё доходы насёления резко сЬкратйлйсь. Многие семьи не только практически'лишились своих сбережений, но й сократили.' свой сберегательные ■ возможности'''Сегодня, согласно' Данным - опросов"населения; только0 каждая , пятая-семья имеет сбережения (для 'сравнения заметим* что’в 1991 г. сбережения йМе'ли 'двё”трёти-семей).*- ’ 1 i ”; Следует заметить, что дЬля семей, имеющих сбережения/’остается относительно стабильной с'-о'сени 1993 г.; что; “по-видимому, -является'-свидетельством некоторой устойчивости в распределении доходов (рис. 13)7 V' ;

’ Очевидно, ёСлй не'произойдёт каких-либо существенных !сдвигов‘в соотношений-между'ростом цен и 'денёж-'Sigix'доходов;'то -данный '"расклад’" семей на имеющих и не ймёющих сбережения останется в текущем году примерно тем’же', что ;й в1 прошедшем. Наличие сбережений; нё 'говоря уже-об их размерах; существенно' отличается дйя'семёй с’разным доходом/Так, !,ёслй среди семей с низким доходом лишь' 7% указали'на -имеющиеся 'сбере--жения, то среди 10% семей с наиболее ‘высокими дохода^ мй ^ около ‘ половинь!, ‘а среди -3%- самых'-зажиточных семей,' доход которых1 в расчёте'на одного члёна семьи составил более!1 млн руб.-'(200'долл. США), практически всё имели свободные дё’нёжные средства.1. При этом1 по сравнению с ноябрем 1994 г. среди l:0^oJ высокодоходных семей доля имеющих- c6e^^eHHHvSajKef:увёлйчклась JHd 10 пп.- -■ '-Щ . -г ■, ■

* Сбёре'гатёльное поведение'сёмей'также заметно различается. Так, среди семей со срёднйм уровнем доходов 7% целенаправленно формируют свой резервные' срёдст* ва ("стараемся сначала что-то отложить;' а’ остальные деньги'■ тратим' на" текущйё нужды”), а 15%, 'т.ё?-'вдвое больше,’действуют по1 ''остаточному" принципу’("тратим дёньги'на текущие нуждй, а что остается откладыва-ё'м"). 'Остальные три' четверти средне доходных 'семей тратят" все' средства на текущие' нужды,’ поскольку отло’-жить1ничёго не удаётся. Сбережения здесь носят краткосрочный и окказиональнь1Й'‘характёр (напримёр;! при ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.