Научная статья на тему 'Чему учить будущего ученого?'

Чему учить будущего ученого? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспирантура / подготовка аспиранта / научно-информационная деятельность / публикационная активность аспиранта / публикационная стратегия аспиранта / научные коммуникации / портфолио ученого / наукометрия. / postgraduate study / postgraduate training / research and information activities / postgraduate publication activity / postgraduate publication strategy / scientific communications / scientist's portfolio / scientometrics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Викторовна Лопатина

Статья посвящена вопросам воспроизводства научно-педагогических кадров высшей квалификации и обучения аспирантов. Представлено содержание модуля «Методика научно-информационной деятельности» как раздела дис циплины «Методик а нау чн о ис с ле дов атель с кой деятельн о с ти», преподаваемой в Московском государственном инстит у те к ульт уры. Раскрыты вопросы, которые изучают аспиранты в ходе освоения следующих тематических разделов: «Информационные ресурсы как ключевой элемент научно-исследовательской деятельности аспиранта», «Источниковая база научных исследований и ее представление в квалификационных работах и публикациях», «Современные информационные технологии в научных исследованиях», «Публикационная деятельность аспиранта в структуре научно-исследовательской работы», «Представление результатов научноисследовательской работы в неопубликованных и непубликуемых форматах», «Оформление квалификационной работы (диссертации)», «Портфолио современного ученого в структуре научно-информационной деятельности», «Современная система научных коммуникаций и перспективы ее развития». Дано определение новым понятиям «публикационная стратегия аспиранта», «портфолио ученого».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT TO TEACH THE FUTURE SCIENTIST?

The article is devoted to the issues of reproduction of scientific and pedagogical personnel of higher qualification and training of postgraduates. The article presents the content of the module "Methodology of scientific and information activities" as a section of the discipline "Methodology of research activities", taught at the Moscow state Institute of culture. The questions that graduate students study during the development of the following thematic sections are disclosed: "Information resources as a key element of research activities of a graduate student", "Source base of scientific research and its representation in qualifying papers and publications", "Modern information technologies in research", "Publication activity of a graduate student in the structure of research work", "Presentation of research results in unpublished and unpublished formats", "Design of a qualifying work (thesis)», "Portfolio of a modern scientist in the structure of scientific and information activities", "Modern system of scientific communications and prospects for its development". The new concepts "publication strategy of a post-graduate student" and "portfolio of a scientist" are defined.

Текст научной работы на тему «Чему учить будущего ученого?»

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕМУ УЧИТЬ БУДУЩЕГО УЧЕНОГО?

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10412

Наталья Викторовна ЛОПАТИНА,

заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный институт культуры, Москва, Россия

e-mail: dreitser@yandex.ru

Статья посвящена вопросам воспроизводства научно-педагогических кадров высшей квалификации и обучения аспирантов. Представлено содержание модуля «Методика научно-информационной деятельности» как раздела дисциплины «Методика научно-исследовательской деятельности», преподаваемой в Московском государственном институте культуры. Раскрыты вопросы, которые изучают аспиранты в ходе освоения следующих тематических разделов: «Информационные ресурсы как ключевой элемент научно-исследовательской деятельности аспиранта», «Источниковая база научных исследований и ее представление в квалификационных работах и публикациях», «Современные информационные технологии в научных исследованиях», «Публикационная деятельность аспиранта в структуре научно-исследовательской работы», «Представление результатов научно-исследовательской работы в неопубликованных и непубликуемых форматах», «Оформление квалификационной работы (диссертации)», «Портфолио современного ученого в структуре научно-информационной деятельности», «Современная система научных коммуникаций и перспективы ее развития». Дано определение новым понятиям «публикационная стратегия аспиранта», «портфолио ученого».

Ключевые слова: аспирантура, подготовка аспиранта, научно-информационная деятельность, публикационная активность аспиранта, публикационная стратегия аспиранта, научные коммуникации, портфолио ученого, наукометрия.

WHAT TO TEACH THE FUTURE SCIENTIST?

Natalya V. Lopatina, Associate Professor of the Department of library and information Sciences, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: dreitser@yandex.ru

The article is devoted to the issues of reproduction of scientific and pedagogical personnel of higher qualification and training of postgraduates. The article presents the content of the module "Methodology of scientific and information activities" as a section of the discipline "Methodology of research activities", taught at the Moscow state Institute of culture. The questions that graduate students study during the development of the following thematic sections are disclosed: "Information resources

as a key element of research activities of a graduate student", "Source base of scientific research and its representation in qualifying papers and publications", "Modern information technologies in research", "Publication activity of a graduate student in the structure of research work", "Presentation of research results in unpublished and unpublished formats", "Design of a qualifying work (thesis)», "Portfolio of a modern scientist in the structure of scientific and information activities", "Modern system of scientific communications and prospects for its development". The new concepts "publication strategy of a post-graduate student" and "portfolio of a scientist" are defined.

Keywords: postgraduate study, postgraduate training, research and information activities, postgraduate publication activity, postgraduate publication strategy, scientific communications, scientist's portfolio, scientometrics.

Современное Вопросы подготовки кадров высшей квалификации оказываются в зоне повышенного внимания главным образом в те моменты, когда начинается широкое обсуждение грядущих перемен, касающихся организации обучения в аспирантуре, позиций аспирантуры в структуре современной высшей школы. Несколько лет назад споры велись относительно того, что с 2013 года аспирантура признана третьим уровнем образования, регулируется специальными федеральными государственным образовательными стандартами и включает полноценный образовательный процесс, включающий не только аудиторные занятия, но и государственную итоговую аттестацию с защитой неэквивалентной диссертации научно-квалификационной работы. Сегодня мы погружаемся в новые дискурсивные практики в ожидании грядущих изменений в подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре [1].

Безусловно, не может не вызывать одобрения внимание не только научного сообщества, но и широкой общественности к судьбе аспирантуры как особой институции, имеющей важную социальную значимость. Вместе с тем вопросы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре редко попадают в зону педагогических исследований и проектирования, когда сам аспирант — будущий ученый и педагог — выступает в качестве объекта изучения и педагогического воздействия. Ряд серьезных исследований по этому направлению [9; 10; 19; 20], актуальных разработок [11; 13; 16; 18; 21], к сожалению, недостаточно известен тем, кто непосредственно готовит кадры высшей квалификации: научным руководителям, заведующим кафедрами, преподавателям иностранного языка и истории и философии науки. Но в то же время и каждый из тех, кто работает с аспирантами, мог бы поделиться своим опытом, своими наблюдениями и своими педагогическими разработками, которые учитывают специфику данной категории обучающихся — взрослых людей, профессионалов, нередко имеющих значительный опыт практической деятельности.

Каждый научный руководитель аспиранта сегодня прекрасно понимает, что от нас недостаточно только научного редактирования текста диссер-

тации. Необходима эффективная интеграция будущего ученого в исследовательский процесс, в особый институт экономики, который производит научное знание и добивается его диффузии в различные сферы универсума человеческой деятельности. Необходимо формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития, без которой ученый не может быть ученым. Необходимы знания организации научного труда, которая в настоящее время строго регламентирована формализованными показателями оценки эффективности.

В этой связи мы хотели поделиться опытом Московского государственного института культуры, в котором на протяжении нескольких десятилетий особое внимание уделяется овладению методиками научной работы, гносеологическим инструментарием, теорией познания: аспирант должен уметь не просто овладевать теоретическим гносеологическим знанием, а быть встроенным в познавательную систему научной школы, которая его приняла; формированию операционального знания научно-информационной деятельности, умений эффективной деятельности в современной системе научных коммуникаций [13].

В этой статье хотелось бы представить особый модуль дисциплины «Методика научно-исследовательской работы», который называется «Методика научно-информационной деятельности» и реализуется в ходе подготовки аспирантов по всем направлениям подготовки, осуществляемым в МГИК, и познакомить коллег с его содержанием.

Научно-информационная деятельность, наряду с научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-организационной деятельностью, является важнейшим компонентом научной работы современного ученого. Научно-информационная деятельность всегда играет значимую роль в научном труде, включая в себя систематические действия ученого по сбору, аналитико-синтетической переработке, поиску, созданию и передаче научной информации, выступающие неотъемлемым компонентом и условием научной работы, однако сегодня она приобрела ключевое значение, давая основания для анализа и оценки деятельности современного ученого. Несмотря на то, что не все решения и аналитические модели эвристичны для комплексной оценки деятельности ученого и вызывают острые споры в научном сообществе (например [12]), тем не менее мы считаем необходимым формировать у аспирантов готовность к самостоятельной и результативной научно-информационной деятельности.

С этой целью мы решаем следующие педагогические задачи:

— сформировать понимание роли и сущности научно-информационной деятельности;

— ознакомить с основными типами и видами информационных ресурсов, необходимых для научно-исследовательской работы и создаваемых в ее процессе;

— сформировать готовность к осуществлению научно-информационной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий;

— стимулировать аспирантов к самостоятельному управлению публикационной деятельностью и иными формами и нормативами представления результатов научно-исследовательской деятельности;

— укрепить представления о современной системе научных коммуникаций и ознакомить с перспективными направлениями ее развития.

Методическое решение дисциплины не отличается разнообразием, но в данном случае это обусловлено содержанием, педагогическими ориентирами и спецификой аудитории. Основу методики обучения составляет проблемная лекция с элементами изучения отдельных случаев (кейс-стади), по нескольким темам предусмотрено индивидуальное задание, связанное с непосредственной научной работой аспиранта. Индивидуальное задание носит не контрольный характер, а выступает элементом индивидуального консультирования.

Структура дисциплины логически проста: аспиранту предлагаются занятия по девяти темам, каждая из которых посвящена одному из направлений научно-информационной деятельности.

Тема 1, «Научно-информационная деятельность в структуре научно-исследовательской деятельности аспиранта», показывает роль научно-информационной деятельности в структуре научного труда; представляет теорию науки как коммуникативной системы [14, 15]; знакомит с системой научных коммуникаций, происходящими в ней формальными и неформальными процессами. Аспиранты приобретают знания, связанные с информационным обеспечением научной деятельности и информационной инфраструктурой науки; овладевают умениями применения мировых информационных ресурсов в подготовке конкретного (проводимого ими) научного исследования, умениями осуществлять информационный поиск; овладевают особенностями научного чтения.

Особое внимание уделяется организации научно-информационной деятельности аспиранта, ибо она обладает определенной спецификой, диктуемой специфическими, заложенными в нормативно-правовой базе критериями (порядок отчетности аспиранта; требования, предъявляемые к диссертационному исследованию; требования к публикации результатов диссертации и их апробации). Определяются основные требования к публикационной деятельности аспиранта. Рассматриваются вопросы организации документного обеспечения НИР аспиранта, организация архива ученого. Например, разбираются типичные ошибки современного аспиранта: недостаточное внимание к метаданным изучаемых источников, игнорирование необходимости ведения списка собственных публикаций и тому подобное.

Тема 2, «Информационные ресурсы как ключевой элемент научно-исследовательской деятельности аспиранта», углубляет представления аспиранта о применении информационных ресурсов в научной деятельности, акцентируя внимание на информационных ресурсах гуманитарных исследований (в соответствии с профилем института). При этом следует отметить, что аспиранты, обучающиеся по «техническим» профилям — «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» и «Информационные системы и процессы» — владеют готовностью к работе с информационными ресурсами на профессиональном уровне.

Аспиранты изучают разнообразие отраслевых информационных ресурсов, знакомятся с основными организационными структурами и акторами информационной инфраструктуры мировой науки, получая прикладное знание об организации доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, о новых моделях организации научных коммуникаций (открытый доступ и так далее). Особое внимание уделяется системе библиотечных учреждений Россий и Государственной системе научной и технической информации России: их возможностям, основным продуктам и услугам, условиям пользования, работе с электронными каталогами библиотек и их поисковыми особенностям. Аспиранты осваивают возможности удаленного доступа к информационно-библиотечным ресурсам, знакомятся с технологиями работы с Национальной электронной библиотекой (НЭБ), Научной электронной библиотекой (e-library.ru) [26], с коллекцией информационных ресурсов «КиберЛенинка» [25], электронными библиотечно-информационными системами, с электронной коллекцией авторефератов на официальном сайте ВАК [30], возможностями удаленного доступа к коллекциям издательств гуманитарного профиля.

Знакомясь с разнообразием информационных ресурсов, аспиранты приобретают практико-ориентированные компетенции, необходимые в работе и с опубликованными, и с неопубликованными и непубликуемыми документами, с официальными документами, с источниками библиографической и реферативной информации, с выбором источников справочной информации. Учитывая направленность программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в МГИК (культурология и история культуры, искусствознание и литературоведение, педагогика), мы уделяем внимание изучению механизмов доступа и изучения архивных документов, музейных документов и коллекций, служебных и личных документов (что особенно важно для педагогических исследований).

Тема 3 — «Источниковая база научных исследований и ее представление в квалификационных работах и публикациях» — посвящена не только вопросам, которые традиционно вызывали трудности у аспирантов (оформление библиографических списков и ссылок). Современные аспиранты проходят стадию научного становления в условиях обсуждений

и откровенно скандальных ситуаций, связанных с обвинением научных работников в некорректном использовании в исследованиях результатов НИР и публикаций других авторов и авторских коллективов. К сожалению, этот ажиотаж приводит к целому ряду негативных явлений в отношениях в научных коллективах, варьирующихся от страха аспирантов перед типовыми действиями в создании научных произведений до паники уважаемых ученых в ходе экспертизы научных работ. В рамках модуля «Методика научно-информационной деятельности» мы стараемся скорректировать эту нездоровую обстановку, которая, к сожалению, царит во всем научном сообществе, познакомив наших аспирантов с правовыми нормами научно-информационной деятельности, правилами документного оформления научных работ в русле современного авторского права, спецификой информационно-технологических решений, применяемых для анализа научных текстов.

В первую очередь мы уделяем внимание наиболее значимым для научно-исследовательской работы аспиранта диспозициям части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации; основным корректным и легитимным приемам и формам использования идей и текстов других авторов в собственной работе: обзору (библиографическому, историографическому, реферативному, аналитическому) и его месту в диссертации и автореферате; цитированию (правовому статусу цитаты, оформлению цитат). Безусловно, именно в этом контексте аспирант осваивает правила представления источниковой базы научного исследования в квалификационных работах (НИР, диссертация) и публикациях посредством библиографических списков (список источников) и оформления библиографических ссылок, овладевают базовыми навыками составления библиографического описания [3; 4].

Во-вторых, аспирант знакомится с современными ИТ-решениями, применяемыми для проверки текстов на предмет заимствований (информационно-аналитическая система «Антиплагиат» [25] и другие). В данном случае мы, разумеется, не опускаемся до игры «Обмани "Антиплагиат"», а рассматриваем параметры анализа, овладеваем сервисами системы, учимся анализировать и отстаивать собственные позиции на основе отчетов проверки, которые осуществляются с помощью автоматических инструментов, поэтому не могут пока учитывать многих нюансов формирования научного знания и научных текстов.

В-третьих, аспирант знакомится с этикой соавторства, этическими традициями использования данных, полученных научной школой, в рамках которой осуществляется его исследовательская работа (в том числе правилами проведения и оформления лонгитюдных исследований), этикой экспериментальной работы [7].

В рамках темы 4 — «Современные информационные технологии в научных исследованиях» — аспиранты осваивают следующие инструменты и умения:

— поисковые возможности современных информационных систем; поисковые системы интернета и технологии сбора информации для научно-исследовательской работы;

— интернет-технологии проведения эмпирических исследований (социологические опросы и так далее);

— новые информационные технологии для обработки больших массивов информации, методы анализа данных в гуманитарных исследованиях, контент-аналитические системы;

— методы и инструменты формирования целевых региональных систем показателей и особенности обработки многомерных статистических данных, сравнительного анализа социально-культурного развития регионов, в том числе статистические программные продукты, геоинформационные системы, адекватные для гуманитарных исследований;

— технологии визуализации аналитических данных, подходящие для гуманитарных научных исследований.

Особые позиции в структуре модуля «Методика научно-информационной деятельности» занимает тема 5 — «Публикационная деятельность аспиранта в структуре научно-исследовательской работы». Аспирант получает практико-ориентированное педагогом знание о типах и видах публикаций, типах и видах научных изданий. В том числе о научной статье, ее элементах, традициях и правилах написания и оформления; о монографии (ее основных элементах, требованиях к монографии, построении структуры и справочно-поискового аппарата, порядке издания, получении ISBN); об особенностях учебных и учебно-методических изданий, которые нередко отражают результаты научно-исследовательской деятельности аспиранта. Мы строим алгоритм подготовки и опубликования научной работы, знакомимся с типовой структурой современной научной статьи, с особенностью выбора заглавия, написания введения и заключения к тексту статьи как метаинформационных фрагментов, особенностей представления методов научного исследования, написания специальных элементов статьи о соответствии этическим нормам, благодарностей и тому подобное.

В рамках данной темы рассматриваем вопросы оформления отношений с издательскими структурами, аспирант получается знания о том, что такое авторский договор, лицензиарное соглашение, каковы механизмы и участники процесса рецензирования научных публикаций. Особое внимание уделяется знаниям об электронных изданиях и приобретению аспирантом умений их регистрации в Информрегистре; публикациям аспиранта в научно-популярных, популярных, новостных и иных изданиях. Принципиально новым, но очень перспективным и востребованным для совре-

менного аспиранта как будущего ученого знанием выступает понимание позиций препринтов в современной системе научных коммуникаций, базовые умения регистрации и оформление препринтов в электронных депозитариях научных статей и препринтов.

Важное для аспиранта значение имеет и подготовка к участию в научных конференциях, в частности овладение навыком выбора научных конференций, подготовка тезисов для публикации в материалах конференции, взаимодействия с организационным комитетом.

В рамках темы 5 мы многоаспектно рассматриваем публикационную деятельность аспиранта, раскрываем специфику публикационной активности, которая должна коррелировать с планами работы аспиранта, с одной стороны, и, с другой, закладывать основы публикационного порт-фолио будущего ученого. В этой связи мы ставим вопрос не просто о публикационном планировании, а о выработке публикационной стратегии аспиранта, которая на период обучения в аспирантуре отличается от публикационной стратегии ученого краткосрочными ориентирами, четко обозначенными требованиями к изданиям, в которых должны быть опубликованы результаты диссертации, и количеством таких публикаций. Публикационная стратегия аспиранта представляется тремя основными позициями: что публиковать, где публиковать, когда публиковать, — которые прорабатываются в ходе практического задания по разработке каждым аспирантом индивидуальной публикационной стратегии на три года. Разработка публикационной стратегии требует от аспирантов овладения умением выбора идеи для публикации:

— в каком случае стоит публиковать статью, а в каком нет;

— какие результаты научного исследования достойны публикации в серьезном научном журнале, а какие должны быть предварительно обсуждены на локальных научных конференциях.

Особое внимание уделяется выбору целевого журнала и расчету времени для запуска публикации, знакомству с перечнем рецензируемых изданий, рекомендуемых ВАК для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, ученой степени кандидата наук [31], отраслевыми научными издания, индексируемыми отечественными (РИНЦ) и зарубежными (Web of Science, Scopus, Springer) библиографическими базами данных, с их сервисами и возможностями для построения публикационной стратегии, с методами оценки публикационной деятельности и параметрами наукометрического анализа и их критическими оценками. Кроме того, мы считаем важным познакомить аспирантов с современными бизнес-моделями научных журналов, с их правами на публикации, подготовить к адекватной реакции на спам-письма из «хищнических» («мусорных») журналов [22], на отрицательные рецензии и отказ в публикации.

Принципиальную важность представляет тема 6 — «Представление результатов научно-исследовательской работы в неопубликованных и непубликуемых форматах». Аспиранты изучают grey literature [17], неопубликованные и непубликуемые документы как форму представления результатов своей научно-исследовательской деятельности, знакомятся с механизмами и особенностями представления диссертации и автореферата диссертации, депонированной рукописи (и в целом процедурой депонирования), с документационным обеспечением и оформлением НИР, начиная от технического задания, календарного плана и сметы научно-исследовательской работы до отчета по НИР [6]. Аспиранты овладевают умением регистрации результатов НИР в Центре информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС), работы с информационными системами ЦИТИС [24], представления в них НИР.

Особое внимание уделяется регистрации и защите интеллектуальной собственности в гуманитарных исследованиях — новому и чрезвычайно значимому направлению представления результатов научной деятельности профессиональному сообществу, о перспективах которого пишет директор федерального института промышленной собственности О.П.Неретин, подчеркивая информативность для оценивая новизны и практической значимости полученных результатов, возможности для представления научных разработок на международном уровне [16].

Тема 7 — «Оформление квалификационной работы (диссертации)» — нацелена на ознакомление с правилами оформления диссертации и автореферата диссертации, изложенными и отраженными в действующем ГОСТе (ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления») [5] и соответствующих положениях (приказ министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2017 года № 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук», постановление правительства РФ от 24 сентября 2013 года № 842 (в редакции от 01 января 2018 года) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с Положением о присуждении ученых степеней [2]). Особое внимание уделяется оформлению приложений к диссертации как особому элементу этого научного документа.

Тема 8 — «Портфолио современного ученого в структуре научно-информационной деятельности» — рассматривает вопросы представления самого будущего ученого в современном информационном пространстве. В данном случае речь идет не просто о некоей коллекции достижений ученого, которая хранится в его архиве. Портфолио ученого — это система данных, характеризующих деятельность конкретного ученого, рассеянных по различным информационным ресурсам и системам, организуемая специализированными инструментами, аналитическими сервисами и

системой латентных кумулятивных связей, управляемая непосредственно автором и стейкхолдерами, заинтересованными в доступности информации о конкретном деятеле науки (например, организациями, в которых аффилирован ученый, издателями, фондами, осуществляющими финансовую поддержку научных исследований и так далее) [определение дано автором этой статьи — Н.Л.].

Аспирант знакомится с возможностями и регистрирует идентификатор / авторский профиль в ряде информационных систем, активно используемых для идентификации ученого и аналитики научной деятельности. Например, регистрирует в специализированном реестре открытый идентификатор исследователя и участника (ORCID) [28], создает уникальный профиль исследователя, Researcher ID, в информационных системах компании Clarivate Analytics, создает авторский профиль в Российском индексе цитирования и овладевает умениями управлениям им, знакомится и регистрируется с Комплексной информационно-аналитической системой Российского фонда фундаментальных исследований (КИАС РФФИ) [27]. Подобные умения и навыки необходимы будущему ученому для формирования резюме, заявок на финансирование научных исследований, ответов на вакансии, для оценки карьерной траектории и подтверждения результативности научного труда по формальным критериям.

Тема 9 — «Современная система научных коммуникаций и перспективы ее развития» — знакомит аспирантов с перспективами развития научных коммуникаций и современными инструментами, которые создают праформы того, что мы, по прогнозам, увидим в ближайшем будущем [8]: строящиеся платформы коллаборации ученых и экспертизы научных идей и так далее. В рамках данной темы аспиранты проходят регистрацию и осваивают Publons [29] — сервис, позволяющий фиксировать, представлять и осуществлять мониторинг рецензионной и редакторской деятельности учёного, строить новые связи между членами научного сообщества, основанные на содержательных приоритетах в научной коммуникации.

Результатом изучения модуля «Методика научно-исследовательской деятельности» выступает знание современных технологий научной коммуникации, норм научно-информационной деятельности, особенностей информационных ресурсов разных типов и видов, умение использовать и создавать информационные ресурсы в научно-исследовательской работе, владение современными технологиями научной коммуникации, современными технологиями обработки данных. Аспирант знает инструменты представления результатов собственной научно-исследовательской деятельности, возможности использования современных информационных ресурсов науки для самообразования, личностного развития и профессионального совершенствования; умеет управлять собственной публикаци-

онной деятельностью, в том числе планировать публикационную и иные виды научно-информационной деятельности; владеет инструментами самопрезентации в цифровом пространстве науки.

Практика показывает, что усложнение структуры научно-информационной деятельности и ее инструментария в русле цифровизации и интеллектуализации приводит к тому, что современный аспирант не всегда может получить соответствующее операционное знание и методическую помощь от своего научного руководителя — так, как это происходило на протяжении многих десятилетий. Сегодня мы всё чаще наблюдаем, как аспиранты открывают для своих научных руководителей новации информационной инфраструктуры науки: новые сервисы, новые требования, новые возможности и новые риски. В этой связи мы рекомендуем наш опыт всем вузам культуры, а также тем высшим учебным заведениям, которые серьезно относятся к подготовке и воспроизводству кадров высшей квалификации не только по форме и стандартам, но и по существу.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на целесообразности обмена и обсуждения на страницах научных журналов идей, реализованных проектов, разработок и программ, связанных с подготовкой аспирантов, что, несомненно, позволит совершенствовать воспроизводство кадрового потенциала российской науки, и мы приглашаем своих коллег поддержать эту тему в своих публикациях.

Литература

1. Законопроект № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», 13 декабря 2019 года. URL: https://sozd.duma.gov.ru. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

2. Постановление правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

3. ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. URL: http://docs.cntd. ru/document/1200161674. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

4. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200063713. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

5. ГОСТ Р 7.0.11-2011 Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200093432. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

6. ГОСТ 7.32-2017 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200157208. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

7. Сингапурское заявление о добросовестности в исследованиях. URL: http:// www.singaporestatement.org/Trans-lations/SS_Russian.pdf. Дата обращения: 21 февраля 2020 года.

8. АнтопольскийА.Б. Научная информация и электронное пространство знаний: Монография/ А.Б.Антопольский, ИНИОН РАН, под ред. Д.В.Ефременко. [Препринт] - М., 2020.

9. Бедный Б.И., Дятлова К.Д., Рыбаков Н.В. Государственный экзамен как способ оценки преподавательских компетенций выпускников аспирантуры // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 52-62.

10. Катасонова Т.Б. Повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантурах высших учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08. М., 2009.

11. Крюкова А.В. Обеспечение дистанционного обучения в аспирантуре: правовые аспекты организации полнотекстовых информационных ресурсов // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2019. № 2. С. 21-31.

12. Лопатина Н.В. Библиометрия в социально-гуманитарных науках и аналитике социокультурной сферы: отраслевой подход // Информация и инновации. 2017. № S1. С. 106-110.

13. Лопатина Н.В. «По системе Столярова»: от авторской идеи подготовки аспирантов к проектированию будущего библиотечно-информационных наук // Школьные библиотеки. 2018. № 9. С. 29-34.

14. Михайлов А.И. Основы научной информации / А.И.Михайлов, А.И.Чёрный, Р.С.Гиляревский. М.: Наука, 1965. 655 с.

15. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение науки как информационного процесса. М.: Наука, 1969. 192 с.

16. Неретин О.П. Патентная информация как канал представления научных результатов диссертаций на соискание учёной степени // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № 8. С. 5-10.

17. Павлов Л.П. Серая литература как источник научной и технической информации. М.: Горячая линия — Телеком, 2016. 298 с.

18. Прокофьева Н.В. Учебно-ролевая игра как эффективный метод обучения аспирантов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 1-2. С. 160-169.

19. Серова Т.В. Система оценки эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре в области точных и естественных наук: дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08. Нижний Новгород, 2011.

20. Серга М.Ю. Развитие научно-исследовательской мобильности аспирантов в системе подготовки кадров высшей квалификации: автореф.т дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2012. 25 с.

21. Харинцева М.А. Англоязычная компетентность библиотекаря как условие готовности к профессиональной деятельности в информационном обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. М., 2018. 32 с.

22. Beall J. Predatory publishers are corrupting open access // Nature. 2012. Vol. 489. P. 179. doi:10.1038/489179a.

23. https://users.antiplagiat.ru/

24. https://citis.ru/

25. https://cyberleninka.ru/

26. https://www.elibrary.ru/

27. https://kias.rfbr.ru/

28. https://orcid.org/

29. https://publons.com/about/home/

30. https://vak.minobrnauki.gov.ru/adverts_list#tab=_tab:advert~

31. https://vak.minobrnauki.gov.ru/documents#tab=_tab:editions~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.