Научная статья на тему 'Положительные и отрицательные аспекты обучения в аспирантуре'

Положительные и отрицательные аспекты обучения в аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТ ДИССЕРТАЦИЙ В СРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов А.Ю.

Проанализированы результаты социологического исследования аспирантов ФГБОУ ВПО «ТГТУ» относительно выявления положительных и отрицательных аспектов обучения в аспирантуре показавшие, что большинство аспирантов имеют внешние мотивы при обучении и не нацелены на дальнейшее трудоустройство в сфере науки и образования. Предложены мероприятия по повышению внутренней мотивации аспирантов к научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положительные и отрицательные аспекты обучения в аспирантуре»

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ

© Иванов А.Ю.*

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Проанализированы результаты социологического исследования аспирантов ФГБОУ ВПО «ТГТУ» относительно выявления положительных и отрицательных аспектов обучения в аспирантуре показавшие, что большинство аспирантов имеют внешние мотивы при обучении и не нацелены на дальнейшее трудоустройство в сфере науки и образования. Предложены мероприятия по повышению внутренней мотивации аспирантов к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова аспиранты, мотивация, процесс подготовки аспирантов, проблемы обучения, повышение эффективности зашит диссертаций в срок.

Современное состояние системы подготовки кадров высшей квалификации связанно с потребностью в качественной подготовке исследователей и преподавателей-исследователей, обладающих актуальными знаниями, навыками высокоэффективного мышления и необходимыми компетенциями в профессиональной деятельности. Однако, достижение желаемого результата, затрудняют многие проблемы, среди которых, основными являются: отсутствие у большинства обучающихся в аспирантуре высокой мотивации к научно-исследовательской деятельности; низкий процент закрепления аспирантов в университете; невысокая эффективность зашит диссертаций в срок.

Среди выпускников аспирантуры, часто встречаются люди, которым в определенной степени неинтересна фундаментальная и прикладная наука. Поступление в аспирантуру для молодых людей, зачастую является возможностью решения различного рода проблем: остаться в городе, найти высокооплачиваемую работу, не пойти в армию и т.д. Мотивация поступления большинства аспирантов, не нацелена на успешную защиту диссертации. Параллельная работа не по специальности, семейные обстоятельства и необходимость самофинансирования обучения также усложняют и существенно тормозят процесс подготовки и защиты диссертации [1]. В связи с этим актуальным является исследование положительных и отрицательных аспектов обучения в аспирантуре для принятия управленческих решений с целью ослабить влияние негативных факторов на процесс подготовки и защиты диссертации.

Для этого в течение трех лет проводилось социологическое исследование, среди аспирантов ФГБОУ ВПО «ТГТУ», обучающихся по специально-

* Специалист по учебно-методической работе Управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.

стям научных работников, относящихся к технической отрасли наук. Общая численность опрошенных составила 83 аспиранта (55 юношей и 31 девушка), из них 86 % осваивают программу аспирантуры по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. Анкетируемым предлагалось ответить на ряд вопросов, позволяющих выявить оценку аспирантами положительных и отрицательных аспектов обучения в аспирантуре, сформулировать основные причины, по которым аспиранты, закончившие аспирантуру, не защищают кандидатские диссертации, и наметить мероприятия, позволяющие минимизировать возможные преграды на пути защиты диссертации.

В первом ответе, аспиранты отмечали важные для себя преимущества обучения в аспирантуре, мотивирующие их при поступлении. Самое высокое значение в 73,5 % связано с карьерными перспективами. Стремление к саморазвитию и самореализации мотивировали 63,9 % опрошенных; возможность преподавать - 38,6 %; повысить свой статус надеются 36,1 % аспирантов; увеличение доходов ожидают - 34,9 %; возможность льготных публикаций статей и тезисов - 34,9 %; общение с учеными и возможность налаживания с ними контактов значимо для 31,3 % обучающихся в аспирантуре; гибкий график обучения важен для 24,1 % респондентов; на творческий характер научно-исследовательской деятельности указали 15,7 % аспирантов; получение отсрочки от армии важно для 12,1 % опрошенных (рис. 1).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Мотивация поступления в аспирантуру

Социально-экономические условия в стране и регионе, связанны с определенными сложностями в трудоустройстве на высокооплачиваемую работу. Востребованными становятся кадры высшей квалификации не только для науки, но и для реального сектора экономики, поэтому значительная

часть талантливой молодежи ищет лучшие условия своего существования за пределами университетской науки. Интеллектуализация практически всех сфер человеческой деятельности приводит к тому, что функции аспирантуры значительно расширяются.

Отвечая на второй вопрос, аспиранты определяли сложности и проблемы, сопутствующие обучению в аспирантуре технического университета. Лидирующие позиции занимают возникающие материальные трудности -

49.2 %; недостаток свободного времени обозначили 41,5 % опрошенных;

32.3 % аспирантов отметили необходимость самофинансирования своего исследования; совмещение работы и обучения в аспирантуре мешает 29,2 %; защита диссертации в другом городе для 27,7 % аспирантов трудновыполнима; динамичная социальная среда, неопределенность в будущем - 16,9 %; изучение иностранных источников проблематично для 7,7 % обучающихся; на собственную неорганизованность указывают 6,6 %; трудности во взаимоотношениях с научным руководителем и сложность внедрения результатов исследования в производство отметили - 4,6 %.

Недостаточное финансовое обеспечение испытывают около половины аспирантов, что является реальной преградой к успешной подготовке и защите диссертации. Материально-техническая база устарела по многим параметрам. Необходимость самофинансирования научных исследований становится необходимым для продолжения обучения. Аспиранту приходится совершать непростой выбор между материальным обеспечением своего исследования и проработкой, оформлением результатов научного исследования. Совмещение обучения в аспирантуре и работы необходимо, но в тоже время отнимает много личного времени. Стипендиальное обеспечение не покрывает всех возникающих затрат. Подготовка кадров высшей квалификации в этом отношении противоречива, однако самые успешные аспиранты могут получать дополнительные стипендии Президента и Правительства РФ, администрации области или Ученого совета университета.

Третий и четвертый ответы, отражают основные причины, мешающие аспирантам защитить диссертацию в срок, и мероприятия, направленные на минимизацию сложностей процесса защиты диссертации (табл. 1).

Недостаток материальных ресурсов и времени, низкая научная активность аспиранта уже обсуждались выше. Не менее значимым фактором являются сложные отношения с научным руководителем, которые отметили 30,8 % аспирантов. Как известно, проявление человеческого фактора в любой сфере может иметь и негативный характер, и научно-исследовательская деятельность не является исключением. При этом причины могут быть разные: сложный характер самого аспиранта или его научного руководителя; отсутствие положительной мотивации последнего в помощи аспиранту; недостаточная компетентность аспиранта или его научного руководителя; недостаточная заинтересованность аспиранта или его научного руководите-

ля в защите диссертации. Для 24,6 % аспирантов защита диссертации в другом городе создает дополнительные трудности, связанные с материальными затратами; отсутствию связей с диссертационным советом; незнанием возникающих «подводных камней» и др.

Таблица 1

Основные причины, препятствующие защите диссертаций, и мероприятия по снижению их воздействия

№ Основные причины, препятствующие защите диссертаций в срок % Мероприятия, направленные на минимизацию сложностей процесса защиты диссертации %

1 Недостаточный объем финансирования 46,2 Четкое составление плана-графика выполнения НИР 44,7

2 Низкая научная активность 36,9 Ясное определение целей и задач, новизны исследования 40,4

3 Нехватка времени на проведение НИР 33,8 Реальное планирование финансовых затрат 38,3

4 Совмещение обучения с работой 30,8 Заблаговременный выбор диссертационного совета 36,2

5 Сложные отношения с научным руководителем 30,8 Серьезный настрой на работу и трудолюбие 34,0

6 Низкая организованность 26,2 Грамотный выбор научного руководителя 27,7

7 Семейные и бытовые трудности 24,6 Высокая публикационная активность 25,5

8 Более сложная процедура защиты диссертации, особенно в диссертационном совете другого вуза 24,6 Грамотный подход к трудоустройству в период обучения в аспирантуре 21,2

9 Недостаточная продуманность программы научных исследований 18,5 Четкое соблюдение авторских прав при заимствовании информации из научных источников 16,7

10 Устаревшая материально-техническая база для проведения эксперимента 12,3 Активное проведение переговоров о внедрении результатов НИР в производство 14,9

Одним из основных мероприятий, направленным на минимизацию сложностей процесса защиты диссертации аспирантами в срок, является четкое составление плана-графика выполнения НИР, который является не только мысленным, но и материальным отражением на бумаге поставленных целей, что на порядок важнее из-за более глубокого концентрирования на решаемой задаче. Необходимость ясного определения целей и задач, новизны исследования отметили 40,4 % аспирантов, которые на опыте своих коллег убедились в том, что расплывчатые формулировки мешают проведению научного исследования, следствием чего результаты НИР являются неточными и неопределенными.

Преобладающей мотивацией поступления в аспирантуру являются внешние мотивы, а главной причиной мотивирующей к поступлению в аспирантуру является возможность дальнейшего трудоустройства на хорошо оплачиваемую работу и карьерного роста. Внутренние мотивы аспирантов к научно-исследовательской деятельности проявляются в меньшей степени.

Повышению внутренней мотивации аспирантов к научно-исследовательской деятельности, достижению успешности в подготовке и защите диссертации будут способствовать следующие мероприятия:

- активизация научно-исследовательской деятельности в аспирантуре;

- структурирование научно-исследовательской работы аспирантов;

- совместное участие студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников в выполнении различных НИР;

- проведение научно-практических семинаров с аспирантами;

- создание условий для развития научных школ ТГТУ;

- разработка механизмов закрепления в университете наиболее талантливых обучающихся.

Для реализации вышеизложенных мероприятий в ФГБОУ ВПО «ТГТУ» проходит интенсивная модернизация нормативного и учебно-методического обеспечения процесса подготовки в аспирантуре (разработка положений о научно-исследовательской работе аспирантов, рабочих программ дисциплины «Методология научных исследований», научно-исследовательской работы, научно-исследовательской практики, тематики научно-практических семинаров). Разработанные учебно-методические материалы и практико-ориентированные занятия будут способствовать развитию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной научно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Мкртчян Е.Р. Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах города Волгограда. Результаты опроса аспирантов / Е.Р. Мкртчян // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 10. - С. 37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.