Научная статья на тему 'Чем привлечь и как удержать высококвалифицированных специалистов'

Чем привлечь и как удержать высококвалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Сегодня меняются модели взаимодействия сотрудников и работодателей. Заметнее всего это в креативных сферах, в частности на рынке ИТ и высоких технологий. Уровень зарплаты перестал быть главным требованием специалиста при выборе компании, уступая место профессиональной среде и качеству создаваемых продуктов. О том, как следует сегодня работать с персоналом и какое значение в этом контексте имеет кадровая аналитика, а также как реализуются цифровые платформы управления профессиональными компетенциями сотрудников, рассказали представители ведущих российских компаний в ходе HR-форума «Национальная система квалификаций», состоявшегося в конце прошлого года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чем привлечь и как удержать высококвалифицированных специалистов»

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАДРОВ И УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ

Чем привлечь и как удержать высококвалифицированных специалистов

Сегодня меняются модели взаимодействия сотрудников и работодателей. Заметнее всего это в креативных сферах, в частности на рынке ИТ и высоких технологий. Уровень зарплаты перестал быть главным требованием специалиста при выборе компании, уступая место профессиональной среде и качеству создаваемых продуктов.

О том, как следует сегодня работать с персоналом и какое значение в этом контексте имеет кадровая аналитика, а также как реализуются цифровые платформы управления профессиональными компетенциями сотрудников, рассказали представители ведущих российских компаний в ходе HR-форума «Национальная система квалификаций», состоявшегося в конце прошлого года.

1 «Коммерсантъ» (сайт).

РЫНОК ГЛАЗАМИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА

По различным оценкам , нехватка ИТ-специалистов для отечественной экономики достигает многих сотен тысяч человек. В январе 2023 года, как пишет1 «Коммерсантъ» со ссылкой на данные HeadHunter, число вакансий для ИТ-специалистов в России выросло на 63% в сравнении с тем же периодом прошлого года (58,7 тыс. предложений за месяц). Рост спроса на рынке ИТ-услуг также подтверждает сервис «Авито Работа» — число вакансий выросло на 52% в январе. Это проблема актуальна не только для ИТ-компаний, но и для предприятий практически всех отраслей экономики, где заняты ИТ-специалисты.

И прежде чем перейти к описанию конкретных инструментов по удержанию или привлечению айтишников, нужно понять, как они сами воспринимают рынок труда и чему отдают предпочтение. Уже третий год компания «ЭКОПСИ консалтинг» совместно с порталом НаЬг изучает

состав ИТ-бренда работодателя — образ, который сложился в головах у соискателей.

— В 2022 году в контуре нашего исследования было 16 тыс. респондентов-айтишников и 750 компаний. На основе этого мы сделали выводы о том, как такие специалисты смотрят на работодателей,— рассказала партнер, руководитель практики «Ж-маркетинг» «ЭКОПСИ консалтинг» Вероника Луцкина.

В ходе исследования эксперты проверили четыре уровня: узнаваемость, привлекательность, лояльность сотрудников к своей ком-

пании и портрет компании — то есть качества, которые приписывают ей. Так удалось выделить главные тренды в работе с ИТ-кадрами в 2023-2024 годах.

— Характеристика зарплат находится на девятом уровне, а самое важное все-таки — это профессиональная идентичность специалиста. Соискатели желают делать хороший и интересный продукт.

Не менее важно «экологичное» отношение руководителя к сотрудникам, соответствие ценностей компании ценностям кандидата, забота

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА РАБОТОДАТЕЛЯ В 2022 ГОДУ

Значимость критерия — это отражение в критерии степени влияния его на привлекательность компании как ИТ-работодателя. Чем выше значимость критерия, тем больше компания привлекательна для соискателя, если он полагает, что она обладает такими качествами.

л

ч

л 1- о i_

О О см N О

S N

s 1 ^

т N

< О

N

(0 <

к (0

к <

X X

Ч S

ш ^ S

О <

I

s

Ч

Качество продуктов и услуг 8,4 NEW

Соответствие ценностей компании моим ценностям 7,8

Профессиональная среда 6,8 Î

Интересное содержание работы 6,5 Î

Забота о физическом и ментальном здоровье сотрудников 6,3 Î

Экологичное отношение руководителя к сотрудникам 6,2 Î

Интерес руководства компании к мнению сотрудников 6,0 Î

Справедливая оплата труда в командах 5,9

Высокий уровень оплаты 5,9

Возможности для личностного роста 5,6 Î

Ценность работы в компании для резюме 5,1

Инновационность проектов компании 4,9

Современные подходы к управлению проектами 4,5

Хорошие отношения в коллективе 4.4

Современный стек технологий 4.0

Творческая атмосфера 3.4 i

Корпоративные «плюшки» 3.4 i

Социальная ответственность компании 3.3 i

Баланс между работой и жизнью 3.2 Î

Яркая корпоративная культура 3.2 NEW

Стабильность компании 3.2 i

Международный статус компании 3.0 i

Возможность работать из любой точки мира 2,9

Возможности профессионального обучения 2,8

Скорость построения карьеры 2,8

Комфортность офиса 2,8

Возможность выбора проектов 2,7

Работа «без записи и прослушки» 2,6

Возможность разрабатывать свой продукт 2,5

Гибкий график 2,5

Зависимость дохода от собственной эффективности 2,5

Масштаб и амбициозность проектов компании 2,3 i

Самостоятельность в принятии решений 2,1

Удобные инструменты коммуникаций в компании 2,1 i

Соцпакет и страховка 1,9 i

Интересная локация офиса 1,8

Культура многообразия (Diversity & Inclusion) 1,7

Темпы роста компании 1,6 i

Возможность получить ИТ-льготы от гос-ва 1,4 NEW

Продукты и сервисы для импортозамещения 1,2 NEW

Компания с гос. участием 0,9

ч о

о о

< I

<

ч о

о о

< I

<

ч о

о о

< I

Чем выше значимость критерия, тем компания более привлекательна для соискателя. 80 | НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИИ

о физическом и ментальном здоровье. А что касается стабильности, то спрос у нее низкий. Если в 2020 году она занимала 16-е место, то в 2022-м упала на 21-е,— пояснила Вероника Луцкина.

Как видно из таблицы, критерии разделены по значимости на три группы. Например, «компания с гос. участием» или «соцпакет и страховка» не являются тем, чем стоит хвастаться работодателю. Но если компания располагает «интересным содержанием работы», а «руководство учитывает мнение сотрудников» — это значительно скажется на повышении привлекательности ИТ-бренда.

Красные и зеленые стрелки рядом с показателями значимости в представленной таблице показывают динамику за 2021-2022 годы. К примеру, «темпы роста компании» за этот период стали менее значимы, в то время как на «баланс между работой и жизнью» кандидаты стали обращать больше внимания.

Наиболее важным для айтишников, как и прежде, остается развитие своей профессиональной идентичности. То есть специалисты

предпочитают компании, где можно создавать уникальные продукты, сотрудничать с квалифицированными профессионалами и, соответственно, получать инновационные проекты себе в портфолио.

Значимость «высокого уровня оплаты» за год опустилась со второго на девятое место. Конечно же, это не означает, что деньги стали меньше интересовать соискателей, просто другие критерии потеснили фактор заработка. Например, сравнительно значимым стал показатель «Справедливость оплаты труда в командах»: специалистам важно, чтобы им платили соразмерно их знаниям и навыкам и чтобы доход распределялся в соответствии с вкладом каждого участника профессиональной команды.

В 2022 году авторы исследования ввели новый критерий, который моментально поднялся на вторую строчку, — «Соответствие ценностей компании моим ценностям». Проблемы с делением на своих и чужих могут начаться в компании, если руководство не будет фокусироваться на работе с ценностями. Информацию об этом,

как уточняют исследователи, ИТ-соискатели собирают из открытых источников и от знакомых.

Работает это следующим образом. Есть компания X, которая выступает за инновации и эксперименты: здесь руководство поощряет сотрудников за нестандартные решения, а ошибки не повод для увольнения. А есть компания Y, специфика ее бизнеса ошибок не прощает, и сотрудники не могут отступать от регламентов и норм. Соответственно, айтишник-экспери-ментатор будет воспринимать компанию X как «свою», а компанию У — как «чужую». То же самое и в обратном направлении.

Ну и самое актуальное. В период кризиса (а мы сейчас в нем) меняются требования не только руководства к сотрудникам, но и наоборот — специалисты пересматривают свои требования к системе управления и качествам руководства. Исследование «ЭКОПСИ консалтинг» и НаЬг показало, что самым важным фактором удержания сотрудников по итогам 2022 года стала вовлеченность руководителя во взаимодействие с подчиненными. Значи-

тельно растет привлекательность компании, где работодатель делает ставку на человеко-центричность менеджмента.

С этим понятием соискатели связывают следующие характеристики:

■ наличие культуры обратной связи (руководство интересуется мнением сотрудников);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ в компании позитивная и легкая коммуникация на всех уровнях;

■ компания заботится о физическом и ментальном благополучии сотрудников;

■ менеджмент дает свободу выбора проектов, поддерживает инициативы сотрудников;

■ отсутствие гиперконтроля (прослушки, записи, вала отчетов и пр.).

КАДРОВАЯ АНАЛИТИКА

Перейти на новый уровень работы с коллективом профессионалов сегодня позволяет people analytics (кадровая аналитика). Это практика сбора данных команды или отдель-

Не стоит путать этот термин с HR-аналитикой. Последняя подразумевает, что данные принадлежат только отделу кадров. В свою очередь, people analytics выходит за рамки HR и включает в себя финансы, клиентов, маркетинг и другие источники данных. При этом анализируются личностные характеристики, информация о функционале, трудностях в работе и т.д.

ных сотрудников, которая позволяет эйчарам и руководству работать со стрессом и выгоранием работников, а также с их навыками и компетенциями.

Еще в 2021 году, согласно опросу мировой сети профессиональных контактов LinkedIn2, 72% компаний заявляли о намерении внедрить до 2025 года People Analytics.

Работа с выгоранием.

С помощью кадровой аналитики HR-служ-ба «Ростелеком-Солар» решает актуальную и острую проблему выгорания специалистов. Анализ коммуникаций и рабочих профилей сотрудников позволяет руководству вовремя наладить ментальный климат внутри компании, а также повысить культуру бережливого управления человеческим капиталом.

People analytics позволяет не только видеть причины выгорания, но и вовремя его спрогнозировать. Благодаря цифровому решению руководитель может заметить, что конкретный сотрудник перегружен задачами, а следовательно, перераспределить нагрузку в коллективе.

Работа с навыками и компетенциями

Кадровая аналитика также способствует принятию решений о развитии компетенций специалистов. С помощью анализа данных можно выявить слабые места того или иного работника, и руководство может назначить ему требуемое обучение. Конкретно в Solar addVisor для этого предусмотрен инструмент «профилирование».

Профиль специалиста включает несколько параметров:

■ статистика по используемым на работе приложениям;

■ время начала и окончания рабочего дня;

■ время, потраченное на встречи;

■ переработки.

Таким образом, профили сотрудников с одинаковыми должностями накладываются друг на друга, в результате чего образуется профиль должности. Ориентируясь на него, руководитель имеет возможность оценить отклонения в сочетании с оценкой эффективности персонала.

— Данные показывают нам, кто из сотрудников имеет лучший результат, в итоге мы можем сравнить эффективных и неэффективных сотрудников, — уточнила директор «Ростеле-ком-Солар» по управлению персоналом и организационному развитию Ирина Самохвалова.

То есть, глядя на профиль эффективного специалиста, руководство делает выводы, за счет чего тот опережает своих коллег. Это дает возможность понять, что нужно наладить, чтобы и остальные специалисты могли повысить свою эффективность.

2 С 17 ноября 2016 года соцсеть заблокирована на территории РФ за нарушение правил хранения персональных данных российских пользователей.

Мировой опыт применения кадровой аналитики

После того как менеджеры по персоналу Uber начали использовать people analytics, компания увеличила вовлечение сотрудников и повысила результаты бизнеса. Это было сделано в три шага.

► Первое: компания открыла доступ части сотрудников к необходимым им данным и дашбордам.

А они предоставили менеджерам доступ к своим решениям для анализа персонала, и не только для HR.

► Второе: HR-команда запросила у руководства информацию о рабочих потребностях сотрудников, а затем на основе этого разработала свои решения для people analytics.

► Третье: компания оптимизировала дашборды своих сотрудников, чтобы дать четкое представление о конкретном вопросе. Все ненужные дашборды убрали. Это упростило интерпретацию и принятие решения любым пользователем. Если до этого у менеджеров было 2 недели для принятия решения о талантах (поскольку приходилось обращаться через HR) то, получая данные в реальном времени, они смогли принимать своевременные решения и повышать свою эффективность.

Microsoft запустила Manager Hub — платформу для выработки идей, которая предлагает менеджерам решения относительно конкретных действий и объяснения причин, по которым они должны предпринимать эти действия. Разработка содержит подсказки, основанные на реальных данных. К примеру, о том, проводят ли менеджеры личные беседы с сотрудниками и проводят ли «сеансы подключения». Управление инструментом осуществляется с помощью push-уведомлений, связанных с рабочим календарем.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Г ^

Обратная связь ВЫВОД

■ Профиль (понятные, применимые, «читаемые» Hard skill) • Методология описания

■ Skills roadmap (видна карта развития, западающие

компетенции, возможность освежить теоретическую часть) и оценки hard skills — удобный

■ Независимость оценки и работающий инструмент

■ Мотивация к развитию в целом и проработке материала • С помощью комплексного подхода, включающего систему ревью, возможно построить план карьерного развития

перед встречей.

96% сотрудника

принявших участие в опросе оценивают вероятность успеха • При привлечении экспертов

продукта на 7 баллов и выше из разных подразделений

100% возможно добиться

независимой оценки и избежать

участников оценивают нужность продукта на 7 баллов и выше предвзятости

Востребованный инструмент • Востребованный инструмент

Предварительные результаты проекта BeeGeek

ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ

Переход на ролевую модель

Корректировка и формирование итогового подхода к оценке (hard+soft+perfomance) Расширение инструментария оценки Создание библиотеки компетенций Создание базы экспертов

Поэтапный перевод сотрудников на ролевую модель Автоматизация процесса

Масштабирование «волнами»: актуализация/создание новых профилей ролей Разработка системы нематериальной мотивации

Построение системы карьерных треков

Разработка системы треков развития (ИПР) Построение и развитие системы карьерного продвижения

Роллаут проекта на всю компанию

ТРАНСФОРМАЦИЯ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ ИТ-ТАЛАНТОВ

Отдельный проект по работе с навыками и компетенциями сотрудников развивает Билайн Университет. Речь идет о единой образовательной платформе, которая предоставляет услуги для внутренних сотрудников и для внешней аудитории.

— Проект BeeGeek — это комплексная система карьерного роста ИТ-сотрудников. Она позволяет специалистам прозрачно и гибко управлять своей траекторией карьерного развития. Проект централизованный, в нем участвует несколько подразделений. Соответственно, Билайн Университет выступает здесь как эксперт в части разработки системы review, — рассказала в ходе HR-форума НСК Елена Бобровская, старший менеджер ассессмент-центра Билайн Университета.

В рамках проекта компания ушла от системы грейдов. То есть внутри BeeGeek вместо должностей каждому описываются роли с набором компетенций. Они присваиваются специалистам с помощью оценки навыков. Роли, кроме того, делятся на уровни: Junior, Middle, Senior.

Финальным продуктом должна стать глобальная карьерная матрица. Она позволит обеспечить правильный подбор профессионалов, а также настроить портфель корпоративного университета под потребности компании в це-

лом и в дальнейшем корректировать его при изменении кадровой структуры компании.

— В таком формате мы существуем уже год. Сейчас же мы находимся на активной стадии внедрения и разработки. Уже создали унифицированный каталог ролей, разработали и внедрили систему уровней и вилок оплаты, новую систему вознаграждений, а также комплексную систему review. Это суть проекта. На этом строится вся стратегия его развития, — отметила Елена Бобровская.

На сегодняшний день, как уточнила Елена Бобровская, еще остаются вопросы к проработке BeeGeek. Однако уже можно сказать, что продукт востребован на уровне бизнеса. Сейчас компания продолжает разрабатывать библиотеку компетенций, дорабатывает подход к оценке системы review и создает базу экспертов.

Конечно, это лишь часть инструментов, которые позволяют сохранять и развивать коллектив профессионалов. Но даже на этом небольшом срезе опыт ИТ-сферы как одной из передовых показывает, что современные тенденции и вызовы требуют изменений моделей коммуникации внутри компании и особенно изменений роли лидера.

С полной видеозаписью выступлений представителей компаний на HR-форуме «Национальная система квалификаций» с презентациями, по вопросам, отраженным в статье, можно ознакомиться по ссылке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.