Научная статья на тему 'ЧЕМ ДЫШИТ ГОРОД'

ЧЕМ ДЫШИТ ГОРОД Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / АВТОТРАНСПОРТ / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / ПДК (ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Геккиева С.О.

В статье рассматривается вопрос загрязнения приземного слоя воздуха г. Нальчика автотранспортом, поступление вредных примесей и их перенос воздушными массами, который приводит к снижению качества городской среды и ухудшению условий проживания населения. В качестве основного программного средства при проведении расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Нальчика использована программа «Автотранспортное предприятие». Расчеты были проведены на основе данных интенсивности и состава транспортного потока на основных улицах города в час пик, полученные автором путем визуального учета движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Геккиева С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕМ ДЫШИТ ГОРОД»

УДК 504

С. О. Геккиева

кандидат физ.- мат. наук, ФГБУ «Высокогорный геофизический институт»

Нальчик, РФ

ЧЕМ ДЫШИТ ГОРОД Аннотация

В статье рассматривается вопрос загрязнения приземного слоя воздуха г. Нальчика автотранспортом, поступление вредных примесей и их перенос воздушными массами, который приводит к снижению качества городской среды и ухудшению условий проживания населения. В качестве основного программного средства при проведении расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Нальчика использована программа «Автотранспортное предприятие». Расчеты были проведены на основе данных интенсивности и состава транспортного потока на основных улицах города в час пик, полученные автором путем визуального учета движения.

Ключевые слова:

экология, окружающая среда, загрязнение, автотранспорт, атмосферный воздух, ПДК (предельно допустимая концентрация).

Введение

В настоящее время представляется актуальным вопрос изучения загрязнения воздушной среды на примере города Нальчик. Город с населением 240 тыс. жителей расположен в сложных физико-географических и климатических условиях Северного Кавказа. Климат здесь формируется под воздействием процессов циркуляции южной зоны умеренных широт. Территория Северного Кавказа подвержена вторжениям воздушных масс Арктики, Атлантики, Средиземного моря и Ирана. Все приходящие воздушные массы значительно трансформируются под воздействием подстилающей поверхности и становятся континентальными. Повторяемость континентального воздуха над исследуемым районом составляет 60-80%[1,с.142]. В зоне Северного Кавказа часто происходит задержка воздушных масс и обострение атмосферных фронтов под воздействием рельефа.

Наиболее существенно на уровень загрязнения воздушной среды влияют следующие климатические условия: направление и особенности переноса и распространение примесей в атмосфере, вертикальное распределение температуры и скорости ветра, количество и продолжительность осадков, способствующих вымыванию примесей из атмосферы, интенсивность солнечной радиации, определяющая фотохимические превращения примесей. В городах с большим количеством мелких и крупных предприятий, при наличии большого количества автотранспорта влияние метеорологических условий на рассеяние примесей зависит от соотношения низких и высоких источников выбросов, от нагретых и холодных выбросов[2,с.184]. Кроме метеоусловий, на рассеивание вредных веществ в приземном слое воздуха в значительной степени влияют архитектурные особенности города: ориентация и ширина транспортных магистралей и улиц. Высота и расположение зданий и сооружений, зеленые массивы и водные объекты, представляющие собой разные формы наземных препятствий воздушному потоку, которые могут привести к возникновению особых метеорологических условий в городе. Как показывают наблюдения, даже при постоянных объемах промышленных и транспортных выбросов в результате влияния метеорологических условий уровни загрязнения воздуха на одной и той же территории могут различаться в несколько раз. Особенности ветрового режима играют важную роль, т.к. ориентация большинства транспортных магистралей и улиц города совпадает с направлением преобладающего переноса воздушных масс с юга-запада на северо-восток и обратно. С одной стороны, это способствует суммированию ареалов загрязнения разных промышленных зон города, а с другой - обеспечивает вынос загрязняющих веществ ветрами за пределы городской черты.

Основными источниками поступления загрязняющих веществ в воздушный бассейн города являются промышленные предприятия и автотранспорт. Каждый из этих источников имеет свои характерные черты

-( » )-

и особенности. Выбросы из труб мелких котельных, печных труб и автомобильные выхлопы относятся к низким неорганизованным выбросам [3,с.328].

В условиях некоторого спада промышленного производства и резкого увеличения количества автомобилей в г. Нальчике, роль автомобильного транспорта в загрязнении воздушной среды города существенно выросла. Из разных источников известно, что один легковой автомобиль за сутки может выбрасывать в атмосферу около одного килограмма разных токсичных веществ, которые способны находиться в окружающей среде до 5 лет в зависимости от метеоусловий. Их влияние на окружающую среду огромно - парниковый эффект (таяние ледников, изменение климата и т.д.). Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Таблица 1

Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в 2018г.; тыс. тонн [4]

Наименование региона (города) Б02 КОх ЛОСНММ СО С № СН4 Всего

КБР 0,5 10,1 9 68,8 0,2 0,2 0,4 89,2

Нальчик 0,1 1,4 1,8 13,4 0,022 0,04 0,1 16,8

В целом по России 85,3 1648 1544 11711 28,14 40,11 61,82 15108

Методология исследования

В качестве основного программного средства при проведении расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Нальчика использована программа «Автотранспортное предприятие», разработанная фирмой «Экоцентр», в соответствии с утвержденными АО «НИИ Атмосферы» методическими документами для использования в 2018г., [5]. Расчеты были проведены на основе данных интенсивности и состава транспортного потока на основных улицах г. Нальчика в час пик в июне 2018 года, полученные автором путем визуального учета движения. Источником загрязнения атмосферы (ИЗА .№0001) является автотранспорт, движущийся по автомагистрали, от которого в атмосферу поступают загрязняющие вещества при сгорании топлива. Расчет загрязнения атмосферного воздуха был выполнен на расчетной площадке шириной 310 м с шагом 10 х 10 м. В качестве расчетных точек рассматривается граница ближней жилой зоны от автомагистрали (15м) и данные, приведенные в таблице 2. Опасная скорость ветра равна 0,65 м/с.

Согласно этим методам проводятся расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ (доли ПДК) в расчетных точках. Расчет загрязнения атмосферного воздуха был выполнен для точек, расположенных на границе жилой зоны на участках автомагистралей Кешокова-Шогенцукова и Мальбахова. Концентрация азота диоксида составляет 0,11 -0,16ПДК, азота оксида 0,01ПДК, диоксида серы 0,01ПДК, оксида углерода 0,21-0,29ПДК, бензина 0,01-0,02ПДК, концентрация группы суммации диоксида азота и диоксида серы 0,08-0,1ПДК соответственно. Полученные данные выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских автодорогах города-курорта Нальчик не превышают ПДК.

Таблица 2

Интенсивность (единиц / час) и состав транспортного потока на основных улицах Нальчика, 2018г

Улица, место наблюдения всего легковые грузовые автобусы маршрутные такси

Ул.Кабардинская, 2775 2385 116 70 204

пересечение с

ул.Идарова(Гагарина)

ул.Мальбахова,мост над 2132 1560 132 75 365

ж / д путями

пр.Ленина, пересечение 1843 1575 15 35 218

с ул.Толстого

ул.Кирова, пересечение

с ул.Мальбахова 2022 1670 125 30 197

ул. Осетинская,

пересечение с

ул.Шогенцукова 1814 1348 101 51 314

ул.Кешокова(Советская),

пересечение с

ул.Шогенцукова 2017 1752 56 29 180

Скоростной режим движения автотранспорта на улицах Нальчика изменяется в пределах 40-80 км / ч и более. Фактическую и расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях. Состав движения существенно влияет на пропускную способность автомагистрали. Его необходимо учитывать при всех расчетах, связанных с оценкой уровня обслуживания движения и пропускной способности. Состав движения на дороге определяют на основе данных автоматизированного или визуального учета движения. В течение суток можно выделить два ярко выраженных периода увеличения интенсивности движения: внутренний в начале рабочего дня и вечерний в конце дня. Эти периоды носят название часы пик, и в течение их происходит 10-12% от суточного объема движения. На самых загруженных участках по улицам Мальбахова, Идарова, Кабардинской в дневное время в час пик проходит более 4048 машин в обоих направлениях, периодически создаются пробки продолжительностью 5-7 мин. На улицах Ленина, Кирова, Осетинской, Кешокова (Советской), Шогенцукова интенсивность движения составляет 6612 машин в час. Перечисленные магистрали составляют основу транспортного каркаса города. Расчеты, представленные в таблице 2, были произведены еще для пяти самых загруженных автомагистралей города. Максимальный разовый выброс особо не разница, так как интенсивность движения на этих улицах примерно одинаковая (см. табл.1) [6,].

Таблица 3

Характеристика выделений загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта на участке города пр. Ленина-ул. Толстого

код Загрязняющее вещество Максимальный разовый выброс, г/ с Годовой выброс, т/ год

301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) 0,0047947 0,0013111

304 Азот (II) оксид (Азота оксид) 0,0007791 0,000213

328 Углерод (сажа) 0,0002583 0,0000247

330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) 0,0011238 0,0003538

337 Углерод оксид 0,2225025 0,0521105

415 Углеводороды предельные С1-С5 0,412042 0,0041445

2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) 0,0142342 0,0029066

2732 Керосин 0,0012056 0,0000965

Низкие выбросы, поступая в атмосферу, сразу же оказываются в слое жизнедеятельности и слабо разбавляются в атмосфере. Поэтому низкие источники (на уровне 2-4м) чаще, чем высокие, являются виновниками неблагоприятной экологической обстановки в городе. Расчеты представленные, в таблице 2 показывают, что годовой выброс загрязняющих веществ не превышает ПДК. Однако, не имея системы наблюдений за параметрами погоды, качеством воздушной среды в городе и учета количества личного и общественного транспорта, в том числе транзитного, сложно оценить загрязнение воздушного бассейна города выбросами от автотранспорта.

Заключение

1. Расчеты выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в приземный слой атмосферы показали, что концентрации вредных веществ не превышают предельно допустимые значения. Однако, автотранспорт занимает не последнее место в загрязнении воздушной среды города Нальчика (16,8 тыс. тонн за 2018 год).

2. Полученные расчетные данные могут быть использованы при проведении сводных расчетов загрязняющих атмосферный воздух города выбросами вредных веществ от объектов промышленности и транспорта.

3. Для проведения более детального комплексного исследования степени загрязнения в нижних слоях атмосферы города, необходимо разрабатывать комплексный подход с учетом возможных форм перехода (миграции) загрязняющих веществ с учетом метеорологических условий и процесса «самоочищения» атмосферы.

4. Также необходимо проведение одновременных наблюдений за фоновым загрязнением воздуха и отбора проб воздуха в ходе инструментальных замеров. Такой подход даст возможность получить более точные результаты и составить карту миграции загрязняющих веществ поступающих от автотранспорта в

масштабах города.

Список использованной литературы:

1. Метеорологические аспекты загрязнения атмосферы. Сборник совместных работ по метеорологическим аспектам загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1981.142с.

2. Безуглая Э.Ю. Метеорологический потенциал и климатические особенности загрязнения воздуха городов. Л.:Гидрометеоиздат, 1980.184с.

3. Климатические характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие / Отв.ред. Безуглая Э.Ю. Л.: Гидрометеоиздат, 1983.328с.

4. https://data.gov.ru/opendata/7703381225-transport/data-20190702T0757-structure-20190702T0757.csv (дата обращения 17.06.2020)

5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. / Отв. исполнитель Буренин Н.С. СПб, НИИ Атмосфера, 2012.

6. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering PAPER • OPEN ACCESS. The assessment of air pollution of the city of Nalchik by road transport. To cite this article: Safiyat Gekkieva 2019 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 698 077068. View the article online for updates and enhancements.

© Геккиева С.О., 2020

УДК 332.33

В.О. Позднякова

ст. каф. ИИТиС ИНЭП ЮФУ г. Таганрог, РФ Л.В. Гордиенко

канд. техн. наук, ст. преп. каф. ИИТиС ИНЭП ЮФУ

г. Таганрог, РФ

ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНОГО БЛОКА АЯСМАР ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ГРАНИЦ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ С ГРАНИЦАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА КАДАСТРОВОМ УЧЁТЕ

Аннотация

Выявление пересечений границ важно для дальнейшего их устранения и наполнения ЕГРН сведениями о границах населённых пунктов. ГИС-технологии активно применяются для практической реализации указанной процедуры. Целью работы является исследование функциональных возможностей программного блока ArcMap для выявления пересечений границ. В работе используются элементы картометрического метода определения координат. В результате исследования был сделан вывод об эффективности применения ArcMap для выявления пересечения границ населённых пунктов с границами учтённых в ЕГРН земельных участков.

Ключевые слова:

Границы населённых пунктов, ArcMap, земельный участок, единое землепользование, ЕГРН

В настоящее время проблема пересечения границ населённых пунктов с границами земельных участков, состоящих на кадастровом учёте, стоит весьма остро. Она является одним из главных факторов, препятствующих наполнению ЕГРН сведениями о границах населённых пунктов. Этот процесс должен был завершиться к 2021 году [1], однако был продлён до 2024 года [2].

Сведения о границах населённых пунктов содержатся в документах территориального планирования, таких как генеральные планы или схемы территориального планирования. Несовпадение административно-( 94 )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.