Научная статья на тему 'Постановка и результаты численных исследований возникновения чрезвычайного локального загрязнения воздуха no х вблизи автодорог на примере Санкт-Петербурга'

Постановка и результаты численных исследований возникновения чрезвычайного локального загрязнения воздуха no х вблизи автодорог на примере Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
302
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБРОСЫ NO X / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENT SAFETY / АВТОТРАНСПОРТ / MOTOR TRANSPORT / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЛОКАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / EXTREME LOCAL AIR POLLUTION / NO X EMISSION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ложкина О. В., Марченко В. С., Сорокина О. В.

Приводится методика оценки и прогнозирования возникновения и проявления чрезвычайного локального загрязнения воздуха оксидами азота вблизи автомагистралей на основании результатов натурных обследований структуры и характера движения транспортных потоков в «часы пик» на участках автомобильных дорог Санкт-Петербурга с интенсивным движением. Приводится расчетная оценка загрязнения атмосферного воздуха NO X вблизи автомагистралей и в окрестностях автодорог с неблагоприятными транспортно-метеорологическими характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ложкина О. В., Марченко В. С., Сорокина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of numerical investigations of extremely high local air pollution by NO X near streets and highways in Saint-Petersburg

The paper describes the results of model calculations of concentrations of NО X along the Saint-Petersburg Ring Road and other streets at high traffic volume and adverse meteorological conditions (calm, temperature inversion) executed by means of a street pollution model based on the examination and observation of real vehicle flows. It also evaluates the computed results against the measurements from monitoring stations.

Текст научной работы на тему «Постановка и результаты численных исследований возникновения чрезвычайного локального загрязнения воздуха no х вблизи автодорог на примере Санкт-Петербурга»

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧС

ПОСТАНОВКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЧИСЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЛОКАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ВБЛИЗИ АВТОДОРОГ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О.В. Ложкина, кандидат химических наук; В.С. Марченко; О.В. Сорокина.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Приводится методика оценки и прогнозирования возникновения и проявления чрезвычайного локального загрязнения воздуха оксидами азота вблизи автомагистралей на основании результатов натурных обследований структуры и характера движения транспортных потоков в «часы пик» на участках автомобильных дорог Санкт-Петербурга с интенсивным движением. Приводится расчетная оценка загрязнения атмосферного воздуха NOX вблизи автомагистралей и в окрестностях автодорог с неблагоприятными транспортно-метеорологическими характеристиками.

Ключевые слова: выбросы NOX, экологическая безопасность, автотранспорт, чрезвычайное локальное загрязнение

RESULTS OF NUMERICAL INVESTIGATIONS OF EXTREMELY HIGH LOCAL AIR POLLUTION BY NOX NEAR STREETS AND HIGHWAYS IN SAINT-PETERSBURG

O.V. Lozhkina; V.S. Marchenko; O.V. Sorokina.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The paper describes the results of model calculations of concentrations of NОX along the Saint-Petersburg Ring Road and other streets at high traffic volume and adverse meteorological conditions (calm, temperature inversion) executed by means of a street pollution model based on the examination and observation of real vehicle flows. It also evaluates the computed results against the measurements from monitoring stations.

Keywords: NOX emission, environment safety, motor transport, extreme local air pollution

Опасность проживания населения в крупных городах России сегодня в значительной степени определяется эмиссией автомобильным транспортом в окружающую среду вредных (загрязняющих) веществ (ЗВ), в том числе оксидов азота. При неблагоприятных

транспортно-метеорологических условиях вблизи автомобильных дорог и их пересечений формируются экстремально высокие значения приземных концентраций N02, в результате чего могут сложиться локальные чрезвычайные ситуации (ЧС) [1-3].

Окислы азота, благодаря способности проникать через легочный эпителий непосредственно в кровеносное русло, относятся к токсикантам, способным оказывать прямое воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы человека, провоцировать бронхо-легочные и аллергические заболевания. Еще одним негативным фактором является воздействие диоксида азота на окружающую среду - формирование кислотных осадков, являющихся причиной гибели лесов, урожаев и прочей растительности. Кроме того, они способствуют разрушению объектов техносферы зданий, памятников культуры, трубопроводов, металлоконструкций и т. д.

Для виртуального мониторинга возникновения и проявления чрезвычайного локального загрязнения атмосферного воздуха окислами азота и прогнозирования вероятных последствий их воздействия на население, проживающее вблизи автомагистралей, используются расчетно-аналитические методы.

Представляется актуальным выполнение исследований, посвященных определению расчетно-аналитическим методом условий формирования экстремально-высоких концентраций N0^ а, следовательно, возникновению и проявлению чрезвычайного локального загрязнения приземной воздушной среды окислами азота вблизи автодорог.

Поскольку содержание вредных ЗВ в отработавших газах автомобилей с различными типами двигателей существенно различается, то необходимо проводить учет проходящих автотранспортных средств (АТС) с подразделением их по группам. Проведенные натурные обследования транспортных потоков на автодорогах Санкт-Петербурга в 2013 г. показали целесообразность разделения их на пять легко идентифицируемых наблюдателями категорий:

- легковые автомобили;

- микроавтобусы и автофургоны массой < 3,5 т;

- грузовые автомобили массой от 3,5 до 12 т;

- грузовые автомобили массой > 12 т (автопоезда и фуры);

- автобусы массой > 3,5 т (городские пассажирские рейсовые и туристические автобусы).

Приведенная схема категорирования АТС, в отличии от схем, используемых в аналогичных методиках, не разделяет легковые автомобили на «отечественные» и «зарубежные», поскольку реально наблюдаемое их соотношение равно 1:9, а также позволяет упростить учет грузовых автомобилей и автобусов без разделения их на дизельные и бензиновые, что существенно облегчает проведение натурных обследований структуры и характера движения транспортных потоков.

Для испытания были выбраны две ведущие автомагистрали Санкт-Петербурга: Московский проспект, на котором разрешен проезд только для легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта и автобусов, Кольцевая автодорога (КАД), доступная для движения всех типов АТС. Эти магистрали были интересны еще тем, что по ним был накоплен большой расчетно-эмпирический материал за предыдущие годы [4-8].

Исследования интенсивности движения на Московском проспекте показали, что основная роль в создании ЧС принадлежит легковым АТС, средняя доля которых в общем потоке в 2013 г. составила 89,4 %. Вклад легкого коммерческого транспорта (микроавтобусов и автофургонов) в общую интенсивность движения автотранспортных потоков составил в среднем 8 %, а автобусов - 2,6 %.

В результате натурного обследования КАД было установлено, что чрезвычайное локальное приземное загрязнение атмосферы на КАД формируется в основном выбросами легкового автотранспорта, средняя доля которого в общем потоке АТС составляет 71,0 %; грузовых автомобилей, суммарный вклад которых составил 15,6 % (0,8 % грузовым автомобилям массой от 3,5 до 12 т и 14,8 % - автопоездов и фур массой больше 12 т);

легкого коммерческого транспорта (микроавтобусы и автофургоны) - 12,7 %. Доля автобусов в общем потоке АТС составляет меньше 1 %.

Максимальная транспортная нагрузка на Московском проспекте порядка 4 000 автомобилей/час приходится как раз на участки с плотной застройкой от пересечения с Загородным проспектом до пересечения с Ленинским проспектом. При этом основную роль в возникновении чрезвычайного загрязнения воздушного бассейна оксидами азота играют легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт.

Натурные обследования КАД свидетельствуют о том, что к 2014 г. интенсивность движения на ключевой автомагистрали возросла в 2-2,5 раза по сравнению с 2010-2011 гг. Наибольшее увеличение зафиксировано на участках от развязки с Пискаревским проспектом до развязки с Пулковским шоссе, что связано с введением КАД в полную эксплуатацию. Максимальная транспортная нагрузка, составившая 11 700 автомобилей/час, была зафиксирована на участке от Октябрьской набережной до проспекта Обуховской обороны, при этом интенсивность движения легкового транспорта составила в среднем около 8 000 автомобилей/час, а интенсивность тяжелого грузового транспорта (фур и автофургонов с прицепами) - около 2 000 автомобилей/час. Именно этот участок проходит в непосредственной близости от жилой застройки, и, следовательно, при неблагоприятных метеорологических условиях (штилевой погоде, температурной инверсии) и высокой фотохимической активности атмосферы здесь могут создаться условия возникновения чрезвычайного локального загрязнения воздуха оксидами азота, выделяющимися с отработавшими газами двигателей автомобилей, и непосредственной угрозы здоровью населения.

Численные эксперименты по оценке загрязнения атмосферного воздуха N0x вблизи автомагистралей и перекрестков Санкт-Петербурга и определения условий и закономерностей формирования опасных для людей приземных концентраций диоксида азота в окрестностях автодорог были выполнены для ранее обследованных магистралей (Московского проспекта и КАД Санкт-Петербурга). Московский проспект отражает ситуацию на большинстве ключевых магистралей в центральных районах города с плотной прилегающей застройкой и высокой транспортной нагрузкой, создаваемой легковыми автомобилями, легким коммерческим транспортом и автобусами (Невский проспект, Лиговский проспект, Литейный проспект и др.). На таких дорогах условиями возникновения чрезвычайного загрязнения воздуха оксидами азота являются:

- высокая интенсивность движения транспорта;

- затрудненный массоперенос и разбавление примесей внутри уличного каньона, формируемого внутри плотно прилегающих друг к другу зданий;

- неблагоприятные метеорологические условия;

- высокий коэффициент трансформации N0X в N02.

На скоростных дорогах факторами создания чрезвычайно высоких концентраций ЗВ являются:

- высокий объем потоков легковых и грузовых автомобилей;

- неблагоприятные метеорологические условия;

- высокий коэффициент трансформации N0X в N02.

Неблагоприятные метеорологические условия - это совокупность метеоусловий, вызывающих ухудшенное рассеивание выбросов вредных веществ в атмосферной среде и способствующих их накоплению в приземном слое атмосферы, к ним относятся штилевая, то есть безветренная погода, температурная инверсия [9].

В Санкт-Петербурге, в основном, складываются благоприятные погодные условия для минимизации последствий крайне высоких выбросов ЗВ автотранспорта: большое количество осадков в виде дождя, мокрого снега, сильные, порывистые и даже умеренные ветры западных и северо-восточных направлений. Однако периодические неблагоприятные метеорологические условия - не редкость. Они обусловлены частыми штилями, сильными

и мощными температурными инверсиями, препятствующими рассеиванию ЗВ при господстве антициклонов как в зимнее, так и в летнее время [10].

Для расчета максимальных концентраций примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях, создаваемых холодными выбросами от неорганизованных источников, к которым относятся АТС, используется «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)» [11].

Использование такой расчетной схемы позволяет учитывать целый ряд важнейших для ЧС обстоятельств:

- степень «неблагоприятности» местных климатических условий для устойчивого рассеивания примесей в воздухе, в частности инверсионные («застойные») состояния атмосферы;

- влияние рельефа местности, качества подстилающей поверхности, геометрических параметров прилегающей к автодорогам застройки;

- фотохимический метаболизм веществ и, в частности, важнейший для автотранспортных выбросов процесс трансформации N0^

- возможность оперирования с базой данных предельно-допустимых концентраций (местных, разовых) (ПДКМР), то есть возможность иметь экстремальную ситуационную картину загрязнения атмосферы вблизи автомагистрали, действующую на протяжении двадцати минутного интервала в реальном масштабе времени. С учетом определенных таким образом граничных условий рассчитываются значения концентрации по заданным координатам местности в окрестности автомагистрали.

В периоды неблагоприятных метеорологических условий при прочих равных условиях именно источники с низкими выбросами, к которым относится автотранспорт, создают угрозу возникновения и проявления чрезвычайного локального загрязнения приземной воздушной среды, в том числе оксидами азота. Методика ОНД-86 была положена в основу компьютерных программ серии «Эколог» для расчета концентраций вредных веществ в атмосфере вблизи автомобильных магистралей, разработанных ООО «Интеграл» (Санкт-Петербург).

Другой программный продукт этой фирмы «Магистраль-город» позволяет рассчитать выбросы от автотранспортных потоков и реализует «Методику определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов» [12], в которой были учтены ранее полученные результаты [13-15]. Определенные расчетным путем величины выбросов автотранспортных потоков на городских автомагистралях в единицах измерения г/с были использованы для оценки максимальных концентраций ЗВ, формирующихся вдоль автомагистралей с помощью программы «Эколог».

Результаты расчетов загрязнения воздуха, создаваемого автотранспортом на городских транзитных магистралях, свободных от проезда грузовых транспортных средств, со средней интенсивностью движения транспорта около 3 000 автомобилей/час, показывают, что при неблагоприятных погодных условиях вероятно превышение ПДК диоксида азота в 2,0-4,0 раза (рис. 1).

Полученные расчетные значения были подтверждены результатами мониторинга на автоматической станции измерения загрязнения воздуха № 10, находящейся на территории расположенного непосредственно на Московском проспекте Всероссийского научно-исследовательского института метрологии.

После введения в полную эксплуатацию КАД интенсивность движения увеличилась до 10 000-12 000 автомобилей/час, а грузовых автомобилей с массой более 3,5 т до 2 500 автомобилей/час, что привело к возможности возникновения чрезвычайного локального загрязнения воздуха оксидами азота непосредственно на автомагистрали с превышением ПДК в десять и более раз и высокого загрязнения воздушного бассейна прилегающих жилых кварталов с превышением ПДК NО2 в 2-10 раз (рис. 2).

Удовлетворительная сходимость результатов расчета с данными экспериментальных измерений содержания оксидов азота в приземном воздушном бассейне свидетельствует о высокой точности методики и адекватности назначенных удельных пробеговых выбросов N0 и N02.

Разработанная методика позволяет оценивать и прогнозировать формирование опасных для людей концентраций N0X вблизи автодорог при неблагоприятных транспортно-метеорологических и градостроительных условиях.

0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) 112000 114000

112000 114000

0 0,10 0.50 1 2 3 4

¡732014. Московский проспект: вар.исх.д. 1; вар.расч.1: пл.1(И=2м)

Масштаб 1:43500

Рис. 1. Визуализация повышенного загрязнения приземного воздушного бассейна диоксидом азота вдоль Московского проспекта в виде полей максимальных концентраций при реализации неблагоприятного сценария, в долях ПДК

Рис. 2. Визуализация повышенного загрязнения приземного воздушного бассейна оксидом азота на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга в виде полей максимальных концентраций

Литература

1. Ложкин В.Н., Грешных А.А., Ложкина О.В. Автомобиль и окружающая среда. СПб.: НПК «Атмосфера» при ГГО им. А.И. Воейкова, 2007. 305 с.

2. Ложкина О.В., Ложкин В.Н. Автомобильный транспорт и судьба биосферы -возможно ли избежать противостояния // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 208-214.

3. Ложкина О.В., Ложкин В.Н. Перспективы сокращения экологического ущерба от автотранспорта в городах Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга // Биосфера. 2011. № 2. С. 409-418.

4. Волкодаева М.В., Полуэктова М.М. К вопросу о расчетах загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Экология урбанизированных территорий. 2008. № 3. С. 103-109.

5. Полуэктова М.М., Волкодаева М.В., Хватов В.Ф. Анализ влияния выбросов автотранспорта на уровень загрязнения атмосферного воздуха вблизи Московского и Невского проспектов в 1996-2006 гг. // Вопросы охраны атмосферы от загрязнения: информ. бюл. СПб.: НПК «Атмосфера», 2007. № 2 (36). С. 38-52.

6. Полуэктова М.М., Волкодаева М.В. Вклады различных категорий автотранспорта в уровень загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей г. Санкт-Петербурга в 1993 г. и 2003 г. // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: сб. науч. трудов Междунар. науч.-техн. конф. СПб.: СПбГАУ, 2006. С.128-135.

7. Результаты апробирования методики экспериментально-расчетного исследования воздействия автотранспорта на примере Кольцевой автомагистрали Санкт-Петербурга /

B.Н. Ложкин [и др.] // Вестник гражданских инженеров. 2011. № 4 (29). С. 117-122.

8. Лукьянов С.В., Ложкин В.Н., Ложкина О.В. Экспериментально-аналитические исследования загрязнения атмосферы вблизи КАД Санкт-Петербурга // Технико-технологические проблемы сервиса. 2012. № 2 (20). С. 7-15.

9. РД 52.04.52-85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

10. Неблагоприятные метеоусловия повлияли на качество воздуха // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/29695/ (дата обращения: 10.10.2014).

11. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий: Общесоюзный нормативный документ Госкомгидромета СССР (ОНД-86). Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

12. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2010.

13. Об оценке удельных выбросов загрязняющих атмосферу веществ автомобильным транспортом / В.Н. Ложкин [и др.] // Атмосфера. 2011. № 2. C. 37-44.

14. Ложкин В.Н., Ложкина О.В., Марченко В.С. Бортовой мониторинг удельных выбросов NOX, выделяющихся с отработавшими газами легкового автотранспорта, на автодорогах Санкт-Петербурга // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 5 (34).

C.195-198.

15. Оценка удельных выбросов легковым автотранспортом, оказывающих комплексное воздействие на человека и окружающую среду / В.Н. Ложкин [и др.] // Двигателестроение. 2012. № 4. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.