Научная статья на тему 'ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЗАВОД ДОРОЖНЫХ МАШИН ИМЕНИ КОЛЮЩЕНКО: ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ В СТРАНЫ СОЦЛАГЕРЯ В 1958-1964 ГГ. НА ПРИМЕРЕ КНДР'

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЗАВОД ДОРОЖНЫХ МАШИН ИМЕНИ КОЛЮЩЕНКО: ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ В СТРАНЫ СОЦЛАГЕРЯ В 1958-1964 ГГ. НА ПРИМЕРЕ КНДР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Челябинск / Завод имени Колющенко / КНДР / Северная Корея / экспорт / Chelyabinsk / Plant named after Kolyushenko / DPRK / North Korea / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хренов Валентин Валерьевич

Предметом исследования являются вопросы экспорта в рамках внешнеэкономической деятельности Челябинского завода дорожных машин имени Колющенко. Объектом исследования является комплекс проблем, связанных с экспортом продукции Завода в Корейскую Народно-Демократическую Республику в 1958–1964 гг. Указанные хронологические рамки охватывают период, когда региональная промышленность была подведомственна советам народного хозяйства. В статье проводится анализ экспортных поставок в указанный период Завода имени Колющенко – одного из ведущих отечественных предприятий по производству дорожных машин – в Северную Корею, а также связанного с этим комплекса вопросов организационного характера. Актуальность темы обусловлена важностью понимания роли Челябинского завода дорожных машин имени Колющенко в сфере развития внешней торговли с зарубежными странами, в частности КНДР. Новизна исследования заключается в том, что источниковая база для данной статьи основана на материалах Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), которые впервые введены в научный оборот в рамках исследуемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хренов Валентин Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHELYABINSK ROAD MACHINERY PLANT NAMED AFTER KOLYUSHENKO: EXPORT OF PRODUCTS TO THE COUNTRIES OF THE SOCIALIST CAMP IN 1958–1964 ON THE EXAMPLE OF THE DPRK

The subject of the study is dedicated to export issues within the framework of foreign economic activities of the Chelyabinsk Road Machinery Plant named after Kolyushenko. The object of the research is a complex of problems with exporting the Plant's products to the Democratic People's Republic of Korea in 1958–1964. The above-mentioned chronological framework covers the period when all the regional industry was subordinated to so called councils of the national economy. The article analyzes the export deliveries of the Plant named after Kolyushenko as one of the leading national road machinery plants to North Korea, as well as different issues concerning organization of exporting goods. The relevance of the topic is due to the importance of understanding the role of the Chelyabinsk Road Machinery Plant named after Kolyushenko in the development of foreign trade with foreign countries including the DPRK. The novelty of the study lies in the fact that the source base for this article is based on the materials of the United State Archive of the Chelyabinsk Region (OGACHO), which were first introduced into scientific circulation within the framework of the topic under study.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЗАВОД ДОРОЖНЫХ МАШИН ИМЕНИ КОЛЮЩЕНКО: ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ В СТРАНЫ СОЦЛАГЕРЯ В 1958-1964 ГГ. НА ПРИМЕРЕ КНДР»

УДК 94:908

Введение

В 1898 году в Челябинске было основано товарищество «Столль и К», которое занималось выпуском сельскохозяйственной техники: плугов, молотилок и т.д. Предприятие приостановило свою деятельность с началом Гражданской войны, а с 1923 года предприятие возобновило работу под новым названием – Завод имени Колющенко, названного в честь челябинского революционера Д. В. Колющенко. Как и прежде, основным профилем завода оставалось производство спецтехники для сельскохозяйственных нужд. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало не только артиллерийские снаряды и фугасные бомбы, но и ракетно-артиллерийские установки БМ–13 «Катюша». В послевоенные годы завод перешел на производство строительно-дорожной техники: автогрейдеров, скреперов, рыхлителей, бульдозеров и т.д., что впоследствии обусловило его переименование в Челябинский завод дорожных машин имени Колющенко (ЧЗК). После акционирования и череды переименований в 1990-е годы завод стал носить название «Челябинские строительно-дорожные машины» [История Завода имени Колющенко] и функционирует в составе холдинга ООО «Объединенная машиностроительная группа Строительно-дорожные машины» [UMG СДМ. О компании]. В наши дни завод является ведущим отечественным производителем автогрейдеров, колесных и гусеничных экскаваторов, погрузчиков и коммунальной техники, которые также экспортируются в зарубежные страны.

Дорожные машины, выпускавшиеся на Челябинском заводе дорожных машин имени Колющенко, еще с 1950-х гг. стали поставляться в несколько десятков стран социалистического лагеря Латинской Америки, Европы, Африки и Азии (КНДР, Индия, Гана, Гвинея и др.). В данной статье мы рассмотрим внешнеэкономическую деятельность Завода имени Колющенко на примере экспорта строительно-дорожных машин в Корейскую Народно-Демократическую Республику в 1958–1964 гг. – в период, когда предприятие было подведомственно Управлению машиностроения образованного на основании Закона от 10 мая 1957 года Верховного Совета СССР [О дальнейшем совершенствовании…, с. 343] Челябинского совета народного хозяйства (совнархоза) СССР [Объединенный…, с. 89], а после укрупнения советов народного хозяйства в 1962 году – Южно-Уральского совнархоза [История. 56 лет назад…].

Результаты исследования

В середине 1957 года на завод имени Колющенко поступил заказ-наряд от всесоюзного экспортно-импортного объединения «Автоэкспорт» на поставку в Корейскую Народно-Демократическую Республику двух автогрейдеров Д–144, который серийно выпускался на предприятии с 1949 года [Автогрейдер Д-144]. Техника должна была поставляться с уширителем (т.е. со съемным плоским ножом, устанавливаемым на отвале автогрейдера в средней его части), а также с комплектом запчастей, инструментом, инструкцией и каталогом запчастей [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 153]. Автогрейдеры должны были быть поставлены в КНДР до конца 1957 года, однако по решению в/о «Автоэкспорт» данный заказ был аннулирован и перенесен на 1958 год. Примечательно, что по инициативе начальника отдела экспортных поставок и импорта Автоэкспорта Федоренко поставка двух автогрейдеров Д–144 для Северной Кореи по аннулированному заказу 1957 года (с отгрузкой до конца IV квартала 1958 года) должна была быть осуществлена за счет уменьшения заказа на автогрейдеры с 7 до 5 штук, предназначенных для Чехословакии.

Автогрейдеры были снабжены сертификатами о качестве, в которых подтверждалось соответствие качества товара действовавшим в СССР стандартам и техусловиям и возможность отгрузки его на экспорт. Согласно спецификации, комплект поставки каждой единицы товара включал следующие позиции:

- Автогрейдер Д–144 на пневматике с мотором КДМ–46. Вес автогрейдера 13700 кг. – 1 шт.;

- Ящик с запчастями к дизельному мотору и технической документацией к автогрейдеру – 1 шт.;

- Запасное резиновое колесо – 1 шт.;

- Ящик с запчастями и инструментами к автогрейдеру, смонтированный под сиденьем водителя 1 шт. [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 154].

Отгрузку предписывалось произвести малой скоростью по накладным международного сообщения на станцию Пхеньян Корейских железных дорог через Цзиань, станцию Отпор Забайкальской железной дороги на основании разрешения от 13 июня 1958 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 152-153]. Автогрейдеры были отгружены в КНДР 24 декабря 1958 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 152].

25 сентября 1958 года в/о «Автоэкспорт» направило на Завод имени Колющенко заказ-наряд на поставку в Северную Корею до конца IV квартала 1958 года бульдозеров Д–271 на базе трактора С – 100 в количестве 18 шт. Причем, как следует из примечания к заказу, весь указанный объем поставки для КНДР следовало выполнить за счет уменьшения на 18 штук объема поставки для других стран [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 609]. В комплект поставки входило следующее:

- Бульдозер Д–271 на базе трактора С–100;

- Запасные части к трактору С–100;

- Запасные части к бульдозеру Д–271 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 621].

Все поставляемые в Корею бульдозеры Д – 271 должны были комплектоваться лебедкой Д – 289 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 622].

Продукция должна была быть отгружена через Цзиань и станцию Отпор Забайкальской железной дороги на станцию Сопхеньян Корейских железных дорог [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 610]. Партия бульдозеров в полном объеме была отгружена в Северную Корею 3 ноября 1958 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 621].

Различные дорожные машины Завода имени Колющенко отправлялись на экспорт во многие страны мира. Так, например, помимо КНДР, в 1957–1958 гг. четыре автогрейдера Д–144 были поставлены во Вьетнам. В Монголию был поставлен один бульдозер Д – 259, а в Турцию – два скрепера на базе трактора С–80 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 145, л. 1-760].

Еще одну важной статей экспортных поставок Завода имени Колющенко являлись запасные части к дорожным машинам, в которых у заказчиков регулярно возникала необходимость для поддержания техники в надлежащем состоянии. В течение 1958 года Завод имени Колющенко в основном отправлял на экспорт запчасти к своей продукции в такие страны, как КНДР, Чехословакию, Цейлон, Албанию, Афганистан, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Грецию, Румынию, Болгарию, Турцию, Египет, Индонезию, КНР, Йемен, Индию, Пакистан, Монголию и Финляндию.

В случае с КНДР заявки на поставку запчастей на 1957 год отсутствовали, но в 1958 году Завод получил сразу несколько заказ-нарядов на поставку запчастей в Корею. Так, первые два за 1958 год экспортных наряда для КНДР предприятие получило 17 февраля 1958 года, согласно которым требовалось поставить запчасти к автогрейдеру Д–144 и к бульдозеру Д–271 с лебедкой Д–269 . Заказ на запчасти к автогрейдеру на общую сумму 3371 руб. 50 коп. включал в себя следующие позиции:

-нож отвала правый и левый – 10 шт. (на сумму 700 руб.);

- червяк однозаходный – 3 шт. (на сумму 345 руб.);

- вал червяка – 3 шт. (на сумму 150 руб.);

- подшипник малый – 3 шт. (на сумму 39 руб.);

- подшипник большой – 3 шт. (на сумму 60 руб.);

- шпонка – 3 шт. (на сумму 4 руб. 50 коп.);

- шестерня коническая 3-51 М5 – 3 шт. (на сумму 270 руб.);

- шестерня коническая 3-12 М5 – 3 шт. (на сумму 150 руб.);

- кольцо замковое – 6 шт. (на сумму 12 руб.);

- втулка – 15 шт. (на сумму 156 руб.);

- венец червячного колеса в сборе – 3 шт. (на сумму 1110 руб.);

- рычаг подъемника со сферическим пальцем 10-29 в сборе – 3 шт. (на сумму 375 руб.) [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 146, л. 603].

В свою очередь, заказ-наряд на поставку в Корею запчастей к бульдозеру Д–271 с лебедкой Д–269 на общую сумму 9189 руб. был представлен следующими деталями и агрегатами:

- лебедка Д–269 в сборе – 2 шт. (на сумму 2600 руб.);

- тормозная лента в сборе Л2-202 – 2 шт. (на сумму 94 руб.);

- вал соединительный в сборе Л1-78/80 – 5 шт. (на сумму 175 руб.);

- накладка конуса фрикционная – Л1-118 – 10 шт. (на сумму 20 руб.);

- лезвие ножа крайнее 05-04 – 60 шт. (на сумму 3000 руб.);

- лезвие ножа среднее 10-09 – 30 шт. (на сумму 3300 руб.) [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 146, л. 611].

Оба вышеуказанных заказа должны были быть отгружены в Корейскую Народно-Демократическую Республику малой скоростью через станцию Хасан Дальневосточной железной дороги до станции Туманган Корейских железных дорог во II квартале 1958 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 146, л. 604, 612]. Отгрузка производилась в несколько этапов и была завершена в полном объеме 16 июля 1958 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 146, л. 621], т.е. с небольшим нарушением срока поставки.

Согласно третьему экспортному наряду от 29 мая 1958 года от Автоэкспорта, до конца 1958 года завод должен был поставить запасные части на общую сумму 6625 руб. для следующей дорожной техники:

- запасные части к бульдозеру Д–271 на сумму 5018 руб.

- лебедка в сборе Д–269 – 1 шт. на сумму 1300 руб.

- накладка конуса фрикционная Л1-118А – 244 шт. на сумму 2 руб.

- шестерня ведущая Л1–138 – 13 шт. на сумму 40 руб.

- венец шестерни со ступицей Л1-187/186 – 14 шт. на сумму 265 руб. [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 146, л. 420].

Отгрузка вышеуказанной партии запчастей для КНДР в количестве 16 ящиков была произведена 11 ноября 1958 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 146, л. 424] через станцию Отпор до станции Сопхеньян Корейских железных дорог.

Таким образом, в 1958 году Завод имени Колющенко экспортировал в КНДР в общей сложности два автогрейдера Д–144, восемнадцать бульдозеров Д–271 на базе трактора С–100 и запчасти к ним на общую сумму 19190 руб. 50 коп., причем дорожная техника была поставлена за счет уменьшения объема заказов для других стран. Поставка техники в Корею была осуществлена в требуемые сроки, а запчасти были отгружены северокорейскому грузополучателю с двухнедельной задержкой.

16 декабря 1958 года в/о «Автоэкспорт» направило на Завод имени Колющенко экспортный заказ на поставку в Северную Корею бульдозеров Д–271 на базе трактора С–100 в количестве 42 шт. Бульдозеры с полным комплектом запчастей и инструментом должны были быть отгружены через станцию Отпор Забайкальской железной дороги до станции Сопхеньян Корейских железных дорог в течение I-III кварталов 1959 года. Изначально отправку продукции планировалось осуществить поквартально в три этапа по следующему графику: I квартал – 8 шт; II квартал – 10 шт.; III квартал – 24 шт. [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 151, л. 214]. Отгрузка продукции началась с марта 1959 года с опережением графика, поэтому фактический график поставки был скорректирован так: I квартал – 12 шт.; II квартал – 20 шт.; III квартал – 10 шт. [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 151, л. 213], из которых только пять штук были поставлены уже в IV квартале: три штуки – в двадцатых числах октября [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 150, л. 2], а два оставшихся бульдозера были отгружены в Корею 2 ноября 1959 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 149, л. 114].

Экспорт вышеуказанной партии бульдозеров Д–271 стал единственной поставкой Завода имени Колющенко для КНДР за 1959 год. Помимо Кореи, в 1959 году бульдозеры данной модели были поставлены в Венгрию, Монголию, Индонезию, Египет, Сирию, ГДР и Чехословакию. Среди экспортных поставок завода в другие государства за 1959 год также были бульдозеры Д–259 (Болгария, Чехословакия, ГДР), скреперы Д–374 (Цейлон, Турция), корчеватели Д–210 (Албания) и автогрейдеры Д–144 (Афганистан) [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 147, л. 101].

В 1960–1961 году Завод имени Колющенко не осуществлял каких-либо экспортных поставок в КНДР, если не считать отгрузки 7 июля 1960 года в качестве выставочных образцов в одном экземпляре бульдозера Д–259 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 163, л. 121] и скрепера Д–374 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 163, л. 124] для участия в международной торгово-промышленной ярмарке, которая должна была пройти в Пхеньяне осенью 1960 года. В целом в 1960–1961 гг. предприятие продолжало осуществлять экспорт своей основной продукции в следующие страны: бульдозеры Д–271 (КНР, Чехословакия, Йемен, Венгрия), бульдозеры Д–259 (Албания, Йемен, Куба, Индонезия, Болгария, Чехословакия, ГДР, Ирак, Норвегия, КНР, Эфиопия, Турция, Индия, Афганистан, Румыния, Вьетнам, Венгрия, Польша, Аргентина, Югославия, КНР), скреперы Д–374 (Вьетнам, Египет, Ирак), корчеватели Д–210 (КНР) и автогрейдеры Д–144 (Индонезия, Аргентина, Чехословакия, Египет, Гвинея) [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 163, л. 159-175].

В 1962 году Завод получил два экспортных заказ-наряда на поставку в КНДР двух бульдозеров Д–271 на базе трактора С–100 от Управления внешних сношений Министерства строительства электростанций СССР (УВС МСЭС). Первый заказ от 17 января 1962 года предусматривал поставку в Корею двух бульдозеров во II квартале 1962 года, однако был аннулирован «в связи с просьбой генерального заказчика» [т.е. северокорейского заказчика] на основании письма начальника УВС МСЭС Н. Веселова от 11 апреля 1962 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 180, л. 156]. Второй экспортный наряд от этого же ведомства от 7 февраля 1962 года предусматривал поставку лишь одного бульдозера этой модели до конца 1962 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 180, л. 158] и, как и первый заказ, предназначался для проведения строительных работ на Пхеньянской тепловой электростанции [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 180, л. 159]. Бульдозер Д–271 с лебедкой Д–269 должна была быть отгружена через станцию Хасан Дальневосточной железной дороги до станции Пхеньян I Корейских железных дорог до конца IV квартала 1962 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 180, л. 159]. Продукция была отгружена 20 ноября 1962 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 180, л. 161]. Других заказов для КНДР в 1962 году Завод имени Колющенко не выполнял.

В начале 1963 года предприятие получило, на этот раз от всесоюзного объединения «Тяжпромэкспорт» заказ-наряд на поставку в Корейскую Народно-Демократическую Республику очередной партии бульдозеров Д–271 в количестве 5 шт. [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 198, л. 1]. Согласно отгрузочной документации, эта техника предназначалась для строительной базы Чензинсохан [т.е. Чхонджинсохан], которая находилась в г. Чхонджин северокорейской провинции Северная Хамген. На этот раз, в отличие от предыдущих поставок, бульдозеры Д–271 на базе трактора С–100 были укомплектованы лебедкой Д–499 и должны были быть отгружены малой скоростью через станцию Хасан Дальневосточной железной дороги до станции Чензинсохан 4-455 [т.е. Чхонджинсохан 4-455] Чензинской [т.е. Чходжинской] железной дороги [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 198, л. 212] до конца II квартала 1963 года в два этапа: I квартал – 3 шт.; II квартал – 2 шт. Фактически же техника была отгружена в два этапа: 26 апреля и 9 мая 1963 года, что в целом соответствовало поставленному сроку отгрузки [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 198, л. 211]. Других заказов для Северной Кореи на 1963 год на Завод имени Колющенко не поступало, однако по линии в/о «Тяжпромэкспорт» завод экспортировал бульдозеры Д–271 в Индию (4 шт.), Польшу (2 шт.), Болгарию (5 шт.), а также один автогрейдер Д–144 – в Гвинею [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 198, л. 1]. По линии других заказчиков (в/о «Машиноэкспорт» и др.) поставка различных видов дорожных машин также осуществлялась в такие страны, как Монголия, Йемен, Ирак, Сомали, Куба, Бирма, ГДР, Чехословакия, Сирия, Гана, Афганистан и Индонезия [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 198, л. 1,3-4].

10 июля 1963 года на Завод имени Колющенко поступил заказ-наряд от Государственного производственного комитета (ГПК) по энергетике и электрификации СССР на поставку в КНДР в I квартале 1964 года трех бульдозеров новой модели Д–492 на базе трактора Т–100М с лебедкой Д–499 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 213, л. 185,190]. Согласно спецификации, комплект поставки включал в себя следующее: отвал к бульдозеру; запчасти к трактору Т–100М; детали к бульдозеру Д–492 (толкатели в сборе); аккумулятор (в железном ящике в кабине трактора) и дерматиновый капотный утеплитель [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 213, л. 191]. Вся техника была предназначена для эксплуатации на Пхеньянской тепловой электростанции. Отгрузка продукции в Корею была произведена в установленный срок через станцию Хасан Дальневосточной железной дороги до станции Пхеньян I [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 213, л. 186] в два этапа: 26 февраля (два бульдозера) и 15 марта 1964 года (один бульдозер) [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 213, л. 185].

14 августа 1963 года Завод получил еще один экспортный наряд на поставку в I квартале 1964 года в КНДР трех бульдозеров Д–271 на базе трактора Т–100М с лебедкой Д–499 [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 582]. Вся техника предназначалась для строительства Мусанского железнорудного бассейна (г. Мусан, провинция Северная Хамген) [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 585], введенного в эксплуатацию в 1974 году [Бизнес с КНДР, с. 25], введенного в эксплуатацию в 1974 году производительность которого в наше время выросла до 6,5 млн тонн руды в год, часть которой используется для производства железа и стали на Сталелитейном заводе имени Ким Чхэка (г. Чхонджин) и Сонгдинском сталелитейном заводе (г. Кимчхэк) [Крупнейший рудник Северной Кореи приостановил работу]. Заявка на экспорт указанной продукции для Кореи была сделана от имени всесоюзного объединения «Тяжпромэкспорт», а генеральным поставщиком оборудования и материалов для строительства Мусанского рудника (который в документах также обозначался как «объект №7362) выступал Украинский совнархоз [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 585]. Однако данная поставка в Корею оказалась под вопросом после того, как 11 января 1964 года начальник главного управления внешнеэкономических связей Украинского совнархоза М. Левченко направил на Завод имени Колющенко телеграмму с просьбой задержать отгрузку в Корею трех бульдозеров Д–271 до особого распоряжения [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 590], что было связано с задержкой подписания корейской стороной контракта на поставку продукции на Мусанский рудник [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 593]. Но вопрос был решен быстро: в течение недели корейцы подписали контракт, после чего 18 января 1964 года Заводу было отдано указание на отгрузку бульдозеров в I квартале 1964 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 589]. В итоге через станцию Хасан до станции Зинхва [т.е. Чинхва] Чензинской [т.е. Чхонджинской] железной дороги [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 586] была отгружена первая партия из двух машин в Корею 22 февраля [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 594-595], и еще один бульдозер – 15 февраля 1964 года [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 596, 598-599].

Таким образом, Завод имени Колющенко экспортировал в 1964 году по три бульдозера моделей Д–492 и Д–271. Несмотря на задержку корейцами подписания контракта на поставку модели Д–271, отправка всей техники в КНДР была осуществлена в полном объеме и в требуемый срок. Что касается географии экспорта продукции Завода, то в 1964 году она, помимо КНДР, охватывала такие страны, как Афганистан, Египет, Либерия, Гана, Сомали, Мали, Индия, Цейлон, Куба, Монголия, Индонезия, Чехословакия, Румыния, Болгария, ГДР [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 214, л. 1-4], а также Вьетнам, Камбоджа, Тунис, Алжир, Бирма, Пакистан и Югославия [ОГАЧО. Ф. 40. Оп. 8. Д. 213, л. 1-3].

Выводы

Таким образом, в 1958–1964 гг. Челябинский завод дорожных машин имени Колющенко осуществлял экспортные поставки в 37 капиталистических и социалистических стран, среди которых была и Корейская Народно-Демократическая Республика.

За исследуемый период Завод имени Колющенко отправлял на экспорт в основном бульдозеры моделей Д–271, Д–259, Д–492, скреперы Д–374, корчеватели Д–210 и автогрейдеры Д–144. Что касается поставок непосредственно в КНДР, то в эту страну в 1958–1964 гг. были отправлены автогрейдеры Д–144 (2 шт.), бульдозеры Д – 492 (3 шт.) и Д – 271 (59 шт.), а также запчасти к ним. Отдельное место в экспортной продукции для Северной Кореи занимали бульдозер Д–259 и скрепер Д–374, которые были направлены в эту страну в единственном экземпляре в качестве экспонатов для участия в Пхеньянской торгово-промышленной ярмарке 1960 года.

Доставка продукции в Корею осуществлялась по двум основным маршрутам: 1) через Цзиань, станцию Отпор Забайкальской железной дороги; 2) через станцию Хасан Дальневосточной железной дороги. Конечной точкой назначения товара могли выступать станции Чензинсохан или Зинхва Чензинской железной дороги, а также станции Туманган, Пхеньян, Пхеньян I или Сопхеньян Корейских железных дорог.

Дорожно-строительная техника, поставленная в КНДР, была предназначена для работы на строительной базе в г. Чхонджин, Пхеньянской тепловой электростанции и Мусанском железнорудном бассейне, который был основным поставщиком сырья для Сталелитейного завода имени Ким Чхэка. Экспортные наряды для Кореи поступали на Завод имени Колющенко от всесоюзных объединений «Автоэкспорт», «Тяжпромэкспорт», а также от Министерства строительства электростанций СССР.

В процессе осуществления поставок в Корею у Завода имени Колющенко не обошлось без проблем, связанных как с аннуляцией заказов и задержкой подписания контракта корейской стороной. В целом можно сказать, что вся продукция была поставлена в КНДР в полном объеме и требуемые сроки за исключением незначительных нарушений заводом-изготовителем срока отгрузки запчастей в 1958 году и бульдозеров Д – 271 в 1959 году, что было связано с большими объемами заказов для Кореи.

Список литературы

1. История Завода имени Колющенко. – Текст: электронный // chelts.ru: сайт. – URL: https://chelts.ru/stati/stati_45.html (дата обращения: 04.02.2023).

2. UMG СДМ. О компании. – Текст: электронный // umg-sdm.com: сайт. – URL: https://umg-sdm.com/o-kompanii/ (дата обращения: 07.02.2023).

3. О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством: Закон от 10 мая 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. M., 1957. № 11 (23 мая). С. 337–368. Текст: непосредственный.

4. Объединенный государственный архив Челябинской области: путеводитель. Т.1. Ч.2. Челябинск: АО «Челябинский Дом печати», 2020. 720 с. – Текст: электронный // archive74.ru: сайт. – URL: https://archive74.ru/sites/default/files/obedinennyy_gosudarstvennyy_arhiv_chelyabinskoy_oblasti._putevoditel._t._1._ch._2._chelyabinsk_2020.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

5. История. 56 лет назад были созданы совнархозы – органы территориального управления народным хозяйством. – Текст: электронный // ekburg.ru: сайт. – URL: https://www.ekburg.ru/news/10/45823-istoriya-56-let-nazad-byli-sozdany-sovnarkhozy---organy-territorialnogo-upravleniya-narodnym-khozyaystvom/ (дата обращения: 19.07.2022).

6. Автогрейдер Д–144. – Текст: электронный // techstory.ru: сайт. – URL: http://techstory.ru/du/graider_d144.htm (дата обращения: 13.01.2023).

7. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 145. – 760 л. – Текст: непосредственный.

8. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 146. – 667 л. – Текст: непосредственный.

9. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 151. – 774 л. – Текст: непосредственный.

10. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 150. – 789 л. – Текст: непосредственный.

11. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 149. – 857 л. – Текст: непосредственный.

12. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 147. – 304 л. – Текст: непосредственный.

13. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 163. – 279 л. – Текст: непосредственный.

14. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 180. – 646 л. – Текст: непосредственный.

15. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 198. – 821 л. – Текст: непосредственный.

16. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 213. – 823 л. – Текст: непосредственный.

17. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. Р-40. – Оп. 8. – Д. 214. – 851 л. – Текст: непосредственный.

18. Бизнес с КНДР. Экономика и связи с Россией в 1999-2001 гг. – Текст: электронный // polpred.com: сайт. – URL: https://www.polpred.com/download/user/pdf/191_1.pdf (дата обращения: 08.02.2023).

19. Крупнейший рудник Северной Кореи приостановил работу. – Текст: электронный // dprk.ru: сайт. – URL: https://dprk.ru/inside/krupneyshiy-rudnik-severnoy-korei-priostanovil-rabotu.html (дата обращения: 10.02.2023).

References

1. Istorija Zavoda imeni Koljushhenko. – Tekst: jelektronnyj // chelts.ru: sajt. – URL: https://chelts.ru/stati/stati_45.html (data obrashhenija: 04.02.2023).

2. UMG SDM. O kompanii. – Tekst: jelektronnyj // umg-sdm.com: sajt. – URL: https://umg-sdm.com/o-kompanii/ (data obrashhenija: 07.02.2023).

3. O dal'nejshem sovershenstvovanii organizacii upravlenija promyshlennost'ju i stroitel'stvom: Zakon ot 10 maja 1957 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. M., 1957. № 11 (23 maja). S. 337–368. Tekst: neposredstvennyj.

4. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti: putevoditel'. T.1. Ch.2. Cheljabinsk: AO «Cheljabinskij Dom pechati», 2020. 720 s. – Tekst: jelektronnyj // archive74.ru: sajt. – URL: https://archive74.ru/sites/default/files/obedinennyy_gosudarstvennyy_arhiv_chelyabinskoy_oblasti._putevoditel._t._1._ch._2._chelyabinsk_2020.pdf (data obrashhenija: 01.02.2023).

5. Istorija. 56 let nazad byli sozdany sovnarhozy – organy territorial'nogo upravlenija narodnym hozjajstvom. – Tekst: jelektronnyj // ekburg.ru: sajt. – URL: https://www.ekburg.ru/news/10/45823-istoriya-56-let-nazad-byli-sozdany-sovnarkhozy---organy-territorialnogo-upravleniya-narodnym-khozyaystvom/ (data obrashhenija: 19.07.2022).

6. Avtogrejder D–144. – Tekst: jelektronnyj // techstory.ru: sajt. – URL: http://techstory.ru/du/graider_d144.htm (data obrashhenija: 13.01.2023).

7. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 145. – 760 l. – Tekst: neposredstvennyj.

8. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 146. – 667 l. – Tekst: neposredstvennyj.

9. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 151. – 774 l. – Tekst: neposredstvennyj.

10. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 150. – 789 l. – Tekst: neposredstvennyj.

11. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 149. – 857 l. – Tekst: neposredstvennyj.

12. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 147. – 304 l. – Tekst: neposredstvennyj.

13. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 163. – 279 l. – Tekst: neposredstvennyj.

14. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 180. – 646 l. – Tekst: neposredstvennyj.

15. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 198. – 821 l. – Tekst: neposredstvennyj.

16. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 213. – 823 l. – Tekst: neposredstvennyj.

17. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. R-40. – Op. 8. – D. 214. – 851 l. – Tekst: neposredstvennyj.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Biznes s KNDR. Jekonomika i svjazi s Rossiej v 1999-2001 gg. – Tekst: jelektronnyj // polpred.com: sajt. – URL: https://www.polpred.com/download/user/pdf/191_1.pdf (data obrashhenija: 08.02.2023).

19. Krupnejshij rudnik Severnoj Korei priostanovil rabotu. – Tekst: jelektronnyj // dprk.ru: sajt. – URL: https://dprk.ru/inside/krupneyshiy-rudnik-severnoy-korei-priostanovil-rabotu.html (data obrashhenija: 10.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.