Введение
В середине 1957 года функции по управлению советской промышленностью были возложены на новые органы территориального управления народным хозяйством – совнархозы (СНХ) [1, с. 343]. Территория Челябинской области перешла под управление Челябинского совнархоза. После укрупнения в 1962 году был образован Южно-Уральский совет народного хозяйства, включивший в себя территорию Челябинской, Курганской и Оренбургской областей [2]. В 1965 году совнархозы были упразднены, а их функции были переданы вновь созданным отраслевым министерствам.
В период с 1962 по 1965 год в составе Южно-Уральского совнархоза в Корейскую Народно-Демократическую Республику осуществляли экспорт продукции более десятка предприятий, которые по территориальной принадлежности распределялись следующим образом:
г. Челябинск:
- Челябинский завод дорожных машин имени Д. В. Колющенко
- Челябинский тракторный завод
- Челябинский завод мерительных инструментов
- Челябинский завод шлифовальных изделий
- Челябинский лакокрасочный завод
- Челябинский завод электромашин
- п/я 71
Челябинская область:
- Катав-Ивановский приборостроительный завод (г. Катав-Ивановск)
- Магнитогорский калибровочный завод (г. Магнитогорск)
- Златоустовский часовой завод (г. Златоуст)
- п/я 1 (г. Сим)
- п/я 18 (г. Кыштым)
г. Курган:
Курганский арматурный завод
Курганская область:
- Шадринский автоагрегатный завод (г. Шадринск)
- Шадринский завод полиграфических машин «Полиграфмаш» (г. Шадринск)
- Катайский насосный завод (г. Катайск)
Оренбургская область:
- Медногорский завод «Уралэлектромотор» (г. Медногорск)
Ниже рассмотрим основные показатели экспортных поставок предприятий Южно-Уральского совнархоза в Северную Корею в 1962–1965 гг., товарную матрицу поставляемой ими в Корейскую Народно-Демократическую Республику продукции. В данной статье не будет рассматриваться экспортная деятельность Челябинского завода дорожных машин, которой посвящено отдельное исследование.
Результаты исследования
Ситуация с поставками в Корейскую Народно-Демократическую Республику в 1962 – 1965 гг. продукции заводов Южно-Уральского совнархоза, находящихся на территории г. Челябинска, складывалась следующим образом:
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Завод располагается по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, 3. ЧТЗ начал свою работу 1 июня 1933 года с выпуска гусеничных тракторов «Сталинец – 60». В годы Великой Отечественной войны был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома и занимался производством преимущественно танков, самоходных установок, танковых дизель-моторов и заготовок боеприпасов. После войны предприятие вернулось к своей основной специализации – производству тракторов, а в 1958 году заводу было возвращено его историческое имя – Челябинский тракторный завод. После приватизации предприятие получило название ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», которое и по сей день остается ведущим российским заводом по производству такой техники как тракторы, бульдозеры, погрузчики и т.п. [3].
В указанный период ЧТЗ поставлял в КНДР только запчасти к тракторам различных моделей. Первые сведения об отправке заводом своей продукции в Корейскую Народно-Демократическую Республику приходятся на I квартал 1964 года, в течение которого он должен был отгрузить в эту страну запчасти к тракторам на сумму 11,93 тыс. руб. (первый этап) и 11,99 тыс. руб. (второй этап). В указанный период ЧТЗ обеспечил поставку продукции на 11,5 тыс. руб. и 11,56 тыс. руб. соответственно, а остальные запчасти на общую сумму 0,86 тыс. руб. были отправлены в Корею в апреле 1964 года [4, л. 7]. Во II полугодии 1964 года завод в очередной раз должен был поставить в Северную Корею запасных частей на общую сумму 50, 77 тыс. руб., однако к концу года отгрузил в эту страну продукции на сумму 48,22 тыс. руб., в результате чего недогруз составил около 5% от общего объема планируемой поставки в количестве 2,55 тыс. руб. [5, л. 316], который был восполнен в начале 1965 года. Из числа азиатских стран, помимо КНДР, завод поставлял запчасти к тракторам также в Индию, Цейлон (ныне – Шри-Ланка), Вьетнам, Пакистан и Йемен [5, л. 316].
Челябинский завод мерительных инструментов. Завод располагался по адресу г. Челябинск, Свердловский тракт, 38. В октябре 1941 года Госудрственным комитетом обороны было принято решение об эвакуации приборостроительного завода «Калибр» в город Челябинск, а в феврале 1942 года вновь созданному заводу было присвоено название Государственный союзный Челябинский завод мерительных инструментов, который в 1976 году был переименован в Челябинский инструментальный завод, а в 1986 году – в Челябинский завод измерительных инструментов. Основной продукцией предприятия стало производство измерительного инструмента, железнодорожных шаблонов, калибров и слесарно-монтажного инструмента. Вскоре после акционирования в 1992 году завод обанкротился, а на его основе в 1997 году было создано ООО НПП «Челябинский инструментальный завод» [6], которое функционирует по настоящее время [7].
Челябинский завод мерительных инструментов впервые должен был осуществить экспортную поставку в КНДР в I квартале 1964 года десяти запорных клапанов 17с 11нж Ду=15, применяемых в трубопроводах, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов, газа, воды, пара и т.д. Как отмечается в документах, поставка была сорвана по причине брака производства и перенесена на II квартал [4, л. 46]. В итоге все 10 клапанов были отгружены в КНДР 12 мая 1964 года [4, л. 67]. Помимо Кореи, 5 шт. клапанов были отправлены на экспорт в Индию [4, л. 46].
Очередной заказ на поставку шести таких же клапанов завод должен был осуществить в I квартале 1965 года, но снова не уложился в заявленные сроки. В итоге клапаны были отправлены в Корею в полном объеме, но с небольшой задержкой – в апреле 1965 года [8, л. 103].
Челябинский завод шлифовальных изделий. Завод располагался по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, 2А. Государственный союзный завод шлифовальных изделий был образован в 1941 году на базе обогатительной фабрики Челябинского тракторного завода и эвакуированного на Урал Ленинградского абразивного завода «Ильич». С декабря 1962 года находился в подчинении Управления металлургической промышленности, а с 1963 года – Управления черной металлургии Южно-Уральского совнархоза. С декабря 1964 года был включен в состав Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) на правах цеха. В августе 1966 года реорганизован в Челябинский завод шлифовальных изделий, а в 1976 году был переименован в Челябинский завод шлифовального инструмента. В процессе своей деятельности завод осуществлял обогащение формовочных песков, производил шлифовальные шкурки, вулканитовые круги, карборудные нагреватели. После акционирования в сентябре 1992 года предприятие было преобразовано в АО «Росси» [9]. В результате банкротства в 2015 году предприятие было ликвидировано [10].
Единственный заказ для КНДР, который был сделан данному заводу, был связан с отправкой в эту страну в I квартале 1962 года шлифовальных изделий (наждачная бумага и др.) на общую сумму 30 руб. При этом даже такую символическую поставку предприятие не смогло выполнить в течение всего 1962 года вероятно из-за низкого уровня контроля над качеством экспортных заказов на предприятии. Также были сорваны поставки аналогичной продукции в Монголию на сумму 100 руб. и семь более крупных заказов для Бирмы на общую сумму около 5 тыс. руб. В итоге вся заявленная продукция была отгружена в КНДР, Монголию и Бирму лишь в начале 1963 года [11, л. 44].
Челябинский лакокрасочный завод. Расположен по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/18. Челябинский лакокрасочный завод был основан в Челябинске в 1942 году в результате эвакуации производства из Москвы. В послевоенные годы предприятие было третьим в стране по объему производства такой лакокрасочной продукции, как лаки, белила, эмали, грунтовки и т.п., однако в 1980-е гг. завод был объявлен банкротом. В середине 2000-х гг. завод был реконструирован и с 2005 года работает под названием Челябинский лакокрасочный завод «ФЭСТ ПРО» [12].
Работавший под началом управления химической промышленности Южно-Уральского совнархоза Челябинский лакокрасочный завод первые экспортные поставки различных лакокрасочных материалов (белила, разжигатели и т.д.) в количестве 104,93 тонны осуществил в I квартале 1962 года. Однако из всего этого объема экспортных поставок предприятия часть продукции была отгружена с опозданием для двух государств – КНДР и Монголии. С незначительной задержкой – в апреле 1962 года – в Корею было отгружена партия в количестве 800 кг. разжигателя, а в Монголию – 4 тонны белил [11, л. 58].
Челябинский завод электромашин. Расположен по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21, к. 1. Завод электромашин был образован в 1934 году в результате выделения из состава Московского завода автотракторного оборудования, а в октябре 1941 года был эвакуирован в Челябинск. В военные годы завод выпускал авиационное оборудование, генераторы и реле-регуляторы для танков и самоходных установок, а впоследствии и для тракторов Челябинского тракторного завода. В 1963 году предприятие получило название Челябинский завод «Электромашина» и производило главным образом электроаппаратуру и системы электроавтоматики для промышленной и бытовой техники. С июля 1992 года оно стало работать как ОАО «Электромашина», а позднее – АО «НПО «Электромашина» [13].
Завод электромашин, подведомственный управлению радиотехнической промышленности Южно-Уральского совнархоза, за обозначенный период получил единственный заказ на экспорт в Корейскую Народно-Демократическую Республику во II квартале 1962 года различного тракторного оборудования в количестве 30 единиц, однако отгрузка фактически была осуществлена лишь во II полугодии того же года. Для сравнения, в Румынию было отгружено 19 шт. и в Польскую Народную Республику – лишь 5 шт. вышеуказанной продукции [11, л, 123]. С учетом специфики производства, можно допустить, что тракторное оборудование, поставленное в КНДР, было представлено генераторами для тракторов.
Завод п/я 71. В советские годы под этим номером работал Челябинский радиозавод [14], расположенный в г. Челябинск, ул. Тернопольская, 6. Официальным днем рождения Челябинского радиозавода «Полет» стало 31 декабря 1952 года, когда на предприятии был собран авиационный маркерный радиомаяк МРМ – 48 «Сирень». Помимо оборудования для авиации и флота (пеленгаторов, радиолокаторов, аппаратуры управления корабельными системами), в течение всего периода работы завод также производил такие товары народного потребления, как радиоприемники, электропроигрыватели, музыкальные центры и т.п. В 2001 году предприятие стало ОАО «Челябинский радиозавод «Полет», которое с 2014 года работает в составе Госкорпорации АО «Объединенная приборостроительная корпорация» [15].
В III квартале 1962 года радиозавод должен был поставить в КНДР радиоприемник «Родина – 52М» в количестве 2 шт. [11, л. 178]. Однако предприятие не уложилось в указанный срок и отгрузило радиоприемники в Корею в полном объеме с опозданием на квартал – 16 января 1963 года [11, л. 25]. По сравнению с другими азиатскими государствами, куда завод экспортировал вышеуказанную продукцию, партия товара, предназначенная для Кореи, оказалась не очень значительной. Так, до конца 1962 года радиозавод должен был также отправить на экспорт «Родина – 52М» в количестве 5 шт. в Гану, 10 шт. – в Индонезию, 15 шт. – в Пакистан и 21 шт. – в Мали [11, л. 178].
Далее рассмотрим предприятия Челябинской области, которые отправляли в Корейскую Народно-Демократическую Республику свою продукцию в период 1962 – 1965 гг.
Катав-Ивановский приборостроительный завод. Расположен в г. Катав-Ивановск Челябинской обл., ул. Караваева, 45. Завод был основан в начале Великой Отечественной войны в результате эвакуации в Катав-Ивановск Ленинградского завода штурманских приборов. В течение многих десятилетий Катав-Ивановский приборостроительный завод специализировался на производстве магнитных компасов и другого навигационного и электронного оборудования для флота СССР и социалистических стран. После акционирования предприятие стало работать как АО «Катав-Ивановский приборостроительный завод» [16].
Катав-Ивановский приборостроительный завод в рассматриваемый период осуществлял поставки в Корею только в 1965 году, когда подведомственность предприятия была передана министерству судостроительной промышленности СССР. В I квартале 1965 года приборостроительный завод должен был отправить на экспорт в КНДР магнитные компасы УПКМ – 10М в количестве 15 шт. и УПКМ – 1М в количестве 10шт. [8, л. 105]. Однако завод не сумел осуществить поставку в указанный срок по причине отсутствия комплекта преобразователей ПО – 12 от предприятия-смежника Томского п/я 16. По этой же причине была сорвана поставка 60 шт. компасов во Вьетнам и 2 шт. – в Болгарию [8, л. 105]. В отличие от КНДР, в качестве причины срыва поставки компасов в Индонезию, Эфиопию и Объединенную Арабскую Республику указывалось, что не освоено производство в экспортном и тропическом исполнении блоков питания для компасов модели БП – 24/1 [8, л. 112]. После получения комплектующих приборостроительный завод изготовил компасы в полном объеме и отгрузил их северокорейскому заказчику к 1 мая 1965 года [8, л. 180-181].
Магнитогорский калибровочный завод. Расположен в г. Магнитогорск Челябинской области, ул. Метизников, 5. Завод образован в 1942 году и изначально специализировался на выпуске металлопродукции промышленного назначения (проволока, тросы, гайки, болты и т.п.), став одним из ведущих предприятий метизной промышленности. В 1992 году был преобразован в ОАО «Магнитогорский калибровочный завод», а в результате слияния в 2006 году Магнитогорского метизно-калибровочного завода и Магнитогорского калибровочного завода был образован ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ» [17].
В плане экспортных поставок калибровочного завода на 1962 год была предусмотрена отправка в КНДР 111653 тонн стального троса и 41,5 тонн проволоки. Но далеко не весь этот объем была отгружен северокорейскому заказчику до конца 1962 года и по состоянию на 1 января 1963 года остались неотгруженными 30 тонн проволоки (которая была допоставлена в Корею в январе 1963 года) и 30383 тонны троса, из которых в январе 1963 года завод отгрузил в КНДР 22,16 тонны [11, л. 19]. Оставшаяся часть партии троса была объединена со следующим заказом, запланированным на I квартал 1963 года, и в количестве 25,2 тонны была отгружена в Корею 6 февраля 1963 года. Тогда же в эту страну был отправлена партия гаек в количестве 17,54 тонн [11, л. 24]. Таким образом, все заявки на свою продукцию для Корейской Народно-Демократической Республики Магнитогорский калибровочный завод с месячной задержкой выполнил в полном объеме.
Златоустовский часовой завод. Завод расположен в г. Златоуст Челябинской области, ул. Ленина, 2. Основан осенью 1941 года в результате эвакуации из Москвы в Златоуст Первого государственного завода имени С. М. Кирова. Златоустовский часовой завод функционирует и по сей день, специализируясь на выпуске часов, секундомеров, курвиметров, таймеров и прочей продукции точной механики [18].
Часовой завод получил свой единственный экспортный заказ для КНДР на 1962 год, в I полугодии которого должен был отправить в эту страну секундомеры в количестве 2 шт., которые фактически были отгружены в Корею только в III квартале 1962 года. Для сравнения, в этот же период завод отправил 55 шт. секундомеров во Вьетнам, 27 шт. – в Афганистан и 1 шт. – в Монгольскую Народную Республику [11, л. 179].
Завод п/я 1. Завод находился в г. Сим Челябинской области, ул. Пушкина, 1. Завод был основан в 1759 году и до 1910 года имел металлургический профиль производства, после чего стал специализироваться на выпуске санитарных двуколок и автоприцепов [19]. После эвакуации в 1941 году двух Московских агрегатных заводов, предприятие объединилось в Симский механический завод [20]. Завод стал подчиняться Наркомату авиационной промышленности и был также известен как завод №132 [14]. На нем производятся агрегаты запуска авиационных двигателей, агрегатов пневмосистем самолетов и другой техники для авиационной промышленности [19].
Предприятие отгрузило в КНДР 4 шт. авиационных агрегатов (конкретные наименования в документах не уточняются) в конце I полугодия 1962 года, что стало единственной известной поставкой завода для этой страны. Авиационные агрегаты также были отправлены в Чехословакию (8 шт.) и в Болгарию (2 шт.) [11, л. 117].
Завод п/я 18. Завод находился в г. Кыштым Челябинской области, ул. Ленина, 50. Предприятие было основано в конце 1950-х гг. и было известно как Кыштымский радиозавод. На протяжении своей истории завод выпускает не только такую сложную радиоэлектронную технику, как бортовые системы для определения местонахождения судов во время плавания, но и такие товары народного потребления, как портативные радиоприемники, радиостанции, домофоны, блоки питания и т.д. После акционирования в 1994 году предприятие стало называться АО «Радиозавод» [21].
Во II квартале 1962 года завод отправил на экспорт в Корею 8 шт. радиодеталей (конкретные наименования в документах не уточняются). Других поставок для этой страны в рассматриваемый период завод не осуществлял. Предприятие поставляло на экспорт не только радиодетали. Так, в 1962 году в Польшу был отправлен пеленгатор АРП – 6. Запчасти для ремонта отгружались в Польшу, Чехословакию, Болгарию и ГДР [11, л. 113].
Ниже рассмотрим экспортные поставки в Корейскую Народно-Демократическую Республику в 1962 – 1965 гг. продукции заводов Южно-Уральского совнархоза, находящихся на территории г. Кургана и Курганской области:
Курганский арматурный завод. Расположен в г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 118/1. Завод был основан в 1949 году и специализируется на производстве запорной арматуры для предприятий нефтяной, газовой и химической промышленности: обратные и запорные клапаны, задвижки, вентили и т.п. После акционирования завод стал назваться ОАО «Икар», а с 2015 года к нему вернулось прежнее название – ООО «Курганский арматурный завод» [22].
В I квартале 1964 года завод должен был поставить в Северную Корею вентили 15 нж 64 бк Ду=25 в количестве 99 шт., из которых в срок было отгружено 85 шт. В примечании к документу в качестве объяснения причины лишь указано, что 14 шт. вентилей «не поставлено по вине завода» [4, л. 161], которые, тем не менее, были допоставлены в апреле того же года.
Очередной заказ для КНДР арматурный завод выполнил во II квартале 1964 года, отправив в эту страну клапаны Ду=300 (2шт.), вентили Ду=10 (2 шт.) и задвижки Ду=800 (3 шт.) [4, л. 257].
Шадринский автоагрегатный завод. Расположен в г. Шадринск Курганской обл., ул. Свердлова, 1. Завод был основан в конце 1941 года как филиал №5 на базе арматурного, инструментального и деревообрабатывающего цехов Московского автозавода имени Сталина и Московского карбюраторного завода, на котором в годы Великой Отечественной войны производились карбюраторы, масляные радиаторы и детали кабины к автомобилю ЗИС – 5, а в последующие годы – и многие другие агрегаты преимущественно для автомобильной промышленности. С 1992 года предприятие работает под названием ОАО «Автоагрегат», которое с 1999 года входит в состав Уральской горно-металлургической компании [23].
В I квартале 1965 года Шадринский автоагрегатный завод должен был отправить на экспорт в Корейскую Народно-Демократическую Республику карбюраторы К–12ДГ2 в количестве 20 шт. [8, л. 104], которые устанавливались на двигатели Л – 6 Ульяновского завода малолитражных автомобилей, предназначенные для привода компрессоров, мотонасосов, моторных лодок и т.п. Карбюраторы были отгружены в Корею в полном объеме с месячной задержкой – к 1 мая 1965 года [8, л. 180-181].
Шадринский завод полиграфических машин «Полиграфмаш». Располагался в г. Шадринск Курганской обл., ул. Первомайская, 5. Во время Великой Отечественной войны из Ленинграда в Шадринск был эвакуирован завод полиграфических машин, который получил название Шадринский государственный завод (завод №815) и в годы войны производил авиационные взрыватели и минометы. В 1946 году предприятие было реорганизовано в Шадринский завод полиграфических машин «Полиграфмаш» [24], который вплоть до своего закрытия в 1996 году занимался производством полиграфической продукции и оборудования, в т.ч. печатных машин, линотипных и монотипных матриц и т.п.
В I полугодии 1965 года «Полиграфмаш» должен был отправить на экспорт в КНДР, Индию, Румынию и Болгарию по одной тигельной печатной машине. Фактически отгрузка всех этих машин была задержана и произведена только в начале II полугодия 1965 года по причине того, что продукция слишком долго находилась на проверке Госинспекции по качеству экспортных товаров [8, л. 279]. Иных поставок в Корею предприятие не осуществляло.
Катайский насосный завод. Расположен в г. Катайск Курганской обл., ул. Матросова, 1. Основан в результате эвакуации в г. Катайск в 1941 году Мелитопопольского машиностроительного завода, специализировавшегося на производстве насосов. В годы войны Катайский насосный завод производил мины, насосы и компрессоры, после окончания которой перешел на выпуск насосов различных типов. В результате акционирования в ноябре 1992 года продолжает работу как АО «Катайский насосный завод» [25].
В I квартале 1964 года завод должен был поставить в Корейскую Народно-Демократическую Республику два консольных насоса 4К – 6, применяемых для перекачки чистой воды. По состоянию на 1 апреля того же года насосы были готовы к отгрузке и отправлены северокорейскому заказчику с небольшой задержкой – в апреле 1964 года. Помимо Кореи, эту же модель насосов предприятие отгрузило также в Индию, Объединенную Арабскую Республику, Монголию, Лаос, Болгарию, Цейлон, Кубу, Ирак и Судан [4, л. 171]. Других поставок в КНДР в рассматриваемый период завод не производил.
Экспорт в Корейскую Народно-Демократическую Республику в 1962 – 1965 гг. продукции заводов Южно-Уральского совнархоза, находящихся на территории Оренбургской области, выполнялся одним предприятием:
Медногорский электротехнический завод «Уралэлектромотор». Расположен в г. Медногорск Оренбургской обл., ул. Моторная, 1А. Основан в результате эвакуации осенью 1941 года Тульского оружейного завода №314 в г. Медногорск, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск пушек и винтовок. В послевоенное время Медногорский электротехнический завод освоил выпуск электродвигателей и пусковой аппаратуры к ним: тепловых реле, магнитных пускателей и кнопочных постов управления. В 1954 году заводу присвоено наименование Медногорский электротехнический завод «Уралэлектромотор». В 1992 году предприятие становится ОАО Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро», которое с 2011 года работает в составе ОАО «Концерн «Радиотехнические и информационные системы» [26].
В I полугодии 1964 года завод отправил на экспорт в Северную Корею тепловое реле РТ – 1 в количестве 15 шт., что стало единственной поставкой предприятия в рассматриваемый период для этой страны. Это же реле было также отправлено на экспорт в такие страны, как Индия, Монголия, Эфиопия, Индонезия, Гвинея, Камбоджа, Афганистан, Мали, Сомали, Ирак, Вьетнам, Египет и КНР [4, л. 265]. Иных поставок в КНДР завод не осуществлял.
Выводы
Таким образом, в период 1962 – 1965 гг. работу над экспортными заказами для Корейской Народно-Демократической Республики проводили в общей сложности семнадцать заводов, подведомственных Южно-Уральскому совету народного хозяйства, двенадцать из которых находились на территории Челябинска и Челябинской области, четыре – на территории Кургана и Курганской области и один – в Оренбургской области. При этом среди них нельзя выделить какое-либо предприятие, проявлявшее наибольшую активность в экспортной деятельности в отношении к КНДР, так как многие из них ограничились выполнением одного заказа для этой страны. По два заказа для Северной Кореи выполнили четыре завода: Челябинский тракторный завод, Челябинский завод мерительных инструментов, Магнитогорский калибровочный завод и Курганский арматурный завод.
Ассортимент поставляемой в Корею вышеуказанными семнадцатью предприятиями был представлен широким спектром продукции: запчастями и электрооборудованием для тракторов, запорными клапанами для трубопроводов, разжигателями, насосами, печатными машинами, радиоприемниками, радиодеталями, магнитными компасами, авиационными приборами, тепловыми реле, карбюраторами, секундомерами, тросами и проволокой.
Что касается своевременности выполнения экспортных поставок в КНДР, лишь по трем заводам (п/я 1, п/я 18 и Медногорскому электротехническому заводу) отсутствуют какие-либо сведения о срыве экспортных поставок. Остальные же предприятия в большинстве своем допускали задержку отгрузки продукции в Корею не более чем на три месяца. Исключением здесь стал Челябинский завод шлифовальных изделий, который задержал отгрузку продукции в Корею на целый год. В качестве объяснения срыва экспортных поставок в КНДР в документах указываются такие причины, как брак производства (Челябинский завод мерительных инструментов), вина завода (Курганский арматурный завод), вина смежника (Катав-Ивановский приборостроительный завод), проверка Госинспекцией по качеству экспортных товаров (Шадринский завод полиграфических машин).
Список литературы
1. О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством: Закон от 10 мая 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. M., 1957. № 11 (23 мая). С. 337–368. – Текст: непосредственный.
2. История. 56 лет назад были созданы совнархозы – органы территориального управления народным хозяйством. – Текст: электронный // ekburg.ru: сайт. – URLhttps://www.ekburg.ru/news/10/45823-istoriya-56-let-nazad-byli-sozdany-sovnarkhozy---organy-territorialnogo-upravleniya-narodnym-khozyaystvom/ (дата обращения: 19.07.2022)
3. Челябинский тракторный завод. История. – Текст: электронный // chtz-uraltrac.ru: сайт. – URL: http://chtz-uraltrac.ru/articles/categories/24.php (дата обращения: 03.07.2022)
4. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. 1613. – Оп. 44. – Д. 9. – 329 л. – Текст: непосредственный.
5. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. 1613. – Оп. 44. – Д. 10. – 335 л. – Текст: непосредственный.
6. ООО НПП «Челябинский инструментальный завод» (ООО НПП «ЧИЗ»). – Текст: электронный // zavodfoto.livejournal.com: сайт. – URL: https://zavodfoto.livejournal.com/26962.html (дата обращения: 23.07.2022).
7. Челябинский инструментальный завод. – Текст: электронный // chiz.ru: сайт. – URL: https://chiz.ru/index.php (дата обращения: 23.07.2022).
8. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. 1613. – Оп. 44. – Д. 16. – 320 л. – Текст: непосредственный.
9. Челябинский завод шлифовального инструмента Челябинского абразивного производственного объединения; г. Челябинск Челябинской области (1941 – 1992). – Текст: электронный // alertino.com: сайт. – URL: https://alertino.com/ru/2408 (дата обращения: 23.07.2022).
10. Организация ЗАО «Росси». – Текст: электронный // list-org.com: сайт. – URL: https://www.list-org.com/company/20720 (дата обращения: 24.07.2022).
11. Объединенный государственный архив Челябинской области – ОГАЧО. – Ф. 1613. – Оп. 44. – Д. 1. – 227 л. – Текст: непосредственный.
12. Челябинский лакокрасочный завод «ФЭСТ ПРО». – Текст: электронный // zavodfoto.livejournal.com: сайт. – URL: https://zavodfoto.livejournal.com/29516.html (дата обращения: 22.07.2022).
13. НПО Электромашина. Историческая справка. – Текст: электронный // npoelm.ru: сайт. – URL: https://www.npoelm.ru/company/istoricheskaya-spravka/ (дата обращения: 25.07.2022).
14. Почтовые ящики «п/я». – Текст: электронный // oboron-prom.ru: сайт. – URL: https://oboron-prom.ru/page,2,pochtovye-yaschiki-p-ya.html (дата обращения: 07.08.2022).
15. История Челябинского радиозавода «Полет». – Текст: электронный // polyot.ru: сайт. – URL: https://www.polyot.ru/about/43/ (дата обращения: 08.08.2022).
16. Катав-Ивановский приборостроительный завод. – Текст: электронный // kipz.ru: сайт. – URL: http://www.kipz.ru/nav_ru.htm (дата обращения: 18.08.2022)
17. Магнитогорский калибровочный завод, ОАО. – Текст: электронный // metaprom.ru: сайт. – URL: https://metaprom.ru/factories/mkz (дата обращения: 16.08.2022).
18. Знаменательные моменты истории Златоустовского часового завода. – Текст: электронный // zlat-zchz.com: сайт. – URL: https://www.zlat-zchz.com/интересное-о-нас-interesting-about-us/история-завода/ (дата обращения: 14.08.2022).
19. ПАО «Симский агрегатный завод «Агрегат». – Текст: электронный // chelindustry.ru: сайт. – URL: https://chelindustry.ru/view2.php?idd=77&rr=1 (дата обращения: 12.08.2022).
20. Предприятия №101 – 150. – Текст: электронный // oboron-prom.ru: сайт. – URL: https://oboron-prom.ru/page,42,predpriyatiya-101-150.html (дата обращения: 10.08.2022).
21. История АО «Радиозавод». – Текст: электронный // aorz.ru: сайт. – URL: https://aorz.ru/o-predpriyatii/istoriya (дата обращения: 15.08.2022).
22. История завода. – Текст: электронный // kurgan-armatura.ru: сайт. – URL: https://kurgan-armatura.ru/история-завода/ (дата обращения: 16.08.2022).
23. История компании. – Текст: электронный // shaaz.biz: сайт. – URL: http://shaaz.biz/about/istoriya-kompanii/ (дата обращения: 17.08.2022).
24. ООО «Дельта Технология». – Текст: электронный // delta-grup.ru: сайт. – URL: http://delta-grup.ru/donashejery.htm (дата обращения: 15.08.2022).
25. Катайский насосный завод. История. – Текст: электронный // knz.ru: сайт. – URL: https://knz.ru/history (дата обращения: 18.08.2022).
26. АО Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро». История компании. . – Текст: электронный // uralelectro.ru: сайт. – URL: http://uralelectro.ru/about-company/history/ (дата обращения: 11.08.2022).
References
1. dalnejshem sovershenstvovanii organizacii upravlenija promyshlennostju i stroitelstvom: Zakon ot 10 maja 1957 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. M., 1957. № 11 (23 maja). S. 337–368. – Tekst: neposredstvennyj.
2. Istorija. 56 let nazad byli sozdany sovnarhozy – organy territorialnogo upravlenija narodnym hozjajstvom. – Tekst: jelektronnyj // ekburg.ru: sajt. – URLhttps://www.ekburg.ru/news/10/45823-istoriya-56-let-nazad-byli-sozdany-sovnarkhozy---organy-territorialnogo-upravleniya-narodnym-khozyaystvom/ (data obrashhenija: 19.07.2022)
3. Cheljabinskij traktornyj zavod. Istorija. – Tekst: jelektronnyj // chtz-uraltrac.ru: sajt. – URL: http://chtz-uraltrac.ru/articles/categories/24.php (data obrashhenija: 03.07.2022)
4. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. 1613. – Op. 44. – D. 9. – 329 l. – Tekst: neposredstvennyj.
5. Ob#edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. 1613. – Op. 44. – D. 10. – 335 l. – Tekst: neposredstvennyj.
6. OOO NPP «Cheljabinskij instrumentalnyj zavod» (OOO NPP «ChIZ»). – Tekst: jelektronnyj // zavodfoto.livejournal.com: sajt. – URL: https://zavodfoto.livejournal.com/26962.html (data obrashhenija: 23.07.2022)
7. Cheljabinskij instrumentalnyj zavod. – Tekst: jelektronnyj // chiz.ru: sajt. – URL: https://chiz.ru/index.php (data obrashhenija: 23.07.2022)
8. Obedinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. 1613. – Op. 44. – D. 16. – 320 l. – Tekst: neposredstvennyj.
9. Cheljabinskij zavod shlifovalnogo instrumenta Cheljabinskogo abrazivnogo proizvodstvennogo ob#edinenija; g. Cheljabinsk Cheljabinskoj oblasti (1941 – 1992). – Tekst: jelektronnyj // alertino.com: sajt. – URL: https://alertino.com/ru/2408 (data obrashhenija: 23.07.2022)
10. Organizacija ZAO «Rossi». – Tekst: jelektronnyj // list-org.com: sajt. – URL: https://www.list-org.com/company/20720 (data obrashhenija: 24.07.2022).
11. Obedinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti – OGAChO. – F. 1613. – Op. 44. – D. 1. – 227 l. – Tekst: neposredstvennyj.
12. Cheljabinskij lakokrasochnyj zavod «FJeST PRO». – Tekst: jelektronnyj // zavodfoto.livejournal.com: sajt. – URL: https://zavodfoto.livejournal.com/29516.html (data obrashhenija: 22.07.2022)
13. NPO Jelektromashina. Istoricheskaja spravka. – Tekst: jelektronnyj // npoelm.ru: sajt. – URL: https://www.npoelm.ru/company/istoricheskaya-spravka/ (data obrashhenija: 25.07.2022).
14. Pochtovye jashhiki «p/ja». – Tekst: jelektronnyj // oboron-prom.ru: sajt. – URL: https://oboron-prom.ru/page,2,pochtovye-yaschiki-p-ya.html (data obrashhenija: 07.08.2022).
15. Istorija Cheljabinskogo radiozavoda «Polet». – Tekst: jelektronnyj // polyot.ru: sajt. – URL: https://www.polyot.ru/about/43/ (data obrashhenija: 08.08.2022).
16. Katav-Ivanovskij priborostroitelnyj zavod. – Tekst: jelektronnyj // kipz.ru: sajt. – URL: http://www.kipz.ru/nav_ru.htm (data obrashhenija: 18.08.2022).
17. Magnitogorskij kalibrovochnyj zavod, OAO. – Tekst: jelektronnyj // metaprom.ru: sajt. – URL: https://metaprom.ru/factories/mkz (data obrashhenija: 16.08.2022)
18. Znamenatelnye momenty istorii Zlatoustovskogo chasovogo zavoda. – Tekst: jelektronnyj // zlat-zchz.com: sajt. – URL: https://www.zlat-zchz.com/interesnoe-o-nas-interesting-about-us/istorija-zavoda/ (data obrashhenija: 14.08.2022).
19. PAO «Simskij agregatnyj zavod «Agregat». – Tekst: jelektronnyj // chelindustry.ru: sajt. – URL: https://chelindustry.ru/view2.php?idd=77&rr=1 (data obrashhenija: 12.08.2022).
20. Predprijatija №101 – 150. – Tekst: jelektronnyj // oboron-prom.ru: sajt. – URL: https://oboron-prom.ru/page,42,predpriyatiya-101-150.html (data obrashhenija: 10.08.2022).
21. Istorija AO «Radiozavod». – Tekst: jelektronnyj // aorz.ru: sajt. – URL: https://aorz.ru/o-predpriyatii/istoriya (data obrashhenija: 15.08.2022).
22. Istorija zavoda. – Tekst: jelektronnyj // kurgan-armatura.ru: sajt. – URL: https://kurgan-armatura.ru/istorija-zavoda/ (data obrashhenija: 16.08.2022)
23. Istorija kompanii. – Tekst: jelektronnyj // shaaz.biz: sajt. – URL: http://shaaz.biz/about/istoriya-kompanii/ (data obrashhenija: 17.08.2022).
24. OOO «Delta Tehnologija». – Tekst: jelektronnyj // delta-grup.ru: sajt. – URL: http://delta-grup.ru/donashejery.htm (data obrashhenija: 15.08.2022).
25. Katajskij nasosnyj zavod. Istorija. – Tekst: jelektronnyj // knz.ru: sajt. – URL: https://knz.ru/history (data obrashhenija: 18.08.2022).
26. AO Mednogorskij jelektrotehnicheskij zavod «Uraljelektro». Istorija kompanii. . – Tekst: jelektronnyj // uralelectro.ru: sajt. – URL: http://uralelectro.ru/about-company/history/ (data obrashhenija: 11.08.2022).
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Хренов В.В., 2022
©Khrenov V.V., 2022