Научная статья на тему 'Челябинская область: программу социально-экономического развития претворяем в жизнь'

Челябинская область: программу социально-экономического развития претворяем в жизнь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котилко В.В.

В Челябинской области вышла целая серия книг и брошюр, в которых раскрывается содержание региональных программ, подведены итоги социально-экономического развития реформирования региона, а также намечены важнейшие приоритетные проблемы на ближайшую и отдаленную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Челябинская область: программу социально-экономического развития претворяем в жизнь»

10(13)-2004

Кншкный компас

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПРОГРАММУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕТВОРЯЕМ В ЖИЗНЬ

В. В. котилко,

доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН

В Челябинской области вышла целая серия книг и брошюр, в которых раскрывается содержание региональных программ, подведены итоги социально-экономического развития реформирования региона, а также намечены важнейшие приоритетные проблемы на ближайшую и отдаленную перспективу.

Действующая Программа «Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999-2005 годах» опубликована в полном объеме в издательстве «Книга» (Челябинск, 27 п.л.). В ней отражены основные проблемы, которые волнуют область последние десятилетия.

Цель программы — обеспечение подъема экономики Челябинской области и повышение жизненного уровня населения на основе эффективного использования природного, производственного, трудового и научного потенциалов. Выделяются такие специфические для данной территории задачи, как:

1) разработка системы по обеспечению стабилизации и последующего ускоренного развития ключевых отраслей области: металлургии, машиностроения, оборонного комплекса, топ-ливно-энгергетического комплекса, агропромышленного комплекса;

2) решение экологических проблем, включая реабилитацию территорий, попавших в радиационный след ПО «Маяк», а также ликвидация последствий неблагоприятной техногенной нагрузки в районах городов Карабаш, Магнитогорск, Сатка, Верхний Уфалей, Пласт, Троицк. На втором - современном - этапе (2001 - 2005 гг.)

осуществляется комплекс структурных преобразований в экономике области, реализуются основные мероприятия и инвестиционные проекты.

В состав основных подпрограмм входят следующие: развитие промышленности; развитие транспорта и связи; развитие строительного комплекса; экономическая политика; оздоровление окружающей среды; развитие территорий области; развитие социально-трудовой сферы; развитие социальной сферы.

Областную программу отличает следующая структура финансирования: бюджет области (30,5% от итога); собственные средства предприятий (31,8%); средства населения (1,0%); отечественные инвесторы (2,5%); иностранные инвесторы (2,5%); прочие внебюджетные источники (26,8%).

Направления расходов: капитальные вложения (31,9%); НИОКР (0,3%); прочие текущие расходы (67,8%).

В содержательной части программы подчеркивается, что структура экономики области характерна для старопромышленного района с гипертрофированной тяжелой индустрией, крупным ВПК, недостаточно развитым и низкорентабельным сельским хозяйством, небольшим удельным весом строительства, транспорта, связи, социальной сферы. Сложившиеся диспропорции, отметим, складывались десятилетиями.

Промышленность. Важнейшим промышленным комплексом области является металлургический, который не имеет собственной сырьевой базы и завозит железную руду и уголь железнодорожным транспортом за 2 — 3 тыс. км из Карелии, с ГОКов КМА и из Кемеровской области.

Цветная металлургия специализируется на производстве рафинированной меди и цинка, пользуется повышенным спросом на мировом рынке.

Для Челябинской области характерно сочетание высоких техногенных нагрузок, выражающихся в сверхнормативном загрязнении всех компонентов биосферы практически по всей территории, и большое количество накопленных радиоактивных (в том числе токсичных) отходов, что, в конечном итоге, приводит к высокому уровню заболеваемости населения.

Достаточно напомнить о том, что на северо-западе области размещены уникальные центры атомной промышленности (города Озерск и Сне-жинск), на западе — крупные центры ракетостроения и космической техники с испытательными полигонами и местами захоронения радиоактивных отходов. Особенно опасное положение в районе г. Карабаш из-за Карабашского медеплавильного комбината.

Разрыв экономических связей между государствами СНГ привел к нарушению поставок хрома, марганца, высококачественных железорудных концентратов для металлургических предприятий области. Возникли предпосылки к созданию угроз, снижающих экономическую безопасность Челябинской области (в части энергетической, топливной и продовольственной безопасности). Попытки решить возникшие про-блемычерез отдельные отраслевые программы не привели к ожидаемым результатам. Вот почему были разработаны федеральная и региональная программы социально-экономического развития Челябинской области на среднесрочную перспективу.

Суть программных положений — обосновать сценарии развития области и заложить основу долгосрочной экономической и социальной политики Администрации и Законодательного собрания области, а также содействовать разработке ежегодных прогнозов развития территории. Кроме того, в программе нашли отражение инвестиционные проекты, касающиеся развития основных товарных рынков Челябинской области.

В этом году опубликован «Комплексный доклад губернатора Челябинской области, председателя правительства Челябинской области П.И. Сумина» (Челябинск, 2004,44 е.), посвященный итогам социально-экономического развития Челябинской области в 2003 г. и задачам на 2004 г. В нем изложены результаты работы руководства области по преодолению последствий кризиса минувшего десятилетия, восстановлению предприятий и утраченных хозяйственных связей, а также снижению социальной напряженности в обществе.

В качестве приоритетного направления экономической политики рассматривается инвестицион-

ная деятельность как залог модернизации и технического перевооружения предприятий. Это связано с тем, что область заняла лидирующие позиции в Уральском федеральном округе по объему и качественной переработке инновационных проектов и получила достаточно высокие кредитные рейтинги.

Среди предприятий, обеспечивающих стабильное поступление налоговых платежей, выплачивающих регулярно зарплату и реализующих мероприятия по модернизации производства и обновлению основных фондов, в докладе выделены: ОАО «ММК», ОАО «Мечел», ЧТПЗ, Саткинский комбинат «Магнезит», Челябинский цинковый завод, КМЭЗ ЗАО «Южуралзолото», ОАО «Челябинский электродный завод», ГП «Прибор», ОАО «Теплоприбор», Челябинский филиал ОАО «Урал-связьинформ», ЮУЖД и др.

Среди реализованных в 2003 г. проектов заслуживают внимания следующие:

• на ОАО «ММК» проведены реконструкция цеха холодной прокатки, выпуск холоднокатаного листа для автомобильной промышленности; на ЧТПЗ — ввод в строй второй очереди производства по нанесению антикоррозионного покрытия на трубы большого диаметра; на ОАО «Мечел» — пуск в эксплуатацию 6-й коксовой батареи, завершение первого этапа реконструкции сталеплавильного производства;

• на ОАО «Челябинский электролитно-цинко-вый завод», являющемся основным предприятием в цветной металлургии, введен в эксплуатацию автоматизированный комплекс электролиза цинка (мощностью 200 тыс. т цинка в год);

• реструктуризация угольной подотрасли, что обеспечило устойчивую работу ОАО «Челябинская угольная компания»;

• создание мощного холдинга на базе ММК с участием магнитогорских калибровочного и метизно-металлургического заводов;

• постепенно увеличиваются объемы производства на большинстве предприятий оборонно-промышленного комплекса (погашены все долги по госзаказу предыдущих лет, своевременно поступают текущие платежи);

• наблюдается рост в текстильной, кожевенно-меховой и обувной промышленности;

• укреплены конкурентные позиции и снижена зависимость области от внешнеэкономической конъюнктуры;

• проводилась работа над инвестиционным имиджем (с помощью расширения межрегио-

нального и международного сотрудничества, внутриобластной кооперации и территориального заказа); впервые сформирован территориальный заказ на цемент и на уголь. Среди новых предложений Правительства области выделяются рекомендации, касающиеся организации модульной сборки электровозов на Челябинском электровозоремонтном заводе (филиал ОАО «Российские железные дороги») с гарантированным выпуском 100 электровозов в год.

Челябинская область заключила соглашения о сотрудничестве с Белгородской, Тамбовской, Владимирской, Ярославской, Мурманской областями, а также с Республиками Башкортостан, Алтай, Чеченской Республикой, Хабаровским краем. Предприятия области провели выставки-презентации в Панаме, Австрии, Венгрии, Республике Казахстан, Республике Азербайджан, Грузии, г. Москве, Ямало-Не-нецком автономном округе, Республике Татарстан.

Нормативно-правовое обеспечение стратегии

К выездному заседанию Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ в области опубликованы «Информационные материалы по проблемам предприятий обо-ронно-промышленного комплекса Челябинской области» (17 февраля 2004 г.). В них опубликован Закон Челябинской области (от 27 ноября 2003 г., № 1090). В соответствии с ним промышленная политика региона регулируется органами государственной власти и охватывает систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, исходя из интересов, целей и приоритетов социально-экономического развития области.

Субъектами промышленности являются органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления, ассоциации и иные объединения промышленных предприятий и организаций.

Во второй главе областного закона представлены цели, принципы, содержание концепции промышленной политики, а также формы и методы государственного регулирования промышленности (ст. 4, 5, 7).

Основными целями современной промышленной политики являются:

1) совершенствование структуры промышленности области через стимулирование производ-

ства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности производства;

2) развитие научно-технического и промышленного потенциала региона;

3) защита интересов товаропроизводителей области;

4) повышение жизненного уровня населения на основе обеспечения его занятости, роста благосостояния, улучшение экологической обстановки в Челябинской области. Правительство Челябинской области совместно с субъектами промышленной политики и субъектами промышленности разрабатывает Концепцию промышленной политики, которая формируется на срок не менее четырех лет.

В Концепции должны найти отражение следующие элементы:

• перечень приоритетных направлений развития отраслей промышленности на перспективу (включая экономические, социальные и экологические показатели);

• критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности;

• перечень мер государственной поддержки субъектов промышленности;

• критерии оценки эффективности конкретных мер государственной поддержки.

При этом под формами и методами государственного регулирования промышленности подразумеваются следующие их виды:

а) оказание прямых и косвенных мер господдержки субъектов промышленности;

б) содействие субъектам промышленности в развитии внутриобластной кооперации предприятий, в том числе за счет организации встречных поставок продукции по согласованным ценам; осуществление тарифного регулирования;

в) содействие субъектам промышленности в проведении сертификации продукции и услуг осуществлением контроля качества, в том числе импортной продукции;

г) участие в процессах создания, реорганизации, ликвидации и приватизации промышленных предприятий, находящихся в собственности области, а также промышленных предприятий с государственной долей в уставном капитале или государственном вкладом в имущество в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

д) участие в процессах управления деятельностью промышленных предприятий, находящихся в собственности области, а также промышленных предприятий с государственной долей в уставном капитале или государственном вкладом в имущество;

е) участие в процедурах финансового оздоровления, содействие в реорганизации предприятий промышленности в соответствии с федеральным законодательством.

Оборонно-промышленный комплекс

В информационных материалах Второй промышленной конференции «Машиностроение и ОПК — опора национальной безопасности России»,

опубликованных Правительством Челябинской области (27 февраля 2004 г.), дана характеристика современного состояния основных отраслей промышленности, а также текст Соглашения о взаимном сотрудничестве между Союзом предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, Ассоциацией предприятий ОПК Челябинской области, Некоммерческим партнерством «Сотрудничество» Пермской области и Про-мышленно-экономической Ассоциацией Удмуртии «Развитие».

В общем объеме выпуска продукции и услуг промышленность составляет около 80%, она обеспечивает более половины валового регионального продукта. Суммарная доля таких отраслей тяжелого направления, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика и машиностроение, — 92,2% (она возросла на 13,9% по сравнению с 1990 г.). За эти же годы доля машиностроения и металлообработки снизилась на 17,7% и составила 14,4%.

Доля металлургии составляет 67%, что позволяет сделать вывод о сохранении негативной тенденции на монопроизводство.

За 2002 — 2003 гг. возросло производство следующих видов продукции:

• прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям — с 706 до 958 шт.;

• тракторов (включая бульдозеры) - со 167 до 1 788 шт.;

• двигателей тракторных и комбайновых — с 498 до 655 шт.;

• доменного и сталеплавильного оборудования -с 1 670 до 6 962,7 тн;

• электродвигателей малой мощности — с 451 151 до 3 999 233 шт.;

• аккумуляторов — с 50 до 86 А-ч;

• бульдозеров — с 1 377 до 1 380 шт.;

При этом сократилось производство грузовых автомобилей (с 9 138 до 6 623 шт.), тракторных плугов (с 43 до 2 шт.), станков металлорежущих (с 305 до 264 шт.), прокатного оборудования (со 112 до 60 тн), экскаваторов (с 74 до 33 шт.), автогрейдеров (с 370 до 335 шт.).

В эти годыдобыто 34 333 тыс. тугля (чтона9,6% больше уровня 2002 г.), выпущено 412 тыс. т угольного концентрата, произведено 220 038,2 кВт-ч электроэнергии, отпущено 464 444,2 тыс. Гкал. тепло-энергии. В черной металлургии добыто рудного сырья 1 417,7 тыс. т, произведено: чугуна — 13 033,9 тыс. т, стали — 16 898,3 тыс. т, проката - 13 530,9 тыс. т, стальных труб — 909,3 тыс. т, ферросплавов — 495 тыс. т, огнеупорных изделий — 636,8 тыс. т, метизов производственного назначения — 560,1 тыс. т. В цветной металлургии в 2003 г. в сравнении с 2002 г. произведено меди рафинированной 103,3%, кобальта - 120,6%, никеля - 123,7%, цинка - 107,0%. В химической промышленности произведено 803 тла-кокрасочных материалов, 5 582 т изделий из пластмасс, 4 755 т полимерной пленки (что в 2,7 раза выше уровня 2002 г.).

Наметились положительные сдвиги в работе предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рост объема производства в сопоставимых ценах составил в 2001 г. - 113,0%, в 2002 г. - 107%, в 2003 г. - примерно 101,3%. Этому способствовало тесное сотрудничество ОПК Челябинской области с другими регионами страны.

Цель Соглашения о сотрудничестве Челябинской области с предприятиями ОПК Свердловской области, Пермской области и Удмуртии заключается в следующем:

1) создание конкурентоспособной продукции с использованием отечественных и зарубежных технологий и инвестиций;

2) сохранение квалифицированных кадров, решение социально-экономических проблем;

3) выработка единой политики во взаимоотношениях предприятий оборонно-промышленного комплекса с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Договаривающиеся стороны взяли на себя взаимные обязательства о согласовании вопросов, касающихся обороноспособности России, которые относятся к изменению действующего законодательства, выработке согласованной региональной промышленной политики, содействию в решении вопросов исполнения государственного оборонного заказа, поддержанию мобилизационных мощ-

ностей и осуществления НИОКР, также к согласованию переговоров с организациями-монополистами (РАО ЕЭС, Газпром, Российская железная дорога).

Кроме того, предполагается совместное рассмотрение предложений о функционировании вертикально-интегрированных структур, отраслевых и межотраслевых производственно-технологичес-ких комплексов, содействие внедрению научно-технических разработок, оказание помощи в переподготовке руководителей и главных специалистов предприятий оборонных отраслей.

Обращается также внимание на обеспечение реализации единой государственной политики в области противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации на предприятиях ОПК.

Агропромышленный комплекс

В опубликованном докладе губернатора Челябинской области П.И. Сумина сообщается о продолжении реализации целевой программы «Стабилизации сельскохозяйственного производства и функционирования агропромышленного комплекса области на 2002 - 2005 гг.»

Объем инвестиций в сельское хозяйство оценивается на уровне 2 312 млн руб. При этом основная часть средств шла в виде товарного кредита, который выделяется через областную продовольственную корпорацию. Это позволило обеспечивать хозяйства топливными ресурсами, удобрениями и посевным материалом (по ценам на треть ниже рыночных). Применение лизинговых схем помогло селу получить в 2003 г. 202 зерноуборочных комбайна «Енисей» и «Дон», 38 кор-моуборочных комбайнов КСК-100 и УДМ-200, 107 жаток, 575 измельчителей, 22 высокоэффективных охладителя-очистителя молока. Было собрано 1 млн 650 тыс. т зерна, вдвое выросли посевные площади под пшеницу твердых сортов.

Руководство области считает верной ориентацию на развитие птицеводства (объем произведенного мяса птицы увеличился в три раза по сравнению с 1997 г. и достиг 38 тыс. т). Была возрождена крупнейшая в России Сосновская птицефабрика «Равис».

Из других проектов следует выделить ООО «Комплекс Дубровский», где на откорм поставлено более 9 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота. Хороших успехов добился Красногорский свинокомплекс (на 01.01.2004 поголовье свиней

достигло 162,9 тыс. голов).

С 2004 г. в качестве приоритетных направлений выделены следующие:

1. Увеличение темпов технологического переоснащения машинного парка АПК с использованием системы лизинга.

2. Привлечение стратегических инвесторов во все отрасли и направления АПК.

3. Поддержка использования и применения хозяйствами современных аграрных технологий (в том числе через внедрение 100 широкозахватных прицепных жаток).

Финансовая политика

В области реализуется «Программа развития безналичных расчетов Челябинской области с использованием пластиковых карт на 2003 — 2005 годы». Одна из задач ее внедрения — снизить «теневые» обороты наличных денег и усилить контроль за финансовыми потоками.

Результаты управления госимуществом и при-родоресурсным комплексом выражаются существенным пополнением бюджетных доходов. Так, только в 2003 г. доходы областного бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых составили 155 млн руб., а платежи за пользование водными объектами увеличились на 70% и превысили 150 млн руб. Использование имущества принесло бюджету 193 млн руб., а от аренды земель — 384 млн руб.

В 2003 г. поступления в консолидированный бюджет области выросли на 39,6%. Проблемы с выполнением плановых показателей по собственным доходам были только в трех муниципальных образованиях: г. Катав-Ивановск, Троицкий и Ку-синский районы.

В составе расходов консолидированного бюджета (без целевых фондов) примерно 68% составляют затраты на социальные нужды. В 2003 г. была ликвидирована задолженность прошлых лет по детским пособиям. Осуществляется централизованная закупка инсулиновых препаратов для населения области.

На контроле находятся расчеты за потребленные теплоэнергетические ресурсы. Обеспечение бесперебойной работы объектов бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Из полученных дополнительных доходов областью 65% бюджета передано муниципалитетам. Всего на финансовую помощь городам и районам было выделено только в 2003 г. 9 756,3 млн руб. (что в 1,5 раза больше, чем в 2002 г.).

Челябинская область отличается от других субъектов Федерации тем, что здесь внедрена система учета обязательств областного бюджета, опираясь на которую проводят конкурсы на закупку товаров и услуг для государственных нужд. С 4 января 2004 г. исполнение областного бюджета осуществляется с единого счета, отражающего все операции органов госуправления. Там же консолидируются все финансовые ресурсы региона.

Проверка, проведенная консультационной компанией «ПАКК» (в рамках проекта МБРР), подтвердила улучшение качества управления бюджетными средствами. Накопленный опыт может стать объектом для подражания для других субъектов Российской Федерации. Следует также обратить внимание на то, что наблюдается рост рейтинга кредитоспособности Челябинской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2004 г. бюджет области является бездефицитным и социально ориентированным. Общий объем социальных расходов на поддержку образования, культуры, здравоохранения, спорта и других аналогичных статей возрос на 17,7%.

По мнению губернатора, эффективное использование бюджетных средств должно быть нацелено на:

• повышение объема неналоговых доходов за счет более эффективного использования государственной и муниципальной собственности;

• снижение уровня задолженности предприятий по налоговым платежам в консолидированный бюджет области;

• организацию бесперебойной работы бюджетных учреждений и объектов жилищно-комму-нального хозяйства;

• своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы;

• оптимизацию расходов консолидированного бюджета области (за счет обеспечения контроля главных распорядителей бюджетных средств, проведения инвентаризации организаций государственного сектора экономики, реформирования системы здравоохранения, оказания адресной социальной помощи населению).

С 2005 г. предполагается разработка новых нормативно-правовых актов, регламентирующих финансовую основу местного самоуправления. Будет продолжена работа по разграничению полномочий между Российской Федерацией, областью и муниципальными образованиями. Продолжится реализация плана приватизации имущества и работы по оптимизации численности государственных унитарных предприятий.

Пристальное внимание будет по-прежнему уделяться природ оресурсному комплексу, являющемуся одним из важнейших источников формирования бюджета области, а также реализации земельной реформы (формирование пакета документов на земельные участки, согласование перечней на земельные участки, усиление контроля за выполнением плановых заданий по арендной плате за землю).

Малое предпринимательство, потребительский рынок и сфера услуг

С 2003 г. в области действует Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства Челябинской области», учитывающий накопленный в ходе реформирования опыт реализации программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.

Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте области составляет 7,4%, что выше, чем по России в целом (соответственно 6,7%). Это результат работы более чем 20 тыс. малых предприятий, объем продукции которых составляет 25 млрд руб.

Только в прошлом году были проведены: V съезд представителей малого бизнеса, выставка «Услуги инфраструктуры для развития малого и крупного бизнеса. Технология XXI века». Создана постоянно действующая выставка «Интеллект, инновации, инвестиции», а также образован инновационный банк данных.

В качестве приоритетных направлений развития малого предпринимательства губернатор назвал следующие:

1) устранение административных барьеров и завершение программы «Одно окно»;

2) под держка инновационной деятельности и содействие в реализации вариантов использования научно-технического потенциала области;

3) развитие системы кредитования субъектов малого бизнеса с использованием страховых и лизинговых схем;

4) усиление направления по организации сотрудничества малого бизнеса и крупных предприятий в освоении непрофильных активов;

5) повышение уровня профессиональной и правовой грамотности, информационно-разъяснительная поддержка.

Потребительский рынок и платные услуги имели положительные тенденции. Оборот розничной торговли превысил показатели прошлых лет и среднероссийские темпы, достигнув 81,4 млрд руб. Преодолено падение оборота общественного питания. В 2004 г. предполагается открыть 291 мага-

зин, 150 предприятий общественного питания, 120 предприятий бытового обслуживания.

На развитие образования из бюджета области выделено 6,6 млрд руб. Реализованы основные цели следующих целевых программ: «Школьный автобус», «Одаренные дети», «Информатизация образовательных учреждений». В Магнитогорске начал функционировать Центр федерации «Интернет-образование». Число студентов превысило 164 тыс. человек. С 2004 г. особое внимание обращается на повышение социального статуса и материальную обеспеченность работников образования.

В числе приоритетных направлений — экологическая защита населения. На обеспечение экологической безопасности только в 2003 г. было выделено около 108 млн руб. В соответствии с федеральной целевой программой «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.» освоено 45,6 млн руб. средств федерального бюджета. Решается проблема перенаселения жителей Челябинска из санитарно-защитной зоны ЧЭМК. Освоено более 27 млн руб., в том числе 12 млн руб. из областного бюджета экологического фонда. Выплачиваются суммы за возмещение ущерба, причиненного здоровью, участникам ликвидации вследствие катастрофы на Челябинской АЭС.

В 2004 г. основными задачами в сфере экологической, радиационной безопасности и развития природоресурсного комплекса являются:

• реализация федеральных и областных целевых программ экологической и радиационной направленности;

• сокращение выбросов пыли на 4000 т;

• решение проблем Теченского каскада водоемов;

• реализация мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов и воспроизводству лесов Челябинской области.

В завершение отметим, что сделано в области достаточно много, но еще больше предстоит сделать в ближайшей и долгосрочной перспективе. Главное, что за годы реформирования экономики удалось вопреки складывающимся негативным тенденциям сохранить экономический, научный, социальный и духовный потенциал области. Это должно позволить губернатору и Правительству Челябинской области продолжить работу по эффективному использованию экономического потенциала, добиться заметных успехов в социальной сфере, борьбе с бедностью и повышении качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.