Научная статья на тему 'Экономическая безопасность приграничного региона'

Экономическая безопасность приграничного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немирова Г. И.

Автором рассмотрены индикаторы экономической безопасности приграничного региона Оренбургской области. Парадоксальное явление: при наличии факторов экономического развития приграничному региону донору грозит снижение экономической безопасности, что впоследствии может вызвать снижение национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SAFETY OF FRONTIER REGION

The author considers indicators of economic safety of frontier region of Orenburg region. The paradoxical phenomenon is: at presence of economic development factors the frontier region who is the donor the economic safety reduction threatens, that in a consequence can cause reduction of national safety in the country.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность приграничного региона»

Немирова Г.И.

Оренбургский государственный университет

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Автором рассмотрены индикаторы экономической безопасности приграничного региона Оренбургской области. Парадоксальное явление: при наличии факторов экономического развития приграничному региону - донору грозит снижение экономической безопасности, что впоследствии может вызвать снижение национальной безопасности страны.

Устойчивое и безопасное развитие территорий обуславливается стабильным функционированием экономического комплекса региона. С реформированием экономической системы, переориентацией экономики на рыночные методы хозяйствования, приобретением субъектами Российской Федерации экономической самостоятельности усиливается экономическая безопасность территорий. Если же это регион приграничный, то вопросы эти приобретают особую актуальность, так как угроза экономической безопасности приграничных регионов вызывает впоследствии угрозу национальной безопасности.

Стабильное экономическое развитие, формирование основы расширенного воспроизводства может быть обеспечено при финансовом благополучии административно-территориальных единиц и элементов ее составляющих. От организации деятельности хозяйствующего субъекта, рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов зависит финансовая устойчивость и экономическая безопасность как отдельно взятого предприятия, организации, так и в целом территории конкретного субъекта Федерации. Поэтому в условиях Российского государства проблема формирования эффективного механизма экономического развития территорий и составляющих ее основу хозяйствующих субъектов приобретает особую значимость.

С реформированием экономики в России создаются благоприятные предпосылки для эффективного развития территорий. Экономическая самостоятельность субъектов хозяйствования, формирование рыночного пространства создают новую экономическую ситуацию. Ключевым звеном формирования механизма устойчивого экономического развития становится расширение потенциала терри-

тории, эффективное использование финансовых ресурсов с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения. Постоянный рост и совершенствование производства служат основой финансового обеспечения.

Как показывает опыт развития экономики предприятий Оренбургской области, чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств, соответственно выше уровень финансового обеспечения региональной экономики. В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемых в производство, создает предпосылки для роста дополнительных доходов, которые могут служить основой для формирования экономической безопасности региона и воспроизводства экономики.

Устойчивое экономическое развитие и безопасность экономики обеспечиваются менеджментом региональных институтов. Особенно актуальным становится обеспечение безопасности приграничных регионов, поскольку формирует основу национальной безопасности страны.

Учитывая актуальность проблемы, рассмотрим экономику приграничного субъекта федерации на примере Оренбургской области с точки зрения экономической безопасности.

Оренбургская область является уникальным примером сосредоточения разнообразных природных ресурсов, развития разнонаправленных отраслей экономики, реализации внешнеэкономических связей. Г еополи-тическое положение области нацеливает регион на формирование устойчивой экономической системы.

Характерной особенностью развития промышленности является концентрация производства в трех городах - Оренбурге,

Орске, Новотроицке. Подобная концентрация наряду с положительными факторами -возможность формирования законченного производственного цикла, увеличение бюджетных доходов - имеет и негативные: диспропорции в развитии и размещении кадрового потенциала, замедление темпов развития малых и средних городов, ухудшается экологическая зона в городах с сосредоточением производственного потенциала.

В структуре экономического состава хозяйствующих субъектов промышленности региона высок процент предприятий с государственной собственностью: федеральная собственность занимает 30%, субъекта Федерации - 20%. Доля государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов выше среднероссийского показателя на 6%, удельный вес частных предприятий, наоборот, ниже на 8%, доля акционерных обществ преобладает над малым и средним бизнесом. Удельный вес акционерных обществ в основных фондах составляет 50 процентов.

Такие институциональные особенности экономики Оренбургской области объясняются наличием на территории крупных предприятий, имеющих федеральное значение, к числу которых относятся предприятия оборонного, нефтяного и газового комплекса. Экономика региона соответственно имеет большую зависимость от условий формирования макросреды.

Регион обладает и богатым аграрным потенциалом. Агропромышленный комплекс относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности населения. Оренбургская область, занимая 0,7 процента территории страны, длительное время (до 1991 года) имела по площади сельскохозяйственных угодий и пашни второе место в России. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур составляет 3520,4 тысячи гектаров на начало 2004 года.

Сельское хозяйство является одной из отраслей специализации экономики Оренбургской области. Удельный вес продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте занимает второе место по валовому объему производства после промышлен-

ности, составляя 25,9 процента. Оренбуржье является крупнейшим на Урале и в Приволжском округе производителем зерна и основных видов продукции животноводства.

Сельское хозяйство Оренбургской области ведется в пяти природно-климатических зонах, специализируясь на производстве зерна, мяса, шерсти и пуха. Но при этом не имеет значительных различий в структуре производимой продукции между районами, что в определенной степени обуславливает специализацию сельскохозяйственного труда.

Институциональные особенности регионального промышленного и аграрного комплекса, имеющего государственное значение, а также геополитическое положение региона диктуют необходимость государственного вмешательства и стимулирования развития территории.

Базовым показателем, отражающим развитие экономики, служит объем валового регионального продукта, который в Оренбургской области на 37% формируется промышленными предприятиями. Валовой региональный продукт Оренбургской области в расчете на душу населения имеет тенденцию к росту (2000 г. - 36414,1 руб.; 2001 г. - 41621,5 руб.;

2002 г. - 46886,2 руб.; 2003 г. - 57301,2 руб.; 2004 г. - 71376,9 руб.). На его рост повлияли: увеличение производства промышленной продукции, которое наблюдается в основном в добывающих отраслях и машиностроении, ценовой фактор, имеющий тенденцию к увеличению в отраслях сырьевой направленности, и в некоторой степени снижение численности населения.

Рост объемов производства характерен для восьми отраслей промышленности из тринадцати развивающихся на территории области. Увеличение производства обусловлено ростом объемов в машиностроении (на 41,3%), черной металлургии (на 20,4%), топливной промышленности (на 12,3%). На долю этих отраслей приходится более 70% объемов промышленной продукции области.

Положительным фактом формирования экономического комплекса региона является развитие машиностроительного комплекса, значительному росту объемов производства которого способствовал внутрифирмен-

ный менеджмент, направленный на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, внутриотраслевой кооперации, расширение рынков сбыта.

Возросла рентабельность произведенной продукции в промышленности. Наибольшее увеличение прибыли отмечается в отраслях, ориентированных на экспорт, в том числе: в черной металлургии - в 15,2 раза, нефтедобывающей промышленности - в 7,4 раза, нефтеперерабатывающей промышленности -в 3,0 раза, промышленности строительных материалов - в 7,8 раза, химической и нефтехимической промышленности - на 41,8%, электроэнергетике - на 14,9%.

В условиях значительного повышения цен на металлопродукцию продолжало расти производство в черной металлургии. Увеличился выпуск чугуна (на 13,7%), стали (на 8,0%), готового проката (на 25,6%). Повысилась эффективность деятельности предприятий отрасли, существенно возросла сумма полученной прибыли.

При благоприятной ситуации на внешних рынках энергоресурсов за истекший год увеличились объемы добычи нефти и газового конденсата, производство отдельных продуктов нефтепереработки (автомобильного бензина, топлива для реактивных двигателей). Вместе с тем ОАО «Орскнефтеоргсинтез» снизило объемы переработки нефти и сократило выпуск дизельного топлива, топочного мазута, смазочных масел. Первичная переработка нефти за год составила 93,7% к уровню 2003 года. Мощности по первичной переработке нефти использовались лишь на 52,9%.

В газовой промышленности, при падающей добыче углеводородного сырья на Оренбургском газоконденсатном месторождении, предприятиям газоперерабатывающего комплекса в связи с аварийной ситуацией не удалось компенсировать объемы снижения добычи газа увеличением выпуска продуктов переработки сырья.

На повышение эффективности работы многих промышленных предприятий области, особенно при производстве продукции более высокой степени переработки, отрицательно влияет опережающий рост цен и тарифов на продукцию предприятий-монопо-

листов. За 2004 год индекс цен в электроэнергетике вырос на 16,9%, в топливной промышленности - на 97,6%, в черной металлургии -на 94,4%, тогда как в машиностроении, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов - на 5,7-13,3%, в легкой промышленности он снизился.

Следует заметить, что на увеличение индекса промышленного производства все же оказывают весомое влияние предприятия добывающей промышленности, которые реализуют свою продукцию в основном в зарубежные страны и получают доходы в долларовом эквиваленте и соответственно не столь зависимы от инфляции.

В структуре региональной экономики имеется еще немаловажная особенность. Это преобладающее развитие негосударственного сектора в форме крупных предпринимательских структур, занятых в топливно-энергетическом комплексе, к таковым относятся: ОАО «Тюменская нефтяная компания», ООО «Г азпром», РАО «Газпром», ОАО «Оренбургэнерго», в металлургической отрасли - ОАО «Носта», входящее в состав Уральской металлургической компании, и ОАО «Южуралникель», в машиностроении - ОАО «Радиатор», ОАО «Гидропресс», ОАО «Южуралмаш», ОАО «Бузу-лукский машиностроительный завод», ОАО «Орский механический завод», в пищевой промышленности - ОАО «Орский мясокомбинат», ОАО «Сокол» и др.

В условиях формирующихся рыночных отношений в большинстве этих предприятий изменился собственник, и, как результат, в процессе реформирования поменялась структура затрат, меньше стали уделять внимание охране окружающей среды, социальным проблемам, многие предприятия вместо того, чтобы развивать производство, стали заниматься торговлей, оказывать посреднические услуги или просто сдавать в аренду помещения. Предприятия, изменившие статус, стали использовать в расчетах внутрикорпоративные цены, в результате снизились поступления от данных субъектов хозяйствования в бюджет региона.

Ситуация усугубилась тем, что многие предприятия Оренбургской области оказались проданными в другие регионы. Как по-

казал анализ, эти хозяйствующие субъекты перевели базу налогообложения в другие субъекты Федерации. Осуществляется также вывоз капитала через холдинги. Проблема заключается в том, что большинство этих предприятий являются монополистами в регионе, градо- и бюджетообразующими.

Инфляционные процессы негативно отразились на финансовом положении предприятий, особенно отраслей обрабатывающей промышленности. При факте добычи нефти в Оренбургской области его жители и хозяйствующие субъекты более чем другие россияне ощутили бездействие антимонополистических структур в виде повышения цен.

Увеличение объема сальдированного финансового результата хозяйствующих субъектов добывающих отраслей сопровождалось значительным ростом убытков убыточно работающих предприятий. Суммарный убыток предприятий и организаций основных отраслей экономики составил 2,0 млрд. рублей, превысил на 83,7% уровень 2003 года. Сохраняются негативные тенденции в динамике финансовых показателей в отраслях, выпускающих конечную продукцию. В машиностроении и металлообработке сальдированная прибыль сократилась более чем в 4 раза. В легкой промышленности сложился отрицательный финансовый результат.

Значительное влияние на инфляцию оказал прирост цен на бензин, который подорожал на 38,5% в области (в Российской Федерации - на 31,3%). Рост цен на бензин на внутреннем рынке наблюдался во всех регионах Российской Федерации и определялся монополизацией региональных рынков (в ряде регионов рынок контролируют всего одна -три компании, в Оренбургской области это «ТНК-ВР»).

Положительным моментом при формировании цен на бензин явилась помощь в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами. В соответствии с соглашением между администрацией области и «ТНК-ВР» поставка нефтепродуктов осуществлялась по льготным ценам. Всего сельскохозяйственными товаропроизводителями по льготным ценам получено 135 тыс. тонн дизельного

топлива, 29,8 тыс. тонн бензина А-76 на сумму 1440,2 млн. рублей.

Разрушение сельскохозяйственного производства, являющегося стратегической обеспечивающей продовольственную безопасность отрасли, привело к кризисному состоянию многих отраслей, к дестабилизации экономики в целом. С аграрной сферой связана треть отраслей народного хозяйства. По экспертным оценкам, одно рабочее место в сельскохозяйственном секторе позволяет обеспечить занятость 5-6 человек в других сферах экономики, а рост производства сельскохозяйственной продукции на 1% обеспечивает рост всей экономики на 2,0-2,3%.

Слабое участие государства в регулировании развития сельскохозяйственного производства и рынка сельскохозяйственной продукции и экономическая политика, не учитывающая специфику сельского хозяйства, способствовали сокращению производства. Параллельно был открыт доступ импортной продукции на отечественный продовольственный рынок, в структуре импорта основных видов продуктов потребления преобладали сахар, мясо, молоко, сливочное и подсолнечное масло. Следует при этом обратить внимание, что в стране имеются условия для производства названных видов продуктов потребления.

Значительно снизилось потребление основных продуктов питания, за исключением хлебобулочных изделий и картофеля. В связи с ростом цен и низким уровнем оплаты труда ограничивается доступ населения к полноценному питанию. Низкое соотношение основных компонентов питания приводит к снижению работоспособности и устойчивости населения к неблагоприятным факторам внешней среды, росту числа заболеваний, снижению продолжительности жизни, в Оренбургской области в последнее десятилетие наблюдается естественная убыль населения.

Основным звеном реформирования сельскохозяйственного производства стали преобразования в земельных отношениях, которые должны были трансформироваться в те формы землевладения и землепользования, которые обеспечивают рост эффективности земледелия при сохранении и повышении пло-

дородия почв. Однако многолетняя практика показывает, что это не привело к желаемым экономическим результатам. При несовершенном ценообразовании, финансово-кредитной и налоговой системы в АПК практика опровергла утверждение, что рынок отрегулирует сельскохозяйственное производство и колхозники станут хозяевами земли.

В результате неоправданно выросших цен сельскому хозяйству с 1994 года минеральные удобрения стали недоступны. Непомерно подорожали электроэнергия, нефтепродукты, газ. За последние 10 лет цены на горюче-смазочные материалы по отношению к стоимости зерна поднялись в 9 раз. Те же процессы происходили с ценообразованием на тракторы, комбайны, другую сельскохозяйственную технику, что снизило объем их закупки товаропроизводителями. Обеспеченность сельскохозяйственного производства составляет по тракторам - 52%, комбайнам

- 51%. Животноводство в своем большинстве оснащено образцами морально устаревшей и физически износившейся техники, свыше 80% которой имеет сверхнормативный срок эксплуатации. Нуждается в улучшении и социальная сфера на селе.

На сельскохозяйственных предприятиях области основные фонды изношены на 47,1%, активная часть - на 62,7%. При этом коэффициент выбытия основных фондов на предприятиях агропромышленного комплекса превышает коэффициент обновления почти в 6 раз и составляет 3,9. В результате темпы прироста объема валовой продукции сельского хозяйства области снизились.

В агропромышленном комплексе не решены проблемы финансовой состоятельности предприятий. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2005 года составила 6,3 млрд. рублей, в том числе по заработной плате - 364,4 млн. рублей, по налогам в бюджеты всех уровней - 950,0 млн. рублей, ГСМ - 100,8 млн. рублей, лизингу - 696,4 млн. рублей. Зачастую кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность. Наличие такой задолженности при низкой рентабельности отрасли и резком снижении бюджетного финансирования характеризует ее финансовое банкротство и

отсутствие источников не только для расширенного, но и простого воспроизводства.

В сельскохозяйственных организациях области остается сложным положение в животноводстве. Из тридцати пяти районов сократили поголовье крупного рогатого скота и свиней хозяйства 31 района, овец и коз -хозяйства 11 районов. На 12,4% снизилось производство молока, меньше уровня 2003 года получено приплода животных.

Основные показатели сельского хозяйства в Оренбургской области отражают нестабильное развитие отрасли, так как в динамике наблюдаем снижение темпов производства сельскохозяйственной продукции и рентабельности хозяйственной деятельности предприятий.

С целью определения причинно-следственной связи обратимся к анализу участия государственных органов посредством выделения бюджетного финансирования. Показатели бюджета характеризуют резкое снижение доли участия консолидированного бюджета области в расходах по разделу «сельское хозяйство и рыболовство» с 2000 года - 18,5%, 2001 г. - 7,1%, 2002 г. - 3,2%, 2003 г. - 3,0%. Анализируя расходы консолидированного бюджета, можно заметить закономерность в снижении расходов на развитие сельского хозяйства за ряд лет. При темпе роста совокупных расходов бюджета за 2001 -2004 годы в 1,9 раза наименьшие показатели были характерны в отраслях промышленность (0,93) и сельское хозяйство и рыболовство (1,15).

Расходы по сельскому хозяйству и рыболовству в областном бюджете на 2004 год запланированы были в сумме 82,7 млн. р., (2,9% расходов бюджета), со снижением против 2003 года на 8,3 млн. р. (в 2003 году -4,5% расходов областного бюджета).

Интересным является и подход, реализованный региональными органами власти при не выполнении бюджетных показателей по доходам. В результате того, что областной бюджет Оренбургской области выполнен по доходам всего на 95,9% за 2003 год, снижены многие расходы, и при этом наибольшее сокращение ассигнований наблюдается по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство».

Статья 139 закона Оренбургской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области» от 18 ноября 2000 года трактует: «если происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета не более чем на 10 процентов, администрация вправе принять решение о сокращении расходов в одной и той же пропорции для всех видов расходов и получателей средств областного бюджета».

Однако анализ исполнения бюджета за

2003 год отражает резкую дифференциацию сокращения расходов в разрезе их видов:

- на дорожное хозяйство затраты снижены на 397,5 млн. р. (-18,4%);

- сельское хозяйство - 150,1 млн. р. (-40,6%);

- социальную политику - 102,4 млн. р. (- 9,7%);

- здравоохранение и физическую культуру 85,3 млн. р. (-3,8%);

- промышленность, энергетику и строительство - 82,9 млн. р.(-13%);

- финансовую помощь 64,4 млн. р. (-2,3%) и др.

Данный фактор свидетельствует о том, что органы власти неэффективно используют механизмы стимулирования социально-экономического развития региона в части решения продовольственной безопасности и к тому же нарушают областное законодательство.

При всех положительных результатах экономического развития региональная экономика за последние годы представляет угрозу экономической безопасности региона и страны в перспективе, так как субъект Федерации является приграничным, имеет достаточно высокую долю федеральной собственности и является регионом-донором. Выпадающие доходы регионального бюджета превышают рост налоговых поступлений.

Утверждение об угрозе экономической безопасности основывается на следующих фактах: во-первых, хозяйствующие субъекты, обращая внимание на благоприятные факторы макросреды, переориентируют производство на реализацию сырьевых ресурсов, с целью получения сверхдоходов в результате использования ценового фактора на мировых рынках, и при этом не обновляют ос-

новные фонды, не реализуют социальные и экологические программы.

Во-вторых, институты власти, констатируя увеличение валового внутреннего продукта, не достаточно полно используют инструменты государственного регулирования, не оказывают государственную поддержку предприятиям обрабатывающих отраслей и формирующих воспроизводственную основу региональной экономики (электроэнергетика, производство стройматериалов, химическая и нефтехимическая промышленность, агропромышленный комплекс).

В-третьих, индикаторы развития промышленности в регионе превышают пороговые значения и отражают кризисную ситуацию (см. рис. 1). Оптимальными являются доля в промышленном производстве машиностроения в размере 20%, обрабатывающей промышленности - 70%.

Данные критерии являются применимыми для выявления угроз экономической безопасности приграничных регионов, так как приграничные субъекты Федерации должны обладать способностью устойчиво развиваться, осуществлять расширенное воспроизводство и функции охраны государственной границы.

В Оренбургской области показатели «доля машиностроения» и «доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве» из года в год снижаются. За

2004 показатели не превысили соответственно 10% и 25%, хотя в 1990 году доля машиностроения и металлообработки (по статистике учитываются вместе) не снижалась до порогового значения (20%), составляя 23,1%, доля обрабатывающей промышленности - 54,1%. Доля добывающих отраслей за пятнадцатилетний период увеличилась в 1,74 раза, о чем свидетельствуют показатели таблицы 1.

При выработке экономической политики региона органам власти целесообразно учитывать отраслевую структуру налоговых поступлений. Учесть, что промышленные предприятия формируют 68,2% налоговых поступлений в бюджетный фонд Оренбургской области, и потому эффективно применять инструмент бюджетной политики - стимулирование развития отраслей обрабатывающей про-

Таблица 1. Отраслевая структура промышленности Оренбургской области, в %

Отрасли промышленности 1990 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Добывающие отрасли 45,9 71,6 71,7 75,3 75,6 72,4 79,7 77,7 79,9

электроэнергетика 5,4 11,8 13,7 9,9 8,7 10,2 10,7 11,6 9,3

цветная металлургия 9,1 9,3 5,3 5,6 7 9,6 9 9,8 9,6

черная металлургия 9 19,2 16,4 17,2 16,3 13,9 12,2 15,7 21

топливная 22,4 31,3 36,3 42,6 43,6 38,7 47,8 40,6 40

Обрабатыгвающие отрасли 54,1 28,4 28,3 24,7 24,4 27,6 20,3 22,3 20,1

химическая и нефтехимическая 1,6 1,4 1,7 2,3 2,2 2,3 1,6 2,2 1,2

машиностроение и металлообработка 23,1 10,3 9,2 8,1 9,2 9,4 7,7 7,6 8,7

лесная и деревообрабатывающая 1,4 0,8 0,5 0,3 0,3 0,5 0,3 0,3 0,2

промышленность стройматериалов 4,1 5 5,1 3,9 2,9 3,8 2,9 3,4 3

легкая промышленность 8,6 1,9 1,5 1,6 1,6 1,7 0,9 1,8 1,1

1990 г.

♦ Добывающие отрасли И Обрабатывающие отрасли

Рисунок 1. Доля добывающих и обрабатывающих отраслей в объеме промышленности Оренбургской области

мышленности и отраслей, определяющих воспроизводство региональной экономики.

Роль сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в регионах, имеющих условия для решения вопросов продовольственной безопасности, следует расширять посредством преференций в налогообложении, целевого финансирования инновационных процессов на предприятиях, использования инвестиционного налогового кредита, применения льготного кредитования по отношению к предприятиям, формирующим инфраструктуру региона.

Для повышения эффективности работы предприятий необходимо оказывать содействие предприятиям всех форм собственности в реализации программ и проектов по техническому перевооружению и модернизации производств, внедрению новых технологий, в развитии межотраслевой и межрегиональной кооперации, активизировать работу по предупреждению банкротства предприятий. Это обусловлено тем, что угроза экономической безопасности в производственной сфере, как правило, вызывает угрозу в дальнейшем в со-

циальной и политической сфере и не позволяет в перспективе устойчиво развиваться как хозяйствующим субъектам, так и субъекту Федерации. Для приграничных регионов угроза экономической безопасности вдвойне опасна, так как обуславливает и угрозу национальной безопасности страны.

Список использованной литературы:

1. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004. - 725 с.

2. Закон Оренбургской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области» №723/212-ОЗ от 18.11 2000 г. // Южный Урал. - 2000. - 5, 8, 9, 16, 19 декабря.

3. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005.- 896 с.

4. Немирова Г.И. Приграничный регион в системе межбюджетных отношений. Оренбург // Ориентиры. - 2005.- 3(5). С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.