Научная статья на тему 'Человековедение: перспективные направления исследования'

Человековедение: перспективные направления исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Понукалин А. А.

Рассмотрены направления исследования научной проблемы человека, которые могут быть перспективными с точки зрения углубления знания о природе человека на разных уровнях его строения. Наиболее перспективно использование психологии как базы в синтезе физико-математического знания и знания, накопленного в религиозных учениях. Как результат такого синтеза становится возможной разработка основ теоретической психологии, интегрирующей различные знания о природе человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANSKNOW: THE PROSPECTIVE DIRECTIONS STUDIES

The article describes the directions of researches of scientific problems of a human being which may be prospective from the point of broadening view of the knowledge about a human nature at different levels of his structure. The most prospective is to use the psychology as a base for the synthesis physic-mathematical knowledge and the knowledge accumulated through religious studies. As a result of such a synthesis is the probability of the fundamental bases of the theoretical psychology integrating with the different knowledge about the human nature.

Текст научной работы на тему «Человековедение: перспективные направления исследования»

УДК 316.3

А.А. Понукалин

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрены направления исследования научной проблемы человека, которые могут быть перспективными с точки зрения углубления знания о природе человека на разных уровнях его строения. Наиболее перспективно использование психологии как базы в синтезе физико-математического знания и знания, накопленного в религиозных учениях. Как результат такого синтеза становится возможной разработка основ теоретической психологии, интегрирующей различные знания о природе человека.

A.A. Ponukalin

HUMANSKNOW: THE PROSPECTIVE DIRECTIONS STUDIES

The article describes the directions of researches of scientific problems of a human being which may be prospective from the point of broadening view of the knowledge about a human nature at different levels of his structure. The most prospective is to use the psychology as a base for the synthesis physic-mathematical knowledge and the knowledge accumulated through religious studies. As a result of such a synthesis is the probability of the fundamental bases of the theoretical psychology integrating with the different knowledge about the human nature.

Человек в своём цивилизационном развитии становится социальным существом, личностью только в социальном взаимодействии, когда общество создаёт условия для социализации: воспитания, обучения, просвещения, образования, профессионализации, достижения мастерства, самореализации в трудовой и общественной деятельности. Становление личности в онтогенезе происходит через посредство развития механизмов социального взаимодействия в социальном управлении, когда индивид овладевает речью, что способствует развитию высших психических функций, и в первую очередь, мышления, сознания, воли.

Однако, все люди действуют согласно общим внутрипсихическим механизмам и, следовательно, существуют психологические константы, инварианты, типовые тенденции и, конечно, на этой базе образуются индивидуально-личностные варианты с определёнными диапазонами величин каких-либо свойств. Все они являются предметом изучения теоретической психологии. Межиндивидуальная тождественность внутрипсихических механизмов (по крайней мере, в норме) свидетельствует о наличии некоего эталона психического, на основе которого строится душа каждого отдельного человека и этот эталон представляет для теоретической психологии наибольший интерес, что связано со следующими обстоятельствами.

Психика как объект научного познания принципиально отличается от всех других объектов тем, что она не только объективна в определённой степени, но и в не меньшей степени субъективна, в силу чего познание психики как бы выходит за границы естественных наук. Дело в том, что любая наука строит свою теорию как систему объективных законов и в этом плане психологическая теория представляется научной лишь в отношении инвариантных законов, характеризующих устойчивые проявления психики. Отсюда следует, что психика во всей полноте её свойств не может быть объектом научного познания, поскольку в противном случае необходимо изменить принципы эпистемологии, что влечёт за собой и переосмысление основ научного мировоззрения.

Развитие психологии (т.е. науки о психике) достигло уровня, когда актуальной становится научная задача построения теории психического, решение которой оказывается проблематичным в силу двойственного характера психики с её противоречивыми свойствами -объективности и субъективности. Перед теоретической психологией возникают проблемы, связанные в первую очередь с этим обстоятельством. На первый план выходит фундаментальная гностическая проблема - природы взаимодействия объективной и субъективной реальностей. Она, в свою очередь, порождает множество других проблем: субстанциональности субъективной реальности, материального субстрата сознания, природы сознания как формы бытия субъекта.

На современном уровне научного познания объективной реальности множество таких проблем можно рассматривать как систему проблем психофизических, психобиологических, психосоциальных (в аспектах проявлений психики в физическом, биологическом и социальном мирах), а также одновременно и проблем физико-психических, биопсихиче-

ских, социопсихических (в аспектах проявлений физического, биологического и социального миров в психике). Возможные подходы к их решению обсуждаются в настоящей работе и они основываются на методологических принципах, в которых не противопоставляется объективное и субъективное, но предполагается их существование как реальностей единого целого - природы1.

Рассмотрим процесс возникновения ощущения как простейшей формы субъективной реальности, отражающей объективную реальность в её элементарных свойствах и проявлениях. Ощущения возникают в результате импульсации коры головного мозга электрическими сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов органов чувств. Импуль-сация по своей объективной природе одинакова и не зависит от модальности органа чувств -нейронные импульсы одинаковы при возбуждении проводящих нейронных сетей любого из них. В субъективной же реальности все такие возбуждения становятся модальными (принципиально различающимися) ощущениями. Другим словами - одинаковые объективные процессы порождают разные (по значимости для человека) субъективные процессы, поскольку в результате преобразования энергии внешней среды в организменное вещество ЦНС действует одним и тем же способом по отношению ко всем органам чувств, независимо от модальности. В коре головного мозга возникают одинаковые по своей объективной природе очаги возбуждения, а в субъективной реальности образуются ощущения, различающиеся по модальностям, которые человек в норме обычно не перепутывает.

В основе субъективных различий (модальностей) объективных процессов лежат лишь различия в корковой локализации возбуждений. Других оснований, кроме пространственных, для различения ощущений на уровне материальных процессов нет. Следовательно, спецификация ощущений определяется не только специализацией рецепторов, но и топологией коры головного мозга, поскольку нейронные процессы по своей биофизической природе в её проекционных зонах одинаковы. Возникает вопрос, почему же такие одинаковые процессы вызывают разные по модальности ощущения? Вполне возможно, что каждая зона сопряжена с какой-то специфической областью в некоем субстрате - носителе субъективной реальности, имеющей от природы статусы модальностей.

Значит, модальность (субъективное качество) есть функция пространства, занимаемого головным мозгом, поскольку очаги возбуждения разнесены в этом пространстве. Важно ещё и то, что соотношение между физической определённостью раздражителя и соответствующим качеством субъективной реальности (модальностью) носит лишь ассоциативный характер. Дело в том, что в объективной действительности не существуют свет и цвет, звуки, тепло и холод, вкус, запах, а также и множество эмоциональных переживаний, полярных по своей субъективной природе, а потому имеющих ценностный характер. Например, чувству удовольствия-неудовольствия соответствует множество самых различных в объективном плане событий. Чувство же боли возникает при раздражении сверхсильными раздражителями всех органов чувств и оно по своей субъективной ценности не различает своих источников - будь то болевые рецепторы серозных оболочек внутренних органов, свободные нервные окончания в коже или сверхсильные модальные раздражители. В мозге возникают определённые процессы, одинаковые по отношению к любым приёмникам сигналов, несущих информацию об объективной реальности.

В опытах Пенфилда по раздражению слабым электрическим током сенсорных зон коры головного мозга обнаружено, что возникают лишь элементарные ощущения: в зрительной зоне - вспышки света, темноты и различных цветов (образы предметов не возникают); в слуховой зоне - высокие и низкие, тихие и громкие звуки (звуки речи никогда не возникают); в соматосенсорной зоне - прикосновения, покалывания, онемения, иногда слабовыраженные

1 Понукалин А.А. О методологии познания // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2003. № 1. С.157-166.

ощущения тепла или боли (сильных болей не бывает); в обонятельной и вкусовой зонах -большей частью неприятные запахи и вкусовые ощущения.

Различие между «чистыми» ощущениями и «чистыми» чувствами - это различие между отражением раздражителя в его объективных качественно-количественных свойствах и отражением раздражителя в его субъективном (ценностном) значении. Конечно, любой раздражитель (в сфере экстероцептивной, как минимум, чувствительности) вызывает ощущение, которое уже имеет определённую ценность для субъекта в силу даже того, что оно возникает, но речь идёт о преимуществе объективного, когда имеем в виду «чистое» ощущение, или субъективного, когда говорим о «чистом» чувстве, в целостном субъективном переживании. Объективность переживания связывается с эпикритической чувствительностью, субъективность - с протопатической, экспериментально отделяемых друг от друга.

Таким образом, ощущения - это субъективная форма (переживание) и субъективная (модальная) интерпретация объективных свойств внешнего и внутреннего миров. Чувства -субъективная форма (переживание) и субъективная интерпретация эго-центрированного отношения к внешнему и внутреннему мирам. Если в наиболее древних (филогенетически) чувствах отражалась только значимость (биологическая), то в поздних ведущим становится объективированное качество раздражителя, выносимое вовне и приписываемое ему, количественно достаточно точно определяемое. К значимости (в первом случае) добавляется и субъективное отношение к этой значимости (во втором случае), т.е. субъективная оценка. Ощущения зарождаются в сенсорном (психическом) пространстве (поскольку кора мозга -филогенетически более позднее образование), а чувства зарождаются в оценочном (психическом) пространстве (вначале в «эмоциональном» - более раннем образовании, связанном со стволовыми образованиями (лимбическая структура). В развитии оценочного пространства образуются новые дифференцированные классы чувств: эмоциональные, эстетические, интеллектуальные, моральные.

Субъективные качества (ощущения, например) как аналоги (модели) объективных свойств окружающего мира возникают только лишь в субъективной реальности и есть чистая субъективная реальность, возможно, не зависимая от объективной реальности при некоторых условиях (человек может произвольно вызвать ощущения, когда отсутствуют физические раздражители, воздействующие на органы чувств, и это процесс внутрипсихический, не требующий участия энергии, вещества, информации, а только долговременной памяти, представления и воображения в состоянии сознания).

В связи с такой особенностью формирования корковых моделей ощущений в философии субъективного идеализма разрабатывались положения теории «специфической энергии» органов чувств, которая возбуждается различными воздействиями. При раздражении рецепторов возникают «толчки», активизирующие внутренние процессы и, следовательно, человек воспринимает не внешний мир, а свои собственные состояния. В рамках этой философии такое обстоятельство рассматривается как аргумент в пользу того, что человек может познать только самого себя и у него нет никаких доказательств, что кроме него существует что-нибудь ещё. Поэтому ощущения чисто субъективны и не являются источниками познания объективной реальности.

В ощущениях человеку и представлены в действительности собственные состояния, но они осознаны (означены), связаны с внешней средой, отражённой в психике как пространство, заполненное предметами, существующими во времени. Доказательством служат чувственные переживания, например, переживание удовольствия, которое человек прогнозирует как будущий результат взаимодействия с определёнными предметами среды и переживает, осуществив взаимодействие практически.

Таким образом, «специфическая энергия» органов чувств, высвобождаемая «толчками» (независимо от их внутренней природы), в субъективной реальности устойчиво ассоциируется с объективными качествами внешних воздействий, которые строго соответствуют (с

точки зрения практической реализации замыслов) специализации рецепторов в пределах измерительных параметров органов чувств. Сами «толчки» отличаются друг от друга по объективной природе раздражителей и по своему значению для человека, использующего их в собственном развитии и адаптации к окружающему миру, как он представлен в его сознании.

Если человек в ощущениях отражает лишь собственные состояния, то для чего (имея в виду принцип рациональности) тогда нужна высокая степень специализации рецепторов? В чём тогда значение зависимости качества и количества субъективной реакции от параметров внешнего воздействия? Для отражения собственного состояния в ответ на «толчок» достаточно и одного органа чувств. Значение «толчков» в их связи с объективными характеристиками раздражителей осваивается человеком и их субъективный образ выносится вовне, локализуется - совмещается с источником раздражения посредством специализированных механизмов.

Явление вынесения субъективного образа вовне не может объясняться только процессами формирования ощущения, поскольку «специфичность энергии» органов чувств связана не только с их модальностью и местоположением проекции в коре головного мозга, но и со специфичностью исполнительных механизмов, т.е. с возможностями преобразования раздражителя в моторное действие. Вынесенность возникает в деятельности освоения человеком предметного мира, когда ощущения взаимодействуют с моторными актами как двигательными реакциями на раздражение. Ещё И.М. Сеченов определял роль «щупала» в освоении человеком окружающего мира и в формировании субъективного образа. Эффект «щупала» свидетельствует о том, что психическое отражение связано с процессами взаимодействия сенсорных и моторных компонентов целостной реактивной системы, когда орган отражения непосредственно одновременно воздействует на отражаемый объект (отражение и действие конструктивно объединены), когда информация отражения интегрируется с информацией действия. При этом субъективный образ (ощущение) строится не только на языке модальности, но и на языке действия, которое по своим динамическим характеристикам уподобляет таковое же раздражителя.

Универсальным языком внутренних процессов на уровне сознания служит вербальный код. Его основу составляет язык в своей речевой форме и в этом качестве он представляется на уровне информатроники психики. Концепция информатроники психики связывается с функциями языка - регулятивными, когнитивными, коммуникативными, выступающими в единстве, поскольку обеспечивают жизнедеятельность психики, её интеллектуальные, нравственные и духовные качества. Посредством языка (законов его функционирования) в психике осуществляется движение многомерных (по своим действиям) потоков («троника»), несущих информацию («информа»), которые производят и сохраняют знание; управляют психическими процессами посредством сигналов, команд, программ, планов; передают информацию во вне как знание, управление, стимулы.

Понять сущность эффекта трансформации физической природы специфических раздражителей, действующих в коре головного мозга одинаковым способом, в субъективную модальную природу (ощущения) можно, лишь ответив на вопрос о том, что такое модальные ощущения - света, цвета, звука, тепла, холода, запаха, вкуса. В объективной реальности как таковых их нет, но есть только ЭМ-волны, движения молекул вещества, т.е. чисто физические явления. Эти физические явления (объективная реальность) посредством (биологически) специализированных органов чувств (т.е. обладающих наибольшей чувствительностью к таким явлениям) приводятся в соответствие с ощущениями (субъективной реальностью) и становятся значимыми по своим объективным качествам. Такие качества могут быть получены, к тому же, и разными способами. Следовательно, субъективная реальность на уровне ощущений, не говоря уже о чувствах, существует в некотором специфическом субстрате, а он, скорее всего, представляет собой субстанцию памяти, поскольку ощущения не перепутываются и идентифицируются субъектом адекватно воздействию и

достаточно надёжно, поскольку в норме субъект адекватен объективному миру и потому обладает адаптивной способностью.

С точки зрения объективного описания процесса формирования ощущения мы имеем дело с последовательностью событий: физическая энергия преобразуется в вещество (сигналы в ЦНС), а последнее преобразуется затем на уровне синтезатора в информацию. Можно ли разделить энергию, вещество, информацию в целостном субстрате «природа - человек»? Нет, скорее всего. Значит, этот целостный субстрат характеризуется законом сохранения энергии, вещества, информации. А это значит, что в ЦНС (её корковых отделах) энергия среды преобразуется в информацию и приобретает эту форму своего существования, сохраняясь с тем, чтобы иметь возможность и обратного преобразования.

Возникает проблема соотношения физического, биологического и психического на уровне информационных процессов. Однако, это ещё не уровень субъективной реальности, где информация преобразуется в понятие и становится знанием. Такое преобразование происходит лишь в сознании, которое формируется в свою очередь только в социальной среде. Стало быть, добавляется проблема соотношения психического и социального, а закон сохранения энергии, вещества, информации отражается каким-то образом и в сознании, поскольку сохранение таких субстанций объективной природы возможно лишь в определённой области её явлений. Сознание, производное от социальной среды, скорее всего, связано с объективной реальностью через посредство субстанции информации, которая существует абсолютно, но по своему содержанию всегда относительна. Что особенного в феномене сознания как способе существования субъективной реальности?

Проблема сознания как явления природы разработана в той или иной степени и биологией, и психологией, и философией, и даже физикой. В психологии сознание представлено как высший уровень развития психики в процессе социализации человека, становления его как личности. Оно также и инстанционально, имеет свою структуру и свойства. Основанием сознания как инстанции служит «чувственная ткань» (в теории А.Н. Леонтьева)1, «единая чувственная сфера», на которую работают все органы чувств (в теории Б.Ф. Ломова), «сенсорное пространство» (в теории Ю.М. Забродина). Это и тот уровень психического отражения, на котором возникает первичное «впечатление» младенца (в теории С.Л. Рубинштейна), как онтогенетически начальная, наиболее интегративная, форма субъективной реальности. С точки зрения рассматриваемого нами подхода к познанию природы субъективной реальности её основанием служит то, чему отвечают все приведенные выше концепты, характеризующее это основание с различных сторон. В плане построения теоретической модели такого основания наиболее продуктивна концепция сенсорного пространства, в рамках которой категория «психическое отражение» наполняется предметным содержанием измерительного процесса, инстанционального по своей природе.

Возможно, что механизмом связи между субъектом и сенсорной осью (в одномерном случае) является механизм отношений между языками разных уровней: субъективный использует язык высокого уровня, а сенсорные инстанции пользуются «машинными» языками (по аналогии с языками машинного программирования). Следовательно, формирование субъекта - это формирование языков высокого уровня в инстанции «сознание» (самый высокий - уровень речи, владение словом, которое «переводится», например, при саморегуляции в «машинный» язык). Онтогенез тогда - это освоение языков высоких уровней, развитие механизмов «перевода» языка высокого уровня в языки низших уровней.

1 В своей теории строения сознания А.Н. Леонтьев рассматривал ещё два существенных компонента -значение и смысл, которые формируются в процессе развития психики, когда человек, как существо биологическое, становится существом социальным, адекватным окружающему миру и адаптивным в нём, а потому разумным и целеустремлённым. Компонент значения отражает общечеловеческие познавательные константы, а смысл - личностные ценности, производные от природы человека и общества с его культурой и «преломлённые» через индивидуальные особенности конкретного человека.

Инстанция сознания имеет и энергетическую природу, которая проявляется в феномене воли, как полагал В. Вундт (воля есть энергия сознания). Что это за энергия? Возможно, что это и энергия «сопряжённого» с мозгом физического вакуума. Тогда воля - механизмы, посредством которых субъект на уровне эго-центра как бы извлекает энергию из вакуума, концентрируя её в волевом усилии и направляя как волевое действие на организацию тех или иных процессов самоуправления. Чем больше сила воли, тем больше извлекается энергии и больше возможности преобразования объективной реальности. Таким образом, будущее человека эволюцинирующего - не только освобождение от материальной зависимости, но и непосредственное преобразование материальной среды, если человек является преобразователем энергии вакуума в силу воли.

Следовательно, как источник энергии, инстанция сознания скорее материальна, поскольку порождает продуктивную силу, способную регулировать материальные процессы. Посредством волевого усилия субъективная реальность и становится фактом реальности объективной под контролем сознания, которое ещё З. Фрейд рассматривал как механизм объективизации окружающего мира, рационализации поведения, приравнивая его акту внимания. В аспекте феномена внимания А.Р. Лурия построил модель инстанции сознания с его «фокусом», ближней и дальней перифериями, к которым можно добавить и область бессознательного, если ближнюю периферию рассматривать как предсознание, а дальнюю - как подсознание. Для целей моделирования особенное значение имеет и теория личного сознательного с его структурой К. Юнга.

Феноменология сознания как целостного явления разрабатывается и в рамках концепции двух составляющих сознания (по аналогии с теорией комплексных чисел в математике): Re - рациональный компонент и Im - иррациональный компонент (Ю.М. Забродин, А. А. По-нукалин). Целостное сознание (consciousness) как сумма (компиляция) реального и мнимого сознаний по аналогии с комплексными числами (z=x+iy) может быть представлена тогда как Consc=Re+Im, где Re - субъективная реальность в состоянии оптимального бодрствования, а Im - субъективная реальность в сновидческом (или изменённом) состоянии (ирреальность). Такой подход позволяет использовать для моделирования состояний и проявлений сознания теорию комплексных чисел.

Комплексное число z образовано парой вещественных чисел x и y, которые отражают показатели субъективной реальности-ирреальности. Вещественная часть комплексного числа z: x=Re(z) отображает показатель субъективной реальности в состоянии бодрствования, а мнимая часть числа z: y=Im(z) отображает показатель субъективной реальности в состоянии сна (ирреальности). Полное значение показателя субъективной реальности в каждый момент времени Сошс (T, t) или значение за некоторый временной период определяется модулем комплексного числа izi=(x2+y2)^, что отражает показатель субъективной реальности независимо от состояния организма (бодрствования, сна).

Возможности использования комплексного числа для моделирования динамического процесса смены состояний бодрствования-сна и смены соответствующих субъективных реальностей Re, Im проявляются в графическом изображении комплексного числа на плоскости как точки: M(x, y) с координатами x, y и углом ф между осью OX и прямой OM. Угол ф (поворота OX до совпадения с OM - против часовой стрелки) есть аргумент комплексного числа z [x,y]. Этот угол определяется с точностью до целого числа оборотов: все углы ф+2кп есть аргументы z при к, принимающем все возможные, как положительные, так и отрицательные целые значения, включая 0.

Если заменить x на IOMixos ф, а y на iOMi-sin ф, то z=[IOMI-cos ф, iOMi-sin ф,] или z=IOMI-(cos ф + i-sin ф). Тогда i представляет собой оператор поворота OM на угол п/2. Если же натуральный ряд чисел к сопряжён с осью физического времени, то тогда представление ^шс как комплексного числа есть отображение динамики показателя субъективной реальности в зависимости от времени суток (2кп7) с поправкой на угол ф(0:

Consc (T, ф) = Re - cos (ф + 2кпТ) + Im - sin (ф + 2кпТ) .

Из этого выражения следует тот известный факт, что в течение суток и на протяжении всей жизни человека показатель субъективной реальности периодически переходит из характеристик состояния Re в характеристики состояния Im и наоборот, достигая максимумов в состоянии оптимального бодрствования (наиболее ясное сознание) в случае Re и в состоянии сновидения, когда сновидческая ситуация субъективно реальна, в случае Im.

Представление о «потоке сознания» становится предметным, если для выражения комплексного числа использовать функцию Эйлера (разложение в степенной ряд функции А в результате чего динамическое состояние отображается в форме волнового процесса: cos X+sin X=elX. Отсюда, если X=tw, где ю=2п/и / - частота колебаний, eiwt=cos ю t+i sin ю t, а z=IOMI-eimt-ei9 . Следовательно, Consc (T^)=IConsci-eimt+9.

«Поток сознания» как волновой процесс может быть представлен в терминах, например, электромагнитных явлений в проводящей среде, для описания которой используется теория комплексных чисел. Например, если «поток сознания» пронизывает некую материальную среду (в частности, волевое побуждение, как действие «энергии» сознания), то такая среда обладает сопротивлением (поскольку волевое напряжение приводит к израсходованию внутренних сил). Ситуацию можно представить как прохождение электрического тока, порождаемого приложенным напряжением от источника энергии, в проводящей цепи, характеризуемой комплексным полным сопротивлением: Z(iw)=R(w)+i-X(w), где R(w) - активное сопротивление цепи; X(w) - реактивное сопротивление цепи.

В цепи переменного тока мощность P(iw)=U-I характеризуется активной и реактивной составляющими в силу комплексности сопротивления среды, когда образуется разность фаз (ф) между приложенным напряжением U=I-Z(iw) и током в цепи: ф=а^ Z(iw), а отношение амплитуд U и I равно IZ(iw)i. Из этих представлений видно, как зависит «поток сознания» от источника «энергии сознания» и проводимости среды, порождающей реальные и мнимые её состояния по отношению к «потоку».

Значительные возможности в изучении природы сознания представляет использование комплексных векторов при операциях с синусоидальными векторами, что приводит к выпадению времени (t) из получаемых уравнений, в частности, при подстановке комплексных векторов в линейные уравнения, например, в уравнение Максвелла: rot H=G-E+£-3E/3t. Синусоидальным векторам H и E будут соответствовать комплексные векторы tf и 3: rot tf =(a+iW£)-3 или rot tf =iwn-3, где n=£-i^/w. Если «поток сознания» представить в качестве волнового процесса, подчиняющегося законам комплексных чисел, то, имея в виду уравнение Максвелла в приведённом виде, можно говорить о природе сознания как связанных волнах типа магнитных и электрических, периодически переходящих одно в другое в цепи с комплексным полным сопротивлением.

Наконец, если «поток сознания» есть периодическая функция у (с периодом T=l/f, т.е. функция от t+n t, где n - целое число), то она может быть разложена в ряд Фурье:

<х <х

V = ro + Е rm - tos (m ю t) + Е im - sin (m w t), где ю = 2п / t = 2п f .

m=1 m=1

Подобное представление может оказаться полезным в объяснении феноменологии изменённых состояний сознания, его расщепления, исчезновения и возникновения.

Для объяснения феноменов внимания полезным, возможно, окажется и применение комплексных векторов: Q=Q1+Q2 с их вещественными и мнимыми частями, которые отображают некоторые вектора q, синусоидально зависящие от времени (q=Q1 -cos wt-Q2-sin wt). Вектор q вращается в плоскости, определённой вещественными векторами Q1 и Q2 с угловой скоростью ю. Для векторов, синусоидально зависимых от времени, если их 144

проекции на оси прямоугольной системы координат являются синусоидальными скалярными величинами - вещественными частями комплексных чисел, комплексный вектор играет роль, аналогичную роли комплексных токов и напряжений для токов и напряжений, синусоидально зависимых от времени. Расчёты с такими векторами упрощаются при использовании комплексных векторов.

Вектор q - это вещественная часть комплексного вектора Q■e‘ш, а его мнимая часть -вектор q/, отстающий по фазе от q на п/2. Координаты вектора, определённого в комплексном пространстве, представляются (в отличие от плоскости, где определяется комплексный вектор) комплексными числами. Таким образом, координаты в п-мерном комплексном пространстве являются комплексными числами, что представляется перспективным для моделирования сенсорно-перцептивных пространств в качествах субъективной реальности-ирреальности (на уровнях Сошс=Ке+1т).

Все правила, относящиеся к преобразованиям с помощью матриц, обобщаются на комплексное пространство и такие преобразования возможно использовать для объяснения измерительно-оценочных свойств механизмов психического отражения. Значительный интерес в этом плане представляют и операции конформных отображений. Преобразование комплексной функции г из одной плоскости в другую X так, что функция Х=/(г) сохраняет вид бесконечно малых элементов отображения кривой: й7=вш%/(г)-/(г)1 йг, когда элемент йг отображаемой кривой удлиняется в /(г)1 раз и поворачивается на угол а^ /(г), а точка с аффиксом (г=х+гу) отображается точкой с аффиксом (Х=Х+1У). Особенности конформных отображений могут оказаться полезными в объяснении различных иллюзий восприятия, а также свойств константности и ортоскопичности восприятия, апперцепции, феноменов перцептивного научения.

В чём особенность и значение числа I (г=л/-Г)? Положительные и отрицательные числа отображают такую физическую реальность, в которой субстрат имеет полярную (в некотором смысле симметричную) природу. Совмещение одинаковых разнополярных величин приводит к их взаимокомпенсации («аннигиляции») и величина аполярности становится равной нулю (абсолютная симметрия). Например, если вдруг совместить оси вращения двух тел (с левым и правым вращением), то направление вращения исчезнет (станет равным нулю).

Что означает корень квадратный вообще? Это операция, обратная сложению некоторой величины с самой собой столько раз, сколько в ней содержится единиц. Например,

3+3+3 (3 раза)=3-3 (более удобная форма записи) = 9; тогда: 49 =3 - есть возвращение к исходному числу. Стало быть, V—1 представляет собой некое «исходное число», которое на самом деле является оператором преобразования действительных чисел в отношении полярных несовместимых субстратов.

Комплексное число применимо к тем величинам, которые принадлежат полярным субстратам и они не могут быть совмещены, чтобы не скомпенсировать друг друга, но они взаимодействуют, образуя некоторую целостность, которая по своей природе двойственна, но выходит за границы этих исходных субстратов. Поэтому в такой целостности (единстве борющихся противоположностей), например, в сознании, в её количественной модели появляется мнимая величина как единица измерения взаимодействия полярных субстратов.

В психике может быть выделено два, находящихся в полярных отношениях, центра. Один проявляется в субъективной реальности в чувствах любви, совести, социального долга, доброжелательства (это от «бога» с принятой его характерологией как эталона нравственности и отражает духовную природу человека). Другой центр проявляется в чувствах ненависти, бессовестности, асоциальности, злобности и агрессии (это от «сатаны» и отражает биологическую природу человека). В действиях центров и проявляется субъект с его эго и как «внутренний наблюдатель», и как источник воли. Определённая аналогия с такой моделью просматривается в конструктах сознательного-бессознательного З. Фрейда.

Сознание в своём процессуальном содержании неразрывно связано с памятью. Поэтому память следует рассматривать как специфический субстрат, где сохраняются и действуют (живут) субъективные образы в процессах осознания, это база (скорее всего, материальная) сознания. Возникает вопрос, где локализуется память, где находится та «чувственная сфера» (Б.Ф. Ломов), на которую работают все органы чувств, и что есть «чувственная ткань» (А.Н. Леонтьев), где строятся модальные субъективные образы? Материально ли сенсорное пространство (Ю.М. Забродин)?

Нейронные сети вряд ли могут быть субстанцией памяти на образы, поскольку образы - это системы ощущений, представленных субъекту как целостные конструкты (образования), когда сам субъект выступает в качестве «внутреннего наблюдателя». Пребывая в состоянии сознания он со своим «эго-центром», собственным «Я» фактически пребывает в пространстве действующей памяти, а восприятие - часть этого перцептивно-мнемического действия как «текущая» память - иконическая, кратковременная, оперативная, долговременная. Из подобных обстоятельств можно заключить, что сознание имеет свою, относительно автономную, субстанцию. Возникает вопрос, где же, если не в мозговых структурах, существует чистая субъективная реальность, индуцируемая посредством органов чувств и мозговых структур, действующих в соответствии с некоторыми устойчивыми законами?

Сознание как состояние субъекта имеет, по всей видимости, механическую природу своей реализации, поскольку «потеря» сознания, т.е. когда Сошс=0, происходит от удара по голове (механическое воздействие). Сознание «теряется» в результате действия на мозг механического импульса, когда мозг «отключается» от субъекта сознающего и в результате исчезает сам «внутренний наблюдатель», т.е. пропадает память (человек в беспамятстве). Значит, «внутренний наблюдатель», его память и сознание связаны механически с мозгом, но в самом мозге нет «внутреннего наблюдателя» как сознающего субъекта и, скорее всего, нет памяти в её субъективных качествах. (Существует и эффект влияния на психику акустических волн инфранизких частот большой мощности, которые могут оказывать, видимо, механическое воздействие на мозг и вызывают аффективную реакцию).

Г лавное - сознание после удара по голове (состояние беспамятства) восстанавливается (человек в «памяти»), но может и частично утрачиваться в аспектах амнезии. Выделяется феномен амнезии на себя: о себе ничего не помнит, но способности, знания и умения сохраняются. Это значит, что существует как бы два субъекта. Один - тот, что сохраняет в своей специфической памяти биографическую информацию (субъект биографический), другой -субъект деятельности, речи, письма, мышления с своей специфической памятью. Как разделяются две эти памяти, если одна из них может «теряться»? Значит, речь и письмо врождены в своих механизмах и проявлениях в организм (и психику) помимо физического (в состоянии бодрствования) сознания. Тогда получается, что ребёнок рождается с неограниченными возможностями, а потом опытным путём овладевает лишь некоторыми «стандартами».

Субстрат памяти должен быть материальным, поскольку сопряжён с мозгом. Тогда это будет означать, что субъективная модальность существует не в нейронной структуре, а в пространстве, сопряжённом с ней. Стало быть, искомый субстрат (субстанция памяти) имеет пространственную природу и конструкцию, т.е. обладает пространственной структурой. Вопрос в том, что она из себя представляет и как образуется её структура, сопряжённая с мозгом. Либо это некий субстрат, в который «погружены» нейроны, либо то, что находится внутри самих нейронов, но в любом случае - это целостный субстрат. Какова его материальная природа? Может ли быть субъективная модальность материальной? (Остаётся ещё вопрос о том, где всё-таки осуществляется эго-центрация психической деятельности).

Следовательно, субстрат собственно субъективной реальности принадлежит физическому пространству, организованному особым образом мозговыми структурами, но не самому мозгу. Во всяком случае, речь идёт о субстрате в физическом трехмерном пространстве, заполненном какой-либо формой материи (эфир, вакуум). Возникает проблема субстра-

та физического пространства, связанного с мозгом, как носителя субъективной реальности в её модальных качествах. Как же взаимодействует органическая клетка с структурами этого субстрата? Как электрический (или другой по своей физической природе) сигнал передаётся с нейрона мозга в эти структуры, сохраняется там и воспроизводится либо непроизвольно, либо произвольно? Взаимодействие нейрона (нейронных систем и сетей) с этим субстратом нарушается в результате удара по голове и это значит, что субстрат имеет элементы механической природы, обусловливающей состояния сознания.

Скорее всего, между физическим миром на уровне организованного мозгом пространства и миром субъективным (объективной и субъективной реальностями) должна существовать промежуточная субстанция как преобразователь одной реальности в другую. На уровне этой субстанции, обладающей свойствами и объективной и субъективной реальностей, теоретическая физика в познании глубин строения материи переходит в теоретическую психологию (с её объектом - сознанием) как науку о природе живого и неживого, объективного и субъективного, индивидуального и социального. Теоретическая психология становится интегративно-системной, а пока сознание является объектом многих наук, межпредметной областью исследования, т.е. фактически объектом философских размышлений и рассуждений.

В конечном счёте, если предположить, что на первом уровне организованного мозгом пространства строится «вакуумная копия» мозга, то тогда на каком-то более высоком уровне существует и «духовная копия» мозга как психический субстрат с его субъективными качествами, т.е. то, что ещё в древности назвали душой. «Душа» в таком случае (как гипотетическая категория в научном анализе) связана с мозгом «вакуумной копией», через посредство которой мозговые процессы становятся психическими, а психические - мозговыми. При этом мы имеем дело с следующей схемой преобразований: Мозг ^ Вакуумная копия ^ Душа. Таким образом, мозг взаимодействует (взаимообмен) с вакуумной копией, а она - с душой, т.е. мозг как материальная субстанция через вакуумный конструкт взаимодействует с душой как духовной субстанцией. В свою очередь, духовная субстанция имеет и свою, возможно, иерархическую структуру.

Если мозг строит свою вакуумную копию, как промежуточную инстанцию между ним и душой, то возникает вопрос о том, почему эта «копия» перемещается в физическом пространстве вместе с мозгом (когда человек движется как механический объект)? Видимо, вакуумные целостные образования обладают по отношению к механически движущимся телам особыми свойствами, которые проявляются и в чисто физических явлениях. Например, любое тело, перемещающееся в физическом пространстве на поверхности Земли, независимо от этого испытывает в каждый момент времени действие гравитационного поля. Вращающийся гироскоп перемещается в пространстве (по любой траектории в плоскости вращения), но в любой точке пространства возникает одинаковая сила сопротивления «опрокидыванию» гироскопа. Таким образом, существуют некие явления, не зависимые от локализации в физическом пространстве движущегося тела.

Остаётся существенным также и вопрос о том, что первично в онтогенезе - мозг или его вакуумная копия? Ответ на этот вопрос следует искать в понимании того, что происходит в процессе дифференциации однородных клеток бластулы зародыша человека. Первичная клетка делится на две идентичные, но в конечном счёте появляются специализированные клетки, отличные от первичной, и это значит, что на каком-то этапе деления очередной клетки её дочерние клетки оказываются различными. Такие различия не могут быть результатом действия генетической программы, поскольку она неизменна во всех, даже строго специализированных, клетках. В действительности, программа дифференцировки однородных клеток бластулы зародыша привязана к пространственной локализации этих клеток. Развитие зародыша из бластулы вначале и происходит как процесс формообразования, который затем переходит в формирование тканей - нервной, мышечной, хрящевой, зачатков скелета и мышц. Следовательно, программа деления с целью формообразования (а возможно, специализации

клеток) действует не со стороны самой клетки, но со стороны пространства, в котором в таком случае должен сохраняться некий формный эталон будущего тела с его органами, конструкцией и функциями. Потому и действие программы деления можно представить как конформное преобразование.

Именно пространственное различие становится причиной дифференцировки клеток, из которых затем строятся специализированные органы1. Особенное значение имеет то, что в формообразовании выделяется группа клеток, которая становится организационным центром строительства человеческого тела. Почему же одна (из всех одинаковых) группа клеток становится центром управления для всех других? Одинаковость зародышевых клеток - это то обстоятельство, которое наводит на мысль о существовании внешнего источника сигналов, централизованного по своей морфологии. Если предположить, что эталонный вакуумный «прообраз» живого организма первичен в качестве его «проекта», то тогда процессы эго-центрации, формирования собственного Я-субъекта имеют своим источником «организационный центр», управляющий строительством тела (в том числе и мозга) и локализованный в пространственном «прообразе» (вакуумной копии мозга).

Физический вакуум наполнен микроэлементами, намного меньшими элементарных частиц вещества пространственно локализованных (концентрированных) масс. Поэтому механизм связи вещества с вакуумом - это клеточные структуры, которые организуют элементы вакуума на микроуровне сложнейшим образом (возможно, и наоборот). Вот почему связь с вакуумом осуществляется на микроуровне. Таким образом, физический мир на микроуровне представляется частью психического мира.

Взаимодействие вещества (атомы, молекулы, нейронные сети) с вакуумом, по всей видимости, проявляется в эффектах полей и волн, когда вещество активизирует вакуум или когда вакуум активно воздействует на вещество. По всей видимости, сопряжение головного мозга и его вакуумной копии имеет полевую природу, а их взаимодействие проявляется в физических волновых процессах. Это значит, что сопряжение связано с потреблением и расходованием тех или иных форм энергии. Рассмотрим два выражения энергии, используемых в практических вычислениях: £=^у; £=т-с2. Взяв одинаковыми по величине левые части этих выражений, приравняем друг другу правые их части и получим соотношение: Ь,^=т-с2. Это значит, что т=к-Ч=Ъ1 / Т, где Т - период колебаний, определяющий длину волны X (А,=у-7),

V - скорость распространения волны. Отсюда следует, что чем меньше масса частицы, тем большая длина волны ей соответствует (если частицу рассматривать и как волну).

В пределе, когда т^0, Х^<^, (Пт Х=<^), т.е. частица как волна становится пространственно бесконечной (этот вывод справедлив лишь в пределах справедливости исходных уравнений, в частности и положения о скорости света как константе и предельно возможной в физическом мире). Тем не менее, на микроуровне элементы материи как волновые процессы «распределены» в значительном по объёму пространстве и потому в своих проявлениях могут слабо зависеть от него.

Материальными частицами в физике называют частицы с ненулевой массой покоя (таким образом, материя отождествляется с массой, т.е. с тем свойством природных конструктов, которое проявляется в законах механики). Материальные частицы обладают волновыми свойствами. Идеи волновой теории материальных частиц высказаны Луи де Бройлем (с каждой частицей связана волна), чьим именем названы волны, характеризующие волновую природу материальных частиц. Волну де Бройля представляют комплексной волновой функцией: у(х, /)=А-ег'(х к- Ю где А - постоянная амплитуда, к - волновой вектор, Ю - частота. Преобразования функции ^ дают выражения для длины волны материальной частицы:

Х=2п / Ь(к / 2).

1 Пространственная локализация проекционных зон коры головного мозга также является единствен-

ным объективным признаком различия модальностей ощущений.

С движущейся частицей связана волна, характеризуемая волновым вектором к, который определяется импульсом частицы р. В зависимости от скорости её движения длина волны определяется выражением: (к / тс)-(1- [у/с]2)У2/ (уС)"1. С возрастанием скорости V движения частицы длина волны Х уменьшается и при данной скорости она обратно пропорциональна массе частицы. Если же т^0, Х^<^ и Пт Х=<^, то скорость такой частицы должна уменьшаться (у^0), т.е. частица с нулевой массой не движется! (В соответствии с определением материальности частицы, следовательно, когда нет движения, нет и материи). При данной же массе длина волны уменьшается с возрастанием энергии £, а при заданной полной энергии X растёт с ростом массы. Значит, при £^0, Х^<^, что невозможно в случае материальной частицы.

В нерелятивистском приближении выражение для X имеет вид: Х~кт-у. Если частица с т^0 имеет Х^го, то она, как волна, существует в любой точке пространства одновременно. Значит, в таком существовании исчезает время и частица в своей волновой реализации становится независимой от пространства и времени - она вне времени и везде. Следовательно, волновой процесс не является процессом изменения волнового свойства частицы ни во времени, ни в пространстве, и это изменения по какому-то иному физическому параметру. На уровне таких частиц мы имеем дело со своеобразным физическим субстратом (формой материи). На этом уровне понятие информации становится другим и, скорее всего, подобный субстрат пребывает в состоянии абсолютного покоя (полной симметрии, когда взаимоком-пенсируются все его полярные качества как формы материи).

Использование математических моделей объективной реальности в изучении феномена сознания, в которых представляемые процессы не зависят от времени, может оказаться продуктивным, поскольку сознание на уровне различных форм субъективной реальности способно проявлять себя в прошлом, настоящем и будущем, связанными в одно целое. Тогда жизнь, как явление природы, возможное вне физического времени и пространства, подчиняется закону своего сохранения. Существующее физическое знание заканчивается на уровне процессов, свойств, состояний вакуумной конструкции, как некоей формы, целостного образования, сопряжённого с головным мозгом человека. Знание же о духовном мире, материализующемся и проявляющемся в реальной действительности, аккумулируется в религиозных учениях. Знание «промежуточное»: о взаимодействии вакуумного конструкта и «Души» можно обнаружить в учении о «Прави» в Ведах, древних мифах, легендах, преданиях, эпосе; оно сосредоточено и в опыте человечества. В свете рассматриваемого подхода к изучению природы человека, религиозные и ведические, равно как и все другие, учения должны стать предметом научного осмысления, основанного на психологии.

Для науки становится актуальным вопрос: у родившегося ребёнка мозг сопряжён со своим «духовным конструктом», образуя симбиоз, или это сопряжение происходит в онтогенезе и в результате социализации ребёнка? Этот конструкт (называемый в религиозных учениях «ангелом-хранителем» или каким-то другим именем духовного существа) передаёт ребёнку речь, письмо, мышление как качества и психофизиологические механизмы их реализации, что объясняет рассмотренные нами пси-феномены. В норме этот «духовный конструкт» гармонично сопряжён с мозгом человека, его физическим сознанием и волей. В некоторых случаях в этом сопряжении появляются дефекты и тогда возникают признаки пси-патологии, экстрасенсорных способностей, автоматического письма и говорения, творчества и т.п. Реальная психика человека зависит от связи «Я» с своим духовным «существом», которую можно изменять произвольно (йога, дзен, и другие пси-практики) и тогда человек получает через это «существо» доступ в духовный мир, где физические законы не действуют, если произошло «одухотворение» человека.

Аномальные явления с этой точки зрения тогда можно рассматривать как ошибку материализации духовного плана в физическом (биологическом) мире, мозге человека. Религия относит аномальные проявления к проискам «дьявола», действующего через «бесов», и это

всё имена и явления, характеризующие духовный план бытия. Следовательно, духовный мир полярен («бог» - «дьявол»), но в отличие от физического мира - на признаках нравственного порядка. Тогда причиной ошибок материализации духовного плана служат «провокации» со стороны физического мира и человека, но не со стороны духовного мира.

Поскольку он полярен, там есть всё, но для проявления чего-то нужно в материальном бытии (физическом мире) преодолеть запреты - экологию, мораль. Если они нарушаются, то и возникают каналы проникновения этого чего-то в материальное бытие (физический мир). Так как причины проникновения - нарушения запретов, то религия и относит их к дьявольщине, как аморальным проявлениям с точки зрения их социального значения.

Религия накопила обширные знания о проявлениях инстанции души и духовного мира и эти знания необходимо перевести на язык науки о человеке, сопрягая их с естественнонаучными знаниями так, чтобы между физической и духовной инстанциями описания человека была устранена существующая ныне концептуальная пропасть, породившая необходимость введения в познание природы гностического предела, имя которому - Бог. Важнейшее направление современного человековедения определяется неизбежностью концентрации когнитивных усилий на изучении того, что скрыто за этим пределом, поскольку преодоление порога познания на уровне духовного мира становится условием жизнеспособности цивилизации уже в ближайшем будущем.

Понукалин Алексей Алексеевич -

доктор социолологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология и акмеология»

Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.