Научная статья на тему 'Массовое сознание в информационном обществе и социопсихология безопасности'

Массовое сознание в информационном обществе и социопсихология безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
566
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Понукалин А. А.

Рассмотрены предпосылки и основания разработки научного направления, связанного с исследованиями социопсихологии массового сознания в контексте решения практических задач обеспечения национальной безопасности страны. Проведенный анализ состояния современного общества позволил сделать вывод о том, что перспективы психического развития человека как необходимого условия социальной эволюции, определяют особенности массовой психологии в аспекте методологии познания. Поставлена задача создания социопсихологической теории массового сознания, выступающего в качестве регулятора общественных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE CONSCIOUSNESS IN INFORMATIONAL SOCIETY AND SOCIO-PSYCOLOGY OF SAFETY

Preconditions and bases of scientific directions developments are studied here, connected with the researches of socio-psychology of mass ideology within the context of solution of practical tasks of national safety. The analyses of the modern world conditions allows to make the conclusion that perspectives of psychological development of a human being as a necessary element social evolution determines the peculiarities of mass psychology in the aspect of methodology of cognition. The task is the creation of the socio-psychological theory of mass consciousness jutting out as social processes regulator.

Текст научной работы на тему «Массовое сознание в информационном обществе и социопсихология безопасности»

УДК 008.001

А.А. Понукалин МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И СОЦИОПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрены предпосылки и основания разработки научного направления, связанного с исследованиями социопсихологии массового сознания в контексте решения практических задач обеспечения национальной безопасности страны. Проведенный анализ состояния современного общества позволил сделать вывод о том, что перспективы психического развития человека как необходимого условия социальной эволюции, определяют особенности массовой психологии в аспекте методологии познания. Поставлена задача создания социопсихологической теории массового сознания, выступающего в качестве регулятора общественных процессов.

А.А. Ponukalin MASSIVE CONSCIOUSNESS IN INFORMATIONAL SOCIETY AND SOCIO-PSYCOLOGY OF SAFETY

Preconditions and bases of scientific directions developments are studied here, connected with the researches of socio-psychology of mass ideology within the context of solution of practical tasks of national safety. The analyses of the modern world conditions allows to make the conclusion that perspectives of psychological development of a human being as a necessary element social evolution determines the peculiarities of mass psychology in the aspect of methodology of cognition. The task is the creation of the socio-psychological theory of mass consciousness jutting out as social processes regulator.

Информация о развитии научного направления. Новое научное направление сформировалось в рамках разрабатываемой до 2005 г. научной проблемы «Перспективные направления исследований процессов развития современного общества и человека». Такая проблема в её практическом аспекте порождена крайне обострившимся в наше время противоречием между стремлением человечества к достижению социального идеала и постоянно растущими потребностями в сфере материальной жизни. Это происходит в условиях, когда

реальные возможности их удовлетворения непрерывно снижаются, поскольку в глобальный процесс потребления включаются всё большие массы населения Планеты. Возможности достижения идеала, желаемого всем обществом, на стадии его индустриального развития оказываются предельными и ограниченными.

Цивилизационные последствия проблемного состояния общества проявляются в тенденциях, принимающих в определённых отношениях значения социальных инвариантов и даже констант. Одна из наиболее значимых тенденций - десоциализация общества и расчеловечивание масс. Промышленно-производственный путь развития цивилизации достиг своего предела в силу необратимой тенденции преобразования естественного мира в искусственный машинизированный мир, в котором роботизированный человек становится его придатком и теряет неповторимое собственное «Я» как источник свободы воли, мыслей, побуждений. В пределе, когда созданный обществом искусственный мир станет самодостаточным (самовоспроизводящимся, самосохраняемым, самоорганизуемым), человек становится ненужным в качестве субъекта этого мира и лишается смысла социального бытия.

В нынешнюю эпоху вынужденного перехода индустриального общества в новое качество (постиндустриальное информационное) возникают и проявляются негативные (инволюционные) тенденции дифференциации человечества на «избранных» и всех остальных, которым отводятся роли и функции обслуживающих «избранных». Эти «все остальные» потому должны обладать стандартной примитивной психологией и довольствоваться минимумом потребностей жизнеобеспечения. В таких условиях эволюция человеческого общества в направлении непрерывного психического развития на основе естественной реализации генетического многообразия становится невозможной и общество обрекает себя на вырождение.

Перед наукой возникает актуальная задача изучения всех вопросов онтологии, от которых зависит выбор обществом путей эволюции, основанных на законах мироздания и миропорядка. Становится необходимым исследование современного общества и человека в системе природы с позиций эволюционно-экологического и системно-деятельностного принципов научного познания. В рамках данной проблематики в СГТУ проведены Всероссийские научные конференции: «Стратегии и перспективы современного общественного развития» (2002, 2003 гг.), «Проблемы национальной безопасности России» (2003, 2004, 2005 гг.), «Социальный идеал в перспективе развития современного общества» (2004 г.). Материалы разработок по данной проблематике представлены в пленарных и секционных докладах на 22 научных конференциях.

Изданы сборники научных работ: «Перспективы социальной эволюции современного общества» (2001 г.), «Эволюция человека и общества (научные проблемы)» (2002 Г.), «Духовность: теория и практика» (2002 г.), «Стратегии психического развития человека в современном обществе» (2002 г.), «Политическая доктрина России» (2003 г.), «Векторы современного цивилизационного развития» (2003 г.), «Стратегии и перспективы современного общественного развития» (2003 г.), «Научные проблемы национальной безопасности России» (2003 г.), «Проблемы национальной безопасности России» (2004 г.), «Ведущие стратегии и механизмы современного общественного развития» (2004 г.), «Социальные и духовные основания общественного развития» (2004 г.), «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (2005 г.).

Наиболее существенные результаты развития научного направления. Решаемая проблема находится в состоянии неопределённости в связи с тем, что процессы развития современного общества и человека в современной науке рассматриваются раздельно и с разных позиций. Развитие общества анализируют политологи, экономисты, социологи, философы, культурологи, историки, астрологи, футурологи. Развитие человека изучают, в основном, биологи, хотя оно происходит, скорее, в сфере психологии. Перспективы развития психики человека и общества находятся в жёсткой взаимосвязи, поскольку взаимообусловлива-

ют друг друга. Поэтому необходима разработка новой системной концепции общественного развития, основанной на такой взаимосвязи.

Результаты проведенных исследований позволили обосновать актуальность и необходимость выполнения НИР как базы нового научного направления, интегрирующего знания и возможности многих традиционных наук, а также и междисциплинарных исследований. В обосновании НИР использованы следующие положения. Состояние современного общества характеризуется экспансией западного образа и смысла жизни, происходящих из неограниченного стремления к наслаждению, что обеспечивается интенсификацией научнотехнического прогресса в условиях выбранного мировым сообществом промышленнопроизводственного способа развития.

Наслаждение (чувственное субъективное переживание) как результат потребления благ (удовлетворение искусственных, в значительно большей части, потребностей) опосредствуется социально приемлемыми способами его достижения, а потому субъективная степень наслаждения невысока, что и порождает стремление к переживаниям наслаждения ещё большей степени. Погоня за наслаждением становится образом жизни и даже её смыслом. Предельная же субъективная величина наслаждения возможна лишь в изменённых состояниях сознания, например, в состоянии наркотического погружения. Становится ясно, если общество примет в качестве смысла индивидуальной жизни достижение состояния абсолютного наслаждения (через посредство наркомании или непосредственной стимуляции «центра удовольствия»), то оно окажется на грани исчезновения и будет обречено. Поэтому стремление к наслаждению как идеология и практика есть пагубный путь, однако этим путём идёт современное общество.

Наслаждение через потребление требует всё большего израсходования многих видов естественных ресурсов, которых в ближайшее время хватит на ограниченное количество особей. Прогноз таких обстоятельств становится одной из ведущих причин борьбы цивилизаций, народов, этносов, стран, различных сообществ за превосходство с целью добиться возможности оказаться в числе тех, на кого хватит ресурсов для осуществления смысла жизни как наслаждения посредством потребления (страхи за несвершения становятся причинами невротизации, принимающей масштабы эпидемии).

В борьбе за превосходство успеха добиваются те, кто использует методы психологического управления массами в своих интересах, что требует глубокого знания психологии. Потому психология - наука XXI века и выходит на вершину всех наук о человеке. Следовательно, познание психического (как явления природы) становится условием успеха в борьбе за превосходство. На первый план выходят методологические проблемы психологии, решение которых необходимо для построения теории как истинного знания о психике. Более того, познавая психику на уровне её материальных оснований, возможно познание и всей природы в целом - в её объективной и субъективной реальностях как системы явлений. Отсюда - методология системного познания есть наивысшая ценность в современном информационном обществе, а потому борьба за превосходство происходит и в информационном пространстве как борьба за овладение такой методологией. И это путь к овладению миром как объектом разрушения или созидания.

Значение разработки перспективных направлений исследования проблем развития (эволюции) общества и человека обусловлено состоянием, в котором пребывает земная цивилизация XXI века. Основная особенность этого состояния: альтернативность будущего и объективная необходимость субъективного выбора пути, на котором общество может сохранить себя в качестве причины, условия и способа эволюции психики1 челове-

1 Психика с позиции естественных наук есть абстракция - гипотетический объект, а потому о её качествах можно судить лишь по проявлениям человека в предположении, что на проявления проецируется этот объект. По совокупности современного психологического знания психику можно определить как то, что позволяет человеку стать в развитии социальным существом, личностью с её интеллектуальными, нравственными и

ка, от чего, в свою очередь, зависит и состояние самого общества. Процессы развития человека и общества неотделимы один от другого и, будучи взаимообусловленными, составляют суть эволюции цивилизации как гуманистической перспективы универсального мирового процесса.

Таким образом, перспективность направлений исследования эволюции общества и человека связывается с анализом хода Универсального мирового процесса, потому как эволюция объективно обусловлена со стороны происходящих в природе и мире событий. Ошибка в выборе альтернативного пути переводит общество в состояние борьбы с природой, породившей и человека, и само общество, в связи с чем возрастает степень риска его жизнеспособности и просто существования в этом мире. Одной из важнейших составляющих гарантии эволюции как конечной (в бесконечности) цели развития цивилизации является знание о природе человека, которая производна от законов мироздания в условиях, когда он является неотъемлемой составляющей универсального мирового процесса. Сам же человек как интеллектуально-нравственно-духовное существо является продуктом общества и становится таковым только в результате социализации, однако же, эволюционное качество социализации напрямую определяется тем интеллектуально-нравственно-духовным уровнем развития, которого достигли люди в этом обществе.

Возможные ошибки в выборе рискованного пути развития общества могут возникать не только в силу незнания, но и по причине субъективного характера, поскольку устремления людей направляются их желаниями, отражающими обычно неосознаваемые детерминанты деятельности. Неосознаваемые источники её мотивации, порождающие желания, происходят из стремлений к неограниченным наслаждениям, что становится причиной инволюции и общества, и человека. Отсюда и знание, необходимое для минимизации риска выбора пути общественного развития, должно быть перспективным с точки зрения гностического и прак-сического его значения. Это и составляет критерии, по которым определяются перспективные направления исследований.

Субъективное начало в выборе альтернатив может быть как адекватным, так и не адекватным естественному назначению человека - сохранению и развитию мироздания в форме знания и практической деятельности. Субъективным началом выбора может быть биологическая природа человека - стремление к неограниченному удовлетворению первичной потребности в переживании удовольствия посредством развития начального системного хватательного рефлекса до уровня индивидуальной деятельности, имеющей конечной целью такое переживание, но не собственное совершенствование. Но может быть и духовная природа - стремление к идеалу и его достижение как конечная цель индивидуальной жизни и её смысл. Отсюда возникает одна из наиболее актуальных научных проблем природы субъективного начала, сущности субъективной реальности.

В разрабатываемой нами теории субъективности природа и механизмы психофизического преобразования на уровне субъективной реальности в каких-либо формах не могут быть сведены к нейрофизиологическим процессам и главным остаётся вопрос: как и почему физическое превращается в психическое (что это такое?) и наоборот? То, что составляет механизмы внутрипсихической деятельности, одинаковые для всех людей, есть объект теоретической психологии, изучение которого предполагает введение в анализ категории природного (естественного) эталона психического. Этот объект, как некое целостное образование, в своих психических качествах «выходит» за пределы мозга в область физического пространства и в нём принимает форму, если её так можно назвать, «вакуумной копии» мозга.

духовными основаниями, что возможно только способом социализации. В этом плане категории «социальное» и «психическое» оказываются неразделимыми.

Простейшая форма субъективной реальности - ощущение как реакция на действие раздражителя является в некотором смысле уподоблением (имитацией) характеристик раздражителя. Ощущение выполняет функцию интеграции отражения (как впечатления) и ответа (как адекватного действия в его идеальной форме) и тем самым устанавливается соответствие между характеристиками раздражителя и ответа, которые оказываются гомоморфными. Таким образом, объективные законы воздействия становятся объективными законами ответа, отражённого к тому же в психике в целостном, нерасчленённом виде. Ощущение как знание становится таким тогда, когда устанавливается в опыте связь реакции-стимула и ощущение приобретает качество субъективной определённости, запоминается и называется (именуется - обозначается, отражаясь в вербальной форме).

Процесс познания объективной реальности через ощущения начинается с интеграции психомоторных компонентов и потому ощущение как знание имеет структуру так же, как и всякий психический образ. Следовательно, формирование ощущения как познавательный процесс и ощущение как форма субъективной реальности возможны только в активном отражении. Через ощущения познаются простейшие законы поведения раздражителя (его элементарные характеристики), выраженные в характеристиках ответных действий. Потому внешний мир, объективная реальность познаётся лишь через собственные действия, соответствующие раздражителям. Эти действия переносятся на раздражители и приписываются ему. Только таким путём человек приобретает способность быть адекватным объективному миру, т.е. в своих проявлениях отражать рациональное начало мироздания.

В соответствии с таким подходом важнейшим направлением исследования становится разработка методологии познания человека и общества как явлений природы. Такая методология перспективна в познании природы, породившей (или создавшей) человека и общество, природы, способной это осуществить. Поставив так вопрос о методологии познания, мы тем самым выдвигаем на первый план научную задачу построения теории мироздания как мировоззренческую систему, принципы которой и будут методологическими в познании конкретных явлений природы.

В истории человеческой культуры сформировались, как наиболее устойчивые и признанные, две теории мироздания. Одна основывается на положении о естественном происхождении человека и общества в результате процессов эволюции неживой материи (как физического субстрата). Физикалистские основания этой теории, однако, имеют двойственный характер, начиная с дискуссии между А. Энштейном и Н. Бором о детерминированности-недетерминированности фундаментальных физических явлений. Если верны гипотетико-теоретические основания квантовой механики, то появление человека в физическом мире -событие случайное. Но в этом случае вся природа должна подчиняться одному закону - случайностей, однако, природа существует в силу действия строгих, устойчивых и достаточно изученных наукой законов, в том числе - и физических. Тогда почему же появление человека случайно в природе, подчиняющейся таким законам, ведь появление разумного человека -событие не локальное, но общекосмическое по своему значению (и последствиям). К тому же, как можно объяснить случайностью сознание человека, не имеющее (как представляется на сегодня) своего физического субстрата, который соответствовал бы свойствам, проявляемым сознанием, особенно в изменённых состояниях.

Другая теория - религиозная, в которой (практически во всех вариантах) утверждается, что человека сотворил Бог по образу и подобию Своему. Значит, в природе существует некий эталон человека - и это уже не религия, но вопрос науки. Если сотворение человека рассматривать как причинное явление (пусть эта причина именуется Богом), то должны существовать какие-то законы, по которым это произошло. Отсюда видно, что религиозная теория должна быть объектом научного исследования, поскольку она постулирует, фактически, так же, как и научная теория, существование неких законов природы, в силу которых появился человек, создавший общество. Науке необходимо на основе материалистического подхода объяснить природу субъ-

ективной реальности во всех её формах, включая и сознание. На этом пути она будет неуклонно двигаться в направлении духовного знания, накопленного мировыми религиями. Религия, в свою очередь, должна пытаться ответить на вопросы науки по отношению к догматам, которые ниоткуда не выводятся и никак не аргументируются, т.е. не рационализированы. Признание бытийной возможности нерациональности Божьих творений не может быть решением таких вопросов, поскольку познанная человеком природа рациональна.

Перспективы исследования человека связываются с изучением различных форм проявления вводимого нами «Закона сохранения жизни». Нет никаких оснований не предполагать, что вечной в природе является жизнь, а всё остальное служит лишь условиями, в которых она существует. Материальная форма жизни - органическая клетка, в которой путём необходимых преобразований можно смоделировать самые разные взрослые (зрелые) организмы (тела), ведь генетические аппараты всех живых существ работают по универсальным законам. «Сотворение Богом» человека есть одна из версий превращения органической клетки в модель человека путём (способом) эволюции организмов в земных условиях. Путь современной науки - движение к познанию «Души» как некоего образования в физическом пространстве и объяснение религиозной феноменологии в терминах познаваемого при этом. В конечном счёте, перспективы исследования человека альтернативны и значительные возможности открываются на пути понимания неслучайности появления человека на Земле, его целесообразности и функциональной определённости с точки зрения универсального мирового процесса. Перспективы же исследования общества связываются с изучением социальных идеалов, определяющих общественные устои и отражающие природу человека разумного, целесообразного с точки зрения Природы.

Системный анализ тенденций развития современного общества и человека приводит к выводу об альтернативности путей общественного развития и, следовательно, возникает актуальная в наше время проблема выбора такого пути. Основанием выбора служит определённый социальный идеал, выводимый из фундаментального знания о природе человека и общества. Такое знание имеет фрагментарный и разрывный характер, а потому необходима разработка системообразующих подходов к построению целостного мировоззрения, чтобы решать проблемы методологии познания. Перспективно применение принципов эволюционно-экологической и системно-деятельностной методологии в исследовании системы природы в её объективной и субъективной реальностях, во взаимосвязи естественного и искусственного, живого и неживого, рационального и иррационального. В теоретических построениях значительной объяснительной силой обладает целостная структура законов сохранения, основанная на общенаучных категориях «порядка» (организации) и симметрии-асимметрии явлений в глобальных и локальных областях природы.

Анализ состояния современного общества как индикатора психической эволюции человечества позволил выявить основные тенденции в психическом самоопределении современного мирового сообщества, что предполагает выбор в качестве перспективных и приоритетных направлений научного исследования проблем развития современного общества: социальная культура, психологическая культура, политическая культура общества в аспектах стратегии его развития и перспектив. В рамках рассматриваемых проблем разработаны перспективные тематики, реализованные в диссертационных исследованиях: космическая естественная регуляция социальных процессов и массовой психологии; социокультурный риск выбора пути эволюции современного общества; национальная самоидентификация в социальной структуре общества; социально-личностная ценность духовной практики.

Проведенный анализ социально-психологической культуры и состояния современного общества позволяет утверждать, что перспективы психического развития человека определяют в значительной степени особенности массовой психологии в аспекте методологии познания. Сформулировано положение об особом этапе психической эволюции человечества, связанном с формированием и развитием сознания как явления цивилизации,

достигшей современного уровня развития. Сформулировано также положение о том, что направление психической эволюции связано с развитием сознания и имеет общеэкологическое значение, которое состоит в том, что человек достигает понимания (в процессе развития сознания) ответственности всего человечества и за свою судьбу, и за судьбу всей природы. Сформулировано положение о том, что смена общественной системы происходит, когда психика массы достигает определенного уровня развития сознания. Выявлена массовая тенденция увлечения сатанизмом, принимающая общемировые масштабы, легализующаяся и образующая особый социальный институт. Проведен анализ идеологии, теории и практики сатанизма, возведенного в культ религии с соответствующими обрядами и главным ритуалом «церкви сатаны» - «Черной мессой».

В области проблем психологической культуры разработаны вопросы методологии психологических исследований, стратегии и перспектив психического развития человека в современном обществе. В этом плане разработано направление исследований в области пси-холого-акмеологического сопровождения и обеспечения учебно-воспитательного процесса в вузе. Проведен анализ биологического значения основных функций психики человека: целе-образования, центрации, системообразования как проявлений феномена сознания. Выполнен анализ стратегий и перспектив развития основных составляющих феномена сознания - чувственной ткани, значения, смысла. Сделан вывод о том, что на современном этапе психологической эволюции ведущей становится проблема образования, от которой зависит и постоянное воспроизводство полноценной психики.

Результаты общенаучного анализа мировых процессов имеют особенное значение для современной России, оказавшейся на перепутье столбовых дорог, ведущих в никуда или, как минимум, в неизвестность. На основе принципов эволюционно-экологического мировоззрения разработаны проблемы исследования перспектив и возможных стратегий развития России. Построены концептуальные основы политической доктрины России с учетом исторического опыта, существующей реальности, социального идеала, её места и роли в становлении человеческой цивилизации и современного мирового сообщества. Переходные процессы в обществе порождают различного рода аномальные явления, способные быть источниками разрушающих сил. Анализ нравственного состояния западного общества выявил тенденции упадка духовной культуры как следствие углубляющегося морально-психологического кризиса капиталистической системы. В связи с этим рассмотрены причины и механизмы деформации социально-психологической культуры западного общества как фактора опасности для России в аспектах её национальной безопасности.

В современной России реформирование цивилизованных основ государственного устройства принимает характер бифуркаций в динамике наиболее существенных показателей жизни большинства населения. Эти условия специфическим образом влияют на психику человека, и такие влияния принимают масштабы массовых трансформаций, преобразований психического потенциала общества. Изменения происходят, главным образом, в смещении регуляторов поведения с уровня сознания на уровень бессознательного, когда начинают высвобождаться биологические инстинкты как главные побудительные силы проявлений людей в их повседневной жизни. Сознание, позволяющее человеку быть адекватным объективной реальности, теряет свою регулятивную силу, что приводит к снижению, в конечном счете, интеллектуальных качеств общества в целом. Становится актуальным исследование особенностей массового сознания в соотношении его основных форм, базовых компонентов, наиболее существенных признаков.

Одной из важнейших предпосылок исследования массового сознания служит то обстоятельство, что в современном обществе непрерывно возрастает количество природных и техногенных катастроф с значительными для больших масс людей негативными последствиями. В современном информационном обществе это обстоятельство приводит, в свою очередь, к изменениям в массовом сознании, поскольку катастрофы с их последствием как фак-

ты становятся известными населению в короткие промежутки времени. Катастрофическая информация, благодаря техническим возможностям СМИ, структурирует и организовывает индивидуальное сознание, в результате чего формируются представления о рисках и порождаются чувства тревоги, страха, беспокойства по поводу жизнеспособности и своей жизни. Отражение рисков в сознании обусловливает отношение к жизни людей в современном обществе, из чего выводятся и их требования к условиям жизни.

Исследования массового сознания должны быть основаны на его теории, выводимой из социопсихологического знания о природе индивидуального сознания. Поэтому разработка теории массового сознания предполагает создание теоретических основ индивидуального сознания человека как социального существа, как личности с ее типологическими и уникальными качествами. Для построения теории массового сознания необходимы и широкомасштабные исследования различных его форм и проявлений в реальной действительности.

Понукалин Алексей Алексеевич -

доктор социологических наук,профессор, заведующий кафедрой «Психология и акмеология» Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.