Научная статья на тему 'Человекотворческие функции культуры и туризм'

Человекотворческие функции культуры и туризм Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИЗМА / СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА / ТЕЛЕСНОЕ / ДУХОВНОЕ / ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / PERSON'S TRUE FORCES / TOURISM / CULTURE FUNCTIONS / HARMONIC PERSON DEVELOPMENT / CREATIVE OPPORTUNITIES OF TOURISM / CORPORAL / MENTAL / OBJECTS OF ECOLOGICAL TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Круглова Л. К.

В статье обосновывается положение о том, что туризм располагает уникальными возможностями гармонического развития сущностных сил человека в их разнообразии и единстве, рассматриваются вопросы подготовки кадров для культурологического обеспечения туризма, делается вывод о том, что теоретическое осмысление и реализация человекотворческого потенциала туризма является одним из плодотворных путей повышения культуры нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article grounds the idea that tourism has unique possibilities to develop a persons true forces in their variety and integration. The article considers the problems of the staff training for the tourism culturology. The conclusion is made: theoretical comprehension and implementation of the creative opportunities of tourism are the ways of culture promotion in our society.

Текст научной работы на тему «Человекотворческие функции культуры и туризм»

Л. К. Круглова,

д-р филос. наук, проф., СПГУВК

ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМ

CULTURE PERSON-CREATIVE FUNCTIONS AND TOURISM

В статье обосновывается положение о том, что туризм располагает уникальными возможностями гармонического развития сущностных сил человека в их разнообразии и единстве, рассматриваются вопросы подготовки кадров для культурологического обеспечения туризма, делается вывод о том, что теоретическое осмысление и реализация человекотворческого потенциала туризма является одним из плодотворных путей повышения культуры нашего общества.

The article grounds the idea that tourism has unique possibilities to develop a person's true forces in their variety and integration. The article considers the problems of the staff training for the tourism culturology. The conclusion is made: theoretical comprehension and implementation of the creative opportunities of tourism are the ways of culture promotion in our society.

Ключевые слова: туризм, функции культуры, гармоническое развитие человека, человекотворческий потенциал туризма, сущностные силы человека, телесное, духовное, объекты экологического туризма

Key words: tourism, culture functions, harmonic person development, creative opportunities of tourism, person's true forces, corporal, mental, objects of ecological tourism

СПОСОБЫ творения человека культурой столь же разнообразны, сколь разнообразны способы творения культуры человеком. Наиболее ярко и объемно человекотворческий потенциал культуры проявляется в функционировании такой ее двуединой сферы, как воспитание и образование. Здесь происходит творение человека во всей полноте его свойств и качеств. Ни с чем не сравнима человекотворческая мощь искусства, которое своими средствами культивирует эмоциональную компоненту человеческой духовности. Уникальна роль морали как сферы культуры, формирующей отношение человека к другому человеку и таким образом делающей его способным жить среди людей. Перечисление можно продолжить. В этом ряду довольно неожиданным может показаться такой социально-культурный феномен, как туризм. Он считается обычно средством релаксации и не более того. Однако, как представляется, его роль в процессе человекотвор-чества гораздо значительнее.

Наиболее широкие возможности для выявления человекотворческого потенциала туризма дает антропологический подход к пониманию культуры, с позиций которого она определяется как «исторически сложившая-

ся система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности» [1].

В рамках антропологического подхода понятие «сущностные силы человека» концептуализируется через парные категории «субъектное — объектное», «индивидуальное — универсальное», «личное — общественное», «телесное — духовное», «эмоциональное — рациональное», «биологическое — социальное». Каждая из этих категорий обозначает сущностное свойство человека, находящееся в отношениях противоречия с другим, ему противоположным.

Любой из исторических, региональных типов культуры так или иначе разрешает эти противоречия, создавая свой, неповторимый ансамбль сущностных сил человека, который можно назвать антропологической структурой данной, конкретной культуры. Он характеризуется не только форсированным развитием одних сущностных сил человека и блокированием других, или установкой на них гармонического развития, но и в соответствии с этим определенной иерархии среди сфер культуры, каждая из которых «специализируется» на

Выпуск 1

культивировании той или иной сущностной силы или их комплекса.

Предложенную схему структуры культуры сущностных сил человека целесообразно использовать для анализа человекотворческого потенциала туризма, который правомерно рассматривать как феномен культуры.

Наиболее часто сущностные силы человека анализируются через категории «телесное» и «духовное».

«Телесность» — это человеческое тело как физический объект, как вещь, и его свойства, например, физическая сила человека, его физическая красота, признаками которой являются определенные размеры и пропорции тела, а также определенные размеры и пропорции черт лица. Недостаток или ущербность сущностной силы человека, обозначаемой понятием «телесность», выражается понятиями «физическая слабость», «физическое безобразие».

Чтобы охарактеризовать такую сущностную силу, как «духовное», «духовность», надо прежде всего обратить внимание на то, что она, в свою очередь, является принципиально двойственной. Одна из сторон человеческого духа характеризуется через понятия «ум», «интеллект», «мысль», «знания». На них основаны такие способности человека, как умение мыслить и излагать свои мысли, рационально действовать. Эту сторону человеческого духа можно обозначить понятием «рациональное».

Другую, не менее существенную сторону духа составляют чувства, эмоции. Ей можно дать общее название — «эмоциональное». В русской философии в этом случае использовалось понятие «сердце».

Если проанализировать человекотворческий потенциал туризма сквозь призму категорий «телесное» и «духовное», то мы уви-

* дим, что туризм способствует развитию как

О

= той, так и другой жизненной силы человека.

Л

00 При этом надо отметить, что в туризме су-

200 ществует определенная специализация: одни

виды туризма, например спортивный, оздоровительный, в большей мере связаны с культивированием человеческой телесности, другие, например культурно-познавательный, учебный, научный — как следует из названий — на-

правлены на культивирование человеческого духа. Однако и спортивный, и оздоровительный туризм неизменно связан и с получением новых знаний и — всенепременно — с разнообразными эмоциями. В равной степени культурно-познавательный, учебный, научный и тому подобный туризм связан с передвижением, требует немалых физических затрат, т. е. требует определенного уровня развития телесности и культивирует ее.

Общим для всех видов туризма является их эмоциональная насыщенность, которую можно считать отличительной особенностью туризма вообще, объясняющей его все возрастающую популярность.

Эмоциональная насыщенность туризма обусловлена целым рядом причин, среди которых прежде всего следует отметить то обстоятельство, что любой из видов туризма связан с активизацией всех органов чувств человека — зрения, обоняния, слуха, вкуса и т. д. и т. п. В результате те места, которые посещает турист во время своих путешествий, запоминаются ему и в качестве зрительных образов, и запахами, и звуками, и вкусом блюд, которые ему пришлось там отведать, и т. д. Таким образом, в ходе путешествия туристу дается возможность непосредственного и многостороннего чувственного контакта с большим количеством новых объектов, что объясняет яркость эмоций и их глубокую интенсивность.

Эмоциональная насыщенность туризма в значительной мере объясняется еще и тем, что все его виды предполагают встречу с подлинным, настоящим, а не кем-то придуманным, описанным или интерпретированным, будь то подлинная природа, подлинный город, подлинные люди, подлинные произведения искусства и т. д. и т. п. Ощущение и осознание подлинности многократно интенсифицирует эмоции, делает их незабываемыми и разнообразными: тут и восхищение, и удивление, и радость, и умиление и т. д. и т. п. Сохранению и многократному воспроизведению этого эмоционального фона способствуют сувениры и фотографии, особенно собственные.

Однако утверждать, что туризм — это прежде всего и только эмоции, было бы неправильно. Велика роль туризма и в культиви-

ровании сущностной силы человека, обозначаемой категорией «рациональное». И здесь речь должна идти не только о том, что туризм — это эффективный способ получения новых знаний, но и о том, что туризм — это прекрасное средство борьбы с догматизмом мышления. Так, знакомство с образом жизни разных народов и людей разных регионов своего отечества показывает, сколь неуместна однозначность в решении многих вопросов, которые ранее казались имеющими только один ответ, сколь интересным может быть не только «иное», «другое», но и то, что ранее считалось «чуждым», сколь разнообразны проблемы, с которыми сталкиваются люди в разных уголках земного шара и т. д. и т. п. Таким образом, туризм способствует развитию глубины мышления и расширению его масштабов.

Подводя итоги, можно отметить, что туризм способствует гармоничному развитию телесного и духовного в человеке, при определяющей роли духовного, а в сфере человеческого духа — гармоничному развитию эмоционального и рационального при определяющей роли эмоционального.

Содержательный анализ человекотворческого потенциала туризма возможен и на базе категорий «субъектное — объектное». Они отражают важный аспект принципиальной двойственности человека, которая выражается в том, что человек является и субъектом, т. е. сознательным источником активности, и объектом, т. е. тем, на что направлена активность других людей, тем, на что действуют природные, социальные и культурные силы и обстоятельства. Проявление свойства «субъектности» — такие качества личности, как инициатива, чувство нового, ответственность, самостоятельность. Одно из важнейших проявлений способности человека быть объектом внешних воздействий — это дисциплинированность, т. е. способность соответствовать нормам поведения, установленным для той или иной сферы деятельности.

Туризм культивирует обе эти важнейшие сущностные силы человека: и субъектное и объектное. Так, туризм требует многообразных проявлений субъектности: это прежде всего выбор цели туристического

мероприятия — релаксация, оздоровление, знакомство с новыми местами, пребывание в экстремальных обстоятельствах, изучение культуры какой-либо страны или региона и т. п. В зависимости от характера целей, времени и материальных средств, которыми располагает турист, и его личных предпочтений он выбирает территориальные контуры, средства передвижения, образ жизни и уровень жизни во время тура, наконец, определяет фирму, которой он поручает предоставление соответствующих услуг, или принимает решение действовать (заказ билетов, гостиниц, получение виз и т. д.) самостоятельно. Как видим, туристская деятельность требует активности, инициативы, самостоятельности, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, т. е. всего того, что входит в содержание понятия «субъектность».

И в то же время каждое из решений, принятых туристом на том или ином этапе туристской деятельности, накладывает на него определенные ограничения, он становится вынужденным действовать по определенному расписанию, графику, выполнять соответствующие нормы законодательства, учитывать в своем поведении особенности культурных норм страны пребывания и т. д. и т. п. Таким образом, туристская деятельность требует от туриста дисциплинированности, которая является важнейшим проявлением такой сущностной силы человека, как «объектность», т. е. способность быть пластичным объектом внешних воздействий, вписываться в рамки многообразных норм и правил. При этом степень и уровень человеческой объектности, требуемой и культивируемой туризмом как феноменом культуры, соразмерны степени и уровню человеческой субъектности, требуемой и культивируемой в этой сфере.

Существенные стороны человекотворческого потенциала туризма раскрываются в свете категорий «индивидуальное — универсальное». Быть индивидуальностью — значит быть непохожим на других, иметь неповтори-^^201^ мые черты, уникальные способности и т. д.

И в то же время каждый человек является частицей космоса, универсума, кроме того, он является носителем общечеловеческих, родовых качеств, свойственных всему виду Homo

Выпуск 1

sapiens и в этом смысле он есть нечто универсальное. Так, быть представителем человеческого рода — значит иметь общечеловеческие знания, умения, признавать общечеловеческие ценности, осознавать общечеловеческие интересы.

Индивидуальность человека имеет множество проявлений — от внешнего облика до убеждений, его универсальность — это совокупность знаний и умений, разносторонность деятельности. Вполне понятно, что первая величина (индивидуальность) находится в прямой пропорциональности и зависимости от второй (универсальность). Как справедливо утверждает Н. А. Бердяев, «индивидуальность задыхается везде, где нет универсальной духовной шири» [2]. Способов культивирования человеческой универсальности много, важнейший из них — образование и воспитание. Можно смело утверждать, что рядом с этой мощной сферой культуры можно поставить и туризм, поскольку он дает исключительные возможности расширения кругозора, пополнения знаний, углубления понимания происходящих в мире процессов. При этом возникает вопрос, а нельзя ли заменить путешествия работой в тиши библиотек, личных кабинетов или в лекционных аудиториях? Действительно, эффект как будто одинаковый. При этом во втором случае (библиотеки, кабинеты, аудитории) знакомство с культурой может быть даже более полным, а приобретенные знания более точными (имена, даты, названия и т. п.). Однако туризм имеет то неоспоримое преимущество, что он дает возможность непосредственного, прямого контакта с культурой прошлого и настоящего, представленной наиболее впечатляющими ее компонентами. При этом оказываются задействованными не только интеллект, но и все органы чувств человека, и таким образом до-

1к стигается герменевтический эффект, который

ску

пу выражается в том, что человек «вживается» в

ы

В культуру в полном смысле этого слова и бла-

ZOZ годаря этому глубже понимает ее [3]. В биб-

лиотечно-аудиторном варианте знакомства с культурой герменевтический эффект, конечно, тоже имеет место, но он гораздо слабее и именно в той степени, в какой опосредованный контакт отличается от непосредственно-

го контакта. Таким образом результативность процесса культивирования человеческой универсальности в сфере туризма, которая оказывается одновременно и культивированием индивидуальности, объясняется эмоциональной заряженностью туризма, его обращенностью к человеческим чувствам.

Богатые возможности дает анализ человекотворческого потенциала туризма на основе категорий «личное» (мое) — «общественное» (наше). Прежде всего надо отметить, что туризм — это эффективный способ реализации личных интересов. При этом зачастую он играет компенсаторную роль: множество людей, не вполне удовлетворяющих свои интересы в сфере труда или повседневно-бытовой жизни, восполняют этот недостаток поездками в новые места, знакомством с иными культурами. Для людей, достаточно полно удовлетворяющих свои интересы «в стационаре», туризм служит средством расширения «своего», «личного пространства» и умножения своего «богатства», каким являются яркие впечатления, приобретения, которые именуются «своя Италия», «своя Испания», «свой Париж» и т. д. Вместе с тем туризм является и прекрасным средством культивирования в человеке сущностной силы, которая обозначается категорией «общественное», что выражается в первую очередь в формировании чувства общности разного уровня — со своим народом, своей страной, с другими народами и странами, наконец, со всем человечеством. Так, знакомство с культурой и природой своей страны является богатой и плодородной почвой для воспитания чувства патриотизма. Однако и постижение смыслов иных культур в не меньшей степени способствует пониманию и проникновению в суть родной культуры и возникновению чувства общности со своим народом. Поскольку здесь срабатывают сложные психологические механизмы: многоаспектные ассоциации, контрастность впечатлений, реакции на отсутствие или наличие привычных элементов культуры, острота переживаний нового, ранее неизвестного. Знакомство с иными культурами и странами позволяет человеку лучше понять, что означает для него родная культура, родная страна, насколько они ему дороги и необходимы.

Одновременно туризм (в его внутреннем и внешнем вариантах) является и мощным средством интернационального воспитания. Так, знакомство с иными культурами есть лучший способ профилактики и лечения такой болезни души, как ксенофобия (вражда к чужакам), лучший путь к пониманию сердцем той простой истины, что многообразие культур — это общечеловеческое богатство.

Однако и знакомство с отечественной культурой и ее более глубокое постижение тоже является эффективным средством интернационального воспитания, поскольку оценить и принять другую культуру в ее самоценности, понять ее значение для людей, в ней живущих, может только тот, кто любит свою культуру и понимает ее значение для себя самого.

Таким образом, туризм способствует более широкому пониманию «моего» как «нашего» и более глубокому пониманию «нашего» как «моего».

Еще одну возможность анализа человекотворческого потенциала туризма дают категории «биологическое — социальное». В них отражено весьма впечатляющее проявление двойственности человека — это единство в нем биологического, животного, природного начала, с одной стороны, и социального, т. е. того, что отсутствует у животного и делает человека способным жить в обществе. Если выразить эту ситуацию короткой формулой, то она будет выглядеть следующим образом: человек есть единство организма и личности. Другой ее вариант: человек есть животное, ставшее личностью. Под личностью здесь подразумевается совокупность социально значимых черт.

Биологическое в человеке — это прежде всего его тело. В соотношении с социальным тело рассматривается несколько в ином ракурсе, чем в том случае, когда мы рассматриваем его в соотношении с духом. Тогда оно представало перед нами как физический объект, взаимодействующий с духовным началом. В соотношении с социальным тело рассматривается как носитель, средоточие естественных, природных процессов во взаимодействии с искусственными формами человеческой жизни.

Кроме тела, в понятие «биологическое в человеке» включаются нижние этажи психики, унаследованные человеком от животных. Сюда относятся в первую очередь животные инстинкты. Это инстинкт безопасности, половой инстинкт, инстинкт агрессии и т. п. Благодаря культуре общество выработало такие социально приемлемые формы проявления этих инстинктов, которые позволяют не только нейтрализовать возможный вред от их чисто животной формы проявления, но и использовать их на благо отдельного человека и общества. Культуры различаются между собой по степени «запретности» проявления биологического начала в человеке, а также по формам запретов и формам развития и использования этой сущностной силы человека. В том, что биологическое в человеке является его сущностной силой, убеждает то обстоятельство, что именно на нем базируются такие свойства человека, как энергичность или, напротив, вялость и апатия. Выносливость или слабость, развитая интуиция или отсутствие оной. В равной степени сущностной силой является и развитая культурой способность человека использовать свои биологические данные как богатство, которое надо умело приумножать. Не менее важной способностью является умение человека обуздывать свои животные инстинкты и давать им не просто социально приемлемое, т. е. не идущее во вред обществу направление, но и выстраивать на их основе свою творческую, созидательную деятельность.

Не составляет труда заметить, что туризм во всем спектре своих видов и направлений способствует гармоническому развитию как биологического, так и социального в человеке. Так, в некоторых видах туризма главной мотивацией туриста является общение с природой, т. е. удовлетворение потребности ощущать себя природным существом. На этой основе возник так называемый экологический туризм. Всемирная туристическая организация предлагает следующее определение экологического туризма: «экологический туризм — все виды и формы туризма, при которых главной мотивацией туриста к совершению путешествия является наблюдение и общение с природой и которые способствуют

Выпуск 1

m

204]

сохранению окружающей среды и культурного и природного наследия, оказывая минимальное воздействие» [4].

Объектами экологического туризма являются различные феномены природы: реки, озера (озерный туризм), горы и даже болота. Так, например, в США пользуется популярностью тур по болотам Флориды, который включает в себя два дня путешествия по болотам на мелкосидящих катамаранах на воздушной тяге. Труднодоступность этих болот обеспечила сохранность природы в первозданном виде, богатство флоры и фауны [5]. Одним их способов общения с природой в последнее время стал так называемый биоэнергетический туризм [bioenergetics tourism] [6], т. е. посещение мест, где происходят процессы, малоизученные и труднообъяснимые с позиций современной науки. Такие местности, как правило, труднодоступные, получили название биоэнергетических центров. Они находятся на Памире, в Тибете, Пиренеях, Кордильерах, на юго-востоке Крыма. Посетители этих мест утверждают, что здесь можно подзарядиться уникальной энергией. Причислить этот вид туризма к экологическому мешает то обстоятельство, что здесь не выполняется последний из признаков, имеющихся в приведенном выше определении экологического туризма — минимальное воздействие на окружающую природу. Посетители биоэнергетических центров стремятся увезти с собой частичку заповедника — ветку дерева, камень, растение и тому подобное, полагая, что предметы, вывезенные из таких регионов, сохраняют свою энергетику в течение неограниченного времени. Нетрудно догадаться, что все это негативно сказывается на состоянии природы биоэнергетических центров.

Туризм дает возможность обращения человека не только к внешней для него природе, но и к своей внутренней биологической природе. Этим потребностям удовлетворяет так называемый экстремальный туризм, связанный с преодолением препятствий и, в конечном счете, преодолением себя, стимулированием древних инстинктов. В связи с этим все больший спрос находят такие варианты экстремального туризма, как «поляр -ный туризм», различные виды сафари и т. д.

и т. п. Уникальные возможности общения с природой и испытания своих сил дают все виды водного туризма: океанические, морские и речные круизы, сплав по горным рекам (рафтинг), путешествия на байдарках и каноэ и т. д. и т. п.

Располагая уникальными средствами культивирования человека как существа природного, туризм одновременно культивирует его и как существо социальное, общественное. Так, все разновидности туризма необходимым образом включают человека в сложную систему социальных отношений — договоры с фирмой, страховки, визы, транспорт, международное право, взаимодействие с членами туристической группы и т. п. Кроме того, существуют специальные виды туризма, которые акцентируют внимание на социальных аспектах человеческой жизни. Они получили название «социальный туризм» [7]. Общим его признаком является дотирование затрат туристов и туристических организаций со стороны государства, что предусмотрено законодательными актами и уставами негосударственных организаций. Возможность участия в социальном туризме предопределена социальным положением. Наиболее распространенными вариантами этого вида туризма является детский и молодежный туризм. Кроме того, социальный туризм предназначен для таких социальных групп, как инвалиды, пенсионеры, ветераны войн, представители различных профессий и т. д.

Подводя итоги, нельзя не отметить, что туризм располагает уникальными возможностями гармонического развития сущностных сил человека в их разнообразии и единстве. Выполняя человекотворческую функцию своими, только ему присущими способами, туризм в то же время является посредником в функционировании других сфер культуры и прежде всего — образования, искусства, науки.

Однако мощный человекотворческий потенциал туризма до сих пор реализуется в незначительной степени, в связи с чем можно говорить о непроизводительном потреблении культуры [8]. Причины такого положения дел разнообразны. Одни из них связаны с установками, ценностями, степенью подготовлен-

ности самого потребителя туристических услуг. Так в этой сфере, как и в других сферах культуры, имеют место виды потребления, которые получили название «статусного» и «престижного», когда люди выбирают те или иные маршруты только потому, что, как они полагают, соответствует их статусу или потому, что это «престижно». Как и в сфере искусства, образования и тому подобного такого рода потребление непроизводительно, потому что не ведет к развитию личности, ее духовному обогащению.

Непроизводительным может оказаться и потребление туристического продукта неподготовленным к этому субъектом. Эта проблема тесно связана с другой — качеством туристического продукта. Например, некоторые маршруты составлены таким образом, что вызывают у туриста так называемый «синдром Флоренции». Этот термин в психиатрии означает нервный срыв от обилия произведений искусства. Он выражается в чувстве подавленности и даже в истериках и обмороках [9].

Недостаточная проявленность и неполная реализация человекотворческого потенциала туризма порождает скепсис по отношению к туризму вообще и как к феномену культуры в частности. Особенно часто этот скепсис выражается через противопоставление туризма и паломничества, туриста и паломника. Так, например, одна из участниц научного форума «Культурное пространство путешествий» А. В. Венкова выстраивает эту антитезу следующим образом: «Интерес паломника целенаправлен, — замечает она, — его движение в пространстве и времени подчинено единой цели, внимание сконцентрировано. Туризм — облегченная, адаптированная и не травматическая форма знакомства с миром, турист — фигура праздная и одновременно суетливая. Ему не хватает времени, он стремится расширить свой опыт в количественном отношении» [10]. Эта оценка туризма может показаться вполне снисходительной по сравнению с некоторыми другими. Так, например, другой участник того же форума С. П. Гурин делает решительную констатацию: «Туризм безнадежен». И далее: «Это попытка заполнить пустоту, но

это исход в бесконечную пустыню, пустыню культурных ценностей, разнозначных, равноценных, необязательных, а следовательно, ненужных» [11].

Разумеется, для такого рода негативных оценок туризма имеются некоторые основания, о чем речь шла выше. Однако было бы неправильным в связи с этим считать весь туризм сферой непроизводительного потребления культуры. Более плодотворный путь — это решение практических задач, формулируемых на основе теоретического осмысления мощно -го человекотворческого потенциала туризма. Важнейшая из них — подготовка высококвалифицированных кадров, способных осуществлять культурологическое обеспечение туризма. В настоящее время на этом поприще трудятся в основном искусствоведы, литературоведы, историки. Но вполне понятно, что при разработке маршрутов искусствовед будет в основном обращать внимание на возможность знакомства с произведениями искусства, литературовед — на памятные места, связанные с произведениями литературы и их авторами, историк — на историю тех или иных территорий и т. д. и т. п. И только культуролог в силу своей квалификации способен видеть культуру как целостность в ее историческом развитии и взаимосвязи с человеком, обществом и природой и соответственно использовать свои профессиональные знания и при разработке маршрутов, и при их представлении, и в работе с туристами.

Насколько известно, подготовка культурологов со специализацией «Культуро-логическое обеспечение международного туризма» ведется в настоящее время только в одном вузе — Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций. Большинство выпускников (в настоящий момент состоялось 4 выпуска) успешно работают именно в направлении своей специализации. Однако это пока капля в море. Большинство вузов готовят кадры для туризма по специальности «Экономика и управле-^^°5 ние на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» с квалификацией «экономист-менеджер» и по направлению бакалавриата «Туризм». В программах высшего профессионального образования этих специальностей

Выпуск 1

и направлений культурологическая составляющая представлена слабо. Таким образом, получается, что в сфере туризма, имеющего дело с человеком и культурой в целом в такой степени и в таком объеме, как никакая другая сфера, работают в основном экономисты и специалисты по организации туризма. Чтобы понять, насколько это ненормально, можно представить себе, что было бы со сферой образования, если бы там трудились только экономисты и специалисты по организационно управленческой работе.

Проведенный анализ показывает, что туризм располагает уникальными возможностями гармоничного развития сущностных сил человека в их разнообразии и единстве. Кроме того, туризм является посредником в функционировании других сфер культуры — образования, искусства, науки и. п.

В соответствии с этим выявление, теоретическое осмысление и реализация человекотворческого потенциала туризма является одним из плодотворных путей повышения культуры нашего общества.

Список литературы

1. Круглова Л. К. Культурология. — СПб., 2008 — С. 155.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы, смысл творчества. — М.: Правда, 1989. — С. 379.

3. Круглова Л. К. Культурологически насыщенный туризм как средство воспитания // Философия детства и социокультурное творчество: материалы X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». — СПб., 2003. — С. 544-545.

4. Биржаков М. Б. Введение в туризм. — 9-е изд. — СПб., 2008. — С. 202-203, 206-207, 233.

5. Сердобольская О. И. Социальный туризм. Пути совершенствования государственного регулирования в России. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

6. Круглова Л. К. Культурология. — СПб., 2008. — С. 492-496.

7. Вайль П. Гений места. — М., 2008. — С. 238.

8. Венкова А. В. Современный номадизм: метафора и стиль жизни // Культурное пространство путешествий: материалы научного форума, 8-10 апреля 2003 г. — СПб., 2003. — С. 335-336.

9. Гурин С. П. Туризм как антропологический феномен // Там же. — С. 319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.