Научная статья на тему 'Человек в языковом измерении. Рецензия на учебное пособие Е. В. Иванцовой «Лингвоперсонология: основы теории языковой личности». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. 160 с'

Человек в языковом измерении. Рецензия на учебное пособие Е. В. Иванцовой «Лингвоперсонология: основы теории языковой личности». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. 160 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ / LANGUAGE PERSONALITY / LINGUISTIC PERSONOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ким Лидия Густавна, Мельник Наталья Владимировна

Статья представляет собой рецензию на учебное пособие Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ким Лидия Густавна, Мельник Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Man in the linguistic dimension. Review of the manual by E.V. Ivantsova «Linguistic personology: the basics of the language personality theory». Tomsk, 2010. – 160 p

The paper represents a review of the manual «Linguistic personology: the basics of the language personality theory» by E.V. Ivantsova.

Текст научной работы на тему «Человек в языковом измерении. Рецензия на учебное пособие Е. В. Иванцовой «Лингвоперсонология: основы теории языковой личности». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. 160 с»

РЕЦЕНЗИИ

Л.Г. Ким, Н.В. Мельник

Кемеровский государственный университет

Человек в языковом измерении

Рецензия на учебное пособие Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности» Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. 160 с.

Аннотация: Статья представляет собой рецензию на учебное пособие Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности».

The paper represents a review of the manual «Linguistic personology: the basics of the language personality theory» by E.V. Ivantsova.

Ключевые слова: языковая личность, лингвоперсонология.

Language personality, linguistic personology.

УДК: 8142

Контактная информация: Кемерово, ул. Красная, 6. КемГУ, факультет филологии и журналистики. E-mail: saikova@mail.ru.

Читатель, взяв в руки книгу с названием «Лингвоперсонология», непременно подумает о своевременности ее публикации. Провозглашенный в статье Е.С. Куб-ряковой принцип антропоцентризма, характеризующий состояние современной лингвистики, реализуется в различных направлениях, в том числе его проявление можно увидеть и в выделении нового лингвистического объекта - языковой личности - и в становлении новой отрасли научного знания - лингвоперсонологии. Исследователями давно ведется изучение языковой личности, нередко независимо друг от друга. При этом обозначаются разные аспекты этого явления, происходит его рассмотрение в рамках разных научных направлений, что в настоящее время позволяет говорить о существовании лингвоперсонологических школ, например школы «Русская языковая личность» (руководитель Ю.Н. Караулов), или о выделении лингвоперсонологических направлений внутри сложившихся научных школ: Волгоградской лингвокультурологической школы, Пермской стилистической школы, Саратовской риторической школы, Томской диалектологической школы и т. д.

На фоне этого представляется бесспорной актуальность появления учебного пособия Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности». В нем ставится и решается непростая задача - обоснование выделения новой, интегральной области научного знания, исследующей феномен языковой личности, и нового лингвистического объекта - «человека говорящего», человека, владеющего и пользующегося языком. Возможность рассмотрения этого уже сама по себе подтверждает научный статус лингвоперсонологии.

Отличительной особенностью обсуждаемой книги является ее синтетический характер, проявляющийся в том, что автор учитывает достижения как мировой лингвистики в целом, так и отечественного языкознания в частности, кроме того -подробно останавливается на региональных лингвоперсонологических школах. Пособие демонстрирует колоссальный опыт детального анализа имеющихся лин-гвоперсонологических работ, их глубочайшего осмысления и представления по-

лученных результатов. Лингвоперсонология - интегральная область научного знания, а потому ее комплексное описание отсылает автора к работам разного профиля, последовательное представление которых подчеркивает аналитическое мышление и безупречную логику Е.В. Иванцовой, объемно и многогранно описывающей анализируемый феномен. Автором признается объективное отсутствие однозначных решений по поводу многих проблем, что предопределяет постановку вопросов, размышление по поводу которых способствует формированию диалектического мышления читателя, что отвечает требованию жанра учебного пособия.

Композиция пособия позволяет последовательно и логично ввести читателя в круг проблем, связанных с лингвистическим освещением теории языковой личности. Е.В. Иванцова излагает историю формирования лингвоперсонологии как научной дисциплины; вводит ее основные теоретические понятия; исследует факторы, определяющие индивидуальность языка личности, описывает типологию языковых личностей, а также освещает источники изучения языковой личности и методологические основы ее исследования. Содержание названных разделов работы базируется на представлении и анализе более трехсот источников, посвященных как обсуждению общих проблем лингвоперсонологии, так и исследованию и описанию конкретных языковых личностей: от выдающихся исторических и культурных деятелей до рядового носителя языка.

Сквозной антиномией становится отмеченное В. фон Гумбольдтом неразрешимое противоречие индивидуального и всеобщего. Эта антиномия во многом предопределила развитие лингвоперсонологических исследований, а также позволила само понятие языковой личности наделять разным содержанием, подразумевая под ней конкретную, коллективную (групповую) языковую личность и языковую личность народа в целом. Все эти грани языковой личности нашли свое отражение в рецензируемом учебном пособии.

В задачи пособия входило описание понятийно-терминологического аппарата лингвоперсонологии, который, на наш взгляд, представлен не в полной мере в том числе и в силу объективных причин: наука находится в стадии становления. В частности, недостаточно отраженным является понятие типа языковой личности, отсутствующее среди основных терминов второй главы, но введенное в четвертую главу, посвященную типологии языковых личностей.

Кроме того, в рамках данного учебного пособия не нашло освещения одно из направлений лингвоперсонологии, на выделении которого настаивает Н.Д. Голев, говоря о лингвоперсонологическом функционировании языка и выделяя ПЕРСОНОЛОГИЮ в лингвистическом изучении и ЛИНГВИСТИКУ в персоноло-гическом изучении. Именно это последнее направление осталось за пределами учебного пособия, в котором последовательно описан анализируемый в рамках первого направления предмет - языковая личность. Второе же направление связано с реализацией гипотезы лингвоперсонологического функционирования ЯЗЫКА, а потому предметом его рассмотрения становятся собственно лингвистические категории, изучаемые в лингвоперсонологическом аспекте. Подобная задача, представляющаяся нам важной, не ставилась автором пособия, но, безусловно, является одной из перспектив развития новой формирующейся науки.

Важным в методологическом плане становится выделение факторов, предопределяющих индивидуальность языка личности. Но в силу вышеперечисленных причин все названные детерминанты имеют экстралингвистический характер, а потому представляется, что автор не учитывает второй член антиномии «внешнее - внутреннее», сосредоточивая свои концептуальные положения на первом и недооценивая возможности самой «имманентной» лингвоперсонологии. Впрочем, это отражает своеобразие авторской концепции, открывая перспективы дальнейшего развития новой отрасли знания, и задает векторы научного обсуждения разрабатываемых проблем.

Представляя собой по форме монологичное изложение теории языковой личности, книга написана в режиме диалогичности. Эта диалогичность проявляется в том, что Е.В. Иванцова, обсуждая дискуссионные теоретические проблемы, освещает различные варианты их решения; ставит перед читателем вопросы и предлагает возможные ответы на них; описывая существующие теории, высказывает свою позицию, соглашаясь с автором излагаемой концепции или, напротив, вступая в дискуссию с ним. Диалоговый стиль увлекает читателя, побуждая его размышлять над тем, какова структура языковой личности, какие факторы определяют индивидуальность языка личности, чем обусловлена необходимость разработки типологии языковой личности, на каких основаниях строятся частные классификации языковых личностей и многими другими проблемами, которые поднимаются в этой книге.

Автор вовлекает читателя в активное обсуждение рассматриваемых проблем. Каждая глава завершается вопросами, которые предполагают воспроизведение и систематизацию полученной информации («Какие этапы намечены в развитии лингвоперсонологии как научной дисциплины?», «Охарактеризуйте основные подходы в трактовке понятия «языковая личность», «На каких основаниях строятся частные классификации языковых личностей» и др.). Кроме того, в пособии предлагается выполнить ряд заданий творческого характера («Охарактеризуйте любую языковую личность по принадлежности к типологическим классам разных классификаций», «Проанализируйте фрагменты источников отдельных типов языковых личностей. Какие сведения о языковой личности можно извлечь из них?», «Если вы занимаетесь изучением языковой личности, определите принадлежность своей работы к одному или нескольким из названных направлений и аспектов» и подобные).

Учитывая, что адресатом учебного пособия являются, в первую очередь, студенты, свой текст автор иллюстрирует рисунками, позволяющими наглядно представить структуру языковой личности, источники и методы ее изучения, метод стилистической реконструкции языковой личности и др.

Эта книга окажется полезной не только студентам филологических факультетов вузов, которые найдут в ней обширнейшие и систематизированные сведения из области новой научной дисциплины. Рецензируемое учебное пособие может быть интересно исследователям, работающим в разных областях лингвистического знания: лингводидактике, лингвокультурологии, лингвосоционике и т. д., то есть в тех областях, которые уже по своему определению имеют междисциплинарный характер и связаны с изучением языковой личности. Оно вносит неоценимый вклад в развитие самой лингвоперсонологии как науки, помогая осмыслить закономерности ее возникновения и становления, намечая - а возможно, и задавая - дальнейшие векторы движения лингвоперсонологической мысли.

Читатель этой книги на вопрос автора, «изменился ли ваш взгляд на язык окружающих и собственную языковую личность после знакомства с этой книгой?», обращенный к нему в заключительном разделе, непременно даст положительный ответ.

Данное пособие, несомненно, послужит стимулом для дальнейшего развития лингвоперсонологического направления, и, следовательно, автор сможет считать свою задачу выполненной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.