Научная статья на тему 'Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Сайковой, Э. П. Хомич. [Рец. З. И. Резановой, Е. В. Иванцовой]'

Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Сайковой, Э. П. Хомич. [Рец. З. И. Резановой, Е. В. Иванцовой] Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5818
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Резанова З. И., Иванцова Е. В.

Монография посвящена исследованию языка в лингвоперсонологическом аспекте. Представленные теоретические исследования в области языковой личности и опыты практической диагностики и портретирования конкретных языковых личностей проецируются в лингводидактическую сферу. Издание рассчитано на студентов и преподавателей вузов, а также читателей, интересующихся теорией языковой личности и проблемами личностно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Резанова З. И., Иванцова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Сайковой, Э. П. Хомич. [Рец. З. И. Резановой, Е. В. Иванцовой]»

________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА__________

2009 Филология №2(6)

РЕЦЕНЗИИ, КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ

Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение / Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. - Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. - 435 с.

Монография посвящена исследованию языка в лингвоперсонологическом аспекте. Представленные теоретические исследования в области языковой личности и опыты практической диагностики и портретирования конкретных языковых личностей проецируются в лингводидактическую сферу.

Издание рассчитано на студентов и преподавателей вузов, а также читателей, интересующихся теорией языковой личности и проблемами личностно-ориентированного обучения.

В последние два десятилетия стала уже общим местом констатация ан-тропоцентричной устремленности современного языкознания. Однако тенденция продолжает развиваться, и пока нет оснований говорить о снижении интереса современной лингвистики к проблемам проявления человеческого фактора в языке. Среди широкого спектра работ антропологической парадигмы лингвоперсонологические исследования могут претендовать на одно из центральных мест, а базовые термины «языковая личность» и «языковое сознание» обладают свойством «терминов-призм», своеобразно аспекти-рующих целостное и в то же время сложноорганизованное проблемное поле взаимообусловленного существования человека и языка. В пределах этого актуальнейшего поля работают авторы рецензируемой коллективной монографии.

Можно утверждать, что авторскому коллективу удалось представить своеобразный и в то же время целостный вариант (несмотря на первоначальный эффект мозаичности структуры, отражающей соположение мнения разных авторов) разработки лингвоперсонологической проблематики. В чем же ее своеобразие? Чем обеспечивается целостность?

Своеобразие разработки проблемы языковой личности в монографии - в текстовом соположении (сопряжении) ряда важных проблем моделирования языковой личности, прежде всего в соотнесении теоретического и прикладного аспектов.

Целостность монографии задается гипотезой, выдвинутой в программном разделе монографии Н.Д. Голевым: «...принципы устройства ментально-психологического персонологического пространства и принципы системного устройства языка коррелятивны между собой, и поэтому есть основания говорить об их относительном изоморфизме» (С. 20).

Лингвоперсонологическое пространство, по мысли авторов, создается прежде всего «разнообразием ментально-языковых типов личностей... и тем непрерывным спектром, который это разнообразие формирует» (Там же).

Образ этого пространства складывается по мере прочтения текста книги.

В соответствии с выдвинутой гипотезой выстраивается структура монографии: во второй и третьей главах характеризуется языковая личность через соотнесение с системой языка, в четвертой главе представлена зеркально обратная проекция - элементы, явления языковой системы характеризуются в аспекте их отражения в речевой деятельности языковой личности. В соответствии с классическим взглядом постсоссюровского языкознания о соотнесении и противопоставленности языка-системы и языка-деятельности, языковая личность во второй главе типологизируется через соотнесение с единицами системы языка, типовыми элементами когнитивно-языкового механизма порождения речи, в третьей же - через соотнесение со структурой речевой деятельности в ее целостности.

Во второй главе представлен набор своеобразных «срезовых» образов языковых личностей. Во-первых, рассматриваемый феномен характеризуется через соотнесение с элементами структуры языка и речи, через высвечивание своеобразия овладения ими разными типами речевой деятельности (разделы Е.Н. Татаринцевой об «орфографической» языковой личности, Т.И. Киркинской о деривационной языковой способности, Н.Б. Лебедевой о «жанровом измерении» языковой личности). Во-вторых, анализ текста позволяет определить детерминирующее влияние психических, психосоциальных и собственно социальных особенностей личности на процессы тексто-порождения (лингвосоционические типы языковой личности рассмотрены Л.М. Комисаровой и И.Г. Шестаковой, социально-ментальные - Т.В. Чернышовой, профессиональный аспект типологии homo loquens представлен Т.Н. Внучковой).

В подавляющем большинстве работ при характеристике языковой личности анализируются результаты ее деятельности в позиции говорящего, гораздо более редки исследования, посвященные интерпретативной деятельности индивида в позиции адресата. В монографии же этот аспект типологи-зации языковой личности представлен двумя разделами - исследованием «механизмов интерпретации текстов СМИ на политическую тематику рядовыми читателями» Т.В. Чернышовой и исследованием тактик чтения на материале литературных сказок Э.П. Хомича.

Аспектный анализ языковой личности относительно как языковых единиц, уровней, так и когнитивно-ментальных характеристик адресанта и адресата речи сменяется в третьей главе синтезом - созданием портретов языковой личности. Отметим два интереснейших раздела, в которых предлагаются образцы речевого портретирования реальных языковых личностей (К.Ф. Седов) и типов говорящих, моделируемых на основе дискурса персонажей художественных произведений (Н.Б. Лебедева).

Чрезвычайная значимость главы обусловлена тем, что в ней представлен опыт совмещения типологического анализа и синтетического целостного образа языковой личности.

Методологическую направленность имеют и исследования, о которых идет речь в четвертой главе монографии. В ней дается интерпретация категорий русского языка (грамматической - категория вида (В.О. Макавчик), семантической - категория длительности (Д.В. Кузнецов), коммуникатив-

ной - категория «свое/чужое» (Н.В. Максимова), текстовой - повтор (Н.В. Сайкова) в лингвоперсонологической проекции. Такая постановка вопроса приводит к схождению, пересечению задач лингвоперсонологии и специфического этноязыкового миромоделирования, реконструкции «русского типа языкового мышления» (Г.М. Богомазов), также весьма активно разрабатываемых в современной русистике. Обращение не столько к лексическому материалу, сколько к структурно-фонетическому (Г. М. Богомазов), структурно-грамматическому, структурно-деривационному (П.А. Катышев, Ю.С. Паули, С.В. Оленев, Э.С. Денисова), структурно-текстовому (Н.В. Сай-кова) позволяет авторам дать нетривиальные решения лингвофилософской проблемы проявления национальной ментальности в структурах языка. Обратим особое внимание на интерпретацию орфографического аспекта текстопорождающей деятельности рядовых носителей русского языка, открывающую новые черты специфически русского языкового сознания (раздел главы, подготовленный Н.Д. Голевым).

В авторский коллектив монографии вошли преподаватели ряда вузов Сибири, Саратова и Москвы, но ядро его составили члены Ассоциации лин-гвистов-экспертов и преподавателей (Барнаул) и Лаборатории развития личности (Кемерово), последовательно и плодотворно разрабатывающих прикладные аспекты языкознания. Следствием этого явилось соединение в монографии теоретических и прикладных аспектов лингвоперсонологии. Теоретическая доминанта пятой главы монографии - постановка проблемы личностно-ориентированного языкового обучения в школе и вузе на основе уче -та вариативности языковых способностей рядовых носителей русского языка. В разделах главы обсуждаются лингводидактический потенциал текстов разного типа, активизация текстопорождающей деятельности обучающегося в экспериментах разного типа, проблемы лингводидактической диагностики. Глава обобщает многолетний опыт практической работы Н.Д. Голева, В.Н. Карпухиной, Н.В. Сайковой, Н.Б. Лебедевой, И.А. Чернущенко в сфере школьной и вузовской лингводидактики на теоретической основе личностноориентированного обучения.

Рецензируемое издание можно отнести к немногочисленному пока кругу крупных работ, в которых закладываются теоретические основы новой области научного знания - лингвоперсонологии, находящейся в стадии формирования представлений об объекте и предмете, основных методах и подходах к постижению сущности феномена языковой личности. Здесь можно найти и развитие идей Г.И. Богина, Ю.Н. Караулова, их коллег и учеников, заложивших фундамент теории языковой личности, и множество новых, свежих мыслей, фактов и наблюдений. Заслуживают внимания посылки о лингвоперсонологическом функционировании и лингвоперсонологическом варьировании языка. Несомненно, вносит свой вклад в исследование «человека говорящего» многоплановая разработка типологии языковых личностей и диагностирования различных типов носителей языка, являющаяся своего рода стержнем данной работы; глубоко рассмотрено понятие языковой способности и факторы индивидуализации речи. Монография интересна и тем, что в ней отражены становление терминосистемы и источниковой базы лин-гвоперсонологии, поиск общих подходов к изучению языковой личности, а

также методов, процедурных методик и приемов ее описания. Некоторые моменты при этом представляются спорными (в частности, вызывает сомнения правомерность введения в научный оборот термина «антропотекст» и серии терминологических обозначений «орфографическая / морфологическая / синтаксическая / жанровая и т.п. языковая личность», хотя мотивы их введения вполне прозрачны). В рецензируемой работе поставлены проблемы соотношения текста и метатекста, прямого непосредственного наблюдения естественно порожденного текста и экспериментальных методик, направленных на создание особых условий порождения «аспектных» текстов; издание содержит обширный материал, служащий основой для теоретических выкладок. Особо хотелось бы отметить редкие в современной науке опыты описания конкретных рядовых носителей языка, базирующиеся на исследовании их дискурса в естественных условиях «языкового существования». Это три развернутых речевых портрета, отражающих генезис языковой личности, в очерках К.Ф. Седова (с. 174-204), а также более эскизные жанровые портреты, очерченные Н.Б. Лебедевой (с. 137-141).

Текст рецензируемой монографии допускает множество прочтений, интерпретаций, но, думается, не оставит равнодушным ни одного читателя. В нем он найдет богатую почву для размышлений, новую актуализацию «старых» и постановку новых проблем. Мы вправе ожидать продолжения работы авторов коллектива в данном направлении антропологической лингвистики.

З.И. Резанова, проф., д-р филол. наук, зав. каф. общего, славяно-русского языкознания и классической филологии Томского государственного университет

Е.В. Иванцова, д-р филол. наук, проф. каф. русского языка Томского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.