Научная статья на тему 'Человек в медийном пространстве: духовно-психологический аспект'

Человек в медийном пространстве: духовно-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
661
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ МИРА / МАССМЕДИА / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИЙНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕДИЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК / КОНТЕКСТ / WORLD KNOWLEDGE / MASS-MEDIA / MEDIA SPACE / A MEDIA REALITY / THE MEDIA PERSON / A CONTEXT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гришанина Анастасия Николаевна

В статье рассматриваются тенденции изображения человека в современных средствах массовой информации, анализируются типы создаваемых массмедиа образов в контексте современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The person in media space: historical contexts and the present

In article tendencies of the image of the person in modern mass media are considered, types created mass-media in a present context are analyzed images.

Текст научной работы на тему «Человек в медийном пространстве: духовно-психологический аспект»

А. Н. Гришанина

ЧЕЛОВЕК В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Главная беда... интеллигенции послеоктябрьского времени — утрата веры в цену собственного мнения.

Б. Пастернак. Доктор Живаго

Закономерности медийности

Картина мира, создаваемая средствами массовой информации, никогда не признавалась совершенной, она постоянно уточняется, дополняется, изменяется. Конструируя медийную реальность, СМИ отражают динамику изменения человека в этой картине, меняют и представление о нем, при этом изображают человека с различных позиций, в связи с разными причинами, в разных ипостасях.

Современные тенденции изображения человека в массмедиа сводятся к следующим позициям:

Первая. Человек как публичная персона. Политик, артист, спортсмен (даже известный диетолог или, скажем, ландшафтный дизайнер) интересен тем, что делает свою работу на виду у всех. Он должен обладать высоким потенциалом гражданственности, уметь вести вперед, заинтересовывать, создавать здоровые мотивации, привлекать внимание читателей или зрителей, ведь «гражданственность как основа социальности <... > выступает одной из первичных структур сознания» [1.С.11]. Способность человека к самосовершенствованию не обусловлена природой, а относится к сфере свободы. Потребитель современных СМИ среди множества медийных изображений выбирает то, которое отвечает его вкусам, интересам, а часто и идеалам. Публичная персона в СМИ не всегда отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней ситуация публичности, медийности.

Второе. Человек как воплощенная сенсация. Это может быть преступник, жертва, спасатель-спаситель, рекордсмен и т.п. [2. С. 13]. Такой человек привлекателен для современной публики, прежде всего, потому, что он отличается от других, неординарен, может сделать то, что не может большинство из нас. И поэтому в СМИ он герой. Чаще всего говорят о его харизматичности, особенности, не всегда поддающейся объяснению или интерпретации.

Третье. Человек обычный. Он на сегодня все реже и реже встречается на страницах массовой прессы, на экранах телевизоров. Рассказы о водопроводчиках, продавцах, кассирах не интересны учредителям, не выгодны владельцам СМИ и рекламодателям, а потому показ жизни «популярных» и «знаменитых» неизменно развивает у аудитории устойчивое представление о том, что жизнь «простого» человека не интересна никому.

Четвертое. Человек моделируемый (медийный). Массмедиа вместе с искусством выполняет роль социального зеркала. Телесериалы «Проводница», «Почтальон», «Срочно в номер», «Адвокат» в совокупности с программами «Модный приговор», «Участок» воспроизводят синкретичную модель человека, который вбирает в себя все

© А. Н. Гришанина, 2010

качества трех предыдущих типов, он становится одновременно и обычным человеком, и публичной персоной, и воплощенной сенсацией.

Достигается такой эффект с помощью апробированных методов и массмедийных технологий, учитывающих исторический и современный контекст. «Искусство изучения» — именно так переводится с древнегреческого слово «технология». В современном мире оно приобрело очень широкий смысл — разработкой технологий занимаются инженеры и компьютерщики, строители и фармацевты. Из огромного океана методов и процедур в социуме, в массмедиа как части социума, годятся только те, которые способны решить проблемы общества, помогают человеку раскрыть его потенциал и сделать все для улучшения условий жизни. Журналистика как составляющая социальной сферы тоже вплотную занимается технологиями. Правда, с переменным успехом. Но ведь только от самого журналиста зависит, как он сможет управляться с социальными технологиями нового столетия и на чем остановит свой выбор.

О проблемах использования массмедийных технологий говорят многие исследователи. Отечественное телевидение уже привычно многие обвиняют в деградации, рассуждает Д. Данилов: «Существует очевидное засилье развлекательных передач низкого качества, которые превращают эфир в помойку. Тем не менее сейчас, по мнению аналитиков, сложилась та ситуация, при которой зритель начинает больше и больше влиять на ТВ». И далее автор напоминает читателям о реалити-шоу «Дом-2» — «по решению Мосгорсуда запрещен дневной показ реалити-шоу «Дом-2». Той самой «дойной коровы», которую ТНТ боялось трогать с мая 2004 года. Кстати, иск телеканалу был подан тремя российскими телезрителями. По мнению одной из истиц, передача может пагубно сказаться на ее несовершеннолетних детях» [3. С. 51].

Магия телеэкрана навязывает человеку обычному человека медийного. Казалось бы, не так давно «цветной телевизор считался роскошью, по пяти каналам шел балет, съезды партии, новости, реже — советское кино и детские мультфильмы. Когда на экран вышли сериалы «Рабыня Изаура», а потом «Санта-Барбара», вся страна застывала у телевизоров. Теперь и сериалов полно, и телевизоры у всех цветные, но мы по-прежнему проводим у экрана большую часть своего свободного времени. И все чаще слышны разговоры о том, что телевизор оказывает не самое полезное воздействие на людей»,—пишет К. Сандалова [4. С. 37]. Общество, активно потребляющее «дозы ме-дийности», в последнее время осознает динамику изменения изображения человека в СМИ, уход от реальности и «зомбированность» процесса. Дети, «часто смотрящие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью» [4. С. 37].

Общественность пытается привлечь внимание читателей и зрителей к историческим контекстам, проследить преемственность традиций. Актриса Валентина Теличкина пишет об изображении российской глубинки режиссером докуметального кино: «Режиссура — большое, великое дело, которое может приподнять на небеса, а может шлепнуть о землю из-за одного неосторожного эпитета» [5. С. 88]. В документальном фильме Валерия Тимошенко «Русский проповедник» проявилось не только «профессиональное его умение найти место и персонажа, но и внимание к такой жизни, к таким людям, способность вычленить главное». Перед зрителями проходит один день из жизни села Жарки: развоз газа, беседы о коровах и пчелах, жизнь деревни в фильме оказывается наполненной настоящим, размышляет актриса. «Сказать, что сегодня наше документальное кино в упадке — это весьма неточно. В упадке — судьба этого кино, которое не доходит до зрителя. Беда — в его невостребованности» [6]. Вопреки всем современным

законам медийности, показывая вместо мыльных опер, парализующих зрительское сознание, фильмы такого уровня, как «Русский проповедник», можно было бы решить множество проблем нравственного порядка.

Чтобы изменить положение в обществе, нам нужно измениться самим, рассуждают о законах общественного бытия на страницах журнала «Фома» губернатор Астраханской области А. Жилкин и архиепископ Астраханский Иона: «Научившись правильно относиться к тем или иным жизненным проблемам. . . , мы станем иначе воспринимать мир. А именно это подчас и необходимо в наше время. Самый близкий пример этого — нынешний финансовый кризис. Ведь он коренится не только в современной экономической модели, сколько в нашем отношении. Дело не в том, как и сколько люди зарабатывают, а в том, как они их тратят» [6].

Зеркало души или окно в мир?

«Человек — главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или старается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так же, как мы сами себе представляемся», — писал о человеке В. О. Ключевский [7. С. 29]. Его слова до сих пор актуальны: «Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и чрез которое на нее смотрит мир» [7. С. 29].

Такая важная для человека и общества категория, как нравственность, формируется у народа в течение длительного времени, и результаты этого процесса составляют обширную часть духовной жизни. Нравственные ценности, тесно взаимодействуя с другими сторонами культуры, служили необходимой основой для многих и многих представлений и действий, взаимоотношений и творчества. Эта основа культуры народа «включает уважительное отношение к старшим и заботу о стариках, детях, беспомощных родственниках; милосердие в самых разных его проявлениях, помощь и взаимопомощь; трудолюбие, совестливое отношение к труду; понятия чести и долга; твердость в выполнении взятых на себя обязательств и многое другое» [8. С. 11].

Человек как личность становится центральной темой изображения во многих СМИ, особенно в журналах. Собственно, такая постановка проблемы — обращение к личности сквозь призму исторических понятий — не нова, и активно используется в журналистике уже давно. Современная медийная реальность вносит свои изменения в это изображение.

Понятие личности в психологии неоднозначно. Это, во-первых, индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; во-вторых, определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В психологии некоторые направления рассматривают личность как неизменяющуюся духовную сущность, иногда как целое «психическое существо» [9. С. 193].

В психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер) личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм практически снимал проблему личности, которой не оставалось места в его механистической схеме «стимул — реакция». Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса переносят законы механики на анализ проявлений личности.

В современной психологии человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе

отражения субъективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность должна рассматриваться в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя — индивида — и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.).

Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Например, патология или болезнь обусловлена биологически, но порождаемые ими черты характера становятся особенностями личности. Эта личность в силу социальной детерминации становится опосредующим звеном, через которое происходит внешнее воздействие на психику индивида и обратный этому процесс — влияние психических процессов одного индивида на окружающую среду. «Личность — общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристике личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития» [10. С. 135].

В журналистике важно биографическое исследование личности: жизненный путь и творчество, основные этапы деятельности, хронология событий. Как соучастник исторических событий и член социума, личность характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического процесса.

В последние годы, наряду с уже известными журналами — «Биография», «Караван историй», «Вокруг света» и др., появляется (или возрождается) особый тип журнальной прессы, призванной рассказывать о человеке в историческом контексте. Это прежде всего общественно-политические, образовательные журналы воспитательной, просветительной, иногда миссионерской направленности. Они адресуются и широкой аудитории, публикуя материалы из истории религии и церкви, рассуждая по общечеловеческим проблемам, связывая их с возрождением самосознания современного общества.

Духовно-просветительские издания многофункциональны, например, издание для семейного чтения «Православная беседа». Рубрики в журнале ориентированы на разные поколения. Отличительной особенностью «семейных» изданий является то, что их тематика разрабатывается с учетом интересов всех членов семьи. В материалах, как правило, нет прямой назидательности, поучений — они рассчитаны на неспешное семейное чтение, чтобы читатели постепенно приобщались к православной вере и учились воспринимать её как естественную потребность своей духовной жизни. К такому типу изданий можно отнести и религиозно-общественные издания, имеющие в качестве учредителя общественные организации. Издания этого типа уделяют много внимания общественным проблемам. Интерес к личности в таких изданиях имеет четкую историко-педагогическую образовательную направленность. Журнал «Виноград» занимается выпуском тематических номеров. В номере, посвященном семье, есть спорные и этим замечательные материалы о традициях русского крестьянства, об исторических личностях, о роли семьи в различных слоях, классах и у разных народов России. В центре текста человек как основной атрибут и двигатель сюжета!

О крестьянах: «Крестьяне, за небольшим исключением, не писали специальных трактатов о нравственности, но мы можем судить о том, какими понятиями они руководствовались, по реальным проявлениям в жизни, по характеристикам внешних наблюдателей да по высказываниям самих крестьян, разбросанным в письмах, решениях сходок общины, челобитных, в записях других лиц» [8. С. 17].

О священнослужителях: «После опыта лагерной жизни отец считал, что дети не должны пропускать школу <... > Всех детей отец устроил учиться в музыкальную школу и создал семейный музыкальный квартет. Мы с братом Михаилом играли на

скрипках, сестра Лидия — на виолончели, а отец исполнял партию альта. Поскольку после ранения он не мог играть на альте, ему пришлось соответствующим образом настроить виолончель, которую он называл «тенор-виолой». Таким образом, у нас сложилась семейная традиция: каждый четверг мы неукоснительно собирались вместе, чтобы исполнять квартеты в семейном кругу» [11. С. 10].

Об иностранцах: «Когда молодые появляются в дверях, на них буквально обрушиваются оглушительные звуки труб, гармони и барабана <... > На свадьбе в Сербии много поют и непременно танцуют национальный танец коло — хоровод... Все держатся за руки и одновременно делают два шага вправо, потом шаг перестановки, опять два шага вправо и так до упада, выбившихся из сил заменяют новые танцоры. И только третье место на свадебном гулянье занимает алкоголь...» [12. С. 10].

Человек и его окружение

У современного человека много способов выражать себя. «Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, чрез которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь»,—и эти слова В. О. Ключевского звучат вполне современно [7. С. 30].

Внешняя обстановка, замечает историк, в какой живет человек, выразительна не менее его наружности. «Его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он себя окружает в своей комнате, все это говорит про это и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете» [7. С. 30].

Сегодня «обстановка и интерьер» имеют не только психологическое значение, они — часть портрета человека медийного и составляющие общественного мнения о его вкусах, материальном положении, социальной принадлежности и многого другого, что окружает человека в обществе. С началом XXI в. наше общество пытается погрузиться в рыночную экономику. «Экономический переворот в поведении и мироощущении людей стал свершившимся фактом», — пишет Е. Шеко [13. С. 28].

«Рыночное умонастроение трактует искусство, науку, религию, политику как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания», — это цитата из книги Джозефа Бенсмана «Массовая культура и бюрократия» (изд. в США, 1963) [14]. Речь шла, разумеется, об искусстве в широком смысле, однако многие особенности художественного процесса соответствуют данной специфике. В СМИ это видно особенно отчетливо. Поскольку там, где нет обращения к самому человеку, начинается разговор о его внешнем окружении (например, шоу «Ты — это то, что ты ешь» на отечественном телевидении).

С появлением новых форм информационного пространства, с развитием новейших технологий появилась и новая единая система образов, предоставляемых вниманию всего общества и каждого человека в отдельности. Главным двигателем, управляющим вкусами, запросами, модой и в конечном итоге всем образом жизни становится реклама. Современная реклама базируется на серьезных исследованиях психологии потребителя, который, «в свою очередь, привыкает к определенным видам и формам подачи информации и реагирует только на них» [13. С. 38]. Рано или поздно влияние рекламы, как феномена современной культуры, начинает сказываться и на таких основных факторах, как вопросы семейной, религиозной, общественной жизни. «Понятие “массовая культура” подразумевает немало синонимов: «популярное искусство», «развлекательное искусство», «коммерческое искусство», наконец, «китч» — слово из немецкого жаргона, примерно равнозначное русскому слову «халтура»« [13. С. 40].

Китч — это, скорее, отношение человека к вещам, чем сама вещь. Китч как бы отвечает стремлению не отставать от моды и в то же время не отрекаться полностью от консервативных устоев; это и низведение самых высоких образцов к элементам общедоступного. В медийном пространстве как нигде ярко прослеживается китчевость окружения человека медийного. На экранах телевизоров известные люди катаются на коньках и танцуют в шоу-программе под «фарс»-мажорные мелодии прошлого; информационно-развлекательные программы утренних телеканалов обставлены в виде спортзалов, ресторанов, дач и студий красоты; в конформизме внешнего заключается рецепт счастья, поскольку если есть программа «квартирный вопрос», то через некоторое время на том же телеканале появляется аналогичная передача «дачный ответ».

От медийной личности к реальной

Личность, по мнению философов, и есть универсальное измерение, «в которое мы входим, выходя из самих себя. Формирование личности и требует целостного интеллектуально-нравственного усилия, и порождает его» [1. С. 14]. Однако накопившаяся столетиями культура оказалась востребованной лишь в урезанном, упрощенном виде. Духовное бытие личности многопланово, указывает Л. В. Куликов, три его стороны выделяют как основные: физическое (телесное), психическое (душевное) и духовное бытие. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности [15].

Благополучие личности складывается из ряда составляющих: социального, духовного, физического (телесного), материального, психологического (душевного комфорта). На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А. Адлера) и т. п.

Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры — в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д. [15].

Для человека реального достаточно трудной представляется задача выживания в перевернутой шкале ценностей, которую зачастую позиционируют или, по крайней мере, транслируют средства массовой информации. Журналистика прошлого, как и литература, либо начинала этот дискурс, либо была частью шкалы ценностей, иногда художественно оформленной, выразительной и зримой. Что же делать человеку реальному? Ощущать себя в мире преобразований. Мыслитель прошлого предостерегал от чрезмерного осуждения себя после греховных падений, так как само осуждение может служить причиной уныния, печали и отчаяния [16]. В этом смысле у масс-медиа много полезных и важных задач на современном этапе.

1. Киселев Г. С. По образу и подобию... // Вопросы философии. №1. 2008. С. 10-18.

2. Вайонен Н. Человек — это звучит горько // Журналист. 2007. №4. С. 13-16.

3. Данилов Д. Кого испугался телевизор, или Осторожно, листопад! // Петербургский телезритель. 2009. №45. С. 51.

4. Сандалова К. Магия телеэкрана // Виноград. 2007. №4. С. 36-41.

5. Теличкина В. Полнота жизни // Фома. 2009. №1. С. 88.

6. Измениться, чтобы изменить мир // Фома. 2009. №2. С. 59-65.

7. Ключевский В. О. О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица. М., 1990.

8. Громыко М. М. Семейная духовная традиция русского крестьянства // Виноград. 2007. №4. С. 16-18.

9. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

10. Ананьев Б. Г. Социальные ситуации развития личности и е статус / Хрестоматия по психологии / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1987.

11. Вигилянская А. Православие еще не иссякло // Виноград. 2007. №4. С. 10-14.

12. Батраева Н., Дайович Л. Семейные традиции в современной Сербии // Виноград. 2007. №4. С. 10.

13. Шеко Е. Современное иконописание и «массовая культура» // Мир божий. №12. 2007. С. 35-39.

14. Бенсман Д. Массовая культура и бюрократия. М., 1963.

15. Куликов Л. В. Духовные потребности и свобода личности // Сборник докладов научно-практической конференции «Нравственность в традиционных религиях и культах». СПб., 2000. С. 44-47.

16. Ермаков А. Сотериология святого Иоанна Златоуста: Дис. ... канд. богословия. М., Сергиев Посад, 1999.

Статья поступила в редакцию 18 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.