Научная статья на тему 'Человек труда как экономическая категория'

Человек труда как экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2605
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ТРУДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / MAN OF LABOUR / HUMAN CAPITAL / MAN INVESTMENTS / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапликов Сергей Анатольевич, Кураков Александр Львович

Исследована такая экономическая категория, как человек труда. Рассмотрены основные точки зрения по данному вопросу ведущих экономистов. На этой основе дано определение экономической категории «человек труда», а также представлены её структурные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAN OF LABOUR AS ECONOMIC CATEGORY

The article is devoted to the question of study of such economic category as man of labour. The main points of view of russion economists were reviewed. On this basis the definition of such economic category as man of labour, the structural elements of this economic category were presented.

Текст научной работы на тему «Человек труда как экономическая категория»

УДК 331.101.3

С .А. ГАПЛИКОВ, А.Л. КУРАКОВ

ЧЕЛОВЕК ТРУДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Ключевые слова: человек труда, человеческий капитал, инвестиции в человека, интеллектуальный капитал.

Исследована такая экономическая категория, как человек труда. Рассмотрены основные точки зрения по данному вопросу ведущих экономистов. На этой основе дано определение экономической категории «человек труда», а также представлены её структурные элементы.

S.A. GAPLIKOV, A.L. KURAKOV THE MAN OF LABOUR AS ECONOMIC CATEGORY

Key words: man of labour, human capital, man investments, intellectual capital.

The article is devoted to the question of study of such economic category as man of labour.

The main points of view of russion economists were reviewed. On this basis the definition of such economic category as man of labour, the structural elements of this economic category were presented.

В отечественной литературе первым попытался дать определение понятия «человек труда» М.М. Критский. По его мнению, в основе понятия «человек труда» лежит движение экономического субъекта как новой силы общественного прогресса и интеллектуальной деятельности. Он считает, что такое явление выступает как всеобще конкретная форма жизнедеятельности, которая ассимилирует предшествующие формы, адекватные эпохе присваивающего и производящего хозяйства. Отсюда М.М. Критский переходит к понятию «человеческий капитал» и делает вывод, что человеческий капитал есть самообогащение жизнедеятельности людей [5, с. 17].

Рассмотренная точка зрения, касающаяся сущности человека труда, не отражает качественной определенности рассматриваемого явления. В то же время она имеет определенное значение в связи с дальнейшим исследованием его социально-экономического содержания.

С.А. Дятлов, А.Н. Добрынин и С.А. Цыренова рассматривают человеческий капитал с позиции функционального анализа экономических явлений как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [2, с. 46]. Ими подчеркивается, что важным элементом человеческого капитала является человек труда.

Эту точку зрения на определение человека труда мы будем считать исходной. Необходимо только добавить, что использование категории «человек труда» влияет не только на заработки работника, но и на доходы государства и отдельного предприятия, повышая его конкурентоспособность.

Становление человека труда аналогично накоплению физического или финансового капитала, требует отделения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. Для дальнейшего развития человека труда необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны самого человека, так и со стороны общества (государственных учреждений, семьи и т.д.), так как в современных условиях человек труда является главной ценностью и главным фактором экономического роста. Навыки и способности, приобретаемые человеком, могут накапливаться в виде запаса. Человек труда, как любой вещественный капитал, может физически изнашиваться, терять свою экономическую стоимость и амортизироваться.

Эффективность вложений в человека труда довольно высока, но инвестиционный период более длительный, чем у физического капитала: до 12-20 лет. Становление и развитие человека труда, степень отдачи от его применения обусловлены индивидуальными интересами и предпочтениями самого человека, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением, общим уровнем культуры, в том числе и экономической, т.е. свободным волеизъявлением.

Понятие «человек труда» включает в себя природные свойства и характеристики здоровья индивида. Они являются дополнительно включаемым элементом в понятие «человек труда» и выступают как важные факторы благосостояния и экономической активности населения.

Более широкое понятия «человек труда» - это не только производственные качества человека, напрямую влияющие на способность приносить и получать доход, но и социальные, психологические, мировоззренческие, идеологические и культурные свойства человека. На наш взгляд, в состав человека труда необходимо включить индивидуальные, в том числе наследственные характеристики, такие, как темперамент, типы телосложения, типы нервнопсихической реактивности, особенности гормонального статуса, обязателен учет ментальных характеристик и ценностных предпочтений, в частности религиозных и многих других. Таковыми являются все без исключения свойства человека: физические, духовные, социальные.

В исследованиях П. Тобмена (который работает с выборками, состоящими из близнецов, что, по его мнению, дает возможность точнее оценить роль наследственного фактора) показано, что на долю генетического потенциала приходится 45% различий в заработках, на долю социального происхождения - 12%, тогда как на долю образования (в той мере, в какой оно не является передатчиком влияния более глубинных факторов) - всего лишь около 6% [4].

Расширенная трактовка понятия «человек труда» представляется нам наиболее верной и соответствующей реалиям современности. Предпочтения в современных условиях рынка определяются, как известно, потребностями людей и ценами на продукцию, но сами эти потребности могут изменяться под воздействием воспитания и образования, которые, в свою очередь, являются продуктами политического, экономического, экологического, культурного состояния общества. Изменение побуждений (мотиваций) деятельности людей и есть тот вектор цивилизации, который определяет духовный, нравственный, культурный компонент развития общества, идеологию научно-технического прогресса.

Рассматривая множественность подходов к понятию «человек труда», можно прийти и к «инвестиционному» определению данного понятия. Примерами трактовки определения «человек труда» с точки зрения инвестирования могут служить определения отечественных ученых Ю.Г. Быченко и С.А. Курганского. Они данное понятие рассматривают с точки зрения человеческого капитала. По мнению Ю.Г. Быченко, «человеческий капитал - это сформированный и освоенный в результате инвестиций государства, предприятий, частных лиц запас знаний, умений, навыков, интеллектуальных и физических способностей, которые могут использоваться или используются в целях получения или увеличения дохода общества, предприятия или работника» [1, с. 49].

Безусловно, становление и развитие человека труда и формирование человеческого капитала требуют как от самого человека, так и от всего общества в целом значительных инвестиций. Человека следует рассматривать как объект вложений не менее, а, быть может, более важный, чем заводы, оборудование, технологии, производственные запасы и т.п. К инвестициям в человека можно отнести затраты не только на его наращивание (на образование и

профессиональную подготовку, приобретение трудового и жизненного опыта, улучшение здоровья), но и на миграцию людей, на поиски работы. В первом случае повышается качество работника как ресурса, приобретаются знания и навыки, улучшается здоровье, иначе говоря, растет данный производственный фактор, во втором - повышается рыночная цена, облегчается реализация квалифицированной рабочей силы на рынке труда.

В странах дальнего зарубежья все чаще утверждается расширенная трактовка понятия инвестиций в человека, основанная на том, что затраты на образование в масштабах общества представляют собой капиталовложения, а не потребительские издержки. По мнению Т. Шульца, первым сформулировавшим такую позицию, из производимого в обществе продукта на накопление квалифицированной рабочей силы используется три четверти его общей величины.

Мы придерживаемся концепции капиталовложений человека в самого себя в расширенной трактовке данного понятия, в соответствии с которой, инвестиции в человека - это расходы на получение образования, в том числе в дошкольное образование в семье, накопление профессионального опыта, приобретение хорошего здоровья, миграцию, получение информации о рынке труда в процессе поиска работы и т.д. В качестве компонента инвестиций в человеке можно включить и затраты, связанные с мотивацией работников к повышению производительности и качества труда. Значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на воздействии на внутренние стимулы (совершенствование рабочих мест, возможности дополнительного обучения, продвижения по служебной лестнице, участие в принятии решений и т.д.), что также требует значительных расходов, по своей сущности являющихся инвестициями. Таким образом, всё вышеуказанные элементы являются мотивирующими факторами человека труда в современных условиях.

Инвестиции в человека могут осуществляться в форме денежных затрат, затрат времени и труда. Вложения в форме финансовых средств, например, на формирование капитала образования, можно разделить на две группы: прямые издержки и косвенные. К прямым издержкам относятся: плата за обучение, расходы на учебники, общежитие, оплата репетиторов и прочее. В число косвенных издержек входит так называемый «упущенный доход». Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился. На долю недополученного дохода, по оценкам экспертов, приходится обычно больше, чем на долю прямых издержек на образование. Государство также несет потери от недополучаемых сумм налогов, которые могли быть начислены на «упущенные заработки». В экономической теории это носит название «стоимости упущенных возможностей», т.е. альтернативные издержки.

Имеется достаточно много мнений о том, следует ли считать человек труда частью интеллектуального капитала и, в свою очередь, представляет ли собой интеллектуальный капитал часть человеческого капитала. Экономические категории «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал» основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности к труду, потому имеют много общего. Следовательно, человек труда выступает одновременно составляющей частью и человеческого, и интеллектуального капитала. В то же время исторически они используются для исследования различных сторон участия человека в экономических отношениях.

Первым, кто подробно обосновал и широко популяризировал понятие «интеллектуальный капитал», был Т. Стюарт, который определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке [6].

В определении Л. Прусака, интеллектуальный капитал - это интеллектуальный материал, который формализуется, обрабатывается и используется для увеличения стоимости активов компании. В последующих уточнениях сущности интеллектуального капитала акцент делался на статических его характеристиках, связанных с процессом накопления интеллектуальных активов в виде патентов, лицензий компьютерных программ, авторских прав и пр.

Компания «Бсап^а» является одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие. Начиная с 1996 г. в своем годовом отчете она представляла собственный интеллектуальный капитал, который, по ее интерпретации, состоит из человеческого, организационного и клиентского капитала. При этом организационный и потребительский капитал в классификации «Бсап^а» объединяется в один вид - структурный капитал. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и ее физическими активами.

Такое определение основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология в дальнейшем стали весьма распространенными в научной литературе, посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала.

В.Л. Иноземцев подчеркивает, что составными частями интеллектуального капитала являются, во-первых - человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; во-вторых - структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети [3, с. 52].

Таким образом, все вышеперечисленные определения интеллектуального капитала базируются на классических подходах, основывающихся на том, что современная экономическая наука пока не выработала единого подхода по этой проблеме и до сих пор сохраняет достаточно широкое разнообразие точек зрения в трактовке данного понятия.

На наш взгляд, интеллектуальный капитал представляет собой исключительную часть человеческого капитала и зависит от особой сферы обмена деятельностью, связанной с человеком труда, который способен к экономии времени, труда и повышению эффективности потребления, передачей способов труда и жизнедеятельности, созданием и передачей информации, ноу-хау в предметной и деятельной формах.

Следовательно, обобщая результаты теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей, можно представить человека труда как совокупность физических и природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, мобильности, общей культуры, которая включает в себя нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения и в целом выступает как интеллектуальный капитал.

Таким образом, человек труда как экономическая категория представляет собой отношения между человеком (работником) и исполнительно-властными структурами по поводу формирования квалифицированной рабочей силы в условиях инновационной среды. Схематично структура элементов человека труда представлена на рисунке.

На каждую из составляющих человека труда влияет множество факторов внешней и внутренней среды. На развитие природных способностей (человека труда) значительное влияние оказывают семья, образовательные учреждения, государственные программы (фонды) по поддержке молодежи.

Образование является важнейшей составляющей человека труда. Знания, которыми обладает человек, характеризуют способность индивида к росту и развитию. Качество и уровень полученных знаний определяются природными способностями и факторами внешней среды: уровнем учебного заведения, где эти знания были получены, трудолюбием и прилежанием, финансовыми возможностями семьи, оплачивающей образование обучающегося.

Здоровье необходимо для развития физических и умственных способностей человека. Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Слабое здоровье в детстве тормозит развитие познавательных навыков. На здоровье человека оказывают влияние как внутренние (наследственность, биологические особенности организма), так и внешние факторы. К внешним факторам относятся доходы, качество питания, доступ к питьевой воде, загрязнение окружающей среды, качество жилья, условия труда, сфера обслуживания, качество здравоохранения, организация досуга, потребление алкоголя и наркотиков, психоэмоциональные стрессы. На все указанные факторы внешней среды в значительной степени оказывает влияние государственная политика, а на то, как сам человек заботиться о сохранении своего здоровья, влияют уровень его образования и общая культура.

Структура элементов человека труда

Человек труд - это система определенных мыслительных, познавательных, творческих способностей, формирующихся у человека в условиях им же воспроизводимых норм созидающей морали, справедливости и высокого уровня культуры.

Мотивация трудовой деятельности зависит от моральных норм и ценностей, принятых в обществе, престижа и социального статуса той или иной специальности, наличия знаний, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, корпоративной культуры организации, справедливого уровня оплаты труда, государственной политики, направленной на поддержку значительных трудовых достижений.

Степень мобильности индивидуального человека труда зависит от личных способностей человека, например, умения быстро адаптироваться в меняющейся обстановке, находить нужные формы деятельности, а также получать информацию, которая содействует перемещению работников в те отрасли и регионы, где человек используется более эффективно.

Нравственные и моральные ценности, принятые в обществе, проецируются на каждого его члена, т.е. составляют общую культуру. Воспитание высоких моральных норм и нравственных ценностей требует много времени и усилий от законодательных и исполнительных органов государственной власти, образовательных учреждений всех уровней, семьи. Но эти затраты многократно окупятся снижением уровня преступности и иных неблагоприятных проявлений. Для максимального развития каждой из составляющих человека труда необходимо благоприятное влияние всех факторов.

Изменение роли человека труда, расширение его структуры и функций, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества привело к необходимости формирования новой парадигмы развития человека - человеческого капитала. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран) и совокупном производительном капитале.

Анализ взглядов западных и отечественных экономистов по проблеме человека труда позволяет сделать ряд выводов: человек труда формируется конкретным человеком и неотделим от личности своего носителя; человека труда следует рассматривать как потенциальные способности индивидов на протяжении определенного времени создавать продукты и доходы; доходность человека труда по мере его накопления возрастает, а не снижается; доходность инвестиций в человеке труда зависит от его срока службы, поэтому формирование выгодно осуществлять в начальный период жизни человека. Хотя инвестиции в формирование и накопление в человеке труда осуществляет семья, сам человек, фирмы, государство, их эффект зависит от личной активности и способности к саморазвитию каждого конкретного индивида; в современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человек труда выступает главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности производства.

Литература

1. Быченко Ю.Г Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект / Ю.Г Быченко. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1999.

2. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов / В.Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000.

4. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учеб. пособие / А.В. Корицкий. Новосибирск: СибУПК, 2000.

5. Критский М.М. Человеческий капитал / М.М. Критский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.

6. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999.

ГАПЛИКОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (oper@chuvsu.ru).

GAPLIKOV SERGEY ANATOLYEVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, профессор, докторант Чувашского университета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kurakov@mail.ru).

KURAKOV ALEXANDER LVOVICH - candidate of Economic Sciences, professor, doctoral candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.