Научная статья на тему 'Человек - субъект собственной жизни в отечественной психологии'

Человек - субъект собственной жизни в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
665
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ / WAY OF LIFE OF THE INDIVIDUAL / ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / THE ORGANIZATION OF A PERSON''S LIFE / THE HUMAN SUBJECT''S OWN LIFE / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесников Е.П.

Статья посвящена проблеме человека субъекта собственной жизни.Высокая степень самостоятельности субъекта обнаруживается в автономной организации собственной активности, в его способности планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Субъектность проявляется в стойкой потребности человека совершать действия и поступки, обусловленные собственным волеизъявлением, в наименьшей степени зависящим от внешних сил, при этом субъект ищет такие формы активности, которые бы давали ему возможность для полной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMAN SUBJECT’S OWN LIFE IN THE NATIONAL PSYGHOLOGY

The analysis of the psychological situation should include a review of the process of dialectical interaction between subject and environment. One side of this interaction are the organized elements of the environment in the situation, and the other the subject itself, the essence of which is revealed in his own activity in relation to the external situation conditions. In addition, in the determination of the system, one way or another, on and most behavioral act from his past present and future. Psychological situation should not be seen as a single event, but as a set of events or system. The uniqueness of the events taking place in human life, a unique combination of factors leads to the past, present and future, which, superimposed on the individual characteristics of the subject to form a multi-level system of determination of its behavior and activity in different situations. Guided by the goals and objectives of our study, in the system of determinants of behavior of the subject in everyday situations, you should define only the ones that determine the "start" and the progress of the action, organizing life. In our opinion, these determinants are presented as in the external environment of the situation, and consciously and / or unconsciously shaped by the subject. Since the external conditions of everyday life situations are very diverse, the system of determinants of behavior in which the subject is to be found in the peculiarities of the inner mental activity. The solution to this problem can be simplified if it is possible to consider the specific situation of the accomplished, however, from a scientific point of view of greater interest is the finding of common psychological patterns subject of activity on building a set of interaction with the external environment, forming situations of everyday life. Verification of theoretical positions, which in this case will be obtained from our point of view, it is necessary when they are compared in each case with an external activity presented in his actions or the actions of the subject.

Текст научной работы на тему «Человек - субъект собственной жизни в отечественной психологии»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 86-95.

УДК 159.99

ЧЕЛОВЕК - СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Колесников Е. П.

Таврическая академия ФГАО ВО «Крымский федеральный университет

им. В. И. Вернадского»

Email: kolj@list.ru

Статья посвящена проблеме человека - субъекта собственной жизни. Высокая степень самостоятельности субъекта обнаруживается в автономной организации собственной активности, в его способности планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Субъектность проявляется в стойкой потребности человека совершать действия и поступки, обусловленные собственным волеизъявлением, в наименьшей степени зависящим от внешних сил, при этом субъект ищет такие формы активности, которые бы давали ему возможность для полной самореализации.

Ключевые слова человек - субъект собственной жизни, самоконтроль, саморегуляция, жизненный путь личности, организации жизни личности.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Человек сам волен выбирать свой способ жизни: сознательный, ориентированный на активное построение им собственной жизни, либо стихийный, пущенный на самотек процесс жизнедеятельности. Качества субъекта, позволяющие ему сознательно вырабатывать стратегию жизни и сопоставлять ее со своими поступками и действиями, мы связываем с наличием способности к организации собственной жизни.

Цель исследования - на основании методолого-теоретического анализа представлений отечественных психологов показать, что решающую роль в дихотомии «субъект - среда» принадлежит именно субъекту, тогда как последней отводится место некоего опосредствующего активность фактора и задающего пространственно-временные границы ее реализации.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В советской психологии проблема организации жизни личности впервые поднимается в середине 30-х годов в работах С. Л. Рубинштейна [4]. У него мы находим положение о том, что каждый человек, достигнув определенного уровня развития, становится способным организовывать свою жизнь: регулировать ее ход, выбирать и осуществлять свой собственный путь самореализации. Функции организации, регуляции и обеспечения целостности жизненного пути принадлежат

сознанию, обеспечивающему целенаправленную активность субъекта в этом направлении индивидуального развития.

Говоря о присущей субъекту способности к организации своей жизни, С. Л. Рубинштейн ни в коей мере не отвергал ее собственной логики. Жизнь изначально трансцендентна по отношению к субъекту. Ее обстоятельства во многих случаях складываются независимо от самого человека, однако именно это условие и определяет возможность его развития как субъекта собственной жизни [4]. По С. Л. Рубинштейну, жизнь субъекта воплощается в его творчестве, без творчества нет субъекта, и лишь благодаря ему он сам и другие могут судить о масштабах его личности. Тем не менее нельзя поставить знак равенства между творчеством субъекта и действительным наполнением его жизни: между ними существуют весьма сложные и противоречивые отношения и очень невелико число тех, кто сумел достичь гармонии во взаимоотношении этих двух ипостасей бытия.

Полнота человеческого бытия проявляется в ответственном отношении к жизни, когда субъект, преодолевая обстоятельства и ситуации, привносимые противоречиями, а порой и трагизмом, свойственным самой жизни, не растворяется в потоке ситуаций и мимолетных желаний и не утрачивает своих главных целей, что и позволяет ему быть субъектом. Именно способность человека возвыситься, самоопределиться по отношению к целостному ходу жизни, С. Л. Рубинштейн связывал с проявлением субъекта жизни [5].

Одно из самых важных качеств человека как субъекта собственной жизни -ответственность - проявляется в понимании необратимости каждого своего действия и поступка. Ответственное отношение к жизни, по Рубинштейну, требует от субъекта осуществления детерминации над своими действиями и поступками в ходе их совершения. Отсюда вытекает представление о своевременности - способности субъекта определить ту содержательную сторону событий его жизни, которая требует от него осуществления действия по самодетерминации собственной жизни. Именно в процессе овладения такого рода действиями происходит становление и развитие человека - субъекта жизни: «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности, не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» [5, 106].

С. Л. Рубинштейн положил начало событийному подходу в исследовании жизненных планов и жизненных целей человека: «События жизни - это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека» [5]. В соответствии с этим положением жизненные планы и жизненные цели субъекта могут выступать в качестве событий будущего, в определенной мере детерминирующих поведение и деятельность человека в настоящем.

Многочисленные исследования, проведенные в ракурсе изучения жизненного пути личности, показали высокую значимость общетеоретических положений С.Л. Рубинштейна для последующей выработки представлений о человеке - субъекте жизни.

87

В 60-е годы дальнейшей разработкой проблемы жизненного пути личности занялся Б. Г. Ананьев [2]. В развитии личности он выделяет циклы, периоды и микропериоды. Каждый отрезок жизненного пути человека наполнен различного рода событиями. Эти события Б. Г. Ананьев подразделил на два типа: события окружающей среды и события поведения человека в среде.

События среды формируются в основном за счет внешних факторов, не зависящих от воли субъекта. Это могут быть события микросреды (потеря близкого человека), либо события макросреды (война). В качестве событий среды могут выступать также счастливые и несчастные случаи или случайности, в определенной степени изменяющие ход жизни человека.

События поведения в среде выражаются в поступках человека. Поступки человека приводят к тем или иным изменениям обстоятельств его жизни, причем некоторые из них имеют настолько большое значение, что приобретают статус поступков-событий. Поступки-события вызревают во внутреннем мире человека и связаны с переосмыслением ценностей. Таким образом, поступки-события могут не только открывать новые жизненные перспективы, выражающиеся в изменении внешних обстоятельств, но и влияют на события внутренней жизни. События внутренней жизни вызывают интенсивные переживания аксиологического характера и влияют на определение субъектом дальнейшего направления жизненного пути.

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что человек включается в причинно-следственную связь событий своей жизни не только как зависимый от них, но и как активный преобразователь условий своего существования. В качестве субъекта жизни человек выступает как ее организатор. Организация жизни осуществляется в соответствии с замыслами и способностями. По Ананьеву, организация жизни - это не только планирование и осмысление важных событий, но также и способность субъекта увязать ситуации своей жизни таким образом, чтобы подчинить их ход единому замыслу, выраженному в определенной жизненной позиции [2].

Концепция, наиболее четко и полно определяющая феномен организации жизни личности, представлена в книге К. А. Абульхановой-Славской «Стратегия жизни» [1]. Мы коснемся лишь тех ее положений, которые являются наиболее важными для нашей работы.

Человек сам волен выбирать свой способ жизни: сознательный, ориентированный на активное построение им собственной жизни, либо стихийный, пущенный на самотек процесс жизнедеятельности. Первый способ связан с выработкой субъектом стратегии жизни. К. А. Абульханова-Славская выделяет три признака стратегии жизни:

1) формулировка субъектом главных целей жизни и этапов их достижения;

2) разрешение противоречий, возникших на пути достижения жизненных целей;

3) творческий подход к жизни, основанный на гармоничном соединении потребностей субъекта с выработанными им же самим ценностями [1, 8].

В соответствии с содержательными характеристиками выделенных признаков «Стратегия является некоторым универсальным законом, способом самоосуществления человека в различных сферах его жизни» [1, 9].

88

Качества субъекта, позволяющие ему сознательно вырабатывать стратегию жизни и сопоставлять ее со своими поступками и действиями, К. А. Абульханова-Славская связывает с наличием способности к организации собственной жизни. Эти качества являются высшими проявлениями субъекта жизни в силу того, что «Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни» [1, 40]. Разные люди достигают различной степени соответствия своих поступков и действий своим жизненным ценностям и целям, соответственно, каждый человек имеет более или менее развитые способности к организации собственной жизни.

Одно из самых важных качеств субъекта как организатора собственной жизни -это обладание жизненной позицией - «особым жизненным и личностным образованием», позволяющим человеку регулировать свою жизнь в соответствии со своими жизненными ценностями и потребностями [1, 44]. Жизненная позиция, несмотря на то, что обладает относительно фиксированной структурой, в ходе жизни может претерпевать те или иные изменения, связанные с дальнейшим развитием личности. Свою детализацию относительно временных, содержательных и динамических характеристик жизненного пути субъекта жизненная позиция получает в понятии «жизненная линия» - «определенная последовательность (или непоследовательность) личности в поведении, реализации своей жизненной позиции...» [1, 50]. В жизненной линии проявляется эвристический потенциал, заложенный в жизненной позиции субъекта, и дальнейший ход жизни покажет то, насколько этот потенциал велик.

Жизненную линию во многом определяет степень личностной зрелости -способности субъекта противостоять «соблазнам», могущим возникать при разрешении противоречий жизни. Своего рода регулятором, помогающим человеку организовывать свою жизнь, не отступая от выработанных ценностей, может выступать смысл жизни: «Смысл жизни и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении» [2, 68].

Таким образом, концепция К. А. Абульхановой-Славской содержит систему понятий, позволяющую в определенном ракурсе рассмотреть феномен организации жизни личности. Некоторые из ее положений, рассмотренных выше, были использованы нами для методолого-теоретических наработок, касающихся изучения действия, организующего жизнь, о которых пойдет речь в третьем разделе диссертации.

В качестве обозначения личностного образования, вбирающего в себя основные проявления высших качеств человека - организатора собственной жизни, на наш взгляд, может рассматриваться понятие «субъектность». Истоки возникновения понятия «субъектность», его современные истолкования различными учеными и свой собственный подход представлены в монографии В. А. Татенко «Психология в субъектном измерении» [7].

По мнению В. А. Татенко, изучение сущностных характеристик человека должно быть обращено на выяснение в нем «особенностей свободного существа»,

89

«.субъекта, творящего мир и себя в этом мире» [7, 3]. Ориентиром для психологических исследований в данной области может служить «критерий субъектности», согласно которому человек способен сознательно творить свой жизненный мир, ни с кем не деля этой роли [7, 104-106]. Данную формулировку критерия можно связать с высшими формами проявления субъектности: очевидно, что они достигаются на определенном возрастном этапе и далеко не каждым человеком, однако «Это вопрос уровня существования человека-сущего, сущностью которого выступает субъективность как природная склонность к самоосуществлению» [7, 231]. Таким образом, определенный уровень развития субъектности имманентно присущ каждому человеку. Сама «субъектная инстанция» несет в себе «.возможность и потребность развертывания всей системы психики и себя самого как ее регулятивно-развивающего центра [7, 249].

Проявления человеческой психики бесчисленны, в ней можно выделить периферию и центр («ядро») психической жизни. В этом плане «.субъектное ядро составляет субстанциональную (самопричинную и самодействующую) основу активности человека как субъекта психики» [7, 251]. Развитие человека как в возрастном, так и сущностном аспекте имеет многомерную природу, но на определенных его этапах происходит активация определенного «сущностного кода» онтогенетических самопревращений индивида в направлении достижения им подлинно человеческого бытия в мире» [там же].

Предпринятый В. А. Татенко всесторонний анализ подходов к изучению направлений активности субъекта и обобщение данных эмпирических исследований привели к выделению и описанию им следующего состава «субстанциальных интуиций субъектного ядра»:

• экзистенциальная - «я присутствую, существую, живу ...»;

• интенциальная - «я хочу, желаю, стремлюсь.»;

• потенциальная - «я могу, умею, способен. »;

• виртуальная - «я выбираю, намереваюсь, решаю. »;

• актуальная - «я реализую, выполняю, достигаю.»;

• рефлексивная - «я оцениваю, примеряю, сравниваю.»;

• экспириентальная - «я умею, содержу, владею.» [7, 251].

Таким образом, «субъектное ядро» изначально несет в себе систему «субстанциальных интуиций». Один из элементов этой системы активируется, «самопробуждается», переходя из потенциального состояния в актуальное самопревращение индивида. Этот переход осуществляется посредством включения определенных «субъектных механизмов психической активности» [7, 253]. Мы лишь перечислим здесь названия этих механизмов: «самовопрошание», «антиципирующее самополагание», «самопотенциирование», «самоопределение», «самоактуализация», «самооценивание» и «самоапперцепция» [7, 253-255].

Выделенные В. А. Татенко «интуиции» и «механизмы» в целом являются основанием для «возникновения субъективной психической активности». На различных возрастных и сущностных этапах развития человека «субъективная психическая активность» функционирует на разных «генетических уровнях и формах». Следовательно, «.субъект всегда имеется (имеет себя), «наличествует» и

90

всегда находится в состоянии самостановления, самосовершенствования и саморазвития» [7, 257].

Понятие субъектности выступает в качестве ключевого в исследованиях Т. М. Титаренко, посвященных изучению жизненного мира личности [8]. По ее мнению, человек становится все более способным к самопостроению своей жизни по мере «углубления субъектности». Говоря об этом сложном процессе, Т. М. Титаренко отмечает: «Путь к настоящей субъектности в создании себя и своего жизненного пути имеет единственное направление, которое состоит в овладении настоящей автономией и свободой» [8, 147].

Стремление к «углублению субъектности», по мнению Т. М. Титаренко, проявляется в стойкой потребности человека совершать действия и поступки, обусловленные собственным волеизъявлением, в наименьшей степени зависящем от внешних сил. При этом субъект ищет такие формы активности, которые бы давали ему возможность для полной самореализации. В психологическом плане «углубление субъектности» связано с повышением уровня интернальности личности. Способность брать на себя ответственность за ход своей жизни формируется в процессе осуществления субъектом рефлексии над своими поступками с целью выяснения их соответствия собственным жизненным ценностям. «Рефлексия будто бы приостанавливает беспрерывный процесс жизни и дает человеку возможность увидеть его со стороны. Этот момент является определяющим, ключевым, потому что именно с него каждый поступок становится отпечатком нового, глубинного, ответственного отношения к собственному существованию» [8, 142].

Возрастные аспекты развития субъектности представлены в выделенных Т. М. Титаренко этапах жизненного пути человека. Согласно этой периодизации, пик развития человека - субъекта жизни приходится на возраст от 30 до 40 лет. Миновав кризис 30 лет, человек становится подлинным творцом своей жизни, рассчитывает только на свои силы и ставит перед собой задачи, которые реально способен разрешить. Имея уже достаточно устоявшуюся систему ценностей, человек видит уникальное и неповторимое в других людях и выстраивает свои отношения с ними в соответствии с этим видением.

Процесс миропостроения, в котором человек оценивает себя как субъекта жизни, - результат преодоления кризиса середины жизни (кризиса 40 лет). В этот период субъект окончательно самоопределяется как в профессиональном, так и в личностном плане, устанавливает отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Вся душевная деятельность человека в этом возрасте выстраивается вокруг самосотворения своей жизни и себя в ней.

Заключительный этап жизненного пути личности в пожилом возрасте характеризуется новым отношением к себе, связанным с отношением к приближающейся смерти. Однако это вовсе не означает того, что человек все свои помыслы устремляет только лишь в этом направлении. Ощущая более остро, чем в молодости, конечность своего существования, человек оценивает результаты своей жизни и намечает те задачи, которые он в силах разрешить, для того, чтобы реализовать свою жизнь в наиболее полной мере.

91

Подводя итог рассмотрению возрастных аспектов «углубления субъектности», Т. М. Титаренко отмечает: «Развитию жизненного мира присущи законы, которые характеризуют логику его становления. Процесс миропостроения нельзя понять вне активности субъекта, который является творцом своей жизни» [8, 18].

«Разумная организация жизни личности» - монография, вобравшая в себя исследования, проведенные коллективом киевских авторов, среди которых Л. В. Сохань, В. А. Тихонович, О. А. Киселева и др. [3], - отражает, на наш взгляд, социально-психологический подход к изучению процессов организации жизни личности, представленный также в некоторых других работах, проведенных под руководством Л. В. Сохань.

Оценка организации жизни личности с точки зрения ее разумности предполагает изучение трех аспектов [3, 70-77]:

- условий бытия человека в мире и того, насколько активно он к ним относится: способен ли преобразовать эти условия в соответствии со своими потребностями и жизненными ценностями;

- типа построения жизни «.как способа сознательного жизнепостроения и жизнеосуществления», который «.утверждает человека как творца своей жизни.». [3, 73];

- меры развития самого человека как личности и как индивидуальности: при относительно низком уровне такого развития ход жизни человека имеет ситуативный характер, она слабо регулируется и направляется индивидом, который «.как бы плывет по волне жизненных волн, подчиняя свою деятельность внешне заданным требованиям и обстоятельствам» [3, 74].

Сознательный способ жизнепостроения требует от человека развития определенных качеств. Авторы данной монографии выделяют три группы такого рода качеств:

- связанные с ценностно-мировоззренческой ориентацией личности: мировоззренческие ориентиры, смысложизненные приоритеты и нравственные позиции;

- интеллектуальные, организаторские и коммуникативные способности;

- «.система потребностей, на основе которых складываются наиболее существенные отношения личности к миру и побудительные силы ее деятельности, в частности ее мотивы и интересы.

Кроме выделенных качеств, авторы монографии подчеркивают необходимость развития не только интеллектуальной и морально-нравственной сфер субъекта, «.но и волевой зрелости личности, ее готовности и способности проявить выдержку, терпение, мужество, смелость при постановке и особенно при реализации жизненных задач» [3, 87].

Приведенные авторами монографии теоретические положения, собственные социально-психологические и социальные исследования были использованы ими при построении критериев разумной организации личности. Под разумной организацией жизни личности авторы монографии понимают «.процесс сознательной самоорганизации, основанный на знании человеком определенных принципов

92

правильного построения жизни и реализации их в практической деятельности» [3, 88]. Сформулировано шесть принципов разумной организации жизни личности:

1. Перспективность - наличие у человека долговременных жизненных целей, соответствующих его интересам, способностям и нравственным ориентациям.

2. Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей.

3. Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию.

4. Уравновешенность - оптимальное соотношение положительных и отрицательных эмоций как основа благоприятного эмоционального фона жизнедеятельности человека.

5. Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной готовности человека к определенным формам деятельности.

6. Общительность - способность человека легко вступать в общение, находить наиболее приемлемые в конкретных условиях формы общения [54, 94-103].

В данной монографии опубликованы результаты многочисленных исследований по проблеме организации жизни личности в социально-психологическом, социальном и геронтологическом аспектах, которые во многом подтверждают представленные в ней методолого-теоретические построения.

Таким образом, анализ психологической ситуации должен включать в себя рассмотрение процесса диалектического взаимодействия субъекта и среды. Одной стороной этого взаимодействия выступают организованные в ситуацию элементы среды, а другой - сам субъект, сущность которого раскрывается в его собственной активности по отношению к внешним условиям ситуации. Кроме того, в систему детерминации так или иначе включается и самый поведенческий акт с его прошлым, настоящим и будущим. Психологическая ситуация должна рассматриваться не как отдельное событие, но как совокупность или система событий. Неповторимость событий, происходящих в жизни человека, обуславливает уникальную совокупность факторов прошлого, настоящего и будущего, которые, накладываясь на индивидуальные особенности субъекта, образуют многоуровневую систему детерминации его поведения и деятельности в различных жизненных ситуациях. Руководствуясь целями и задачами нашего исследования, в системе детерминант поведения субъекта в ситуациях повседневности необходимо обозначить только те из них, которые обуславливают «запуск» и ход выполнения действия, организующего жизнь. На наш взгляд, эти детерминанты представлены как во внешних условиях ситуации, так и сознательно и/или бессознательно формируются самим субъектом.

Поскольку внешние условия ситуаций повседневности весьма разнообразны, систему детерминант поведения в них субъекта следует искать в особенностях его внутренней психической деятельности. Решение данной задачи может быть упрощено, если имеется возможность рассматривать конкретную свершившуюся ситуацию, однако с научной точки зрения больший интерес представляет выяснение общих психологических закономерностей деятельности субъекта по выстраиванию взаимодействия с совокупностью внешних условий, образующих ситуации повседневности. Верификация теоретических положений, которые при этом будут

93

получены, с нашей точки зрения, необходима именно при их сопоставлении в каждом конкретном случае с внешней деятельностью, представленной в поступках или действиях субъекта.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299, [2] с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

3. Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования / Л. В. Сохань, В. А. Тихонович, О. А. Киселева и др.; Ред. кол. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович, Н. И. Михальченко; АН УССР. Ин-т философии. - Киев: Наук. думка, 1989. - 328 с.

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

5. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности [К философским основам современной педагогики] // Вопросы психологии, 1986. - № 4. - С. 101-108.

6. Титаренко Т.М. Життевий свгг особистосл: струтурно-генетичний тдхвд / Автореф. дисерт. на здобуття наукового ступеня доктора психол. наук. - Кив, 1994. - 48 с.

7. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Монография. - К.: «Просвла», 1996. - 404 с.

8. Титаренко Т. М. Поняття життевого шляху особистосл // Основи практично! психологи. - К.: Либвдь, 1999. - 536 с.

THE HUMAN SUBJECT'S OWN LIFE IN THE NATIONAL PSYGHOLOGY

Kolesnikov Y. P.

Taurida Academy of Crimean Federal V.I. Vernadsky University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: kolj@list.ru

The analysis of the psychological situation should include a review of the process of dialectical interaction between subject and environment. One side of this interaction are the organized elements of the environment in the situation, and the other - the subject itself, the essence of which is revealed in his own activity in relation to the external situation conditions. In addition, in the determination of the system, one way or another, on and most behavioral act from his past present and future. Psychological situation should not be seen as a single event, but as a set of events or system. The uniqueness of the events taking place in human life, a unique combination of factors leads to the past, present and future, which, superimposed on the individual characteristics of the subject to form a multi-level system of determination of its behavior and activity in different situations. Guided by the goals and objectives of our study, in the system of determinants of behavior of the subject in everyday situations, you should define only the ones that determine the "start" and the progress of the action, organizing life. In our opinion, these determinants are presented as in the external environment of the situation, and consciously and / or unconsciously shaped by the subject.

Since the external conditions of everyday life situations are very diverse, the system of determinants of behavior in which the subject is to be found in the peculiarities of the inner mental activity. The solution to this problem can be simplified if it is possible to consider the specific situation of the accomplished, however, from a scientific point of view of greater interest is the finding of common psychological patterns subject of activity on building a set of interaction with the external environment, forming situations of everyday life. Verification of theoretical positions, which in this case will be obtained from our point of view, it is necessary when they are compared in each case with an external activity presented in his actions or the actions of the subject.

Keywords: the human subject's own life, self-control, self-regulation, the way of life of the individual, the organization of a person's life.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Abulkhanova Slavskaya-K.A. Life Strategy. - M .: Thought, 1991. - 299, [2] p.

94

2. Ananiev B.G. On the problems of the modern chelovekoznaniya. - M .: Nauka, 1977 - 380 p.

3. Reasonable organization of a person's life: the problem of education and self-regulation / L.V. Sokhan, O.A. Kiseleva, etc .; Ed. count. L.V. Sokhan, N. Mihalchenko; Ukrainian Academy of Sciences. Institute of Philosophy. - Kiev: Science. Dumka, 1989. - 328p.

4. Rubinstein SL Being and consciousness. - M .: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1957. - 328 p.

5. Rubinstein SL The principle of creative self [the philosophical foundations of modern pedagogy] // Questions of Psychology, 1986. - №4. - S. 101 - 108.

6. Titarenko T.M. Life's experience of the personality/ Author. Dessert. doctor of psychol. sciences. -Kiev, 1994. - 48 p.

7. Tatenko V.A. Psychology in the subject dimension. Monograph. - K .: "Prosvita", 1996. - 404 p.

8. Titarenko T.M. The concept of individual life path // Basics Practical psychology / Panok W., Titarenko, T.N., Chepeleva and others. : Textbook. - K .: Lybid, 1999. - 536 p.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.