Научная статья на тему 'Человек, стилевые решения как «Абсолютные модусы» для цивилизационной безопасности'

Человек, стилевые решения как «Абсолютные модусы» для цивилизационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные аномии / психические аномалии / риски / угрозы безопасности / цивилизации / факторы стабилизации / человек / индивидуально-стилевые решения / социокультурная среда и зрелость / кросскультурные отношения. / social anomies and mental anomalies / risks / security threats / civilizations / stabilization factors / Man / individual- style solutions / socio-cultural environment and maturity / cross-cultural relations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек, стилевые решения как «Абсолютные модусы» для цивилизационной безопасности»

Терентьева В. И.

к.п.н., профессор, главный редактор журнала «Вестник Восточно-Сибирской открытой академии», Красноярск

http ://vsoa.esrae.ru/ vsoacadem@yandex. ru

ЧЕЛОВЕК, СТИЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ КАК «АБСОЛЮТНЫЕ МОДУСЫ» ДЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: социальные аномии, психические аномалии, риски, угрозы безопасности, цивилизации, факторы стабилизации, человек, индивидуально-стилевые решения, социокультурная среда и зрелость, кросскультурные отношения.

Keywords: social anomies and mental anomalies, risks, security threats, civilizations, stabilization factors, Man, individual-style solutions, socio-cultural environment and maturity, cross-cultural relations.

Процессы глобализации, внутренние и международные риски и конфликты, социальные аномии и психические аномалии - все это реалии нашего мира. Характер, содержание и масштабы социальных и геополитических изменений в современном мире и в Российской Федерации, в частности, необычайно высоки, они требуют поиска новых подходов к безопасности. Человек, учет его социокультурной среды (СКС), индивидуального стиля деятельности, решений (ИСД, ИСР), качества жизни - это одна из центральных категорий новой концептуальной структуры мира, работа над которой позволит создать барьер, прививку от рисков современного общества, пороков человечества.

Грядущие поколения будут рассматривать период XX - начала XXI вв. как наиболее динамичный, воинственный и жестокий. Впервые конфликты в крайней форме своего проявления (в форме мировых войн) охватили фактически всю нашу планету. С появлением новых технологий все активнее проявляют себя информационно-психологическая, психоисторическая, психоинженерная войны. Программа нового «передела» мира с учетом интересов тех реальных международных сил, которые сложились к данному времени, в разгаре.

К числу проблем, вызывающих серьёзную озабоченность относятся глубина, масштабы, динамика разрушения и снижения научно-технологического, социально-экономического потенциалов российского государства и, собственно, уровень и качество жизни россиян. Негативные изменения столь внушительны, что они создают реальную угрозу единству и целостности России [22].

Отметим, что по анализу возможностей выхода из кризиса в капиталистическом обществе опубликовано множество работ. Дж. Ритцер, Ж. Бодрийяр и др. сформулировали принципы функционирования общества и человека в условиях социальных аномий, парадоксов глоболокального развития цивилизации. Согласно Дюркгейму и Мертону, аномия - это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция, распад, провалы в системе устоявшихся ценностей создают условия для радикальных трансформаций общества, т. е. его неустойчивости, неравновесности, турбулентности, насыщенности рукотворными катастрофами и катаклизмами [7, 19].

Подчеркнем, что и в самом человеке эти процессы откликаются неравновесностью и турбулентностью. К институциональным рискам относятся технологический прогресс и безработица, социальное расслоение, агрессивная политика банков, информационное манипулирование, разрушение традиционных ценностей, рост преступлений, психических аномалий и девиаций (С.А. Кравченко), Особенно остро сегодня стоит проблема неравных возможностей людей в различных сферах жизни (В. А. Ядов) как повод для конфликтов и протестов. Из соцопроса о профессиональной деятельности: лишь 26,5% опрошенных заявили, что их полностью устраивает то, чем они занимаются в настоящий момент [12, 30].

С целью найти ответы на эти вопросы мы реализовали серию проектов - исследования, результаты которых нашли отражение в статьях и монографиях; форумы и конференции, организация работы научного журнала; комплексы учебных программ, центры по проблемам индивидуального и планетарного сознания социума, деятельности, рисков и др. Эти проекты реализовались не только в России, но и за рубежом [26-31].

Теоретическим основанием для нашего исследования послужили работы Аристотеля, Аквинского Ф., Бэкона Ф., Бердяева Н.А. об истоках и смысле человеческой сущности, нравственных и политических аспектах жизни человека [1, 2, 3, 4]; А. ван Дейка, М. Холлидейя, К. Коула о развитии СКС [14]; К. Дюркгейма, О.Н. Слободчикова о процессах глобализации, социальных бифуркациях, росте психических аномалий, резких демографических изменениях [7, 25]; труды по теории деятельности, индивидуальной специфике работы мозга и психики В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, Е.А. Климова, М.А. Холодной. При всей грандиозности научных достижений, сегодня нет комплексного взаимодополняющего подхода, отвечающего требованиям времени по обсуждаемой проблеме.

Цель нашего проекта - раскрыть цивилизационные аспекты рисков и угроз современного мира; осуществить поиск системных форм, общих закономерностей и связей, способных быть фундаментальными факторами стабильности и безопасности, в частности, Социокультурной среды, Человека, его ИСД и решений в условиях риска - как «абсолютного модуса», как «меры всех вещей».

Гипотеза - Человек в XXI веке стал тем фактором, который является угрозой безопасности Планеты и надеждой для ее спасения.

Основные характеристики процесса глобализации, дегуманизации, роста социальных аномий

и психических аномалий

Сегодня как никогда раньше встает вопрос изучения процессов глобализации, детрадиционализации, конфликта, которые отчетливо наблюдаются в странах европейской культуры и которые сопровождаются радикальной трансформаций общества с фактами неравновесности, провалами в системе устоявшихся ценностей.

Г.Зиммель рассматривал конфликт как одну из форм социализации, считая его психологически обусловленным явлением [10]. В дальнейшем учение о конфликте в зарубежной науке развито в трудах К. Боулдинга, М. Вебера, Л. Гумпловича, Д. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, Л. Козера, Г. Моска и многих других. В это же время, зарождается отечественная школа политической конфликтологии, и соответственно, появляются труды отечественных авторов. Среди пионеров российской конфликтологии: Андреев В.И., Анцупов А.Я., Барынькин В.М., Бельков O.A., Дмитриев A.B., Кондратков Т.Р.

К. Дюркгейм признавал общество регулятором, который взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия.

Р. Мертон приводит обоснование важности социального регулирования поведения людей, предполагая, что стремление к неподчинению коренится в самой природе человека [19]. В книге «Смысл и назначение истории» один из самых ярких представителей экзистенциализма К. Ясперс (1883-1969) раскрывает тему судеб духовности в кризисную эпоху, тему противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории [34].

Важным вкладом К. Дюркгейма в науку было введение понятия «аномия». Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения, а также частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая. По Р. Мертону, понятие аномии обозначает политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. Наиболее очевидным симптомом аномии является протестное движение [19].

Современные исследования протестной активности населения (ИСЭРТ РАН) показывают, что среди молодежи с негативными оценками относительно работы федеральных, региональных и местных органов власти к протесту склонны больше трети опрошенных, причем динамика значений данного показателя носит восходящий характер.

Нами показано, что серьезную опасность для современного общества представляют разрушение преемственности поколений, морально-нравственных ценностей, рост психических расстройств личности. Распространение аномии приводит к психологической неудовлетворенности граждан, росту преступности, наркомании, психопатий, суицидов, разводов и неполных семей [27, 30]. Россия - хранительница духовных морально-нравственных смыслов. Восстания и революции здесь совершались всякий раз, когда до предела попирались все нравственные основания господствующей элитой в отношении своих граждан.

Социокультурная среда как фундаментальный фактор цивилизационной

стабильности и безопасности

Изучение разнообразных источников показывает, что каждая цивилизация создает некоторый культурный слой, почву для развития и взросления новому поколению-преемнику, для повышения зрелости и значимости каждой отдельно взятой личности. Социосферу мы рассматриваем как управляемую мегаэволюционную систему, а роль сознания, мозга, деятельности - как ведущие факторы в регуляции ее функционирования [28].

Социокультурная среда (СКС) в современном обществе обретает новый смысл и новые черты, т.к., с одной стороны, ее детерминированность и влияние на процессы общества, кросскультурные отношения становятся все менее жесткими, а с другой, объединение людей в социальные группы по национально-этническим признакам, интересам, политическим убеждениям дает людям чувство идентичности и защищенности. Непонимание и игнорирование значения СКС искажает видение социальной реальности и затрудняет процессы межгосударственных (кросскультурных) отношений. Развитие отношений в области новых технологий, образования, медицины, туризма, культурных программ, спорта создает условия для расширения информационного пространства, поиска человечеством новых форм общения между культурами, народами, социальными группами, отдельными индивидами.

Считаем такую отрасль в психологии как кросскультурная психология (ККП) наиболее ценной для изучения и решения поставленных вопросов. ККП главным в поведении и деятельности человека видит то, что остается универсальным, несмотря на различия в культуре. Причем этой дисциплиной изучаются не только культурные, но и биологические, экологические и кросснациональные различия.

В работе «Три религии, три мира...» нами была показана структура семейных отношений в европейском, восточно-мусульманском и славянском мирах, уровень гибкости и прозрачности границ с внешним миром у них разные. Чаще всего национально-психологические особенности реализуются через механизмы, выработанные национальной

культурой - установка, стереотип, характер, самосознание, национальная идентичность и др. И именно семья формирует у своих членов эти базовые механизмы отношений с миром [32].

Такие знатоки психологии русского человека, как Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, К.М. Симонов подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, неприхотливость и старательность. Многие авторы считают, что своеобразие народов со славянскими этническими (СК) корнями во многом обусловлено православной религией.

Итак, СКС - это различные сферы жизни, обогащенные культурными традициями и ценностями, отраженные сознанием целого народа, позволяющие каждому человеку идентифицировать (отождествлять) себя с данной СК средой и народом и выстраивать одобряемые обществом способы поведения и жизнедеятельности. Национально-психологические особенности выражаются не как абсолют, а как господствующая тенденция; они имеют непроизвольный характер и реализуются через систему психологических механизмов.

М. Коул и Х. Дж. Макиндер выделяют в социокультурной среде следующие компоненты: социальные общности и институты, в центре которых самоактуализирующаяся я-личность; общие территория, язык, история; различные сферы жизни, обогащенные культурными традициями и ценностями, отраженными сознанием целого народа и отдельных людей. Они признают, что данные компоненты - это реальности, способные к развитию, деградации, расцвету, взаимовлиянию и т.п. Некоторые из них консервативны в своем функционировании, другие - динамичны и изменчивы.

Отдельный пласт СКС - субъекты среды, обладающие специфическими характеристиками и стилями проявления в данной среде. В работах по кросскультурным коммуникациям (А.И. Донцов, И.Г. Овчинникова, Л.А. Коросты-лева, Т.В. Жукова и др.) это прекрасно показано [10, 15]. Нами специально изучалась данная тема, была разработана некоторая схема вариативности поведения субъектов ККС, их способностей и характера коммуникаций. Выделены: а) примитивно-исполнительский уровень - предметно-ситуативный характер установок, неспособность ориентироваться в новой ККС среде; б) индивидуально-исполнительский уровень самореализации - фиксированные установки и мотивы, ориентированность в новой СК среде фрагментарная, неполная; в) уровень реализации ролей и норм в социуме - с элементами духовного и личностного роста, где смысловые конструкты понимаются как устойчивые категориальные шкалы в оценке объектов действительности; данный уровень кросскультурной компетенции характеризуется способностью ориентироваться в новой культурной среде, переводить во внутренний план основные культурные, нормативные и скрипт-стандарты (нормы и модели поведения), не противоречащие внутренним ценностным и убеждениям субъекта; г) уровень смысложизненной и ценностной реализации - реализации сущностной аутентичности, когда личностные ценности служат источником смыслов и векторов жизнедеятельности человека [30].

Кроссультурные компетенции характеризуются способностью строить взаимодействие с представителями другой культуры на основе интеграции и принятия стандартов другой культуры, диалогичного поиска способов взаимодействия, освоения существующих норм и моделей поведения. Формирование социокультурных условий происходит поэтапно и поступательно. Поэтому требуется соблюдение последовательных стадий (этапов) формирования этих условий.

Человек, адаптированный к новой СКС, способен максимально реализовать профессиональный и личностный потенциал в данной среде, чем может внести весомый вклад в развитие этой среды.

Проективная модель индивидуально-стилевой деятельности

Поиск фундаментального и абсолютного в Человеке, «расшифровку» его как меры сущего, начатый греческими философами, в XX веке продолжил В.Н. Ильин. Автор отмечает, что «общая морфология», и лежащие в ее основе идеи «начала форм», приобретают особое значение для дальнейшего развития, обоснования и установления сущностного фундамента, каркаса и рамок для всей системы знания [11]. Мы солидарны с гениальными греками и нашими современниками, ведущими поиск системных форм, общих закономерностей и связей, способных объяснить особенности функционирования Человека, как «меры всех вещей».

Как представляется, на поставленные нами вопросы о Человеке способна ответить дифференциальная психология, из представителей которой нам наиболее близок В.С. Мерлин. Развивая теорию интегральной индивидуальности, автор выделил следующие ее системы и подсистемы.

1. Система индивидуальных свойств организма: биохимические, общесоматические, свойства нервной системы (нейродинамические).

2. Система индивидуальных психических свойств: психодинамические (свойства темперамента), психические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств: социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях.

В результате длительной работы нами была создана теоретическая и методологическая база исследования ИСД, разработана классификация индивидуальных стилей на совершенно новых основаниях - с учетом индивидуальной нейрофизиологии, психологии, социологии человека; была сконструирована модель ИСД; проведены исследования функционирования ИСД субъектов разных возрастов и деятельности, с психической нормой и акцентуациями характера, в привычных для испытуемых и рисковых ситуациях [26, 27, 30].

Отвечала всем нашим запросам следующая модель ИСД (схематично). Внутренний, стержневой слой структуры ИСД - это нейрофизиологические, познавательные и социальные факторы-миры (статичен). Промежуточный слой ИСД - это собственно деятельность, который полностью зависит и одновременно обеспечивает связь слоев: связь

«индивидуального Я» и «личностного, НКЦ» (динамика), где слой НКЦ на первом этапе формирования ИСД является внешним, оформляющим. В процессе обучения мотивы, смыслы и другие элементы НКЦ начинают постепенно переходить из внешнего во внутренний слой, становясь базисным образованием, детерминирующим все остальные слои модели. Формирование ИСД у субъекта имеет поэтапный характер. Необыкновенно важно понимать роль Взрослого, организатора деятельности по усвоению нравственных ценностей, познавательной, а затем и учебной деятельности (УД). Именно Взрослый задает не просто вектор движения по освоению УД, а вектор по созданию ИСД. Это предполагает, что внешние социально-культурные формы постепенно становятся внутренним (индивидуальным) содержанием субъекта деятельности. Т.е. тем содержанием, которое позволяет стать «мерой всех вещей» - объединяет биологическое и философское, эволюционное и фрагментарное, личностное и социальное и т. д.

Выводы

1. Нами рассмотрены процессы, которые приводят к социальной анемии, психическим травмам, конфликтам и войнам. Помимо терактов и традиционных войн сегодня активно применяются информационно-психологические, психоисторические, психоинженерные (ментальные) виды войн.

2. Качество социокультурной среды (внутренней, геополитической), единые культурно-исторические корни и уровень личностной зрелости народа или отдельного человека позволяют либо адаптироваться и самореализоваться в данной СКС, либо воспринимать эту среду как фрагментарную, не связанную с повседневными жизненными потребностями, вне зависимости от сформированности кросскультурных компетенций.

3. К факторам и технологиям, обеспечивающим развитие социокультурных компетенций и адаптацию, следует отнести: социокультурное пространство (среду), национально-культурную нормативную зрелость, культурно-интегративные умения, умение адекватно ориентироваться в пространстве динамичной социокультурной среды; культурную идентификацию, уровни и способы самосознания и самореализации, социокультурные стереотипы и способность к их регуляции.

4. Исследование СКС и Человека как «меры всех вещей» способно дать ответы на вопросы, связанные с разрушением систем ценностей, деградацией элит и структур управления.

5. В нашей модели индивидуально-стилевой деятельности (ИСД) высшие смыслы, нравственные-культурные нормы и ценности (НКЦ) - это смысловая часть деятельности, без которой исполнительная часть является нежизнеспособной. Модель состоит из трех основных образований, статических и динамических. В процессе личностного взросления и освоения деятельности НКЦ субъекта, носителя ИСД поэтапно переходят из внешнего во внутренний, становясь базисными, детерминирующими, смыслообразующими. В результате, формируется индивидуальный СД. Исследование ИСД и НКЦ позволит раскрыть богатство возможностей и потенциал Человека, что крайне важно для блокирования процессов деградации и разрушения, происходящих в современном мире.

Список литературы

1. Аристотель. Политика // Соч. В 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - С. 375-645.

2. Аквинский Ф. О подражании Христу. - М., 1992. - С. 32-35.

3. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические // Соч. В 2-х т. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - С. 349-483.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

6. Гацко М.Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Автореф. дис. канд. фило-

соф. наук. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996.

7. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм Э. Социология. - М.: Канон, 1995.

8. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. - С. 299.

9. Демографическая война против России // НГ-религии. - М., 1999. - № 1.

10.Жукова Т.В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи: Автореферат дис. канд. соц. наук. - М., 2009. 11.Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. 1890.

12.Ильин В.Н. Статика и динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии // Вопросы философии. - М., 1996. - № 11.

13.Кравченко С.А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. -301 с.

14.Киселёв С.Г. Цивилизационные вызовы России // Военная мысль. 1999. - № 2.

15.Коул М. Культурно-историческая психология - наука будущего. 1998.

16.Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. 2005.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

18.Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Вестник Московского университета. Сер. 12. Соц.-полит. исследования. - М., 1994. - № 3.

19.Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Полис. - М., 1995. - № 4.

20.Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - С. 299-313.

21.Население и общество. Бюллетень 2000. - № 47.

22.Примаков Е.М. Перспективы расширения НАТО и интересы России. Доклад службы внешней разведки // Известия. - М., . 1993. -30 ноября.

23.Путин В.В. Задача власти - сделать жизнь людей лучше уже в ближайшие годы // Российская Федерация сегодня. - М., 2000. -№ 4. - С. 7.

24.Рыжов О.А. Политические конфликты современности: теория и практика: Автореф. дис. докт. филос. наук. - М., 2000.

25.Савёнок С.Д. Национально-государственные интересы в системе безопасности Российской Федерации: Дис. канд. философ, наук. - М.: ВУ, 1998.

26.Слободчиков О.Н. Демографическая политика государства и ее влияние на военный потенциал Российской Федерации: Дис. канд. полит. наук. - М.: ВУ, 2001.

27.Терентьева В.И. Как избежать неудачных решений. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2004. - 246 с.

28.Терентьева В.И. Стилевое решение в условиях риска и неопределенности: системный подход. - Красноярск, РИО КрасГУ: 2006. - 334 с.

29.Терентьева В.И. Три кита - три фактора развития социосферы, выделенные психологическим знанием // Вестник ВосточноСибирской открытой академии. - Красноярск, 2013. - № 6. - http://vsoa.esrae.ru/ru/170-r697

30.Терентьева В.И. Проблема безопасности в эпоху «Великой Трансформации» // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. - Красноярск, 2014. - № 16. - vsoa.esrae.ru/182-870

31.Терентьева В.И. Риски и стилевые решения: Концепция, классификация, методология. 2 изд., доп. / Вестник ВосточноСибирской открытой академии. - Красноярск, 2017. - 228 с.

32.31. Терентьева В.И. Лечение общением. Дети с заиканием. - Красноярск, 1998. - 109 с.

33.Терентьева В.И. Три силы, три религии, или что стоит за выбором ценностей школьников из современных семей Из материалов Всероссийской н/конференции «Психологические проблемы современной семьи» (Москва, октябрь 2003 г.) - М., 2003. - Ч. 1. -С. 84.

34.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

35.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

36.Wheeler J.A. Information, physics, quantum: The search for links // Complexity, Entropy, and the Physics of Information. - Redwood City (CA): Addison-Wesley, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.