Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: КОНСТИТУЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОВЕРИЯ'

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: КОНСТИТУЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОВЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
доверие / взаимное доверие общества и государства / устойчивое развитие / конституционные принципы. / trust / mutual trust of society and the state / sustainable development / constitutional principles.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилин Александр Евгеньевич, Комарова Валентина Викторовна

На основе позиций научной школы российского конституционализма О. Е. Кутафина, анализа попыток научного осмысления категории доверия во взаимоотношениях человека, общества и государства на междисциплинарном уровне, отраслевого законодательства и проектных документов, закрепляющих и наполняющих конституционную категорию взаимного доверия автором осуществляется раскрытие содержания конституционного механизма взаимного доверия государства и общества и механизмов создания условий для такого доверия через призму проводимой государственной политики в сфере осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, основанной на принципах концепции устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN, SOCIETY, STATE: CONSTITUTIONAL MECHANISMS OF TRUST

The author, based on the positions of the O.E. Kutafin scientific school of Russian constitutionalism, analysis of attempts of scholar comprehension of the category of trust in relationships between human, society and the state on an interdisciplinary level, sectoral legislation, and project documents that establish and fill the constitutional category of mutual trust, reveals the content of the constitutional mechanism of mutual trust between the state and society and the mechanisms of creating conditions for such trust through the prism of the conducted state policy in the sphere of performing state functions and providing public services, based on the principles of the sustainable development concept.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: КОНСТИТУЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОВЕРИЯ»

ГАВРИЛИН Александр Евгеньевич,

Аспирант Московского Ггосударственного Юридического Университета им. О.Е. Кутафина, ORCID 0000-0002-7534-1681, e-mail: gavrilin.msal@gmail.com

Научный руководитель: КОМАРОВА Валентина Викторовна,

профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного имуниципального права ФГБОУ ВО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Почетный работник высшего образования Российской Федерации, Почетный работник сферы образования Российской Федерации,

ORCID 0000-0001-9069-6336, e-mail: vvkomarova@msal.ru

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: КОНСТИТУЦИОННЫЕ

МЕХАНИЗМЫ ДОВЕРИЯ

Аннотация. На основе позиций научной школы российского конституционализма О. Е. Кутафина, анализа попыток научного осмысления категории доверия во взаимоотношениях человека, общества и государства на междисциплинарном уровне, отраслевого законодательства и проектных документов, закрепляющих и наполняющих конституционную категорию взаимного доверия автором осуществляется раскрытие содержания конституционного механизма взаимного доверия государства и общества и механизмов создания условий для такого доверия через призму проводимой государственной политики в сфере осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, основанной на принципах концепции устойчивого развития.

Ключевые слова: доверие; взаимное доверие общества и государства; устойчивое развитие; конституционные принципы.

GAVRILIN Alexander Evgenievich,

Graduate student of Moscow State Legal Kutafina University

Supervisor:

KOMAROVA Valentina Viktorovna,

Professor, Doctor of Law, Professor Departments of Constitutional and Constitutional Law FSBEI HE of the Moscow State Legal Kutafin University (MGSA) Honorary Worker of Higher Education of the Russian Federation, Honorary Worker of Education of the Russian Federation

HUMAN, SOCIETY, STATE: CONSTITUTIONAL MECHANISMS

OF TRUST

Annotation. The author, based on the positions of the O.E. Kutafin scientific school of Russian constitutionalism, analysis of attempts of scholar comprehension of the category of trust in relationships between human, society and the state on an interdisciplinary level, sectoral legislation, and project documents that establish and fill the constitutional category of mutual trust, reveals the content of the constitutional mechanism of mutual trust between the state and society and the mechanisms of creating conditions for such trust through the prism of the conducted state policy in the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-37-41 NIION: 2018-0076-11/23-851 MOSURED: 77/27-023-2023-11-851

sphere of performing state functions and providing public services, based on the principles of the sustainable development concept.

Key words: trust; mutual trust of society and the state; sustainable development; constitutional principles.

Вопрос осмысления доверия во взаимоотношениях человека, общества и государства с принятием конституционной поправки утвердил свою актуальность и необходимость научного осмысления.

Доверие в отношениях общества и государства, безусловно, выступает индикатором консенсуса между населением и властью [1].

В общественных науках термин доверие зачастую раскрывается через межличностные отношения, в связи с чем в первую очередь выступает предметом исследования социологов. Так, британским ученым-социологом Э. Гидденсом доверие определено как уверенность в надежности человека или системы по отношению к определенному ряду событий или явлений[2]. Сообразно данному определению ученым выделялись два вида доверия - к человеку и к системе. Польским социологом П. Штомпкой доверие определено как ставка в отношении будущих непредвиденных действий других»[3]. Резюмируя две приведенные позиции, отражающие фундаментальные основы социологического подхода к данному термину, доверие представляет собой особую реакцию людей и общества на неопределенность.

В контексте конституционно-правовой действительности доверие как механизм носит опосредованный характер: его субъектом выступают человек и общество, но лишь опосредованно, то есть как лицо и совокупность лиц, которые замещают государственные должности и выражают свое доверие в рамках предоставленных полномочий. Конституционно-правовой смысл доверия до недавнего времени сводился к выражению доверия «по модулю», прежде всего к принятию Государственной Думой решения о доверии (недоверии) Правительству Российской Федерации.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к обязанности государства. Из исполнения государством возложенной на него Конституцией Российской Федерации обязанности формируется доверие общества к государственным институтам и к государству в целом.

Доверие общества к власти является основополагающим критерием, целью демократического государства, выражая собой основу принципа народовластия. Доверие к власти опреде-

ляет степень выражения воли народа при реализации государственной политики.

Принцип поддержания доверия граждан к государству, не нашедший непосредственного отражения в тексте дореформенной конституции, приводится Конституционным судом Российской Федерации в его актах как одна из фундаментальных идей, вытекающая из «закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов правового государства, верховенства закона, юридического равенства и справедливости» и предполагающая «предсказуемость нормотворческой политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты»[4].

Как отмечают авторы, объектом изучения которых выступал приведенный принцип, понимание принципа поддержания доверия граждан к действиям государства Конституционный Суд Российской Федерации связывает, прежде всего, с деятельностью законодателя, т.е. фактически доверие к действиям государства в трактовке Суда — это доверие граждан к закону. Логика Суда в данном случае обусловлена его полномочиями: он может проверять только законодательные нормы и выявлять дефекты именно законодательства, и только в редких случаях - дефекты правоприменительной практики, которые обусловлены, по большей части, именно законодательным регулированием[5].

В дополнение к указанному замечанию необходимо отметить, что приведенная позиция Конституционного Суда Российской Федерации справедлива не только в узком контексте его правоприменительной практики: в правовом государстве действия государственных институтов опосредованы нормой права и осуществляются на основании и во исполнение законов и иных нормативных правовых актов.

Вопросы сущности доверия общества к государству утвердили свою актуальность и значимость с внесением конституционной поправки 2020 года[6]. Так, согласно статье 75.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Доверие к власти, по мнению В.В. Комаровой, — традиционная ценность и сегодня закреплена конституционно — ведь именно она, власть, ее система, порядок формирования и полномочия учреждены принятой на всенародном голосовании Конституцией России. Несмотря на это, кризис доверия к власти в современной России очевиден и требует не только научного осмысления причин, но и стратегии преодоления этого кризиса. На современном этапе развития российского общества необходимо формирование «идеологии доверия», где доверие будет выступать ключевым ресурсом развития, в том числе многопартийной системы, являясь залогом единства взаимодействующих субъектов. Автором справедливо отмечается, что в процессе конституционной реформы 2020 года в Конституции Российской Федерации произошла смена парадигмы использования термина, что можно оценить как ответ на современные вызовы, стоящие перед государством и обществом[8]. Действительно, если раньше доверие в нормативном закреплении отражалось как «внутреннее дело» звеньев государственной власти, то конституционная поправка вывела термин доверие на качественно новый уровень.

Политические права граждан получили новые цели и задачи, такие как, например, реализация взаимного доверия государства и обще-ства[9].

Важно отметить, что термин доверие в его понимании через призму отношений общества и государства не впервые находит свое отражение в российских нормативно-правовых документах. Так, например, положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»[10] повышение уровня доверия граждан к деятельности государства определено в качестве задачи, определяющей функционирование института общественного контроля.

В Стратегии национальной безопасности повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности выступает в качестве одной из задач, решение которой нацелено на обеспечение государственной и общественной безопасно-сти[11].

Критическим новшеством, обусловившим вектор научного осмысления феномена доверия во взаимоотношениях человека, общества и государства, стала постановка вопроса именно о взаимном доверии.

По большей части оставаясь нераскрытой в нормативных документах, позиция законодателя

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

относительно сути взаимного доверия общества и государства отражена в проектной Декларации ценностей клиентоцентричности [12], провозглашающей взаимное доверие общества и государства ценностью «клиентоцентричного государства» - концепции,реализуемой с недавних пор в государственном управлении в рамках федерального проекта «Государство для людей»[13, 14, 15, 16].

Согласно указанному документу, взаимное доверие в отношениях человека и государства обеспечивается за счет осознания общих целей и уверенности в их достижении, а государство, в свою очередь, гарантирует безопасное взаимодействие с государственными функциями и услугами, а также цифровыми сервисами.

В соответствии с Декларацией взаимное доверие строится на принципах исполнения публично взятых обязательства и сообщения о достигнутых результатах, минимизации необходимости контроля и проверок с учетом анализа рисков, гарантии безопасности взаимодействия с государством и защиты конфиденциальной информации (в том числе персональных данных).

Анализ приведенного документа позволяет сделать вывод о том, что в понимании законодателя достижение взаимного доверия должно быть осуществлено посредством реализации клиенто-центричного подхода при исполнении властными субъектами государственных функций и предоставлении государственных услуг.

Из вышеприведенного документа также следует, что в логике законодателя доверие граждан к государству как системе складывается, прежде всего, в процессе непосредственного взаимодействия должностных лиц и граждан. Таким образом, механизмом повышения доверия общества к государству выступает выход должностного лица за установленные «бюрократические рамки», а механизмом повышения доверия государства к обществу - проявление гражданином социальной ответственности при использовании государственных функций и получении государственных услуг, а также дача положительной обратной связи по итогам успешного взаимодействия с должностными лицами.

Указанный подход утверждает нацеленность государства на повышение социального благополучия в рамках реализации им концепции устойчивого развития. Представляется, что эффективное взаимодействие государства и общества, основанное на осознании обществом ответственности за свое благополучие и активном участии в процессе развития государства и общества, способствует установлению взаимного доверия и достижению социального благополучия.

Список литературы:

[1] Оськина О. Проблема доверия в политической культуре: от общественной поддержки до карнавальности. Вопросы элитологии, 3(4), 41-55. https://doi.org/10.46539/elit.v3i4.127

[2] Гидденс Э. Последствия Современности» / Пер. с англ. -М., 2011, с. 352.

[3] Штомпка П. Социология. Анализ общества / Пер. с пол. - М., 2005, с. 365.

[4] Хорунжий С. Н. Морально-нравственные ценности доверия к власти и принимаемым решениям / С. Н. Хорунжий // Мониторинг правоприменения. - 2017. - № 4(25). - С. 4-14. - EDN USWWKL.

[5] Алешкова И.А., Дудко И.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства: конституционное содержание и особенности его обеспечения в практике Конституционного Суда РФ // Образование и право. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/printsip-podderd zhaniya-doveriya-grazhdan-k-zakonu-i-deystvi-yam-gosudarstva-konstitutsionnoe-soderzh-anie-i-osobennosti-ego (дата обращения: 01.10.2023).

[6] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 11, ст. 1416.

[7] Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации.

[8] Комарова В.В. Конституционно-правовая доктрина «Доверие» в научной школе российского конституционализма. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022;(6):29-38.

[9] Комарова В.В. Политические права граждан России в цифровой среде // Право и цифровая экономика. - 2021. - № 4(14). - С. 63-72. -DOI: 10.17803/2618-8198.2021.14.4.063-072.

[10] Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30 ст. 4213.

[11] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5351

[12] Декларация ценностей клиентоцентрич-ности - текстовая версия / Официальный портал

Министерства экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/ material/file/960f181e39e8b5100ecea7107eb7fe92/ deklaraciya_cennostey_klientocentrichnosti.pdf

[13] Стандарт «Государство для людей» / Официальный портал Министерства экономического развития Российской Федерации https:// www.economy.gov.ru/material/file/00db16ac60dcff60 84d1bcf2e611703e/standart_gosudarstvo_dlya_ lyudey.pdf

[14] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

[15] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года».

[16] Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года».

[17] Дугин, Е. Я. Власть доверия и доверие власти / Е. Я. Дугин // Власть. - 2018. - Т. 26, № 8.

- С. 60-66. - DOI 10.31171/vlast.v26i8.6045. - EDN VNBXBK.

[18] Макаренко, Д. Г. Механизмы формирования доверия общества к институтам государственной власти / Д. Г. Макаренко // Мониторинг правоприменения. - 2021. - № 2(39). - С. 21-26.

- DOI 10.21681/2226-0692-2021-2-21-26. - EDN PZQCJL.

[19] Семитко, А. П. Человек и власть: принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства / А. П. Семитко // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире : материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием), Екатеринбург, 12-13 апреля 2019 года. - Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет», 2019. - С. 199212. - EDN ZHUQAX.

[20] Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 № 8-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И. Д. Ушакова» // Собрание законодательства РФ. -09.04.2012. - № 15. - Ст. 1810.

Spisok literatury:

[1] Os'kina O. Problema doveriya v politicheskoj kul'ture: ot obshchestvennoj podderzhki do karna-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

val'nosti. Voprosy elitologii, 3(4), 41-55. https://doi. org/10.46539/elit.v3i4.127

[2] Giddens E. Posledstviya Sovremennosti» / Per. s angl. -M., 2011, s. 352.

[3] SHtompka P. Sociologiya. Analiz obsh-chestva / Per. s pol. - M., 2005,

s. 365.

[4] Horunzhij S. N. Moral'no-nravstvennye cen-nosti doveriya k vlasti i prinimaemym resheniyam / S. N. Horunzhij // Monitoring pravoprimeneniya. - 2017.

- № 4(25). - S. 4-14. - EDN USWWKL.

[5] Aleshkova I.A., Dudko I.A. Princip podder-zhaniya doveriya grazhdan k zakonu i dejstviyam gosudarstva: konstitucionnoe soderzhanie i osoben-nosti ego obespecheniya v praktike Konstitucionnogo Suda RF // Obrazovanie i pravo. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-podderzhani-ya-doveriya-grazhdan-k-zakonu-i-deystviyam-gosu-darstva-konstitutsionnoe-soderzhanie-i-osobennos-ti-ego (data obrashcheniya: 01.10.2023).

[6] Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020, № 11, st. 1416.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii : [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossi-jskogo golosovaniya 01 iyulya 2020 g.] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii.

[8] Komarova V.V. Konstitucionno-pravovaya doktrina «Doverie» v nauchnoj shkole rossijskogo konstitucionalizma. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). 2022;(6):29-38.

[9] Komarova V.V. Politicheskie prava grazhdan Rossii v cifrovoj srede // Pravo i cifrovaya ekonomika.

- 2021. - № 4(14). - S. 63-72. - DOI: 10.17803/26188198.2021.14.4.063-072.

[10] Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ «Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2014, № 30 st. 4213.

[11] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2021, № 27, st. 5351

[12] Deklaraciya cennostej klientocentrichnosti

- tekstovaya versiya / Oficial'nyj portal Ministerstva

ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii https://www.economy.gov.ru/material/file/ 960f181e39e8b5100ecea7107eb7fe92/deklaraciya_ cennostey_klientocentrichnosti.pdf

[13] Standart «Gosudarstvo dlya lyudej» / Oficial'nyj portal Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii https://www.economy.gov. ru/material/file/00db16ac60dcff6084d1bc-f2e611703eZstandart_gosudarstvo_dlyaJyudey.pdf

[14] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 goda № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda».

[15] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.10.2021 N 2816-r «Ob utverzhdenii perechnya iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii do 2030 goda».

[16] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 01.10.2021 N 2765-r «Ob utverzhdenii Edinogo plana po dostizheniyu nacional'nyh celej razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda i na planovyj period do 2030 goda».

[17] Dugin, E. YA. Vlast' doveriya i doverie vlasti / E. YA. Dugin // Vlast'. - 2018. - T. 26, № 8. - S. 60-66. - DOI 10.31171/vlast.v26i8.6045. - EDN VNBXBK.

[18] Makarenko, D. G. Mekhanizmy formirovaniya doveriya obshchestva k institutam gosudarstvennoj vlasti / D. G. Makarenko // Monitoring pravoprimeneniya. - 2021. - № 2(39). - S. 21-26.

- DOI 10.21681/2226-0692-2021-2-21-26. - EDN PZQCJL.

[19] Semitko, A. P. CHelovek i vlast': princip podderzhaniya doveriya grazhdan k zakonu i dejstviyam gosudarstva / A. P. Semitko // Rossijskij chelovek i vlast' v kontekste radikal'nyh izmenenij v sovremen-nom mire : materialy XXI rossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), Ekaterinburg, 12-13 aprelya 2019 goda. - Ekaterinburg: Avtonomnaya nekommercheskaya organ-izaciya vysshego obrazovaniya "Gumanitarnyj uni-versitet", 2019. - S. 199-212. - EDN ZHUQAX.

[20] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.03.2012 № 8-P «Po delu o proverke kon-stitucionnosti p. 1 st. 23 Federal'nogo zakona "O mezhdunarodnyh dogovorah Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhaloboj grazhdanina I. D. Ushakova» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 09.04.2012. - № 15.

- St. 1810.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.