ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.Н. Морозюк, Ю.В. Морозюк
Аннотация. Проблема человека в экономической науке до сих пор остается актуальной, хотя до сих пор редко освещаемой в научных исследованиях и публикациях. В экономической теории человек рассматривается двояко. С одной стороны, это работник, потребитель и предприниматель (человеческий фактор), с другой - как научная абстракция - «человек экономический», как элемент метода экономической теории. В связи с этим авторами в данной статье представлен комплексный теоретический анализ экономического человека с точки зрения экономической и психологической наук. Рассматривая человека как субъекта экономической активности, авторы обращаются к ее внутренней (мотивационной) и внешней (поведенческой, инструментальной) характеристике.
Ключевые слова: человек экономический, субъект, объект, мотив, смысл, потребность, цель, активность
Summary. The problem ofan individual in economic science remains topical though it is rarely covered in scientific studies and publications. In economic science an individual is considered in two ways. On one hand it is a worker, consumer and entreprenuer (a human factor), on the other hand - in a scientific abstraction - as an "economic person", as an element of a method of economic theory. In this connection, author introduces a complex theoretical analysis of an economic individual from the view point of economic and psychological sciences. This article covers an individual as a subject of economic activity, and refers to its inner (motivational) and outer (behavioral and instrumental) characteristics.
Keywords: economic individual, subject, object, motive, sense, necessity, purpose, activity.
Ф
374
Начиная с работ В.Г. Ананьева, характеристика человека как субъекта деятельности становится основополагающей в отечественной психологии. В его трудах разносторонне представлены идеи чело-векознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза, дана характеристика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности» [1].
Понятие «субъект» как философская категория чаще всего употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся во взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление окружающего мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека как субъекта воздействия. Объектом может выступать и сама де-
ятельность человека, и его психика. Главной чертой человека как субъекта является сознание как высшая форма психического развития. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира и себя. Таким образом, по Б.Г. Ананьеву, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
С этой точки зрения, человек экономический — это субъект экономической деятельности, активность которого направлена на получение максимальной прибыли.
Чтобы рассмотреть человека как субъекта экономической активности, необходимо обратиться к ее внутренней и внешней характеристикам. Рассмотрим внутренние основы активности: мотивационную (в чьих интересах совершается активность и ради чего?), целевую (в каком направлении?) и инструментальную (каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность?).
В научных трудах психологов А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, Г.Я. Ярошевского мотивационная активность человека как субъекта рассматривается в четырех ипостасях: «индивидуальное Я», «Я другого во мне», «всеобщее Я», «не-Я» [2].
С точки зрения психологической науки, человек как субъект активности представляет собой «индивидуальное Я» и то, что он делает коренится, как он сам полагает, в его собственных интересах: «Я делаю это для самого себя», «Я поступаю так, потому что я этого хочу».
И с точки зрения экономической теории, человек экономический, делая выбор, руководствуется собствен-
ными интересами. Действия индивида при этом определяются его собственными предпочтениями, а не принятыми в обществе нормами, традициями и социальными ролями. Рациональный экономический агент подчиняет все чувства и эмоции точному расчету, обладает абсолютной памятью и вычислительными способностями, всегда хорошо осознает свой выбор и действует в соответствии с ними.
Вместе с тем в ряде случаев подлинным субъектом активности человека может выступать не он сам, а нечто в нем самом. Именно принятые в обществе правила, нормы и традиции, ожидания других людей могут оказаться подлинными субъектами активности человека, его выбора. Хотя он при этом может не осознавать присутствия другого в его субъектности. В данном случае активность субъекта представлена в ипостаси «Я другого во мне». Ярким примером внедрения в «индивидуальное Я» субъекта может служить реклама. Благодаря различным манипуляциям можно заставить эскимоса купить снег, т.е. сделать не рациональный выбор. Еще в 1950-е годы американский экономист и психолог Герберт Саймон убедительно показал, что реальные люди, принимающие решения, ведут себя совершенно иначе, чем описано в учебниках по экономике [3]. А это означает, что не только ограниченность когнитивных способностей не позволяет реальным людям принимать правильные решения, осуществляя выбор, но и представленность в «индивидуальном Я» субъектности другого. Таким образом, субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, на поверку может оказаться иррациональным.
375
Когда «Индивидуальное Я» сливается с «Я другого», человек как субъект активности выступает в ипостаси «всеобщее Я». В нем выражается то, что свойственно всем людям — «человеческое в человеке». Активность человека продиктована такими ценностями как совесть, разум, добро, честь, красота, свобода. Именно человеческие ценности могут выступать основанием для принятия решений.
Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимизации целевой функции, направленной на получение максимальной выгоды. С этой точки зрения, человек экономический вообще не выступает в ипостаси «всеобщее Я».
И, наконец, субъект активности в мотивационной ипостаси «не-Я» безличен, отождествляется с природным началом. В концепции З. Фрейда это активное начало обозначается термином «Оно» и рассматривается как инстинкт продолжения рода и инстинкт разрушения и агрессии. Однако «не-Я» не исчерпывается только биологи-3'6 ческими побуждениями, а включает в себя творчество, альтруизм, религиозные устремления.
Очевидно, что в данной трактовке активности человека нет ничего общего с человеком экономическим, рациональным, осознающим иерархию своих предпочтений и выбирающим рациональный путь их реализации.
Ради чего осуществляется активность человека? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к категории «потребность». В психологической науке потребность определяется как состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и высту-
пающее источником его активности (А.Н. Леонтьев). К человеческим потребностям относятся его витальные нужды (необходимость в пище, воде, сне, чувстве безопасности и т.п.), социальные интересы (желание принадлежать группе других людей, потребность в эмоциональных контактах обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться), экзистенциальные побуждения (быть субъектом собственной жизни, осознавать подлинность своего бытия, заниматься творчеством, чувствовать самоидентичность, развиваться).
С точки зрения экономической науки, человек экономический является носителем упорядоченной системы предпочтений. Получение максимальной выгоды определяет их иерархию. Однако реальный человек как деятель, как субъект может выступать во всех перечисленных выше ипостасях, а его мотивационная активность определяться различными потребностями всех уровней от витальных до потребностей в самоактуализации и самоидентичности.
Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение цели. В отличие от мотивов цели осознаются субъектом активности. В этом, по сути, и определяется человек экономический. Его целевая функция является определяющей в принятии решений. Вместе с тем в психологии под целью понимается предвосхищение желаемого результата, образ возможного как прообраз действительного. Цель в данном случае как образ желаемого является одновременно и побуждающей, и направляющей силой, определяющей поведение конкретного человека. Правомерен вопрос: кто является субъектом образования цели
как образа желаемого? Сам субъект? Или, может быть, традиции? Культура, существующая в форме генерализованных стереотипов, другие люди? Какая ипостась мотивационной активности участвует в конкретной ситуации це-леобразования: «индивидуальное Я» или «Я другого во мне»? «Всеобщее Я» или «не-Я»? Цель как образ желаемого результата осознается субъектом, а осознаются ли источники и побудительные силы формирования цели? И опять попытка впихнуть в «прокрустово ложе» экономического человека конкретного субъекта экономической активности остается безуспешной.
Воплощение мотивации и цели, в результате, происходит благодаря использованию определенных инструментов преобразования ситуации, в которой осуществляется деятельность. Инструментальная основа деятельности предполагает наличие представлений о том, как действовать с инструментами, как их применять. Для обозначения инструментальной основы деятельности в психологии используется слова «компетентность» или «знания», «умения», «навыки».
Знания в данном контексте рассматриваются в функциональном аспекте, как предназначение для чего-то, т.е. необходимым условием достижения цели является функциональная грамотность: способность человека ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам.
Рациональный выбор экономического человека, оптимизирующий его целевую функцию, реализуется благодаря когнитивной состоятельности субъекта экономической активности. Таким образом, с точки зрения экономической науки, каждому субъекту
экономической активности присуща когнитивная состоятельность как инструментальная основа деятельности. Причиной экономически нерационального поведения субъектов экономисты называют когнитивную несостоятельность.
Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. Для более полной представленности человека как субъекта экономической деятельности в дополнение к анализу характера его внутренней активности, представленного выше, обратимся к анализу его внешней организации активности.
Внешнюю организацию активности человека обычно называют поведением. В соответствии с внутренней организацией активности человека в поведении можно обозначить три «слоя». Первый связан с мотивом активности, второй — с ее целями, третий — с инструментальной основой деятельности.
Первый аспект поведения, который непосредственно связан с мотивом активности, представлен в целостном смысловом акте поведения. Так как в нем заложена идея целостного акта поведения («в чем его смысл?») для его обозначения лучше использовать термин «деятельность». Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица, — значит расшифровать поведение как деятельность. Все оттенки поведения и деятельности субъекта определяются не только внутренними условиями, но и внешними: карьерный рост, стремление быть первым в сообществе, добиться успехов в профессии и т.п. Смысл деятельности заключается в изменении отношений, существующих между
377
378
субъектом и возможностями удовлетворения его потребностей [4].
В представленной экономистами модели человека экономического он находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения — его объективные возможности. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.
Предпочтения экономического человека более устойчивы, чем его ограничения. Поэтому экономическая наука рассматривает их как постоянные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает реакцию индивида на изменение ограничений.
Предпочтения экономического человека представляют субъектную сторону его активности, а возможности удовлетворения потребностей ограничены. Таким образом, смысл деятельности человека экономического -в изменении существующих отношений между предпочтениями, представленными его потребностями и желаниями, и ограничениями.
Если у психологического человека его предпочтения, представленные в стремлении превосходить общепринятые образцы в разных обстоятельствах его жизни, характеризуются противоречивостью и изменчивостью, то предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непроти-
воречивыми. Ограничения человека, с точки зрения психологии, представлены всеми сторонами его взаимодействия с миром и собой, от психофизиологических и психологических способностей до социальных и материальных возможностей. Главными же ограничениями экономического человека называются лишь величина его дохода и цены отдельных благ и услуг.
Такое упрощение может быть и удобно для модели экономического человека, однако она, т.е. модель, не имеет ничего общего с реальным человеком как субъектом деятельности, и неважно, какова она по содержанию и направленности. Деятельность выступает как преобразование отношений между потребностями субъекта и возможностями их удовлетворения. В деятельности проявляются вовне мотивационные, целевые, инструментальные отношения индивида, в ней субъект представлен во всем своем многообразии отношений с миром.
Активность человека как субъекта есть деятельное состояние, характеризующееся целостностью, где связаны воедино процессы, протекающие во внутреннем плане (становление мотивов, образование целей и схем действования) и в плане поведения (деятельность, действия, операции). Эта система обладает свойствами самодвижения. Динамика активности человека проявляется в двух основных формах:
1. Взаимопереходы между такими образующими активность, как деятельность, действия и операции (А.Н. Леонтьев).
2. «Надситуативная активность» (В.А. Петровский).
Проявлением первой формы активности является превращение мо-
тивов деятельности в цель, «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев) [5]. К примеру, деятельность, направленная на получение материального вознаграждения, максимальной выгоды, вдруг возбуждает интерес сама по себе.
Активность же человека экономического с его максимизированной целевой функцией статична.
Вторая форма динамики активности человека представлена феноменом надситуативной активности, который заключается в постановке человеком избыточных целей по отношению к требованиям ситуации. К примеру, это может выражаться в поиске неординарных решений с высокой вероятностью проигрыша [6].
Проявлением надситуативной активности выступает феномен активной неадаптивности (В.А. Петровский), который проявляется в склонности к бескорыстному риску. Экспериментально доказано, что лица, обнаружившие способность к ситуативному риску, склонны рисковать ради него, что позволяет прогнозировать волевые действия людей в ситуациях опасности [6].
«...Человек вполне сознательно («ответственно и свободно») ставит перед собой цели с непредрешенным исходом; более того, постановка такой цели мотивирована самой возможностью промаха. В этом случае, как ни парадоксально, человек ощущает себя подлинным субъектом происходящего, хотя успех достижения цели не гарантирован. Такова суть "активной неадаптивности" ...», — А.В. Петровский [6].
Человек же экономический с его рациональностью и максимизированной целевой функцией, направленной только на получение максимальной
выгоды, не склонен к риску, в котором низка вероятность выигрыша. Ему не свойственно поведение, где успех достижения цели не гарантирован.
Вместе с тем реальность упорно не желает соглашаться с таким плоским толкованием поведения человека. Истории успеха тех, кто практически из «воздуха» сколотил свой капитал, говорит об обратном: личность достигающая, способная рисковать, принимая решения в условиях дефицита информации и средств, творчески преобразующая себя и мир вокруг, достигает свои цели гораздо чаще тех, кто не способен на поступки, если они не гарантируют материальной выгоды.
Реалистичность поведенческой гипотезы не представляет для экономической теории в отличие от психологии самостоятельного интереса. Для нее гораздо важнее, чтобы индивидуальный уровень анализа непосредственно отражал агрегированный уровень, а это диктует главную характеристику модели индивида — она должна быть единообразной, следовательно, достаточно простой. Знаменитая гипотеза о максимизации результата, прибыли или полезности выражает предположение о том, что экономические субъекты всегда стремятся максимизировать результаты своей деятельности. Данное теоретическое допущение дает возможность экономистам применять к агрегированному поведению субъектов экономических отношений, их поведению мощный аппарат современного микроэкономического анализа.
Итак, принятая модель индивида является для экономистов в первую очередь лишь аналитическим инструментом при объяснении логики рыночных и социальных структур.
379
Однако, чтобы обобщенная модель экономического человека представляла собой рабочую модель для прогнозирования поведения отдельных индивидов с целью обеспечения экономической безопасности субъектов экономических отношений, необходимо знать, какими психологическими качествами обеспечиваются сугубо экономические черты модели человека, как то: рациональность, способность к оценке, способность делать выбор в условиях ограниченных возможностей. Было бы крайне неосмотрительно, с точки зрения рационального экономического человека, следовать принципу естественного отбора, дожидаясь, когда те или иные субъекты экономических отношений будут вытеснены с рынка. Рациональность, т.е. разумность экономического человека как раз и предполагает способность делать наиболее правильный, выгодный с экономической точки зрения выбор. И чем более неопределенной является ситуация, тем труднее принимать решение. Следовательно, рациональность экономическо-380 го человека возрастает благодаря снижению порога неопределенности. Да, следует еще раз согласиться с русской народной поговоркой: «Пусть пироги печет пирожник, а сапоги пусть шьет сапожник». Однако не следует думать, что сапожник не может съесть пирожок, а пирожник ходит босиком. Зачем тогда психология как наука, если плодами ее достижений нельзя воспользоваться другим наукам в решении исследовательских и особенно прикладных задач?
Реальное поведение субъектов экономических отношений благодаря специальному психологическому инструментарию подвергается эмпи-
рической проверке. А это дает возможность соотношения информации о поведении отдельных индивидов с агрегированной информацией, с обобщенной моделью субъектов экономических отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М., 1997; Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1969.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. — Рос-тов-н/Д., 1996; Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994.
3. Simon H.A. Behavioral Model of Rational Choice. — Quarterlu Journal of Eco-nomicus. — 1955. — vol. 69. — p. 99—118; Simon H. Rational Choice and the Structure of the Environment. — Psychological Review. —1956. — vol. 63. — p. 129— 138.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. — Рос-тов-н/Д., 1996; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — 2-е изд. — М., 1982.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
6. Петровский В.А.. Психология неадаптивной активности. — М., 1992; Петровский В.А. Феномен субъективности в психологии личности. — М., 1993. ■