Научная статья на тему 'Человек и время как основа нового технологического уклада'

Человек и время как основа нового технологического уклада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СИНГУЛЯРНОСТЬ / HIGH TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL ORDERS / ECONOMIC CYCLES / ECONOMIC GROWTH / POST-INDUSTRIAL EPOCH / HUMAN CAPITAL / SINGULARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Виктория Владимировна

В статье представлены результаты ретроспективного анализа взаимосвязи экономических циклов и технологических укладов Кондратьева и экономического роста. Автором выявлены основные предпосылки развития шестого технологического уклада и дана вероятностная оценка его влияния на социально-экономическую жизнь общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The person and the time as a basis of a new technological order

The paper presents the results of a retrospective analysis of the relationship of Kondratieff’s economic cycles and technological orders and economic growth. The author reveals the basic prerequisites for the development of the sixth technological order and made a probabilistic assessment of its impact on the social and economic life of society.

Текст научной работы на тему «Человек и время как основа нового технологического уклада»

Слово - молодым ученым

В.В. ФИЛИППОВА аспирант кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

Человек и время как основа нового технологического уклада

На современном этапе развития экономики и вступления в новый технологический уклад наблюдается резкое повышение роли высоких технологий в жизни общества, которые оказывают существенное влияние на жизнь каждого человека, общества и экономики в целом. Хотя высокие технологии имеют сложную природу, свойства и характеристики как товара и услуг, их развитие является приоритетной задачей ведущих стран мира для достижения целей постиндустриального уровня социально-экономического развития.

Исторически развитие технологий сопровождалось стремительным ростом экономики, появлением новых профессий, изменением жизни общества и каждого человека в отдельности1. В соответствии с теорией больших циклов Н. Кондратьева2 мировая экономика пережила пять экономических циклов, каждый из которых приводил сначала к резкому скачку экономики, а затем к торможению и передаче «эстафетной палочки» другому экономическому циклу, чтобы всё возобновилось (см. табл.).

На протяжении более чем 200 лет технологии были нацелены на оптимизацию внутренних и внешних процессов производства, направленных на достижение конкурентных преимуществ для улучшения деятельности человека. И вот, к концу пятого экономического цикла, когда все технологические процессы были оптимизированы, человек впервые столкнулся с несоответствием технологической среды и возможностей собственного организма. Информации стало настолько много, что человек больше не может справиться с её потоком без определенных навыков и компетенций, а для приобретения данных навыков и компетенций он не обладает необходимыми временными ресурсами.

* Филиппова Виктория Владимировна, e-mail: VictoriaFilippova@mail.com

1 См.: Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // Вопросы экономики, 2006, № 3.

2 См.: Кондратьев Н. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения // Избранные труды / Ред. Яковец Ю., Абалкин Л. М., 2002.

Таблица

Экономические циклы и технологические уклады

Кондратьева

№ п/п Годы Конкурентное преимущество Точка воздействия Тип технологий

1 17701824 Средства производства Вода1 Оптимизация процессов производства для улучшения деятельности человека

2 18251874 Уголь и пар

3 18751909 Сталь и электричество

4 19101970 Нефть и автомобиль

5 19712020 Передача информации Информация и коммуникации

6 2020-... Человеческий капитал Человек и время «Оптимизация человека» для соответствия процессам производства

В период перехода от пятого к шестому экономическому циклу проблема накопления и передачи знаний становится актуальной как никогда. Образование превращается в непрерывный процесс, сопровождающий всю жизнь человека. В современном мире уже недостаточно обладать ступенями среднего и высшего образования, всё больше требуются дополнительные профессиональные навыки и компетенции (MBA, DBA)2.

Именно на стыке экономических циклов и технологических укладов происходят наиболее радикальные изменения в системах образования по всему миру:

1997 г. - переход системы образования Сингапура на многоступенчатую и двуязычную модель подготовки лучших кадров для мировой экономики;

1999 г. - переход 29 европейских государств к Болонской системе образования;

2009 г. - официальный переход РФ к Болонской системе образования;

2010 г. - реформа системы образования в США, устранение разрывов начальной, средней и высшей школы, открытие программы «Готовим к колледжу и работе», пересмотр позиционирования профессии учителя.

1 Первая прядильная машина Аркрайда работала от силы воды.

2 См.: Heylighen F. Accelerating Socio-Technological Evolution: from ephemeralization and stigmergy to the global brain // Globalization as an Evolutionary Process: Modeling Global Change / Ed. by G. Modelski, T. Devezas, and W. Thompson. L., 2007, p. 286-335.

Каждая из систем нацелена на формирование у учащихся фундаментального и обширного базиса знаний, позволяющего включиться в глобальный процесс получения и развития дополнительных профессиональных навыков и компетенций. Предполагается, что данный процесс непрерывен на протяжении всей жизни.

Максимальное продление жизнедеятельности человеческого мозга и полноценное понимание его функционирования для создания «компьютера» или искусственного интеллекта, способных конкурировать с человеком, становятся ключевой проблемой для продолжения технологической оптимизации процессов и средств производства (в данном случае оптимизации труда) в условиях сингулярности и экспоненциально возрастающих объемов самовоспроизводящейся информации1.

Мировой экономический кризис 2008-2010 гг. ознаменовался началом понижательной волны пятого экономического цикла и вступлением в новый. Старые технологии перестали быть инвестиционно-привлекательными, нормы прибыли и отдача инвестиций от вложений в них уже не совпадают с ожиданиями.

Основным конкурентным преимуществом становится не столько улучшение средств и процессов производства, сколько поддержание на высоком уровне и совершенствование знаний, навыков и компетенций человека по управлению этими средствами и процессами производства как совершенного механизма по обработке и управлению информацией. В этом смысле новую роль приобретают накопление знаний, поддержание процесса непрерывного обучения человека и время, что нашло отражение в указанных выше реформах систем образования ведущих стран мира.

Помимо проблемы аккумуляции знаний, профессиональных навыков и компетенций отдельно стоит рассмотреть готовность человека к изменяющемуся миру с точки зрения физиологии.

За последние 15 лет в результате развития покрытия и увеличения мощности телекоммуникаций, скорости передачи информации экономическая и социальная жизнь и деятельность человека перестали привязываться к биологическим часам и законам. Все большую популярность приобретают свободные режимы труда и отдыха, неопределенность дислокации и свобода выбора способов передачи информации и коммуникаций. Фактор времени становится решающим в вопросах оптимизации и повышения эффективности человеческой деятельности.

Однако человек не может накапливать информацию и знания бесконечно, рано или поздно все приходят к своему биологическому концу. В преддверии шестого экономического цикла одной из важнейших проблем становится не просто максимальное продление

1 См.: Kurzweil R. The Singularity Is Near. N.Y., 2005.

жизни человека, но сохранение и совершенствование его знаний и способностей к усвоению информации, т.е. аугментация человека.

Если в конце XX в. мысль о замене органов или целых частей тела человека казалась футуристичной, то в наше время вопрос о полной замене тела человека роботизированным телом не кажется столь невероятным и негуманным. Однако подобное смещение приоритетов несет в себе социально-экономические потрясения.

Аугментация человека началась: с медицинской точки зрения поддержание максимальной продолжительности жизни (мозг человека может функционировать до 150-200 лет) возможно уже сейчас. По состоянию на 2015 год медицина может воспроизвести любые орган и ткань человека, кроме мозга, однако не как массовое производство.

Подобное развитие технологий, в том числе медицинских, ведет к социально-экономическому расслоению. Всё острее встает вопрос «Зачем лечить, если быстрее, проще и безопаснее заменить?». Тело человека начинает рассматриваться как некий конструктор, в котором определенные модули подлежат периодической замене. Однако этот конструктор не будет доступен для всех. Фактически происходит классическое распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей, в котором ограниченными ресурсами оказываются время и человек, а неограниченными потребностями - аккумуляция профессиональных знаний, навыков и компетенций.

Конечной целью такого распределения является не продление жизни и поддержание хорошо функционирующего тела человека (подобно тому, как у воздушного судна в результате соответствующего технического обслуживания продлевается летная годность), а бессмертие профессиональных знаний, навыков и компетенций человека, что возможно только при бессмертии мозга человека как идеального инструмента для обработки и воспроизводства информации. В данный момент существует много экспериментальных технологий по сохранению мозга человека, но проблема сохранения информации и механизмов её обработки, заложенных в мозге человека, остается не- решенной. Пока нерешенной.

Филиппова В.В. Человек и время как основа нового технологического уклада. В статье представлены результаты ретроспективного анализа взаимосвязи экономических циклов и технологических укладов Кондратьева и экономического роста. Автором выявлены основные предпосылки развития шестого технологического уклада и дана вероятностная оценка его влияния на социально-экономическую жизнь общества.

Ключевые слова: высокие технологии, технологические уклады, экономические циклы, экономический рост, постиндустриальная эпоха, человеческий капитал, сингулярность.

Filippova V.V. The person and the time as a basis of a new technological order. The paper presents the results of a retrospective analysis of the relationship of Kondratieff's economic cycles and technological orders and economic growth. The author reveals the basic prerequisites for the development of the sixth technological order and made a probabilistic assessment of its impact on the social and economic life of society.

Key words: high technologies, technological orders, economic cycles, economic growth, post-industrial epoch, human capital, singularity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.