Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВРЕМЯ: ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ'

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВРЕМЯ: ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ЭПОХА / ИСТОРИЯ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сайфуллина Ю.Я.

В статье рассматриваются особенности бытия человека как существа исторического и внеисторического в темпорально единстве его сущности и существования. Особое внимание уделено анализу сущности самого времени и темпоральности бытия человека в историческом процессе. Обосновывается темпоральность как ключевая характеристика истории, общества, культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВРЕМЯ: ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ»

особое место отключения воображения в переживании тревожной ситуации.

На выявление наиболее популярного у людей способов самопомощи в трудную, тревожную-психологическую ситуацию было направлено наше исследование.

- 1-ая анкета была ориентирована на выявление наличия или отсутствия ощущения психологической безопасности;

- 2-ая анкета была ориентирована на выявление причины наличия или остуствия психологической безопасности;

- и 3-я анкета была разработана с целью ознакомления аудитории с методами создания внутренней психологической безопасности (предложено несколько вариантов, необходимо выбрать наиболее близкий читателю).

В ходе исследования было выявлено следующее:

1. Лишь 30% испытуемых по данным анкет чувствовали себя психологически безопасно в той или иной ситуации.

2. 60% всей аудитории отметили потерю или снижение психологической безопасности при переходе в старшую школу (12-14 лет).

3. 90% испытуемых отметили полезность информации, приведенной в третьей анкете и 80% решили попробовать самостоятельно попытаться обеспечить себе чувство психологической безопасности в случае возникновения непредвиденной ситуации в их жизни.

Использованные источники:

1. Демидова А. А. Психологическая безопасность - стр.1 [http://www.b17.ru/article/psychological_safety/]

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Знание, 1968.

3. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПБ 2002.

Сайфуллина Ю.Я.

студент

филологический факультет Стерлитамакский филиал Башкирский госуниверситет Россия, г. Стерлитамак ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВРЕМЯ: ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

БЫТИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности бытия человека как существа исторического и внеисторического в темпорально единстве его сущности и существования. Особое внимание уделено анализу сущности самого времени и темпоральности бытия человека в историческом процессе. Обосновывается темпоральность как ключевая характеристика истории, общества, культуры.

Ключевые слова: время, темпоральность, эпоха, история, общество.

Время - это порядок явлений в их временной последовательности. В силу того, что человек не знает границ своего существования, не знает, например, когда он умрет, время - понятие зыбкое. Его бывает очень много,

когда что-либо или кого-либо ждешь, и так мало, когда что-то не успеваешь или опаздываешь. Но время всегда одинаково. Само по себе время - это независимая категория, то есть независимо от того, успеет ли человек что-либо сделать или нет, дни всегда будут сменяться один за другим. Человек -часть времени, в силу того что его время ограничено. Время однонаправлено и необратимо. Мы не можем познать время целиком. Нет такого события, которое было бы абсолютным началом системы отсчета времени.

К тому же, большинство современных физиков придерживаются мнения, что в заключительной стадии гравитационного коллапса времени вообще нет. Нет, следовательно, и физических формул, потому что все они основаны на пространственно-временных отношениях. Человек является временным носителем времени. Только он может устанавливать границы внутри своего существования: графики, планы, даты, начало рабочего дня... Мы часто говорим: «у меня мало времени», «время истекло», «выиграть время» или «еще не время». Устанавливая точную дату, точное время чего-либо, мы сами ставим себя в зависимость от времени. Поэтому, к сожалению, человек не может жить вне времени, ведь время для него - это основное условие его конечного существования. Для человека время является одной из осей координат, благодаря которой люди познают и осознают мир, строят его образ. Посредством времени человек постигает собственное несовершенство (незавершенность, потенциальность) и реализует свою сущность как существа открытого, становящегося, не предзаданного: «искомая сущность усматривается за пределами самой жизни, точнее, она принципиально не может быть «усмотрена», так как она - не наличное бытие, а лишь потенциально возможное, вечно-становящееся» [1, с. 187]. То есть время относится к числу главнейших философских категорий - понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания, сущности и существования человека как экзистенциального бытия.

Наше прошлое и будущее существуют в настоящем. Нам очень трудно познать радость, полноту момента и жить настоящим - благодаря памяти мы имеем свойство думать о прошлом, которого уже нет (а все реальное, что в нем было, входит в настоящее), мы всегда планируем будущее, относительно которого питаем иллюзии. «Человеческое бытие. собирая в себе три возможных модуса существования (модусы прошлого, настоящего и будущего), всегда больше, чем наличная действительность, будучи устремленным к своей реализации как утверждению возможного, подлинного, истинно-сущего» [2, с. 42]. И именно наша память, вбирающая в себя темпоральное единство прошлого, настоящего и будущего, поддерживает историческую память эпох.

Эпоха - длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. Эпоха - это промежуток времени. Эпоха может ограничиваться жизнью одного человека, например, с именем Пушкина связана целая эпоха в истории русской литературы. Или же эпоха может

ограничиваться более длительным промежутком времени, например, определенным этапом жизни общества, например: «эпоха феодализма», «эпоха капитализма». Общество - это определенный этап человеческой истории: в этом отношении определения «эпоха» и «общество» немного сходятся. Но если общество - это совокупность индивидов, то время - это совокупность сменяющих друг друга эпох. Иными словами, общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Самые разные эпохи сменяют друг друга во времени, каждая из которых несет свою идею, но сущность человека остается неизменной. Общество и время конечны, то есть в один момент всего человечества может просто не стать. Вместе с миром исчезнет время, и настанет вечность.

Общество и человек неотделимы от времени. Мы легко можем сказать, например, что «эта эпоха - не наша», что мы хотим жить в другую эпоху, но время - всегда наше, время всегда одно. Время вмещает в себя целые эпохи. Мы движемся в этом временном потоке, этот временной поток и есть наша жизнь. То есть время немыслимо без движения. А движение - это тоже жизнь.

Меняется мир, меняются типы обществ, но человек и человеческие ценности все же остаются более или менее неизменными. Все потому что человек непрочно стоит между двумя бесконечностями: прошлым и будущим - он в настоящем. Он не в силах догнать время, убежать от него, как не в силах убежать от самого себя.

Пролетают годы, десятилетия, века. Время все расставляет по своим местам. Переосознание того, что стало историей, помогает жить в настоящем и намечает пунктиры движения в будущее. И от того, как складывались и складываются эпохи, зависит судьба человека и общества в эту или последующую эпоху.

Время и человек...Сложная, неисчерпаемая и вечная тема. Человека всегда будет томить вопрос: возможно ли избежание всеразрушающего действия времени? Ведь во многом человек чувствует присутствие бесконечности, а в особенности - в себе. Человеческая жизнь имеет смысл только в случае, если она не заканчивается физической смертью, а каким-то образом выходит в сферу бесконечного, вечного. Как писал С.Л. Франк: «Отсюда становится понятной нелепость иллюзии, в которой мы пребываем, когда мним, что в нашей внешней деятельности, в работе, протекающей во времени и соучаствующей во временном изменении мира, мы можем осуществить нечто абсолютное, достигнуть осуществления смысла жизни. Смысл жизни - в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало, он требует погружения жизни в это вечное начало» [3, с. 170-171]. Возможно, прав С.Л. Франк, и истинную основу для жизни можно найти лишь за пределами временного мира, в вечной основе этого мира.

Использованные источники:

1. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Самость человека и этапы его самостановления // Экономика и социум. - 2015. - № 1 (14). - С. 186-189. Сайт:

http: //www.iupr.ru

2. Сабекия Р.Б. Самореализация человека в мире / Р.Б. Сабекия. - Уфа: Гилем, 2006. - 141 с.

3. Франк С.Л. О смысле жизни / С.Л. Франк. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 206 с.

Салимова Л.Т., к. э.н.

доцент Буйная Е.В. студент 4го курса КузГТУ, ИЭиУ Россия, г. Кемерово АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: автоматизация деятельности предприятия является довольно актуальной темой в наше время, ведь мы живем в информационном веке, и нам следует как можно больше использовать современные информационные разработки, так как они облегчают наш труд и экономят наше время.

Процессы внедрения системы автоматизированного производства предусматривают ее адаптацию, обучение персонала, ввод исходных массивов данных, опытную эксплуатацию, устранение выявленных недостатков и, наконец, промышленное использование с обязательным послепродажным обслуживанием.

Ключевые слова: автоматизация деятельности, IT - технологии, автоматизация управления, процессы внедрения.

В настоящее время автоматизация деятельности любой организации представляет собой довольно актуальную тему, так как в веке информационных технологий необходимо как можно больше применять современные информационные разработки, потому что они облегчают нашу работу и экономят наше собственное время. Главная цель автоматизации представляет собой разработку и внедрение одной информационной среды, которая обеспечивает оптимизацию учета и управления предприятием и охватывает абсолютно все основные моменты ее деятельности в выбранном рыночном секторе. В то же время, автоматизация деятельности любой организации дает возможность наиболее быстро и эффективно руководить такими процессами, как учет товарооборота, взаимоотношения с поставщиками, персоналом, составление отчетности и так далее, уменьшая общие расходы организации в цепи поставок, увеличивая скорость обращения товаров и так далее. Следовательно, по существу, автоматизированная система представляет собой своего рода «виртуальный мозг» организации и нашего главного, можно сказать, «заместителя».

Основной проблемой автоматизации производства представляется то, что это вообще новейшая функция, которая осуществляется с помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.