РУЛЕВОЕ КОЛЕСО ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Человек должен уметь сказать то, что он хочет, и так, как может
Ирина Леонидовна СОЛОВЬЕВА
к. пед. н., доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ
(119261, РФ, Москва, ул. Панферова, 8/2).
E-mail: [email protected]
Профессор Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается выдающимся отечественным дефектологом и основоположником советской педагогики слепоглухих.
С раннего детства И. А. Соколянский познакомился и «сроднился» с глухонемыми людьми. Его нянькой была глухая девочка-подросток, благодаря которой он научился общаться с другими глухими жителями станицы. Глухонемые дети стали его близкими товарищами. Он разговаривал с ними совершенно свободно, с помощью кратких, но выразительных жестов.
Еще в 1910 году Соколянский выступил с докладом «Об обучении слепоглухих детей» на Всероссийском съезде деятелей по воспитанию и обучению глухонемых в Москве. Во время военных экспедиций в Турцию, Персию и Афганистан Иван Афанасьевич общался с местными глухими жителями. Они служили ему самыми лучшими переводчиками для его слышащих соратников.
Иван Афанасьевич Соколянский был учителем глухих и по образованию, и по призванию. При этом он столкнулся с огромными проблемами в обучении их словесной речи. Для преодоления этих трудностей им было организовано «натаскивание» слепоглухих по новым методикам.
Сегодня опыт И. А. Соколянского крайне актуален и востребован. Профессор изменил традицию обучения глухих и доказал, что совместное образование глухих и слепоглухих детей открывает большие возможности. Этот опыт позволяет использовать современные системы, замещающие естественный язык (методика Е. Л. Гончаровой, Л. В. Пашенцевой и др.), и включать каждого ребенка в совместно-разделенную деятельность со взрослым. В этом случае овладение детьми с сенсорными нарушениями функциональными значениями окружающих предметов является необходимым условием реального познания ими вещественного внешнего мира и служит средством развития познавательной деятельности, в частности формирования сенсорных процессов.
Сенсомоторное воспитание слепого или глухого ребенка, осуществляемое преимущественно в ходе овладения им предметно-практической деятельностью, образует фундамент его умственного развития. В этом случае совместно-разделенная деятельность является пропедевтической базой будущей предметно-практической деятельности.
Взрослый, постоянно применяя жест, упреждает соответствующие предметные действия ребенка, что служит началом его знакомства с жестом. Затем ребенку дают представление о смысловых аналогах жестов -первых коротких словах в дактильной или письменной форме - и таким образом вводят его в словесную коммуникацию со взрослыми. Далее у ребенка в процессе общения и при изучении им языка как предмета последовательно формируется грамматический строй речи, идет усвоение лексики.
66 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / Т. 3 № 99 2024
ДОСТУПНАЯ СРЕДА РУЛЕВОЕ КОЛЕСО
Например: 1. Читай. Вова едет. Вот Вова. Вова едет.
2. Покажи: Вот Вова.
3. Скажи: Кто это? Что делает Вова? Читай.
Птица летит.
Покажи:
Птица летит.
Самолет летит.
Современная ситуация требует создания технологий формирования альтернативных коммуникаций: от карточек РЕ^ к драматизации, потом - к естественным жестам, далее - к русскому жестовому языку. В частности, такая технология необходима людям, находящимся на реабилитации после резекции гортани.
Главное правило альтернативной коммуникации можно сформулировать так: «Человек должен уметь сказать то, что он хочет, так и с той скоростью, с которой он может». Наша задача - создать для обучающихся с ТМНР условия, в которых будет формироваться индивидуальная способность адекватно отвечать на невербальные аспекты межличностного общения.
БИТОВА А. Л., ПЕРЕВЕРЗЕВА М. В., ТЕКОЦКАЯ И. Н. и др. / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ... / 67