Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ю. Н. ХАРАРИ'

ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ю. Н. ХАРАРИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / РЕАЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРЕСС / ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амочкина В. С.

Введение. В статье предпринята попытка анализа взглядов современного философа и историка Ю. Н. Харари на пути развития человечества с учетом влияния технологий на реалии современной жизни. В качестве источников использованы не только изданные произведения Харари, но и материалы ряда его интервью, в совокупности представляющие антропологическую концепцию этого исследователя. Содержание. Ю. Н. Харари проводит глубокое исследование исторических предпосылок различных явлений нынешней реальности и прогностически рассматривает их в философско-антропологическом аспекте. Философ говорит о глобальных проблемах, которые предстоит решить человечеству в ближайшее время, и об изменениях, которые произойдут в сознании и мироощущении самого человека в условиях современной постоянно меняющейся реальности. То, что с древнейших времен было принято считать проблемами человечества, в современных условиях перестало представлять угрозу. Современный человек, по мнению Харари, стоит на пороге внутренних изменений, диктуемых стремительным развитием технологий. В своих произведениях философ описывает возможные вариации сущностных изменений личности и их последствия. Выводы. Стремительно меняющаяся реальность вынуждает каждого человека постоянно приспосабливаться к новым условиям компьютеризированной действительности, влияющей и зачастую управляющей волей личности и процессом принятия решений. Каждый человек, с точки зрения Ю. Н. Харари, должен учитывать возможности современных технологий и их влияние на жизнь отдельно взятой личности для достижения собственных целей и осознания их истинности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAN OF THE FUTURE IN YU. N. HARARI’S ANTHROPOLOGICAL THEORY

Introduction. The article attempts to analyze the views of the modern philosopher and historian Yu. N. Harari on the path of human development, taking into account the influence of technology on the realities of modern life. The sources used are not only Harari's published works, but also the materials of a number of his interviews, collectively representing the anthropological concept of this researcher. Content. Yu. N. Harari conducts a fairly deep analysis of the historical background of various phenomena of current reality and prognostically examines them in a philosophical and anthropolog-ical aspect. The philosopher talks about the global problems that humanity will have to solve in the nearest future and about the changes that will take place in the consciousness and attitude of the person himself in the conditions of the modern constantly changing reality. What has been considered to be the problems of humanity since ancient times has ceased to pose a threat in modern conditions. Modern man, according to Harari, stands on the threshold of internal changes dictated by the rapid development of technology. In his works, the philosopher describes possible variations of essential personality changes and their consequences. Conclusions. The rapidly changing reality forces each person to constantly adapt to the new conditions of computerized reality, influencing and often controlling the will of the individual and the decision-making process. From Harari's point of view, each person must consider the capabilities of modern technology and their impact on the life of each individual person in order to achieve their own goals and realize their truth.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ю. Н. ХАРАРИ»

Статья Article

УДК / UDC 111.12 (569.4)

DOI 10.35231/18186653_2022_1_66

Человек будущего в антропологической концепции Ю. Н. Харари

В. С. Амочкина

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье предпринята попытка анализа взглядов современного философа и историка Ю. Н. Харари на пути развития человечества с учетом влияния технологий на реалии современной жизни. В качестве источников использованы не только изданные произведения Харари, но и материалы ряда его интервью, в совокупности представляющие антропологическую концепцию этого исследователя.

Содержание. Ю. Н. Харари проводит глубокое исследование исторических предпосылок различных явлений нынешней реальности и прогностически рассматривает их в философ-ско-антропологическом аспекте. Философ говорит о глобальных проблемах, которые предстоит решить человечеству в ближайшее время, и об изменениях, которые произойдут в сознании и мироощущении самого человека в условиях современной постоянно меняющейся реальности. То, что с древнейших времен было принято считать проблемами человечества, в современных условиях перестало представлять угрозу. Современный человек, по мнению Ха-рари, стоит на пороге внутренних изменений, диктуемых стремительным развитием технологий. В своих произведениях философ описывает возможные вариации сущностных изменений личности и их последствия.

Выводы. Стремительно меняющаяся реальность вынуждает каждого человека постоянно приспосабливаться к новым условиям компьютеризированной действительности, влияющей и зачастую управляющей волей личности и процессом принятия решений. Каждый человек, с точки зрения Ю. Н. Харари, должен учитывать возможности современных технологий и их влияние на жизнь отдельно взятой личности для достижения собственных целей и осознания их истинности.

Ключевые слова: личность, общество, глобальные проблемы, реальность, компьютерные технологии, прогресс, данные.

Для цитирования: Амочкина В. С. Человек будущего в антропологической концепции Ю. Н. Харари / В. С. Амочкина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - № 1. - С. 66-74. DOI 10.35231/18186653_2022_1_66

© Амочкина В. С., 2022

The man of the future in Yu. N. Harari's anthropological theory

Viktoriya S. Amochkina

Pushkin Leningrad State University, Sankt-Peterburg, Russian Federation

Introduction. The article attempts to analyze the views of the modern philosopher and historian Yu. N. Harari on the path of human development, taking into account the influence of technology on the realities of modern life. The sources used are not only Harari's published works, but also the materials of a number of his interviews, collectively representing the anthropological concept of this researcher.

Content. Yu. N. Harari conducts a fairly deep analysis of the historical background of various phenomena of current reality and prognostically examines them in a philosophical and anthropological aspect. The philosopher talks about the global problems that humanity will have to solve in the nearest future and about the changes that will take place in the consciousness and attitude of the person himself in the conditions of the modern constantly changing reality. What has been considered to be the problems of humanity since ancient times has ceased to pose a threat in modern conditions. Modern man, according to Harari, stands on the threshold of internal changes dictated by the rapid development of technology. In his works, the philosopher describes possible variations of essential personality changes and their consequences.

Conclusions. The rapidly changing reality forces each person to constantly adapt to the new conditions of computerized reality, influencing and often controlling the will of the individual and the decision-making process. From Harari's point of view, each person must consider the capabilities of modern technology and their impact on the life of each individual person in order to achieve their own goals and realize their truth.

Key words: personality, society, global problems, reality, computer technologies, progress,

data.

For citation: Amochkina, V. S. (2022). Chelovek budushchego v antropologicheskoj kontseptsii Yu. N. Harari [The man of the future in Yu. N. Harari's anthropological theory] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 66-74. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_66

Введение

Одним из самых популярных авторов, пишущих на тему человека будущего для широкого круга читателей, в настоящее время стал Юваль Ной Харари. Израильский историк и философ, преподаватель, он является автором нескольких книг, ставших бестселлерами по всему миру. В своей первой книге «Homo Sapiens. Краткая история человечества» (2011; англ. пер. 2014; рус. пер. 2017) автор описывает развитие человека как вида, конкурировавшего с другими и эволюционировавшего в разумное существо лишь за счет небольшой разницы в

ДНК по сравнению с другими человекообразными и прочими животными. Пройдя в своем развитии три революции - когнитивную, сельскохозяйственную и научную - Homo Sapiens стал тем, кем является и по сей день. С точки зрения философа, силой, сплотившей человечество, стало воображение, способность создавать мифы и верить в них. Мифом Харари считает не только архаичные верования, но и современные религии, а также все абстрактные понятия, которые теперь объединяют людей [3]. Веря в их реальность, человечество готово формировать государства, работать, воевать и приносить жертвы. Такими понятиями сейчас являются, в первую очередь, деньги, статусы, компании и бренды. Следующие книги - «Homo Deus. Краткая история будущего» (2015; рус. пер. 2018) и «21 урок для XXI века» (2018; рус. пер. 2020) - рассказывают о проблемах, с которыми сталкивается современное общество, и о том, каким может стать человек через несколько десятилетий.

В статье предпринята попытка проанализировать взгляд философа на дальнейшее развитие человека в условиях стремительно меняющихся реалий технологической действительности, основываясь как на произведениях Ю. Н. Харари, так и на его интервью, опубликованных в зарубежных изданиях.

Содержание исследования

В процессе развития человечество преодолевало различные страхи, но основными из них являлись страх голода, мора и смерти. Харари считает, что в настоящее время человечество их побороло. Проблемы голода и болезней приобрели политический характер. Если в какой-то части земного шара люди голодают либо страдают от тяжелой болезни, то в реалиях современного общества тому виной политика государства и всего мира по отношению к данной стране. Люди уже не винят друг друга за грехи, которые послужили причиной мора, или богов, что наслали голод. Они обвиняют политиков, которые допустили сложившуюся ситуацию. С развитием современной науки страх смерти также отходит на второй план. Автор приводит статистические данные о том, что в войнах в настоящее время гибнет меньше людей, чем от ожирения или сахарного диабета [3, с. 23]. Развитие медицины достигло такого уровня, что становится возможным заменить плохо функционирующий орган на новый либо встроить искусственный имплант. Харари приходит к мысли, что современный человек сам выполняет те функции, которые раньше выполнял бог или боги в его мироздании. Вследствие этого возникает вопрос: чего же теперь опасаться человеку? Глобальные проблемы современности известны каждому: опасность ядерной войны, в которой не будет победителя, климатические изменения, с которыми

68

невозможно справиться отдельно взятому государству, и проблема технологической катастрофы.

Харари весьма подробно анализирует возможные последствия технического прогресса для отдельно взятой личности. В современном мире человек уже не в состоянии обходиться без разнообразных достижений технического прогресса, охватывающих все сферы жизнедеятельности. Он становится зависимым от техники, но в то же время компьютерные технологии получают огромное количество информации о личности при помощи цифрового следа, оставляемого пользователем. Философ говорит о том, что скоро может настать момент, когда компьютер будет знать человека лучше, чем он сам. Информационные технологии обладают способностью накапливать огромное количество разнообразных данных о человеке, о которых зачастую он и сам не подозревает. И если человеческая память несовершенна и не в состоянии хранить абсолютно всю информацию о жизненных событиях, принятых решениях, эмоциональных и психологических переживаниях, то цифровой носитель в состоянии сохранить её о каждом из нас. Более того, компьютер может, проанализировав полученные данные, предоставить наиболее подходящие человеку варианты решений поставленных перед ним задач. Начиная с поисковых запросов в интернет-браузерах и предлагаемых товаров на различных сайтах, цифровая реальность подстраивается под запросы каждой конкретной личности [2]. Но в дальнейшем эта же компьютеризированная реальность сможет управлять самим процессом выбора, обладая абсолютно всей информацией о личности и выучив алгоритмы принятия ею решений. Данные и внимание становятся главной валютой будущего. Корпорации и государства стремятся получить как можно больше данных о человеке для лучшей манипуляции, а захват внимания человека заставляет его принять нужное корпорации решение, исключая тем самым возможность реального сугубо личного выбора.

Поддержание здоровья в современном мире также невозможно без технологий: различные датчики считывают показатели состояния человеческого организма и способствуют излечению и даже прогнозированию различных заболеваний. Но если прогностически проанализировать данный процесс, как сделал Харари, можно прийти не только к положительным выводам о том, что в скором времени компьютерные технологии будут в состоянии предотвратить любую болезнь, имея все данные о жизнедеятельности человеческого организма за всю его жизнь. Другой стороной медали может оказаться тот факт, что, анализируя биологические процессы, подчиненные в определенной степени эмоциям

и разуму личности, компьютер будет определять эмоциональный отклик организма даже тогда, когда сама личность хотела бы его скрыть. С точки зрения самопознания, эта информация может быть полезной, но только при условии, что она останется строго конфиденциальной, а в современной реальности распространение данных против воли их обладателя либо для осуществления контроля государством или корпорацией - явление достаточно частое.

Будущее общества видится Харари контролируемым техникой. До недавнего времени человек был убежден в свободе своего выбора, контроле разума над собственными поступками, но с развитием науки становится ясно, что любое решение обусловлено мозговыми импульсами сугубо биологического характера, которые теперь могут считываться и контролироваться компьютером. Таким образом, рассуждать о свободе выбора либо свободе воли не представляется возможным; по мнению философа, свобода личности в современном мире - это миф.

Говоря о дальнейшем развитии общества в целом, философ прогнозирует самое сильное классовое разделение, обусловленное неравенством приспособленческих качеств. Сравнительно небольшой класс людей окажется в состоянии, в том числе и материальном, адаптироваться к новой компьютеризированной и постоянно изменяющейся реальности путем усовершенствования собственных организмов.

Эволюция человека как биологического вида происходила достаточно медленно. Уровень современной науки позволяет выявить и излечить большинство болезней. Поэтому не лишено основания предположение, что в ближайшем будущем станет возможным не только лечить, но и с помощью компьютерных технологий и приспособлений, обладая информацией о жизнедеятельности человеческого организма практически с момента зачатия, купировать заболевания на самых ранних этапах развития. Харари, основываясь на опыте предыдущих научных достижений, в частности пластической хирургии, предполагает, что излечение является лишь первой ступенью в развитии какой-либо отрасли медицины [6]. Человеку сложно остановиться на достигнутом, и если технология позволяет не только излечивать, но и совершенствовать, например, тело, а в дальнейшем, возможно, функционирование органов, то этот процесс обязательно получит свое развитие вне зависимости от критики со стороны принятых нравственных установлений. Таким образом, человек как представитель вида сможет продолжить свое развитие путем внедрения неорганических компонентов, то есть как некий надбиологический вид [5].

Безусловно, модификации организма изначально станут прерогативой элиты. Класс же людей, которые будут не в состоянии позволить себе различные модификации и идти в ногу со временем, станет «ненужным» [6]. Огромное количество профессий перестанет существовать из-за развития технологий. Оглядываясь на предыдущий опыт классового разделения человечества, Харари видит существенное отличие современной эпохи от предшествующих в том, что прежде люди представляли ценность в экономическом плане. Теперь, с заменой человека машиной, они не смогут влиять на развитие экономики и политические решения при помощи отказа от работы, бойкота или стачки. С исчезновением трудовых обязательств исчезнет и рычаг давления на решения правящих кругов.

Социальное разделение и быстрая смена требований к деятельности человека, обусловленные компьютеризацией и техническим прогрессом, вынуждают менять сферу трудовой деятельности и, возможно, не единожды, что подразумевает непрерывный процесс обучения, получения новых знаний и опыта. Уже на современном этапе научно-технического прогресса субъекту трудовой и профессиональной деятельности приходится постоянно совершенствовать свои навыки и получать новые знания, чтобы идти в ногу со временем и оставаться компетентным и востребованным. В дальнейшем, с исчезновением некоторых профессий человеку придется не просто совершенствовать свои навыки, но и получать новые для освоения востребованных видов деятельности.

Как же личности не потерять себя в стремительно развивающемся высокотехнологичном мире, где компьютер, накопив достаточно данных о нем, знает человека лучше, чем он сам? Как адаптироваться и не потерять смысла своего существования? Харари предлагает способ сохранения своей личности путем самопознания. Человеку необходимо научиться понимать себя лучше, чем машина, осознавать процесс управления собственным сознанием и выбором во избежание возможности манипулирования им извне. Личность должна любым доступным ей способом стараться сохранить свою индивидуальность и независимость от техники и высоких технологий.

Практики самопознания известны человечеству с древних времен. Cам Ха-рари является приверженцем одного из медитативных течений буддизма. Он стремится минимизировать использование техники, пытающейся завладеть самым ценным ресурсом в жизни современного человека - вниманием: не пользуется смартфоном, на определенный период в году прекращает все коммуникации с миром, оставаясь наедине с собой.

Выводы

С точки зрения современного философа, стремительное развитие компьютерных технологий может нести не только пользу, но и стать опасным орудием усреднения и контроля над личностью. При несоблюдении этических норм человек может эволюционировать в совершенно новое, не просто биологическое, а биотехническое существо, находящееся под контролем искусственного интеллекта. Получаемые от индивида данные могут не только использоваться во благо человечества, но и угрожать его существованию. Разделение социума и возникновение «ненужного» класса людей может привести к непредсказуемым процессам.

Харари призывает задуматься о возможных перспективах научно-технического прогресса и использовать все его достижения с умом и заботой о планете и самом человеке. Каждой личности следует осознанно подходить к принятию решений и учитывать все последствия собственного выбора. По мнению Харари, путь к дальнейшему развитию общества должен основывается не на дальнейшем совершенствовании технологий, а на стремлении человека постичь свое «Я» [1, с. 375]. Ответом на новые вопросы существования и независимости личности остаются все те же древние истины, открывающиеся человеку в акте его личного постижения своей сущности.

Список литературы

1. Харари Ю. Н. 21 урок для XXI века / пер. с иврита Ю. Гольдберг. - М.: Синдбад, 2019. -

416 с.

2. Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего / пер. с англ. А. Андреева. - М.: Синдбад, 2018. - 496 с.

3. Харари Ю. Н. Sapiens. Краткая история человечества / пер. с англ. Л. Сумм. - М.: Синдбад, 2016. - 622 с.

4. Flood A. Yuval Noah Harari's new book to cover global warming, God and nationalism // The Guardian. 06.10.2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/books/2017/oct/06/sapiens-author-harari-new-book-to-cover-global-warming-god-and-nationalism (дата обращения: 25 декабря 2021).

5. Fox K. A new chapter of the evolution of Yuval Noah Harari's Sapiens // The Guardian. 08.11.2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/culture/2020/nov/08/a-new-chapter-in-the-evolution-of-yuval-noah-harari-sapiens-interview-graphic (дата обращения: 27 декабря 2021).

6. Freytas-Tamura K. What's next for humanity: Automation, new morality and a 'Global useless class' // New York Times. March. 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/2018/03/19/world/europe/yuval-noah-harari-future-tech.html (дата обращения: 05 января 2022).

7. Harari N. Yu. Yuval Noah Harari on big data, Google and the end of free will // Financial times. 26.08.2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ft.com/content/50bb4830-6a4c-11e6-ae5b-

a7cc5dd5a28c?siteedition=intl&ftcamp=social0/o2Ffree_to_read0/o2Fedito-rial&segid=0100320#axzz4IRQiZBqY (дата обращения: 05 января 2022).

8. Hutson M. In a robot showdown, humanity may happily surrender // The Washington post.

09.03.2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/in-a-robot-showdown-humanity-may-happily-surrender/2017/03/09/b03dea32-f3cd-11e6-b9c9-e83fce42fb61_story.html?utm_term=.d01c54f888fc (дата обращения: 05 января 2022).

9. Kaufman D. Watch out workers, algorithms are coming to replace you // New York Times. Oct. 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/2018/10/18/business/q-and-a-yuval-harari.html (дата обращения: 10 января 2022).

10. Spenser B. Yuval Noah Harari on that the year 2050 has in store for humankind // Wired.

12.08.2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wired.co.uk/article/yuval-noah-harari-extract-21-lessons-for-the-21st-century (дата обращения: 10 января: 2022).

References

1. Harari, Yu. N. (2019). 21 lessons for the 21st century. Moskva: Sinbad. 416 p. (in Russian).

2. Harari, Yu. N. (2018). Homo Deus. A Brief History of the Future. Moskva: Sinbad. 496 p. (in Russian).

3. Harari, Yu. N. (2016). Sapiens. Brief history of mankind. Moskva: Sinbad, 622 p. (in Russian).

4. Flood, A. (2017). Yuval Noah Harari's new book to cover global warming, God and nationalism The Guardian. 06.10. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguard-ian.com/books/2017/oct/06/sapiens-author-harari-new-book-to-cover-global-warming-god-and-nationalism (дата обращения: 25 декабря 2021).

5. Fox, K. (2020). A new chapter of the evolution of Yuval Noah Harari's Sapiens. The Guardian. 11.08. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/culture/2020/nov/08/a-new-chapter-in-the-evolution-of-yuval-noah-harari-sapiens-interview-graphic (дата обращения: 27 декабря 2021).

6. Freytas-Tamura, K. (2018). What's next for humanity: Automation, new morality and a 'Global useless class'. New York Times. March. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ny-times.com/2018/03/19/world/europe/yuval-noah-harari-future-tech.html (дата обращения: 05 января 2022).

7. Harari, N. Yu. (2016). Yuval Noah Harari on big data, Google and the end of free will. Financial times. 26.08. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ft.com/content/50bb4830-6a4c-11e6-ae5b-

a7cc5dd5a28c?siteedition=intl&ftcamp=social%2Ffree_to_read%2Fedito-rial&segid=0100320#axzz4IRQiZBqY (дата обращения: 05 января 2022).

8. Hutson, M. (2017). In a robot showdown, humanity may happily surrender. The Washington post. 09.03. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/in-a-robot-showdown-humanity-may-happily-surrender/2017/03/09/b03dea32-f3cd-11e6-b9c9-e83fce42fb61_story.html?utm_term=.d01c54f888fc (дата обращения: 05 января 2022).

9. Kaufman, D. (2018). Watch out workers, algorithms are coming to replace you. New York Times. Oct. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/2018/10/18/business/q-and-a-yuval-harari.html (дата обращения: 10 января 2022).

10. Spenser, B. (2018). Yuval Noah Harari on that the year 2050 has in store for humankind. Wired. 12.08. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wired.co.uk/article/yuval-noah-harari-extract-21-lessons-for-the-21st-century (дата обращения: 10 января 2022).

Об авторе

Амочкина Виктория Сергеевна, исследователь, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-62360448, e-mail: victoria.amochkina@gmail.com

About the author

Victoria S. Amochkina, researcher, Pushkin Leningrad State University, Sankt-Peterburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-6236-0448, e-mail: victoria.amochkina@gmail.com

Поступила в редакцию: 18.01.2022 Received: 18 January 2022

Принята к публикации: 07.02.2022 Accepted: 07 February 2022

Опубликована: 10.03.2022 Published: 10 March 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.