«ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОФЕССИИ»: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОДА
«THE HUMAN DIMENSION OF THE PROFESSION»: LAW ENFORCEMENT IN THE CONTEXT OF RUSSIAN CULTURAL-HISTORICAL CODE
УДК 34.096
М.Г. ЧЕСОВСКАЯ,
кандидат исторических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
M.G. CHESOVSKAYA,
candidate of historical sciences,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
С.А. КОЛЕСНИКОВ,
доктор филологических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина) [email protected]
S^. KOLESNIKOV,
doctor of philological sciences,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Основными параметрами, которые определяют характер взаимодействия полиции и общественных структур, являются способность полиции своевременно и качественно адаптироваться к общественной ситуации, активизация социально-инновационного ресурса, овладение полицейским профессиональным сообществом социально-управленческим инструментарием, прогнозирование и разработка основных стратегических направлений, определяющих оптимальный характер взаимовлияния полицейского ведомства и социума. В основании общественной деятельности полиции лежит социально-культурный код, который определяется такими характеристиками, как самоорганизация, открытость и универсальность.
Ключевые слова: полиция и социум, гражданское общество, культурно-исторический код, общественное правосознание, социальная миссия полиции.
Abstract: in article problems of interaction of law enforcement bodies and civil society. The main parameters that determine the nature of the interaction between police and public structures are the ability of the police to promptly and efficiently adapt to social situations, the activation of the innovation resource, the mastery of the police professional community social-management tools, forecasting and development of major strategic directions that define the optimal nature of interaction of police and society. At the base of public policing is a socio-cultural code, which is determined by characteristics such as self-organization, openness and universality.
Keywords: police and society, civil society, cultural and historical code, public awareness, social the mission of the police._
В рамках провозглашенного сегодня государственного курса на совершенствование правовых основ и демократических процедур современного общества и создание максимально эффективного государственно-политического устройства России несомненную и актуальную значимость начинают приобретать вопросы формирования действенного, результативного и отвечающего самым насущным требованиям современности полицейского профессионального сообщества.
Параметры, которым должен в настоящее время отвечать институт полиции, в первую очередь включают способность полицейских своевременно и качественно адаптироваться к динамично меняющейся общественной ситуации, способность к активизации инновационно-социального ресурса, который смог бы придать мощный импульс развитию взаимоотношений полиции и общества, а также эффективному владению полицейским профессиональным сообществом социально-управленческим инструментарием, позволяющим оптимально использовать механизмы регулировки социальных процессов, тесно связанных с различными функциональными аспектами развития правоохранительных структур.
В контексте этих параметров необходимо отметить такое направление профессиональной деятельности полиции, как прогнозирование и разработка основных стратегических направлений, определяющих оптимальный характер взаимовлияния полицейского ведомства и социума. При этом необходимо учитывать, что данные взаимоотношения могут продуктивно и результативно складываться только при учете всей сложности культурной традиции, которая определяется российским культурно-историческим кодом. Решение глобальных социально-правовых задач, которые ставит государство перед полицией, невозможно без выяснения и понимания особенностей культурного развития России, без внимательного и вдумчивого отношения к специфике культурного наследия нашей страны. Только в этом случае можно говорить о четкой постановке социально ориентированных целей в профессиональной деятельности всей структуры органов внутренних дел и определению путей в достижении таких целей.
Превращение полиции в эффективный общественный институт, способный оказывать действенное влияние на конфигурацию всего социума, становится актуальной задачей современности. Современная Россия нуждается в построении высокопрофессионального правоохранительного ведомства, активно включенного в социальные процессы, определяющие основные направления развития общества. Перед самим
профессиональным полицейским сообществом также возникает задача определения своего места и своей роли в той культурно-социальной картине, которая определяет современный социальный ландшафт нашей страны. Разработка методологии активного включения полиции в социальное строительство современной России становится серьезным вызовом, обращенным к интеллектуальным, этическим и профессиональным ресурсам правоохранительного ведомства. Расширение этих ресурсов, ориентирование всего образовательно-воспитательного потенциала системы органов внутренних дел, и в первую очередь системы вузов МВД, выступает в качестве животрепещущего требования, ведь от своевременного и качественного выполнения этого требования во многом зависит как перспектива развития российской полицейской системы, так и будущее страны в целом.
Формирование оптимального функционала правоохранительной структуры во всей ее много-аспектности не может происходить без осознания глубинной природы социального строительства, определяемого историко-культурным кодом развития конкретного государственного устройства. От результативного изучения характера, содержания, смысла социальной институализации и приложения этих знаний к реальной практике профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел зависят стратегические перспективы создания высокоэффективной модели управления социальными процессами как внутри самой правоохранительной системы, так и в глобально-государственном масштабе. Действенный механизм функционирования этой модели может быть выработан с учетом многовекового историко-культурного опыта взаимоотношений правоохранительной системы и социума, опыта, подтверждающего неразрывную интегрирован-ность правоохранительных структур в российское общество. Именно эта «созвучность» право-охранительства практически всем изменениям российского общества на протяжении столетий, совпадение по социальной амплитуде российских правоохранительных силовых структур и российского социума позволяет говорить о возможности, даже необходимости, выстраивания отношений между обществом и полицией на основе историко-культурного кода, во многом определяющего профессионализм правоохранителей и потенциальную готовность гражданского общества к взаимодействию с правоохранительной системой.
Правоохранительную систему России невозможно представить в отрыве от общецивилизаци-онных тенденций развития. Необходимо подчеркнуть: попытки представить диахронию развития
и синхронию функционала российских правоохранительных органов вне историко-культурного контекста становления России не могут привести к эффективным результатам. Понять специфику социального звучания полиции в социальном регистре нельзя без привлечения социально-гуманитарных методик, позволяющих определить удельный вес правоохранительных органов в социальной структуре страны. В последнее время в российской социальной гуманитаристике наметилось изменение в понимании роли и предназначения правоохранительных органов в динамике и структуре общественных процессов.
Прежде всего хотелось бы отметить появление целого научного направления, представленного в работах известного российского социолога А.Ф. Филиппова [1; 2; 3; 4]. В его разнообразных по форме и жанрам работах «осуществлена социально-теоретическая реконструкция той управленческой задачи, что ставили перед собой государства Нового времени, в которых полицией называлось управление социальной жизнью как таковое, включая целенаправленное воздействие на нее правительства и реализацию властных представлений о «добром порядке» [5, с. 11]. Именно концепция правопорядка как глобального культурно-исторического явления, необходимость повышения уровня правосознания на всех уровнях российского социума выводит идею о социальном предназначении полиции на авансцену общественно значимой проблематики.
Сегодня уже можно говорить, что современная российская гуманитаристика сфокусировала в значительной степени свое внимание на проблеме социального влияния полиции, ее социального авторитета, однако также приходится констатировать, что разработка данной проблемы находится еще только на начальной стадии. Ограниченное понимание полиции как исключительно государственного органа принуждения, призванного только обеспечивать охрану порядка и расследование преступлений, в настоящее время уже не соответствует тому реальному социально-культурному и историко-идейному значению, которое приобретает современная российская полиция. При этом необходимо отметить, что именно полиция занимает самое высокое место по степени интегрированности с социумом по сравнению со всеми другими государственными силовыми структурами. Подобная тесная связь с обществом, знание изнутри самых важных социальных проблем в значительной степени расширяют социально-преобразующий потенциал полиции и позволяют максимально эффективно реагировать на потребности и запросы различных социальных слоев, обеспечивая защиту интересов и прав граждан.
Однако успешность правоохранительной деятельности невозможно обеспечить без детального и вдумчивого осмысления фундаментальных оснований социального устройства, базирующихся на основополагающих принципах историко-культурного кода конкретного общества. Для того чтобы полиция оказалась продуктивно включенной в структуру общественных отношений, необходимо четко представлять условия глобально-цивилизационного развития России, те историко-культурные этапы, которые прошли российская государственность и гражданское общество в процессе взаимной интеграции как в национальном, так и в общемировом формате. Именно в этом аспекте особое звучание приобретает понятие историко-культурного кода, определяющего специфику развития цивилизации в целом и правоохранительных структур в частности. Рассмотрение особенностей, составляющих частей и концептуальных тенденций культурно-исторического кода применительно к правоохранительным органам сегодня становится одной из актуальных задач, призванных определить перспективы развития полиции в Российской Федерации.
Для понимания специфики культурно-исторических доминант, определяющих социальный ресурс полиции, необходимо обратиться к общетеоретическим положениям, фиксирующим современный научный взгляд на проблему изученности такого сложного феномена, как культурно-исторический код. Культурно-исторический код, интегрирующий ведущие социальные ценности нации, является тем непременным условием, которое обеспечивает целостность и единство общества на любом историческом отрезке. И эффективная роль, которую способна сыграть полиция в сплоченности и солидаризации общества, в максимально полной мере может быть раскрыта только при серьезном, научно обоснованном подходе к изучению историко-культурного кода, определяющего своеобразие развития органов правопорядка, в выявлении самого историко-культурного кода российской полиции.
Современные научные исследования [6] в области изучения проблемы историко-культурного кода отмечают, что важнейшими составляющими элементами такого кода является комплекс образов-архетипов, определяющих ту или иную форму мировосприятия и миропреобразования. Выяснение и изучение культурно-исторических архетипов, определяющих особенность правоохранительного сознания в истории российской полиции, позволяет продемонстрировать и представить в качестве научных объектов те позиции, которые могут способствовать совершенствованию процесса социализации полиции.
Ведущими признаками культурно-исторической матрицы (кода) могут считаться самоорганизация, открытость и универсальность [7]. Именно эти признаки определяют наличие и потенциальную значимость любого культурно-исторического кода. Если соотнести данные признаки с социальной и культурно-исторической ролью полиции в современной общественной структуре, то можно с уверенностью констатировать, что правоохранительная система обладает всеми параметрами культурного кодирования, определяющими правоохранительные органы как четко сформированную социальную структуру, обладающую значительным социопреоб-разующим потенциалом.
Во-первых, правоохранительные органы как сложная система обладают достаточно эффективной способностью к самоорганизации, т.е. осуществлению «процесса упорядочения элементов за счёт внутренних факторов» [8, с. 83]. Именно способность к эффективной самоорганизации позволяла правоохранительным органам, при всем разнообразии внешних историко-культурных условий, сохранять себя как один из важнейших институтов, обеспечивающих государственную и социальную стабильность.
Во-вторых, структура правопорядка выступает в качестве достаточно открытой системы, основанной на максимально допустимом взаимодействии с социумом, оправданной прозрачности действий правоохранительных органов, доступности для общественной дискуссии, что позволяет осуществлять процесс совершенствования правоохранительной системы в направлении гармонизации отношений с внешними системами. Именно объективно обоснованная открытость правоохранительной структуры предоставляет возможности для обеспечения устойчивого развития системных отношений «правоохранительные органы - социальные структуры».
И, наконец, в-третьих, - универсальность как форма существования правоохранительных органов. Правопорядок как универсальная категория является определяющим практически для всех социальных структур, позиционирующих себя как позитивные, законопослушные гражданские сообщества. Воплощение правопорядка как универсального принципа в жизнь, в реальность становится главной задачей органов внутренних дел. Эта непростая задача определяет сам характер универсальности правоохранительной системы:через универсализм правопорядка реализуется принцип универсальности органов правопорядка.
Таким образом, можно резюмировать, что структура правоохранительных органов обладает всеми ведущими признаками наличия своеобразного
культурно-исторического кода, изучение и расшифровка которого должна стать важнейшей целью в подготовке профессионалов-полицейских.
Специфика культурно-исторического кода, определяющего характер структурирования, перспективы развития и пути совершенствования потенциальной базы полиции, выявляется при рассмотрении профессионального функционала, осуществляемого органами правопорядка.
Реализация культурно-исторического и профессионального призвания полиции происходит в двух основных направлениях - праксеологиче-ски-социальном и регулятивно-личностном.
Праксеологически-социальный вектор профессионального функционала органов правопорядка представляет собой направление, в ходе которого полицейские структуры реализуют свою деятельность в качестве особого социального института, выполняющего функцию создания, сохранения и распространения такой важнейшей общественно-культурной ценности, как правопорядок. Обеспечение правопорядка в праксеологическом аспекте позволяет увидеть в культурно-историческом коде полиции то социальное предназначение, которое выводит органы внутренних дел на одно из самых значимых положений в структуре социума. Правопорядок как «состояние фактической регулировки социальных связей, выражающихся в качественном обеспечении законности» [9, с. 116], становится главной ценностью профессионально-праксео-логического функционала полиции, работающего на глобально социальном уровне.
Второе, не менее важное, направление в профессиональной деятельности полиции - ре-гулятивно-личностный вектор. Если праксеоло-гический аспект включает в себя масштабную социальную институализацию полиции, то регуля-тивно-личностный аспект придает деятельности правоохранительных органов индивидуальный характер. Именно детальное, личностное погружение каждого полицейского в реальность событий, происходящих «здесь и сейчас», позволяет говорить об особом функционале полиции, направленном на регулировку межличностных отношений. Личностный характер работы полицейского, включенность полицейского-профессионала в конкретику действительности определяет его профессиональную функцию как направленную на конкретного человека, как построение на личностном уровне такой аксиологической системы, в основании которой лежат ценности правопорядка и правосознания.
Таким образом, культурно-исторический и профессиональный код полицейской деятельности складывается из двух сложных по своему составу элементов: масштабно-социального, ориенти-
рованного на совершенствование функционала глобальных общественных институтов, и личностного, осуществляющего индивидуальную, «ювелирную», регулировку межличностных отношений в соответствии с требованиями правопорядка.
Из сложности и значимости указанных концептуальных направлений складываются ведущие практико-профессиональные направления (уровни) в деятельности каждого полицейского. Можно утверждать, что реализация профессионального призвания полицейской службы осуществляется каждым полицейским на индивидуальном, профессиональном и универсальном уровнях. Личная ответственность, ощущение принадлежности к профессиональному полицейскому сообществу и верности тем ценностям, которое это сообщество культивирует, а также чувство причастности своей конкретной деятельности к универсально-глобальной миссии, которую выполняет вся масштабная система органов внутренних дел, способны обеспечить подлинно профессиональный подход к исполнению полицейских обязанностей, позволяют раскрыть в максимальной степени профессиональный потенциал каждого сотрудника полиции.
В синтезе этих непростых задач раскрывается глубинный смысл предназначения органов правопорядка. Эффективная деятельность современной полиции возможна только при органичном соединении профессиональных и духовно-нравственных идеалов, складывающихся на протяжении всей многовековой истории нашего государства. Знаковые императивы солидарности и коллективного выполнения масштабных культурно-исторических задач, которые доминировали на каждом этапе грандиозных исторических достижений России, становятся реальными только при условии осознания важности правопорядка во всех социальных сферах. Донести эту идею главенства правопорядка до самых разных страт российского социума, сформулировать ее в качестве своеобразной «национальной идеи» - это как раз и может стать одной из граней реализации профессионально-социального призвания полиции. Достоинство, справедливость, солидарность и державность - вот те доминанты, которые всегда определяли профессионально-исторический код органов правопорядка в России, и возращение к этим ценностям призвано способствовать укреплению правопорядка в нашей стране.
Литература
1. Филиппов А.Ф. Несколько тезисов о действии, порядке и полицейском государстве // Сократ. 2011. № 3. С. 6-11.
2. Филиппов А.Ф. Новое рождение политического из деполитизированного: кризис полицейского управления и множественные солидарности // Развитие и экономика. 2012. № 3. С. 246-263.
3. Филиппов А.Ф. Полицейское государство и всеобщее благо: к истории одной идеологии. Статья первая // Отечественные записки. 2012. № 47 (2). С. 328-340.
4. Филиппов А.Ф. К исторической ситуации полиции в России // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 41-42.
5. Кильдюшов О.В. Полиция как наука и политика: о рождении современного порядка из философии и полицейской практики. // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 9-40.
6. Нарочницкая Н.А. Русский код развития. - М.: Книжный мир, 2013. 352 с.
7. Матрица русской культуры: миф? Двигатель модернизации? Барьер? / Сборник научных трудов. - М.: ОАО «ИПО Лев Толстой», 2012. 217 с.
8. Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. — М.: Наука, 1985. 328 с.
9. Сауляк О.П. Правопорядок: контуры новых подходов к исследованию: монография. - М.: Социально-политическая мысль, 2009. 252 с.
= References =
1. Filippov A.F. Few points about the action order and a police state // Socrates. 2011. №. 3. Р. 6-11.
2. Filippov A.F. The New birth of political depoliticized: the crisis of the police Department and multiple solidarity // Development and Economics. 2012. № 3. Р. 246-263.
3. Filippov A.F. А Police state and the common good: the history of one ideology. Article the first // Otechestvennye Zapiski. 2012. № 47 (2). P. 328-340.
4. Filippov A.F. Оп the historical situation of police in Russia // Sociological review. 2013. Vol. 12. № 2. P. 41-42.
5. Kildyushov O.V. Police as science and politics: the birth of the modern order of police philosophy and practice. // Sociological review. 2013. Vol. 12. № 3. P. 9-40.
6. Narochnitskaya N.A. Russian code development. - M.: World Book, 2013. 352 р.
7. The matrix of Russian culture: myth? The engine of modernization? The barrier? / Collection of scientific works. - M.: JSC «SPF Leo Tols^», 2012. 217 p.
8. Prigozhin I. From existing to emerging: time and complexity in the physical Sciences. — M.: Nauka, 1985. 328 p.
9. Saulyak O.P. The Law: contours of new approaches to research: monograph. - M.: Socio-political thought, 2009. 252 р.
(статья сдана в редакцию 14.04.2016)