ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
О. И. Бекетов*, В. И. Сургутсков**
Полицейское право России: прошлое, настоящее и будущее
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы современного понимания и роли полицейского права как подотрасли российского административного права. Принятие в рамках реформы МВД России закона о полиции ускорило обновление российского полицейского законодательства, которое к настоящему времени включает в себя сотни законодательных актов. Отмечается, что процесс освобождения полиции (милиции) в нашей стране от несвойственных ей функций завершился в 30-гг. прошлого столетия, а становление полицейского права пришлось на вторую половину ХХ века. Сделан вывод о том, что в настоящее время сложились необходимые предпосылки и делаются первые шаги в исследовании проблемы становления и развития полицейского права, его предмета, метода, системы, источников, места в правовой системе России. Отмечено расширение и уточнение полицейских и контрольно-надзорных полномочий, связанных с принуждением или понуждением к определенным действиям. Дана критическая оценка преобладающему в научном сообществе крайне консервативному толкованию объективно происходящих процессов по реформированию полиции.
Ключевые слова: закон о полиции, полицейское законодательство, полицейское право, безопасность, функции полиции, полномочия полиции, полицейский надзор, понуждение и принуждение, общественный контроль, принципы полицейской деятельности.
001: 10.17803/1994-1471.2016.69.8.059-067
Введение Российской Федерации Федерального закона
7 февраля 2016 г. исполнилось пять лет, «О полиции»1 (далее — Закон о полиции, Закон). прошедших со дня подписания Президентом Срок небольшой, но достаточный для предва-
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
© Бекетов О. И., Сургутсков В. И., 2016
* Бекетов Олег Иванович, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации [email protected] 644092, г. Омск, проспект Комарова, 7
** Сургутсков Вадим Игоревич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России [email protected] 644092, г. Омск, проспект Комарова, 7
рительного подведения определенных итогов, промежуточной оценки того, насколько достигнуты цели, поставленные перед его принятием. Прежде всего вспомним, что Закон о полиции принят в рамках реформы МВД России, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел РФ»2. Главная задача преобразований — вывести систему МВД России на качественно новый уровень развития. Полиция функционально и организационно должна обеспечивать удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективно противодействовать преступности, обеспечивать правопорядок на улицах и в других общественных местах3 .
К настоящему времени приняты сотни законодательных актов, регулирующих полицейскую деятельность. Многие из них по нескольку раз существенно или полностью обновлялись. Это касается в том числе и базовых законов, таких как закон о полиции, закон о службе в органах внутренних дел. В результате создана обширная законодательная основа полицейской деятельности, которая обладает определенным внутренним единством, а закрепляемые ею место и роль, задачи, полномочия, организационная структура полицейских организаций в механизме государства и в жизни российского общества в целом весьма и весьма специфичны.
Постановка проблемы
Односторонний подход к пониманию полицейского права как инструмента тоталитарного
строя на долгие годы обусловил исключительно негативное к нему отношение. Ю. Е. Аврутин справедливо отмечает, что в России исторически сформировалось предубеждение против сотрудничества полиции и населения, отсутствие доверия граждан к сотрудникам полиции4 .
За последние два десятилетия наметился процесс реабилитации полицейского права и его рассмотрения в качестве института, подотрасли или даже отрасли новейшего административного права5. В настоящее время в юридической литературе много внимания уделяется предмету полицейского права и его методу, принципам и целям, системе правовых норм, регулирующих полицейские отношения, а также системе его субъектов6 .
К сожалению, это не замечается не только широкими кругами общественности, в том числе и юридической, но и известными специалистами в области административного права, сознательно или непроизвольно игнорирующими значение произошедших изменений в правоохранительной (полицейской) системе в постсоветский период и особенно за последние несколько лет, после принятия Закона о полиции и других важных нормативных правовых актов.
В частности, доктор юридических наук Сергей Михайлович Зырянов пишет о том, что «возрождение полицейского права в любых его проявлениях соответствует наблюдаемым в нашей стране в последние годы негативным тенденциям превращения в полицейское государство...»7. Мы бы сказали по-другому: очевидно, что в двадцать первом веке полицейское право (сегодня смысловой акцент следует делать на
2 Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газета. 2010. 19 февр. ; СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1616.
3 Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин [и др.]. М., 2011. С. 3.
4 Аврутин Ю. Е. "Полицейское присутствие" в обществе и законодательстве: мифы и реальность // Полиция — новый институт современной государственной правоохранительной системы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (15—16 сентября 2011 г.). Омск, 2012. С. 16.
5 Соловей Ю. П. Полицейское право как отрасль административного права // Государство и право. 1999. № 5. С. 84—85.
6 См., напр.: Бельский К. С. Полицейское право: курс лекций. М., 2004. 814 с. ; Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории. СПб., 2001. 188 с. ; Никитин А. И. Полицейское право: принципы и цели // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 1. С. 194—200 ; СоловейЮ. П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. 2005. № 1. С. 6—11.
7 Зырянов С. М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 54.
втором слове, а не на первом) занимает свое (в какой-то мере достаточно скромное, но все же собственное) место в системе российского права и вместе с другими его отраслями противостоит полицейскому государству.
Обсуждение
О полицейском праве в ретроспективе
Как известно, административное право — это сравнительно молодая правовая отрасль, учебная дисциплина и наука, несмотря на то, что система государственного управления, как это ни парадоксально, имеет тысячелетнюю историю. Возникнув в XVI веке в Европе под названием «камералистика», учение о государственном управлении в течение последующих трех веков переживает свое развитие, трансформируясь сначала в полицейское (государственное) право, а в дальнейшем по мере сужения полицейской функции до рамок сугубо правоохранительной деятельности в право административное. «В эпоху конституционализма (конституционного государства или конституционных форм правления), — отмечает Ю. Н. Старилов, — сущность полиции определялась в собственном, "материальном" смысле как функция публичного управления по защите общественной безопасности и порядка и ликвидации возникающих опасных ситуаций. Это понимание осталось практически неизменным до настоящего времени»8. Важно отметить, что с появлением административного права полицейское право не исчезло. Вслед за сужением функций полиции оно сузило предмет своего регулирования и продолжает до сих пор успешно функционировать там, где первоначально и появилось — в государствах Западной Европы.
В России процесс становления административного права происходит на протяжении всего XIX века и приобретает современные черты уже после 1917 г.
В Российской империи правовое регулирование полицейской деятельности в основном осуществлялось посредством секретных цир-
куляров и инструкций Департамента полиции МВД. Поэтому в дореволюционных трудах многих известных российских ученых-адми-нистративистов, и тем более в советский период, и даже в современных научных работах по административному праву9 полицейское право рассматривается как неотъемлемый атрибут полицейского государства, развивающегося в условиях абсолютизма и распространяющего опеку на все сферы жизни общества путем произвольного усмотрения и ничем не ограниченного принуждения ради всеобщего блага.
Профессор Ю. Н. Старилов в одной из своих работ называет точную дату, когда произошло значительное сужение функций полиции в Европе. Он пишет «об известном "кройцберг-ре-шении" (Kreuzberg-Urteil) прусского высшего административного суда от 14 июня 1882 г., который окончательно установил, что главной задачей полиции должна стать защита общества от опасностей, обеспечение общественной безопасности и порядка... В "кройцберг-ре-шении" административного суда объявляется недействительным и незаконным изданное полицейское распоряжение, которое ограничивало высоту новой застройки земельных участков, чтобы не препятствовать обзору исторического военного памятника Победы, сооруженного в Берлине на возвышенности Кройцберг. Высший административный суд Пруссии усмотрел в запрете на строительство действие, на совершение которого полиция не имела компетенции. Суд ограничил задачи полиции защитой безопасности и порядка. С этого времени государственно-полицейское понимание термина "полиция" окончательно прекратило существование. Решением суда ограничивалось право полицейской исполнительной власти на издание общих административных актов без разрешения на то закона и в нарушение законодательных положений. Таким образом, важным практическим результатом данного решения административного суда стало принципиальное положение, согласно которому полиция не имеет права применять при исполнении своих задач и
8 Российское полицейское (административное) право: конец XIX — начало XX века: Хрестоматия / сост. и вступит. ст. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 1999. С. 17.
9 Зырянов С. М. Указ. соч. С. 46—54.
функций меры, направленные против свободы и собственности граждан, в отсутствие специальных законодательных основ для такого рода действий»10 .
В России процесс освобождения от несвойственных полиции (милиции) функций окончательно завершился лишь в 30-е годы XX в., после ликвидации в декабре 1930 г. Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) союзных и автономных республик. Так, в приказе по НКВД РСФСР № 337 о ликвидации наркомата было определено, что Главное управление коммунального хозяйства, ведавшее вопросами благоустройства и эксплуатации городской земли, и Управление милиции с их полным штатом выделяется из состава НКВД и передается в непосредственное подчинение Совета народных комиссаров РСФСР11
Полагаем, что становление полицейского права как подотрасли российского административного права пришлось на вторую половину прошлого столетия в основном в рамках учебной дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел», что нашло свое отражение в трудах советских ученых-админи-стративистов, принадлежавших к системе МВД СССР, в частности, В. М. Безденежных, И. И. Ве-ремеенко, М. И. Еропкина, А. П. Коренева, С. И. Котюргина, Ф. С. Разаренова и др. И это несмотря на то, что по объективным причинам употребление в те годы в позитивном аспекте таких слов, как «полиция», «полицейское право», «полицейские полномочия», было невозможно. Оставленное ими научное наследие еще очень долго будет оставаться актуальным и востребованным для новых поколений ученых, изучающих феномен полицейского права.
О современном российском полицейском законодательстве
Современная система российского полицейского законодательства сложна и масштабна. Даже упрощенный ее анализ позволяет
прежде всего выделить целый ряд статусных законов: это законы о полиции, о Федеральной службе безопасности, о государственной охране, о судебных приставах, об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и другие.
Очевидно выделяется также группа «технологических законов», определяющих правовые процедуры, формы и методы работы полицейских органов. Это прежде всего Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы об оперативно-розыскной деятельности, о противодействии терроризму, о противодействии экстремистской деятельности и некоторые другие12
Явно выделяются также законы, регламентирующие деятельность полиции в определенных сферах, имеющих высокое значение с точки зрения обеспечения безопасности: законы о безопасности дорожного движения, об оружии, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях и другие. Данные законы также наделяют полицию полномочиями, расширяющими ее компетенцию в сравнении с законом о полиции, т.е. речь идет о наделении полиции специальными полномочиями отдельными законами помимо закона о полиции.
О полицейских полномочиях
В самое последнее время можно наблюдать расширение и уточнение полицейских и контрольно-надзорных полномочий в интернет-пространстве, в сферах связи, оборота персональных данных. При этом очень часто речь идет о полномочиях, связанных с принуждением или понуждением к определенным действиям, что вполне понятно с точки зрения самой природы полиции как силовой вооруженной структуры.
Террористические акты в США 11 сентября 2001 г., во Франции 13 ноября 2015 г. и в Бельгии 22 марта 2016 г. служат катализатором про-
10 Старилов Ю. Н. О полицейском праве, или не всегда хорошо забытое старое является новым // Полицейское право. 2005. № 1. С. 14.
11 Министерство внутренних дел. 1902—2002. Исторический очерк / под общ. ред. Р.Г Нургалиева. М., 2004. С. 216.
12 Черников В. В. Полицейское законодательство России: состояние и направления развития // Полицейское право. 2005. № 1 (1). С. 37.
цесса перехода практически всех цивилизованных государств к так называемому «приоритету коллективной (читай — национальной, общественной, государственной и т.п. — Прим. О. Б., В. С.) безопасности». Его суть заключается в том, что ради обеспечения безопасности общества и государства возможно частичное или полное ограничение прав и свобод отдельных граждан. Объективно это неизбежно сопровождается расширением сферы полицейского надзора. В России также наблюдается ускоренный процесс наделения контрольно-надзорных, правоохранительных органов и спецслужб новыми полномочиями, связанными с усилением их надзорной деятельности. Указанные обстоятельства также обусловили образование Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, призванной осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны13 .
Несмотря на объективную обусловленность данных тенденций, их быстрое распространение в мире, подобная ситуация вызывает вполне оправданное беспокойство. Являясь активным участником административной реформы, реализуя в рамках своей системы Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг в настоящее время МВД России среди других федеральных органов исполнительной власти занимает лидирующие позиции по количеству оказываемых государственных услуг.
Реализуя принципы взаимодействия и сотрудничества, общественного доверия и поддержки граждан, полиция стремится делегировать часть своих полномочий негосу-
дарственным субъектам правоохранительной направленности. В настоящее время принят и успешно действует Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»14. Получил одобрение и прошел первое чтение в Государственной Думе ФС РФ проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Приказом МВД России от 17 апреля 2013 г. № 21115 утверждены типовые формы соглашения об обеспечении правопорядка с частными охранными организациями и соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений с частными детективами.
Таким образом, в правоприменительной деятельности российской полиции постепенно должен сформироваться баланс между ее «коммунальной» и правоохранительной функциями.
О методах полицейской деятельности
Административные понуждение и принуждение по-прежнему находят широкое применение в деятельности полиции и ее должностных лиц. Это обусловлено спецификой полицейской деятельности, ее социальным предназначением обеспечивать защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и общественную безопасность. Объективно без использования принудительных средств воздействия невозможно обеспечить поддержание правопорядка.
Принуждение в деятельности полиции занимает важное, но не главенствующее положение. Следует отметить, что полиция обладает достаточным арсеналом способов и средств убеждения, позволяющих поддерживать общественный порядок и безопасность, не прибегая
13 Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // URL: http://www.pravo.gov.ru. 2016. 5 апр.
14 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
15 Приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» // Рос. газета. 2013. 26 июня.
к принудительному воздействию. Умелое сочетание различных мер убеждения ведет к минимизации угрозы возникновения опасности совершения преступлений, административных правонарушений и иных противоправных деяний, обусловливает создание и поддержание чувства безопасности в обществе, улучшение спокойствия населения как важнейших функций полиции в России и в зарубежных странах16 .
Традиционно наиболее эффективными формами убеждения во внешней административной деятельности полиции продолжают оставаться: агитационно-пропагандистская деятельность и информирование о состоянии общественного порядка; воспитательная работа; поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Сотрудники полиции распространяют среди населения правовые знания, выступают с разъяснениями правовых норм, регулирующих вопросы поведения в общественных местах, безопасности дорожного движения, правил оборота гражданского и служебного оружия и т.д.
О принципах полицейской деятельности
Не вызывает сомнений, что работа российской полиции в современных условиях в полной мере должна соответствовать базовым международным принципам полицейской деятельности. Такими основными этическими стандартами (ценностями) выступают: целостность (Integrity), профессионализм (Professionalism) и уважение к разнообразию (Respect for Diversity).
Целостность как основная этическая норма во всех аспектах профессиональной и личной жизни полицейского включает его неподкупность, беспристрастность, справедливость, честность и правдивость во всех вопросах, затрагивающих полицейскую работу. Целостность полиции зависит от целостности ее сотрудников, которые обязаны демонстрировать на практике ценности в действиях и поведении, принимать решения без личной выгоды, стремиться продвигать интересы государства, а также принимать не-
медленные меры и эффективные действия, имея дело с непрофессиональным или неэтичным поведением.
Профессионализм проявляется в том, что сотрудник полиции обязан помнить о своих обязанностях служить обществу. Достижение высоких стандартов профессионализма обусловлено мотивацией профессиональными целями, а не личными проблемами.
Уважение к разнообразию означает, что любая форма дискриминации и преследования к кому бы то ни было недопустима и не должна допускаться.
Об общественном контроле за деятельностью полиции
Напомним, что одной из новелл Закона о полиции стало прямое закрепление в главе 2 таких принципов полицейской деятельности, как открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество.
Партнерские отношения немыслимы без объективной оценки качества работы полиции и контроля за ней со стороны общества. В связи с этим нельзя не согласиться с Е. В. Кириче-ком, отметившим, что «гражданское общество, используя свой внутренний потенциал и закономерности общественного развития, способно самоорганизовываться и предлагать наиболее эффективные меры, необходимые для решения общественно значимых проблем»17 Поэтому полиция обязана регулярно публично информировать граждан о своей деятельности, в том числе отчитываться перед ними. Общественное мнение признается одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Своевременное реагирование полиции на замечания и предложения, связанные с ее деятельностью, поступающие от субъектов общественного контроля, способствует устранению выявленных недостатков и нарушений, предупреждению их негативных последствий, повышению ответственности сотрудников полиции.
16 ГустоваЛ. В. Функции полиции Российской Федерации, Великобритании и США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 172, 173.
17 Киричек Е. В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1098.
Общественный контроль должен осуществляться не только за юрисдикционной деятельностью полиции, но и за качеством предоставления ею государственных услуг, в том числе в сфере оборота оружия, регистрации транспортных средств и т.д. Важно помнить, что от эффективности общественного контроля напрямую зависят результативность деятельности полиции и состояние дисциплины и законности среди ее сотрудников.
Вместе с тем приходится констатировать, что в настоящее время общественный контроль за деятельностью государственных органов и в том числе полиции, как ни странно, представляет собой еще только зарождающийся институт в системе отрасли административного права. Очевидно, что совершенствование правовой материи в исследуемой сфере будет продолжено.
Заключение
За истекшие пять лет с момента принятия Закона о полиции российское законодательство, регулирующее полицейскую деятельность, заметно изменилось и продолжает качественно обновляться. Во многом это обусловлено повышением заинтересованности граждан в надлежащем осуществлении функций и позитивных результатах деятельности полиции. Под влиянием как общественного мнения, так и политической воли заметно видоизменились задачи и функции самой полиции, которые постепенно эволюционируют от односторонне властных к обслуживающим и договорным.
Представляется, что именно на стыке, с одной стороны, расширения и усиления принудительных и иных полномочий полиции, их все более широкого вторжения в самые разные сферы жизни, с другой стороны, незыблемости конституционных прав граждан, и рождается полицейское право, которое, конечно же, не может являться неким «тотальным» и беспредельным юридическим образованием, а имеет вполне определенные конституционные ограничения.
Успехи реформирования полиции как нового правоохранительного института во многом зависят от того, каким образом будет строиться ее взаимодействие с институтами гражданского общества. Доверие граждан является необходимым условием эффективного функционирования полиции.
Таким образом, современное полицейское право — это право, которое раскрывает не только содержание полицейских полномочий, но и имеет дело с регулированием и нормами поведения самих сотрудников правоохранительных органов, запрещает использование чрезмерной силы, осуществление неправомерных действий, противостоит коррупции и жестокости.
Благодарности
Авторы выражают искреннюю признательность доктору юридических наук, профессору, заслуженному юристу Российской Федерации Юрию Петровичу Соловью за помощь в подготовке настоящей статьи.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Аврутин Ю. Е. «Полицейское присутствие» в обществе и законодательстве: мифы и реальность // По -
лиция — новый институт современной государственной правоохранительной системы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (15—16 сентября 2011 г.). — Омск, 2012. — С. 14—17.
2 . Бельский К. С. Полицейское право : курс лекций. — М., 2004. — 814 с.
3 . ГустоваЛ. В. Функции полиции Российской Федерации, Великобритании и США // Актуальные про-
блемы российского права. — 2015. — № 11. — С. 170—177.
4 . Зырянов С. М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых
категорий // Журнал российского права. — 2012. — № 2. — С. 46—54.
5 . Киричек Е. В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в
сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 9. — С. 1094—1100.
6. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин [и др.]. — М., 2011. — 345 с.
7. Министерство внутренних дел. 1902—2002. Исторический очерк / под общ. ред. Р. Г. Нургалиева. — М., 2004. — 647 с.
8 . Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории. — СПб., 2001. — 188 с.
9 . Никитин А. И. Полицейское право: принципы и цели // Ленинградский юридический журнал. — 2012.
— № 1. — С. 194—200.
10. Российское полицейское (административное) право: конец XIX — начало XX века: Хрестоматия / сост. и вступит. ст. Ю. Н. Старилова. — Воронеж, 1999. — 624 с.
11 . Соловей Ю. П. Полицейское право как отрасль административного права // Государство и право. —
1999. — № 5. — С. 84—85.
12 . Соловей Ю. П. Полицейское право и его место в системе современного административного права //
Полицейское право. — 2005. — № 1. — С. 6—11.
13 . Старилов Ю. Н. О полицейском праве, или не всегда хорошо забытое старое является новым // По-
лицейское право. — 2005. — № 1. — С. 12—19.
14 . Черников В. В. Полицейское законодательство России: состояние и направления развития // Поли-
цейское право. — 2005. — № 1. — С. 35—40.
Материал поступил в редакцию 7 апреля 2016 г.
POLICE LAW IN RUSSIA: THE PAST, PRESENT AND FUTURE
BEKETOV Oleg Ivanovich — Head of the Department of Administrative Law and Administrative Work
of the Internal Affairs Authorities at the Omsk Academy of the MIA of Russia, Doctor of Law, Professor,
Honored Lawyer of the Russian Federation
644092, Omsk, prospekt Komarova, d.7
SURGUTSKOV Vadimir Igorevich — Ph.D., Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Work of the Internal Affairs Authorities of the Omsk Academy of the MIA of Russia [email protected] 644092, Omsk, prospekt Komarova, d.7
Review. The paper considers the problems of modern understanding and the role that police law is playing as a sub-branch of Russian administrative law. The enactment, within in the framework of the reform of the Russian Interior Ministry, of the law on police accelerated the renewal of Russian police legislation that by now consists of hundreds of legislative acts. The author notes that in our country the process of releasing the police (militia) of non-core functions was completed in 1930-s, and the formation of police law took place in the second half of the 20th century. The author concludes that currently necessary prerequisites have developed and first steps are being made to research the problems of foundation and development of police law, its subject matter, methodology, system, sources, and the place in the legal system of Russia. The paper draws attention to the necessity to expand and clarify policing and regulatory powers connected with coercion or compulsion to act in a certain way. The author subjects to critical evaluation an extremely conservative interpretation prevailing in the scientific society of the processes that are taking place due to the police reform.
Keywords: Law on police, police legislation, police law, security, police functions, police powers, police surveillance, coercion and compulsion, social control, principles of policing.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Avrutin Ju. E. «Policejskoe prisutstvie» v obshhestve i zakonodatel'stve: mify i real'nost' // Policija — novyj
institut sovremennoj gosudarstvennoj pravoohranitel'noj sistemy : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (15—16 sentjabrja 2011 g.). — Omsk, 2012. — S. 14—17.
2 . Bel'skij K. S. Policejskoe pravo : kurs lekcij. — M., 2004. — 814 s.
3 . Gustova L. V. Funkcii policii Rossijskoj Federacii, Velikobritanii i SShA // Aktual'nye problemy rossijskogo
prava. — 2015. — № 11. — S. 170—177.
4 . ZyrjanovS. M. Administrativnyj nadzor policii i policejskij nadzor: sootnoshenie pravovyh kategorij // Zhurnal
rossijskogo prava. — 2012. — № 2. — S. 46—54.
5 . Kirichek E. V. Grazhdanskij (obshhestvennyj) kontrol' za dejatel'nost'ju organov publichnoj vlasti v sfere
obespechenija konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii// Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2013. — № 9. — S. 1094—1100.
6. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O policii» / Ju. E. Avrutin [i dr.]. — M., 2011. — 345 s.
7. Ministerstvo vnutrennih del. 1902—2002. Istoricheskij ocherk / pod obshh. red. R. G. Nurgalieva. — M.,
2004. — 647 s.
8 . Mushket 1.1., Hohlov E. B. Policejskoe pravo Rossii: problemy teorii. — SPb., 2001. — 188 s.
9 . Nikitin A. I. Policejskoe pravo: principy i celi // Leningradskij juridicheskij zhurnal. — 2012. — № 1. — S. 194—
200.
10. Rossijskoe policejskoe (administrativnoe) pravo: konec XIX — nachalo XX veka: Hrestomatija / sost. i vstupit. st. Ju. N. Starilova. — Voronezh, 1999. — 624 s.
11 . Solovej Ju. P. Policejskoe pravo kak otrasl' administrativnogo prava // Gosudarstvo i pravo. — 1999. —
№ 5. — S. 84—85.
12 . Solovej Ju. P. Policejskoe pravo i ego mesto v sisteme sovremennogo administrativnogo prava // Policejskoe
pravo. — 2005. — № 1. — S. 6—11.
13 . Starilov Ju. N. O policejskom prave, ili ne vsegda horosho zabytoe staroe javljaetsja novym // Policejskoe
pravo. — 2005. — № 1. — S. 12—19.
14 . Chernikov V. V. Policejskoe zakonodatel'stvo Rossii: sostojanie i napravlenija razvitija // Policejskoe pravo. —
2005. — № 1. — S. 35—40.