Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / человеческий капитал / рынок труда / цифровизация / education / human capital / labor market / digitalization

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Н И. Богдан

В статье рассмотрены проблемы формирования и использования человеческого капитала в условиях технологических сдвигов. Выявлены проблемы рынка труда, намечены направления согласования образовательной политики и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TASKS

The problems of human capital formation and use in the context of technological shifts are considered in the article. Labor market problems are identified. The directions for harmonizing educational policy and the labor market are determined.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ»

Секция 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

УДК 331.101.262

Н.И. Богдан

Белорусский государственный экономический университет, Минск, 220070 e-mail: [email protected]

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены проблемы формирования и использования человеческого капитала в условиях технологических сдвигов. Выявлены проблемы рынка труда, намечены направления согласования образовательной политики и рынка труда.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, рынок труда, цифровизация.

N.I. Bogdan

Belarus State Economic University, Minsk, 220070 e-mail: [email protected]

HUMAN CAPITAL IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TASKS

The problems of human capital formation and use in the context of technological shifts are considered in the article. Labor market problems are identified. The directions for harmonizing educational policy and the labor market are determined.

Key words: education, human capital, labor market, digitalization.

Образовательная и инновационная политика большинства развитых стран мира в последние десятилетия базируется на теории человеческого капитала. Эксперты отмечают, что исследования зачастую не учитывают прогресса в данной теории [1]. Отставание политики от уточненных представлений о человеческом капитале приводит к снижению глобальной роли образования в общественном развитии. Человеческий капитал включает знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты для себя, работодателя и общества в целом, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты [1]. В последние годы ряд исследований показал, что влияние образования на экономический рост не подтверждается.

Возникает проблема «недокапитализированного человеческого потенциала», которая характерна для России и Беларуси. Несмотря на то, что Россия, как и Беларусь, входит в пятерку мировых лидеров с точки зрения формального охвата образованием, и уровень индивидуальной премии (отдачи) от высшего образования в России выше, чем во многих развитых странах: около 60% против 20% - для Швеции, 56% - для Великобритании, 56% (в среднем) - для Евросоюза [2, с. 97], cтраны не достигают высоких результатов в инновационном развитии, темпы экономического роста ниже среднемировых. Требуется более комплексное рассмотрение человеческого капитала в современных технологических сдвигах.

Распространенным объяснением низкой отдачи от формального образования для экономического роста служит дисбаланс, или «мисмэтч» (mismatch), между образованием и рынком труда. «Мисмэтч» касается не только востребованных позиций на рынке труда и связанных с ними конкретных профессий, но и более широко востребованных навыков. В мировом контексте развития систем высшего образования проблема «мисмэтча» навыков стоит не менее остро, чем проблема «мисмэтча» профессий. Причина состоит в технологических сдвигах в экономике (табл. 1).

Таблица 1

Мегатренды, меняющие глобальный рынок труда

Фактор изменений Мегатренды

Изменения в технологиях Автоматизация и технологические инновации Большие данные и углубленная аналитика

Изменения в распределении трудовых ресурсов Изменение демографического состава населения Смещение баланса сил в геополитике и экономике Мегаполисы и агломерации

Изменение ценностей и культуры работающего населения Многообразие и инклюзивность Зеленая экономика Предпринимательство и новые бизнес-модели Неравенство, национализм против глобализма

Примечание. Источник: составлено по Harvard Business Review, 2013; Brookings Institution, 2017; анализ BCG.

Мировые исследования показывают, что проблема несоответствия навыков и рынка труда актуальна как для развитых, так и для развивающихся стран. Соединенные Штаты Америки сталкиваются с растущим дефицитом профессиональных навыков, который угрожает долгосрочному экономическому процветанию страны [3]. Трудовые ресурсы часто не имеют достаточного количества квалифицированных кандидатов, чтобы заполнить постоянно увеличивающееся число высококвалифицированных рабочих мест. В среднесрочной и долгосрочной перспективе спрос на профессиональные навыки определяется технологическими и организационными инновациями, демографическими изменениями и изменениями в моделях потребления. Новые отрасли и рабочие места постоянно появляются, а другие исчезают. Даже в рамках существующих профессий задачи, выполняемые работниками, и навыки, необходимые для их выполнения, подвержены значительным изменениям. В краткосрочной и среднесрочной перспективе спрос на навыки варьируется в зависимости от условий делового цикла.

Взаимосвязь между несоответствием квалификации и бизнес-циклом определяется несколькими факторами. При спадах играют роль два фактора: с одной стороны, несоответствие снижается, потому что рабочие места низкого качества разрушаются, но соответствия между фирмами и работниками сохраняются. С другой стороны, несоответствие увеличивается, потому что фирмы размещают меньше вакансий, а соискатели готовы принять менее желательную работу из-за более высокой конкуренции, с которой они сталкиваются. В тех случаях, когда спрос является высоким и рынок труда является напряженным, работодатели могут быть вынуждены корректировать свои стандарты найма в сторону понижения с учетом трудностей, связанных с набором квалифицированной рабочей силы, что ведет к увеличению числа таких случаев. Влияние бизнес-цикла на эффективность соответствия опосредовано стратегиями и управленческими практиками фирм, которые могут заполнить новые вакансии либо путем найма, либо путем развития необходимых навыков внутри компании, используя обучение и повышение квалификации.

Технический прогресс в последние несколько десятилетий характеризовался распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые привели:

1) к ускорению спроса на квалифицированных работников, который перевешивает имеющееся предложение (технические изменения, обусловленные квалификацией);

2) к совокупному сокращению спроса на рутинные когнитивные и ручные задачи и увеличение зависимости производства от нерутинных задач, которые не могут быть легко автоматизированы, что привело к поляризации (опустошению) занятости - одновременному увеличению доли низкоквалифицированных и высококвалифицированных профессий и снижению доли рабочих мест средней квалификации [4].

Циклические колебания экономики и технологические сдвиги являются основными причинами проблем на рынке труда. Исследование BCG наглядно показывает влияние технологических сдвигов на изменение подходов к системе образования и формированию навыков (табл. 2).

Таблица 2

Основы сегодняшней системы образования закладывались в эпоху индустрии 2.0

Индустрия 1.0 Индустрия 2.0 Индустрия 3.0 Индустрия 4.0

Конец XVIII века Энергия пара Начало XX века Электричество 1970-е годы Электроника Сегодня и в будущем Киберфизические системы

Скорость распространения технологий, число лет1 50+ (газ, плита) 20 (электричество) 10 (цветное ТВ) 3 (смартфоны)

Доля среднего класса в мире, % 2-3% 5-10% 10-20% 55-60%

Развитие производства и потребления Рост производительности труда Рост городского населения Потребление товаров, произведенных вне дома Разделение труда Массовая урбанизация Потребление стандартных товаров массового производства Частичная автоматизация производства Рост агломераций Возможность индивидуального выбора и стандартных опций Полная автоматизация и цифровизация производства Формирование ме-гагородов Персонализация товаров и услуг

Система формирования навыков Ликвидация безграмотности, образование - для элиты Массовая ликвидация безграмотности Рост специализаций Массовая персонали-зация образования, развитие личности

Примечание. Источник: исследования BCG [https://rda.worldskills.ru/storage/app/media/Reports/2019%20BCG/2019 BCG%20Mas%20Unikum_Report_RU.pdf].

В 2017-2019 гг. ряд вузов Беларуси приняли участие в европейском проекте FOSTERC (Fostering Competencies Development in Belarusian Higher Education), нацеленном на усиление использования инновационных принципов и подходов к преподаванию и обучению в белорусских высших учебных заведениях для улучшения результатов обучения выпускников на основе компетенций. В рамках проекта проведены семинары и три анкетирования, в которых участвовали более 5 000 выпускников белорусских вузов, более 3 000 преподавателей и 260 работодателей. Анализ показал, что есть заметные расхождения между требованиями рынка труда и компетенциями, обеспечиваемыми университетами. Способности вести переговоры, диагностировать проблемы, адаптироваться к изменениям являются наиболее проблематичными. Учебные программы пока дают невысокие навыки и знания для занятия предпринимательством. Политика, направленная на устранение несоответствия профессиональных навыков, как правило, концентрируется на разработке инициатив, направленных на повышение степени реагирования системы образования и профессиональной подготовки на возникающие потребности рынка труда.

Мнение о том, что несоответствие навыков также является функцией асимметричной информации между соискателями, работниками и фирмами, побудило некоторые страны улучшить услуги по профориентации и консультированию. Отвечая на вопрос о том, в каких областях государственный сектор должен сосредоточиться в ближайшие три года, 24 процента респондентов, участвовавших в опросе EIBIS (Европейский комитет по экономике и социальной политике) в 2017 году, выбрали профессиональную подготовку и высшее образование в качестве политического приоритета (рисунок).

Постоянный дефицит квалифицированных кадров, который не решается рыночными механизмами, может быть устранен с помощью государственной политики, которая может попытаться сократить недостаточное обеспечение образования или профессиональной подготовки. В рамках развития современных моделей высшего образования в Беларуси осуществляется экспериментальный проект «Университет 3.0». В 2018-2023 гг. в Белорусском государственном экономическом университете в рамках проекта осуществлялась работа в следующих направлениях: организация образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ высшего

1 Число лет с момента запуска до массового распространения среди 60% домохозяйств.

образования I и II ступеней высшего образования; внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения; проведение исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в соответствии с методологией международного мониторинга «Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey» в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.

Увязка повышения квалификации и совокупной производительности

Все более технологичный характер рабочих мест означает, что цифровые навыки необходимы работникам для развития на современном рабочем месте и что они станут еще более важными. Исследование Бруклинского института показало значительное увеличение числа рабочих мест, требующих цифровых навыков, с 2002 по 2016 год. Авторы создали цифровую оценку для каждой профессии по 100-балльной шкале, используя информацию Министерства труда США2. Цифровая оценка отражает сочетание уровня цифровых знаний, необходимых для профессии, важности цифровых навыков для работы и того, как часто в работе используются технологии.

Исследование делит рабочие места на высокий (оценка выше 60), средний (от 33 до 60) и низкий (ниже 33) цифровой контент на основе цифрового балла. В период с 2002 по 2016 год доля всех рабочих мест с высоким цифровым контентом выросла более чем в четыре раза - с 4,8 до 23,0 процентов. Это отражает как увеличение цифрового характера существующих рабочих мест, так и добавление новых цифровых рабочих мест [5]. Доля рабочих мест со средним цифровым контентом также увеличилась (с 39,5 до 47,5 процента). Доля рабочих мест с низким цифровым контентом рабочих мест, требующих меньшего знания цифровых навыков и использующих эти навыки менее интенсивно, снизилась с 55,7 до 29,5 процента. В исследовании McKinsey Global Institute прогнозируется влияние автоматизации и рост спроса на различные навыки, включая основополагающие цифровые навыки3. По прогнозам авторов, к 2030 году количество рабочих часов с использованием базовых цифровых навыков увеличится на 69 процентов. Статистика в Беларуси показывает, что доля предприятий, предоставляющих тренинги для персонала в сфере ИКТ, составляет 7,3% (доля таких предприятий в ЕС выше в три раза - 23%), что может вызвать проблемы в формировании цифровой экономики.

Рынок труда находится в постоянном движении под воздействием глубокой и быстрой цифровой трансформации, а также глобализации и демографических изменений. Работодатели требуют новых навыков и квалифицированных рабочих. Активно происходящая в настоящее время цифровизация общества оказывает значительное влияние на экономику, рынки, социальную

2 Информация взята из ONET Министерства труда, которое измеряет цифровые знания о компьютерах и электронике и степень взаимодействия с компьютерами в качестве рабочей деятельности.

3 McKinsey Global Institute (2018) оценивает количество времени, которое сотрудники тратят сегодня на каждый навык, и прогнозирует, как изменится спрос на навыки к 2030 году.

сферу, преобразует методы управления на всех уровнях и кардинально изменяет требования к трудовым ресурсам (человеческому капиталу), ставя во главу угла понимание того, что человек является не только основным фактором достижения управленческих целей, но и что самое главное - источником этих целей и их конечным потребителем.

Осознание этой многогранности позволяет говорить о необходимости формирования чело-векоцентричной модели экономики [6]. Решение проблемы представляется возможным только при качественной эволюции социального контракта между работником, работодателем, государством и системой образования. Ключевой задачей нового контракта должно стать создание условий, при которых работник осознанно и рационально выбирает место и форму приложения своих трудовых усилий, а также направление своего образования и развития.

Многие страны прошли исследование компетенций взрослых для анализа качества человеческого капитала и разработки политических мер для решения актуальных проблем. Формирование цифровой экономики в Беларуси требует современных исследований и оценки компетенций человеческих ресурсов. Участие Беларуси в проекте PIAAC (Программа международной оценки компетенций взрослых Организации экономического сотрудничества и развития) представляется весьма желательным. Опыт Казахстана и России показывает возможность реализации этой задачи.

Литература

1. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice // Foresight and STI Governance. - 2019. -Vol. 13, № 2. - P. 19-41.

2. Двенадцать решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. - М.: Центр стратегических разработок; Высшая шк. экономики, 2018. - 105 с.

3. The Skills Gap 2019 [Electronic resource] // The Society for Human Resource Management. -URL: https://www.shrm.org/hr-today/trends-and-forecasting/research-and-surveys/pages/skills-gap-2019.aspx.

4. Богдан Н.И. Инновационная политика. Минск: Четыре четверти, 2019. - 308 c.

5. Digitalization and the American Workforce [Electronic resource] / M. Muro, S. Liu, J. Whiton, S. Kulkarni // Asian Development Bank Institute. - URL: http://hdl.handle.net/11540/7892.

6. Даллакян А. Человекоцентричность цифровой экономики [Электронный ресурс] / Humanai. - URL: https://humanai.ru/blog/business/chelovekocentrichnost_cifrovoy_ekonomiki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.