Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И НАВЫКИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И БЕЛАРУСЬ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И НАВЫКИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / человеческие ресурсы / инновации / навыки / информационно-коммуникационные технологии / цифровая экономика / human capital / human resources / innovation / skills / information and communication technologies / digital economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И НАВЫКИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: МИРОВАЯ ПРАКТИКА И БЕЛАРУСЬ»

Богдан Н.И.

д.э.н., профессор, Белорусский государственный экономический университет, Минск

[email protected]

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И НАВЫКИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ:

МИРОВАЯ ПРАКТИКА И БЕЛАРУСЬ

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческие ресурсы, инновации, навыки, информационно-коммуникационные технологии, цифровая экономика.

Keywords: human capital, human resources, innovation, skills, information and communication technologies, digital economy.

Мировые лидеры рассматривают будущее политики через призму прогнозируемых воздействий цифровизации. Карлос Моэдас, Комиссар ЕС по научным исследованиям и инновациям, объявил, что Девятая Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям, начиная с 2021 года, будет сосредоточена на цифровизации1. На совещании в Дейчжоне (Корея) в совместной декларации министры стран ОЭСР и стран-партнеров признали, что цифровые технологии революционизируют науку, технологии и инновации2. Страны ОЭСР выступили с инициативой «Going Digital», в которой были рассмотрены экономические и социальные последствия цифровых технологий, среди которых человеческому фактору придается особое значение. Многие страны разработали цифровые стратегии и планы действий, нацеленные на реализацию возможностей для развития, которые дает использование цифровых технологий. Актуальной становится задача информационно-аналитического обеспечения управления процессами цифровой трансформации экономики, анализ формирования и использования ресурсов ее развития.

В Беларуси принята Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы3. Целью Государственной программы является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства. Направлениями развития цифровой экономики на пятилетие обозначены:

1. дальнейшее формирование единого информационного пространства для оказания электронных услуг как в рамках отдельных видов деятельности, так и на основе интеграции информационных систем;

2. предоставление доступа к открытым данным;

3. создание условий для использования электронных услуг, стимулирующих их востребованность;

4. увеличение объема производства и безопасного потребления высокотехнологичных и наукоемких ИКТ товаров и услуг.

Беларусь рассматривает потенциал цифровых технологий, способствующих социально-экономическому развитию, в контексте совершенствования государственного регулирования, стимулирующего экономический рост, необходимости развития человеческого капитала и формирования благоприятного делового климата. Декрет Президента Республики Беларусь № 8 о развитии цифровой экономики,4 создает благоприятные условия для развития информационных технологий (ИТ), высоких технологий, бизнесов на основе технологии блокчейн. В 2018 г. решением правительства создан Совет по развитию цифровой экономики. К компетенции Совета относится создание и развитие современной цифровой инфраструктуры, создание цифровых платформ различного назначения; развитие национальной индустрии информационно-коммуникационных технологий; вопросы эффективности работы органов государственного управления в сфере развития цифровой экономики. Совету поручается реализация инвестиционных проектов и проектов государственно-частного партнерства в области информационно-коммуникационных технологий и международное сотрудничество в сфере цифровой экономики. Стратегические планы развития цифровой экономики с опорой на создание благоприятных условий для ее формирования были отчасти реализованы в деятельности Парка высоких технологий (ПВТ), который получил существенные налоговые льготы. Результаты развития сектора ИКТ отражены в табл. 1.

1 https://sciencebusiness.net/framework-programmes/news/digital-revolution-will-underpin-next-eu-research-programme-says

2 Daejeon Declaration on Science, Technology, and Innovation Policies for the Global and Digital Age / OECD. 2015. -www.oecd.org/sti/daejeon-declaration-2015.htm

3 http://www.government.by/upload/docs/file4c 1542d87d1083b5.PDF

4 http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/

Таблица 1

Основные экономические показателя сектора ИКТ в Республике Беларусь

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Число организаций сектора ИКТ, единиц 4536 3962 4492 4996

Объем производства продукции (работ, услуг) организаций сектора ИКТ, тыс. р. 5272,3 5862,7 7233,4 8576,8

Добавленная стоимость сектора ИКТ, млрд. р. 3162,5 4265,5 5539,6 6749,5

Доля валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в ВВП страны, % 3,5 4,5 5,2 5,6

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций сектора ИКТ, млн. р. 6657,9 7838,0 9235,4 11315,9

Источник: Информационное общество в Республике Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2019.

Многочисленные исследования показывают, что в условиях развития цифровой экономики роль человеческого капитала возрастает: он становится важнейшим фактором цифровой трансформации и экономического роста, при этом меняются требования к его составляющим и механизмам воспроизводства1. Многие страны сталкиваются с растущим спросом на квалифицированную рабочую силу. В предстоящее десятилетие ожидается значительный рост занятости, требующей высокого уровня квалификации, в то же время число рабочих мест на среднем и низком уровнях квалификации сократится. Согласно прогнозу Европейского центра развития профессиональной подготовки (Cedefop) (табл. 2) экономически активное население (занятые и безработные в возрасте 15 лет и старше) будет находиться в состоянии стагнации в период с 2015 по 2025 год.

Таблица 2

Прогноз изменений квалификаций на рынке труда ЕС

Уровень квалификации 2015-2025 гг.

Рабочая сила (экономически активное население в возрасте 15 лет и старше), изменение Все +0,2%

Занятость, изменение Все +3%

Высокий +22,6%

Средний -2,1%

Низкий -17,6%

Предложения работы Все 97,1 млн.

Высокий 40,4 млн.

Средний 13,7 млн.

Низкий 42,9 млн.

Источник: Cedefop, 2016 skills forecast.

Можно выделить три тенденции в современном развитии рынка труда. Первая - происходит переориентация спроса с рабочей силы на более высококвалифицированный труд и снижение спроса на низкоквалифицированных специалистов. Таким образом, переход к цифровой экономике влечет за собой увеличение доли занятых среди выпускников университетов. Прогнозы показывают, что деятельность, связанная с восприятием информации, творчеством и социальным интеллектом подвергнется технологической безработице с низкой вероятностью. С 2013 года абсолютное число студентов высших учебных заведений ЕС сокращается по демографическим причинам (возрастная группа 2024 лет снизилась с 31,4 миллиона в 2010 году до 29,8 миллиона в 2015 году). Если в 2000 году доля студенческого контингента ЕС в мире находилась на уровне 16%, то в 2015 году она снизилась до 9%, в то время как доля студентов в Китае увеличилась за тот же период с 7 до 20%, а в Индии - с 9 до 15% 2. Аналогичная проблема существует и в Беларуси, где число студентов вузов сократилось с 472 тыс. чел. (2010 г.) до 288 тыс. чел. в 2019 г. т.е. более чем на треть. Однако доля специалистов с третьей ступенью образования (число студентов на 10 000 населения) пока выше в развитых странах.

Вторая тенденция - происходит поляризация занятости и доходов. Новые экономические и политические проблемы являются следствием значительного изменения процесса создания и распространения богатства в обществе как вследствие технологических изменений, так и избыточности традиционной рабочей силы. Данные об автоматизации рабочих мест и фактические данные о том, как этот процесс начинает влиять на занятость, указывают на ухудшение экономических и политических тенденций. Растет занятость высококвалифицированной рабочей силы и снижается занятость среднеквалифицированной рабочей силы с рутинными навыками труда (рис. 1).

Автоматизация привела к непропорционально резкому сокращению спроса на менее квалифицированных работников, с другой стороны, процесс инноваций принес больше выгод более высокообразованным людям. Будут ли работники, потерявшие свои рабочие места вследствие автоматизации, обладать навыками, необходимыми для работы на новых рабочих местах, создаваемых в процессе внедрения инноваций, - большой вопрос. Поскольку высококвалифицированные работники пользуются более высоким спросом, преимущества технологического прогресса неравномерно распределяются среди общества. Конкуренция за высококвалифицированных работников будет возрастать, в то же время, будет происходить перемещение рабочей силы в сторону низкоквалифицированных работников, что про-

1 Национальный индекс развития цифровой экономики: Пилотная реализация. - М.: Госкорпорация «Росатом», 2018. - 92 с.;

Богдан Н.И. Инновационная политика. - Минск: Четыре четверти, 2019. - 308 с

2

Богдан Н.И. Инновационная политика. - Минск: Четыре четверти, 2019. - С. 150.

должит тенденцию, усугубляющую неравенство в доходах. Поляризация занятости, вероятно, будет продолжаться, поскольку риск автоматизации и компьютеризации серьезно подрывает или разрушает существующие рабочие места: ожидается, что до 50% существующих рабочих мест затронет автоматизация и компьютеризация. В среднем, прогнозируемый процент рабочих мест с высоким риском замещения оценивается в ЕС в 54%, что даже выше, чем в США -45%1.

Рисунок 1.

Поляризация занятости - изменение доли занятости в зависимости от квалификационной группы,

в процентных пунктах, 2012-2014 гг.

Источник: DG Research and Innovation - Unit for the Analysis and Monitoring of National Research and Innovation Policies

Третья тенденция - рост спроса на технологические навыки. Согласно исследованиям Глобального института McKinsey2 (данные США и пяти европейских стран) структура времени, затрачиваемая на основные навыки на рабочем месте к 2030 году в таких отраслях как банковское дело, страхование, энергетика и горнодобывающая промышленность, здравоохранение, производство и розничная торговля существенно изменится. Если в 2016 г. время на технологические навыки занимало 11 процентов, то к 2030 году будет составлять 17 процентов отработанного времени (возрастет на 55%). Этот всплеск связан с ростом спроса на базовые цифровые навыки, а также на передовые технологические навыки, такие как программирование. Вырастет спрос на социальные и эмоциональные навыки, такие как лидерство и управление людьми на 24 процента, они будут составлять 22% отработанного времени. Когнитивные навыки более высокого уровня (статистические навыки, критическое мышление и принятие решений, управление проектами, комплексная обработка и интерпретация информации, креативность) возрастут до 60% совокупного времени. Для того чтобы преуспеть в цифровой экономике, одних лишь навыков в сфере ИКТ будет недостаточно, будут необходимы дополнительные навыки (от высокого уровня грамотности и письма до социально-эмоциональных навыков) для умения работать в команде и быстро приспосабливаться к обстоятельствам.

Белорусская практика показывает, что на рынке труда нет достаточного соответствия предложения и потребностей бизнеса. Исследование Всемирного банка в конце 2018 - начале 2019 года на 600 предприятиях Беларуси свидетельствует (рис. 2), что из десяти наиболее важных ограничений развития бизнес ставит на 1 место - налоговое регулирование, на второе - финансовые проблемы, а третьим важным препятствием считают недостаточную компетентность рабочей силы. При этом значимость этих ограничений для Беларуси более существенна, чем для других стран Европы и Центральной Азии (ЕЦА), например, компетентность кадров как основное препятствие для Беларуси в 1,6 раза более значима, чем в странах ЕЦА. При этом проблема коррупции как препятствие для развития бизнеса в Беларуси в три раза менее значима, чем компетенции кадров.

Несоответствие навыков современным потребностям бизнеса - общемировая проблема. Согласно европейскому опросу Cedefop «European skills and jobs survey» (навыки и рабочие места), 26% европейских работников признают,

1 Science, Research and Innovation Performance of the EU 2018 Strengthening the foundations for Europe's future Science, Research and Innovation Performance of the EU 2018 Strengthening the foundations for Europe's future. European Union, 2018. - P. 61.

" www.mckinsey.com/mgi

что они не имеют профессиональных навыков, необходимых для выполнения своей работы должным образом. В то же время 48% опрошенных работодателей указывают, что отсутствие навыков является одной из ключевых причин, по которым они не могли нанять необходимых сотрудников. Но наиболее остро проблема стоит в секторе информационно-коммуникационных технологий. Оценки ОЭСР показывают, что в среднем рынки обеспечены только на треть навыками, необходимыми для технологически насыщенной среды (т.е. уровни 2 или 3 в опросе ОЭСР)1. К государствам ЕС с высоким числом выпускников в области ИКТ на 1000 человек населения в возрасте 25-34 лет относят Ирландию (где многие американские компании ИКТ имеют свои европейские штаб-квартиры), Мальту (где развился кластер онлайн-игр), Финляндию (с ее важным сектором видеоигр) и Данию. Несмотря на то, что число выпускников в ЕС по профилю компьютерных программ в последнее время увеличивалось примерно на 5% в год, на рынке ЕС существует нехватка данных специалистов.

Европа п Центральная Азия ■ Беларусь Налога

Доступ к финансам Компетенция рабочей силы Неформальный сектор Политическая нестабильность Лицензирование Судебная практика Торговое п таможенное регулирование

Транспорт Коррупция

19,8 И 21,7

0 10 20 30

Рисунок 2.

Рейтинг наиболее распространенных препятствий для бизнес-среды организаций в Беларуси,

процент организаций

Источник: https://www.enterprisesurveys.org/en/data/exploreeconomies/2018/belarus

В соответствии с данными обзора консалтинговой группы Ernst & Young2, общая численность занятых в сфере ИКТ белорусской экономики - 115 тыс. чел., что включает непосредственно занимающихся производством программного обеспечения и тех, кто выполняет функции ИТ в других секторах. Основным потребителем специалистов в сфере ИКТ остается Парк высоких технологий (ПВТ). Последние годы ПВТ постоянно поддерживает сотрудничество с вузами Беларуси, что позволяет вводить новые дисциплины, обновлять учебные программы. Обсуждение вопросов дальнейшего развития сотрудничества между ИТ-индустрией и профильными ИТ-факультетами белорусских вузов, улучшение качества ИТ-образования, а также текущих проблем подготовки ИТ-кадров, возможных путей их решения, является хорошей практикой в Парке высоких технологий3. Благодаря сложившейся конъюнктуре на мировом рынке, белорусские компании сегодня не испытывают существенных трудностей в привлечении новых заказчиков. Но есть проблема обеспечения этих заказов квалифицированными специалистами. Важным является обеспечение качества подготовки современных ИТ-специалистов. Несмотря на то, что по индексу развития технологий (IDI), который ежегодно рассчитывается Международным телекоммуникационным союзом4, Беларусь занимает 32 место, а по субиндексу «навыки ИКТ» - лидирует (5 место), опережая все страны ЕАЭС, и все страны Европы, за исключением Греции, проблемы образования для развития цифровой экономики Беларуси существуют. По данным опроса резидентов Парка высоких технологий основными причинами отказа в трудоустройстве выпускникам вузов 2016-2017 годов являются низкий уровень теоретической подготовки, что указали 95% резидентов парка5.

Международные исследования показывают, что для успешного формирования цифровой экономики и инновационного развития в структуре подготовки кадров необходимо поддерживать высокую долю кадров с естественнонаучной (математики, физики, химики, биологи) и технической/инженерной подготовкой (STEM специальности). Доля студентов STEM в странах ЕС увеличилась с 24,6% (2007 год) до 27,8% (2015 г.). Страны с высокой долей таких студентов: Германия, Финляндия, Эстония и Португалия. Наибольший прогресс был достигнут в таких странах, как

1 http://www.oecd.org/skills/piaac/publications.htm

2 The IT Industry in Belarus: 2017 and Beyond / Ernst & Young LLC.

3 http://www.park.by/post-851/ИТ-индустрия и ИТ-образование: стратегия развития

4 Measuring the Information Society Report 2017 / International Telecommunication Union. 2017.

5 https://www.kp.by/daily/26734/3761174/

Венгрия, Румыния, Словения, Латвия и Эстония. Важность дизайна для маркетинга продукции и инноваций получает все большее признание. Поэтому студенты, изучающие искусство/дизайн, все чаще рассматриваются как важный актив - вклад в «культурно-развлекательные индустрии» - в современной экономике. Соответственно, STEM иногда расширяется до STEAM (наука, техника, инженерия, искусство, математика). В Беларуси доля студентов естественнонаучной подготовки - 3.8%, инженерной - 20,2%, доля студентов STEAM увеличилась с 28,6% в 2007 году до 31,0% в 2015 году. Сравнение с европейскими странами показывает, что Беларусь находится на среднеевропейском уровне подготовки специалистов с техническими и естественнонаучными знаниями (рис. 3).

^■Искусство

Естественные науки, математика и статистика ^йй И нф ормационно-коммуникационные технологии SBBBt Проектирование, производство и строительство --STEAM 2007

Рисунок 3.

Студенты третьей ступени образования в области науки, техники, искусства и математики (STEAM), в % от общего числа студентов, 2015; (и за 2007 год без разбивки)

Источник: Eurostat, Белстат

Возможности преодоления существующего разрыва между потребностями рынка труда и подготовкой кадров исследователи видят в развитии т.н. transferable skills - передаваемых навыков (часто называемых «мягкими», сквозными, ключевыми или поведенческими навыками), их можно охарактеризовать как компетенции, не связанные с работой, которые являются центральными для профессионального мастерства в широком диапазоне, поскольку они позволяют сотрудникам ориентироваться в своей среде и эффективно работать как самостоятельно, так и с другими. Таксономии термина сильно различаются, но обычно они включают коммуникационные и межличностные навыки, а также такие атрибуты, как творчество, критическое мышление, тайм-менеджмент, принятие решений, адаптивность и подход к решению проблем. Современная техника и автоматизация производства в развитых странах повысили спрос на такие навыки до уровня, который стал одним из наиболее востребованных компетенций со стороны работодате-лей1. Все больше доказательств, свидетельствующих о том, что эти компетенции конкурируют с техническими навыками в их способности прогнозировать занятость и заработок, и что спрос на них, вероятно, будет расти в ближайшие годы . Это связано с рядом факторов:

1. Поведенческие навыки более универсальны и долговечны, чем технические. Они повышают адаптивность и мобильность работников и обеспечивают более высокий уровень обновления бизнеса и устойчивость общества во время экономических спадов.

2. Их не просто автоматизировать, так как они не могут быть выполнены большинством технических средств (искусственным интеллектом и роботами).

3. Они способствуют повышению результативности НИОКР путем содействия передачи знаний и технологий, поощрения творческого подхода и предоставления исследователям возможности более эффективно работать в условиях все более мобильных и многофункциональных исследований .

4. Они имеют центральное значение для развития человеческого капитала и вносят значительный вклад в экономику развитых стран, например, в Великобритании, по оценкам, составляют около 6,5% от ее годового ВВП2.

5. Они оказывают позитивное воздействие за пределами рынка труда, повышая социальное благосостояние людей и академическую успеваемость.

1 Deming D. The growing importance of social skills in the labour market. NBER Working paper, N 21473. 2015$ Corporate Recruiters Survey / GMAC. 2014.

2 Development Economics. The Value of Soft Skills to the UK Economy. 2015.

В 2017-2019 гг. некоторые вузы Беларуси приняли участие в европейском проекте FOSTERC (Fostering Competencies Development in Belarusian Higher Education), нацеленном на усиление использования инновационных принципов и подходов к преподаванию и обучению в белорусских высших учебных заведениях для улучшения результатов обучения выпускников на основе компетенций. В рамках проекта проведены семинары и 3 анкетирования, в которых участвовали более 5000 выпускников белорусских вузов, более 3000 преподавателей и 260 работодателей. Анализ показал, что есть заметные расхождения между требованиями рынка труда и компетенциями, обеспечиваемыми университетами, мнением выпускников (рис. 4). Наибольший разрыв между требованиями работодателей и компетенциями выпускников наблюдается по таким навыкам как критический анализ идей, умение их представлять аудитории, аналитическое мышление, эффективное использование времени, использование потенциал коллег, работа в команде, склонность к инновациям. Вместе с тем, как показывает анализ, работодатели не особо нуждаются в навыках выпускников в использовании современных ИКТ, что свидетельствует о слабой технической подготовке современных руководителей и требует расширения масштабов переподготовки и повышения квалификации кадров для формирования цифровой экономики в Беларуси. С другой стороны требуются и новые подходы в образовательном процессе вузов.

Рисунок 4.

Дефицит навыков по мнению работодателей, преподавателей и выпускников вузов в Беларуси(результаты опроса по программе FOSTERC)

В рамках Европейского инновационного табло (EIS)1. для оценки подготовки кадров в цифровой экономике рассчитывается показатель «доля предприятий, предоставляющих обучение для развития или повышения навыков персонала в области ИКТ». Данные показывают, что Беларусь (6,9%) от ЕС (23%) отстает почти в 4 раза. Таким образом, несмотря на то, что по масштабам подготовки высококвалифицированных кадров Беларусь соответствует развитым странам, о чем свидетельствует положение страны в оценке уровня подготовки специалистов с третьей ступенью образования в мире (9 позиция в рейтинге Глобального инновационного табло 2019г.), ее позиционирование в глобальном индексе инноваций - только 722.

Причин несколько. Одна из важнейших - недостаточное финансирование науки и образования в стране. Доля затрат на образование ВВП страны составила в 2017 - 4,8%, что ниже 2006 г. (6,1%). О качестве среднего образования свидетельствует международная оценка знаний 15-летних учащихся PISA. Беларусь впервые в 2018 году приняла участие в оценке (PISA 2018), в которой оценивались знания десятиклассников по чтению (35 результат), математике (38 результат), естественным наукам (37 результат) из 79 стран. Оценивая эти результаты как средние, необходимо отметить, что Беларусь отстает от стран-соседей: Польши, Литвы, Латвии, России.

В Беларуси при высокой доле контингента учащихся на третьей ступени образования, в бюджетных расходах доля затрат на образование третьей ступени невысока и сокращается: в 2008 г. она составляла 20%, в 2013 г. - 17,5% общего объема средств, выделяемых на образование. В развитых странах доля расходов на образование третьей ступени в структуре затрат на образование гораздо выше. За последнее десятилетие страны ОЭСР увеличили расходы на третичный уровень образования на 9%, достигнув в среднем 1,5% ВВП, при этом треть этих расходов связана с затратами на исследования и разработки. К сожалению, в вузах Беларуси расходы на НИОКР составляют лишь 10% общих

1 https://interactivetool.eu/EIS/EIS_2.html#

2 https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report

затрат на науку. Финансирование в расчете на студента третьей ступени образования в стране существенно ниже, чем в других европейских странах. Сравнение, как правило, производится в относительных величинах по отношению к ВВП на душу населения в долл. США по ППС. Если в 2004 г. эти расходы составляли в Беларуси 27,6%, то в 2017 г. -только 18% ВВП на душу населения. Тогда как в развитых странах расходы на одного студента третьей ступени образования в 2017г. составляли: в Австрии - 36%, Бельгии - 32%, Эстонии - 36% , Финляндии - 34% ВВП на душу населения.

Недостаточное финансирование науки (для Беларуси - 0,5-0,6% ВВП) приводит к сокращению численности персонала науки и эта тенденция характерна не только для Беларуси, но для всех стран ЕАЭС, кроме Киргизии (табл. 3).

Таблица 3

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по странам ЕАЭС (тыс. чел.)

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г.

Армения 7,3 6,9 6,6 5,7 5,6 5,2 5,6 4,0 4,8

Беларусь 32,9 30,2 31,7 31,2 30,4 28,9 27,2 25,8 26,5

Казахстан 14,8 18,9 17,0 18,0 20,4 23,7 25,8 23,0 22,1

Кыргызстан 2,9 3,4 3,1 3,3 3,3 4,2 4,2 4,5 4,3

Россия 887,7 813,2 736,5 735,3 726,3 727,0 732,3 722,3 707,9

Источник: составлено по данным ЕАЭС и Белстат.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Беларуси в 2018 году, составляли 739 340 тыс. р., из них в сфере ИКТ затраты составили лишь 33 270 тыс. р. (4,5%), что недостаточно для формирования инновационных продуктов для цифровой экономики страны. Согласно OECD «Digital Economy Outlook» в 2017 году расходы бизнеса на научные исследования и разработки в сфере ИКТ в Чехии составляли 0,2% от ВВП, в Эстонии - 0,31% ВВП. В большинстве государств-членов ОЭСР на информационную индустрию приходится от 20 до 25% от общих расходов предприятий на НИОКР.

Сохранение низких затрат на научные исследования в перспективе лишают отрасль достижения высоких показателей конкурентоспособности и способствуют оттоку подготовленных кадров. Данные доклада Всемирного банка «Миграция и утечка мозгов в Европе и Центральной Азии»1 за 2017 год показывают, что 10,6 миллиона граждан РФ покинули страну для работы за рубежом (в Беларуси - 1,5 млн. граждан). В относительном выражении потери России составляют 7,4% населения, Беларуси - 15,7% населения. При этом, опрос Boston Consulting Group, в котором участвовали 24 тысячи респондентов России, показал, что хотят работать за рубежом 50% российских ученых, 52% топ-менеджеров, 54% IT-специалистов2.

Значение развития человеческого капитала для создания цифровой экономики на современном этапе обусловило появление новой «человекоцентричной» концепции, основанной на следующих принципах: приобретение навыков будущего, культура постоянного развития, осознанная самостоятельность в выборе профессионального пути, прозрачность рынка труда, мобильность компетенций, инклюзивность рынка труда и уважение ценностей сотрудников3.

XXI век ускорил изменения - регулярно возникающие новые технологии и новые виды бизнеса создают спрос на новые специальности, и старая система подготовки кадров уже не может оперативно предлагать рынку труда актуальный набор профессий: он постоянно обновляется. Если в середине XX века период устаревания технических знаний составлял десять лет, то сейчас этот срок сократился до двух-пяти лет. Это вызывает необходимость постоянного переобучения кадров. Концепция «обучения в течение всей жизни» (life long learning) становится все более актуальной для готовности человеческих ресурсов работать в условиях цифровой экономики. В странах ЕАЭС необходимо использовать методику измерения уровня цифровых навыков, используемую ОЭСР и ЕС с показателями, оценивающими долю населения, имеющего базовый или выше базового уровень цифровых навыков, проводить масштабные обследования рабочей силы, аналогичные регулярному обзору ОЭСР (Programme for International Assessment of Adult Competencies, PIAAC) по способности работать в технологически насыщенной среде и готовность учиться и креативно мыслить.

Для характеристики системы образования в Беларуси нужно шире использовать результаты оценки качества среднего образования PISA, а также обеспечить участие страны в оценке Мирового экономического форума по конкурентоспособности и оценке человеческого капитала (The Global Competitiveness Report). До настоящего времени в Беларуси такая оценка не производится.

Достижение прогресса в преодолении современных проблем развития формирования и использования человеческого капитала возможно только при взаимодействии всех участников процесса развития талантов: государства, образовательной системы, бизнеса и каждого человека лично.

1 «Migration and Brain Drain» Europe and Central Asia Economic Update (Fall. - Washington (DC): World Bank, 2019. Doi: 10.1596/978-1-4648-1506-5

2 https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/polovina-rossiyskikh-uchenykh-zayavili-o-zhelanii-emigrirovat-1027322119

3 Массовая уникальность - глобальный вызов в борьбе за таланты / BCG.Inc.; Росатом. 2019. - 57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.