В настоящее время проходят экспертизу документы на открытие областной инновационной площадки по теме «Учебно-производственная фирма как условие формирования профессиональных компетенций студентов ПОО» в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум». В результате ее работы опыт создания и функционирования учебно-производственных фирм в ПОО можно будет тиражировать.
В регионе уже есть положительный опыт формирования у студентов ПОО наряду с профессиональными компетенциями и компетенций предпринимательской деятельности. С 2012 по 2015 г. в ЮУМК работала инновационная площадка «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям технического профиля». Одним из результатов ее работы были разработка и внедрение в образовательную деятельность модуля «Организация и управление предпринимательской деятельностью». Стажировки по освоению модуля обеспечили подготовку педагогических работников ПОО Челябинской области к введению
Библиографический список
в вариативные части программ профессионального модуля «Организация предпринимательской деятельности. Трудоустройство».
Для того чтобы создать в ПОО благоприятные условия для организации собственных производств, целесообразно по аналогии с высшим образованием (ст. 103 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ) предоставить СПО право быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что опыт Челябинской области свидетельствует о понимании активной частью представителей малого и среднего бизнеса необходимости сотрудничества с системой профессионального образования. Но для того, чтобы это сотрудничество из эпизодического, основанного на межличностных отношениях, превратилось в системное, долговременное, оно должно строиться на взаимовыгодных партнерских отношениях между всеми субъектами этого процесса, т. е. между бизнесом, образованием и властью.
1. Итоги деятельности малого бизнеса в 2014 г. [Электронный ресурс] : пресс-выпуск. — Режим доступа: http://chelstat.gks.ru.
2. О государственной программе Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг.» [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Челябинской области 19.11.2014 № 594-П] — Режим доступа: http://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-оЬ^М9-поуаЬгуа-2014-доЬа-по594-р-о.
3. Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] : отчет об исполнении мероприятий государственной программы Челябинской области (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 21.10.2015 № 543-П) по состоянию на 01.01.2016. — Режим доступа: http://www.chelbiznes.ru/programsuppor/r?article=1616.
4. Резолюция II Форума малого и среднего бизнеса Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://74.opora.ru.
УДК 331+37.0 И. С. Ломакина, начальник Центра
сравнительной педагогики Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, email: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЫНКА ТРУДА ЕС НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье исследуется воздействие рынка труда на формирование образовательной политики ЕС. Выделяются основные характеристики и тенденции рынка труда ЕС, играющие важную
роль в формировании и прогнозировании образовательной политики. Объясняется значение высококвалифицированного труда, компетентностного подхода, когнитивных и некогнитивных навыков и умений для рынка труда ЕС.
Ключевые слова: ЕС, рынок труда, навыки и умения, компетенции, образовательная политика.
В последние годы индустриально развитые страны подверглись изменениям в технологическом, экономическом, социальном плане, которые изменили роль знаний и образования в экономике и обществе. Знания стали тесно связываться с экономическим ростом, конкурентоспособностью и процветанием общества [1].
В современных условиях успех государственной политики во многом определяется экономическими показателями, включая рост ВВП, уровень занятости и безработицы, место страны в мировом ВВП, доходы на душу населения и др. Для ЕС экономическая сфера имеет еще большее значение, так как одной из главных целей создания сообщества выступила экономическая интеграция. Именно обещание экономического преуспевания является основным мотивом и фактором вступления в ЕС (Ю. Хабермас). Ради этой цели государства подвергли перестройке свои правовые системы, провели экономическую реструктуризацию, полностью и частично делегировали полномочия Европейскому союзу в большинстве политических областей. Кроме того, ЕС и страны-члены являются участниками влиятельных международных организаций (ОЭСР, МВФ, G7, G20 и др.), которые определяют экономическую политику в мире. Таким образом, образовательная политика во многом призвана обслуживать интересы экономической повестки дня, а роль образования часто сводится к решению проблем рынка труда и даже более узко — к «формированию навыков и умений», что прослеживается в документах ЕС. Определение настоящих и будущих тенденций развития рынка труда выступает основой формирования образовательной политики на уровне ЕС.
Анализ позволяет выделить характеристики рынка труда ЕС, имеющие непосредственное значение для формирования образовательной политики сообщества. Так, исследования показывают, что высококвалифицированный труд является одним из главных конкурентных преимуществ ЕС [2]. Вместе с тем в настоящее время в ЕС сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, отмечается наличие высококвалифицированного труда и общее повышение обра-
зовательного уровня населения, что характерно для всех индустриально развитых стран вследствие технологических изменений и экономики знаний, повлиявших на навыки и умения рабочей силы. Во всех странах процент молодых людей с высшим образованием выше по сравнению со старшим поколением [3]. С другой стороны, имеется несоответствие между предложением и спросом на рынке труда. В 2012 г около 20 % рабочей силы в ЕС, что составило 46 млн человек, являлись безработными или частично безработными. Многие из этих людей имеют высшее образование и опыт высококвалифицированной работы [4]. Вместе с тем одна треть работодателей в ЕС сталкиваются с проблемой заполнения существующих вакансий. Несоответствие требованиям рынка труда предлагаемых навыков и умений (skills) является следствием двух основных причин: наличия «излишних квалификаций» и «излишнего образования» (overqualification, overeducation) и отсутствия «правильных», востребованных навыков и умений. Таким образом, в большинстве случаев несоответствие требованиям рынка труда навыков и умений рабочей силы не является следствием их отсутствия.
Слабый спрос на рынке труда и высокий уровень безработицы усиливают конкуренцию за рабочие места, вынуждая людей устраиваться на работу, не соответствующую их уровню квалификаций. В ЕС около 29 % высококвалифицированных специалистов занимают рабочие места, которые требуют низкого или среднего уровня квалификаций, что делает их излишне квалифицированными [4]. Персистирование этого явления ведет к нагрузке на экономику и социальную сферу вследствие снижения производительности труда, демотивации и укоренения проблемы несоответствия предложения на рынке труда. Излишне квалифицированные специалисты страдают от более низкой оплаты труда, потери навыков и умений, частой смены рабочих мест [5].
Вторая причина заключается в отсутствии востребованных, «правильных» навыков и умений. В 2010 г. Евробарометр выяснил, что около 33 % работодателей определили отсутствие
«правильных» навыков и умений у претендентов на рабочие места в качестве основной причины открытых вакансий [4]. Такая ситуация поднимает вопросы качества и адекватности образовательных программ и профессионального обучения в рамках формальной системы образования, а также их соответствия потребностям рынка труда и экономики в целом.
Ситуация в области спроса и предложения, проблема несоответствия навыков и умений выдвинули на передний план изучение и прогноз необходимых рынку труда характеристик и качеств рабочей силы. Такой прогноз является важным условием планирования и регулирования предложения со стороны системы образования, определения количественных целей в сфере образования, что нашло отражение в программе сообщества «Образование и подготовка».
С 2008 г. все страны — члены ЕС осуществляют прогноз спроса на рынке труда. Как показывают национальные отчеты, в странах разрабатываются новые подходы и инструменты для ранней идентификации необходимых рынку навыков и умений. В дополнение к отдельным инициативам многие страны разрабатывают холистическую систему прогноза навыков и умений для обеспечения координации между разными министерствами и ведомствами [6]. В ряде государств при планировании учебных программ опираются непосредственно на прогнозы со стороны рынка труда, в других государствах введены механизмы мониторинга и обратной связи. Особое внимание уделяется сотрудничеству с бизнес-сектором и работодателями для того, чтобы учитывать поступающую с рынка труда информацию при планировании и разработке учебных программ. Все страны внедряют национальные квалификационные рамки.
В сообществе на эти вопросы обратили внимание еще в 1970-х гг., а в 1980-х гг. стали предпринимать активные действия по сближению сфер образования и занятости в вопросах подготовки рабочей силы и решения экономических проблем. Молодежная безработица, переход к сервисной экономике, изменившей взаимодействие с потребителем, реструктуризация организации труда в соответствии с идеями постфордизма, рыночная идеология сигнализировали о появлении нового контекста для обучения и необходимости реформирования систем образования, пересмотра педагогических подходов и образовательных ценностей. В это время в странах ОЭСР были разработаны и приобрели популярность концепции трудоспособ-
ности, базовых навыков и умений (basic skills), компетенций и др.
Одновременно с этим практика доказала несостоятельность доктрины экономического роста и повышения конкурентоспособности через увеличение инвестиций в сферу образования и профессионального обучения и насыщение рынка труда высококвалифицированными специалистами [7; 8]. Как показал реальный опыт, для решения этих задач требуется комплексная политика, включающая реструктуризацию экономики, внедрение новых форм управления, изменение спроса и др. Концепция «треугольника знаний», заявленная в рамках Лиссабонской стратегии и подразумевающая интеграцию образовательной, научно-технической и инновационной сфер, в том числе является одним из решений проблемы.
В 1980-х гг. произошел пересмотр понятий «навыки и умения» (skills), «профессиональное обучение», которые стали отделять от конкретных профессий и узких технических навыков и умений, в них стали включать аспекты социализации и личной эффективности человека [8]. В этих условиях актуальность приобрели определения ключевых навыков и умений, необходимых каждому человеку на протяжении всей жизни; кросс-предметных навыков и умений, повышающих гибкость и адаптивность рабочей силы и рынка труда; навыков, умений и характеристик, способствующих трудоспособности человека. В результате была выдвинута концепция компетенций.
Компетенция выступила зонтиковым понятием, которое охватило навыки, умения, отношения, знания, способности, т. е. когнитивное и аффективное измерения. Она удовлетворила политический запрос на получение и мониторинг исходящих результатов в обучении, необходимых современному глобализирующемуся обществу в решении вопросов обучения на протяжении всей жизни, занятости, построения гражданского общества [9].
В рамках компетентностного подхода не ставится акцент на передаче знаний между поколениями в силу их быстрого устаревания. Компетенция означает способность применять знания, навыки и умения в стабильной, повторяющейся или изменяющейся ситуации. Компетенция опирается на два важных элемента: применение знаний и способностей для выполнения конкретной задачи или решения проблемы; применение этих знаний и способностей в разных ситуациях. Навыки и умения (skills) приобретаются в процессе обучения или
профессиональной подготовки для выполнения действий, которые обеспечивают достижение желаемого результата [9].
Компетенции могут соответствовать определенной сфере деятельности и соотноситься со специфическим видом деятельности. Ключевые компетенции можно рассматривать как компетенции, необходимые каждому человеку для успешной жизнедеятельности в обществе. В рамках программы «Образование и подготовка» было выделено восемь ключевых компетенций.
Еще одним приоритетным направлением в анализе рынка труда ЕС явилось определение навыков, умений и компетенций, непосредственно влияющих на экономический рост. В итоге были выделены когнитивные и некогнитивные навыки, умения, компетенции. Исследования доказали, что улучшение когнитивных навыков и умений (точные науки, грамотность, естественные науки) ведет к долгосрочному экономическому росту, положительно воздействует на экономику в целом и способствует трудоспособности человека [10].
Вместе с тем в последнее время формирование переводных (transversal) навыков и умений выделяется как важная задача для решения проблем занятости и адаптивности. К переводным навыкам и умениям относят в первую очередь языковые, цифровые навыки и умения, а также предпринимательскую инициативу. Национальные отчеты стран — участниц ЕС свидетельствуют о принятии мер по внедрению переводных навыков и умений на всех уровнях образования, включая принятие нормативно-правовой базы, изменение учебных программ, финансовую поддержку образовательных учреждений и др. [11].
Исследования последних лет также указывают на повышение в целом значения некогнитивных, или мягких, навыков и умений. Они выходят за пределы узких предметных навыков и умений и включают в себя социальные и коммуникативные навыки и умения, гибкость, креативность, аналитические способности, учебные навыки и др. Усиление значения некогнитивных навыков, умений и компетенций обусловлено рядом причин. Во-первых, они играют важную роль в инновационном и технологическом развитии. Некогнитивные навыки и умения способствуют усилению мобильности научно-технических работников между научно-техническим и промышленным секторами [12]. На политическом уровне это отражается в продвижении бизнес-образования и послевузовского образования, включая докторский уровень.
Во-вторых, гетерогенность и нестабильность в обществе и экономике, с одной стороны, и необходимость обеспечения устойчивого развития, с другой, приводят к новому акценту на вопросах экологии, здоровья, гражданских компетенций.
Кроме того, актуализации проблемы некогнитивных навыков и умений способствует распространение интернета и электронной инфраструктуры. Последние исследования указывают на новые требования для работы и учебы в цифровом информационном обществе. Новые, адаптированные технологии требуют новых навыков и умений. Следствием измененных образцов коммуникации и взаимодействия станет актуализация межличностных навыков и умений (коммуникативные, умение вести переговоры, командное взаимодействие и др.). В то же самое время расширение информационного пространства потребует от людей улучшения их аналитических способностей, критического мышления, рефлексии и др. Управление своей профессиональной и личной жизнью в условиях гетерогенности и неустойчивости потребует навыков взаимодействия, экспериментирования, решения проблем, принятия рисков и др. [13].
В рамках формального образования ИКТ продолжат трансформировать педагогические и методические подходы, учебные программы. ИКТ будут способствовать помещению реального жизненного опыта в формальное образование, адаптации учебных материалов и целей обучения к потребностям обучающихся, персонализированному набору обучающих материалов, проведению мониторинга учебной деятельности без вмешательства в учебный процесс со стороны учителя, эффективному использованию большого разнообразия учебных материалов. Это потребует оборудования образовательных организаций современной ИКТ-инфраструкту-рой и подготовки учителей в области цифровой грамотности [13]. Переход к обществу знаний в сочетании с усилением гетерогенности в ЕС рискует создать дуальное общество, которое исключает большие группы людей, не обладающих цифровой компетенцией [14].
Запущенная в 2013 г. инициатива Европейской комиссии «Открывая образование» нацелена на внедрение новых технологий в сферу образования и открытие образования для новых технологий. Для достижения этой цели действия сконцентрированы в трех направлениях: открытая образовательная среда, открытые образовательные ресурсы, развитая инфраструктура [11].
В качестве доказательства важности значения некогнитивных навыков и умений приводят пример США. Система образования и профессионального обучения в США, делающая акцент на общем образовании, лучше реагирует на технологические и организационные изменения [3]. По мнению специалистов, ориентация на общее образование, во-первых, позволила молодым американцам быть профессионально и географически мобильными, менять рабочие места и специальности на протяжении всей жизни и легче реагировать на технологические изменения. Во-вторых, люди с общим образованием показывают более высокие показатели занятости в старшем возрасте. Узкая профессиональная специализация в Европе оказалась более затратной и менее гибкой и привела к замедлению адаптации к новым технологиям во времена быстрых технологических и структурных изменений [10; 15].
В дополнение к этому новые, прогнозируемые рабочие профили потребуют в будущем новых навыков и умений, которые на сегодняшний день сложно выделить. Так, список из 110 возможных будущих профессий, составленный в рамках одного европейского исследования, варьируется от «менеджера в области хорошего состояния в пожилом возрасте» и «вертикального фермера» до «виртуальных юристов» и «виртуальных учителей» [13].
Таким образом, концептуальные различия между некогнитивными и когнитивными навыками и умениями будут исчезать. Многие авторы указывают на взаимозависимость этих навыков и умений, невозможность их жесткого разделения и предлагают вместо них использовать понятие «способность». Подход способностей (capability approach), разработанный в области экономики образования, подразумевает расширение значения и ценности образования, включая повышение трудоспособности и производительности, развитие устойчивой жизни. Свобода выбора человека в разных аспектах жизни (здоровье, отдых, работа, семья и др.) выявляет значительную пользу от образования, которая до того не учитывалась экономистами [16].
Исследования рынка труда показывают, что тенденции к востребованности высококвалифицированных специалистов и расширению занятости в сфере услуг сохранятся. В 2025 г. 44,1 % всех рабочих мест потребует высокого уровня квалификации по сравнению с 41,9 % в 2010 г. и 36,5 % в 2000 г. Доля низкоквалифицированного и неквалифицированного труда
резко сократится и составит 14 % в 2025 г. по сравнению с 24 % в 2010 г. и 31 % в 2000 г. [5]. Это приведет к поляризации рабочих мест, при которой их появление будет концентрироваться на более высоком и более низком уровнях навыков и умений с более медленным ростом для среднего уровня. Однако даже низкоквалифицированный труд будет усложняться, требуя цифровых компетенций и др. [5].
Европейские исследования рынка труда указывают на ожидаемую нехватку специалистов в ряде областей, включая точные науки, ИКТ, инженерные специальности, медицину, сферу услуг, сферу образования. Такая ситуация объясняется двумя основными причинами: недостаточным количеством специалистов с высшим образованием в ряде стран (ниже 20 %) и неравномерностью выбора предметных областей для обучения. Так, в ЕС более трети студентов изучает общественные дисциплины, бизнес, право, в то время как естественными науками и технологической подготовкой решает заниматься менее трети студентов [2].
По оценкам, в ближайшее время ЕС потребуется до 700 тыс. ИКТ-специалистов. К 2020 г. нехватка специалистов в сфере здравоохранения составит 1 млн человек [17]. Для реализации цели построения инновационного союза и построения общего исследовательского пространства необходимо привлечение дополнительно еще 1 млн исследователей. Это происходит на фоне высокой безработицы, которая составляет для молодых людей 23 %, а для взрослого населения (25-64 лет) — 8,3 % (2013 г.) [17].
В 2010 г. в странах ОЭСР количество рабочих мест, требующих подготовки в области естественных наук и технологий, составило более четверти от общего показателя уровня занятости. В Люксембурге, Швеции, Дании и Швейцарии количество таких специалистов превышает 40 % от числа всех трудящихся. В 2000-х гг. рост рабочих мест в этих направлениях увеличивался с большей скоростью, чем общая занятость в странах ОЭСР и «двадцатки». Сохранение данной тенденции и нехватка таких специалистов в быстро растущих экономиках (менее 10 %) прогнозируют рост спроса на эти специальности [18], что означает возможность их оттока из ЕС.
Кроме того, несоответствие между спросом и предложением на рынке труда имеет географическое измерение. В регионах с высоким уровнем безработицы отмечается нехватка специалистов в быстрорастущих отраслях экономики. При этом мобильность внутри регионов
остается низкой. В 2009 г. только 2,4 % от общего населения ЕС проживали в другом государстве сообщества [17]. Экономическая миграция может оказать положительное влияние на выравнивание параметров рынка труда.
Исследования в области рынка труда указывают на то, что высокий уровень молодежной безработицы будет сохраняться в ряде европейских стран, несмотря на наличие высокого уровня образования и квалификаций. Такая ситуация требует формирования «правильных»,
Библиографический список
востребованных навыков и умений для трудоустройства, поддержания трудоспособности и реализации поставленной цели в 75 % общей занятости к 2020 г. [5].
Необходимость обеспечения баланса спроса и предложения актуализирует важное значение создания служб профессионального консультирования и профориентации, усиление мобильности населения, а также возможности продолженного и дополнительного образования.
1. Cornford, I. Learning-to-learn strategies as a basis for effective lifelong learning [Text] / I. Cornford // International journal of lifelong education. — 2002, Jul. — Aug. — Vol. 21. — P. 357-368.
2. Europe's skill challenge. Lagging skill demand increases risks of skill mismatch : briefing note. March 2012 [Text] / Cedefop. — Thessaloniki : Cedefop, 2012. — 4 p.
3. Schlotter, M. Origins and consequences of changes in labour market skill needs. EENEE analytical report No. 4 prepared for the European Commission. October 2008 [Text] / M. Schlotter / EENEE ; European Commission. — [S. l.] : EENEE, 2008. — 34 p.
4. Skill mismatch : more than meets the eye. Briefing note [Text] / Cedefop. — Thessaloniki : Cedefop, 2014. — 4 p.
5. Roads to recovery : three skill and labour scenarios for 2025. Briefing note. June 2013 [Text] / Cedefop. — Thessaloniki : Cedefop, 2013. — 4 p.
6. New skills for new jobs. Policy initiatives in the field of education : short overview of the current situation in Europe [Text] / EACEA. — Brussels : EACEA, 2010. — 36 p.
7. The cost of low educational achievement in the European Union : policy brief [Text] // Policy brief EENEE / EENEE. — 2011. — № 1. — [S. l.] : EENEE, 2011. — 2 p.
8. Payne, J. All things to all people : changing perceptions of 'skill' among Britains' policy makers since the 1950s and their implications : research paper [Text] / J. Payne // SKOPE research paper. — 1999. — № 1. — 38 p.
9. Hoskins, B. Learning to learn : What is it and can it be measured? [Text] / B. Hoskins, U. Fredriksson. — Luxembourg : Office for official publications of the European Communities,
2008. — 132 p.
10. Psacharopoulos, G. Skills for employability, economic growth and innovation : monitoring the relevance of education and training systems. EENEE analytical report No. 6 prepared for the European Commission. February 2010 [Text] / G. Psacharopoulos, M. Schlotter / EENEE ; European Commission. — [S. l.] : EENEE, 2010. — 54 p.
11. New priorities for European cooperation in education and training : staff working document : accompanying the document draft 2015 joint report of the Council and the Commission [Text] / European Commission. — Brussels, 2015. — 114 p.
12. Hervas Soriano, F. Connecting the dots. How to strengthen the EU knowledge economy [Text] / F. Hervas Soriano, F. Mulatero. — Luxembourg : Publications Office of the European Union,
2009. — 16 p.
13. Redecker, C. The future of learning: preparing for change [Text] / C. Redecker et al. — Luxembourg : Publications office of the European Union, 2011. — 91 p.
14. Boden, M. Facing the future : time for the EU to meet global challenges [Text] / M.Boden et al. — Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2010. — 34 p.
15. Woessman, L. The economic case for education. EENEE Analytical report No. 20 prepared for the European Commission [Text] / L. Woessman / EENEE. — [S. l.] : EENEE, 2014. — 39 p.
16. European education and training systems in the second decennium of the Lisbon strategy. Independent report submitted to the European Commission by the EENEE and NESSE networks of experts. June 2008. [Text] / European Commission ; EENEE ; NESSE. — [S. l.], 2008. — 43 p.
17. An agenda for new skills and jobs. A European contribution towards full employment : communication from the Commission [Text] / European Commission. — Strasbourg, 2010. — 21 p.
18. Education indicators in focus. OECD [Text]. — 2012, May. — № 5. — 4 p.