УДК 339.138 : 67/69 Кузьмич Наталья Павловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и землеустройства Дальневосточного государственного аграрного университета
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Kuzmich Natalya Pavlovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Geodesy and Land Management Department, Far East State Agrarian University
HUMAN CAPITAL IN THE CONTEXT OF COMPANY’S COMPETITIVENESS PROMOTION IN THE CONDITIONS OF KNOWLEDGE ECONOMY
Аннотация:
Статья посвящена вопросам управления человеческим капиталом, который используется индивидом или организацией для получения дохода, а также обеспечивает строительному предприятию инновационный характер и конкурентные преимущества. Вложения в человеческий капитал постепенно превращаются в наиболее эффективное направление инвестиций. В современной экономике знания служат источником высокой производительности и инновационной активности.
Ключевые слова:
знания, инновации, интеллектуальный капитал, строительные предприятия, управление, человеческий капитал.
Summary:
The article discusses the questions of human resources as a part of the intellectual capital exploited by a person or an organization for one’s benefit. Be-sides, it provides a construction enterprise with innovations and competitive strengths. Investment to the human capital becomes progressively the most efficient investment area. In the contemporary economy the knowledge is a source of efficient production and innovative activity.
Keywords:
knowledge, innovation, intellectual capital, construction companies, management, human capital.
Анализируя отдельные составляющие устойчивости строительных организаций, следует подчеркнуть, что первичным ее элементом в условиях экономики знаний является кадровая и образовательная устойчивость. Знания как непосредственный продукт деятельности возникают не только в науке и образовании - профессиональных сферах их создания - но и в других видах деятельности. Для строительной организации знания выступают фактором, определяющим эффективность компании, а также служат ключом к поддержанию конкурентоспособности. Конкуренция не только создает стимулы для производства нового знания, но также позволяет субъектам строительной деятельности увеличить объемы капитального строительства, внедрять преобразования в производство высокоэффективных материалов, в технику, в технологии строительного производства, в управление строительными процессами, то есть дает возможность повышать уровень инновационности в строительной сфере [1].
В настоящее время приоритетом инновационного развития строительных предприятий является расширение интеллектуального капитала, поскольку он задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал представляет собой социальноэкономическую категорию, характеризующуюся специфическими свойствами, обусловленными социальной природой его факторов. Интеллектуальный капитал организации базируется на способности человеческих ресурсов к созидательному труду и на организационных способностях организации, что позволяет создавать новую (добавленную) стоимость [2].
Таким образом, интеллектуальный капитал базируется на основе взаимодействия и синергетических эффектов, его составляющих: человеческого и структурного (предлагаемая структура интеллектуального капитала представлена на рисунке 1). Каждый капитал в отдельности представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, природа и количество которых обусловливают структуру их взаимосвязи [3].
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Рисунок 1 - Состав и структура интеллектуального капитала
Человеческий капитал порождает организационный и потребительский капитал, они, в свою очередь, побуждают развитие человеческого капитала. Знания работников могут быть зафиксированы, переданы и систематизированы, приобретая форму структурного капитала. Также к нему можно отнести стратегию и культуру организации, организационные процедуры и т.д. Структурный капитал позволяет привести имеющиеся знания сотрудников в систему и использовать их более рационально, а также использовать знания отдельных сотрудников, сделав их доступными для всех. Сформированный структурный капитал позволяет избежать чрезмерных инвестиций в человеческий капитал благодаря тому, что систематизированные и зафиксированные знания можно передать другим работникам компании, не тратя средства на обучение [4].
Из всех составляющих интеллектуального капитала наибольший интерес для исследователей представляет человеческий, который является его частью, имеет непосредственное отношение к человеку и представляет совокупность всех производительных качеств работников (знания, умения, творческие способности работников, их моральные ценности и культура, мотивация и энергия, компетенции, опыт, способность к постоянному совершенствованию и развитию). Причем не просто суммируется человеческий капитал всех сотрудников организации, а происходит творческое взаимодействие персонала в инновационном процессе [5].
Управление человеческим капиталом представляет собой деятельность, сосредоточенную на максимизации эффективности использования имеющегося трудового потенциала для достижения целей строительного предприятия. При этом человеческий капитал проходит три уровня управления: индивидуальный, микроуровень и макроуровень. На индивидуальном уровне субъектом управления выступает сам носитель человеческого капитала, то есть человек. На данном этапе происходит формирование человеческого капитала, который воспринимается как врожденный и накопленный. На микроуровне субъектом управления человеческим капиталом выступают предприятия различных организационно-правовых форм, поскольку на этой стадии осуществляется практическое применение человеческого капитала. На макроуровне субъектами управления человеческим капиталом являются в основном региональные органы власти.
Следовательно, формирование, развитие и использование человеческого капитала, с одной стороны, будет зависеть от того, какую политику в этом направлении проводят предприятия, являющиеся элементами региональной инновационной системы, инфраструктуры и институциональной среды. С другой стороны, большое значение имеет региональная политика по развитию, формированию и использованию человеческого капитала. Если человек не применяет свои знания, предпринимательские и управленческие навыки, практический опыт, творческие способности, умения решать проблемы в процессе труда, то человеческий капитал не накапливается, не используется, устаревает, морально изнашивается и не приносит доход. При недостаточном использовании человеческого капитала он превращается в потенциал, так как не имеет возможности производить адекватный затратам на его воспроизводство доход. Именно использование человеческого капитала или реализация посредством интеллектуального труда знаний и способностей человека превращает его в реальный человеческий капитал, что является непременным условием появления инноваций.
Непосредственно в строительной организации качество человеческого капитала проявляется в производительности труда, а также оно отражается в общем образовательном уровне, уровне профессиональных знаний и опыте работы по специальности. Качество человеческого капитала также определяется общим уровнем культуры и интеллектуальных способностей работника. Ключевым параметром эффективности функционирования экономической системы является производительность труда, подразумевающая действенность и результативность строительной деятельности работников, способность конкретного труда производить в единицу
рабочего времени определенное количество строительной продукции. В строительстве рост производительности труда имеет особое значение, поскольку данная отрасль является одной из наиболее трудоемких областей материального производства. Кроме того, в строительной сфере имеет место низкий уровень механизации и автоматизации производства, в силу этого не в меру высока доля ручного труда [6].
В новой экономике знаний образование, опыт становятся основной частью создаваемого капитала, поскольку новую стоимость создает человек образованный. Благодаря этому происходит вхождение образования в экономику, которая становится продолжением образования. Их взаимодополнение вызывает мощный синергетический эффект не только экономический, но и социальный. Вследствие того, что изменяется конкурентная среда, в ней выигрывает тот, кто создает условия для раскрытия личностного потенциала персонала предприятий, благодаря этому вложения в человеческий капитал превратились в наиболее эффективное направление инвестиций [7]. Стало вполне очевидным, что именно знания служат источником высокой производительности, инновационной активности и конкурентных преимуществ. Управление знаниями ориентировано на улучшение контроля за компетенциями, на повышение продуктивности, внедрение практики лучших решений, усовершенствование и ускорение процесса принятия решений, на уменьшение субъективности, активизацию инновационных процессов и повышение возможностей для обучения и т.д. На рисунке 2 приведена схема, дающая представление об объективных преимуществах организации, практикующей управление знаниями [8].
Рисунок 2 - Преимущества организации, внедряющей систему управления знаниями
Управление знаниями помогает обрести реалистичное видение, как самой организации, так и ее окружения, что тесно связано с областью специальной работы организации: управлением связями с потребителями, управления человеческими ресурсами, созданием технологий обеспечения экономической безопасности. Любые знания и информация, содействующие успеху в работе организации, представляют ценность. Это могут быть знания о продукции, сырье, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах и целях и другое. Профессиональные знания организации также должны быть частью корпоративной памяти.
Управление знаниями как вид управленческой деятельности включает:
- придание знаниям формы, необходимой и доступной для пользователей информации;
- стимулирование прироста знаний (распространение их внутри организации, обмен знаниями между сотрудниками);
- обеспечение условий для усвоения новых знаний;
- оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации.
Организационное знание создается посредством социального взаимодействия его носителей. В процессе трансформации знания происходит его качественное и количественное увеличение. В управлении ими и инновациями ведущую роль играют руководители среднего звена, поскольку они используют организационное компетенции, находя возможности для более эффективного применения навыков людей, их способностей, методов работы. Исследовано, что при квалифицированном управлении максимальная сумма прибыли от инвестиций в человеческий капитал почти в 3 раза превышает прибыль от инвестиций в технику [9].
Итак, знания выступают основным ресурсом новой экономики, которая является не просто отражением информатизации всей жизнедеятельности человека, но и характеризуется новым этапом развития различных форм интеграции и кооперации, усиления личностных аспектов поступательного развития социума. При становлении экономики, основанной на знаниях, развитие производства во всевозрастающих масштабах все более зависит от эффективного использования накопленных навыков. Однако учитывая, что знания могут производиться только человеком, в современных условиях неизмеримо возрастает значение человеческого капитала.
Ссылки:
1. Кузьмич Н.П. Проблемы и процессы, происходящие в строительном комплексе Амурской области // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 284-285.
2. Саакова Л.В. Эффективность устойчивого развития предпринимательской деятельности корпораций в условиях экономики знаний (теория и методология): автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. СПб., 2012. 41 с.
3. Колпакова О.Н. Интеллектуальный капитал: состав, структура и концептуальные основы управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 1. С. 74-80.
4. Сердюкова Л.О. Человеческий и структурный капитал в инновационных системах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 3. С. 63-67.
5. Кузьмич Н.П. Развитие человеческого капитала как условие реализации инновационного потенциала строительных предприятий // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 199-201. 11Р1_: http://teoria-practica.ru/-6-2013/есопотю8/к1Егтнс11.рс^ (дата обращения: 12.12.2013).
6. Кузьмич Н.П. Факторы роста производительности труда как условие обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия // Научное обозрение. Сер. 1: «Экономика и право». 2011. № 5. С. 9б-102.
7. Кузьмич Н.П. Организационно-экономические аспекты устойчивого развития инвестиционно-строительного комплекса в условиях инновационных преобразований // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 44-47.
8. Никифорова Л.Н., Цуриков С.В. Управление знаниями, формирование и развитие интеллектуального капитала организации в рамках обеспечения ее конкурентоспособности // Сибирская финансовая школа. 2010. № 6. С. 83-96.
9. Там же.