Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТИНУУМ / HUMAN CAPITAL / ECONOMICS OF EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / INFORMATION / LABOUR RESOURCES / EDUCATION COSTS / KNOWLEDGE CAPITALISATION / EDUCATIONAL CONTINUUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашёв Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович

Обращение к категории «человеческий капитал», её концептуальная разработка становятся в конце ХХ века особо актуальными. Активно заявляемые социумом условия и требования цифровой экономики значительно повышают требования к подготовке выпускников учебных учреждений всех уровней. Особое внимание уделяется системе высшего профессионального образования. Интенсивное развитие производственных способностей человека и последующее формирование его готовностей (в пределе - компетенций) возможно только лишь при значительном инвестировании в специфические (в первую очередь - образовательные) процессы деятельности, куда на первой фазе создания человеческого капитала отнесены инвестиции в образование, воспитание, формирование здорового физического организма. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования человеческого капитала в процессах обучения. Человеческий капитал как неотъемлемая процессуальная составляющая образовательного процесса характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, инновационными способностями обучающихся. В условиях вуза наиболее ярко рассматриваемые элементы проявляются через сеть инновационных парков. Описанный в статье функционирующий в Петрозаводском государственном университете педагогический инновационный парк в своей деятельности подчиняется задачам повышения доступности и качества образования всех уровней, соответствующего требованиям опережающего инновационного развития региональной экономики. Успешность практической деятельности иннопарка проявляется в создании и апробировании в работе университета большого количества методик, включающих в себя блоки и элементы формирования человеческого капитала каждого обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The appeal to the category of "human capital", its conceptual development becomes particularly topical in the late 20th century. The conditions and requirements of the digital economy, which are actively stated by society, significantly increase the requirements for training graduates of educational institutions at all levels. Special attention is paid to the system of higher professional education. Intensive development of a person's productive abilities and subsequent formation of its readiness (within the limits of competences) is possible only with significant investment in specific (primarily educational) processes of activity. Thus, investments in education, upbringing, and the formation of a healthy physical body are included in the first phase of creating human capital. The article discusses some aspects of the formation of human capital in the learning process. Human capital as an integral procedural component of the educational process is characterised by the level of intellectual and spiritual development, innovative abilities of students. In the context of higher education, the most clearly considered elements are manifested through a network of innovation parks. What we describe in the article, is the pedagogic innovation Park functioning at Petrozavodsk State University in its activities is subject to the tasks of increasing the availability and quality of education at all levels that meet the requirements of advanced innovative development of the regional economy. The success of innopark's practical activities is shown in the creation and testing of a large number of methods in the work of the University, which include blocks and elements of forming the human capital of each student.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-29-35 УДК 378:33

Лобашев Валерий Данилович

Петрозаводский государственный университет

Талых Алексей Александрович

Петрозаводский государственный университет

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Обращение к категории «человеческий капитал», её концептуальная разработка становятся в конце ХХ века особо актуальными. Активно заявляемые социумом условия и требования цифровой экономики значительно повышают требования к подготовке выпускников учебных учреждений всех уровней. Особое внимание уделяется системе высшего профессионального образования. Интенсивное развитие производственных способностей человека и последующее формирование его готовностей (в пределе - компетенций) возможно только лишь при значительном инвестировании в специфические (в первую очередь - образовательные) процессы деятельности, куда на первой фазе создания человеческого капитала отнесены инвестиции в образование, воспитание, формирование здорового физического организма. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования человеческого капитала в процессах обучения. Человеческий капитал как неотъемлемая процессуальная составляющая образовательного процесса характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, инновационными способностями обучающихся. В условиях вуза наиболее ярко рассматриваемые элементы проявляются через сеть инновационных парков. Описанный в статье функционирующий в Петрозаводском государственном университете педагогический инновационный парк в своей деятельности подчиняется задачам повышения доступности и качества образования всех уровней, соответствующего требованиям опережающего инновационного развития региональной экономики. Успешность практической деятельности иннопарка проявляется в создании и апробировании в работе университета большого количества методик, включающих в себя блоки и элементы формирования человеческого капитала каждого обучающегося.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономика образования, образовательный потенциал, высшее профессиональное образование, образовательные стандарты, информация, трудовые ресурсы, затраты на образование, капитализация знаний, образовательный континуум.

Информация об авторах: Лобашев Валерий Данилович, ORCID 0000-0003-2583-1786, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Института экономики и права, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия.

E-mail: ronaf@mail.ru

Талых Алексей Александрович, ORCID 0000-0002-3750-2608, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия.

E-mail: ata_77@mail.ru

Дата поступления статьи: 28.04.2020.

Для цитирования: Лобашев В.Д., Талых А.А. Человеческий капитал в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 29-35. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-29-35.

Valeriy D. Lobashyov

Petrozavodsk State University

Aleksey A. Talykh

Petrozavodsk State University

HUMAN CAPITAL IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The appeal to the category of «human capital», its conceptual development becomes particularly topical in the late 20h century. The conditions and requirements of the digital economy, which are actively stated by society, significantly increase the requirements for training graduates of educational institutions at all levels. Special attention is paid to the system of higher professional education. Intensive development of a person's productive abilities and subsequent formation of its readiness (within the limits of competences) is possible only with significant investment in specific (primarily educational) processes of activity. Thus, investments in education, upbringing, and the formation of a healthy physical body are included in the first phase of creating human capital. The article discusses some aspects of the formation of human capital in the learning process. Human capital as an integral procedural component of the educational process is characterised by the level of intellectual and spiritual development, innovative abilities of students. In the context of higher education, the most clearly considered elements are manifested through a network of innovation parks. What we describe in the article, is the pedagogic innovation Park functioning at Petrozavodsk State University in its activities is subject to the tasks of increasing the availability and quality of education at all levels that meet the requirements ofadvanced innovative development of the regional economy. The success of innopark's practical activities is shown in the creation and testing of a large number of methods in the work of the University, which include blocks and elements offorming the human capital of each student.

© Лобашев В.Д., Талых А.А., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

29

Keywords: human capital, economics of education, educational potential, higher professional education, educational standards, information, labour resources, education costs, knowledge capitalisation, educational continuum.

Information about the authors: Valeriy D. Lobashyov, ORCID 0000-0003-2583-1786, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of economic theory and management of the Institute of Economics and law, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Karelia autonomy, Russia.

E-mail: ronaf@mail.ru

Aleksey A. Talykh, ORCID 0000-0002-3750-2608, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of technology, fine arts and design of the Institute of pedagogy and psychology, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Karelia autonomy, Russia.

E-mail: ata_77@mail.ru

Article received: April 28, 2020.

For citation: Lobashyov V.D. Talykh A.A. Human capital in the educational process. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 29-35 (In Russ.). DOI 10.34216/20731426-2020-26-2-29-35.

Экономико-социальные аспекты концептуальной разработки категории «человеческий капитал» становятся предметом пристального внимания в конце ХХ века. Развитие и усложнение этого понятия предопределяет и радикальное усовершенствование, конструктивное расширение его структуры. Стремительная трансформация экономико-социальных основ деятельности, существования, безопасности современного общества диктует необходимость проведения исследования причин и следствий этого процесса.

Именно значительные изменения в производственных отношениях, которые отмечены в конце ХХ века в развитых странах мира, предопределили применение аппарата факторного анализа к установлению достоверно значимых параметров и характеристик роли человека в процессах создания прибавочного продукта. Зеркальное отражение этих процессов в категории человеческий капитал контрастно оттенило двойственность сферы существования индивида. Изменяющийся характер взаимодействия человеческого и вещественного капитала происходит и наиболее ярко отражается в составе производительного капитала [Прищляк, Радько: 101].

Глобальные изменения цепочек, форсирующие процессы формирования добавленной стоимости, энергично и принудительно порождаемые внедряемыми цифровыми технологиями, крайне динамично создают именно высокотехнологические рабочие места, на практике вытесняя низкоквалифицированную «рабочую силу». Это обстоятельство весьма тревожно для рынка труда России, настороженно ожидающего последствий «кадровой турбулентности», качественно трансформирующего количественное соотношение соискателей и приобретателей создаваемых и освобождаемых (последнее - в большей мере объективно-обязывающе) технологически совершенных трудовых постов. Предполагаемые потери в ближайшие десять лет оцениваются в 26 млн рабочих мест, из которых шесть миллионов будут потеряны безвозвратно [Короткова: 21]. Парируя возможные

негативные последствия, Российское государство инвестирует в формирование человеческого капитала в общей массе до 35,5 млн руб. в период до 23-24-летнего возраста индивида.

Критерии и стандарты достойного существования индивида, его нужды и потребности перемещаются в сферы обеспечения его личной безопасности и комфорта, одновременно затрагивая и расширяя области сохранности и устойчивости контактной инфраструктуры существования всего общества. Дальнейшее исследование этой проблемы выявило решающее значение в формировании соотношения затрат на создание условий взаимовыгодного сосуществования социума и его членов, возрастающих расходов на обучение и социокультурную адаптацию каждого индивида.

Оптимизирующее поведение индивида как принцип проявления активно-пассивного участия в построении его ближайшего окружения (т. е. создание окружающей среды, обеспечивающей его комфортное существование) в общем направлении подчинено позициям неоклассической тенденции поступательного развития социума. Формирование человеческого капитала подчиняется законам совершенствования ценностных критериев развития личности, принимающей активное участие в создании общественных благ как чисто социального, так и экономического содержания. Последнее неизбежно побуждает образовательное сообщество, конкретно представленное в государственных структурах, оперативно вносить коррекции в образовательные стандарты [Талых, Лобашев: 64].

В этой ситуации значительно возрастает роль государственных профессиональных учебных заведений, обеспечивающих первоначальную подготовку, что создаёт условия для гораздо более эффективного и интенсивного последующего обучения будущих профессионалов и в конечном итоге экономит значительные государственные инвестиции. Одновременно современное образование всё жёстче ориентируется на активное самостоятельное обучение при сохранении государственного контроля и аттестации. Значительные затраты на подготовку профессионалов, необходи-

мость контроля расходования средств выдвинули требования разработки приёмов более детального изучения и тщательного анализа эффективности использования ресурсов, выделяемых для обеспечения социально-деятельностной жизненной активности личности.

Поступательное развитие человеческого капитала, его особо выделенное самозаявление в экономической, психической, образовательной и других многочисленных областях существования и представленности личности в различных формациях социума, предопределяет некоторую унифицированную размерность существования этой субстанции и на макро-, и на микроуровнях. В этой ситуации в соперничестве сосуществуют и проявляются на практике родовые свойства капитала, раскрывающего место и роль каждого человека в совершенствующихся общественных отношениях. Катализатором таких развивающихся содружеств-противостояний выступает цифровая (инновационная) экономика, предъявляющая обеим сторонам весьма строгие требования-ограничения по характеру, интенсивности, временному лагу, диапазону предъявления взаимных стоимостных претензий, перечню и уровню приёмов конкурентной борьбы и других лимитов элементов-действий рыночных игроков. Регламентируемая законами социума капитализация макроэкономических структур в комплексе разрешает проблему создания и совершенствования систем кругооборота ценности и стоимости человеческого капитала в единый патерналистски контролируемый процесс воспроизводства общественных благ [Васильев: 12].

Материалы и методы. Созидательное развитие, совершенствование человеческого капитала наиболее ярко проявляется в качественном преобразовании его образовательного потенциала. Он развивается в системообразующий элемент и, по сути, катализирует интенсивное упрочение позиций новых способов технологического освоения действительности [Глозман: 141].

Три основных элемента определяют образовательный потенциал человека: доходы на суммарно приобретаемый человеческий капитал; рента на природные способности индивида; стоимость и ценность чистого труда, соответствующего приобретённому уровню обученности (профессионализму) [Михайлова: 14].

Процесс приобретения образования подчинён вектору целесообразности затрат в области действия закона убывающей дополнительной полезности. Появление интереса в получении профессиональной подготовки проявляется в следующих положениях: больший эффект достигается при активном настрое на обучение; размер оплаты обучения ориентирован на общественную оценку получаемых в результате обучения благ и преимуществ; молодые более склонны к дополнительному обу-

чению; предполагаемое увеличение оплаты труда увеличивает число обучающихся; также увеличивает число соискателей сокращение лага запаздывания увеличения оплаты труда [Баграмов: 41].

Человеческий потенциал изначально формируется под влиянием уже существующих апробированных моделей обучения и воспитания. Он - не «природная данность». Представляя собой преимущественно практико-ориентированную субстанцию, он отвечает требованиям технологий самого высокого уровня, достигаемых в данной стране, и страна «проектирует» своего гражданина в соответствии с текущими и перспективными запросами и нуждами в створе стандартов, создаваемых ею же национальных технологий воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов [Опыт: 15].

Образовательная система, подчиняясь требованиям социума, разрабатывает достаточно совершенные технологии и методики обучения, позволяющие решать задачи формирования человеческого капитала в целом, резонирующего запросам общества. Социализация личности, отражающая крайне разнообразный и часто противоречивый процесс, заявляет требования личности обеспечить независимость в конкуренции, сохранить высокую мотивацию к труду, обеспечить должную потенциально высокую возможность практической реализации своих декларированных возможностей. Однако современное общество выдвигает достаточно строгие ограничения-требования на пути претворения в жизнь многих запросов личности [Лобашев, Антонова: 44].

В современных образовательных системах отмечается возрастающее проникновение государства в процессы, методы и технологии формирования человеческого потенциала в форме методических разработок и стандартов. Следует отметить контрастную индивидуальность проявления характеристик человеческого капитала на уровне общества и его воспроизводимость именно как совокупности индивидуализированных кругооборотов. Выделяются патерналистские нюансы организации собственно систем обучения: государство, проявляя себя участником рынка, реализует практико-ориентированные стратегические цели-интересы, чем способствует вложению весьма ощутимых (часто исключительных по адресности и объёму) инвестиций в становление человеческого капитала (в том числе интенсивно перестраивая систему обучения). На практике в процесс и порядок построения человеческого капитала внедряются подчинённые государственной инфраструктуре институциональные составляющие. Наиболее ярко эти обстоятельства проявляются в следующем:

1. Выступая основным ресурсом приумножения ВВП, непрерывно возрастающий человеческий капитал «требует» учёта своего потенциала (фактически признания некоторого правового ста-

туса) именно как решающей составляющей национального богатства.

2. Решающее значение приобретает изменение качественной оценки «динамической ценности» человеческого капитала: происходит резкое изменение оценки значимости фактора его движения при несколько микшированном внимании непосредственно к человеческому капиталу как объекту собственности.

3. Социум в качестве обязательных условий компенсации своих инвестиций выставляет требования радикального повышения интенсивности эксплуатации человеческого потенциала, конкретизации учёта личностных факторов, определяющих «склонность» к выполнению требований интенсификации этого потенциала;

4. Объективно возникает задача разработки стандартов внешней стимуляции, определяющих степень необходимости в человеческом капитале требуемого уровня и экономически обоснованный (оптимальный) спрос на него.

В значительной степени конфигурация и содержательное наполнение всей образовательной области определяются следующими положениями: невозможность передачи права собственности, так как человеческий капитал неотделим от своего носителя и имеет единственного распорядителя - личность (индивид); непредсказуемо быстро (различно в различных, в первую очередь образовательных областях) физически и содержательно изнашивается и при этом радикально изменяет свою экономическую стоимость и познавательную ценность; может накапливаться в формах умений, навыков, способностей, возможностей, готов-ностей, компетенций, но потребительскую стоимость демонстрирует только через практическую деятельность; формируется в основном за счёт инвестиций; активно проявляет свойство саморегулируемости; с момента проявления приобретает социальную окраску; отмечается своеобразной динамикой темпа развития (пульсарностью).

Кроме того, что показательно, сам инвестиционный период человеческого капитала значительно длиннее (12-18 лет и более), чем время конструирования и создания капитала физического; численные характеристики уровня накопления человеческого капитала глубоко специфичны и индивидуальны, при этом практически и принципиально неопределимы; наполненный инновациями, человеческий капитал обладает индивидуальной, неповторимой способностью создавать новую эвристическую информацию; в том числе новые информационные технологии; при информационной «подпитке» он проявляет способность длительной, высокой, устойчивой отдачи. Особо необходимо отметить, что обладатель признанного обществом человеческого капитала (аттестованного на уровне соответствующего стандарта) приобретает право на

монопольную интеллектуальную ренту, тем самым проявляет способность занять более высокое положение на социальной лестнице. Пройдя определённое обучение, человеческий капитал проявляет неограниченное многообразие форм своего применения, которое, в свою очередь, обусловливает множество практических способов реализации потенциала всеобщего обновления в развитии системы социально-экономических отношений; при этом, обладая ярко выраженной созидательной, креативной ориентацией, на рынке труда он может быть представлен в вещественной и невещественной формах. Одновременно, будучи не приспособлен к хранению, он привлекательно гибок в областях реализации, подвижен и, как правило, не связан обязательностью по адресу приложения. Эффект применения человеческого потенциала зависит от характера и объёма предыдущего использования и предшествующего уровня развития. В развитии, реализуясь в практической деятельности, он приносит пользу не только субъекту, приобретающему его, но и обществу в целом, но необходимо учесть, что в силу отдалённости от момента приложения в практической деятельности он далеко не всегда ориентирован на немедленное получение материальной выгоды [Основные аспекты: 320; Лапшин: 261; Пришляк, Радько: 101; Сахаровский: 86].

Специфика категории «человеческий капитал» в образовательной области выявляет его многополярные свойства, требующие специальной оценки: отсутствие стоимостной оценки переносимой части человеческого капитала как на образовательный потенциал учебной группы, обучающихся и выпускников образовательного учреждения, так и на неотчуждаемую его часть, приобретаемую выпускниками в форме личной собственности. Выпускник, в полной мере (в соответствии с образовательным стандартом) овладевший заданным уровнем человеческого капитала, приобретает способность функционировать как в рыночном секторе хозяйства, так и в нерыночном секторе. Сформировавшийся специалист демонстрирует способность приносить доход в неденежной форме, наиболее активно и деятельностно проявлять себя в переходные транзиторные периоды развития общества, увеличивая не только индивидуальный, но и групповой интеллектуальный потенциал, что содействует развитию творчества на уровне малых коллективов, создавая предпосылки к созданию технологий выработки конкурентоспособной продукции повышенного качества. Человеческий капитал отдельной личности, объединённый в группы производителей, повышает общий культурный уровень населения, оказывает положительный эффект на состояние сфер образования и здравоохранения; косвенно, но в очень значительной мере, отражая требования научного прогресса, влияет на материально-техническое обеспечение и оснаще-

ние всей образовательной области [Лапшин: 261; Панюкова, Гостин, Авилкина: 12].

Процессы развития и качественного совершенствования человеческого капитала неизбежно выявляют и другие стороны человеческого капитала: перманентное расширение зоны деградации отдельных профессий, что объясняется динамикой научно-технического прогресса; несовершенство образовательных технологий и отставание от запросов социума технологий профессионального образования; проблемы обучающихся в учебных коллективах; разнохарактерные проблемы трудовой миграции; значительная пассивность и инертность экономического мышления (российского) общества; интраиндивидные проблемы (сложности саморегуляции, самочувствия, самоорганизации) [Егоров: 23].

Человеческий капитал как неотъемлемая процессуальная составляющая образовательного процесса характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, инновационными способностями обучающихся. В условиях вуза наиболее ярко рассматриваемые элементы проявляются через сеть инновационных парков. Функционирующий в Петрозаводском государственном университете педагогический инновационный парк в своей деятельности подчиняется задачам повышения доступности и качества образования всех уровней, соответствующего требованиям опережающего инновационного развития региональной экономики. Основными задачами деятельности иннопарка являются:

1. Формирование инновационной повестки исследований в области педагогики и транслирование наиболее успешных педагогических практик в образовательные учреждения Республики Карелия всех уровней.

2. Создание и распространение структурных и технологических инноваций в образовательной системе университета и региона с целью формирования среды непрерывного опережающего персонализированного обучения и образования детей и взрослых.

3. Модернизация подготовки педагогических кадров для региона в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

В структуру инновационного педагогического парка ПетрГУ входят: гуманитарный класс; инженерно-технологический класс; лаборатория моделирования образовательных программ высшего образования; лаборатория теории и практики развития сельской школы; центр диагностики, консультирования и тренинга; центр инклюзивного образования; центр электронного обучения; экспо-зиционно-образовательный центр и др.

Успешность практической деятельности ин-нопарка проявляется в создании и апробирова-

нии в работе университета большого количества методик, включающих в себя блоки и элементы формирования человеческого капитала каждого обучающегося.

Результаты исследования. Практика отмечает тот факт, что чем шире полифония содержания человеческого потенциала и форм его предъявления, тем мощнее тот синергетический эффект, который и позволяет непрерывно обновлять элементы самодвижущейся стоимости общественного продукта. Многообразие форм проявления человеческого потенциала фактически раскрывает-расписывает множество практических способов реализации потенциала глобального и универсального обновления, совершенствования, управления и эффективного применения в развитии системы экономических отношений [Лобашев, Лобашев И.В.: 34].

Выделение специфических черт человеческого капитала является необходимым условием проектирования и создания передовых педагогических технологий, составляющих ядро образовательных стандартов - как выражение требований социума и параллельно-одновременно полностью учитывающих запросы личности, конструирующей собственную индивидуальную модель проявления конкурентоспособности в современных рыночных условиях. Несколько разделяя сферы акцентированного проявления категорий человеческий капитал и «субъект-носитель», можно утверждать, что человеческий капитал совместно с субъектом и под его непосредственным контролем участвует в процессе производства (прибавочной) стоимости, в этом состоит принципиальная возможность капитализации части личностного капитала индивида без его полного отчуждения (что практически и невозможно) от субъекта-носителя. Последнее положение может послужить отправной точкой дальнейшей модификации прикладных технологий и методов профессионального обучения.

Выводы. Интенсивное развитие производственных способностей человека и последующее формирование его готовностей (в пределе - компетенций) возможно только лишь при значительном инвестировании в специфические (в первую очередь - образовательные) процессы деятельности, куда на первой фазе создания человеческого капитала отнесены инвестиции в образование, воспитание, формирование здорового физического организма.

Рассматривая как основной - комплексный показатель уровня развития образования в России, необходимо отметить определяющую роль высшего образования, обладающего неоспоримыми преимуществами и возможностями формирования и последующего управления кадрами качественно иного уровня. Весьма знаменательно, что высшая школа формирует элементы культурно-нравственного капитала и потенции социальной идентичности личности. В большей части это потенци-

альные качества, развивать и превращать которые в устойчивые умения, навыки предстоит в последующей практической деятельности [Основные аспекты: 318].

Список литературы

Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 35-51.

Васильев А.В. Трудовой потенциал как элемент системы рыночных отношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2006. 24 с.

Глозман А.Б. Логика развития техники: имманентно техническое и деятельностное // Философия и общество. 2008. № 1. С. 139-153.

Егоров В.Д. Трудовой потенциал: формирование и использование в условиях рыночной экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2004. 36 с.

Короткова Т.Л. Мастер-класс «Место проект-менеджера в цифровой экономике» // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 1 (17). С. 19-26.

Лапшин В.А. Структурные компоненты человеческого капитала // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 259-263.

Лобашев В.Д., Антонова Р. Ф. Структурные элементы технологий профессионального обучения. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2019. 58 с.

Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Функции и процедуры процессов познания в профессиональном образовании. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2018. 120 с.

Михайлова Н.А. Роль цены труда в процессе воспроизводства человеческого капитала: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2000. 24 с.

Опыт психологического измерения человеческого капитала: монография / И.С. Бурикова, М.А. Коновалова, М.А. Пушкина и др. СПб., 2009. URL: http: //gtmarket.ru/laboratory/expertize/3251 (дата обращения: 16.12.2010).

Основные аспекты исследования человеческого капитала в системе образования / В.Т. Ковалевич, И.А. Ковалевич, А.А. Машанов и др. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 6. С. 315-320.

Панюкова С.В., Гостин А.М., Авилкина С.В. Управление человеческим капиталом в условиях информационного общества // Статистика и Экономика. 2014. № 1. С. 183-186.

Пришляк Е.А., Радько С.Г. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации // Управленческие науки. 2018. № 8 (2). С. 94-105.

Сахаровский С.Н. Институциональные факторы формирования человеческого потенциала // UDIES (Журнал институциональных исследований). 2012. Т. 4, № 2. С. 83-92.

Талых А.А., Лобашев В.Д. Базовые методологические подходы к процессу непрерывного этно-

культурно-технологического образования // Современное технологическое образование: материалы XXIV Международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2018. С. 62-74.

References

Bagramov Je.A. Nacional'naja problematika: v poiskah novyh konceptual'nyh podhodov [National issues: in search of new conceptual approaches]. Voprosyfilosofii [Question of philosophy], 2010, № 3, рр. 35-51. (In Russ.)

Vasil'ev A.V Trudovojpotential kakjelement sistemy rynochnyh otnoshenij: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk [Labor potential as an element of the market relations system: cand thesis]. Tambov, 2006, 24 p. (In Russ.)

Glozman A.B. Logika razvitija tehniki: immanentno tehnicheskoe i dejatel'nostnoe [Logic of technology development: immanently technical and activity-oriented]. Filosofija i obshhestvo [Philosophy and society], 2008, № 1, pp. 139-153. (In Russ.)

Egorov V.D. Trudovoj potential: formirovanie i ispol'zovanie v uslovijah rynochnoj jekonomiki: avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk [Labor potential: formation and use in a market economy: DSc thesis]. Moscow, 2004, 36 p. (In Russ.)

Korotkova T.L. Master-klass «Mesto proekt-menedzhera v cifrovoj jekonomike» [Master class "The place of a project Manager in the digital economy"]. Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovanija [Economic and socio-humanitarian research], 2018, № 1 (17), pp. 19-26. (In Russ.)

Lapshin V.A. Strukturnye komponenty chelovecheskogo kapitala [Structural components of human capital]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, № 1, pp. 259-263. (In Russ.)

Lobashev V.D., Antonova R.F. Strukturnye jelementy tehnologij professional'nogo obuchenija [Structural elements of vocational training technologies]. Petrozavodsk, Izdatel'stvo PetrGU Publ., 2019, 58 p. (In Russ.)

Lobashev V.D., Lobashev I.V. Funkcii i procedury processov poznanija v professional'nom obrazovanii [Functions and procedures of cognition processes in professional education]. Petrozavodsk, PetrGU Publ., 2018, 120 p. (In Russ.)

Mihajlova N.A. Rol' ceny truda v processe vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala: avtoref. dis.. kand. jekon. nauk. [The role of the price of labor in the process of reproduction of human capital: cand thesis]. Saint Petersburg, 2000, 24 p. (In Russ.)

Opyt psihologicheskogo izmerenija

chelovecheskogo kapitala: monografija [Experience of psychological measurement of human capital: monograph], I.S. Burikova, M.A. Konovalova, M.A. Pushkina and other. Saint Petersburg, 2009. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3251 (access date: 16.12.2010). (In Russ.)

Osnovnye aspekty issledovanija chelovecheskogo kapitala v sisteme obrazovanija. [Main aspects of human capital research in the education system], V.T. Kovalevich, I.A. Kovalevich, A.A. Mashanov and other. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Krasnoyarsk state agrarian University], 2014, № 6, pp. 315-320. (In Russ.)

Panjukova S.V., Gostin A.M., Avilkina S.V

Upravlenie chelovecheskim kapitalom v uslovijah informacionnogo obshhestva. [Human capital management in the information society]. Statistika i Jekonomika [Statistics and Economics], 2014, № 1, pp. 183-186. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prishljak E.A. Rad'ko S.G. Issledovanie faktorov, vlijajushhih na formirovanie chelovecheskogo kapitala v Rossijskoj Federacii [Research of factors influencing the formation of human capital in the Russian

Federation]. Upravlencheskie nauki. [Management science], 2018, № 8 (2), pp. 94-105. (In Russ.)

Saharovskij S.N. Institucional'nye faktory formirovanija chelovecheskogo potenciala [Institutional factors of human potential formation]. UDIES (Zhurnal institucional'nyh issledovanij) [Journal of institutional research], 2012, vol. 4, № 2, pp. 83-92. (In Russ.)

Talykh A.A., Lobashev V.D. Bazovye metodologicheskie podhody k processu nepreryvnogo jetnokul'turno-tehnologicheskogo obrazovanij.

[Basic methodological approaches to the process of continuous ethno-cultural and technological education]. Sovremennoe tehnologicheskoe obrazovanie: materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern technological education: materials of the XXIV International scientific and practical conference]. Moscow, MPGU Publ., 2018, pp. 62-74. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.