В.Г. Айрапетян Л.М. Шагаров
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЮГА РОССИИ HUMAN CAPITAL AS A RESOURCE OF ECONOMY MODERNIZATION OF THE SOUTH OF RUSSIA
Аннотация: в статье проанализированы некоторые статистические данные и дана оценка человеческому капиталу Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с точки зрения его возможного использования в качестве одного из ресурсов модернизации многоукладной экономики Юга России.
Ключевые слова: модернизация, человеческий капитал, модернизация экономики
Юга России, развитие экономики Северного Кавказа.
Abstract: the article analyzes some statistic data and evaluates the human capital of the Southern Federal District and the North-Caucasian Federal District in terms of its possible use as a resource for the modernization of the multispectral economy of the South of Russia.
Keywords: modernization, human capital, modernization of the economy of the South of Russia, economic development of North-Caucasian Federal District.
Юг Российской Федерации (рис.) состоит из двух федеральных округов - Южного (ЮФО) и Северо-Кавказского (СКФО), образованных из ранее единого ЮФО Указом Президента РФ от 19 февраля 2010 г. [5, с. 87]. Это стратегически важная, в геополитическом и в экономическом отношениях, территория Российской Федерации.
Юг России
ЮФО (Южный федеральный округ)
Площадь - 420,9 тыс. км2 (2,46 % территории РФ) Население — 13714,6 тыс. человек (9,66% населения РФ) Число субъектов РФ в составе округа — б Административный центр - Ростов-на-Дону (население 1048 тыс "человек) Количество городов—19
СКФО (Северо-Кавказский федеральный округ) Площадь — 1'
:0,5
тыс. км2 (0,99 % территории РФ) Население — 9186,9 тыс. человек (6,47% населения РФ) Число субъектовРФ в составе округа — 1 Административный центр — Пятигорск (население 141 тыс. человек)Количество городов — 56
Рис. Административно-территориальный состав Юга России
Юг России, наряду с Дальневосточным и Северо-Западным федеральными округами, является трансграничным регионом и занимает экономико-географическое положение, стратегически важное для Российской Федерации. Через его территорию Россия имеет выход к государствам Закавказья, Черноморского и Каспийского бассейнов, а также к странам Средиземноморья, укрепляющий экономические и геополитические позиции РФ на южном рубеже. В этой связи вопрос об экономическом потенциале Юга России, позволяющем противостоять геоэкономическому давлению соседних стран, приобретает на ближайшую перспективу важное стратегическое значение.
Территория Северо-Кавказского федерального округа, относится к числу регионов, развитие которых по-прежнему осуществляется по ресурсно-сырьевой модели на фоне все еще не преодоленных последствий деиндустриализации, деградации природно-ресурсного потенциала и глубокой неоднородности экономии- ческого пространства. Так, по производству ВРП (валового регионального продукта) на душу населения субъекты ЮФО (в границах по 2010 год) разнятся в 4,2 раза (табл. 1); по инвестициям в основной капитал на душу населения - в 4 раза; по удельному весу населения с доходами ниже прожиточного минимума - в 3,6 раза [3, с. 15].
Валовый региональный продукт на душу населения в рублях за год
Таблица 1
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Республика Адыгея 5814,9 6907,7 10061,7 12315,1 14858,6 17707,5 22078,8 2 8 0 84,8 38389,5 47814,4 66089,8
Республика Калмыкия 4752,6 4899,8 7104,1 20183,7 22261,8 24676,8 22457,2 29348,5 33482,3 44607,4 58145,9
Краснодарский край 8538,6 10 0 63,7 19267,7 26713,9 34912,4 4 2 4 77,6 48613,5 61455,6 73146,3 94914,1 128202
Астраханская область 8559,6 10172,2 15805,2 27815,3 32037,2 40786,8 50508,2 56725,9 70393,9 85611,5 105326
Волгоградская область 10 4 47,4 11000,6 16181,9 23340,8 30513,2 38617,7 47927,2 57931,8 76824,5 95952,1 127701
Ростовская область 7493,3 8455 14380,4 2 0 0 03,8 26817,8 31941,7 3 9 2 25,1 50843,4 60906,4 79261,4 106223
Республика Дагестан 3888,4 3589,4 5383,3 8489,7 12562,3 16195,5 22235,1 30901,8 34370,5 46853,8 62366,9
Республика Ингушетия 3317,1 3428,9 5098 6667,9 8000,7 7751,7 10 0 73,2 12 9 75,9 15320,7 18442,4 2 9 9 03,7
Кабардино-Балкарская Республика 5459,2 6611,7 11057,3 15948,9 2 1 834,2 25369,9 28886 32354,9 41132,8 48517,7 56528,8
Карачаево-Черкесская Республика 5703 6391,3 9550,5 12404,2 16639,7 23297,3 26230,5 30140,3 38625,3 54081,1 65969,6
Республика Северная Осетия - Алания 4796,8 5727,5 9835,2 11964,5 17914,2 22541,2 26719,3 34389 44332,9 61749,3 76455,4
Чеченская Республика - - - - - - - - 19876,2 27567,6 39102,7
Ставропольский край 8833,8 10363,8 14018,6 19 6 03,9 2 4 7 80,1 29453,4 37144,7 4 4 9 03,8 5 4 0 02,6 67144,2 81800,7
Анализ ситуации показывает, что в начале XXI столетия Северный Кавказ по существу стоит перед той же проблемой модернизации хозяйственного уклада, как и в начале ХХ века, хотя это и не столь очевидно: есть промышленность, транспортные коммуникации, сельское хозяйство, сфера услуг, система образования и т.д. Специфика ситуации заключается в том, что в течение первой половины ХХ века, в советский период, была осуществлена частичная модернизация, процессы индустриализации и урбанизации коснулись лишь некоторой части хозяйственной жизни, социальной сферы и управления.
Таким образом, для успешного развития экономики Юга России первоочередным является решение задачи по модернизации всей его хозяйственной структуры. По сути, речь идет о решении этой задачи на двух уровнях: во-первых, необходимо завершить индустриализацию и, во-вторых, одновременно проводить модернизацию в современном контексте, т.е. за счет внедрения инноваций и поиска ресурсов для реализации этих целей.
Для успешной реализации процесса модернизации многоукладной экономики Юга России одним из ключевых ресурсов является человеческий капитал. Это понятие означает, в широком смысле, интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Большую роль в реализации человеческого капитала играют социокультурные и этнополитические факторы. Необходимо отметить, что Юг России является самой многонациональной территорией Российской Федерации. Здесь существует 8 национальных республик, 2 области и 2 края с преимущественно славянским населением. Всего здесь проживает 42 народа, обладающие самостоятельными языками.
В период трансформационного экономического кризиса 90-х годов ХХ века фактически вся промышленность республик Северного Кавказа была свернута, а персонал предприятий быстро и массово переместился в другие регионы России. В советский период ядро модернизации - промышленность - было создано в основном силами мигрантов из регионов России и за счет инвестиций из союзного бюджета. Автохтонное население концентрировалось по преимуществу в домашнем подсобном и крестьянском хозяйствах, сельском хозяйстве (т.е. в сегменте экономики с традиционным хозяйственным укладом), отраслях социальной сферы (образование, наука, здравоохранение, услуги) и управлении. Иными словами, профессиональная структура населения по отношению к новым стандартам реального сектора экономики осталась в основном доиндустриального и полу индустриального типа.
При этом особую важность представляет вопрос этноэкономики, т.к. ее роль в регионе велика. В этноэкономике концентрируется большая часть автохтонного населения. 40-45% населения региона, отнесенные статистикой к экономически неак- тивному населению, как раз составляют трудовые ресурсы этноэкономики [2, с. 56].
В секторе этноэкономики производится значительная часть потребляемых товаров массового спроса, 20% продуктов растениеводства, до 75% продукции животноводства (там же). По типам технического уклада на сектор этноэкономики приходится около 50%, при этом ее большая часть находится в «тени». Следовательно, ресурсы человеческого капитала, задействованные в этой сфере, могут быть рассмотрены как ресурсы модернизации экономики только после их выхода «на свет».
Высокий уровень безработицы в регионе (в 2008 г. - 10,2% по ЮФО в границах по 2010 год (табл. 2)), низкие доходы (от 10 до 38% жителей регионов Юга России в
2008 году имели доходы ниже прожиточного минимума) (см. табл. 3), отражают низкую капитализацию человеческих ресурсов.
Уровень безработицы по методологии МОТ в процентах за год
Южный
федеральный округ (по 2009 год)
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
1998
18,6
15,8
31,1
16,3
16
14,5
15,8
30,2
51,4
24,2
1999
18,6
19,6
24,1
15,3
14,1
12,1
27,8
53,1
25
2000
15,4
14,3
20,7
12,8
11,5
9,5
15
26,5
30,3
16,9
2001
13,9
14,1
18,8
10,9
10,4
9,5
13,1
29,3
33,4
17
2002
12,2
13,5
7,6
10,9
11,4
24,1
43,7
19,1
2003
13,3
15,9
17,5
10,2
10,1
11
12,6
20,6
55,6
22,6
2004
12,8
17,6
21,7
11
9,4
27,2
46,3
25,7
2005
11,6
12,9
7,5
12
22,3
64,9
23,4
2006
13,7
13,7
16,7
7,4
7,9
22,3
58,5
20,7
200 7
11,7
10,3
14,4
6,5
6,4
20,2
47,3
17,6
200 8
10,2
7,7
16
7,5
6,6
13,4
55
18,3
Таблица 2
8
Карачаево-Черкесская Республика 25,4 20,8 21,5 18,9 12,1 19,2 16,9 13,6 19,4 18,3 16
Республика Северная Осетия - Алания 26,9 32,4 28,5 16,7 12,6 10,2 11,7 8,8 8,5 9,7 10,1
Чеченская Республика - - - - - - - - 66,9 53 35,5
Ставропольский край 16,3 18,5 13,9 9,7 9,7 10,5 9,6 7 8,9 6,4 7,8
Хотя население республик Северного Кавказа имеет относительно высокий образовательный уровень, однако последний не конвертируется в эффективную занятость, высокую производительность труда, высокий уровень доходов и социальную мобильность. Это легко проследить, взглянув на структуру занятых в экономике ЮФО и СКФО по уровню образования и данные по уровню безработицы, представленные выше (табл. 3).
Следует отметить, что человеческий капитал обладает довольно четко выраженными субъектными свойствами, т.е. способностью реагировать на внешние раздражители среды на свое усмотрение. Если приложить сказанное к экономическим процессам, то можно сделать вывод, что территория Юга России, особенно СКФО, представляет довольно «взрывоопасное» место, где развиваемые проекты могут просто
«прогореть» из-за эскалации какого-либо конфликта, связанного с распространением негативного или экстремистского мировоззрения среди местного населения.
Таким образом, проблема реализации человеческого капитала, как одного из возможных ресурсов модернизации экономики Юга России носит сложный характер. Для ее успешного разрешения федеральным центром и правительствами ЮФО и СКФО должны быть разработаны разнообразные социальные, культурные и экономические программы, направленные на укрепление и развитие Юга России, как многонационального и политически значимого региона государства.
Таблица 3
199 5 199 6 199 7 199 8 199 9 200 0 200 1 200 2 200 3 200 4 200 5 200 6 200 7 200 8
Республика Адыгея 46,5 37,7 34,5 38,3 43 37,2 41,3 34,6 34,9 33,7 33,2 32,9 30,4 24,2
Республика Калмыкия 54,6 52,7 37,2 49,5 60,3 66,4 52,6 56,6 53,8 54 60,3 47,2 44,2 38,5
Краснодарский край 32,6 24,3 23,7 25,5 36,9 43,7 36,8 32 28,1 26,6 26,1 22,4 19,2 17,5
Астр аханская область 32,3 30,7 25 30,4 36 33,4 31,1 26,2 22,9 20,1 19,3 17,3 16,3 16,3
Волгоградская область 33,8 28,6 23,3 31,2 47,7 34,9 29,3 26,8 21,4 17,9 17,2 11,9 13 13,8
Ростовская область 34,2 21,8 20 21,5 26 33,1 30,8 27,9 23,2 19,1 18,3 18,3 15,8 14,7
Республика Дагестан 72,5 67,1 52,6 59,6 67,8 72,6 69 59,7 47,3 30,1 24 14,9 13,8 10,6
Республика Ингушетия 98,4 91,4 70,2 74,3 90,5 94,3 88 87,4 81,4 73,3 63,2 56,4 44,8 38,4
Кабардино-Балкарская Республика 46,2 44,3 44,2 51,1 51,9 57,5 52,3 36,6 31,9 26,5 24,7 22,2 18,3 16,1
Карачаево-Черкесская Республика 48,5 55,6 41,5 52,2 61,2 62,5 54,4 40,9 35,6 28,5 26,1 20,8 18,3 17,2
Республика Северная Осетия -Алания 44 40,1 34,7 39,7 40,6 33,2 40,8 36 28,1 18,2 16,8 16,3 12,9 12,1
Ставропольский край 40 31,4 35,6 39 45,1 45,2 43,1 39,4 33,6 28,7 24,5 21,6 18,6 19,6
ма в % от общей численности населения за год
Литература
1. Указ Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы
системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
2. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Экономическое развитие на Юге России и проблемы управления им. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2000.
3. Дармилова Ж. Д., Колесников Ю.С., Ресурсы модернизации многоукладной экономики Юга России. Ростов-на-Дону, 2009.
4. Колесников Ю.С., Этноэкономика в судьбах модернизации экономики Юга России. Ростов-на-Дону, 2009.
5. Шагаров Л.М., Рябов В.О., К вопросу об инновационной деятельности в экономике Юга России. Дни науки СПФ СГУТиКД: Материалы IX межвузовской НПК.
- Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2010.
6. Шагаров Л.М., Рябов В.О. Проблема реализации человеческого капитала Юга России. Дни науки СПФ СГУТиКД: Материалы Х-й Всерос. НПК - Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2011.
7. Цой Т.В., Видищева Е.В. Человеческий ресурс как основа функционирования высокотехнологичной компании. Вестник
Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1-2, с. 91-96.
8. http://www.gks.ru «Регионы России. Социально-экономические показатели», Федеральная служба государственной статистики, 2009.