живой капитал
человеческий капитал
как приоритетный объект инвестиций
_Общим и главным продуктом отраслей социального хозяйства
является человеческий капитал, накопление которого в долгосрочной
_перспективе является не менее важным фактором экономического
развития нации, чем накопление физического (основного) капитала.
_Например, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в
_человеческий капитал составляет более 15% ВВП и превышает
_инвестиции частных компаний в основные средства [1].
Дорошенко Ю.А.
докт. экон. наук, профессор, директор института экономики и менеджмента
Лебедев О.В.
соискатель, Белгородский государственный технологический университет им. ВГ. Шухова
Человеческий капитал можно рассматривать применительно к физическому лицу как носителю знаний, умений, способностей и агенту на рынке труда; к государству как институту, призванному обеспечить безопасное и достойное существование нынешнего и будущих поколений; к организации-работодателю, для которой человеческий капитал выступает в качестве фактора производства и инструмента в конкурентной борьбе. В последнем случае человеческий капитал рассматривается как элемент более общего понятия - интеллектуального капитала, наличие которого объясняет случаи многократного превышения рыночной стоимости бизнеса организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях, над рыночной. И тем более
- балансовой стоимостью их совокупных активов.
Повышенный интерес к категории интеллектуального капитала в сочетании с проблематичностью однозначной его практической оценки обусловливает разнообразие подходов к идентификации интеллектуального капитала и его элементов.
В составе интеллектуального капитала обычно выделяют три элемента:
- человеческий капитал;
_россий I
ское предпринимательство,, 2007, № 7(2)
- структурный (организационный) капитал;
- рыночный (потребительский, отношенчес-кий, брэндовый) капитал.
Другими словами, интеллектуальный капитал включает в себя некие структурные элементы нематериального характера, обеспечивающие эффективное использование как человеческого капитала, так и других видов капитала, факторов и ресурсов производства. Таким образом, термины «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» определяют место и функции человека в экономике, поэтому имеют много общего. В то же время исторически они используются для исследования различных сторон участия человека в экономических отношениях. Когда речь идет о человеке как носителе способностей, знаний и навыков, а также о совокупных знаниях нации, выступающих источником социально-экономического развития, чаще используется понятие «человеческий капитал». Накопление человеческого капитала (по Г. Беккеру) состоит из определённых затрат человека (семьи, предприятия, государства) направленных:
- на поддержание здоровья, рождение и воспитание детей;
- на получение общего и профессионального образования;
- на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
- на поиск работы, в том числе затраты на поиск информации о условиях работы и заработках;
- на миграцию по зависящим и независящим от человека причинам. Инвестиции в капитал здоровья являются базой для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. Здоровье общества явля-
термины «интеллектуальный капитал» и «человеческий
капитал» определяют место и функции человека в экономике, поэтому имеют много общего
ется не только фактором экономического развития государства, но и фактором национальной безопасности.
Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и более производительные трудовые ресурсы. В специальной литературе рассмотрена проблема морального старения накопленного научно-образовательного потенциала и необходимости инвестиций в переобучение и повышение квалификации.
Инвестиции в капитал культуры имеют, в первую очередь, социальный эффект: повышают склонность человека к коммуникациям, создают предпосылки для более успешной офессиональной подготовки, способствуют передаче культурного достояния общества из поколения в поколение. Вместе с тем, в сфере ■льтуры, безусловно, возможна реализация коммерчески эффективных проектов. Опыт развитых стран, осуществляющих масштабные инвестиции в человеческий капитал, оказывает, что он является важнейшим фак-гором экономического роста. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроиз-здоровья являются базой водительной формой капи-
__тальных вложений» [2].
Всемирный банк, базируясь на результатах обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим
инвестиции в капитал
для человеческого капитала
вообще, так как продлевают
трудоспособный отрезок
жизни человека
российское предпринимательство, 2007, № 7(2)
капиталом, 20% — природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом [1].
Теория человеческого капитала оказала революционное влияние на исследования в области предложения труда. К ее ключевым постулатам можно отнести:
- признание человеческих знаний, способностей и времени ключевым производственным ресурсом;
- инвестиционную мотивацию поведения агентов на рынке труда;
- необходимость перехода от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (пожизненные заработки).
Учитывая, что инвестиции в социальную сферу по своей сути есть инвестиции в наращивание человеческого капитала, представляется целесообразным более подробно рассмотреть основные положения указанной теории. По сложившейся традиции труд и капитал рассматривают как два различных фактора производства. Человеческий капитал стоит на стыке этих понятий.
С одной стороны, труд является процессом использования человеческого капитала в практической деятельности. Некоторые представители теории человеческого капитала, например, Г. Беккер и Б. Чизвик, считают, что результаты трудовой деятельности человека определяются одновременным действием двух факторов: простого труда, то есть труда, выполняемого без необходимого минимума образования, и человеческого капитала. Рост заработной платы в результате повышения образования не связан с простым трудом, поэтому при капитализации доходов они должны быть очищены от вклада простого труда. Например, экономическая выгода от
опыт развитых стран, осуществляющих масштабные инвестиции в человеческий
капитал, показывает,
что он является важнейшим
фактором экономического
роста
гвс
высшего образования будет равна разнице в пожизненных заработках двух лиц - закончившего университет и получившего среднее образование. Следуя этой логике, заработную плату можно представить следующим образом:
Уп У0 + гСп
где Уп - заработки человека, имеющего п лет высшего образования;
У0 - заработки человека, имеющего среднее образование;
г - текущая норма доходности инвестиций в образование;
Сп - объем инвестиций в течение п лет обучения.
С другой стороны, человеческий капитал имеет ряд общих черт с физическим, основным капиталом. Он представляет собой:
- благо длительного пользования;
- требует расходов по ремонту и содержанию (лечению, восстановлению здоровья);
- изнашивается и амортизируется;
- под влиянием НТП может устаревать еще до ого, как произойдет его физический износ.
Для него характерен закон снижающейся предельной отдачи. По мере роста знаний и навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все меньший вклад в увеличение производительности. Совокупный потенциальный эффект от наращивания человеческого капитала в процессе образования с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности сокращается, а альтернативные издержки по мере роста доходов растут.
Литература
1. Сорока И.В., Сименко И.В. Инвестиции в человеческий капитал в контексте устойчивого развития экономики Украины. - Донецк: Изд-во ДонГУЭиТ, 2000. - 167 с.
2. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. акад. Н. Н. Иноземцева - М.: Прогресс, 1979. - 406 с.
российское предпринимательство, 2007, № 7(2)