Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке человеческого капитала'

Методологические подходы к оценке человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3561
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД / ДОХОДНЫЙ МЕТОД / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / ДЕНЕЖНАЯ СТОИМОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL / HUMAN CAPITAL EVALUATION METHODS / COST METHOD / INCOME METHOD / EXPERT METHOD / MONETARY VALUE OF HUMAN CAPITAL / EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатова Александра Владимировна

Представлен аналитический обзор основных подходов к оценке человеческого капитала. Все многообразие методов оценки человеческого капитала сводится к нескольким базовым, основные из них: затратный, доходный (рентный) и экспертный. Подробно рассмотрены методы оценки денежной стоимости человеческого капитала и экспертный метод. Приведены критерии оценки качества человеческого капитала сельскохозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO HUMAN CAPITAL EVALUATION

An analytical review of the main approaches to human capital evaluation is presented. All various methods of human capital evaluation are reduced to some main methods: cost method, income method, and expert method. The methods of monetary value of human capital and expert method are discussed in detail. The criteria of human capital quality evaluation of agricultural organizations are presented.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке человеческого капитала»

В завершении необходимо отметить, что полностью избежать непроизводственных потерь не получится, но минимизировать их вполне реально. Исходя из вышеизложенного основные этапы внедрения СМТ можно запланировать следующим образом:

1) предварительный анализ ситуации, созданной рабочей группой, и оценка потенциальной эффективности от внедрения СМТ;

2) проведения тендера, опытная эксплуатация и установка СМТ;

3) установка программного обеспечения и обучение специалистов;

4) разъяснительная работа с персоналом автопарка и подписание договоров о материальной ответственности;

5) эксплуатация системы, контроль и анализ, готовность и разрешение внештатных ситуаций;

6) расчет фактического срока окупаемости проекта и экономии на затратах, введе-

ние обоснованных норм расходов ГСМ и загруженности.

Библиографический список

1. Шевелина О. Как избежать неоправданных расходов на содержание автопарка компании // Финансовый директор. — 2012. — № 2. — С. 17.

2. Кульбицкая Н. Как коллеги снижают расходы на банк, аренду, ГСМ и склад // Учет. Налоги. Право. — 2012. — № 9. — С. 14.

3. http://gps-ostrov.ru/ekonom-effekt. html (дата обращения: 25.07.2012).

4. http://www.smartgps.net/index4.htm (дата обращения: 25.07.2012).

5. http://www.aup.ru/books/m79/5_3. htm (дата обращения: 28.07.2012).

6. http://bizlana.ru/ osnovnye —

pokazateli — effektivnosti — biznes — %E2%80%93 — proekta-beseda-

shestnadcataya/ (дата обращения:

28.07.2012).

+ + +

УДК 63:338.48 А.В. Богатова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ключевые слова: человеческий капитал, методы оценки человеческого капитала, затратный метод, доходный метод, экспертный метод, денежная стоимость человеческого капитала, эффективность образования.

Введение

Одно из самых перспективных направлений развития экономической науки в 21 веке

— концепция человеческого капитала. Сторонники данной концепции понимают под человеческим капиталом сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека.

Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные), так и натуральные оценки.

Целью исследования является анализ основных методологических подходов к оценке человеческого капитала, применение экспертного подхода к оценке человеческого капитала сельскохозяйственных организаций. Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть методы стоимостной оценки человеческого капитала и экспертный подход к его оценке; разработать критерии качественной оценки человеческого капитала сельскохозяйственных организаций.

Объекты и методы

Объектом исследования являются методологические подходы к оценке человеческого капитала. Основные методы, используемые в работе: аналитический, монографический, сравнительный анализ.

Основная часть

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти

впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его мнению, «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн фунтов стерлингов, а стоимость каждого жителя — в среднем 80 фунтов стерлингов. У. Петти оценивал величину запаса человеческого капитала с помощью процедуры капитализации заработка как пожизненной ренты, с рыночной ставкой процента; величину заработка он определял путем вывода личного дохода из национального дохода [1, с. 85].

Уильям Фарр усовершенствовал методику У. Петти для оценивания человеческого капитала. Его метод заключался в исчислении сегодняшней стоимости будущих чистых заработков индивидуума (будущие заработки минус личные затраты на жизнь), причем У. Фарр брал поправки, учитывающие возможность смерти, в соответствии с коэффициентами смертности [2, с. 28].

Эрнст Энгель предпочитал метод цен производства для оценивания денежной ценности человеческих существ. Он считал, что выращивание детей стоило затрат их родителям, эти затраты могут быть оценены и взяты как мера денежной стоимости детей для общества [3, с. 29].

К. Маркс отмечал, что категория стоимости рабочей силы близка по своему содержанию понятию издержек воспроизводства рабочей силы, а при расчете ее величины за время жизни человека — сумме пожизненных затрат на содержание человека и инвестиций в человеческий капитал.

В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника на крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие «недополученного» или «упущенного» дохода.

Известный английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке А. Маршалл допускал, что оценка капитальной стоимости человека может быть полезна, и обсуждал подход капитализации чистых заработков к оценке человеческого капитала. А. Маршалл подчеркивал сходство процессов инвестирования средств в человеческие и неодушевленные вещественные активы [4, с. 36].

Большое внимание оценке человеческого капитала в своей теории уделил Г. Беккер, осуществивший статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожиз-

ненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли [4, с. 37].

Беккер в своих работах рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем «человеческого» капитала, его заработную плату (доход) — как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем, основную часть дохода работнику, по оценкам Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал. Доход работника с учетом получения процента на человеческий капитал можно представить в следующем виде [5, с. 8-9]:

= (№ : Р)(+) Т + X, + Е, (1)

где У; — доход индивида I;

(W : Р;) — цена простого труда работника I (суммарные инвестиции в «простых» работников, деленные на число «простых» работников);

R — процент (доход) на вложения в человеческий капитал;

Т — временной период вложения капитала в работника I;

Х; — доход работника I, учитывающий его особенности (умственные, физические), параметры рабочего места, условия найма на рынке труда;

Е; — коэффициент ошибок и отклонений, относящийся к работнику I.

Суммарные инвестиции в работника здесь равны (W : Р^ — затраты на образование, обучение на производстве, в безопасность, здоровье, миграцию и т.д.

Для оценки величины человеческого капитала И. Фишер предложил использовать стандартный метод дисконтирования [5, с. 9]:

V =£ (в - с)(1+')

, (2)

где V;, — оценка человеческого капитала работника в возрасте а;

В — доход работника;

С — заработная плата за простой труд и затраты на инвестиции;

п — возраст, в котором заканчивается активная трудовая деятельность человека;

I — норма доходности человеческого капитала.

Другой подход к оценке человеческого капитала заключается в изучении влияния инвестиций в ЧК на рост ВВП или национального дохода. В этом случае используются математические модели и факторный анализ роста ВВП. Шульц для оценки влияния инвестиций в человеческий капитал на темпы прироста национального дохода использовал формулу [5, с. 9]:

Gy = кК + GL Б, (3)

где — темпы роста национального дохода;

к — коэффициент капиталоемкости;

^ — предельная производительность капитала;

01_ — темпы прироста рабочей силы;

SL — доля труда в национальном доходе.

Дж. Кендрик (американский экономист) предложил затратный метод расчета стоимости человеческого капитала на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Дж. Кендрик включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. В результате расчетов он получил, что человеческий капитал в 1970-х годах составлял более половины в накопленном национальном богатстве США (без учета государственных инвестиций) [5, с. 23].

К.Б. Маллиган и Х.С. Мартин предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов. Они также сделали вывод, что уровень доходов работника прямо зависит от объема накопленной им стоимости человеческого капитала. Оценки базировались на средних сроках обучения и профессиональной подготовки работников в США по данным переписей. В работе сделан очевидный, исходя из здравого смысла, вывод: производительность труда работников прямо зависит от качества и продолжительности труда [5, с. 24].

Аналитики Всемирного банка предложили иной, дисконтный, метод оценки стоимости ЧК. При заданной норме доходности совокупного национального богатства вычисляется его стоимость. Затем из полученной величины вычитается стоимость земли, полезных ископаемых, лесных и морских ресур-

сов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого капитала [5, с. 26].

Таким образом, все многообразие методов оценки человеческого капитала сводится к нескольким базовым, основные из них: затратный и доходный (рентный).

Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал (поддержание здоровья, поиск работы и соответствующей информации о заработках, миграцию). Стоимость человеческого капитала определяется результатом накоплений чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла.

Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень. Применение доходного подхода к оценке человеческого капитала предполагает, прежде всего, использование капитализации дохода, получаемого от использования данного вида капитала. Именно в этом случае отражается накопление человеческого капитала нынешним поколением и потенциал его использования в экономической деятельности на протяжении функционирования работника.

Оба метода являются не совсем корректными, так как не учитывают качество человеческого капитала. Поэтому наряду с методиками, позволяющими оценить стоимость человеческого капитала существует методика оценки качества человеческого капитала (экспертный подход).

Суть данного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников компании в совокупности.

Рассматривая человеческий капитал аграрного сектора экономики, мы предлагаем применить экспертный подход к оценке человеческого капитала сельскохозяйственных организаций. В таблице показаны основные личностные и профессиональные характеристики, по которым могут быть оценены как руководители сельскохозяйственных организаций, так и рядовые сотрудники.

В рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:

Таблица 1

Критерии оценки качества человеческого капитала сельскохозяйственной организации

Руководитель Работник с.-х. организации

Личностные характеристики - физическое и психологическое здоровье; - высокий уровень внутренней культуры; - ответственность; - самокритичность; - коммуникабельность; - уверенность в себе; - пунктуальность; - целеустремленность; - аккуратность; - собранность; - инициативность; - энергичность; - честолюбие; - аналитические способности; - доброжелательность; - эмоциональная уравновешенность - крепкое здоровье и физическая сила; - выносливость; - ответственность; - добросовестность; - отзывчивость; - дисциплинированность; - аккуратность; - внимательность; - трудолюбие; - порядочность; - наблюдательность; - самоорганизованность; - исполнительность

Профессиональные характеристики - высокий уровень образования; - опыт работы; - высокий уровень компетентности; - широта взглядов; - высокий уровень квалификации; - нестандартность мышления; - организаторские способности; - степень сложности решаемых задач; - оперативность принятия решений; - умение разрешать конфликты; - способность генерировать идеи - образованность; - компетентность; - опыт работы в сфере АПК; - интерес к природе и сельскому хозяйству; - теоретические знания и практические навыки в своей области деятельности; - творческое отношение к труду; - высокий уровень производительности труда; - стремление к профессиональному росту и самообучению

1. Определение ключевых показателей, идентифицирующих вклад работника в капитал знаний компании.

2. Установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого.

3. Определение балльной шкалы для оценки каждого показателя. Далее анализируются полученные результаты и определяется средний балл по каждому работнику.

Экспертный метод (метод качественной оценки) является важным звеном в системе методов оценки человеческого капитала, поскольку из всех существующих моделей наиболее объективно оценивает качественные составляющие человеческого капитала.

Заключение

Все многообразие методов оценки человеческого капитала сводится к нескольким базовым, основные из них: затратный, доходный (рентный) и экспертный.

Затратный подход основан на суммировании совокупных инвестиций в человеческий капитал (на поддержание здоровья, поиск работы и соответствующей информации о заработках, миграцию).

Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.

Суть экспертного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие человеческий капитал.

Между оценками человеческого капитала, полученными с помощью разных подходов, имеются огромные расхождения, поэтому вряд ли возможно получить единую, объективную методику оценки человеческого капитала. Экспертный метод (метод качественной оценки) из всех существующих подходов к оценке человеческого капитала наиболее объективно оценивает качественные составляющие человека.

Библиографический список

1. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие. — Новосибирск: СибУПК, 2000.

2. Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки человеческого капитала // Экономика, предпринимательство и право.

— 2011. — 02. — С. 25-37.

3. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / науч. ред. Т.В. Гри-горова; Сибирский университет потребительской кооперации. — Новосибирск, 2010.

— 368 с.

4. Ильина Н.Е. Научные подходы к понятию человеческого капитала // Вестник-

Экономист. — 2011. — № 2 (электронный научный журнал). — С. 36-42.

5. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: монография. — Воронеж: ЦИРЭ, 2005.

— С. 252.

+ + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.027: 339.9.01 О.А. Гражданкина,

Л.И. Киркеева, А.А. Кормина, С.В. Шапошникова

УНИФИКАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Ключевые слова: члены Таможенного союза, упрощенная система налогообложения, субъекты малого бизнеса, налогооблагаемая база.

Введение

Таможенный союз между тремя федеративными государствами: Россией, Беларусью и Казахстаном, создает единое таможенное пространство, которое позволяет конкурировать с мировыми державами при усилении процессов глобализации экономики. Для успешной работы необходимо было согласовать и унифицировать нормативные акты, в т.ч. по налогообложению. Обращено внимание на эти моменты, представлена сравнительная характеристика применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса. Отражены общие черты и выявлены характерные особенности, присущие странам — членам Таможенного союза.

Упрощенная система налогообложения (далее УСН) — это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предприятиями наряду с общей системой налогообложения. Под ним понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется в случаях и в порядке, установленном законодательством каждого государства.

Президент России В.В. Путин в своем первом послании Федеральному собранию, которое состоялось 12 декабря 2012 г., обращает внимание на необходимость дополнительного роста несырьевого сектора эко-

номики, который следует ожидать от сферы малого и среднего бизнеса, а также создание благоприятных условий для предпринимателей.

Целью данной работы является исследование функционирования упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса в странах Таможенного союза.

Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи: проведен анализ налогового законодательства, исследовано формирование налогооблагаемой базы и основные элементов, необходимых для исчисления налогов.

В работе проанализированы варианты упрощенного налогообложения для субъектов малого предпринимательства. С этой целью применялись следующие методы: анализа и синтеза, индукции, сравнения и др.

Результаты и их обсуждение

Следует отметить, что по данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2012 г. зарегистрировано 132 тыс. субъектов предпринимательства, что почти на 14% больше, чем годом раньше. Тенденция увеличения количества плательщиков, применяющих УСН, прослеживается ежегодно. Также увеличивается удельный вес плательщиков УСН в общем количестве субъектов предпринимательства, за последние три года — на 10%. Если в начале 2010 г. удельный вес составлял 21,6%, через год — 27%, то в 2012 — 31,5%, а к концу первого полугодия 2012 г. он вырос до 33,6%. Но есть и тревожные показатели. Наряду с положительной динамикой в применении упрощенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.