Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INNOVATION / HUMAN CAPITAL / DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковельский Виктор Владиславович

В данной работе производится обзор и анализ научной литературы в области интеллектуального капитала. Актуальность исследования данного вопроса обусловлена стагнацией как российской, так и мировой экономики. При этом одним из вариантов решения данной проблемы является поиск новых драйверов экономического развития. Очевидно, что для подробного анализа необходимо исследовать зарубежную практику наращивания интеллектуального капитала в высших учебных заведениях для формирования плана потенциального реформирования российской системы высшего образования в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital as a key factor of the universities' innovative activity development

This paper reviews and analyzes the scientific literature in the field of intellectual capital. The relevance of the study of this issue is obvious due to the stagnation of both the Russian and global economies. There is a need to find new drivers of economic development. Obviously, for a detailed analysis, it is necessary to study the foreign practice of building up intellectual capital in higher education institutions to formulate a plan for the potential reform of the Russian higher education system in this direction.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ»

ковельский В.В.1

1 Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева, Самара, Россия

Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационной деятельности университетов

цитировать статью:

Ковельский В.В. Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационной деятельности университетов // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 1. — С. 20-31. с1о1: 10.18334/се.14.1.100468

АнноТАЦИЯ:

В данной работе производится обзор и анализ научной литературы в области интеллектуального капитала. Актуальность исследования данного вопроса обусловлена стагнацией как российской, так и мировой экономики. При этом одним из вариантов решения данной проблемы является поиск новых драйверов экономического развития. Очевидно, что для подробного анализа необходимо исследовать зарубежную практику наращивания интеллектуального капитала в высших учебных заведениях для формирования плана потенциального реформирования российской системы высшего образования в данном направлении.

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

клЮЧЕВыЕ слоВА: инновация, человеческий капитал, развитие университетов, интеллектуальный капитал

об авторе_

Ковельский Виктор Владиславович, начальник управления по работе с персоналом, кандидат экономических наук, доцент ([email protected])

Kovelskiy V.V.1

1 Samara University, Russia

i Human capital as a key factor

of the universities' innovative activity development

Kovelskiy V.V. (2020) Chelovecheskiy kapital kak klyuchevoy faktor razvitiya inno-vatsionnoy deyatelnosti universitetov [Human capital as a key factor of the universities' innovative activity development ]. Kreativnaya ekonomika. 14. (1). — 20-31. doi: 10.18334/ce.14.1.100468

ABsTRACT:_

This paper reviews and analyzes the scientific literature in the field of intellectual capital. The relevance of the study of this issue is obvious due to the stagnation of both the Russian and global economies. There is a need to find new drivers of economic development. Obviously, for a detailed analysis, it is necessary to study the foreign practice of building up intellectual capital in higher education institutions to formulate a plan for the potential reform of the Russian higher education system in this direction.

keywords: innovation, human capital, development of universities, intellectual capital

JEL Classification: J24, O15, O31, I23

Received: 17.01.2020 / Published: 31.01.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kovelskiy V.V. ([email protected])

Введение

Современная теория человеческого капитала как отдельное научное направление стала формироваться во второй половине ХХ века, и этому способствовали следующие новые социально-экономические условия хозяйствования [11] (Ба1а$ког, 2004):

■ накопился значительный теоретико-методологический материал в форме концепций человеческого капитала в мировой науке, давший предпосылки для появления нового научного направления — теории человеческого капитала;

Е о с

■ произошло развитие новых и ускорение существующих процессов гуманизации социально-экономических отношений, обозначилась авторитетность появления новой «идеи ценности человека»;

■ в структуре себестоимости конечного продукта в результате изменений производственных процессов в себестоимости продукции большую долю стали занимать интеллектуальные затраты;

■ произошло развитие инновационной деятельности и переосмысление роли и места рабочей силы в процессе производства.

Спецификой современной мировой экономики является широкое использование университетов в качестве драйверов инновационного развития. Система высшего образования является фундаментом для наращивания и использования интеллектуального потенциала страны. Для эффективного воспроизводства высококвалифицированных кадров необходимо наличие конкурентоспособной системы данного воспроизводства, основанной на интеллектуальном капитале.

Интеллектуальный капитал, включающий в себя знания, профессиональный опыт, компетенции, уровень репутации, играет особенно значительную роль в развитых странах. Развитие и приращение данного капитала во многом предопределило становление наиболее влиятельных и могущественных в экономическом отношении стран нынешней эпохи.

Прежде чем анализировать зарубежный опыт использования интеллектуального капитала в университетах, необходимо сформировать его определение. Интеллектуальный капитал трактуется неоднозначно, но можно выделить наиболее распространенные определения:

Интеллектуальный капитал — форма закрепления, сохранения, накопления, развития человеческого опыта: его основой является «опредмечивание» человеческих качеств и сил в виде средств деятельности и кооперации людей, а также в виде системы вещей, которая обуславливает воспроизводство общественной жизни [5] (Кететоу, 1998);

Интеллектуальный капитал организации — совокупность нематериальных активов, без которых организация не может существовать: рыночные активы, интеллектуальная собственность как актив, человеческие активы, инфраструктурные активы [2] (БтыЫ^, 2001);

Интеллектуальный капитал — источник расхождения между рыночной и балансовой стоимостью организации, основу которого составляют знания и интуиция менеджмента, сделавшего ставку на разработку наиболее перспективного товара или технологии и сумевшего поднять совокупность производственных факторов на более высокий интеллектуальный уровень [6] (КИтоу, 2002).

Также зарубежные ученые определяют виды человеческого капитала в соответствии с видами инвестиций в него. Так, Г. Шульц отмечает, что способности человека

in in

могут развиваться за счет конкретных видов деятельности, имеющих параметры инвестиций [17] 1968). Он выделяет виды инвестиционной деятельности,

направленные на создание определенных групп человеческих способностей, имеющих капитальную основу и использующихся в качестве человеческого капитала: дошкольное и школьное образование и воспитание; высшее образование; обучение; повышение квалификации и переподготовка на производстве; укрепление здоровья; развитие интеллектуальных способностей; усвоение объемов необходимой информации в экономической деятельности [8] (Martsinkevich, 2005).

Особое внимание уделяется высшему образованию. С точки зрения перспектив, новые траектории, векторы, задаваемые университетами в условиях современных вызовов, становятся не просто указателями, но и маркерами, локомотивами для развития, следствием движения по которым и будет являться увеличение интеллектуального капитала.

На фоне все более обостряющейся конкуренции со стороны комфорта и стабильности через виртуализацию всего возможного, ухода в социальные сети, стоимость идей, инноваций в самом широком смысле увеличивается в геометрической прогрессии с течением времени. Соответственно, особенно остро встает вопрос персонификации поддержки инновационного потенциала человека от центров развития инновационной активности молодежи до реализации собственного инновационного проекта, что и является авторским определением термина «индивидуальная траектория».

Вопросам развития и совершенствования индивидуальных траекторий инновационного развития человека посвящено значительное количество исследований, но в рамках данного исследования было необходимо выделить следующие принципиальные нововведения, которые в итоге аккумулируются в подготовленные и реализуемые инновационные проекты.

Среди российских исследований данной проблематики можно выделить работы: А.В. Андрейчикова, Ю.С. Исаенко, отмечающих, что интеллектуальный капитал составляет значительную долю в инновационных, научных организациях, занимающихся производством знания [1] (Andreychikov, 2010); С.В. Цурикова, подчеркивающего, что интеллектуальный капитал — это ключевой фактор инновационной активности высшего учебного заведения [10] (Tsurikov, 2010).

В работе Гречко М.В. подчеркивается значимость вузов как источников развития интеллектуального капитала: сектор услуг высшего образования вносит решающий вклад в воспроизводство интеллектуального капитала, формируя творческий потенциал новых генераций человеческого фактора, создавая ключевые компетенции, необходимые для освоения высоких технологий, гибких механизмов организации хозяйственных процессов, формирования качественно новых конкурентных преимуществ [4] 2015).

Таким образом, университет — это своеобразный фундамент для развития интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал университета на выходе используется субъектами экономики и является ключевым фактором, который определяет конкурентоспособность экономики страны.

В таблице 1 изображена схема компонентов интеллектуального капитала университета [9] (Nikiforova, 2010).

Развитие интеллектуального капитала в зарубежной практике напрямую связано с государственной поддержкой научной и инновационной деятельности в вузах, в частности финансирование НИОКР.

Стоит отметить, что НИОКР являются наиболее существенной частью интеллектуального капитала. Таким образом, путем государственного или частного финансирования НИОКР можно напрямую повлиять на развитие интеллектуального капитала в высших школах.

Развитие интеллектуального капитала в развитых зарубежных странах, несмотря на различие в подходах, производится именно путем финансирования НИОКР, косвенно или напрямую.

В Великобритании финансирование интеллектуального капитала осуществляется в формате «двойной поддержки». С одной стороны, государство выдает единовременные субсидии, с другой стороны, департаменты инноваций университетов финансируют исследовательские советы, которые в дальнейшем так же инвестируют в НИОКР на проектной основе.

Опыт развития интеллектуального капитала в континентальной Европе можно рассмотреть на примере Норвегии. Все норвежские вузы при проведении исследований и подготовке научных кадров должны использовать работы своих выпускников и докторантов. Специфика заключается в том, что проведение фундаментальных исследований — это не конечная цель: норвежским вузам необходимо добиться коммерческого использования результатов своих изобретений.

Таким образом, развитие интеллектуального капитала в развитых странах напрямую связано с финансированием НИОКР и их дальнейшей коммерциализацией. Государство играет центральную роль в финансировании вузов и, соответственно, располагает основными рычагами воздействия на развитие в них интеллектуального капитала. Кроме государства в финансировании университетов участвуют и частные фирмы, которые заинтересованы в использовании результатов научной деятельности вузов, как правило, с целью приобретения конкурентного преимущества или совершенствования бизнес-процессов.

В таблице 2 приведены данные по странам с наибольшим объемом инвестиций в НИОКР.

Российские инвестиции в НИОКР в 2019 году, по данным Global R&D Funding forecast 2019 [15], прогнозировались на уровне 61,94 млрд долл., что составит 1,5% ВВП. Среди крупнейших инвесторов по доле затрат на НИОКР в ВВП Россия опере-

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

ISSN 1994-6929

Схема интеллектуального капитала вуза

Таблица 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ВУЗА

Рыночный капитал Организационный капитал Человеческий капитал

1. База потребителей образовательных услуг (потенциал 1. Миссия, видение, цели, 1. Личностные черты и

потребителей, их лояльность, развитость связей с парадигма управления психофизиологические

потребителями (участие в развитии продуктов и особенности

технологий), стандарты работы с потребителями 2. Уровень стратегического

образовательных услуг) менеджмента 2. Мотивационныехарактеристики

2. Репутация/имидж образовательного учреждения 3. Ключевые компетенции и их 3. Ценностные ориентиры

(выполнение обязательств, взаимоотношения развитие

с поставщиками, конкурентами, другими 4. Универсальные компетенции

стейкхолдерами) 4. НИОКР и отдача от них (способность к самообучению)

3. Уникальность образовательных продуктов, технологий, 5. Уровень финансового 5. Корпоративные компетенции

услуг (патентные/авторские права на объекты менеджмента (включая компетенцию

интеллектуальной собственности) менеджмента знаний)

6. Уровень коммуникационного

4. Применяемые в организации методы, модели и менеджмента 6. Компетенции должности

технологии бизнес-процессов

7. Система управления 7. Способности

5. Организационная культура (моральные ценности, человеческими ресурсами

культура труда, общий подход к делу, отношение

к изменениям) 8. Уровень проектного управления

6. Стратегические партнеры, эффективность 9. Организационная структура

взаимодействия с заинтересованными сторонами

Источник: [9] (Nikiforova, 2010).

Топ-10 стран с наибольшим объемом инвестиций в НИОКР [7]

Таблица 2

Страна 2018 2019 (прогноз)

ВВП, млрд долл. НИОКР, млрд долл. Доля НИОКР в ВВП,% ВВП, млрд долл. НИОКР, млрд долл. Доля НИОКР в ВВП,%

1. США 19921,0 565,76 2,84% 20458,9 581,03 2,84%

2. Китай 24646,0 485,53 1,97 % 26223,3 519,22 1,98 %

3. Япония 5469,9 191,45 3,50 % 5519,1 193,17 3,50 %

4. Германия 4253,8 120,81 2,84% 4338,9 123,22 2,84%

5. Индия 10146,1 86,24 0,85 % 10937,5 94,06 0,86 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Южная Корея 2087,8 90,19 4,32 % 2148,4 93,46 4,35 %

7. Франция 2885,4 64,92 2,25 % 2943,1 66,22 2,25 %

8. Россия 4068,0 61,83 1,52 % 4129,0 61,94 1,50%

9. Великобритания 2926,1 50,33 1,72 % 2970,0 51,38 1,73 %

1 0. Бразилия 3293,0 38,53 1,17% 3375,3 39,1 5 1,16%

7\ "О

го ш

го л

ш п ш А О л о

7\ ш

О О

п л го ш "О

СГ

creativeconomy.ru

in in

жает лишь Индию и Бразилию — развивающиеся страны. Средние затраты развитых стран на НИОКР приблизительно составляют 3% ВВП. д, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до

2020 г. предусматривает, что расходы на НИОКР к 2020 году должны увеличиться до 2,5-3% ВВП, однако, по сравнению с 2018 годом, доля инвестиций в НИОКР от ВВП снизилась на 0,02 п.п. Таким образом, представляется маловероятным достижение уровня инвестиций в НИОКР в 2,5% ВВП к 2020 году.

Безусловно, стагнация российской экономики негативно повлияла на планы Правительства РФ по достижению уровня развитых стран по части инвестиций в НИОКР. Для преодоления стагнации необходима модернизация российской экономики, однако фундамент модернизации во многом базируется именно на научном потенциале, формируемом инвестициями в НИОКР. Таким образом, мы оказываемся в замкнутом круге, выход из которого видится лишь в серьезной переориентации государственного бюджета в сторону развития научной сферы за счет снижения затрат в наименее приоритетных направлениях.

Самое важное событие в трансформационном развитии системы высшего образования РФ было осуществлено в 2003 году, когда государство подписало Болонскую декларацию [3] ^Ш^пЫ, 2009).

Этот акт базируется на сближении и унификации разных образовательных систем для создания единого образовательного пространства различных государств. С подписанием декларации политика в сфере высшего образования получила ориентацию на решение следующих задач:

■ организация в отечественной системе образования на первом этапе двухступенчатых образовательных программ (бакалавриат и магистратура), а затем и создание трехступенчатых программ — аспирантура;

■ переход на новые ФГОС (Федеральные образовательные стандарты);

■ разработка новых образовательных программ;

■ введение сопоставимых квалификаций и компетенций;

■ организация защит выпускных квалификационных работ вместо дипломов;

■ использование балльно-рейтинговых систем в качестве критериев оценки знаний;

■ создание и развитие академической мобильности преподавателей и студентов;

■ ориентация системы высшего образования на существующие мировые ценности;

■ организация идентичности отечественного образования с зарубежным образованием.

Безусловно, связь между нематериальными активами и устойчивым ростом объективна и имеет классические примеры. Для России особенно интересны практики стран БРИКС. Так, ученые, анализирующие страны БРИКС, зачастую

выделяют Бразилию и утверждают, что в быстроразвивающейся бразильской экономике, особенно в быстроменяющемся городе и штате Рио-де-Жанейро, нематериальные активы становятся ключевым фактором успеха для устойчивого роста [13] (Fernandez, 2012). Ряд исследований, использующих метод VAIC, были проведены для выявления роли интеллектуального капитала в создании стоимости бразильских компаний разных отраслей. Была найдена положительная и значимая связь между движением и запасами интеллектуального капитала и прибыльностью мебельных компаний [16] (Kimura, Basso, Aguiar, 2010), а также компаний сектора производства и сборки транспортных средств и запчастей [12] (Basso, Kimura, Aguiar, 2010).

Так, в своем исследовании Ф. Сардо анализирует влияние интеллектуального капитала на финансовые показатели гостиничного бизнеса с 2007 по 2015 год, при этом им было исследовано 934 компании [14]. Автор анализирует воздействие структурного (организационные возможности, культура, процессы, патенты, авторские права, товарные знаки, базы данных), человеческого (талант, навыки и

опыт сотрудников), реляционного (создание и поддержание отношений с заинте-

ресованными сторонами) капитала и их взаимосвязь, отражающуюся на финансовых показателях фирм. Для измерения использовался метод обобщенных моментов (GMM).

Как «взращивать» университетам будущих инноваторов? Безусловно, через увеличение прибавочной стоимости интеллектуального капитала образовательных учреждений. Современные вызовы формируют новые траектории, векторы, задаваемые университетами, становятся не просто указателями для людей, но и маркерами, локомотивами для развития. Следствием движения по траектории развития и будет являться увеличение интеллектуального капитала. На фоне все более обостряющейся конкуренции со стороны комфорта и стабильности через виртуализацию всего возможного, ухода в социальные сети, стоимость творений в самом широком смысле увеличивается в геометрической прогрессии с течением времени.

заключение

Развитие интеллектуального капитала в вузах — это инвестиции в будущее страны и общества. Финансирование НИОКР является решающим фактором, определяющим развитие интеллектуального капитала, поэтому мы стоим перед сложным выбором между консервативным подходом к инвестициям в НИОКР и повышением затрат на НИОКР до уровня развитых стран, что потребует значительных финансовых вливаний со стороны государства в ущерб иным расходным статьям государственного бюджета. Однако лишь развитие инновационной экономики, основанной на промышленности, выпускающей наукоемкую продукцию, может предоставить России шанс стать частью когорты развитых стран, поэтому консерватизм в данном вопросе неуместен. ■

источники:

Андрейчиков А.В. Понятие и структура интеллектуального капитала высшего учебного заведения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. — 2010. — № 2. — с. 113.

Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. / Э. Брукинг; [перевод с английского Л.Н. Ковалик]. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. / А. И. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.

Гречко М.В. Адаптивный механизм воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования экономики России. / специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Майкоп, 2015. — 49 с.

Кемеров В.Е. Современный философский словарь. — М.: Панпринт, 1998. — 1065 с.

Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. — СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002. — 199 с.

Макаренко Н.О. Анализ современного состояния предприятий ракетно-космической промышленности // Менеджмент социальных и экономических систем. Марцинкевич В. Инвестиции в человека // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 9. — с. 36-51.

Никифорова Л.Е. Методология стратегического управления организацией на основе развития интеллектуального капитала. / специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Никифорова Людмила Евгеньевна. — Новосибирск, 2010. — 48 с.

10. Цуриков С.В. Оценка интеллектуального капитала в управлении знаниями организации: (на примере вуза): специальности. / 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)»; 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Цуриков Сергей Витальевич. — Новосибирск, 2010. — 24 с.

11. Балашов Ю. К. Человеческий капитал. / Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004.

12. Basso L. F. C., Kimura H., Aguiar J. F. Intelle^^l сарИа1 and value сгеайоп in the produ^ion and assembly of vehides and auto-parts sedtor in Brazil: a panel data analysis // Journal of Modern Amounting and Auditing. — 2010. — № 8. — p. 15.

13. Fernandez E. F. Intelle^^l Capital Statements in Brazilian SME: Lessons Learned From the First Pilot-Implementations // ECKM 2012-Proceedings of the 13th

гм en ю

СП CTI

m m

1

4

European Conference on Knowledge Management: ECKM. Academic Conferences Limited. 2012. — p. 312.

14. Filipe Sardo, Zelia Serrasqueiro,Helena Alves On the relationship between intellectual capital and financial performance: A panel data analysis on SME hotels

15. Global R&D Funding forecast 2019. [Электронный ресурс]. URL: www.rdmag.com (дата обращения: 19.06.2019).

16. Kimura H., Basso L. C., Aguiar J. F. Intellectual capital and value creation in the furniture manufacturing sector in Brazil // The Proceedings of the 2nd European Conference on Intellectual Capital. — 2010.

17. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968.

>4

E о с о

Andreychikov A.V. (2010). Ponyatie i struktura intellektualnogo kapitala vysshego

REFERENCEs:

uchebnogo zavedeniya [The concept and structure of intellectual capital of higher educational institution]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya. (2). 113. (in Russian).

Balashov Yu. K. (2004). Chelovecheskiy kapital [Human capital] (in Russian).

Basso L. F. C., Kimura H., Aguiar J. F. (2010). Intellectual capital and value creation in the production and assembly of vehicles and auto-parts sector in Brazil: a panel data analysis Journal of Modern Accounting and Auditing. (8). 15.

Bruking E. (2001). Intellektualnyy kapital [Intellectual capital] (in Russian).

Fernandez E. F. (2012). Intellectual Capital Statements in Brazilian SME: Lessons Learned From the First Pilot-Implementations ECKM 2012-Proceedings of the 13th European Conference on Knowledge Management: ECKM. Academic Conferences Limited. 312.

Global R&D Funding forecast 2019. Retrieved June 19, 2019, from www.rdmag.com

Grechko M.V. (2015). Adaptivnyy mekhanizm vosproizvodstva intellektualnogo kapitala v sektore uslug vysshego obrazovaniya ekonomiki Rossii [Adaptive mechanism of reproduction of the intellectual capital in the service sector of higher education of the Russian economy] (in Russian).

Gretchenko A. I. (2009). Bolonskiyprotsess: integratsiya Rossii v evropeyskoe i mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo [The Bologna process: integration of Russia into European and world educational space] (in Russian).

Kemerov V.E. (1998). Sovremennyy filosofskiy slovar [Modern philosophical dictionary] (in Russian).

(D Ш

Kimura H., Basso L. C., Aguiar J. F. (2010). Intellectual capital and value creation in the furniture manufacturing sector in Brazil The Proceedings of the 2nd European Conference on Intellectual Capital.

Klimov S.M. (2002). Intellektualnye resursy obshchestva [Intellectual resources of society] (in Russian).

Makarenko N.O. Analiz sovremennogo sostoyaniya predpriyatiy raketno-kosmicheskoy promyshlennosti [Analysis of the modern state of enterprises of space-rocket industry]. Menedzhment sotsialnyh i ekonomicheskikh sistem. (in Russian).

Martsinkevich V. (2005). Investitsii v cheloveka [Human investment]. World Economy and International Relations. (9). 36-51. (in Russian).

Nikiforova L.E. (2010). Metodologiya strategicheskogo upravleniya organizatsiey na osnove razvitiya intellektualnogo kapitala [The methodology of strategic management of the organization based on the development of intellectual capital] (in Russian).

Shultz T. (1968). Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences

Tsurikov S.V. (2010). Otsenka intellektualnogo kapitala v upravlenii znaniyami organizatsii: (na primere vuza): spetsialnosti [Evaluation of intellectual capital in knowledge management of the organization (on the example of University): specialty] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.