ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Е.С. ЗОРИНА
аспирант
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». На наш взгляд, наиболее продуктивным является следующее: «Человеческий капитал — это сформированные в результате инвестиций и накопленные человеком определенный запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации, которые ведут к росту квалификации работника, целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности и качества его труда и тем самым ведут к росту заработков данного человека»1.
Человеческий капитал многообразен по своей природе. Он возникает в результате сознательного инвестирования финансовых ресурсов в образование, в накопление производственного опыта, охрану здоровья и т.д.
В настоящее время человеческий капитал формируется в качестве специализированных общественных структур, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и искусство, информационное обслуживание.
Человеческий капитал имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, и каждый ее элемент на различных уровнях оценивается определенным комплексом показателей. В соответствии с уровнями агрегирования и анализа выделяют следующие группы показателей:
— на микроуровне — для характеристики человеческого капитала отдельных индивидов и предприятий;
— на мезоуровне — для характеристики человеческого капитала крупных корпораций и регионов;
— на макроуровне — для характеристики совокупного человеческого капитала в масштабах национальной экономики.
Для оценки человеческого капитала используют два основных метода. Выделяют стоимостную и натуральную оценку человеческого капитала. На сегодняшний день в теории и практике наблюдается отрыв стоимостной оценки от натуральной.
Одним из наиболее простых стоимостных методов является измерение человеческого ка-
питала в человеко-годах обучения: чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень его образования, тем большим человеческим капиталом он обладает. Однако данный метод многое не учитывает, например производительность труда, которая у людей, имеющих примерно одинаковое образование, может существенно различаться.
Человеческий капитал, оцененный в натуральном выражении, обычно называют трудовым потенциалом. Трудовой потенциал региона характеризуется совокупной способностью его трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поступательного развития экономики. Данное определение ориентирует на статистический учет как численности трудовых ресурсов, так и качественного состава трудового потенциала, эффективности его использования, т.е. на четкое отграничение трудового потенциала как социально-экономической категории от его носителя — трудовых ресурсов.
При оценке трудового потенциала необходима характеристика его количественной и качественной сторон. Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются такие показатели, как:
— численность промышленно-производс-твенного персонала и персонала непромышленных подразделений;
— количество рабочего времени, которое можно отработать при нормальном уровне интенсивного труда.
Качественная характеристика трудового потенциала направлена на оценку:
— физического и психологического потенциала работников предприятия (способность и склонность к труду — состояние здоровья, физическое развитие, выносливость и т.п.);
— объема общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровни, фундаментальность подготовки и т.п.);
© Е.С. Зорина, 2006
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
— «качества» членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (ответственность, сознательная зрелость, интерес, сопричастность к экономической деятельности предприятия и т.п.).
Можно сказать о том, что чем выше трудовой потенциал предприятия, чем выше потенциальные возможности нанятой рабочей силы, тем более сложные задачи могут решаться коллективом.
Современная концепция человеческого капитала была сформирована в начале 1960-х гг., когда были опубликованы работы Т. Шульца и Г. Беккера. В дальнейшем ее развитием стало исследование вопросов обоснования целесообразности инвестиций в человека.
Для формирования человеческого капитала требуются соответствующие инвестиции. Согласно определению, данному С. Брю и К. Макконнеллом, инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.
Существует множество видов инвестиций. Можно выделить ряд особенностей, отличающих инвестиции в человеческий капитал от других видов инвестиций:
— отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя;
— износ человеческого капитала определяется как степенью естественного износа человеческого организма, так и степенью его морального износа вследствие устаревания знаний и изменения ценности полученного образования;
— по мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до момента окончания активной трудовой деятельности, а потом резко снижается;
— характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей;
— высокая степень риска таких инвестиций — невозможность в достаточной степени гарантировать ожидаемый результат.
Человеческий капитал в России отличается полярностью и асимметричностью развития, пока он не является фактором устойчивого экономического роста в стране. Недооценка этого обстоятельства может сильно замедлить проводимые реформы. В условиях постиндустриального общества меняются отраслевые пропорции экономики, а следовательно, и структура занятости экономически активного населения. Уходит в прошлое доминирование традиционных индустриальных отраслей, на первый план выходят наука, информатика, управление, консалтинг и сфера услуг.
Человеческий капитал растет с применением и опытом, как в процессе трудовой деятельности, так и вне ее, с помощью формального и неформального обучения, но человеческий капитал также имеет тенденцию к обесцениванию, если мало используется.
Таким образом, человеческий капитал в современных условиях является определяющим фактором экономического роста, недооцененным в нашей стране. За рубежом развитие человеческого капитала обеспечивает устойчивое увеличение объемов производства и повышение его эффективности.
Примечание
1 Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учеб. пособие. СПб., 1996.
Е.П. ЖУКОВА
аспирант Уральского государственного технического университета
(г. Екатеринбург)
ОЦЕНКА УБЫТОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ
и и ___ _
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ EVA
Классические методы оценки в своем тра- время, по данным Госкомстата РФ за 2004 г., диционном виде не всегда способны справед- почти треть российских компаний считается ливо оценить нерентабельный бизнес. В то же убыточными, при этом большая часть не-
© Е.П. Жукова, 2006