«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ
Приведены результаты исследования движения маршрутных транспортных средств в районе остановочных пунктов и анкетирования водителей, проведенного для выявления причин нарушений. Они иллюстрируют необходимость в четкой регламентации Правилами дорожного движения поведения транспортных средств в районе остановочных пунктов.
В работе [1] приведены результаты комплексного исследования состояния остановочных пунктов г. Оренбурга и работы маршрутных транспортных средств (МТС) на них. Одним из направлений исследования было изучение движения МТС на остановочных пунктах со значительными пассажирообмена-ми: «Дворец культуры «Россия» (в сторону центра), «23-й микрорайон» (в сторону центра) и «Театр музыкальной комедии».
Для изучения мест остановки МТС в районе остановочного пункта «заездной карман» и фрагмент улично-дорожной сети, прилегающий к нему, условно разделяли на 6 участков [1]. Примеры распределения МТС по участкам остановки в часы пик 7:30-9:00; 12:00-14:00 и 17:00-19:00 приведены на рис. 1-3 соответственно.
Муниципальный пассажирский транспорт (МПТ) представлен в г. Оренбурге тре-
мя видам МТС: троллейбусами, автобусами «Autosan» (Польша) большого класса и автобусами ПАЗ малого класса. Автобусы обоих классов работают одновременно на одних и тех же маршрутах, поэтому на рисунках они не разделены.
Рисунки 1-3 иллюстрируют ситуацию, характерную не только для указанного, но и для большинства остановочных пунктов со значительными пассажирообменами. Преобладающее число МТС останавливается на 3, 4 и 5 участках. Особенно характерны случаи, когда МТС при наличии на остановочном пункте «заездного кармана» останавливается прямо на полосе движения, не заезжая в карман и создавая помеху для транспортного потока; останавливается в самом начале остановочного пункта, несмотря на то, что перед ним имеется свободное пространство, а за ним - другое МТС,
Рисунок 1. Распределение МТС по участкам остановки на остановочном пункте «Театр музыкальной комедии» в час пик 7:30-9:00
подъезжающее к остановке, в результате чего возникает очередь для высадки и посадки пассажиров; останавливается, не доезжая остановочного пункта, вне «заездно-го кармана»; останавливается в два или даже три ряда, в результате чего создаются конфликтные ситуации, способствующие возникновению ДТП между МТС, пассажирами при подходе к МТС и другими транспортными средствами, а в зимнее время сни-
жается безопасность ожидающих пассажиров, возможны падения пассажиров из-за образования гололеда в результате наката и даже наезды на пассажиров; останавливается под углом к посадочной площадке, чем создает помеху транспортному потоку и т.д.
С целью выявления причин столь широко распространенных нарушений было проведено анкетирование 420 водителей, работающих на МТС г. Оренбурга. Возраст и
12,00-14,00
Газель
12,00-14,00
ПАЗ
12,00-14,00
МПТ
N e^
участки ОП
Рисунок 2. Распределение МТС по участкам остановки на остановочном пункте «Театр музыкальной комедии» в час пик 12:00-14:00
^ час
17,00-19,00
МПТ
участки ОП
Рисунок 3. Распределение МТС по участкам остановки на остановочном пункте «Театр музыкальной комедии» в час пик 17:00-19:00
стаж работы на МТС опрошенных водителей представлены на рисунках 4 и 5.
При разработке анкеты учитывались такие требования, как простота понимания и конкретность вопросов; минимизация бумажно-текстового пространства и продолжительность анкетирования, не превышающая 5 минут.
Ввиду того, что часть респондентов затруднялась в ответах на некоторые смоделированные ситуации и соответствующие анкеты были выбракованы, к анализу были приняты 362 анкеты. Распределение вариантов ответов представлено в таблице 1.
В ходе диалога опросчика с респондентами было выявлено, что основное влияние на принятие решения водителем о месте остановки МТС оказывают следующие факторы:
- интенсивность входящего на остановочный пункт потока МТС, следующего за транспортным средством респондента; «внутри» фактора немаловажную роль играет конкретный вид движущегося следом МТС (если оно имеет большие габариты и, следовательно, меньшую маневренность, чем транспортное средство респондента, то в меньшей степени «нервирует» респондента и
Таблица 1. Результаты ответов на смоделированные в анкете ситуации
Ситуация Вид МТС Варианты ответов
1 2 3 4 5 6 * ** ***
1 МПТ 14 16 19 1 9 - 24 - -
ПАЗ 17 24 29 4 11 - 31 - -
ГАЗель 25 32 39 - 16 3 48 - -
2 МПТ 26 - 32 14 - - - 11 -
ПАЗ 38 - 52 11 - 7 - 8 -
ГАЗель 47 - 69 24 1 16 - 6 -
3 МПТ 16 - - 33 - 23 - 11 -
ПАЗ 28 - - 46 6 14 - 9 13
ГАЗель 34 - - 58 8 24 - 5 34
4 МПТ - - - 44 - 19 - 14 6
ПАЗ - - - 53 9 23 - 13 18
ГАЗель - - - 62 23 41 - 9 28
5 МПТ - - - - - - - 64 19
ПАЗ - - - - - - - 29 87
ГАЗель - - - - 7 - - 52 104
* - на любом участке с максимальной концентрацией потенциальных пассажиров; ** - дождетесь отъезда транспортного средства от занятого участка; *** - если нет желающих к выходу, проедете без остановки
8%
□ до 25 лет включительно □ 26-30 лет
□ 31-40 лет □ 41-50 лет
□ более 50 лет
Рисунок 4. Распределение опрошенных водителей по возрастным категориям
13% 13%
□ до 5 лет включительно □ 6-10 лет
□ 11-20 лет □ более 20 лет
Рисунок 5. Распределение опрошенных водителей по стажу работы на МТС
АНКЕТА (страница 1)
1. Возраст (количество полных лет):
а) до 25 лет включительно б) 26-30 лет
в) 31-40 лет г) 41-50 лет
д) более 50 лет
2. Стаж работы на маршрутном транспортном средстве (МТС):
а) до 5 лет включительно б) 6-10 лет
в) 11-20 лет г) более 20 лет
3. Модель МТС:
4. Год выпуска МТС:
5. Принадлежность МТС:
а) муниципальному предприятию в) частному предпринимателю
б) акционерному обществу г) лично водителю
6. Ваши действия при подъезде к остановочному пункту (ОП) в следующей ситуации
(выделите любым способом один вариант ответа):
Ситуация 1
Остановочный павильон
/ а і о і 5 \
ПОСЛЕ (6) ПЕРЕД (5) ДО (4)
і
<
На каком из участков Вы произведете остановку?
1 2 3 4 5 6 *
* - на любом участке с максимальной концентрацией потенциальных пассажиров
Ситуация 2
Остановочный павильон
+
На каком из участков Вы произведете остановку?
1 3 4 5 6 **
** - дождетесь отъезда транспортного средства от занятого участка
АНКЕТА (страница 2)
Ситуация 3
/ О - О
ПОСЛЕ (6) 4 ► < ПЕРЕД (5) Г -V ДО (4) * *
м
На каком из участков Вы произведете остановку?
1 4 5 6 ** ***
Остановочный павильон
Ситуация 4
Остановочный павильон
Ь—"—^ ПЕРЕД (5) '-у>
■4-
На каком из участков Вы произведете остановку?
4 5 6 ** ***
Ситуация 5
Остановочный павильон
I—/ ® ЙЗОЬ г-7У^-1
—0^1 п°ед • I ° и
ы
На каком из участков Вы произведете остановку?
5 ** ***
** - дождетесь отъезда транспортного средства от занятого участка *** - если нет желающих к выходу, проедиете без остановки
СПАСИБО ЗА ЧЕСТНЫЕ ОТВЕТЫ
заставляет его «перекрывать» движение, и наоборот);
- соотношение ширины проезжей части для движения в попутном направлении и интенсивности движения прочих транспортных средств в районе остановочного пункта;
- параметры остановочного пункта, прежде всего - длина и ширина «заездного кармана», длина и конфигурация отгонов, которые оказывают влияние на задержку МТС, отъезжающего от остановочного пункта;
- количество и распределение на остановочном пункте потенциальных пассажиров;
- наличие в «заездном кармане» луж, льда или неубранного снега - в соответствующие сезоны;
- количество пассажиров внутри салона, готовящихся к выходу;
- наличие и необходимость выдерживания графика движения респондентом; влияние данного фактора колеблется от существенного для водителей МПТ и коммерческого транспорта, принадлежащего акционерным обществам или частным предпринимателям, строго контролирующим маршруты, до почти полного отсутствия значимости для транспорта мелких акционерных обществ и собственных транспортных средств респондентов.
Относительно новым фактором, появившимся в результате оснащения остановочных
пунктов торговыми точками (киосками, магазинами, кафе), являются такие помехи для МТС, как грузовые автомобили, обслуживающие торговые точки, и автомобили клиентов торговых точек, останавливающихся для покупки товара, и т.д.
Основным результатом проведенного исследования следует считать выявление факторов, которые прежде не учитывались при организации работы остановочных пунктов и приводят к несоответствию расчетных показателей времени нахождения МТС на остановочных пунктах их фактическим значениям. Учет этих факторов позволит оптимизировать работу остановочных пунктов городского пассажирского транспорта и повысить пропускную возможность улично-дорожной сети города и безопасность дорожного движения.
Однако решить проблему коренным образом можно только за счет более четкой регламентации движения транспортных средств в районе остановочных пунктов в Правилах дорожного движения, в настоящее время лишь требующих от МТС «осуществлять высадку и посадку пассажиров на остановочных пунктах, обозначенных дорожными знаками 5.12, или при наличии дорожной разметки 1.17» и тем самым позволяющих водителям, вольно трактующим правила, производить это в два и более рядов прямо на проезжей части.
Список использованной литературы:
1. Исхаков, М.М. Комплексное исследование остановочных пунктов городского пассажирского транспорта г. Оренбурга / М.М. Исхаков, В.И. Рассоха // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №9. - С. 207-214.
Статья рекомендована к публикации 28.12.07