Научная статья на тему 'Человеческие ресурсы в сфере туризма Вьетнама: проблемы и решения'

Человеческие ресурсы в сфере туризма Вьетнама: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИЗМ / ВЬЕТНАМ / ДЕФИЦИТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Май Чан Фыонг

Вьетнам страна, которая имеет большие туристические потенциалы. В настоящее время туризм играет немалую роль в развитии ее экономики. Однако развитие человеческих ресурсов в сфере туризма становилось настоятельной проблемой, которая оказывает значительное влияние на развитие туризма Вьетнама. В статье выявлены состояние, проанализированы причины и приведены решения для проблемы человеческих ресурсов в туризме Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCES IN VIETNAM’S TOURISM: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Anotation. Vietnam is the country, which has many considerable potentials for tourism. Nowadays, tourism plays a sizeable role in the economic development of this country. However, the human resource development in the tourism sector has become an urgent problem, which has a significant impact on the tourist development of Vietnam. In the article, the status has been shown, the causes have been analyzed and the decisions have been presented for the human resources’ problems in the tourism of Vietnam.

Текст научной работы на тему «Человеческие ресурсы в сфере туризма Вьетнама: проблемы и решения»

УДК 338.48

Чан Фыонг Май ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

ВЬЕТНАМА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. Вьетнам - страна, которая имеет большие туристические потенциалы. В настоящее время туризм играет немалую роль в развитии ее экономики. Однако развитие человеческих ресурсов в сфере туризма становилось настоятельной проблемой, которая оказывает значительное влияние на развитие туризма Вьетнама. В статье выявлены состояние, проанализированы причины и приведены решения для проблемы человеческих ресурсов в туризме Вьетнама.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, туризм, Вьетнам, дефицит, профессиональные навыки.

Tran Phuong Mrn HUMAN RESOURCES IN VIETNAM'S TOURISM:

PROBLEMS AND SOLUTIONS

Anotation. Vietnam is the country, which has many considerable potentials for tourism. Nowadays, tourism plays a sizeable role in the economic development of this country. However, the human resource development in the tourism sector has become an urgent problem, which has a significant impact on the tourist development of Vietnam. In the article, the status has been shown, the causes have been analyzed and the decisions have been presented for the human resources' problems in the tourism of Vietnam.

Keywords: human resources, tourism, Vietnam, deficit, professional skills.

Сегодня проблема человеческих ресурсов в сфере туризма во Вьетнаме считается актуальной. В стране в 2014 г. количество человек, работающих в сфере туризма, составляет 1035 тыс. чел. В том числе 20 % обладали только начальным образованием. Количество бакалавра по специальности туризма занимает 3.11 % [2]. Количество работающих в туризме и других сферах, связанных с туризмом достигает 2000 тыс. чел. В том числе количество прямых работников составляет 500 тыс. чел., и 1200 тыс. чел. являлись косвенными работниками [2].

Группа прямых работников - это люди, которые непосредственно участвует в процессе реализации туристических услуг, напрямую оказывают влияние на качество продуктов и (или) непосредственно общаются с потребителями. Например, служба приема и размещения, уборщик, служба горничных, багажисты, гиды, повара и т.д. Данная группа должна удовлетворять требования по этике, профессиональным навыкам, творчеству, знанию иностранных языков и т.д. Группа косвенных работников - это люди, которые косвенно участвует в процессе реализации туристических продуктов, услуг, но играют важную роль в управлении, организации и развития туристических продуктов и человеческих ресурсов в туризме. Это управляющие, исследователи, преподаватели, директоры и т.д. Данная группа должна обладать высоким уровнем образования, имеет профессиональную этику, творчество, способность управления персоналом, анализа и прогнозирования тенденции развития туризма и т.д.

Однако человеческие ресурсы в двух высших группах в сфере туризма Вьетнама не только дефицитны, но и не высококачественны. По статистике ежегодно туризм Вьетнам нуждается в 40 тыс. рабочих местах, а количество выпускников по специальности туризма только составляет около 15 тыс. чел. на год. Однако только 12 % из них заканчивает бакалавр, остальные только заканчивают училища [3].

В городе Хошимина, который является одним из развитых туристических городов Вьетнама, количество человек, работающих в туризме, только занимает 60 % потребности. В том числе 40 % получает образование о сервисе и туризме, 30-45 % туристических гидов и 70-80 % служащих в гос-

© Чан Фыонг Май., 2015

тиницах, ресторанах не удовлетворяют требование об иностранных языках, отсутствуют практические навыки [3].

В последние годы туризм Вьетнам привлекают большое количество туристов. Со своим туристским потенциалом (природным потенциалом, разнообразными культурами, гостеприимством населения и т.д.), ежегодно во Вьетнам приезжают более 6000 тыс. международных туристов. Сфера туризм закладывает в валовой внутренний продукт (ВВП) более 13.1 % [1]. Практически туризм Вьетнама находится в развивающейся стадии, но человеческие ресурсы не развиваются в соответствии с потребностью по количеству и качеству. По прогнозу в 2015 г. туризм Вьетнама требует 620 тыс. прямых работников и 1500 тыс. косвенных работников. До 2020 г. соответствующие числа будут 870 тыс. и 2500 тыс. Кроме того количество сотрудников, прошедших обучение должно увеличиться 19 тыс. на год [1].

Проблема о дефиците человеческих ресурсов и кадров с высокой квалификацией в туризме Вьетнама становится более настоятельной. Особенно в конце 2015 г., когда экономическое сообщество АСЕАН будет создано, соглашение о свободном обмене человеческих ресурсов в туризме между странами АСЕАН будет реализовано, требования к качеству подготовки туристических кадров в стране станут более высоким, чем раньше. Если Вьетнам не найдет решение для повышения качества кадров в сфере туризма, в будущем времени работники Вьетнама не смогут конкурировать с высокими квалификационными кадрами из стран АСЕАН как Сингапура, Таиланда, Филиппин и т.д. По мнению Вице-председатели Ассоциации туризма «Евро Cham» Kaimarcus Schroter, человеческие ресурсы с высшем качеством из Филиппин и Мьянмы могут стать управляющими, начальниками отделов предприятий Вьетнама. Тогда Вьетнам стакнется с более сложными проблемами.

Можно увидеть, что состояние дефицита человеческих ресурсов и кадров с высокой квалификацией осложняет устойчивое развитие туризма Вьетнама. Существует множество причин, которое приводит к данному состоянию. В том числе можно выявить 4 следующие основные причины.

1. Отсутствие целостной программы ориентации и развития человеческих ресурсов для сферы туризма. Определяя, что туризм представляет собой одно из преимущественных сфер для экономического развития страны, государство более сосредотачивает усилия на инвестицию в инфраструктуру, создание гостиниц, курортов, развитие новых туристических мест назначения, новых туристических услуг и т.д. Предприятия более обращают внимание на программы развития человеческих ресурсов, но данные программы ограничены издержками и только в рамках целей предприятий. Отсутствуют государственные политики и программы поддержки для стимулирования развития человеческих ресурсов туризма. Отсутствуют условия работы и развития карьеры. Министерство образования так же предоставляет полные и полу- полные стипендии студентам, персоналам для обучения за рубежом не только в сфере туризма, но и в других сферах. Однако после окончания курса обучения выпускники почти не получают распределение работы, либо работают по другой специальности, либо работают по своей специальности с низкой зарплатой, и даже не работают или переселяются за границу, только маленькая часть работает в своей сфере и участвует в ее развитии. Это результат нецелостной программы ориентации и развития человеческих ресурсов, которые приводит к расточительности государственного бюджета, утечке умов и дефициту высоких квалифицированных кадров.

2. Программы обучения по туризму в училищах, колледжах и высших образованных организациях уделяют внимание только теорию. После окончания вузов или курсов обучения выпускники почти не имеет никаких практических навыков, которые всегда требуются туристическими фирмами, гостиницами и ресторанами. Поэтому они проводят от двух до пяти лет, чтобы накапливать профессиональные навыки после окончания вузов или курсов обучения. А в других странах региона как Сингапуре, Малайзии, Таиланде студенты с первого курса по специальности туризма начинают

знакомиться с практическими навыками в фирмах, гостиницах и ресторанах. Кроме того курсы по иностранным языкам для студентов ограничены качеством подготовки, которое акцентирует внимание на грамматику, но забывает разговорные навыки. В вузах почти нет ориентированных курсов для студентов с первого года, которые показывают им какими знаниями, профессиональными навыками, жизненными навыками необходимо хорошо обладать, знакомят их с будущей рабочей средой, практическими ситуациями, прививают любовь к будущей профессии и родине и т.д. Эти курсы помогают студентам ясно определить будущие цели для своей профессии и стремиться к поставленным целям.

3. Часть преподавателей и руководителей в высших образованных учреждениях не удовлетворяют требования по качеству, особенно в интенсивном развитии общества и процессе глобализации. Методы преподавания не обновляются с непрерывным развитием науки и информационной технологии. Молодые преподаватели, которые получены образование из развитых стран, не имеют достаточного опыта преподавания.

4. Средняя заработная плата преподавателей и исследователей часто не достаточна для удовлетворения необходимых требований в жизни. Поэтому они тратят время на другие работы вне институтов, которые приносят им больше доходы, а забывают обновления своей знаний, методов преподавания и лекции. Темперамент в воспитательно-образовательной работе снижается.

Таким образом, для того чтобы решить проблему дефицита рабочей силы и развития качества человеческих ресурсов в сфере туризма предлагается:

- программа «стандартные навыки для профессий в туризме Вьетнама», которые применена для преподавания в институтах по специальности туризма. Данная программа получила поддержку Европейским союзом для развития человеческих ресурсов в сфере туризма Вьетнама. В этой программе выявлены необходимые уровни сертификатов, необходимые навыки, процесс обучения, контроля, обязательные условии и т.д. для 6 основных и специальных профессией в туризме: служба приема, горничная служба, службу официанта, менеджер гостиницы, управление хостелами, мотелями, управление туроператорской и турагентской деятельностью, экскурсовод, туристическое истолкование, обслуживание на туристических корабликах [6, с. 8].

- распространение и развитие туристической модели хоум- стей (home- stay) в туристических местах назначения. Ныне данная модель понравилась туристам. Хотя были приняты критерии о домах и услугах для моделей хоум- стей, распространение данных критерий в малых городах, деревьях, горах и других далеких местах назначения еще не окончательно осуществляется. Жители, которые сдают комнаты в аренду туристам, не обладают необходимыми навыками и знаниями о туризме и не удовлетворяют все требования о качестве услуг. Поэтому необходимо распространять знания и навыки среди жителей одновременно с этим осуществлять наблюдение и контроль стандартов для повышения качества обслуживания.

Однако эти предложения не могут окончательно решить проблемы о дефиците рабочей силы и невысокой квалификации кадров в сфере туризма Вьетнама. По мнению автора статьи, на основе выявленных причин данного состояния, можно предлагать следующие направления решения:

- необходимо осуществлять реформы программ обучения в институтах не только по специальности туризма, но и по смежным специальностям. Институты, колледжи и училища должны способствовать студентам развитию практических навыков с первого года обучения путем приведения обязательных практических занятий в турфирмах, гостиницах и ресторанах, организовать экскурсии, дискуссии. Студенты также обязательно работают как практикантами в фирмах, гостиницах или ресторанах с 5 до 6 месяцев до окончания вузов или курсов. Приведены ориентированные курсы для студентов с первого года, которые помогают им определить ориентированные цели в будущем времени, прививают любовь к профессии и родине;

- необходимо создавать тесную связь между образовательными учреждениям и турфирмами, гостиницами и ресторанами, которые принимают студентов на практику. Через данную связь органи-

зации, гостиницы и рестораны также найдут себе кадры;

- продвижение программы обмена студентов и персоналом в сфере туризма между странами, особенно когда экономическое сообщество АСЕАН создано. Это также дает возможность студентом Вьетнама получить опыты в процессе обучения за рубежом, расширить свои знания и отношения, совершить профессиональные навыки;

- необходимо осуществлять программы обучения и повышения квалификации, соблюдать для преподавателей; важны требования и критерии для преподавателей, такие как: требование обновления методов преподавании и знаний с развитием науки и общества, строгие критерии об уровне образования по специальности, педагогических сертификатах, сертификатах по иностранному языку, опытах работы в туристических органах и т.д. В Сингапуре преподаватели по специальности туризма и гостиницы не только обладают глубокими знаниями, но и должны иметь опыты работы и управлении в турфирмах, гостиницах, ресторанах. Поэтому они могут передать свой личный опыт студентам, которого нет в учебниках.

Кроме того, по моему мнению, в долгосрочной стратегии устойчивость развития человеческих ресурсов в сфере туризма Вьетнама должна обеспечиваться государственными политиками об ориентированном развитии, стимулировании и поддержки человеческих ресурсов в сфере туризма:

для преподавательских и исследовательских кадров государство должно осуществлять политики повышения средней заработной платы, пособия, награждения, предоставлять поддержку исследовательским проектам в сфере туризма, улучшить условия работы и способствовать развитию карьеры и т.д.;

государство должно разработать политики для стимулирования предложения на труд в туризме. Сначала необходимо определить объектов стимулирования. По моему мнению, объекты стимулирования должны быть люди, семьи с низким доходами, которые занимаются сельским хозяйством в деревьях, малых городах и горах, где есть потенциалы туризма. Например, в Севере Вьетнама: Мок Чау, Шапа, Май Чау- Хоа Бинь, Нинь Бинь, Винг Фук, Тхунг Най- Хоа Бинг, и т.д. где замечательные места назначения для отечественных и иностранных туристов. Жизнь населения в этих регионах еще трудна. Большинство из них только занимаются сельским хозяйством, которые не дают им необходимые доходы для обеспечения жизни. Во Вьетнаме используется категория «дефицит работы», который понимается тем, что человек работает менее 35 часов в неделю и готов прирабатывать. Рассматривая таблицу 1, мы видим, что уровень дефицита работы в трудовом возрасте в селе выше, чем в городе.

Таблица 1

Уровень дефицита работы в трудовом возрасте по городу - селу

в процентах

Уровень дефицита работы Уровень дефицита работы в трудовом возрасте в IV квартале 2014 г.

в трудовом возрасте в 2013 г.

Всего 2,75 2,32

Город 1,48 1,20

Село 3,31 2,82

Источники: [1, с. 7; 2].

Таблица 2

Количество бедных семьей (в процентах)

в процентах

2004 2006 2008 2010 2012

Страна 18,1 15,5 14,4 14,2 11,1

Город 8,8 7,7 6,7 6,9 3,9

Село 21,2 18,0 16,1 17,4 14,4

Этнический состав:

Вьет/Китай 14,3 11,8 10,1 9,3 6,6

Этнические меньшинства 49,0 44,6 39, 8 47,6 42,2

Источники: [9, с. 38].

В таблице 2 мы видим, что уровень бедных семей в селе имеет тенденцию к снижению, но в 3.7 раз выше, чем в городе. Этнические меньшинства Вьетнама только занимают 13.8 % населения, но около 50 % из них живет в нищете. Большинство из них размещает в горах севера и середины Вьетнама, остальные разбросанно живут в деревнях или малых городах страны.

Местные жители, которые родились и растут в горах, деревнях и малых городах, хорошо понимают традиции, навыки, культуру и географию своей родины. Данная немалая часть населения может складывать свой вклад в решении проблемы дефицита рабочей силы в туризме, удовлетворении потребности прямых и косвенных работников. Однако для того, чтобы создать кадры с высокой квалификацией, государство должно реализовать льготные программы, бесплатные обучения для бедных, политики, которые способствуют получению местными жителями специального обучения в сфере туризма, предоставлять социальную поддержку при процессе обучения и после окончания, стимулировать их вернуться на родину для развития своей карьеры с определенными льготами. Кроме того, необходимо осуществлять ориентировано- профессиональную программу в школах, особенно в местности, где есть туристические потенциалы. Данная программа помогает школьникам узнавать свою роль в развитии туризма родины, определить свою будущую профессию. Все эти политики, программы и льготы должны распространяться среди местных жителей, особенно в трудовом возрасте с 15 до 59 лет для того, чтобы соединять их личные интересы и цель развития человеческих ресурсов туризма.

Если данные рекомендация реализованы, можно полагать решенными следующие проблемы:

- дефицит кадров в сфере туризма;

- Повышение квалификации кадров в туризме;

- Повышение доходов населения для обеспечения жизни;

- Снижение плотности населения в больших городах;

- Сохранение, сбережение и развитие традиции в местных регионах;

- Развитие туризма в местных регионах;

- Повышение качества туристических услуг;

- Повышение познания общества об экологии, туризме;

- Повышение любви к родине.

Однако окончательное решение проблемы повышения качества человеческих ресурсов в сфере туризма Вьетнама достичь не простое. Это является долгосрочной стратегией и необходимо усиление и координация государства, образовательных учреждений, туристических органов, разработать программы, политики и распространять их среди жителей для соединения интересов населения и поставленных целей туризма Вьетнама.

Библиографический список

1. La Hoan. Giai phap phat trien nguon nhan luc chat luong cao cho nganh Du lich // Национальный центр социально- экономических информации и прогнозирования - Министерство планирования и инвестиции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ncseif.gov.vn/sites/vie/Pages/ giaiphapphattriennguonnhan-nd-16606.html (дата обращения : 04.06.2013).

2. Lira Hiep. Nganh du lich khach san thieu tram trong nhan luc cap cao // Электронная газета Народной полиции - рубрика «Экономика». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cand.com.vn/Kinh-te/Nganh-du-lich-khach-san-thieu-tram-trong-nhan-su-cap-cao-262380 (дата обращения : 11.06.2014).

3. Thanh Thuy . Nhan luc du lich: Nude da den chan // Электронная газета Государства СРВ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://baodientu.chinhphu.vn/Hoat-dong-Bo-nganh/Nhan-luc-du-lich-Nuoc-da-den-chan/196656.vgp (дата обращения : 04.04.2014).

4. Bao cao dieu tra lao dong viec lam nam 2013: Статистический отдел - Министерство планирования и инвестиции. - Ханой: 2014. - 236 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=512&idmid=5&ItemID=14011 (дата обращения : 04.04.2014).

5. Bao cao dieu tra lao dong viec lam quy IV nam 2014: Статистический отдел - Министерство планирования и инвестиции - Ханой: 2014. - 35 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=512&idmid=5&ItemID=14230 (дата обращения : 04.04.2014).

6. Vietnam tourism occupational standards- travel and tour operations: «Environmentally & Socially Responsible Tourism Capacity Development Programme» под ред. Туристский отдел - Министерство культуры, спорта и туризма. - Hanoi, 2013. - 305 с.

7. Xu huong lao dong va xa hoi Viet Nam 2013 trong boi canh suy giam tang trudng kinh te: отчет о НИР - № 4; под ред. «Institute of labor science and social affairs». - Hanoi, 2013. - 149 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.