УДК 130.3 ББК 87.153.3
DOI: 10.46726/H.2020.3.11
И. И. Булычёв
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК РЕВОЛЮЦИЯ В СОЗНАНИИ
Предметом анализа являются алгоритмы — отличительная черта философского стиля мышления XXI столетия. Показано, что алгоритмы любой сферы человеческого сознания и мышления по своей сущности носят идеальный характер; при этом в них объективное содержание тесно переплетается с субъективным. Предложена система правил универсального логико-философского алгоритма: 1) поиск атрибутов, 2) выделение сторон основного движущего диалектического противоречия; 3) нахождение структуры и функций каждой фундаментальной мировоззренческой категории.
Ключевые слова: алгоритм, атрибуты, основное противоречие, структура и функции, материя и сознание.
I. I. Bulychev
THE HUMAN REVOLUTION
AS THE REVOLUTION IN CONSCIOUSNESS
Algorithms as a distinctive feature of the philosophical thinking style of the XXI century are in focus of the author's attention. It is shown that the algorithms of any sphere of human consciousness and thinking are ideal constructs in their essence; while their objective content is closely intertwined with the subjective. A system of rules for the universal logical-philosophical algorithm is proposed: 1) search for attributes, 2) singling out the sides of the basic dialectical contradiction; 3) finding the structure and functions of each fundamental world-view category.
Key words: algorithm, attributes, basic contradiction, structure and functions, matter and consciousness.
История развития духовной культуры нового и новейшего времени свидетельствует о непосредственном воздействии характера научного мышления данной эпохи на стиль и особенности философского мышления. Сегодня все более насущной потребностью для дальнейшего развития фундаментальных научных и философских теорий становится методология, имеющая своей целью выделение их основополагающих алгоритмов (констант).
Под алгоритмом принято понимать точное и понятное предписанда исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи. Как известно, само слово «алгоритм» происходит от имени математика Аль Хорезми, сформулировавшего правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмом понимали только правила выполнения арифметических действий над числами. В дальнейшем происходит расширение имплементации понятия, которое стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению любой поставленной задачи.
© Булычёв И. И., 2020
К основным свойствам алгоритма традиционно относят детерминированность, результативность, массовость, дискретность (ср.: [2, с. 19]). Детерминированность (определенность) предполагает получение однозначного результата вычислительного процесса при заданных исходных данных. Благодаря этому свойству процесс выполнения алгоритма приобретает механический характер. Результативность указывает на наличие таких исходных данных, для которых реализуемый по заданному алгоритму вычислительный процесс должен через конечное число шагов остановиться и выдать искомый результат. Массовость предполагает пригодность алгоритма для решения всех задач данного типа. Дискретность означает расчлененность определяемого алгоритмом вычислительного процесса на отдельные этапы, возможность выполнения которых исполнителем (компьютером) не вызывает сомнений.
Алгоритм относят к числу самых важных факторов в системе математического знания: одно из впечатляющих достижений математики XX века усматривают в формально строгом уточнении понятия алгоритма. Образовалась, кроме того, новая отрасль математической науки — теория алгоритмов. Вслед за математикой аналогичные идеи начинают овладевать умами ученых самых разных специальностей [2, с. 20—21]. В результате понятие алгоритма расширяется и интерпретируется как однозначная, инвариантная последовательность связей; в то же время она (совокупность связей) относительно пластична, ибо сохраняет достаточно широкую амплитуду колебаний от стандарта, стереотипа до гибкого порядка (см.: [10]).
Алгоритмы не могут не стать отличительной чертой философского стиля мышления XXI столетия, если оно не хочет оказаться на обочине развития мировой духовной культуры и превратиться из интегративного ее фактора в дезинтегративный. Очевидно также, что алгоритмизации поддается, в первую очередь, наиболее разработанный и систематизированный слой теоретического мировоззрения. Подлинный алгоритм требует нахождения объективных и абсолютных параметров в содержании философских принципов, законов и категорий, максимального преодоления мировоззренческого субъективизма и релятивизма. Безусловно, подобные максимы никогда полностью не осуществимы, но должны предельно приближаться к уровню абсолютных истин там, где излагаются ключевые схемы бытия. Каждая верно найденная алгоритмическая схема есть момент объективно-абсолютного знания, которое в этой части едва ли будет когда-либо полностью пересмотрено, но лишь развито в плане прирастания новых мировоззренческих «этажей».
Алгоритмы любой сферы человеческого сознания и мышления по своей сущности носят идеальный характер. При этом в них объективное содержание тесно переплетается с субъективным. Субъективность идеальных алгоритмов обусловливается, во-первых, их отражательным характером, который присущ сознанию и мышлению человека и общества. Здесь присутствует отражение реально существующих констант бытия. Помимо них складываются алгоритмы, имеющие теоретическое, исследовательское, образовательное, инструментальное значение. Последние могут оказаться как абсолютными истинами, так и заблуждениями. Типично теоретическим является разрабатываемый автором на протяжении последних 30 лет универсальный логико-философский алгоритм. С одной стороны, он является субъективным произведением человеческого ума; с другой — описывает некоторый вполне объективный срез реальности.
Специфическим характером обладают алгоритмы искусственного интеллекта (например, компьютерные программы). В данной связи встает вопрос: почему возможна алгоритмизация самых различных секторов духовной человеческой деятельности? Ответ: в силу того, что человеческое мышление во многом объективно и в нем наличествуют устойчивые (системные, логически согласованные, повторяющиеся) элементы. И чем больше подобных устойчивых параметров, тем проще данный сектор алгоритмизировать. И наоборот, хаотичность, внутренняя логическая противоречивость различных составляющих — серьезное препятствие в деле формализации данного сектора духовного творчества.
Возможность формализации решения интеллектуальных задач качественно возросла с появлением ЭВМ. Эта возможность обеспечивается свойством алгоритмической универсальности, которая означает, что на ЭВМ можно программно реализовывать (т. е. представить в виде машинной программы) любые алгоритмы преобразования информации (вычислительные алгоритмы, алгоритмы управления, поиска доказательства теорем или композиции мелодий). При этом имеется в виду, что процессы, порождаемые соответствующими алгоритмами, являются потенциально осуществимыми (в результате конечного числа элементарных операций). Практическая осуществимость алгоритмов зависит от имеющихся в нашем распоряжении средств, которые могут меняться с развитием техники. Так, в связи с появлением быстродействующих ЭВМ стали практически осуществимыми такие алгоритмы, которые ранее были осуществимы только потенциально.
Содержание алгоритмической универсальности имеет также характер прогноза на будущее: всякий раз, когда какое-либо предписание признается алгоритмом, то независимо от того, в какой форме и какими средствами данное предписание будет первоначально выражено, его можно задать также в виде машинной программы. Разумеется, вычислительные машины, а также роботы имеют определенные ограничения, за пределы которых они в принципе не способны выйти. Доказано существование таких типов задач, для которых невозможен единый эффективный алгоритм, решающий все задачи данного типа; следовательно, их решение с помощью вычислительных машин также невозможно. Данное обстоятельство способствует лучшему пониманию того, что могут и чего не могут делать машины. Утверждение об алгоритмической неразрешимости некоторого класса задач — это не просто признание того, что такой алгоритм нам не известен и никем еще не найден. Такое утверждение представляет собой одновременно и прогноз на все будущие времена о том, что подобного рода алгоритм нам не известен и никем не будет указан, иными словами, он попросту не существует.
Характеризуя различия между естественным и искусственным интеллектами, специалисты указывают на то, что мозг человека оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, имеющими диалектический характер, тогда как машина оперирует вычислениями по законам формальной логики. Интеллект субъекта связан с абстракциями, лишенными чувства наглядности, что отсутствует у ЭВМ. В работе человеческого мозга большое значение имеют бессознательная деятельность, интуиция, которые не могут быть формализованы и, следовательно, представлены в виде компьютерных программ.
Необходимо, далее, иметь в виду, что мозг — принципиально аналоговое устройство, а психика и сознание — органически целостные процессы. Здесь нет отделенных друг от друга частей. Компьютер же представляет
собой дискретно-цифровое устройство; и он лишь отчасти способен моделировать более сложную аналоговую деятельность. Техника и сознание (мышление) базируются на весьма различных типах взаимосвязей между их компонентами. Сознание и мышление человека есть диалектически противоречивое единство осознаваемого и неосознаваемого (бессознательного). Психика, сознание и мышление субъекта изначально включены в непрерывное и динамичное взаимодействие человека с миром, выступая неотъемлемой частью процесса непрерывного, постоянно изменяющегося и развивающегося взаимодействия. Отражая изменчивость условий жизни, психика и сознание функционируют непрерывно. Компьютер же работает с перерывами (его можно включить или выключить). Имеется несколько теорем, доказывающих ограниченность дискретных машин. Самая знаменитая из них — теорема Гёделя. Она показывает, что в замкнутой логической системе достаточной мощности обязательно найдется утверждение, которое нельзя ни доказать, ни опровергнуть, находясь в рамках этой системы» (см.: [2, с. 60]).
Каким образом требования алгоритма могут быть реализованы в сфере философского мышления? Универсальный логико-философский алгоритм предполагает неукоснительное выполнение трех обязательных правил: 1) поиск атрибутов, 2) выделение сторон основного движущего диалектического противоречия; 3) нахождение структуры и функций каждой фундаментальной мировоззренческой категории [5]. Схематически это выглядит так.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ
1 2
Стороны
Атрибуты основного
противоречия
Указанные требования позволяют последовательно, концептуально и логически строго изложить важнейшие положения философской системы; они вполне достаточны для полновесного раскрытия содержания теоретического мировоззрения XXI столетия, а также представляют собой революционизирующий фактор его развития. Приведем два примера алгоритмизированного изложения основополагающих философских категорий — материи и человеческого сознания.
МАТЕРИЯ
1 2 3
Неорганическая
Масса Бесконечность
Органическая
Энергия Конечность
Социально-организованная
Материя суть фактор реальности, отличающийся объективностью существования. Ранее автор к атрибутам материи по сложившейся традиции относил, прежде всего, пространство и время [5]. Однако дальнейшие исследования привели выводу о необходимости изменения данного онтологического клише. К основным свойствам, или двум равноценным атрибутам, материи, по-видимому, следует отнести массу и энергию.
АЛГОРИТМ
3
Структура и ее функции
Следует заметить, что материализм последних ста лет превратил категорию материи в некоторое подобие теоретического бога. Только она и никакое другое понятие обладало всеми мыслимыми и немыслимыми атрибутами. Между тем к атрибутам невозможно отнести любые известные нам свойства и состояния материи, все то, что открыто, доказано и подтверждено наукой и практикой (например, наличие иерархии молекул, атомов и т. д.). Практика подобного «атрибутивного» подхода весьма наглядно продемонстрировала его бесперспективность. Категориальный смысл термина «атрибут» заключается в том, чтобы охарактеризовать не любые, а специфические свойства, присущие именно данной конкретной материальной или нематериальной системе.
Материи в целом присущи только два (не меньше и не больше) специфических атрибута — масса и энергия. Последние сами по себе не есть материя, а лишь способы ее бытия. Ни один материальный объект не может быть односторонне редуцирован только к массе или энергии. Обусловлено это тем, что рассматриваемые факторы бытия органически связаны как с материей в целом, так и с любым отдельным ее фрагментом, равно как и друг с другом. Общим признаком массы и энергии как взаимодополняющих атрибутов материи выступает признак объективности.
В массе принято усматривать одну из основных физических характеристик материи, которые определяют ее инертные и гравитационные свойства. Под массой подразумевают количество вещества, содержащегося в теле. Сопротивление тела изменению своего движения (инерция) называют инертной массой; физической единицей массы является инертная масса 1 см3 воды, что составляет 1 г (грамм массы). Полагают, далее, что каждое тело обладает также тяжелой массой, которая количественно соответствует инертной массе и которая определяет явление гравитации [9, с. 258]. В классической механике масса равна отношению действующей на тело силы к вызываемому ею ускорению (II закон Ньютона) и в этом случае масса называется инертной; кроме того, полагают, что масса создает поле тяготения (гравитационная, или тяжелая, масса) [11, с. 693].
Энергию в период приблизительно от Галилея до середины XIX века рассматривали как физическое понятие, означавшее при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. В качестве атрибута материальных объектов подавляющее большинство ученых стало рассматривать энергию к концу XIX века [1]. Энергию обычно определяли «как способность материальных систем совершать работу при изменении своего состояния и непосредственно связываемое с законом сохранения энергии». Понимание работы как изменения формы движения, рассматриваемого с его количественной стороны [12, с. 64], позволяет трактовать энергию как «единую общую меру качественно различных форм движения материи, сохраняющуюся при их взаимопревращениях, т. е. при переходах от одного вида к другому» [1]. Такую интерпретацию данного понятия сделали возможной успехи физики начала XIX века, позволившие обнаружить взаимосвязь и взаимопревращение различных «сил» природы — тепловой, химической, электрической, магнитной и механической. В результате создаются предпосылки для формулирования и разработки закона сохранения и превращения энергии (Р. Майер, Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц). При этом использовалась старая терминология и речь шла о сохранении «силы» [1]. Впрочем, до сих пор энергия нередко понимается как некоторая сила, которая вносит изменения на всех уровнях
бытия [7, с. 165, 204, 209, 274]. Как известно, взаимосвязь массы и энергии была установлена в качестве «закона» специальной теории относительности, однако пресловутый «закон» оказался весьма проблематичным, что «породило много философских споров о характере этой взаимосвязи» [1], а единодушия здесь не достигнуто и поныне.
Признак объективности в равной мере характеризует важнейшие свойства материи — массу и энергию. Нелишне заметить, что логика философского алгоритма (как и любой фундаментальной научной дисциплины) — вещь чрезвычайно строгая. Любая ошибка в вычленении отличительного, существенного признака выделяемого объекта влечет за собой утерю (хотя бы частичную) данной мировоззренческой теорией научного и адекватного характера.
Сторонами основного противоречия материи выступают бесконечность и конечность. Обе стороны имеют равный детерминирующий вес (значимость). Материя как некоторая целостность и каждый отдельный ее фрагмент представляют собой противоречивое единство бесконечности и конечности. Уточним, далее, философский смысл этих соотносительных категорий.
Бесконечность материи означает наличие неограниченного качественного многообразия ее структурных компонентов и их незамкнутый характер; количественную неисчерпаемость ее взаимосвязей и форм существования. Конечность обусловлена реальной отграниченностью каждого материального объекта. Она проявляется в первую очередь в дифференцированном характере основных структурных уровней материи: неорганического, органического и социально-организованного. В неорганическом мире конечной величиной обладают молекулы, атомы и их составные, с одной стороны, планеты, звезды или галактики — с другой. В обществе как относительно самостоятельные величины существуют прежде всего различные страны и государства.
Бесконечность не тождественна сумме конечных частей и представляет собой совершенно новое качество, не сводимое к конечным характеристикам. Категория бесконечности — типичное понятие-образ, для которого характерна, с одной стороны, опора на имеющиеся эмпирические и теоретические знания, с другой — постулирование некоторого абстрактного представления, не имеющего непосредственного представительства в окружающем нас мире. Бесконечность — как бы постоянно ускользающая сущность, ибо мир постоянно обновляется. Эмпирическое или теоретическое отображение бесконечности в сознании общественного субъекта в силу данного обстоятельства носит в каждый данный момент времени конечный и ограниченный характер. Вместе с тем это отражение, будучи процессом, который всегда находится в состоянии изменения, — бесконечно, ввиду неисчерпаемости отражения (познания). Бесконечность материи обусловлена ее неразрывной связью с движением, вследствие чего окружающий нас объективный мир постоянно выходит за свои собственные границы. Конечность материи связана с ее устойчивостью (покоем) и наличием абсолютных, фундаментальных свойств и состояний.
Любой фрагмент движущейся материи есть противоречие между конечностью и бесконечностью. Характерный пример такого противоречия — скорость света. Она конечна, так как имеет строго определенную величину и одновременно бесконечна, ибо материальное тело в формате привычной для нас реальности может приближаться к ней сколь угодно долго, никогда не достигая ее. Тело поэтому невозможно разогнать до скорости света. Недостижимость — отличительная черта бесконечности. Как бы ни был мал интервал между скоростью света и движущимся объектом, он принципиально непреодолим. Здесь мы имеем дело с непреодолимостью бесконечности [4, с. 39].
В научной и философской литературе продолжается полемика по вопросу о бесконечности или конечности нашей Вселенной. При этом представители философии нередко высказываются за ее бесконечность, а космологи, физики и астрономы приводят немало веских доводов в пользу ее конечности. Поскольку Вселенная является материальным образованием, постольку адекватное решение проблемы заключается в признании ее как некоторого единства бесконечного и конечного. Вселенная конечна, ибо в каждый данный момент значения массы и энергии все же не беспредельны, равно как и количество ее взаимосвязей, различных состояний материального субстрата. Так, сегодня в нашей Вселенной насчитывается 206 млн галактик, которые сохранятся практически вечно. Заполнять бесконечно сферу пространства невозможно. Чем дальше, тем меньше пространства остается для заполнения. Примерно через триллион лет к 206 млн галактик добавятся одна-две, но не более [6, с. 78].
В то же время Вселенная бесконечна в том смысле, что постоянно формирует все новые структурные образования. Фактором, который обусловливает относительный и преходящий характер конечного, выступает движение. Как справедливо отмечает А. М. Ковалёв, хотя вселенные и служат проявлением бесконечной природы, сами они отнюдь не бесконечны. «Одна Вселенная в системе бесконечной материи может сменить другую и т. д. Также и неисчерпаемость, бесконечность материи проявляется отнюдь не в том, что она состоит из бесконечных по величине материальных образований, а именно в том, что, включая в себя конечные объекты, она может порождать бесконечное количество своих проявлений, приходящих на смену друг другу. При этом новое образование не есть повторение или копия прежнего, а нечто иное в сравнении с прежним» [8, с. 153—154].
Бесконечность обнаруживает себя как неисчерпаемость материального мира и его познания, которое возможно лишь путем исследования конечного. Однако конечное стремится выйти за свои пределы, за рамки существующей меры, что приводит к качественному изменению самой конечности и превращению ее в собственную противоположность, т. е. в бесконечность. Последняя проявляется и существует в вечном самодвижении материи, превращении ее состояний. Здесь всякое количественное и всякое качественное изменение конечно, тогда как бесконечным оказывается единство количественных и качественных изменений, бесконечность их чередования [4, с. 257].
Парадоксы типа гравитационного или фотометрического не могут иметь место. Гравитационный парадокс Неймана (1877) и Зелигера (1899) заключается в том, что бесконечная масса звезд Вселенной должна создать на Земле бесконечно большую силу тяжести, чего в действительности нет. Фотометрический парадокс Шезо (1774) и Ольберса (1826) также исходит из признания бесконечного числа звезд. Если бы это было так, мы бы оказались окружены их стеной, и температура в этой звездной «духовке» должна быть звездной. В действительности наша Вселенная не имеет бесконечного числа звезд, будучи конечной по размерам. Конечное число звезд не противоречит бесконечности материального мира. Бесконечность не может проявляться в бесконечном числе однокачественных материальных объектов, а состоит в абсолютном существовании движущейся материи, проявляющей неограниченное множество конкретных форм бытия [4, с. 258, 262].
Компонентами (функциями) структуры материи являются неорганический (удельный вес в совокупной детерминации 50 %), органический (30 %)
и социально-организованный (20 %) ее виды. В свою очередь, каждый из основных структурных уровней обладает достаточно сложным строением.
Приведем, далее, алгоритмизированную схему категории человеческого сознания.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1 2 3
Стороны основного Атрибуты Структура и ее функции
противоречия
Язык Осознаваемое Сенсорное
Семиотическое
Мышление Несознаваемое Семантическое
Отличительная особенность человеческого и отчасти биотического (животного) сознания — идеальность (нематериальность). Эту особенность мы вправе рассматривать как его (сознания данного уровня) сущность. Представление об идеальной (нематериальной, духовной) сущности человеческого сознания логически влечет за собой признание аналогичного характера и у его атрибутов — языка и мышления. Их детерминирующая значимость в системе человеческого сознания равновелика (50 + 50 = 100 %). Единство сознания, языка и мышления обусловлено их единой (идеальной) сущностью. Сознание людей существует не само по себе как бы «в чистом» виде, а через свои атрибуты — язык (речь) и мышление. Строго говоря, человек не обучается сознанию как таковому, он обучается языку, словам и логике языка этого нового паттерна усвоения действительности. Человек обучается новым условным названиям предметов, явлений и их логическому оперированию. Усвоение окружающего с помощью языка и мышления и есть современное понимание содержания человеческого сознания (см.: [12]).
Вместе с тем язык и мышление обладают по отношению к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, которая вытекает из их атрибутивной специфики. Последняя заключается в том, что язык — более устойчивая сторона, мышление — процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Мышление — это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Список литературы
1. Алексеев И. Энергия // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. С. 563—564.
2. Алексеев А. Ю. Комплексный тест Тьюринга: философско-методологические и социокультурные аспекты. М.: ИИнтеЛЛ, 2013. 304 с.
3. Анисов А. М. Время и компьютер. Негеометрический образ времени. М.: Наука, 1991. 152 с.
4. Бесконечность и Вселенная: сборник статей / ред. коллегия: В. В. Казютинский и др. М.: Мысль, 1969. 325 с.
5. Булычёв И. И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма: учеб. пособие. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 1999. 289 с.
6. Булычёв И. И., Победоносцев С. Н. Космический стандарт человека. Иваново: ПресСто, 2016. 389 с.
7. Жульков М. В. Ноосферные энергии и глобальное сознание. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. 332 с.
8. Ковалёв А. М. Целостность и многообразие мира: Философские размышления. М.: [б. и.], 1996. Т. 1. 368 с.
9. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского и др. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576 с.
10. Лимаренко А. В. Законы организации и социальные алгоритмы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1989. 190 с.
11. Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А. П. Горкин. М.: Большая российская энциклопедия: Рипол Классик, 2000. 1455 с.
12. Райков В. Л. Общая теория сознания. М.: Синергия, 2000. 293 с.
13. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1975. 360 с.
УДК 130.3
ББК 87.152.42
DOI: 10.46726/H.2020.3.12
А. В. Брагин
ФАЗОВЫЙ ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ
Статья посвящена проблеме уточнения границ диапазона (фазового объема) и адекватности восприятия мира в динамике космо-социальной эволюции человека. Показано, что у человека объем восприятия реальности Мира обусловлен физиологической организацией и, в конечном счете, его местом в космосе и биосфере Земли. Акцент сделан на выявлении детерминант обусловливающих данный диапазон восприятия и средствах выражения доступной восприятию информации. Выявлено, что моделирование действительности становится все более абстрактным и четким, но менее конкретным, адекватным «предельной реальности» с ее размытыми формами.
Ключевые слова: восприятие, фазовый объем, детерминанты, эволюция, социальные средства выражения информации.
A. V. Bragin
PHASE VOLUME OF THE PERCEPTION TO REALITY: DETERMINANTS AND FACILITIES OF THE EXPRESSION
The article is devoted to problem of revision of the borders of the range (the phase volume) and adequacy of the perception of the world in speaker long disheveled locks of universe-social evolution of the man. It is shown that in man's perception volume is conditioned by the physiological organization as well as by its place in the cosmos and the Earth biosphere. The accent is made on discovery determinant conditioning given range of the perception and facility of the expression available perception to information. It is revealed that the modeling of reality becomes more abstract and clear, but less concrete, adequate to the «ultimate reality» with its blurred forms.
Key words: perception, phase volume, determinants, evolution, social facilities of the expression to information.
© Брагин А. В., 2020