Научная статья на тему 'Чехословакия. Формирование новой политической системы (конец 80-х – начало 90-х гг.)'

Чехословакия. Формирование новой политической системы (конец 80-х – начало 90-х гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1234
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чехословакия / Бархатная революция / Гражданский форум / Движение за демократическую Словакию / политические партии / Czechoslovakia / Velvet Revolution / Civic Forum / Movement for Democratic Slovakia / Political Parties

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Юлия Александровна

В статье рассматривается начало трансформации политической системы существовавшего в недалеком прошлом государства — Чехословакии. Важную роль в этом процессе сыграли общедемократические движения Гражданский форум (ГФ) в Чехии и «Общественность против насилия» (ОПН) в Словакии, ставшие победителями парламентских выборов 1990 г. Программные установки этих движений, провозглашавшие демократические ценности, были сформулированы в общем виде, и это позволило на начальном этапе объединить на их платформе различные политические силы и самые широкие круги чехословацкого общества. С самого начала политической трансформации в Чехословакии были заложены правовые основы функционирования демократических механизмов реальной многопартийности. Были приняты и практически сразу же внедрены в общественную практику соответствующие законы, которыми регламентировались порядок образования партий и политических движений, приостановки и запрета их деятельности, участия в выборах. Были упразднены статьи конституции о ведущей роли КПЧ в обществе, о ее главенствующем положении в политической системе страны. События ноября 1989 г., приведшие к радикальным изменениям политической системы Чехословакии, получившие название «нежной», «бархатной» революции, свидетельствует о том, с какой стремительностью КПЧ и ее тогдашнее руководство уступали ведущие позиции. В 1990–1992 гг. в Чехии и Словакии шел процесс поляризции и радикализации политических сил и движений. Однако процесс этот отличался по направленности. Данный момент во многом определил распад единой Чехословакии на два государственных образования — Чешскую и Словацкую республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Czechoslovakia. Formation of a New Political System (the End of the 1980‘s — the Beginning of the 1990‘s.)

The article examines the beginning of the transformation of the political system of the state that existed in the recent past — Czechoslovakia. The General Democratic Civil Forum in the Czech Republic and the Public Against Violence in Slovakia, which won the 1990 parliamentary elections, played an important role in this process. The programmatic attitudes of these movements, proclaiming democratic values, were formulated in a general form and this allowed the initial unification of various political forces and the widest circles of Czechoslovak society on their platform. From the very beginning of the political transformation, the legal foundations of the democratic mechanisms of real multipartyism have been laid in Czechoslovakia. Relevant laws were adopted and implemented almost immediately in public practice. that governed the formation of parties and political movements, the suspension and prohibition of their activities, participation in elections. The events of November 1989, which led to radical changes in the political system of Czechoslovakia, which have been called the “gentle” and “velvet” revolution. shows the speed with which The Communist Party of Czechoslovakia and its leadership was inferior to the leading positions. In 1990–92, the Czech Republic and Slovakia were in the process of polarizing and radicalizing political forces and movements. However, this process was different indirection. This moment has largely defined the disintegration of the unified Czechoslovakia into two state entities — the Czech Republic and the Slovak Republic.

Текст научной работы на тему «Чехословакия. Формирование новой политической системы (конец 80-х – начало 90-х гг.)»

о

сп ш

Юлия Щербакова

Чехословакия. Формирование новой

политической системы (конец 80-х - начало 90-х гг.)

Аннотация. В статье рассматривается начало трансформации политической системы существовавшего в недалеком прошлом государства - Чехословакии. Важную роль в этом процессе сыграли общедемократические движения Гражданский форум (ГФ) в Чехии и «Общественность против насилия» (ОПН) в Словакии, ставшие победителями парламентских выборов 1990 г. Программные установки этих движений, провозглашавшие демократические ценности, были сформулированы в общем виде, и это позволило на начальном этапе объединить на их платформе различные политические силы и самые широкие круги чехословацкого общества. С самого начала политической трансформации в Чехословакии были заложены правовые основы функционирования демократических механизмов реальной многопартийности. Были приняты и практически сразу же внедрены в общественную практику соответствующие законы, которыми регламентировались порядок образования партий и политических движений, приостановки и запрета их деятельности, участия в выборах. Были упразднены статьи конституции о ведущей роли КПЧ в обществе, о ее главенствующем положении в политической системе страны. События ноября 1989 г., приведшие к радикальным изменениям политической системы Чехословакии, получившие название «нежной», «бархатной» революции, свидетельствует о том, с какой стремительностью КПЧ и ее тогдашнее руководство уступали ведущие позиции. В 1990-1992 гг. в Чехии и Словакии шел процесс поляризции и радикализации политических сил и движений. Однако процесс этот отличался по направленности. Данный момент во многом определил распад единой Чехословакии на два государственных образования - Чешскую и Словацкую республики.

Ключевые слова: Чехословакия, Бархатная революция, Гражданский форум, Движение за демократическую Словакию, политические партии.

© Щербакова Юлия Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН. Адрес: Москва, ул. Кржижановского, д. 15. E-mail: juli.bak@mail.ru.

< х

Конец ХХ в. ознаменовался эпохальным явлением, которое можно охарактеризовать как «закат государственного социализма». Возобла-° давшие на этом фоне либерально-демократические ценности во мно-

со

g гом определили характер общественно-политической трансформации ° в посткоммунистических странах Центральной Европы. Общественная ^ практика пошла по пути осуществления «западной модели цивилиза-к ции», в которой важную роль играют демократия и плюрализм. g Однако демократия, как и рыночная экономика, имеют множество

¡5 форм. Вряд ли можно найти две страны, где они функционировали it» бы одинаковым образом. Даже сходные конституционные устройства s создают лишь рамки для весьма различных политических реальностей. <2 Отличия порой настолько велики, что возникает вопрос о том, имеем ли о мы в действительности дело с демократическим развитием. Существо-£ вавшее в недалеком прошлом государство Чехословакия, пережив вместе з с остальными центральноевропейскими странами революционные события 1989-1990 гг., вступила на путь трансформации своей политической системы. Представляется весьма актуальным проследить на ее примере, что составляет основное содержание этого процесса, тем более, что в его ходе проявились весьма значимые для современности дезинтеграцион-ные тенденции и Чехословакия как единое государство распалось на две составляющие, на два суверенных государственных образования — Чешскую и Словацкую республики.

К 1990 году в Чехословакии сформировались идейно-организационные предпосылки для возникновения плюралистической политической системы. Оппозиция Коммунистической партии Чехословакии была структурно оформлена и представляла собой сеть групп с широким спектром альтернативных коммунистической идеологии взглядов и интересов (Vladislav J., Precan V., 1990)1.

С самого начала политической трансформации в Чехословакии были заложены правовые основы функционирования демократических механизмов реальной многопартийности. Были приняты и практически сразу же внедрены в общественную практику соответствующие законы, которыми регламентировались порядок образования партий и политических движений, приостановки и запрета их деятельности, участия в выборах. о Были упразднены статьи конституции о ведущей роли КПЧ в обществе,

0 ее главенствующем положении в политической системе страны. < В становлении новой структуры и субъектов политической системы

чехословацкого общества можно выделить несколько этапов. На первом

1 Vladislav J., Precan V. Horky leden 1989 v Ceskoslovensku. Pr., 1990. s. 164.

< х

этапе произошло создание общедемократического движения — ГФ, перестройка на демократических принципах деятельности, существовавших ° прежде при социализме так называемых союзнических партий, образо-д вание новых политических партий по образу современных западноев-° ропейских.

^ Идейная направленность программ политических партий, всту-

к пивших на чехословацкую политическую сцену сразу же после ноября £ 1989 года, заключалась в декларировании антикоммунистических це-¡5 лей и принципов. Прежде всего они стремились заявить о себе как об антикоммунистической, антитоталитарной силе, порывающей с комму-^ нистическим прошлым и выступающей за общедемократические цели. я На волне революционной эйфории победа над коммунистическим режи-о мом рассматривалась как средство решения всех проблем общественного £ развития, в том числе и в сфере строительства новых демократических з чешско-словацких отношений. Особенностью политического развития являлась масштабная поддержка населением Чехословакии на выбо-рах-90 в Федеральное собрание общедемократических движений. В июне 1990 года был закреплен переход от тоталитарного режима, в котором главенствующее положение занимала единственная реальная сила — Коммунистическая партия Чехословакии к демократическому режиму, функционирующему на многопартийной основе с учетом принципа разделения властей.

События ноября 1989 г., приведшие к радикальным изменениям политической системы Чехословакии, получили название «нежной», «бархатной» революции. Практически в течение двух недель Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ), главенствующее положение которой в обществе казалось прочным, если не сказать незыблемым, вынуждена была передать власть в Праге общественному движению Гражданский форум (ГФ). В Словакии властные функции перешли к «Общественности против насилия» (ОПН).

Краткое перечисление событий свидетельствует о том, с какой стремительностью КПЧ и ее тогдашнее руководство уступали ведущие позиции. 17 ноября 1989 г. около 15 тыс. студентов высших учебных заведений вышли на улицы Праги, чтобы отметить 50-ю годовщину ноябрьских 2 событий 1939 года, когда нацистская полиция расстреляла манифеста- о цию пражской молодежи. Против демонстрантов были использованы подразделения сил по поддержанию порядка, в результате действий < которых 143 человека получили ранения, более 100 были арестованы. ¡^ Действия сил безопасности вызвали протест у самых широких слоев общества. В течение трех последующих дней начали забастовку пражские студенты, к ним присоединились учащиеся в других городах. Деятели

<

< х

творческой интеллигенции, Чехословацкая социалистическая партия, Чехословацкая народная партия, Социалистический союз молодежи ° заявили о своей поддержке бастующих и потребовали расследования

со

9 событий 17 ноября. Когда же 21 ноября 1989 г. генеральный секретарь ° ЦК КПЧ М. Якеш выступил по национальному телевидению с призывом ^ к гражданам страны проявить ответственность и благоразумие, ответом к ему стал новый 150-тысячный митинг протеста в центре столицы, на £ котором появились лозунги, свидетельствующие о поддержке рабочими ¡5 акций протеста: «Рабочие поддерживают студентов!», «Рабочие на площади!». 24 ноября состоялся внеочередной пленум ЦК КПЧ, на котором ^ была принята отставка членов и кандидатов в члены президиума и се-

2 кретариата ЦК КПЧ в полном составе. Генеральным секретарем ЦК КПЧ о был избран К. Урбанек. А уже 29 ноября Федеральное собрание внесло £ изменения в Конституцию ЧССР. Были упразднены 4-я статья и параграф

3 6-й статьи конституции о ведущей роли КПЧ в обществе и Национальном фронте, обновлена статья 16-я, в которой прежде говорилось об обучении молодежи в духе марксизма-ленинизма, а после изменения — о том, что обучение будет вестись в духе научного познания, в соответствии с принципами патриотизма, гуманизма и демократии. Ушел в отставку председатель Федерального собрания А. Индра. 7 декабря Президиум ЦК КПЧ исключил из партии М. Якеша и М. Штепана (первого секретаря пражского ГК КПЧ) за грубые политические ошибки при попытках разрядить напряженную общественную ситуацию, особенно 17 ноября 1989 года в Праге. 8 декабря ушел в отставку Л. Адамец, председатель слегка подновленного 3 декабря правительства ЧССР, а 10 декабря сформировано и приведено к присяге новое правительство ЧССР, первое многопартийное в ее истории, в которое наряду с десятью коммунистами вошли семь беспартийных и по два представителя от Чехословацкой социалистической партии и Чехословацкой народной партии. В этот же день ушел в отставку президент Чехословакии Густав Гусак.

До конца 1989 года прекратили свою деятельность органы и организации КПЧ в Чехословацкой народной армии, погранвойсках, войсках министерства внутренних дел, в корпусе национальной безопасности, в органах прокуратуры, юстиции, государственного арбитража, аппаратах президиумов федерального и республиканского правительств. Сессия о Федерального собрания Чехословакии завершилась в 1989 году избранием А. Дубчека председателем, а В. Гавела — президентом республики.

Радикальность и быстрота проведенных преобразований властных отношений при многотысячной эмоциональной поддержке самых разнообразных групп чехословацкого общества (исключение не составляли и многие рядовые члены КПЧ) свидетельствовали, о том, что кризисные

явления давно и глубоко пронизали все общество. Многочисленны были свидетельства общественного неблагополучия. Стремительно падал ав-° торитет КПЧ. В материалах, специально подготовленных к Х пленуму ЦК

т

9 КПЧ (1987 г.) отмечалось, что девять граждан из десяти убеждены в не° обходимости перестройки хозяйственного механизма, демократизации ^ обществннной жизни, большей информированности граждан. Из выска-к зываний членов и кандидатов в члены КПЧ следовало, что только 68% из £ них снова вступило бы в партию коммунистов.

¡5 К 1987 г. можно отнести начало процесса политизации чехосло-

вацкого общества, выразившееся в формировании структуры оппо-^ зиционных инициатив. В программных документах и заявлениях их я представителей отрицалась руководящая роль коммунистической парез тии как несовместимая с принципами равенства граждан и с кодексом £ гражданских прав, а манифест «Движения за гражданскую свободу», з названный «Демократия для всех», призывал к дискуссии о принципах н демократической системы, которая основана на политическом и ду-* ховном плюрализме, смешанной экономике и взаимной терпимости2.

Демонстрации на улицах Праги в августе и октябре 1988 г., в январе, сентябре и октябре 1989 г. свидетельствовали о нарастании общественного недовольства. Более 30 тыс. граждан поставили свои подписи под воззванием «Несколько фраз». Авторы воззвания обвиняли политическое руководство в том, что манипулируя словами «перестройка» и «демократизация», в действитедьности оно отчаянно сопротивлялось всему тому, что способствовало демократии или отдаленно ее напоминало. В тоже время, указывалось в документе, растет социальная активность и обществу грозит опасность открытого кризиса. «Поэтому мы призываем руководство нашей страны к осознанию того факта, что пришло премя действительных и значительных системных изменений, и что эти изменения состоятся и окажутся успешными лишь тогда, когда им будут предшествовать действительно свободные и демократические дискуссии»3. В воззвании содержались требования, удовлетвоение которых способствовало бы изменению общественого климата: освобождение всех политических заключенных; обеспечение свободы собраний; официальное признание существования независимых инициатив; 2

с

отмена запрета на организацию независимых гражданских движений, о в том числе и независимых профсоюзов, союзов и движений; отмена скрытой цензуры; предоставление независимым средствам массовой информации равных прав с официальными; уважение прав верующих

2 Demokratie pro vsechny. - Letak. (Документ из личного архива автора).

3 Petice Nekolik vet, available at: http://www.totalita.cz/txt/txt_nvett.php (accessed: 05.03.2020).

со

< X

граждан; всенародное обсуждение всех проектов, касающихся изменения окружающей среды; свободная дискуссия не только о 1950-х годах, но и о Пражской весне, вводе на территорию Чехословакии войск Вар-9 шавского договора и последовавшей нормализации. ° Правящие круги Чехословакии противопоставили обществу, ожи-

дающему перемен, тактику жестких репрессивных мер. Росту недовольства в обществе сопутствовал процесс эскалации насильственных £ действий со стороны правящих структур. 17 ноября 1989 года стало ¡5 кульминационной точкой этих процессов. Жестокая расправа полицейских над безоружной молодежью, вышедшей на пражские улицы ^ почтить память пяти студентов полвека назад казненных нацистами, я болью и протестом отозвалась в чехословацком обществе. Действия о властей по отношению к студентам, которые несли цветы и свечи, £ пели песни, демонстрируя мирный харктер своих намерений, сделали з протест против правящих кругов общим для всех поколений и групп общества. Это событие было воспринято населением как общенациональная драма, что способствовало сплочению всех сил, озабоченных положением дел в стране. Непосредственно после событий 17 ноября был создан Гражданский форум (ГФ) — организация по своему характеру представляющая аналог общедемократического фронта. В нем объединились почти все оппозиционные группировки. Вечером 19 ноября в помещении Драматического театра в Праге собрались представители клуба «Возрождение», Хартии-77, Чехословацкого хельсингского комитета, «Круга независимой интеллигенции», «Движения за гражданские свободы», «Артфорума» «Чехословацкой независимой инициативы», «Комитета неправедливо преследуемых», чешского Пен-клуба, представители Чешской социалистической партии, КПЧ, церкви, творческих союзов, независимых студенческих организаций. Был избран Координационный центр ГФ, в чьи задачи вошли не только координационные, но и руководящие функции.

Гражданский форум, обьявивший себя общественным движением, стал революционным центром, которй разрабатывал стратегию борьбы и, мобилизуя массы, воплощал ее в жизнь. ГФ выдвинул в качестве первоочередного требования отстранение от власти представителей ком- 2 мунистического режима. Такое направление главного политического о удара было крайне удачно как с политической, так и психологической точек зрения: на руководителях коммунистического режима стояло < клеймо национальных предателей, допустивших в 1968 году оккупацию страны иностранными войсками. Они не пользовались авторитетом ни у рядовых членов партии, ни во всем обществе.

со

< X

Уже 26 ноября 1989 года были распространены программные принципы ГФ «Чего мы хотим»4. ГФ предложил обществу краткую, но всеобъемлющую программу, в которой были освещены вопросы строительства 9 правового государства, создания плюралистической политической систе-° мы, внешнеполитическая стратегия страны, вопросы экономического развития, проблемы социальной справедивостии, охраны окружающей среды, развития культуры. Анализ этой программы представляет для нас интерес £ в той мере, в какой ГФ удалось на первом этапе трансформации чехосло-¡5 вацкой политической системы добиться поддержки не только большинства

политических сил страны, но и большой части всего общества. ^ По замыслу авторов этой программы, Чехословацкая Республика

я должна была стать правовым, демократическим государством в духе тра-о диций чехословацкой государственности и международных принципов, £ а отношения между гражданами и государством регулироваться новой з конституцией. В программе формулировалось требование коренного, последовательного и необратимого изменения политической системы чехословацкого общества, для чего КПЧ предлагалось отказаться от закрепленного в конституции положения о руководящей роли в обществе. В программе намечалось также восстановление демократических институтов и самоуправленческих механизмов, которые обеспечили бы участие всех граждан в решении общественных дел и предоставление всем существующим и вновь возникающим политическим партиям и другим политическим и общественным организациям равных условий для участия в свободных выборах во все представительные органы. Заявлялось о сохранениии принципа федеративного устройства государства.

В экономической сфере ставилась цель создания недеформирован-ного рынка, ликвидации монопольных позиций крупных предприятий, обеспечения условий для равноправного существования различных форм собственности и постепенного включения чехословацкой экономики в мировое разделение труда.

В программе ГФ предполагалось, что государство и впредь будет выполнять ряд функций: гарантировать всем субъектам хозяйственной деятельности равные условия для ее осуществления, независимо от форм собственности, проводить политику регулирования на макроэкономическом уровне, гарантировать обществу необходимый минимум социаль- о ных услуг и охрану окружающей среды.

Эта программа как нельзя лучше соответствовала социально-пси- < хологическим настроениям чехословацкого общества конца 80-х годов. Она призывала положить конец господству коммунистического режима

4 Со сЬ|сете // Deset ргакку^ dnй. Рг., 1992. S. 503-506

< х

и провозглашала привлекательные цели создания гражданского, процветающего, цивилизованного общества. Благородные цели формулирвались ° достаточно обще, пути их достижения не конретизировались.

т

9 События в Словакии следовали за Бархатной революцией в Праге.

° Уже в декабре 1989 года в политической жизни республики обозначил-^ ся аналог чешскому ГФ — движение «Ощественность против насилия» к (ОПН). Представители обоих политических движений выступали со £ сходными программами, поддерживали тесные связи. ¡5 Бархатная революция 1989 года в Чехословакии не только положи-

ла начало формированию новой политической системы, но и заложила ^ правовые основы для фукционирования реальной многопартийности. я Специальным законодательным актом была отозвана почти половина о депутатов Федерального собрания, новые члены парламента получили £ свои мандаты в результате договоренностей между КПЧ и ГФ/ОПН. Сфор-з мированное таким образом Федеральное собрание имело временный статус со сроком действия до парламентских выборов в июне 1990 года.

Одной из особенностей процесса политической трансформации в Чехословакии в 1990-1992 гг. являлось то, что она проходила в рамках ранее существовавшего порядка, на основе принятой еще в социалистической Чехословакии Конституции ЧССР, в которую по мере необходимости вносились изменения и дополнения в виде конституционных законов.

Одним из первых законодательных актов Федеральное собрание приняло зимой 1990 года Закон о политических партиях, который устанавливал порядок образования и регистрации политических партий5. Законом устанавливалось, что препятствием для их регистрации может являться противоречие программных целей вновь образуемой партии конституции страны и ее законам. Устанавливалось, что для регистрации партии необходимо собрать не менее тысячи подписей граждан, намеревающихся стать ее членами.

Зимой 1990 года Федеральным собранием ЧСФР также был принят Закон о выборах, который предусматривал проведение летом 1990 года выборов в представительные органы власти по партийным спискам, на принципах всеобщего равного избирательного праваб. В ЧСФР была установлена пропорциональная избирательная система с 5% барьером < для получения партиями мест в парламенте страны. Эта система наряду о с недостатками, которые заключаются в ограничении прав избирателей участвовать в политическом процессе имеет то положительное значе- <

ние, что способствует сохранению влияния крупных партий, а также, ¡^

<

5 Zakon о роШккусЬ| stranach 15/1990 // Sbírka zakonй. - Рг., 1990.- С.47.

6 Zakon о volbach 47/1990 // Sbírka zakonй. - Рг., 1990. - С.11.

< х

в перспективе, служит препятствием для бесконечного дробления и распыления политических субъектов. Закон предусматривал двухгодичный ° срок полномочий Федерального собрания, избранного летом 1990 года. В

со

9 дальнейшем Федеральное собрание должно было избираться на четыре ° года. Установление непродолжительного срока действия депутатского ^ корпуса первого посткоммунистического созыва представляется весьма к предусмотрительным шагом, так как первоначальная стадия формирова-£ ния демократических институтов в условиях общества переходного типа ¡5 была отмечена общей нестабильностью.

Вышеупомянутый Закон о политических партиях не затрагивал ряд ^ важнейших положений, регулирующих деятельность политических пар-

2 тий. В частности, не был определен порядок приостановки и запрета их о деятельности. В этой связи, в развитие Закона о политических партиях £ 2 октября 1991 года был принят Закон об объединении в политические

3 партии и движения7. В соответствии с ним запрещалась деятельность тех партий и движений, которые нарушают Конституцию и законы страны и ставят целью своей деятельности ликвидацию демократических основ государства, не имеют демократического по форме Устава или сформированных демократическим путем органов управления, стремятся к политическому захвату и удержанию власти, препятствуя другим политическим партиям и движениям бороться за власть конституционными методами, своей деятельностью нарушают принципы равных прав граждан, мораль и общественный порядок. Приостановление деятельности политических движений и партий предусматривалось при наличии тех же признаков, что и запрет на их деятельность.

Законом о политическх партиях 1990 года подтверждалось, что, политическими партиями являются Чехословацкая народная партия, Чехословацкая социалистическая партия, Демократическая партия, Коммунистическая партия Чехословакии, Партия свободы, т. е все политические партии, существовавшие при коммунистическом режиме. Гражданский форум и «Общественность против насилия», возникшие в ходе революции, Закон определял как политические движения.

Бархатная революция осени 1989 года положила начало процессу коренного преобразования политической системы Чехословакии. В первой половине 1990 года чехословацкое общество проявило исключительную о политическую активность. За короткий период (декабрь 1989 года — начало 1990 года) в Чехословакии было воссоздано или создано вновь более 100 политических организаций (партий, движений, союзов и т.д.).

Zakon о zdruzovaní V ро1ШскусЬ| stranach а ро1ШскусЬ| 24/1991// Sbírka zakonй.

Рг., 1991. С. 81.

< х

К предвыборной борьбе 1990 года были допущены 23 политических субъекта. Левые партии (ЧСП, ЧНП, КПЧ) считали свои позиции достаточно ° прочными и надеялись на успех. Правда им не удалось составить коали-д цию, так как, во-первых, особняком держалась партия «зеленых», а во-вто-° рых, в полном одиночестве действовала КПЧ, так как остальные партии ^ левой ориентации категорически отказывались от партнерства с ней. к Более того, в ходе предвыборной кампании ряд партий и левых, и правых £ требовали запретить КПЧ. Против этого выступил президент Чехослова-¡5 кии Вацлав Гавел, который напомнил, что КПЧ существует в соответствии с Законом о политических партиях и, согласно действующему законода-^ тельству, является частью политической плюралистической системы. я Правый блок составляли Либерально-европейская партия, Че-

о хословацкая партия свободных демократов, Республиканская партия, £ Христианско-демократическая уния, Движение национального согла-з сия, Движение за самоуправляемую демократию — Общество Моравия и Силезия.

Большую группу составляли партии и движения, объединившиеся на платформе ГФ и ОПН — около 17. Их идеологический спектр был достаточно широк — от левоцентристских до правых политических взглядов. Именно расплывчатость программы ГФ, о которой мы упоминали выше, позволила объединиться на его платформе партиям с различной идеологической ориентацией. В партийные списки ГФ были включены также независимые кандидаты.

Обилие программ и отсутствие у общества политического опыта определили специфику первых свободных выборов в посткоммунистической Чехословакии — выбор кандидата в огромной степени определялся не его программой или партийной принадлежностью, а степенью его популярности и симпатией избирателей.

По итогам июньских выборов 1990 года Гражданский форум и «Общественность против насилия» одержали убедительную победу, получив в Палате национальностей Федерального собрания ЧСФР 45,9% голосов избирателей, значительно оторвавшись от занявшей второе место КПЧ (13,7% голосов). Третье место по результатам выборов заняла Христи-анско-демократическая уния, набрав 11,3%. Коммунистическая партия < Чехословакии стала единственным представителем левых сил в парла- о

менте, так как остальные не смогли преодолеть 5% барьер. После июньских выборов 1990 г. в чехословацком парламенте насчитывалось восемь фракций, а в апреле 1992 г. их было уже 198.

Volebni vysledky za roky 1990 a 1992, available at: https://www.czso.cz/csu/czso/volebni_ vysledky_za_roky_1990_a_1992 (accessed: 05.03.2020)

к

<

и <

< х

Весной 1991 года распалась коалиция политических сил, объединенных на платформе ГФ. В процессе реформирования чехословацкого ° общества выявились непримиримые различия в представлениях состав-

m

g лявших ее политических партий о путях дальнейшего разаития. 20 апреля ° 1991 года из ГФ выделилась Гражданская демократическая партия (ГДП) ^ во главе с Вацлавом Клаусом. Опору партии составили люди с высшим об-к разованием, нарождавшийся слой предпринимателей. К весне 1992 года g ГДП представляла собой полностью структурированную партию с отде-¡5 лениями на местах, с фиксированным членством. Ее численность состав-ä ляла 30 тыс. человек. ГДП ставила своей целью проведение либеральных s радикальных экономических реформ (Klaus V., 1991). <2 Вскоре схожая судьба постигла политического партнера ГФ сло-

о вацкое движение «Общественность против насилия». Треть депутатов £ от ОПН образовала в парламенте собственную фракцию, выделившись з в Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). В результате дробления ведущие политические силы Чехословакии ГФ и ОПН не сумели ни полностью выполнить обязательства, содержащиеся в их предвыборных программах, ни сыграть роль стержневой политической опоры в решении вопроса о будущем страны.

В 1990-1992 годах в Чехии и Словакии шел процесс поляризции и радикализации политических сил и движений. Однако процесс этот отличался по направленности. Его разнонаправленность усугублялась Конституционным законом о Чехословацкой федерации, который более известен как Закон о компетенциях или Закон о разделении компетен-ций9. Этот законодательный акт задумывался как существенный шаг на пути выработки и принятия новой конституции страны, с одной стороны, усиливающий самостоятельность республик, а с другой — укрепляющий единое федеративное государство. Однако объективно в условиях раздробленности политических сил страны, разницы в республиканских стартовых позициях на пути экономических реформ, закон создавал базу для закрепления межреспубликанских различий.

Идейная направленность программ политических партий, вступивших на чехословацкую политическую сцену после ноября 1989 года, заключалась в декларировании антикоммунистических целей и принци- < пов. Прежде всего они стремились заявить о себе как об антикоммуни- о стической, антитоталитарной силе, порывающей с коммунистическим

к

прошлым и выступающей за демократические цели. На волне револю- < ционной эйфории победа над коммунистическим режимом рассматри- ¡^ валась как средство решения всех проблем общественного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Zakon 541/1991// Sbirka zakonii. Pr., 1991. S. 3250.

со

< X

Особенностью политического развития являлась масштабная поддержка населением Чехословакии на парламентских выборах-90 общедемокра-тичесих движений.

9 С середины 1990 года чехословацкая посттоталитарная политиче-

° ская система перешла к следующему этапу своего разаития, который ха-^ рактеризовался «атомизацией» политической жизни, перегруппировкой к и дроблением сил. Возникающие многочисленные политические партии £ часто не имели четко сформулированных программных установок, устой-¡5 чивой социальной базы. Многие из них представляди собой протопартии, которым предстояло (или же не предстояло) стать политическими орга-^ низациями современного парламентского типа.

я В выборах 1992 года в парламенты ЧСФР, Чехии, и Словакии приняли

о участие более 40 партий, движений и коалиций, на 17 субъектов больше, £ чем в первых парламентских выборах. На избирательные участки в Чехии з пришло 85,08% избирателей, в Словакии — 84,2%.

Несомненым политическим лидером в Чехии стала Гражданская демократическая партия (ГДП), которая и прежде была одной из главных партий правительственной коалиции и имела 44 места в Федеральном собрании ЧСФР 1990 года созыва. ГДП выступала на выборах-92 за продолжение в экономической сфере курса на создание рыночной экономики, основанной на частной собственности и интегрированной в мировую развитую капиталистическую экономику, а в социальной сфре — за оказание адресной социальной помощи конкретным гражданам. Она принципиально отвергала вмешательство государства в развитие экономики, однако не отрицала необходимость создания законодательной базы, регулирующей экономические процессы в стране и считала необходимым участие государства в экологических и социальных программах. Имея четкую организационную структуру, ГДП была зарегистрирована не только в Чехии, но и в Словакии и имела местные организации в семи словацких городах

Наибольшие симпатии словацких избирателей были отданы Движению за демократическую Словакию (ДЗДС), наличие которого можно считать одной из особенностей словацкой партийно-политической системы и даже более того — словацким политическим феноменом. ДЗДС поя- < вилось на словацкой политической сцене весной 1991 г., выделившись из о

общедемократического словацкого движения «Общественность против насилия». Его было довольно затруднительно дифференцировать в традиционном лево-правом измерении. Феномен ДЗДС как раз и состоял в том, что, занимая позиции на левом фланге, оно не являлась традиционной левой партией. Хотя ДЗДС выступало как представитель интересов самых широких масс, его реальное отношение к программам общественной

к

<

и <

< х

трансформации и требование «большей социальной ориентации реформ» позволяло отвести его на левоцентристские позиции в словацком ° политическом спектре. Подчеркнем это еще раз, феномен ДЗДС как раз д и состоял в том, что, занимая позиции на левом фланге, оно не являлась ° традиционной левой партией. Более того, ДЗДС было основным про-^ тивником социал-демократической идеологии. Феномен Движения за к демократическую Словакию состоял в том, что, позиционируя себя как £ национальное, оно занимало прочное место в центрально-левой части ¡5 политического спектра. И, по существу, социал-демократическому выбору был противопоставлен национал — популистский. С 1992 по 1998 гг. ^ ДЗДС составляло основу всех правительственных коалиций в Словакии, я а его лидер Владимир Мечиар возглавлял Словацкую Республику в каче-о стве премьер-министра страны за исключением периода марта — октября £ 1994 г., когда в результате политического кризиса парламент отправил з премьера, и вместе с ним все правительство, в отставку.

Программа ДЗДС касалась всех сфер жизни словацкого народа. Оно выступало за правовое государство, плюралистическую парламентскую демократию, самоопределение словацкого народа, свободу предпринимательства, за рыночные реформы без массовой безработицы, обновление в светской жизни гуманистических традиций и возрождение христианских принципов.

К 1992 г. в Чехии и Словакии сложились две разные системы политических партий. Чешские лево ориентированные партии выступали с позиций сохранения чехословацкой федерации. В Словакии для партий левой ориентации были характерны требование предоставления суверенитета, приверженность традициям и авторитарный подход к политической жизни. Чешские христианско-демократические партии выступали с позиций экономического либерализма и свободных рыночных отношений. В экономических программах словацких христианских демократов предпочтение отдавалось принципам перераспределения и государственного патернализма. Словацкие партии правой ориентации потерпели на выборах 1992 года серьезное поражение. Они не сумели привлечь симпатии словацкого электората к своим программам. Накануне выборов 1992 года правые партии пользовались поддержкой всего у 15% населения Словакии. о

На выборы 1992 года словацкие политические партии в своем боль-

шинстве шли с идеей суверенитета Словакии, с требованием предо- < ставления им возможности проведения независимой национальной ¡^ политики во всех областях общественной жизни, ставя знак равенства между национальной идентичностью словаков и государственным суверенитетом Словакии.

Основываясь на анализе партийных программ, можно утверждать, что летом 1992 г. лево-ориентированные партии и движения, обещавшие ° смягчить реформы предоставлением гражданам социальных гарантий,

т

9 пользовались большими симпатиями у населения Словакии. Именно ° эти силы в своем большинстве выдвигали требование предоставления ^ Словацкой Республике полной национально-государственной незави-к симости. Сторонники радикальных рыночных реформ, выступавшие за £ сохранение единого чехословацкого государства в форме федерации, ¡5 получили поддержку в Чехии.

В условиях общественной трансформации в Чехословакии в 1990-^ 1992 годах политический процесс развивался без учета интересов граж-

2 дан страны. Подтверждением этому может служить отказ от проведе-о ния референдума о сохранении единого государства чехов и словаков. £ Ведущие чешские и словацкие политические силы и их лидеры были

3 нацелены на достижение своих конкретных целей, что было невозможно в условиях общего государства. Данный момент во многом определил распад единой Чехословакии на два государственных образования — Чешскую и Словацкую республики. Однако именно в этот период были трансформированы основы прежней политической системы Чехословакии и выработаны принципы, на которые в дальнейшем опиралось развитие политических систем Чешской и Словацкой республик как суверенных государств.

Весной 1990 года автору этих строк удалось побывать в Праге в командировке и окунуться в атмосферу прелестного весеннего города, заполненного, как помнится, солнечным светом, красочными цветниками и полными надежд горожанами. Столица Чехословакии и вся страна готовились к парламентским выборам. В мае — июне в рамках подготовки к выборам в форме выставки «Ме domov т^» проходил форум политических организаций, на котором более чем 30 политических организаций представляли свои программы и другие документы, предназначенные для самых широких слоев чехословацкого общества. Часть этих материалов и по сей день хранятся у автора.

< X

<

1= о

к

<

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Vladislav J., Precan V. Horky leden 1989 v Ceskoslovensku — Pr., 1990. — 164 s. Demokratie pro vsechny. — Letak. (Документ из личного архива автора). Petice Nekolik vet. — Mode off access: http://www.totalita.cz/txt/txt_nvett.php 4

Co chceme // Deset prazskych dnü. — Pr.,1992. — S. 503-506 Zakon o politickych stranach 15/1990 // Sbirka zakonü. — Pr., 1990. — C.47. Zakon o volbach 47/1990// Sbirka zakonü. — Pr., 1990. — C.11.

со

Zakon o zdruzovani v politickych stranach a politickych hnutich 24/1991// Sbirka zakonfl. — Pr., 1991. — C. 81.

Volebni vysledky za roky 1990 a 1992. — Mode off access: https://www.czso.cz/csu/czso/volebni_ vysledky_za_roky_1990_a_1992

2 Klaus ^ O tvar zitrka (Rok devadesaty). — Pr., 1991.

Zakon 541/1991// Sbirka zakonfl. — Pr., 1991. — S. 3250

4

¡5 Czechoslovakia. Formation of a New Political System

(the End of the 1980's - the Beginning of the 1990's.)

s s

2 Author. Julia Shcherbakova. PhD (History), Leading Research Fellow, Institute of Scientific

cl Information on Social Sciences RAS. Address: 51/21 Nakhimovsky Avenue, Moscow, Russia.

^ E-mail: juli.bak@mail.ru

i

< Abstract. The article examines the beginning of the transformation of the political system of

a. the state that existed in the recent past - Czechoslovakia. The General Democratic Civil Forum

in the Czech Republic and the Public Against Violence in Slovakia, which won the 1990 parliamentary elections, played an important role in this process. The programmatic attitudes of these movements, proclaiming democratic values, were formulated in a general form and this allowed the initial unification of various political forces and the widest circles of Czechoslovak society on their platform. From the very beginning of the political transformation, the legal foundations of the democratic mechanisms of real multipartyism have been laid in Czechoslovakia. Relevant laws were adopted and implemented almost immediately in public practice. that governed the formation of parties and political movements, the suspension and prohibition of their activities, participation in elections. The events of November 1989, which led to radical changes in the political system of Czechoslovakia, which have been called the "gentle" and "velvet" revolution. shows the speed with which The Communist Party of Czechoslovakia and its leadership was inferior to the leading positions. In 1990-92, the Czech Republic and Slovakia were in the process of polarizing and radicalizing political forces and movements. However, this process was different indirection. This moment has largely defined the disintegration of the unified Czechoslovakia into two state entities - the Czech Republic and the Slovak Republic.

Key words: Czechoslovakia, Velvet Revolution, Civic Forum, Movement for Democratic Slovakia, Political Parties.

< о

к

<

и <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.